Скорбящий. Слава Богу за все. Благодарю и тебя, отец, за то, что наставил меня и пролил утешение в скорбящую душу мою. О богаче и Лазаре Человек же некий бе богат. Нищ же бе некто именем Лазарь. ( Лук. 16:19, 20 .). В притче евангельской говорится о двух человеках – о богатом и нищем, и показывается, какова их жизнь земная настоящая и какова будущая, после смерти. Рассмотрим прежде настоящую жизнь обоих. Глядя на жизнь богатого и бедного, кто бы не предпочел быть богатым? Богатый обитает в роскошных палатах, нищий же лежит у ворот на куче сора; богатый одет в порфиру и виссон, а нищий в рубище. Богатый веселится, каждый день упивается лучшими питьями, наслаждается всевозможными яствами, а нищий в печали своей рад, если ему кто-нибудь подаст кружку воды, и желал бы насытиться хоть крошками только, падающими со стола богача; но этих крошек ему не дают. Богачу услуживают, относятся к нему с почтением, в печали утешают его, в болезни навещают и соболезнуют; а на нищего кто взглянет, кто позаботится о нем, кто посетить его? Никто. Разве собаки подойдут к нему. «И псы, приходя, лизали струпья его», 82 сказано о Лазаре в Евангелии. А, между тем, часто все благополучие богача исходит от кровавого пота убогих; когда он богатеет, убогие беднеют; когда богатый тучнеет от роскоши и беззаботности, бедный сохнет от печали и голода. Богатые, везде господствуя над бедными, часто теснят их; св. апостол Иаков говорит к бедным: «Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?» 83 Таковы бывают богатые по отношению к бедным. Не говорю этого о тех богатых, которые делают добро, о богатых милостивых и от трудов своих честных богатеющих; а говорю о богачах злых, немилосердных и наживающих себе богатство неправдою. Богач, подающий милостыню, созидающий храмы Божии, заботится о царствии небесном; немилосердный же богач ни о ком не заботится: было бы ему лишь хорошо; таков евангельский богач, сказавший себе: «Сломаю житницы мои и построю большие и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое и скажу душе моей: душа! много добра лежите у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». 84 И вот, когда ест такой богач, он поедает труды бедных, поедает людей, по словам псалмопевца, сказавшего о богатых: «Съедающие народ мой, как едят хлеб, 85 а когда он пьет, то кровь людскую пьет, слезами людскими упивается.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Так и врач души нашей, Господь Бог , видя язвы духовные в нас, посылает испытания для исцеления их. Поэтому-то и говорит пророк Давид, что наказанием наказал его Господь, но не отдал в руки смерти. 72 В это самое время наказывающий Господь более благ к нему, чем жесток, более милосерден и сострадателен, чем гневен и мстителен. При том же, говорю, невозможно без испытаний, так как ими только излечиваются духовные язвы наши. Вот почему наказание нужно принимать от Господа с благодарностью, а не скорбью, с терпением, а не ропотом, с бодростью душевной, а не в изнеможении. Скорбящий. Знаю я, что наши греховные раны врачуются скорбями и печалями, посылаемыми от Господа, что ими очищаются наши душевные нечистоты. Только немощь наша человеческая среди этих испытаний наклонна больше к ропоту и изнеможению, чем к благодарности и радости. Утешающий. Так бывает у малодушных и нетерпеливых; но ты, скорбящий муж, ободрись, укрепись сердцем и помолись вместе с Златоустом: Господи, даждь ми великодушие. К тому же вспомни, что не всегда Господь посылает на нас несчастия за грехи наши, а что часто Он человеколюбивый повергает нас в скорби для того только, чтобы испытать душу нашу в горниле страданий. Вспомни про Иова и Товита, мужей праведных и благочестивых и однако так много претерпевших по изволению Божию; все несчастья им посланы были не за грехи их, а для испытания их веры и любви к Богу. Так и Моисей говорит Израилю: «Искушает вас Господь Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа Бога вашего от всего сердца вашего, и от всей души вашей». Скорбящий. Наказывает ли меня Господь за грехи мои, или испытывает ли меня, на то Его святая воля, я должен терпеть; только не выше ли сил моих все это? Утешающий. Об этом послушай апостола; он говорить: «Вас постигло искушение не иное как человеческое, и верен Бог , который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так, чтобы вы могли перенести». 73 Господь посылает скорби, Господь пошлет и терпение надеющимся на Него. Сказано же: «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя». 74 «Господь сохранит тебя от всякого зла». 75 «Хранит Господь всех любящих Его». 76 И вот, если любишь Господа своего, не скорби о постигшем горе, так как Он Сам избавит тебя от него и прославит тебя. Все зло мира этого, как-то: гонения, обиды, оскорбления, – все это служит не для гибели любящих Господа, а для спасения их. Силен Он плач и рыдания преложить в радость, силен Он всякое несчастье, нищету,

