14 Блаженный Августин использует здесь известный святоотеческий аргумент: то, что не воспринято, то не уврачевано (спасено). См., напр., Святитель Григорий Богослов. Послание 3 к Кледонию//Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский. Собрание творений. Т. 2. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. С. 10. 18 Учение о посредничестве разумной части души при воплощении Слова Божиего встречается у святителя Григория Богослова, см. его Слово 38 и 45. (Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский. Указ. соч. Т 1. С. 526, 667). 19 Чтение из-за своих неправедных дел взято из критического аппарата настоящего издания; в основном тексте: из-за неправедности, трудов. 22 Ex Patre per Filium dono Spiritus Sancti. Подобное выражение часто встречается также у Восточных Отцов Церкви и означает единство природного действия всех Лиц Святой Троицы, которое начинается от Отца как от Источника, осуществляется через Сына и доводится до полноты и совершенства Святым Духом (см., напр., 1-е Послание к Серапиону святителя Афанасия Великого (Свя­титель Афанасий Великий. Творения. Т. 3. М., 1994. С. 41); кн. “О Святом Духе” святителя Василия Великого (Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Т. 1. СПб., 1911. С. 607) и др.). 23 Текст блаженного Августина, не считая порядка слов, ближе к греческому, чем Синод. пер.: Ибо все из Него, через Него и к Нему. В Синод. пер.: Ибо все из Него, Им и к Нему. Последнее выражение e„j аЩтХп (‘к Нему’) может быть переведено также ‘в Него’, ‘в Нем’, поскольку в новозаветном греческом языке различие между предлогами e„j ‘в, по направлению к’ и ™n ‘в’ стирается. Что касается порядка выражений в цитате, то ниже в § 19 Августин дает правильный порядок. Следует заметить, что это место у святых Отцов традиционно рассматривалось как указание на Святую Троицу. 24 Этот же самый “водный” образ использовал в качестве аналогии Святой Троицы уже Тертуллиан; см. указанный перевод его трактата “Против Праксея”.

http://pravmir.ru/o-simvole-veryi/

Matth. II, PG 13, 832. 58 См., например, Евсевий Кесарийский. Hist. Eccl., III.4.7; Святитель Афанасий Великий. De incarn., 33 (О вочеловечении Бога Слова, рус. пер.: Святитель Афанасий Великий. Творения. Т. 1. М., 1994); Epist. Festal. 39 (Праздничные послания, Там же, Т. 3); Святитель Василий Великий. Regulae morales, 26 (Нравст­венные правила, рус. пер.: Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Т. 2. СПб., 1911); Святитель Григорий Нисский. Contra Eunomium (Против Евномия), III.5.8. 59 Слово II (рус. пер.: Святитель Григорий Богослов. Собрание творений. Т. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994). 60 Беседы на Шестоднев (рус. пер.: Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Т. 1. СПб., 1911). 69 Беседы на книгу Бытия (рус. пер.: Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского избранные творения. М., 1993). 72 Беседы на Евангелие от Иоанна (рус. пер.: Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого… избранные творения). 83 Толкование на пророка Захарию. В другом месте Иероним говорит, что Святой Дух диктовал (dictavit) через апостола Павла (per Apostolum) содержание Послания к Римлянам (Epist. 120.10), однако здесь слово dictare скорее имеет значение “повторять” или “наставлять”. 85 Те же противопоставления “слов” (verba), “речей” (sermones), “букв” (litterae), “последовательности слов” (ordo verborum) и “смысла” (sensus, intelligentia) см. в Epist. 65.11; 106.29. 86 Пролог к Толкованию на пророка Наума. Ср. In Isaiam, prol. (Пролог к Толкованию на пророка Исайю), PL 24, 19–20; Epist. 41. 90 Enarrationes in Psalmos, LXII.1 (Беседы на Псалмы); Qaestiones in Heptateuchum, VII.49 (Вопросы на Семикнижие), PL 34, 815; De consensu Euang., I.35.54; ср. Святитель Григорий Великий. Moralia in Job, praef., 1–2 (Нравственные толкования на книгу Иова, предисловие), PL 75, 515–517. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей.

http://pravmir.ru/uchenie-o-bogoduhnoven...

