Пожелает – в облике человека, а пожелает – в облике животного, или ещё какого-нибудь живого существа» 64 . Другой толкователь Корана приводит аналогичные комментарии: «Разве не Он даровал тебе прочное, стройное, пропорциональное сложение, прекрасный вид и совершенный образ? Тебе надлежит воздавать хвалу Аллаху за то, что Он не создал тебя в образе собаки, осла или другого животного» 65 . В православии же, в отличие от ислама , человек сотворён по образу и подобию Божию. В Ветхом Завете сказано: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему… и сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» ( Быт. 1:26–27 ). То же говорится и в Новом Завете: Язык укротить никто из людей не может… им благословляем Бога и Отца, им проклинаем человеков, сотворённых по подобию Божию ( Иак. 3:8–9 ). Святые отцы Церкви в своих трудах также многократно подтверждали, что человек сотворён по образу и подобию Бога, и большинство из них различали понятия «образ» и «подобие». Образом они называли то, что изначально вложено Богом в человека, а подобием – то, чего предстояло достичь в результате добродетельной жизни. Например, преподобный Иоанн Дамаскин учил: «Выражение “по образу” означает разумное и одаренное свободной волей, а выражение “по подобию” означает уподобление через добродетель, насколько это возможно» 68 . Уподобление Богу, как пишут святые отцы, необходимо, ибо образ Божий в человеке неистребим, а подобие после грехопадения было утрачено. Святитель Григорий Палама заключает: «После прародительского греха утратив жизнь по божественному подобию, мы не потеряли житие по образу Его» 69 . В первые века христианства толкование этого ветхозаветного текста провоцировало бурные споры. На этой почве возникла ересь антропоморфитов: они утверждали, что «если человек создан по образу и подобию Божию, то, следовательно, Богу должно быть в полной мере присуще то, что присуще и человеку, в том числе и телесность» 70 . Однако это учение было отвергнуто Церковью , что подтверждается, например, строками из Синодика в Неделю Православия: «Глаголющим Бога не быти дух, но плоть – анафема» 71 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

«Поистине блаженны и ревностно привержены жизни и сверхъестественному блаженству те, кто, предавшись горению веры и добродетельному поведению, получили опытно и ощутимо небесное знание Таин Духа», – говорит преподобный Макарий 5519 . «Из заповедей рождаются добродетели, а из них – откровение Таин», – пишет преподобный Симеон Новый Богослов 5520 , назвавший двенадцатую главу первого «Нравственного слова» так: «О том, что не свойственно никому из непосвященных открывать сокрытые тайны Царствия Небесного без предварительного исполнения заповедей и без возрастания в добродетелях до совершенства». У него же есть такой образ: познание Бога – это крыша духовного здания, которая может опираться только на стены добродетелей 5521 . Святитель Григорий Палама , со своей стороны, дает такое объяснение: «Только тот, кто близок к Богу добродетелью и един с Ним умом, удостоится явления этого Света, который представляется взорам всех тех, кто непрестанно стремится к Богу» 5522 . Роль любви еще более важна. Она является суммой и вершиной всех добродетелей, и поистине от ее совершенства проистекает знание, ибо с ее помощью совершается соединение с Богом, в котором человек от Него это знание получает. Эта связь между любовью – плодом исполнения заповедей – и познанием ясно указана в словах Самого Христа: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим·, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам ( Ин. 14:21 ). Апостол Иоанн тоже указывает на это: Всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога ( 1Ин. 4:7–8 ). Об этом говорит и апостол Павел: Премудрость Божия, тайная, сокровенная, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, и есть то, что приготовил Бог любящим Его ( 1Кор. 2, 7.9 ). Святые отцы также настаивают на этой связи 5528 . Преподобный Максим Исповедник пишет: «Она есть дверь, и кто входит этой дверью, проникает во святая святых и становится таким, что может созерцать недоступную красоту Святой и Царственной Троицы» 5529 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Поистине ты явно обнаружил здесь отсутствие всякого опыта духовных дарований и сам себя обличил, сделав очевидным, что – это еще хуже бездуховности – не веришь рассказам святых о духовном опыте и что – это уже самое дурное – упражняешься против них в красноречии, оставаясь, видать, совсем еще душевным. " Мы, – говорит избранный сосуд духовных дарований апостол Павел, – приняли не дух мира, но Духа от Бога, чтобы увидеть дарованное нам от Бога, что и возвещаем не... словами, преподанными человеческой мудростью, а словами, преподанными Святым Духом, сопоставляя духовное с духовным; душевный же человек не принимает того, что от Духа: это ему безумие, и он не может познать» ( 1Кор.2:12–14 ), пока вторгается в непостижимое путями своего рассудка и надеется найти и изучить всю истину с помощью различений, умозаключений и расчленений. Не размышлениями, а присутствием Его Духа в нас мы познаём «дарованное нам от Бога», чего «не видел глаз, не слышало ухо и что не приходило на сердце человеку,... а нам Бог открыл через Дух Свой, потому что Дух проницает и глубины Божии» ( 1Кор.2:9–10 ). 30 . Уравняв сверхприродные дары с природными, философ многословно принимается за апостольскую заповедь о молитве, уверяя, что невозможно «непрестанно молиться» ( 1Сол.5:17 ), если понимать это не так, как он сам толкует; а он это толкует в том смысле, что апостол говорит здесь будто бы не о делании молитвы, но о молитвенном состоянии, «молитвенное же состояние есть невозможность что бы то ни было делать, думать и совершать без Божьей воли; находящийся в этом состоянии и есть непрестанно молящийся». Если такова непрестанная молитва , философ может не поднимать головы от эллинских книг и непрестанно молиться. Что можно сказать такому непрестанно молящемуся и никогда не молящемуся философу? То, что говорится в другом месте у апостола: «Молитесь духом во всякое время, и об этом старайтесь» ( Еф.6:18 ). Что, и здесь говорится о «состоянии», как ты его толкуешь, или все-таки о делании? А ведь «непрестанно» и «во всякое время» – одно и то же.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Показал же сими словами Пророк, что пророчествуемый оный Царь, который един воистинну есть Царь над Сионом: Царь бо твой, рече, не есть страшен от видимых, не какой-нибудь притеснитель и злодей, вводящий помощников и копиеносец, или ведущий множество пешешествующих и всадников, и живущий лихоимством, или границ и платежей требующий, или рабства и подлых, да притом и вредных служений; но знак Его есть смирение, убожество и довольство малым. Седя бо на осле, входит без всякаго великолепия человеческаго. По сему един, Он праведный Царь и спасаяй в правде, и той кроток, яко особливейшую имущий кротость. Сам бо Господь о себе сказывает: Научитеся от мене, яко кроток есмь и смирен сердцем ( Мф. 11:29 ). Царь убо, воскресивши из мертвых Лазаря, седя на осляти шествовал тогда во Иерусалим; народы же почти все вдруг, отроки, мужи, старики, подстилая ризы своя и взявши ваия от финик, которыя суть знаком победы, яко Животворцу и Победителю смерти вышли на встречу, поклонилися и сопровождали Его не извне только, но и внутрь святилища, согласно поюще: Осанна Сыну Давидову, осанна в вышних ( Мф. 21:9 ). Осанна же есть песнь, возсылаемая к Богу; толкуется бо: спаси Господи. Присовокупленное же в вышних показывает, что Его не на земле и не человеки только, но и в вышних Ангелы небесные воспевают. He только воспевают Его и благословят тако, но еще впрочем и противятся злосоветовательному и богопротивному мнению книжников и фарисеев и убийственных их подлогам; ибо они безумно о Нем говорили: Сей человек несть от Бога, яко знамения многа творит. Аще убо оставим и не умертвим его, все уверуют в него, и приидут Римляне, и возмут место и язык наш ( Ин. 11:47–48 ). Народ же что говорит? Благословен грядый во имя Господне, благословенно грядущее царство отца нашего Давида ( Мк. 11:9–10 ). Чрез слово убо благословен грядый во имя Господне показали, что Он есть от Бога, и идет во имя Отца, так как и сам Господь о себе говорит: Яко аз пришед во имя Отца моего, и от Бога изыдох и иду ( Ин. 16:27–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Поскольку молитва есть основное средство и путь духовного совершенствования, то молитвенное дело в возможной полноте для нравственных сил и жизненных обстоятельств человека есть призвание не одних подвижников и священнослужителей, оно есть дело всякого христианина. Существовало и в древности такое понятие, по которому непрестанная