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Таков конец и всех обещаний и надежд мира сего. Не обещал ли дух мира нечестивому Аману славы и почестей, не обещал ли сделать его вторым после царя, и что исполнил? Возвел его на виселицу! И кому только не лжет этот мир? На словах – мед, а на деле – желчь; обещает много, а ничего не дает; кормит надеждами, а есть велит камни. Похож этот мир на учителя и наставника своего – князя тьмы, отца лжи. Таков и ученик своего учителя, – мир этот нищ, так как все, что имеет он, временно, превратно и обманчиво; лжив, так как ничего не исполняет из того, что говорит, что обещает. И вот все, делающие неправду, любящие ложь и лесть, коварствующие против ближнего, – все эти носят в себе не Духа Господня, а духа мира, духа лжи. «Слова их нежнее елея, но они суть обнаженные мечи», 64 говорит о таких пророк Давид. Мягко слово, но остра злоба на сердце; мягка беседа льстеца, но остр коварный замысел; мягка лицемерная дружба, но остро предательство. На словах: «радуйся, Равви»!, 65 а на деле: «Тот и есть, возьмите Его». 66 На словах: здоров ли, брат? А на деле, – убийство, смерть. Последнее относится до Иоава, полководца Давидова; он, увидевши, что Амессай лучше его, подошел к нему, приветствуя: «Здоров ли, брат?» и потом, взявши рукою за бороду, как бы желая поцеловать, ударил ножом в живот и убил его до смерти. О, дух мира – льстивый, лукавый, коварный, кому ты сделал добро? Кто, опираясь на тебя, не упал; кто, надеясь на тебя, не погиб; кто, любя тебя, не был обольщен?.. Дух Господень незлобив; укоряемый, – он не укоряет взаимно. Если носящий в себе Духа Божия будет обличен в чем-либо, он не разгневается, а напротив полюбит обличающего; написано же: «Обличай мудрого, и он возлюбит тебя». 67 Не таков дух мира; не говори ему правды, не обличай его, чтобы он не возненавидел тебя; дух мира бежит от правды, боясь обличения. Пример – Понтий Пилат, неправедный судья, осудивший на смерть Господа нашего; когда он услышал от Господа слова: «Я на то родился, и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего». 68

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Такую же любовь, такое же терпение видим мы у св. апостола Павла. Сам и о себе он говорит: «От иудеев пят раз дано мне было по сороку ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали». 40 Что же, жалуется ли святой апостол на все это, гневается ли за это на своих врагов? Он говорит: «Великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему». 41 Но о чем его скорбь, не о том ли, что он подвергался ударам, истязаниям? Нет, скорбит он о тех, которые били его, – о том, что они удаляются от спасения и стоят на пути к гибели. «Я желал бы сам быт отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то ест израильтян». 42 Так говорит апостол, так скорбит он за врагов своих: готов на погибель, не ужасается быть отлученным от Христа и пойти в ад, только бы спасти своих гонителей – израильтян. Повинуясь заповеди Божией, св. апостол любил своих врагов и претерпел гонение от них; точно также и всякий, желающий выполнить эту заповедь, должен претерпеть не мало огорчений. Не бывает любви без них. Приходится переносить обиды, осуждения и другие несправедливости, кому же приятно это? Но истинная любовь, по апостолу, должна быть терпелива. «Любовь, говорит он, долготерпит, милосердствует, не раздражается, не мыслит зла... все покрывает, все переносит». 43 Св. Иоанн Лествичник восхваляет чашу терпения, как спасительную для души человеческой; кому-то из своих он говорит: «Иди поселись с нами и пей поругания, как воду живую; претерпевши же очистишься от скверны и засияет чистота в душе твоей и свет Божий никогда не истощится в сердце твоем». Точно также и царь Давид в несчастии восклицает: «Чашу спасения прииму и имя Господне призову». 