Закрыть itemscope itemtype="" > Апологет Православного Возрождения XIV века Святитель Григорий Палама 17.11.2022 951 Время на чтение 44 минут Фото: Икона св.Григория Паламы. XV век Григорий Палама (1296 – 1359 гг.)– происходил, как и Григорий Синаит, с земель Малой Азии. Но в отличие от Синаита его юность была связана с Константинополем, где при императорском дворе Палама получил образование. Оба его учителя, и светский, и религиозный, приобщили юношу к практике безмолвной молитвы и привили ему вкус к созерцательному уединению. Он родился в 1296 году в Константинополе в аристократической семье. Его отец – Константин Палама, родом из отдаленных районов Малой Азии, был сенатором и членом императорского двора Андроника II Палеолога. Император Андроник II особенно ценил Григория Паламу и потому поручил воспитание своего внука и преемника Андроника III. Духовной жизни он обучался вначале от отца и монахов, с которыми общался. Среди них был и бывший святогорец Феолипт Филадельфийский, посвятивший его в чистую молитву. Свт. Феолипт родился в г. Никее Вифинской около 1250 г. Он получил прекрасное образование, но рано потеряв своих родителей, ушел на Афон и стал жить безмолвной жизнью. Его встреча с исихастом Никифором оказала на него самое глубокое влияние, как и на св. Афанасия Константинопольского . Одно время свт. Феолипт жил в монастыре Эсфигмен. Его посещение Константинополя и опровержение им религиозных воззрений, выстроенных на политических расчетах, императора Михаила V Палеолога в конечном итоге привело к его заключению в темницу. После освобождения из заключения он возвратился в Филадельфию, а впоследствии проводимая им подвижническая жизнь сделала его духовных отцом для всего города . Деятельность Феолипта носит ярко политический характер и направлена на созидание и возрождение единства православной Церкви: «Собственная мысль святого епископа Филадельфийского характеризуется сакраментализмом и ощущением ответственности христианина за историческую судьбу Церкви; эти черты отличают его от многих духовных писателей Востока, совершенно не интересовавшихся, как кажется, ничем, что не относилось бы непосредственно к внутреннему совершенствованию монаха.

http://ruskline.ru/analitika/2022/11/17/...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Григорий Палама. Избранные творения В состав тома включены: Исповедание Православной веры святителя Григория Паламы; Ко всечестной во инокинях Ксении, о страстях и добродетелях и о плодах умного делания; Письмо к Акиндину, посланное из Фессалоники прежде соборного осуждения Варлаама и Акиндина; Диспут с хионами. Десятословие по Христианскому Законоположению; Письмо своей Церкви; Святогорский томос. СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ ПАЛАМА ИЗБРАННЫЕ ТВОРЕНИЯ Содержание Исповедание Православной веры святителя Григория Паламы. Ко всечестной во инокинях Ксении, о страстях и добродетелях и о плодах умного делания. Письмо к Акиндину, посланное из Фессалоники прежде соборного осуждения Варлаама и Акиндина. Диспут с хионами. Десятословие по Христианскому Законоположению. Письмо своей Церкви. Святогорский томос. Исповедание Православной веры святителя Григория Паламы 1341, 1347 и 1351 годах были проведены в Константинополе три Поместных Собора, чтобы судить об обвинениях против исихастов (безмолвников) и в особенности против Иисусовой молитвы. Чтобы защитить исихастов от нападений на эту не только монашескую, но и общеправославную молитву, Соборы провозгласили ряд определений о духовной жизни, о божественных энергиях и благодати, и об обожении человека. В 1351 году святый Григорий Палама предложил отцам Собора свое вероисповедание, которое было «читано перед святым и божественным собранием, чтобы все могли его слышать» и было «всеми утверждено и засчитано как совершенно православное во всем». Несмотря на то, что авторитет этого вероисповедания не находится на одном уровне с авторитетом Никео–Константинопольского Символа веры, который остается на все времена неизменимым выражением Православной Веры, текст Паламы не только важный документ в защите исихастов: его вероисповедание выражает с большой точностью и в определенной форме церковное учение об основных вопросах, не только старых, но и тех новых, которые возникли первый раз на Соборе. Троическое богословие Палама выразил с большим могуществом и строго по церковному преданию. Можно сказать то же самое о его различении между Божественной Сущностью, которая «превыше всякого имени, явления и причастия», и, с другой стороны, Божественными энергиями, «которыми Бог причащается и соединяется по благодати со святыми ангелами и человеками» (см. Вероисповедание). Богословская тема, которую Палама здесь развивает, точно следует учению свв. Василия Великого, Максима Исповедника, Иоанна Дамаскина. За исключением нескольких пунктов, Вероисповедание не является плодом полемики с латинянами. Противник Паламы на Соборах, калабрийский философ Варлаам, был скорее представитель византийского гуманизма, чем латинского влияния, несмотря на то, что он был в своей юности напитан итальянским Renaissance.