молитва признавалась возможной и долгом одних подвижников, однако отцы Церкви, как, например, святитель Григорий Палама , архиепископ Солунский, настойчиво его опровергали. И действительно. Все мы нечисты и грешны, все призваны к очищению и спасению, все можем достигать его посредством усилий своих при благодати Божией, и все будем судимы за нерадение. Сам Спаситель говорит: Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время (то есть время кончины вашей и кончины мира). А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте ( Мк. 13:33, 37 )! Бодрствуйте и молитесь, завещал Господь и в саду Гефсиманском ( Мф.26:41 ). Глава 5. Необходимо стоять выше пристрастия хотя бы и к своей вере: увлечения – дело фанатиков Духа не угашайте. ( 1Фес. 5:19 ) Обладание сокровищем веры и благочестия налагает на человека обязанности по отношению к этому самому сокровищу, особенно при сношениях с людьми, лишенными его. Что противника в деле веры, мыслящего и чувствующего иначе, чем мы, должно выслушивать спокойно и терпеливо, это, конечно, основное правило нравственных отношений. Личное раздражение есть недобрый показатель дурного в настроении. Но есть ли горячее чувство обиды за родную и дорогую истину, когда ее не уважают и попирают, недостойное дело фанатизма? Тот, Кто в Своей кротости льна курящегося не угасил и трости надломленной не переломил ( Мф.12:1920 ), не сказал ли острого обличительного слова Своему усердному ученику, когда это подобало: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн ( Мф.16:23 )? Не обличал ли Он со всей силой Своей праведного гнева книжников и фарисеев, называя их змии, порождения ехиднины ( Мф.23:33 )? Не брал ли Он в руки бича для двукратного изгнания из храма того, чему там не подобало быть ( Ин.2:15 ; Мф.21:12 )? Кто сказал: Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся ( Лк.12:49 )? А у нас боятся усердной и горячей защиты веры, потому что такая защита будто бы похожа на фанатизм, хотя не боятся равнодушия, которое есть действительная измена Богу!

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Поскольку Отец почивает в Сыне, Отец «повелевает Его слушать и Ему повиноваться». И когда Христос призывает учеников входить тесными вратами 693 , они должны слушать Его. «И если бы Он сказал, что этот свет есть Царство Божие – слушайте Его и веруйте Ему 694 и делайте себя достойными этого света» 695 . Путь к обожению В тексте, описывающем преображение Христа, показан путь к обожению, т.е. путь к видению нетварного света. Мы попытаемся описать некоторые этапы на этом пути, опираясь на текст Евангелия и неопубликованную проповедь архимандрита Софрония о преображении Господнем. Преображению Христа предшествовало исповедание апостола Петра. Господь обратился к ученикам с вопросом, за кого почитают Его люди. Они сказали: некоторые думают, что Он Илия, другие – Иеремия, Иоанн Креститель или один из пророков. Тогда Господь спросил, за кого они сами почитают Его 696 . Апостол Петр от имени учеников ответил: «Ты Христос, Сын Бога живаго« 697 . Христос подтвердил это исповедание Своим преображением. Важно отметить, что преображению предшествовало исповедание, что Христос – не человек и не пророк, а Сын Бога живого. Самым важным моментом откровения на горе Фавор являются слова Отца: »Сей есть Сын Мой возлюбленный». За этим исповеданием последовало молчание. Сразу после слов «есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствий Своем» 698 , евангелист продолжает: »По прошествии дней шести взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую... одних« 699 . Между этими словами и преображением прошла неделя молчания, не прерываемая никакими событиями. Господь подготавливал учеников с помощью молчания. Другими словами, преображение Христа произошло во время молитвы. Анализируя евангельский текст, мы можем сказать, что молитва Господня на горе Фавор похожа на Его Гефсиманское моление 700 . Евангелист Лука замечает: «И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия. Явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» 701 . То, что они говорили об исходе Господа, о Его страстях, свидетельствует о том, что молитва Христа связана с молением в Гефсиманском саду. И естественно, это была молитва за весь мир. В этот момент Господь объял весь мир Своей любовью, а также Своих учеников, чтобы укрепить их веру в Себя и их единство между собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Почему же было так важно ответить на вопрос о природе Божественного света? Потому что в течение многих веков христианские подвижники созерцали этот свет — во время молитвы, во время богослужения или когда удалялись в пустыни. И по собственному молитвенному опыту они знали, что этот свет сияет в сердце человека и имеет не материальный, а духовный характер. И вот святитель Григорий Палама, который получил монашеское воспитание на Святой Горе Афон, когда услышал лжеучение о том, что свет, исходящий от Господа Иисуса Христа, является обычным физическим, материальным светом, противопоставил этому ошибочному учению свое учение о том, что свет этот по своей природе — Божественный и Сам Бог виден в его явлении. И Соборы, которые имели место в Константинополе и обсуждали этот вопрос, стали на сторону святителя, а не на сторону лжеучителей, которые утверждали обратное. Церковь не случайно во вторую Неделю Великого поста установила празднование святителя Григория Паламы. В первую Неделю мы совершали Торжество Православия — торжествовали иконопочитание и прославляли тех, кто подвигом своей жизни и исповедничеством отстояли почитание икон в эпоху иконоборчества. А сегодня мы совершаем еще одно торжество Православия, прославляя того, кто отстоял учение Церкви о Божественном свете и не дал лжеучению проникнуть в сердца и умы людей. Почему это так важно для нас? Потому что и сегодня мы имеем возможность приобщаться к Божественному свету — через молитву, через покаяние, через подвиг Великого поста, а наипаче через таинство Причащения Пречистого Тела и Честной Крови Господа нашего Иисуса Христа. Как говорит апостол Павел, " ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем " (Рим. 8:38-39). А к любви Божией мы приобщаемся через Святые Христовы Тайны и через весь строй нашей церковной жизни. Сегодня я хотел бы сердечно приветствовать общину этого святого храма, где богослужение совершается по старому чину. Поздравляю настоятеля храма с завершением очередного этапа восстановительных и реставрационных работ, а именно — с окончанием ремонта приходского дома, куда мы сейчас направимся, чтобы освятить его после ремонта.

http://patriarchia.ru/db/text/5608086.ht...

Поэтому-то, сразу же вслед за исповеданием веры Петра, Христос и обещает апостолам вскоре показать им славу Своего Преображения: Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем ( Мф.16:28 ). Эти слова Спасителя понимаются святыми отцами как данное Христом обещание апостолам явить им еще здесь на земле, на горе Фавор – за долгие и долгие годы до их смерти, до времени их окончательного вхождения в Небесное Царство – Свою горнюю Божественную славу. Место Преображения: вершина горы И вот, спустя несколько дней после исповедания Петра, Господь берет трех учеников и поднимается с ними на гору, чтобы совершить здесь молитву: По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних ( Мф.17:1 ). Преподобный Иоанн Дамаскин подчеркивает, что Господь не зря – для того, чтобы Ему преобразиться – возводит учеников именно на высокую гору Высокая гора Преображения была символом той высоты добродетелей, на которую призван восходить всякий христианин. Ведь верующий может увидеть яркий и духовно целительный Свет Солнца Правды – Христа только на высоте любви к Богу: на высоте, подобной горной вершине. Лишь здесь он бывает способен лицезреть сияние Того Солнца, о Котором свидетельствует пророк Малахия: А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его ( Мал.4:2 ). Святитель Григорий Палама, размышляя о том, почему Преображение произошло именно на горе, также подчеркивает, что возведение Христом апостолов на гору является символом возведения верующих Самим Богом на духовную высоту Богообщения. Такое восхождение многократно превышает ограниченные возможности и естественные силы нашей тварной природы: самим нам на эту духовную вершину никак не подняться. Однако при помощи Божественной благодати мы оказываемся способны преодолеть этот казалось бы непреодолимый путь ввысь и вступить в небесную славу. Петр, Иаков и Иоанн: почему они? Итак, Евангелие повествует, что Господь взял с Собой на Фавор только трех апостолов из числа двенадцати: Петра, Иакова и Иоанна. Почему Христос выбрал именно этих троих? Почему преобразился перед ними, а не возвел на гору всех апостолов?