Влияние описанной схемы на последующую традицию вряд ли можно переоценить. Ее влияние на Востоке определялось ее восприятием в Шести словах о священстве свт. Иоанна Златоуста 42 , ключевом тексте в восточной традиции пастырского богословия; ее влияние на Западе – выполненным в 400 г. Руфином Аквилейским переводом Третьего слова на латинский язык. Подробное рассмотрение этого влияния должно стать предметом специального исследования. Источники и литература Источники 1. Святитель Григорий Богослов , архиепископ Константинопольский. Собрание творений: в 2 т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. 1–2 т. [Репринтное издание.] 2. Святитель Григорий Богослов , архиепископ Константинопольский. Творения: в 2 т. М.: Сибирская Благозвонница, 2007. 1–2 т. 3. Gregoire de Nazianze. Discourse 1–3/Bernardi J., ed. Paris, 1978. Vol. 247. 4. Sanctus Gregorius Nazianzenus. Opera quae existant omnia/J.-P. Migne, ed. D’Amboise, 1862. Vol. 35–38. 5. Юлиан Отступник. Сочинения/Сидаш Т. Г., пер., Бирюков Д. С., ред. СПб., 2007. 6. Julian the Emperor. The Works of the Emperor Julian in three volumes/W. C. Wright, tr. London, 1913. Vol. 1. Литература 7. O’Meara D. J. Platonopolis: Platonic Political Philosophy in Late Antiquity. Ox., 2003. 8. Russel N. The Doctrine of Deification in the Greek Patristic Tradition. Ox., 2004. 9. Адо П. Что такое античная философия? М., 1999. 10. Фестюжьер А.-Ж. Личная религия греков. СПб., 2000. 11. Хлебников Г. В. Философская теология античности. М., 2005. Часть 2. 12. Elm S. Hellenism and Historiography: Gregory of Nazianzus and Julian in Dialogue//Journal of Medieval and Early Modern Studies. Berkley, 2003. V. 33. P. 493–515. 13. Elm S. Priest and Prophet: Gregory of Nazianzus’s Concept of Christian Leadership as Theosis//Priests and Prophets among Pagans, Jews and Christians/Dignas B., Parker R., Stroumsa G. G., edd. Leuven; Paris; Walpole, MA, 2013. P. 162–184. 14. Elm S. The Diagnostic Gaze. Gregory of Nazianzus’ Theory of Orthodox Priesthood in his Orations 6 De pace and 2 Apologia de fuga sua//Orthodoxy, Christianity, History/Elm S., Rebillard E., Romano A., ed. Roma, 2000. P. 83–100.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

9 Жизнь и страдания святого Киприана Антиохийского и святой Иустины…/Сост. Покровский. М., 1902. С. 18. 12 Кондак службы священномученику Киприану и святой мученице Иустинии//Минея Октябрь. М., 1997. С. 51–52. О двоичном прославлении святых см. Архимандрит Макарий. Русская святость в истории, иконе и словесности. Очерки русской агиологии. М., 1998. С. 62–72. 13 Архиепископ Сергий (Спасский). Указ. соч. С. 408. В древних Месяцесловах встречаются также другие сентябрьские даты их страдания, в связи с чем архиепископ Сергий замечает: “Память с 26 сент. перенесена на 2 окт. Может быть, ради праздника Иоанна Богослова” (Там же). 14 Аналогичным образом было при страдании сорока Севастийских мучеников (†ок. 320; пам. 9 марта), когда вместо малодушного и отпадшего пострадал охранявший воин, восполнив оскудевшее число. 16 Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Изд. 3. М., 1889. Ч. 2. С. 201–216; Он же. Слово 24, в похвалу святого священномученика Киприана…//Творения святых отцов в русском переводе. М., 1843. Кн. 4. С. 246–265. 17 Игумен Иларион (Алфеев). Жизнь и учение св. Григория Богослова. СПб., 2001. С. 404. Прим. 21; Sauget Joseph-Marie. Указ. соч. P. 1282. 18 Архиепископ Сергий (Спасский). Указ. соч. С. 407. Святитель Василий говорит, например, о страданиях святого при императоре Декии (249–251) (Тво­рения иже во святых отца нашего Григория Богослова… С. 211–213), что хронологически более соответствует времени священномученика Киприана Карфагенского (†258; пам. 31 авг.). Игумен же Иларион, исследователь богословского наследия святителя Василия, считает, что данное Слово было посвящено священномученику Киприану Карфагенскому (Игумен Илларион (Алфеев). Указ. соч. С. 403–408) и отмечает: “Спутать двух или нескольких святых с одинаковым именем — в этом не было ничего необычного для византийца” (Там же. С. 403). 20 Архиепископ Сергий (Спасский). Указ. соч. С. 408. В славянском Прологе говорится: “Сей бяше от Антиохии Сирский, при Декии царе, благороден и богат, философ, и волхв крайний” (Пролог. Кн. 1: Септемврий — Фебруарий. М., 2003. Л. 62. См. также: Великие Минеи Четии… Октябрь: дни 1–3. Стб. 41, 237).

