IV век 3 правила святителя Афанасия Великого (326–373), извлеченные из его Слова о праздниках и двух посланий. В одном из них говорится о непроизвольном ночном осквернении тела. 92 правила святителя Василия Великого (330–379), извлеченные из посланий святителя. Многие из них имеют своим предметом вопросы, относящиеся к заключению браков. Правила Василия Великого пользовались столь большим уважением на Востоке, что из всех правил святых отцов только они были включены в древнейший сборник церковного права – сборник Иоанна Схоластика. 8 правил святителя Григория Нисского (335 – ок. 394), извлеченных из послания святителя к Литоию, епископу Мелитинскому (в Армении). Под именами святителя Григория Богослова (329–389) и святителя Амфилохия Иконийского († после 394) в канон помещены стихотворные перечисления священных книг Ветхого и Нового Заветов, признанных Церковью каноническими. Ветхозаветные книги здесь разделяются на исторические, стихотворные и пророческие. 18 правил Тимофея, архиепископа Александрийского († ок. 385), представляющие собой ответы на вопросы, предложенные разными епископами по различным вопросам. 14 правил Феофила, архиепископа Александрийского (385–412), извлеченные из наставлений разным лицам и изложенные в виде решений на различные частные случаи. V век 5 правил святителя Кирилла Александрийского († 444), составленные из посланий святителя к патриарху Антиохийскому Домну по жалобе одного из епископов Антиохийского округа на лишение кафедры без должного исследования и законного судопроизводства и к епископам ливийским о неправильных рукоположениях, допущенных в Ливии. Окружное послание Геннадия, архиепископа Константинопольского († 471), к папе Льву I u bceм митрополитам Восточным (459 г.) против рукоположений в иерархические степени за деньги. VIII век Послание святителя Тарасия Константинопольского († 809) к папе Адриану о симонии. Об испытании ставленника Рук ни на кого не возлагай поспешно и не делайся участником в чужих грехах ( 1Тим. 5, 22 ). Эти слова святого апостола Павла стали основой всех канонических норм относительно поставления на любую церковную степень. Соответственно этому каноны предписывают прежде совершения хиротонии испытание ставленника, в ходе которого выясняется его пригодность для той священной степени, в которую его хотят поставить.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Texte et traduction par P. Gallay//Sources chrétiennes. 208. Paris, 1974. Перевод: Святитель Григорий Богослов , архиепископ Константинопольский. Творения: В 2 т. Т. 2: Стихотворения. Письма. Завещание. (ПСТСО. Т. 2.) М.: Сибирская Благозвонница, 2007. С. 417–562. Григорий Великий , папа Римский, свт. Моралии на Иова. Ист.: Grégoire le Grand.Morales sur Job. PL. 75–76. Traduction d’extraits divers par R. Wasselynck. «Les écrits des saints». Namur, 1964. Édition critique et traduction: Livres I-II par R. Guillet et A. de Gaudemaris//Sources chrétiennes. 32 bis. Paris, 1952, 1975; Livres XI-XIV par A. Bocognano HSources chrétiennes. 212. Paris, 1974; Livres XV-XVI par A. Bocognano. Sources chrétiennes. 221. Paris, 1975. Перевод отсутствует. Григорий Нисский , свт. Большое огласительное слово. Ист.: Discours catéchétique. Texte grec par E. Muhlenberg; traduction par R. Winling//Sources chrétiennes. 453. Paris, 2000. Перевод: Святитель Григорий Нисский . Творения. Ч. 4. М., 1862. С. 1–110. [Переизд.: Киев, 2003/Под ред. Ю. А. Вестеля]. О душе и воскресении. Ист.: PG. Т. 46. Col. 12–160 . Перевод: Святитель Григорий Нисский . Творения. Ч. 4. М., 1862. С. 201–326. Слово об усопших. Ист.: PG. Т. 46, 497–537. Перевод: Слово к скорбящим о преставившихся от настоящей жизни в вечную//Святитель Григорий Нисский . Творения. Ч. 7. М., 1868. С. 485–534. О блаженствах. Ист.: PG. Т. 44. Col. 1193–1301 . Перевод: Святитель Григорий Нисский . Творения. Ч. 2. М., 1861. С. 359–469. О молитве. Ист.: PG. Т. 44. Col. 1119–1194 . Homélies sur le «Notre Père». PG. T. 44. Col. 1120–1193 . Traduction par M. Péden-Godefroi. La Prière du Seigneur. Paris, 1982. Перевод: Святитель Григорий Нисский . Творения. Ч. 1. М., 1861. С. 380–469. Об устроении человека. Ист.: PG. Т. 44. Col. 128–256 . Перевод: Святитель Григорий Нисский . Обустроении человека/Пер., послесл. и примеч. В. М. Лурье; под ред. А. Л. Берлинского. 