44 Что же это за чаша спасения, которую пьет пророк Давид? Вспомним, что прежде всего Саул возненавидел Давида, поднял гонение на него и желал убить его, и вот Давид, перенося неповинно гонение это, восклицает: « Чашу спасения прииму и имя Господне призову», то есть в чаше претерпеваемых страданий он надеется получить спасение. Точно также, когда Авессалом восстал против Давида, когда сын свергнул с престола отца своего и изгнал из Иерусалима, замышляя против самой жизни его, Давид восклицает: «Это чаша спасения, прииму и выпью ее». Как ни горько и ни тяжело было Давиду выносить гонение от сына, он в смирении долготерпит и, провидя пророческим оком страдания Спасителя, восклицает: «Чашу спасения прииму и имя Господне призову».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

— Узнаём в устах человеческих уста Апокалипсического зверя, говорящие гордо и богохульно, того зверя, которому «дано вести войну со святыми и победить их… и которому поклонятся все живущие на земле, имена коих не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира» ( Отк. 13 ). Повесть о пяточисленных молитвах От времен апостольских христиане всех веков, приступая ко всякому труду, начинали Его молитвою, а окончание его тоже освящали молитвенным славословием Господу, о Нем же живем и движемся и есмы. Поступим же и мы так с тобой, мой благолюбивый читатель! Но не имея дара творческой молитвы, вспомним и запечатлеем в своей памяти то, что некогда вознеслось ко Господу из вдохновенного благодатью Всесвятаго Духа сердца великого молитвенника Русской земли, иже во святых Отца нашего Димитрия, Митрополита Ростовского и Ярославского. Я уверен, что и для тебя, как и для меня, предлагаемая твоему вниманию «Повесть о пяточисленных молитвах» — творение великого Святителя будет радостной и многополезной новинкой, особенно по тем дивным обетованиям, которые она в себе заключает. Так прослушай эту повесть, дорогой мой читатель! Я уверен, что ты не посетуешь на меня за то, что предлагаемое в этой «повести» новое — не мое и не новое, а только основательно и накрепко позабытое. Прости, что я встряхнул ею пыль веков, но эта пыль святая… Один старец от Богоносных Отцев, стоя на молитве и быв в восторзе, слышал глас Господа нашего Иисуса Христа, глаголющий с Пречистою и Пресвятою Богородицею, Материю Своею, рекши к Ней: — Рцы Мне, Мати Моя, колико болезней наибольших, живущи на свете, претерпела еси Мене ради? И рече Пресвятая: — Сыне и Боже Мой! Наибольших пять болезней Тебе ради претерпела: первая — егда услышала от Симеона Пророка, еже имел еси убиен быти: вторая — егда, ищущи Тебе во Иерусалиме через три дня, Тя не видела есмь; третья — егда Тя поймана и связана от жидов услышала; четвертая — егда Тя на кресте между разбойниками Распятого видела; пятая — егда Тя видела во гробе полагаема.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

цепи, голод и самую смерть превратить во благо – в том Его непостижимое всемогущество. Скорбящий. О, если бы Господь преложил слезы мои на радость и утешил печаль сердца моего! Утешающий. Напрасно скорбит душа твоя, напрасно смущается; возложи надежду на Господа, и Он «выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень». 77 Скорбящий. Но скажи мне, неужели угодно Господу, чтобы мы в горе и скорбях проводили жизнь нашу? Утешающий. Господь наш Иисус Христос, оставляя мир этот, завещал избранным Своим, как особый дар, гонения, слезы, скорби и печали. «От сонмищ ижденут вы... восплачете и возрыдаете вы, а мир возрадуется, вы же печални будете», 78 говорит Христос. Однако не для того все это завещал Он избранным Своим, чтобы озлобить их и обесславить, а чтобы потом еще больше утешить их, возвеличить и прославить: «Паки же узрю вы и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возьмет от вас». 