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-ki...

Память блаженной Ксении Петербургской , одной из наиболее почитаемых русских святых, совершается 6 февраля. Блаженная Ксения родилась в первой половине XVIII в. в Санкт-Петербурге. Муж Ксении скончался, оставив ее вдовой в двадцать шесть лет. Раздав все свое имущество, святая надела костюм покойного мужа и отзывалась только на его имя. Ее считали сумасшедшей, но это был ее крест – добровольно взятый на себя подвиг юродства. Ночи блаженная Ксения проводила в чистом поле в молитве или таская кирпичи для постройки церкви на Смоленском кладбище. За подвиги и терпение Господь сподобил ее дара прозрения сердец и будущего. Скончалась блаженная на семьдесят первом году жизни и была похоронена на Смоленском кладбище, где над ее могилой впоследствии была построена часовня. Святитель Григорий Богослов 7 февраля – день памяти святителя Григория Богослова , архиепископа Константинопольского, жившего в Каппадокии в IV в. Святой Григорий получил блестящее образование. Вместе со своим другом, будущим святителем Василием, он пребывал некоторое время в пустыне, затем вернулся домой и принял сан пресвитера. После смерти Константинопольского патриарха по приглашению Антиохийского собора святой Григорий занял его место и возглавил борьбу с еретиками. Его многочисленные богословские труды и проповеди внесли огромный вклад в единство церкви. Окончил свою жизнь святитель в 389 г., оставив патриарший престол и вернувшись в пустыню. Святитель Иоанн Златоуст 9 февраля – день перенесения мощей святителя Иоанна Златоуста в Константинополь из Коман, где он скончался в 407 г. по пути в ссылку, осужденный по приказу императрицы Евдоксии за обличение пороков, царивших при дворе. Перенесение мощей из Коман совершилось в 438 г. Три святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст 12 февраля — Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Этот общий день памяти был утвержден в 1084 г. митрополитом Евхаитским Иоанном. В конце XI в. в Константинополе происходили церковные нестроения, связанные со спорами, кто из трех святителей достоин большего почитания. По Божьей воле три святителя явились митрополиту и, объявив, что они равны пред Богом, повелели прекратить споры и установить им общее празднование.

http://pravmir.ru/imeniny-v-fevrale/

Салоники (Θεσσαλονκη). Кафедральный собор Григория Паламы. Собор. Действует.   Престолы: Григория Паламы Год постройки:1914. Адрес: Αγ. Σοφας 6, Θεσσαλονκη. Ιερς Μητροπολιτικς Νας Θεσσαλονκης Αγου Γρηγορου του Παλαμ Координаты: 40.63103, 22.943888 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Кафедральный собор Солоник находится в самом центре города на перекрестке улиц Митрополеос и Св.Софии. Собор построен на месте старой церкви, сгоревшей в пожаре 1890 года. Уже на следующий год началось строительство Собора Святого Григория Паламы, которое продолжалось до 1914 года. Лучшие мастера своего времени принимали участие в строительстве. Собор построен в византийском стиле, с элементами неоклассических и новоримских традиций. Главный храм имеет форму креста с большим куполом. По углам храма находятся колокола. Константинопольский художник Николао Кессанли выполнил иконописные работы. Великолепные фрески с сюжетами из Библии, прекрасные витражи и красивейшие мозаичные полы – все и раньше, и теперь вызывает восторг посетителей. Главная святыня храма – мощи Святого Григория Палама. Строительство храма было вызовом: Греция в это время находилась под властью Османской империи. Биография Григория Палама очень интересна. Он родился в Константинополе в 1296 году в семье аристократов принадлежавших к окружению императора Византии Андроника II. До 20 лет Григорий жил при царском дворце, ему лично покровительствовал император и его ожидала блестящая карьера. Но в 20 лет блестяще образованный юноша к удивлению всех покинул двор и ушел на Афон. Там Григорий принял монашеский постриг. Стремясь к отшельнической жизни, занятиям философией, богословием, Григорий Палама до самой смерти прожил жизнь, целиком посвященную борьбе с религиозными противниками. Он несколько раз побывал в тюрьме, был отлучен от церкви, попал в плен к турецким пиратам. Григорий Палама был активным приверженцем влиятельного средневекового христианского течения – исихазма. Согласно этому течению любой простой человек, верующий в Христа, может увидеть божественный свет. Это был реформаторский взгляд. Противники этого течения считали это привилегией священников. Григорий Палама – архиепископ Фессалоник, мистик и богослов, философ, святитель, отец церкви и православный святой, умер 14 ноября 1359 г. в возрасте 63 лет. Этот храм — единственный, который был открыт в оккупированных Салониках. Сюда приходит много паломников поклониться мощам выдающегося человека и проникнуться атмосферой благости и любви к ближнему, как и заповедовал Христос. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=16840