2-е изд. СПб.: Axioma, 2000. О девстве. Ист.: Grégoire de Nysse.Traité de la virginité.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

По бокам малых хорных арок помещены представители Вселенских Соборов: Св. Александр Архиепископ Цареградский, представитель 1-го Вселенского Собора, и Св. Кирилл Архиепископ Александрийский, представитель III-ro Вселенского Собора; с противоположной стороны – Св. Григорий Епископ Нисский, представитель II-ro Вселенского Собора, и Св. Флавиан Епископ Цареградский, представитель IV-ro Вселенского Собора. Св. Евтихий Архиепископ Цареградский, представитель У-го Вселенского Собора; Св. Андрей Архиепископ Критский, представитель Vl-ro Вселенского собора; Св. Тарасий Архиепископ Цареградский, представитель VII-ro Вселенского Собора; Св. Мефодий Патриарх Цареградский представитель Константинопольского Собора, созванного императрицею Феодорою (Торжество Православия). Между пилястрами на стенах помещены картины из жизни Святителя Николая. На восточной стене между трапезою Николаевского придела и малою хорною аркой, вверху: «Посвящение Св. Николая в сан иерея». Под этою картиной – «Тайное вспомоществование Св. Николая». На западной стене придела, между трапезою и малою хорною аркой, вверху: «Избавление от бури.» Под этою картиной – «Избавление от казни». На северной стене придела, противоположной окну и прилегающей к малой хорной арке, внизу. «Представление Св. Николая». Над этой картиной – «Пренесение мощей Святителя Николая из Мир Ликийских в Бар-граде». На пилястрах двух противоположных хорных стен, прилегающих к трапезе, изображены Святые, предшествовавшие Святителю Николаю: На верхней части северной стены, рядом с картиной Пренесение мощей Святителя Николая, изображен 1-й Вселенский (Никейский 1-й) Собор. Вокруг трона императора Константина Великого восседают патриархи: Александр Александрийский , Евстафий Антиохийский и Макарий Иерусалимский, Осия епископ Кордубский и Александр архиепископ Цареградский (взамен больного Митрофана патриарха Цареградского), Николай Мирликийский и другие. Св. Афанасий Великий , бывший тогда в сане архидиакона, опровергает ложное учение еретика (Ария). На нижней части этой стены – 2-й Вселенский (Константинопольский 1-й) Собор, который составляют патриархи: Тимофей Александрийский, Мелетий Антиохийский , Кирилл Иерусалимский , Григорий Богослов Константинопольский, Григорий епископ Нисский, Амфилохий Иконийский и другие. Григорий Богослов читает постановление собора о принятии всех догматов Никейского собора и о единосущии Св. Духа со Отцом и Сыном.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Сокращения Свт. Василий Великий . Творения Святитель Василий Великий , Архиепископ Кесарии Каппадокийской. Творения: В 2 т. М.: Сибирская Благозвонница, 2008–2009. (Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе; т. 3, 4). Свт. Григорий Богослов . Творения Святитель Григорий Богослов , Архиепископ Константинопольский. Творения: В 2 т. М.: Сибирская Благозвонница, 2007. (Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе; т. 1, 2). Basil. Magn. Basilius Cesariensis Cappadociae (Magnus) – Свт. Василий Великий Moralia Regulae morales//PG. 31. Col. 699–870 (рус. пер.: Свт. Василий Великий . Нравственные правила (80 правил)//Свт. Василий Великий . Творения. М., 2009. Т. 2. С. 19–101). De s. p. Taras. et Niceph. De Sanctis patriarchis Tarasio et Nicephoro//PG. T. 