79 На волны пошлет Господь тишину, на плач и рыдания веселье и радость. Он наказывает и милует, говорит Товит. Скорбящий. О, если бы Господь помог мне переплыть эти печальные волны и найти радость в мирной пристани! Утешающий. Подожди немного, потерпи и получишь милость Господню. Подумай, как долго ждет земледелец плодов от трудов своих; подумай, как он во время засухи день и ночь ждет на землю благодатного дождя, и будь терпелив; долготерпеливо и ты ожидай милости Господней во время печалей своих. Не смущайся духом и непрестанно надейся на Господа. Скорбящий. Я надеюсь на Господа, однако от великой скорби берет меня сомнение, что Господь за грехи мои оставил меня. Утешающий. Отвечу на это тебе не своими словами, но словами св. Златоуста: «Когда Господь посылает испытание тебе, не думай, что Он оставил тебя; это для тебя должно быть лишь знаком того, что Он заботится о тебе и наказывает тебя для очищения твоих грехов». Так говорит св. Златоуст. Как может Господь оставить Своего верного раба, когда Он печется о нем больше, чем мать о детях своих? Если и забудет мать дитя свое, то Господь не забудет раба Своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Чаша временной земной жизни Господа Иисуса не сладка, но исполнена горечи, не с медом, а с полынью, не с сахаром, а с уксусом и желчью. Чаша Его не чаша царского престола, но креста; не славы, но бесчестия; не наслаждения, но страдания. Об этой-то чаше говорится в сегодняшнем Евангелии: «Се восходим во Иерусалим, и Сын человеческий предан будет архиереем и книжником, и осудят Его на смерть, и предадут Его языком. И поругаются Ему и уязвят Его, и убьют Его. 101 Такова чаша Господня! Сегодняшнее слово обращено будет к тем, кто удаляется от чаши Христовой, т. е. от святого причащения, от тела и крови Христовой. Многие не только в год, в два, но и в десять лет не приступают ни разу к тайнам Христовым, а иные и всю жизнь не ведают, что такое причащение. О, нерадение души человеческой, о, холод застывшего сердца! Расскажу же вам, что мы приобретаем, удостаиваясь святого причащения, и чего мы лишаемся, удаляясь от него. Прежде всего узнайте, что чаша Господня двоякая: чаша самых страданий и смерти Господней и чаша воспоминания о них. Чаша первая, как известно, была на Голгофе, на кресте, чаша же вторая – воспоминание о страданиях и смерти совершается на престоле, во святом потире, под видом хлеба и вина. Что это истина, Сам Господь сказал: «Сие творите в Мое воспоминание». 102 Обе эти чаши – причастия тела, и крови Христовой и пострадать за Христа, – повелено испить апостолам и они действительно испили. Нас же не принуждает Господь испить чашу страданий, претерпеть муки и гонения и умереть за Него; знает Господь нашу немощь и слабость, знает, что мы не перенесем всего этого. Но за то мы должны причащаться чаши воспоминания о крестных страданиях, причащаться тела и крови Христовой. Нет в этой чаше ни страданий, ни горечи, ни какой-либо другой тяготы. Но что же даст нам эта чаша? Иисус Христос Сам сказал: «Ядущий Мою плоть и пьющий Мою кровь имеет жизнь вечную»; и наоборот: если не будете есть плоти Сына человеческого и пить крови его, то не будете иметь в себе жизни. 103 Таким образом, чаша Господня есть жизнь и жизнь вечная, а отрешение от Него – смерть вечная. Чаша Господня есть царство небесное, как сказал Христос: «Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, царство, да ядите и пиете за трапезою Моею», 104 удаление же от нее есть геенна, предназначенная для изгнанных из царства; чаша Господня, наконец, есть сообщество с ангелами, а лишение ее сообщество со служителями тьмы.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Что же унесли они с собой, что взяли отсюда? Может быть, богатство или титулы своего высокородства? Может быть, сан, красоту лица, крепость тела или премудрость, или иные какие-либо преимущества? Поистине, не унесли они ничего. Они унесли все это отсюда, но не сохранили для себя, а вложили в гроб для нетления. Что же говорят они, лишившись всего? Послушаем вести из того мира, возвещенные в Божественном Писании. Ибо те, которые были здесь грешными, говорят там: «Какую пользу принесло нам высокомерие, и что доставило нам богатство с тщеславием? Все это прошло как тень и как молва быстротечная; как корабль по водам и как птица по воздуху, и как стрела, пущенная в цель, не оставляют следа от движения, так и вся жизнь наша скоро пройдет, мы же останемся, ничего не имея» ( Прем. 5:8 и сл.). Где же оставили? Тела сгнили в гробах, души же Бог знает где. Что оставили после себя? Ничего, одни только имена, записанные в книге родства, кроме тех, которые, пожив здесь свято, угодили Богу. Ибо они удостоены там лучшего, а нам оставили после себя образ добродетельной жизни. Книга же родства Христова сделалась как бы гробницей. Гробница полна костей мертвых, книга же исполнена имен мертвых. И как в гробнице мы видим