http://azbyka.ru/propovedi/preobrazhenie...

Праведники, отмечает святитель Григорий Палама, просияют Божественным светом в Царстве Небесном и «как порождения этого света будут удостоены зреть Божественное сияние Христа». Для великого Солунского иерарха зрение Бога лицем к лицу «не означает зрение сущности Бога, но Его славы». Эта божественная слава, которая «была полностью передана человеческой природе, объединившейся с Богом Словом, делается в Духе Святом доступной зрению и причастию людей» [ 1223 ]. Об этой славе пророчествовал и пророк Даниил. Говоря о воскресении мертвых, он добавил: «И разумные (те, кто познал Бога и жил согласно Его воле) будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды, вовеки, навсегда» (Дан. 12, 3). Об этой славе праведных в Невечернем Царстве Троичного Бога преподобный Симеон Новый Богослов пишет: «Когда откроются книги совести святых, тогда воссияет в них Христос и Бог наш, обитающий теперь в них сокровенно, и святые сделаются подобными Ему, Богу вышнему. Откуда это видно? Послушайте самого Христа Спасителя, Который говорит: «Тогда просияют праведные, как солнце» (Мф. 13, 42). О каком другом времени говорит Он, если не о времени Второго Пришествия Своего? И о каком другом солнце, если не о Себе Самом, именуемом Солнцем Правды, воссияющем и сияющем во святых Своих? Это же явно говорит и Иоанн, наперсник Господень: «Возлюбленные! Мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему» (1 Ин. 3, 2). И Апостол Павел говорит: «Теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1 Кор. 13, 12) [ 1224 ]. Преподобный Никодим советует верующему, если тот хочет уберечь себя от греха, помнить и запечатлеть в своем сознании «все те вечные и неизглаголанные блага […], ту сладчайшую радость рая, неизреченную небесную славу, непреходящее веселие, невечерний и незаходящий свет, блаженное зрение и ведение Бога, которое есть конечный предмет и главное наслаждение всех блаженных […]. Там радость — это сама радость, без печали, там жизнь — это сама жизнь, без смерти, там свет без тьмы […], там все блага, и только блага, без всякого зла» [ ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Праведники, отмечает святитель Григорий Палама , просияют Божественным светом в Царстве Небесном и «как порождения этого света будут удостоены зреть Божественное сияние Христа». Для великого солунского иерарха зрение Бога лицем к лицу " не означает зрение сущности Бога, но Его славы». Эта божественная слава, которая «была полностью передана человеческой природе, объединившейся с Богом Словом, делается в Духе Святом доступной зрению и причастию людей». 1223 Об этой славе пророчествовал и пророк Даниил. Говоря о воскресении мертвых, он добавил: «И разумные (те, кто познал Бога и жил согласно Его воле) будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда» ( Дан.12:3 ). Об этой славе праведных в Невечернем Царстве Троичного Бога преподобный Симеон Новый Богослов пишет: «Когда откроются книги совести святых, тогда воссияет в них Христос и Бог наш, обитающий теперь в них сокровенно, и святые сделаются подобными Ему, Богу вышнему. Откуда это видно? Послушайте самого Христа Спасителя, Который говорит: «Тогда просияют праведные, как солнце» ( Мф.13:42 ). О каком другом времени говорит Он, если не о времени Второго Пришествия Своего? И о каком другом солнце, если не о Себе Самом, именуемом Солнцем Правды, воссияющем и сияющем во святых Своих? Это же явно говорит и Иоанн, наперсник Господень: «Возлюбленные! Мы теперь дети Божьи; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему» ( 1Ин.3:2 ). И Апостол Павел говорит: «Теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» ( 1Кор.13:12 ). 1224 Преподобный Никодим советует верующему, если тот хочет уберечь себя от греха, помнить и запечатлеть в своем сознании «все те вечные и неизглаголанные блага [...], ту сладчайшую радость рая, неизреченную небесную славу, непреходящее веселие, невечерний и не заходящий свет, блаженное зрение и ведение Бога, которое есть конечный предмет и главное наслаждение всех блаженных [...]. Там радость – это сама радость, без печали, там жизнь – это сама жизнь, без смерти, там свет без тьмы [...], там все блага, и только блага, без всякого зла». 1225

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010