99. Col. 1850–1853. Greg. Nazianz. Gregorius Nazianzenus- Свт. Григорий Богослов Or. 2 Oratio 2: Apologetica, de sacerdotio//PG. Т. 35. Col. 407–514 (рус. пер.: Свт. Григорий Богослов . Слово 3, в котором Григорий Богослов оправдывает удаление свое в Понт по рукоположении во пресвитера и потом возвращение оттуда, также учит, как важен сан священства и каков должен быть епископ//Свт. Григорий Богослов . Творения. Т. 1. С. 27–60). Or. 37 Oratio 37: In dictum Evangeliï Cum consummasset Jesus hos sermones//PG. T. 36. Col. 281–308 (рус. пер.: Свт. Григорий Богослов . Слово 37, на евангельские слова: Егда сконча Иисус словеса сия и проч. ( Мф. 19:1 )//Свт. Григорий Богослов . Творения. Т. 1. С. 432–441). Leroy Leroy J. Monaschisme Studite/Theodori Studitae Les Grandes Catecheses. Livre I. Spiritualite Orientale, 79. Begrolles en Mauges. France. 2002. P. 40–117. Theod. Stud. Theodorus Studita- Преп. Феодор Студит Antirrh. I-III Antirrhetici tres adversus Iconomachos//PG. T. 99. Col. 327–351 (рус. пер.: Преп. Феодор Студит . Опровержение иконоборцев (I-III)//Преп. Феодор Студит . Творения. Т. 2). Epistulae. L. I-II. Ep. Epistularum libri duo//PG. T. 99. Col. 9031682 (рус. пер.: Преп. Феодор Студит . Письма (кн.//Там же. Т. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

С того времени и церковное правление перешло к Василию, хотя по иерархии он занимал лишь второе место. Проповеди он говорил ежедневно, часто дважды — утром и вечером. Составил чин литургии, написал толкования на Шестоднев, на 16 глав пророка Исаии, на псалмы, составил собрание монашеских правил, а когда в 370 году епископ Кесарийский Евсевий скончался, занял его место. Но болезни, труды, воздержание, заботы и скорби рано истощили его силы: преставился святитель Василий 1 января 379 года и в скором времени был причислен к лику святых. Ему было всего 49 лет. Григорий Богослов Однокашник императора-отступника Архиепископ Константинопольский, богослов, близкий друг и сподвижник Василия Великого, Григорий Назианзин, вошедший в историю Церкви как Григорий Богослов, родился около 329 года в городе Арианза в Каппадокии. Его отец, тоже Григорий, был богатым аристократом-язычником, но под влиянием своей жены Нонны, причисленной впоследствии к лику святых, принял крещение и со временем стал епископом в городе Назианзе. Все детство и юность Григорий учился — сначала дома, потом в Кесарии Каппадокийской, Кесарии Палестинской, Александрии. Изучал риторику, поэзию, геометрию, астрономию, философию. В Афинах познакомился с Василием, будущим архиепископом Кесарии Каппадокийской, и с Юлианом, будущим императором, прозванным Отступником. Домой Григорий вернулся тридцатилетним, когда его отец уже стал епископом. Он принял крещение и уехал к своему другу Василию, в монастырь, который тот основал в своем имении в Понте. Но через три года отец, которому нужен был помощник, вызвал его к себе и рукоположил в сан священника, однако Григорий тут же вернулся в обитель. Впрочем, через год все-таки приехал к отцу, но вскоре император Юлиан начал гонения на христиан, и он опять удалился в монастырь. Когда Василий Великий стал архиепископом, он попросил друга возглавить только что образованную им епархию в городе Сасиме, чтобы вместе бороться с набиравшим силу арианством. Григорий не смог отказать, но в Сасиме пробыл недолго и снова сбежал в свою пустынь. А другу написал: «Укоряешь меня в лености и в нерадении, потому что не взял твоих Сасимов, не увлекся епископским духом, не вооружаюсь вместе с вами, чтоб драться, как дерутся между собой псы за брошенный им кусок. А для меня самое важное дело — бездействие. …И думаю, что, если бы все подражали мне, то не было бы беспокойств Церквам, не терпела бы поруганий вера, которую теперь всякий обращает в оружие своей любви к спорам». Епископ поневоле

http://foma.ru/vasilij-velikij-grigorij-...