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Пасха. Воскресение Христово. Остался 21 день Григорий Палама Григорий Палама          Святитель Григорий Палама               Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский, защитник православного учения о Божественном свете, родился в 1296 году в Малой Азии. Во время турецкого нашествия семья бежала в Константинополь и нашла приют при дворе Андроника II Палеолога (1282-1328). Отец святого Григория стал крупным сановником при императоре, но вскоре умер. Андроник сам принял участие в воспитании и образовании осиротевшего мальчика, обладавшего прекрасными способностями и большим прилежанием.       Император хотел, чтобы юноша посвятил себя государственной деятельности, но Григорий Палама , едва достигнув 20 лет, удалился на Святую Гору Афон и поступил послушником в монастырь Ватопед, где под руководством преподобного Никодима Ватопедского начал путь подвижничества и принял монашеский постриг. Через год ему явился в видении святой евангелист Иоанн Богослов и обещал свое духовное покровительство. Мать Григория вместе с его сестрами также приняла монашество. После преставления преподобного Никодима инок Григорий проходил 8 лет свой молитвенный подвиг под руководством старца Никифора, а после кончины последнего перешел в Лавру преподобного Афанасия Афонского. Но через три года, стремясь к более высоким ступеням духовного совершенства, он поселился в небольшой отшельнической обители Глоссии. Настоятель этой обители Григорий стал учить юношу сосредоточенной духовной молитве - умному деланию, которое постепенно разрабатывалось и усваивалось монахами, начиная с великих пустынников IV века. После того, как в XI веке в трудах Симеона Нового Богослова подробное освещение получили внешние молитвенные приемы умного делания, оно было усвоено афонскими подвижниками. Опытное применение умного делания, требующее уединения и безмолвия, получило название исихазма (от греч. исихия - покой, молчание), а сами практикующие его стали называться исихастами. Из-за угрозы нападения турок вместе с братией святой Григорий перебрался в Солунь (Фессалоники), где тогда же был рукоположен в сан священника.

http://isihazm.ru/1/?id=572

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Григорий Палама. Сто пятьдесят глав… «Сто пятьдесят глав, посвященных вопросам естественнонаучным, богословским, нравственным и относящимся к духовному деланию, а также предназначенных к очищению от варлаамитской пагубы». Одно из центральных произведений Паламы, стоящее в одном ряду с «Триадами», систематически излагающее мировоззрение святителя: триадология, различие и тождество сущности и энергии в Боге, сотериалогия, антропология и космология. СВТ. ГРИГОРИЙ ПАЛАМА СТО ПЯТЬДЕСЯТ ГЛАВ Издательский проект " Библиотека Свято–Ильинского храма г. Краснодара " осуществляется по благословению Высокопреосвященного Исидора, митрополита Екатеринодарского и Кубанского.   Редакционная коллегия: Настоятель Свято–Ильинского храма г. Краснодара протоиерей Сергий Овчинников, иеромонах Григорий (Хоркин), профессор А. И. Сидоров (МДА), канд. филол. наук М. А. Шахбазян (КубГУ)   © А. И. Сидоров — вступительная статья, перевод, примечания. © Издательство " Текст "  — оформление.   Редакция просит молитв о попечителе проекта рабе Божием Игоре со чадами и домочадцами. Издание осуществлено при содействии Духовно–просветительского центра «Абхазский благовестник» при храме Преображения Господня г. Сухума.   Библиотека Свято–Ильинского Святитель Григорий Палама, Архиепископ Фессалоникийский Сто пятьдесят глав, посвященных вопросам естественнонаучным, богословским, нравственным и относящимся к духовному деланию, а также предназначенных к очищению от варлаамитской пагубы   Содержание Предисловие От переводчика 5 Часть первая Божественное Домостроительство творения и спасения 14 Часть вторая Опровержение учения Варлаама и Акиндина 122   Нумерация страниц (начало каждой страницы) приводится в фигурных скобках. Предисловие СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ ПАЛАМА И ЕГО «ГЛАВЫ» Поздневизантийский исихазм, в изучение которого русские православные богословы и ученые внесли, наверное, самый весомый и значительный вклад  , — явление весьма многоликое и неоднозначное.