В пяти проповедях - " Словах о Богословии " , обличая склонных к многословным рассуждениям последователей Евномия, святитель Григорий, прежде всего, дает точные определения, кто с кем и когда может богословствовать. О Боге могут рассуждать только опытные, преуспевшие в созерцании и, прежде всего, чистые душой и телом, или по крайней мере очищающие себя. Рассуждать о Боге можно только с тем, кто приступает к этому с усердием и благоговением. Объяснив, почему Бог скрыл от человека Свою сущность, святой Григорий указывает, что " облеченным плотию нельзя увидеть умственных предметов без примеси телесного " . Богословствовать позволительно лишь тогда, когда мы бываем свободны от внешних впечатлений вещества и от возмущения, когда вождь наш - ум не прирастает к нечистым преходящим образам. Отвечая евномианам, полагавшим с помощью логических умозаключений постичь Божественную сущность, святитель объяснял, что человек познает Бога, когда его богообразное и божественное начало, т. е. ум, соединяется с родственной Сущностью. Далее на примерах патриархов, пророков, апостолов показано, что для земного человека сущность Божия непостижима. Приводил святой Григорий и пример суетного лжемудрствования Евномия: " Бог родил Сына или по Своей воле, или против воли. Если Он родил против воли, то Он потерпел принуждение. Если по Своей воле, то Сын есть Сын хотения " . Опровергая такое рассуждение, святитель показывает вред, наносимый им человеку: " Сам ты, который говоришь так необдуманно, по желанию или не по желанию своего отца произошел? Если не по желанию, то и отец твой потерпел насилие. От кого же это? На природу указать ты не можешь: она чтит целомудрие. А если по желанию, то из-за нескольких слогов ты сам себя лишаешь отца; ибо становишься уже сыном хотения, а не отца " . Затем святой Григорий обращается к Священному Писанию, с особым вниманием разбирая места, где указывается на Божественную природу Сына Божия. Многократные толкования святого Григория на Священное Писание посвящены раскрытию мысли, что Божественная сила Спасителя действовала даже и тогда, когда ради спасения человека Он принял на себя немощное естество. Особое место в проповедях святителя Григория занимает полемика против евномиан, хуливших Святого Духа.

http://patriarchia.ru/db/text/909900.htm...

Торжества по случаю 110-летия Православия в Корее прошли в Сеуле 1 июня 2010 г. 14:33 29-30 мая 2010 года в Сеуле прошли торжества, посвященные 110-летию Православия в Корее. Организатором празднеств выступила Корейская митрополия Константинопольского Патриархата . По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла для участия в праздничных мероприятиях прибыла делегация Русской Православной Церкви во главе с архиепископом Владивостокским и Приморским Вениамином . В состав делегации также вошли клирик Владивостокской епархии Русской Православной Церкви иеродиакон Ювеналий (Лапшин) и сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Д.И. Петровский. 28 мая в аэропорту Инчхон архиепископа Вениамина встречали митрополит Корейский Амвросий, проходящий свое пастырское служение в Южной Корее клирик Русской Православной Церкви игумен Феофан (Ким), советник Посольства Российской Федерации в Республике Корея М.Г. Волков и прибывший ранее в Сеул Д.И. Петровский. 29 мая делегация Русской Православной Церкви приняла участие в работе конференции, посвященной православному пониманию смерти. Конференция организована Корейской митрополией Константинопольского Патриархата в рамках программы юбилейных мероприятий. В тот же день состоялась встреча архиепископа Владивостокского Вениамина и членов делегации Московского Патриарха с Чрезвычайным и Полномочным послом Российской Федерации в Республике Корея К.В. Внуковым в его резиденции. В ходе беседы был обсужден широкий круг вопросов, касающихся истории и современного положения Православия в Корее и развития двухсторонних отношений между Россией и Республикой Корея. Вечером в Николаевском храме Сеула владыка Вениамин возглавил вечернее богослужение, за которым молились иерархи Константинопольского Патриархата — архиепископ Фиатирский и Великобританский Григорий, митрополит Писидийский Сотирий и митрополит Корейский Амвросий, клирики Корейской митрополии, гости торжеств и прихожане храма во имя святителя Николая.

http://patriarchia.ru/db/text/1171964.ht...