В 379 году, незадолго до торжества Православия над арианством, Григорий Нисский принял участие в очередном соборе, собравшемся в Антиохии, крупном культурном центре, соперничавшем с Александрией. Вокруг антиохийского центра группировался восточный епископат, где во второй половине IV века отцы-каппадокийцы постепенно приобрели решающее богословское влияние и привели этот епископат к принятию никейского Православия. Антиохийский собор послал Григория в поездку по церквям Аравии и Палестины – разузнать, что говорят в народе об арианской ереси. Интересно, что из этой поездки Григорий вернулся с весьма отрицательным впечатлением об Иерусалиме. Святые места, в то время ставшие популярным центром паломничества, не вызвали у него никакого энтузиазма. В одном из своих писем Григорий пишет, что Божие присутствие есть повсюду и полагать, что в Святой Земле оно явственнее, нежели во всяком другом месте, – большое заблуждение. В 381 году Феодосии I Великий созвал Второй Вселенский Собор в Константинополе, на котором восторжествовало никейское Православие. На этом соборе Григорий играл важную роль – это была вершина его деятельности и в богословском, и в церковном отношениях. Во время собора Григорий Назианзин (Богослов), назначенный на короткий срок архиепископом Константинопольским, удалился от дел, и Григорий Нисский стал одной из ведущих личностей в церковных делах Востока. Судьба благоприятствовала ему – он оказался в подходящем месте в нужное время и завоевал расположение всех. Постепенно он приобрел репутацию крупного авторитета и стал кем-то вроде придворного богослова. В 385 году он произнес надгробную речь на похоронах императрицы Флакиллы. В конце 80-х – начале 90-х годов его активность понизилась. Умер он предположительно в 394 году, окруженный уважением современников. Впоследствии, после осуждения Оригена (553 год), оказавшего сильное влияние на образ мыслей Григория, его богословский авторитет несколько пострадал, но Седьмой Вселенский Собор снова восстановил его. Все же именно вследствие его оригенизма Григорий Нисский не окружен в церковной традиции такой же славой и вниманием, как его друг святой Григорий Назианзин (Богослов) и брат святой Василий Великий . Как бы то ни было, влияние Григория Нисского на православную богословскую мысль было огромным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

22 мая 2010 года по приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Москву прибывает Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей с сопровождающими. Пребывание высоких гостей продлится до 31 мая. 22 мая 2010 года по приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Москву прибывает Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей.  Пребывание высоких гостей продлится до 31 мая. В программе визита предусмотрено посещение Москвы, Троице-Сергиевой лавры, Спасо-Преображенского Валаамского монастыря и Санкт-Петербурга. 23 мая, в день Святой Троицы, Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершат Божественную литургию в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. 24 мая, в день Святого Духа и святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей славянских, двумя Патриархами будет совершена Божественная литургия в Храме Христа Спасителя в Москве. В этот день отмечается тезоименитство Святейшего Патриарха Кирилла. 30 мая, в Неделю Всех святых, двумя Патриархами в сослужении членов Священного Синода Русской Православной Церкви будет совершена Божественная литургия в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга.Утром 31 мая Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей и сопровождающая его делегация отбудут в Стамбул. Святейший Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский Патриарх Варфоломей родился в 1940 году на острове Имврос в Турции. С 1991 года возглавляет древнюю Константинопольскую Православную Церковь, возводящую свою историю к первым векам христианства. Слава Константинопольской кафедры связана с именами великих учителей Церкви святителей Григория Богослова, Иоанна Златоуста и многих других выдающихся иерархов. После отделения Западной Церкви в 1054 году Константинопольский Патриарх становится первым по чести среди Предстоятелей Православных Церквей. Константинопольский Патриархат окормляет православных жителей Турции, Северной Греции и некоторых островов, а также многочисленную диаспору в различных странах мира.