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Кто этот Палама и почему ему такое внимание? Вряд ли многим из нас по силам одолеть книги святителя, но часть изречений вполне может быть усвоена 14 марта, 2020 Вряд ли многим из нас по силам одолеть книги святителя, но часть изречений вполне может быть усвоена Целую неделю Церковь отвела памяти Григория Паламы. Эта важнейшая неделя расположилась в середине Великого поста. Кто этот Палама и почему ему такое внимание? Размышляет священник Константин Камышанов. В глазах ученого монаха из Калабрии, Варлаама, Григорий Палама – одичавший ромей, усвоивший молитвенные практики Востока с их медитацией и выходом в небезопасный астрал. В то время Греция в самом деле дичала и дышала на ладан. Угасла военная мощь последней провинции Рима. Увяли искусства. Византийцы разучились делать большие храмы и дворцы. Ромеи перестали увлекаться инженерным искусством. Забросили богословие, привели в беспорядок философию. Порок процветал в императорских дворцах и в обществе. Византия понимала близость своего конца, страшилась гибели от рук ислама и уже была готова признать превосходство Запада и принять унию. Тысячу лет Византия превосходила Запад, и Запад восхищенно смотрел на Константинополь как на город своей мечты. Но вот, прошла тысяча лет и все изменилось. Фома Аквинский навел порядок в христианской философии. Католики определились с аксиомами, догматами, правилами и расставили понятия по полочкам, как в библиотеке. Все учтено. Все подсчитано. Обо всем подумано. Одно только место христианского мира вызывало их недоумение – Афон. Там творилось нечто странное и не укладывающееся в голове: смесь безумия с соблазном. Монахи Святой горы стали утверждать, что им в массовом порядке является Фаворский свет. В Грецию отправился умнейший Варлаам из Калабрии – узнать на месте, что же происходит в столице христианского монашеского делания. То, что он увидел, его поразило и возмутило. Греки поставили медитативный опыт выше философии. Афонские простецы рассказали ему о том, как они научились быть в нетварном свете. Варлаам был потрясен. Это не укладывалось в голове.

http://pravmir.ru/kto-etot-palama-i-poch...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Григорий Палама. Омилии Большая часть своих омилий Палама произнёс с фессалоникийской кафедры, будучи её предстоятелем. Святитель затрагивает аскетико-нравственные, социальные и богословские вопросы. Палама не снижает уровня ни своих тем, ни их изложения. т. к. ««лучше возводить распростёртых на земле, нежели низводить из-за них пребывающих на высоте». СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИИ ПАЛАМА БЕСЕДЫ (ОМИЛИИ) ОГЛАВЛЕНИЕ Омилия I. О сохранении мира друг с другом. Сказанная на третий день по прибытии Св. Григория Паламы в Фессалоники. Омилия II. В Неделю притчи Господни о Мытаре и Фарисее. Омилия III. На притчу Господню о спасенном блудном сыне. Омилия IV. На Евангелие о Втором Пришествии Христовом и о милосердии и благотворении. Омилия V. На Сретение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в ней же говорится и о целомудрии и о противоположном ему зле. Омилия VI. Увещательная к Посту. В ней же в кратком изложении говорится и о создании мира. Сказана была на первой седмице Поста. Омилия VII. Иная о Посте. Омилия VIII. О вере. В ней же и изложение Православного Исповедания Омилия IX. Во время поста и молитвы. Омилия X. Во вторую неделю Святой Четыредесятницы, заключающая изложение Евангельской истории об исцелении Господом расслабленного в Капернауме; в ней так же говорится и относительно несвоевременно разговаривающих друг с другом в церкви во время священных Богослужений. Омилия XI. О честном и животворящем Кресте. Омилия XII. В Неделю четвертую Святыя Четыредесятницы, заключающая изложение чтомого в тот день Евангелия; в ней же говорится и о радении относительно внутренних помыслов. Омилия XIII. В Пятую Неделю Поста; в ней же говорится и о творении милостыни. Омилия XIV. На Благовещение Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии. Омилия XV. В Неделю Ваий. Омилия XVI. О Домостроительстве Воплощения Господа нашего Иисуса Христа, и о благодатных дарованиях, проистекших