гробы многих различных людей, богатых и убогих, сановитых и простых, которых покрыла и уравняла единая земля, так и в книге родства одинаково упоминаются и скотоводы, и патриархи, и рабы, и князья, и цари, и пастухи, и плотники. В ней не упоминаются ни патриаршеские, ни царские титулы, не унижаются ремесла простых, но пишется просто: такой-то «родил» такого-то; «был» такой-то и такой-то, ныне же нет ни одного. Поистине, «все суета сует», как говорит Екклезиаст: «Видел всяческие творения, сотворенные под небом, и все суть суета» ( Еккл. 1:2 ). Итак, мы прочитали в книге рождения, хотя и вкратце, слово о суетности этой смертной жизни. Теперь пора уже обратиться к другой книге, книге смерти человеческой, смерти доброй, рождающей жизнь вечную. «И иная книга раскрыта, которая есть книга жизни» ( Откр. 20:12 )

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Что это истина, – свидетельствует священная история. Поднял гонение Саул на Давида; Давид, уходя от царского гнева, скрылся в одной глубокой пещере, Саул же, следуя за ним, захотел отдохнуть и, не подозревая ничего, выбрал для этого ту же пещеру, где был Давид; в ней он и заснул. Тогда кто-то и говорит Давиду: «Вот Господь предал в руки твои врага твоего, убей его!» Но Давид ответил: «Как я могу поднять руку на помазанника Божия?» и, сказавши это, подошел к спящему Саулу, отрезал край одежды его и скрылся. После этого Саул, проснувшись, отправился снова в путь, а Давид, вышедши из пещеры вслед ему закричал: «Господин царь!» и когда Саул обернулся, он поклонился ему до земли и, показывая край одежды, сказал: «Здесь в пещере Господь предавал тебя в руки мои, но я не подумал поднять руку на господина моего; посмотри, вот край одежды твоей и пойми, что нет вражды у меня против тебя; за что же гонишь ты меня неповинного?» Саул, тронутый такими словами Давида, также и тем, что в незлобии и любви своей не подумал убить его, воскликнул: «Твой ли это голос, чадо Давид ?» и, сказав это, заплакал. Так Давид согрел душу врага своего и превратил его в друга. Вот в чем польза терпения, вот в чем благо евангельского увещания – в терпении находить спасение. Еще спрошу: что обогащает душу человеческую? Знаю, что вы напомните мне о различных добродетелях: о посте, молитве, чистоте, любви и проч. Я же не сомневаясь, скажу, что обогащает душу терпение так как нет добродетели, которая не исходила бы от терпения. Пост ли? в нем переносится голод и жажда: молитва ли? в ней борьба с унынием и леностью; чистота ли? о, как много нужно для нее терпения! Точно также и всякое иное доброе дело имеет как свой особенный труд, так и свое терпение. Терпение – это та плодовитая земля, на которой растет всякая добродетель. Имей терпение и найдешь то сокровище, скрытое в поле, о котором говорится в притче евангельской. Припомним ее: «Подобно, сказано, царство небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил от радости о нем идет и продает все, что имеет и покупает поле то». 52

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Димитрий Ростовский Святитель Димитрий Ростовский: Тот, кто сделал святых близкими людям Ростов облетела весть – митрополит Димитрий скончался. Первой мыслью у всех было: «Потеряли!» и лишь потом поняли, осознали, что и «приобрели» Святитель Димитрий Ростовский: Тот, кто сделал святых близкими людям Ростов облетела весть – митрополит Димитрий скончался. Первой мыслью, первым чувством у всех было: «Потеряли!», и лишь потом, когда смолкли звуки панихиды, поняли, осознали, что и «приобрели»: от земных трудов призван он к новым трудам как молитвенник за Россию. Ростов — город русской святости Последнее время мы очень часто стали стремиться в страну далече, узнавать достопримечательности и интересные места за границей, совершенно забывая о своей стране, где немало интересного для пытливого взгляда путешественника, для молитв всегда спокойного и неторопливого богомольца. Святитель Димитрий Ростовский: жизнь в переездах - Лучше мы свои головы на плаху положим, чем бороды! – горячились они. Святитель ответил, не раздумывая: - Что отрастет – отсеченная голова или борода? - Борода. - Лучше не щадить бороды, которая все равно отрастет. А голова - только в воскресение мертвых… Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/tag/dimitrij-rostovski...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010