Александр, иеромонах (Синяков Дмитрий Игнатьевич) Дата рождения: 24 октября 1981 г. Дата хиротонии: 14 ноября 2004 г. Дата пострига: 12 сентября 2003 г. Страна: Франция Биография: Родился 24 октября 1981 г. в Ставропольском крае в старообрядческой семье казаков-некрасовцев. В июне 1997 г. окончил среднюю школу. В 1997-1998 гг. состоял в братии Троицкого Ипатьевского мужского монастыря г. Костромы. В 1998-2001 гг. обучался Тулузском католическом университете на факультете богословия, а также одновременно в Сергиевском православном богословском институте в Париже. С 2001 по 2002 г. обучался одновременно на факультете филологии Парижского университета Сорбонна и в Сергиевском институте. В июне 2002 г. в Сергиевском институте под руководством профессора Николая Лосского защитил магистерскую диссертацию на тему «Экклесиологическая оценка схизматических сообществ в соборных документах Русской Православной Церкви». В июне 2003 г. на кафедре истории древних и средневековых обществ Практической школы высших исследований при Сорбонне защитил магистерскую диссертацию на тему «Влияние учения святителя Григория Богослова на христологические споры от Халкидонского до второго Константинопольского Соборов». В декабре 2010 г. защитил докторскую диссертацию в Практической школе высших исследований при Сорбонне на тему «Влияние святителя Григория Богослова на христологические споры от Льва Римского до Максима Исповедника». По результатам защиты присвоено звание доктора филологических наук. 12 сентября 2003 г. в Венском Николаевском соборе епископом Венским и Австрийским Иларионом пострижен в монашество (мантию) с наречением имени Александр в честь святителя Александра, архиепископа Константинопольского. 14 сентября 2003 г. рукоположен в сан диакона, 14 ноября 2004 г. епископом Иларионом рукоположен в сан иеромонаха. С 2003 по 2006 гг. являлся сотрудником Представительства Русской Православной Церкви при европейских международных организациях и клириком Троицкого ставропигиального храма в Брюсселе. В 2004-2006 гг. преподавал историю Церкви в университете Париж IV — Сорбонна. Решением Священного Синода от 15 апреля 2008 г. ( журнал 15 ) назначен ректором Православной духовной семинарии в Париже (сейчас — Духовно-образовательный центр имени преподобной Женевьевы Парижской при Корсунской епархии ). Образование: 2001 г. — Тулузский католический университет. 2002 г. — Православный Свято-Сергиевский богословский институт в Париже. 2008 г. — Практическая школа высших исследований (Париж). Место работы: Духовно-образовательный центр имени преподобной Женевьевы Парижской при Корсунской епархии (Ректор)   E-mail: rectorat@seminaria.fr Web-caйm: http://ru.seminaria.fr на Патриархия.ru Руська в наймолодша духовна школа [Ihmepb " ю] Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.) вторник 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1245272...

2 (15) января. Преставление (1833 г.), второе обретение мощей (1991 г.) преподобного Серафима, Саровского чудотворца. 4 (17) января. Собор семидесяти апостолов. 5 (18) января. Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). 6 (19) января. Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. 7 (20) января. Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. 9 (22) января. Святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца (1569 г.). 10 (23) января. Святителя Григория Нисского (около 395 г.). Святителя Феофана, Затворника Вышенского (1894 г.). 11 (24) января. Преподобного Феодосия Великого, общих житий начальника (529 г.). 12 (25) января. Святителя Саввы, архиепископа Сербского (1237 г.). 14 (27) января. Равноапостольной Нины (Нино), просветительницы Грузии (335 г.). 17 (30) января. Преподобного Антония Великого (356 г.). 18 (31) января. Святителей Афанасия (373 г.) и Кирилла (444), архиепископов Александрийских. Преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии(около 1377 г.), родителей преподобного Сергия Радонежского. 19 января (1 февраля). Преподобного Макария Великого , Египетского (около 391 г.). 21 января (3 февраля). Преподобного Максима Исповедника (662 г.). Преподобного Максима Грека (1556 г.). 22 января (4 февраля). Апостола от семидесяти Тимофея (около 96 г.). 24 января (6 февраля). Блаженной Ксении Петербургской. 25 января (7 февраля). Святителя Григория Богослова , архиепископа Константинопольского (389 г.). Священномученика Владимира, митрополита Киевского (1918 г.). 27 января (9 февраля). Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста (438 г.). 29 января (11 февраля). Перенесение мощей священномученика Игнатия Богоносца (107 г.). 30 января (12 февраля). Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоустог о. Февраль 2 (15) февраля. Сретение Господа нашего Иисуса Христа. 3 (16) февраля. Праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Равноапостольного Николая, архиепископа Японского (1912 г.). Пророка Азарии (X в. до Р. X.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010