благодаря сему, для истинно верующих в Него; и о том, почему Бог, Который мог многочисленными способами освободить человека от тирании диавола, именно сие домостроительство употребил. Сказана сия Беседа была во Святую и Великую Субботу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Глава XII. Опытное богосолвие Богословие святого Григория Паламы – это богословие Православной Церкви. Святитель не вводил новое учение о Боге, но он выразил свой опыт церковной жизни и жизни на Святой Горе. Мы знаем, что православное богословие является эмпирическим. Это означает, что святые отцы богословствовали не на основании домыслов и философских умопостроений, но исходя из собственного опыта и откровения. Бог открывал истину пророкам, апостолам и святым, а они, руководствуясь этим откровением, направляли народ Божий. Святой Григорий Богослов пишет, что святые говорят о Боге, как рыбаки, по-апостольски, а не по-аристотелевски. Такой же подход мы видим и в богословии святого Григория Паламы . Источником его богословия было божественное откровение, и поэтому все его богословие является эмпирическим. Характерны два его высказывания на эту тему. В первом случае Григорий Палама говорит о том, что все ереси рождаются от философии и основаны на философских принципах. «Если рассмотришь внимательно, увидишь, что все или большинство страшных ересей берут начало там же» 708 . Действительно, между философией и богословием существует огромная разница. Святой Григорий несколько раз называет Варлаама богословом, потому что тот рассуждает о Боге, но в конце святитель говорит, что «богословие» – это одно, а «боговидение» ( θεοπτ α) – это другое. В другом случае Григорий Палама пишет о терминах, которыми пользуются и философы, и отцы Церкви. Святые отцы используют некоторые философские термины, но в другом значении. Об этом приходится говорить, потому что, к сожалению, некоторые люди путают понятия и отождествляют богословие и философию. Святой Григорий замечает: «И даже если кто из отцов говорит то же, что внешние философы, совпадение только в словах, в смысле же разница велика: у одних, по Павлу, ум Христов, а другие вещают от человеческого рассудка, если не хуже» 709 . Святитель имеет в виду, что даже в употреблении терминов существует разница между святыми отцами и философами и что философы вещают или от человеческого рассудка, или от бесов. Предпосылки богословия святого Григория

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Закрыть itemscope itemtype="" > Святитель Григорий Палама: житие, творения, учение 24.03.2008 299 Время на чтение 23 минут Во второе воскресенье Великого Поста Православная Церковь празднует память святителя Григория Паламы. Портал Богослов.Ru публикует статью заведующего Греко-латинским кабинетом и преподавателя Московской духовной академии игумена Дионисия (Шленова), посвященную святителю. Родился будущий святитель в 1296 г., образование получил в Константинополе. После ранней смерти отца своего сенатора Константина, происшедшей в 1301 г., Григорию выпало быть под покровительством императора Андроника II. Таким образом, первые 20 лет жизни юноша прожил при царском дворе, а в дальнейшем ему, обладавшему разнообразными дарованиями, предстояла быстрая и успешная карьера. Он изучал светские дисциплины и философию у самого лучшего учителя эпохи Феодора Метохита, который был филологом и богословом, ректором университета и заодно, как принято называть эту должность теперь, премьер-министром. Григорий Палама был лучшим из его учеников; особый интерес он проявлял к философии Аристотеля. В возрасте 17 лет Григорий даже прочел лекцию во дворце о силлогистическом методе Аристотеля перед императором и знатными лицами. Лекция оказалась столь успешной, что в конце ее Метохит воскликнул: " И сам Аристотель, если бы он был здесь, не преминул бы удостоить ее похвалы " . Несмотря на все это Григорий оставался поразительно равнодушным к политике и миру. Около 1316 г. в возрасте 20 лет он покинул дворец и философские занятия и удалился на Святую Гору, где предался подвижнической жизни и занятиям тайнозрительным богословием. Привыкать к великим подвигам он начал еще пребывая во дворце. На Афоне Григорий подвизался в келье неподалеку от Ватопеда под руководством препоподобного Никодима, от которого и принял монашеский постриг. После смерти своего наставника (ок. 1319) он переселился в Лавру святого Афанасия, где провел три года. Затем, начиная с 1323 г., он подвизался в скиту Глоссия, где проводил все свое время в бдениях и молитвах.