http://pravmir.ru/konstantinopolskij-pat...

Почему же в историю Церкви Христовой солунский архипастырь вошел как сугубый поборник Православия? Святитель Григорий Палама сумел достойно защитить подвижников Святой Горы Афон от возведенной на них клеветы. В умном делании угодники Божии достигали таких духовных высот, что удостаивались видеть Божественный Свет, именуемый Фаворским, так как он отождествлялся со Светом Преображения Господня на Фаворе. Однако ученый монах Варлаам, автор трактатов по логике и астрономии, возглавляющий кафедру в Константинопольском университете, побывав на Афоне и ознакомившись с укладом духовной жизни исихастов, на основании догмата о непостижимости существа Божия объявил умное делание еретическим заблуждением: Варлаам отрицал Божественное нетварное происхождение Фаворского Света, называя его атмосферным явлением. По просьбе афонских монахов святой Григорий обратился к Варлааму сначала с устными увещеваниями, но когда последние не возымели действия, письменно изложил свои богословские доводы. Обладая обширными знаниями Священного Писания и Священного Предания, он доказал всем, что учение о нетварной природе Фаворского Света, видения которого, по милости Божией, сподоблялись афонские монахи, совершенно согласно с духом Евангелия и творениями святых отцов. Еще святители Григорий Богослов, Григорий Нисский , Василий Великий и Иоанн Златоуст учили о непознаваемости Божественной Сущности и познаваемых, ощущаемых, по дару Божию, человеком Божественных энергий, к которым святитель Григорий Палама относит и Свет Преображения. Те же, кто отрицают или сомневаются в существовании этого Света и озарения им избранников Божиих еще на земле, достойны порицания, так как обнаруживают прилюдно недостаток чистоты сердечной, маловерие и несовершенство духовных познаний. Этот богословский спор был продолжен на Пятом Константинопольском Соборе 1341 года где было принято учение о нетварной природе Фаворского Света, учение святого Григория Паламы. Однако в будущем великого поборника благочестия ожидало не только признание, но и гонение. Ученик Варлаама болгарский монах Акиндин и Патриарх Иоанн XIV Калека при поддержке императора Андроника III Палеолога объявили святителя Григория и афонских монахов виновниками церковных смут. Григорий Палама написал опровержение, за что был отлучен от Церкви и подвергся темничному заключению. Только когда сменился Патриарх, святитель Григорий был освобожден и возведен в сан архиепископа Солунского.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

179 Заметим, что святитель Григорий все же использует однажды понятие «микрокосм» и в приложении к человеку. Однако делает он это лишь при изложении натурфилософских античных взглядов на физическую и психическую организацию человеческих существ – не касаясь вплотную вопросов метафизики Таким образом, человек видится Святителю как «микрокосм» лишь при рассмотрении нашей физико-психической конституции, а отнюдь не интеллигибельной стороны людской природы. См.: Святитель Григорий Богослов . Слово 28, о богословии второе//Святитель Григорий Богослов , архиепископ Константинопольский. Собрание творений. Т. 1. – С. 406. 185 Святитель Григорий Богослов . Слово 44, на неделю новую, на весну и на память мученика Маманта//Святитель Григорий Богослов , архиепископ Константинопольский. Собрание творений. Т. 1. – С. 657 Об этом же пишет и святитель Григорий Нисский : «Не подобало начальствующему явиться раньше подначальных, но сперва приготовив царство, затем подобало принять царя». – Иже во святых отца нашего святителя Григория, епископа Нисскаго, Об устроении человека. – С 13. 