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Святитель Григорий Палама и повседневная жизнь простого христианина марта 2016 Праздник святителя Григория Паламы во второе воскресенье Великого поста словно призван отрезвить тех " великих постников " , которые считают, что чем суровее ограничения в пище, тем лучше. " Он соединяется и с самими человеческими существованиями, становясь одним телом с нами и делая нас храмом всего Божества - потому что в теле Христове " телесно живет вся полнота Божества " (Кол. 2:9), - пишет святитель Григорий Палама. - Неужели Он не просветит и не озарит души достойных причастников божественным блеском Своего тела в нас, как Он осветил тела учеников на Фаворе? Тогда Господне тело, еще не смешавшееся с нашими телами и носившее в себе источник благодатного света, внешне освещало окружавших Его достойных учеников и внедряло в их душу просвещение через чувственные глаза; теперь, смешавшись с нами и живя в нас, оно тем более должно озарять душу изнутри " . А ведь этого не достигнешь трудами постными. Нельзя допоститься до того, что Христос Бог придет к тебе и озарит твою душу. Нельзя заставить Его это сделать. Нельзя понудить Бога к общению с тобой - постником и соблюдателем устава. Но не есть ли само это общение - то, чего ждет человеческое сердце? Чтобы сам Бог утешил и отер всякую слезу? Чтобы Христос был близок к нам и мы опытно знали, что Ему есть дело до нашей боли и нашей нужды? Но насильно не выдавишь из своих постнических психофизических недр Нетварный Свет. Конечно, человек - бездна, созданная Богом, великий мир в мире малом, как говорил многими столетиями раньше другой святой Григорий - Григорий Богослов, под " миром малым " подразумевая всю огромную вселенную. И в этих недрах есть все - радость, восторг, видения. Все, кроме Бога. " Благоговейная осторожность здесь нужна потому, что сие море (то есть сердце со своими помыслами и желаниями, которое должно очистить посредством внимания) великое и пространное: тамо гади, ихже несть числа (то есть помыслы суетные, неправые и нечистые - порождения злых духов) " , - учил преподобный Серафим Саровский, близкий по духу к исихастам-паламитам.

http://mitropolia.spb.ru/docs/svyatitel-...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Григорий Палама. Трактаты В том вошли: «О божественном соединении и разделении», «О божественных энергиях и их причастии», «О божественном и боготворящем причастии», «Собеседование православного с варлаамитом», «О том, что Варлаам и Акиндин являются дихотомитами», диалог «Собеседование православного Феофана с возвратившимся от варлаамитов Феотимом, или О божественности и о том, что в ней причаствуемо, а что непричаствуемо». СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ ПАЛАМА ТРАКТАТЫ     Библиотека Свято–Ильинского Издательский проект " Библиотека Свято–Ильинского храма города Краснодара " осуществляется по благословению Высокопреосвященнейшего Исидора, митрополита Екатеринодарского и Кубанского.     Редакционная коллегия: Настоятель Свято–Ильинского храма г. Краснодара протоиерей Сергий Овчинников, иеромонах Григорий (Хоркин), профессор А. И. Сидоров (МДА), канд. филол. наук М. А. Шахбазян (КубГУ)   СОДЕРЖАНИЕ Предисловие 3 О божественном соединении и разделении 6 О божественных энергиях и их причастии 39 О божественном и боготворящем причастии 90 Собеседование православного с варлаамитом 121 Собеседование православного Феофана с возвратившимся от варлаамитов Феотимом или О божественности и о том,что в ней причаствуемо, а что непричаствуемо 183 О том, что Варлаам и Акиндин — дихотомиты 234 ПРЕДИСЛОВИЕ Редакция, продолжая начатую работу по публикации новых переводов творений святителя Григория Паламы на русский язык, считает своей главной и первостепенной задачей ознакомление читателя с самими произведениями святителя, то есть руководствуется прежде всего не научным интересом, а чаянием духовной пользы от чтения трудов святителя. Поэтому мы сочли возможным не сопровождать публикацию большой вступительной статьей и ограничиться минимумом комментариев в тексте. В качестве предисловия нами использован фрагмент статьи прот. Валентина Асмуса и M. М. Бернацкого.  В силу того, что, начиная с 1334/35 года и до самой смерти, Григорий Палама вел полемику поочередно с Варлаамом, Акиндином и Григорой, большую часть его творений составляют тексты богословско–полемического характера. В данный том включены следующие богословско–полемические трактаты.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010