186 См., например: Иже во святых отца нашего святителя Григория, епископа Нисскаго, Об устроении человека. – С. 13. 188 См. об этом: Иже во святых отца нашего святителя Григория, епископа Нисскаго, Об устроении человека. – С. 21; Ориген Против Цельса апология христианства. М., 1996 – С. 345. 198 Преподобный Григорий Синаит . Различные слова о заповедях и догматах, угрозах и обетованиях, а также о помыслах, страстях, добродетелях; сверх того о безмолвии и молитве//Преподобный Григорий Синаит . Творения. М., 1999. – С 9–10. Любопытно, однако, что тот же преподобный Григорий пишет об Эдемском саде, как о «ни нетленном безусловно», но и «не тленном в полном смысле этого слова» Ему представляется, что Райский сад, «находясь на рубеже тления и нетления, всегда красуется цветами и богат незрелыми и созревшими плодами. Гниющие деревья и перезрелые плоды, низвергаясь на землю, делаются [в эдемском раю] благовонным прахом и не издают запаха тления, как земные растения Это происходит от великого избытка там всегда изливающейся благодати освящения». Там же. – С 8–9.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/po...

96 Григорий Нисский. Толкование к надписаниям псалмов, PG 44, 440, цит. по изд.: Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения М.: Музыка, 1966. С. 107. 97 Пс. 148, 1–4 . 98 Григорий Нисский. Толкование к надписаниям псалмов, PG 44, 442, цит. по изд.: Там же, с. 108. 99 Святитель Василий Великий. Беседа на Псалом 1.1, цит. по изд.: Там же, с. 104. 100 Святитель Григорий Нисский. Толкование к надписаниям псалмов, PG 44, 443, цит. по изд.: Там же, с. 109. 101 Апок. 21, 5 . 102 Святитель Василий Великий. Против Евномия 5. 103 Святой Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против отвергающих святые иконы 17, цит. по изд.: Полное собрание творения Иоанна Дамаскина/Пер. В. Четыркина. СПб., 1913. Т.1. С. 399 . 104 Феодор Студит . Третий антирритик 4.12. 105 Патриарх Никифор. Второй антирритик 13, 357B. 106 Прокопий Кесарийский. О постройках 1.1.27, 29, 48, перевод С. Кондратьева, цит. по изд.: Вестник древней истории. 4, 1939. С. 209–224 107 Там же 1.1.61 108 Нил Анкирский . Слово о молитве 44, 152. 109 Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея Евангелиста. Беседа 61, цит. по изд.: Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. СПб., 1895–1906. Т. 7. Кн. 1. 110 2Кор. 10, 17 . 111 Святитель Василий Великий. Беседы на Псалом 33.3, цит. по изд.: Творения иже во святых отца нашего Василия, архиепископа Кесари Каппадокийской. Ч. 1. М., 1845. С. 288–289. 112 Святитель Василий Великий. Беседы на Шестоднев 1, цит. по изд.: Творения иже во святых отца нашего Василия, архиепископа Кесари Каппадокийской. Ч. 1. М., 1845. С. 11, с изменениями. 111a] Максим Исповедник. Амбигвы 8; пер. архим. Нектария (Яшунского). 113 См. например: св. Николай Кавасила . О Божественной литургии 34. 114 Гесиод. Дела и дни. 115 Святитель Григорий Богослов. Письмо к Григорию архонту, цит. по изд.: Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского: В 6ти томах. М., 1889. Т. 6. 116 Святитель Иоанн Златоуст. Беседа 16 на Послание к Ефесянам 1, цит.

http://azbyka.ru/krasota-soglasno-pravos...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010