По возвращении из сего путешествия, Димитрий назначил святому Ионе жить на митрополичьем дворе. Он остался в Москве, но для того, чтоб быть всегдашним обличителем беззаконного князя и ходатаем за Василия. Святитель непрестанно повторял Димитрию: «Ты поступил несправедливо и меня ввел в грех и стыд. Тебе бы следовало выпустить князя на свободу, а ты и детей его засадил с ним в неволю. Ты мне дал свое правое слово, и сделал меня обманщиком. Какой вред может причинить тебе князь, лишенный зрения, с малыми детьми? Если еще ты сомневаешься в том, возми с него клятву, при свидетельстве нашем епископском». Шемяка решился созвать епископов на совет об этом деле и, положив дать отчину Василию на его содержание, отправился вместе с епископами и знатнейшим духовенством в Углич. Здесь он объявил Темному свободу и дал ему в удел Вологду (в сентябрь 1446 г.). Известно, что Василий не долго оставался в таком положении. Пользуясь усердием людей ему преданных и успокоенный советом любивших отечество иноков, Кирилловского игумена Трифона и Ферапонтовского Мартиниана 24 , он оставил Вологду и чрез пять месяцев (17 февр. 1447 ) снова занял престол великокняжеский, беззаконно у него отнятый 25 . Враги его спешили теперь примириться с ним 26 . Когда же Шемяка и после заключения мирного договора не переставал коварствовать и заводить новые смуты в государстве; тогда Собор пастырей Русских издал против него грозное обличительное послание. Припоминая неправды Юрия и пагубные для России дела Шемяки, особенно осуждая поведение клятвопреступного князя после договора с Великим Князем, пастыри церковные страхом отлучения призывали его к покорности и миру. В числе сих святителей находим и Владыку Рязанского Иону, который по прежнему занимал третье место в сонме иерархов; и может быть, из его уст истекли помещенные в послании укоризны за хульные речи на епитрахили епископския 27 . Так Василий был восстановлен на великокняжеском престоле, и первый шаг к этому сделан чрез освобождение его из Углича, исходатайствованное святым Ионою.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Тогда великий князь Московский Василий приготовил грамоту Константинопольскому Патриарху, в которой перечислял преступления Исидора и просил утвердить Митрополитом Московским Иону. Однако узнав, что император и патриарх приняли Флорентийскую унию, он не послал этой грамоты в Константинополь и решился прибегнуть к крайнему средству, обойтись без участия Патриарха и избрать и поставить Московского Митрополита Собором только русских епископов. Великий князь Московский Василий Васильевич созвал всех епископов своей земли, и в Москву явились епископы: Ефрем Ростовский, Авраамий Суздальский, Варлаам (Коломенский, Питирим Пермский, а Евфимий Новгородский и Илья Тверской прислали свои грамоты, в которых выражали свое согласие на поставление Ионы в Митрополита. Был среди прибывших и сам Иона, епископ Рязанский и Муромский, уже семнадцать лет тому назад избранный в Митрополита Московского, по смерти Фотия. Собор открылся в храме архангела Михаила. Здесь присутствовали, кроме святителей, множество архимандритов, игуменов и прочего духовенства. Собор прежде всего обратился к правилам апостолов и соборов и нашел, что правила эти не только не возбраняют, напротив, повелевают епископам известной области поставлять большего святителя или Митрополита. Приняли на Соборе и то соображение, что в России для этого нуждались в согласии и благословении Цареградского Патриарха, и по этому соображению сослались на то, что Патриарх со своим священным Собором уже давно, когда Иона ездил в Константинополь, благословил Иону быть Митрополитом после Исидора. Собор припомнил, что и прежде в России, по нужде, ставились Митрополиты Собором своих архиереев – Иларион при великом князе Ярославе и Климент при Изяславе. Вследствие всего этого 15 декабря 1448 года Собор избрал и поставил епископа Рязанского и Муромского Иону Митрополитом Московским и всея Руси. Само поставление состояло в том, что, при совершении Ионою божественной литургии, на него возложен был митрополичий омофор, а в руки ему дан был великий митрополичий посох – символ митрополичьей власти. Это был первый Митрополит, поставленный своими епископами в Москве, тогда как прежние два поставлены были в Киеве.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Знаменательно, что еще до поставления Исидора великий князь хотел видеть митрополитом Московским святого Иону, епископа Рязанского, и предложил именно его кандидатуру, но тем временем Константинопольский патриарх уже поставил Исидора. Разумеется, после низвержения и побега Исидора Московским митрополитом стал святитель Иона, хотя еще несколько лет Русской Церкви пришлось прожить вообще без предстоятеля, так как долго не решались поставить митрополита самостоятельно. А так как Константинопольский патриарх принял унию, то принимать митрополита от него не хотели. К тому же на Москву в 1440-х годах обрушились междоусобные княжеские смуты, когда удельные князья стали претендовать на московский стол, был даже на время свергнут, а затем и ослеплен Василий II, получивший оттого прозвище Темный. В итоге, поставление митрополита состоялось только в декабре 1448 года. Святитель Иона, будущий основатель кремлевской Ризположенской церкви, стал первым митрополитом Московским, поставленным в Москве самостоятельно, без участия Константинополя, собором русских епископов. По возведении на кафедру святитель Иона направил пастве послание, в котором поведал всю правду о Флорентийской унии и о причине нарушения канонического избрания русского предстоятеля. С тех пор Русская митрополия стала автокефальной, то есть независимой от Византии. А всего лишь через пять лет, 29 мая 1453 года, Константинополь пал под ударами турков-османов. Падение Второго Рима было воспринято на Руси как небесная кара за отступничество от Православия. В ожидании чуда Прежде, чем обосноваться в Кремле, святитель Иона прошел долгий и трудный путь православного подвижника. Уроженец Костромской земли, принявший в 12 лет монашеский постриг, он оказался в московском Симоновом монастыре, где его заметил Московский митрополит Фотий. Как-то посетив обитель, он увидел в пекарне молодого спящего монаха, персты его десной руки во сне были сложены словно для благословения. И митрополит Фотий предрек тогда, что этот инок станет первосвятителем Русской земли и многих обратит на путь спасения.

http://pravoslavie.ru/553.html

11 марта 1441 года Исидор торжественно прибыл в Москву. В Успенском соборе на Литургии он благословил поминать за богослужением Римского папу. В Москве такое нововведение и вся церковная уния вызвали резкое неприятие. Через три дня Исидор был арестован. Для решения вопроса о митрополите Исидоре в Москве в том же 1441 году собрался Собор Русской Церкви. В Соборе приняли участие епископ Рязанский святитель Иона, епископ Коломенский Варлаам, епископ Сарайский Иов, епископ Пермский святитель Герасим, архимандриты, игумены. Собор признал деяния митрополита Исидора антиканоничными, но не осудил его как еретика и не вынес никакого определения об его судьбе. Решить его судьбу Московский Собор предоставил Патриарху и Собору Константинопольской Церкви. Осенью 1441 года митрополит Исидор бежал из Москвы. В итоге он оказался в Риме, где в награду за свои старания получил в управление несколько храмов. Примечательно, что митрополит кардинал Исидор не остался в Киеве или другом городе великого княжества Литовского. Участие Исидора в церковных делах Западной Руси проявлялось тем, что он, посетив Константинополь, рукоположил совместно с униатским Патриархом Константинопольским Григорием Маммой на Владимиро-Волынскую кафедру епископа Даниила. Отдельная униатская митрополия была учреждена для Галицкой Руси, входящей непосредственно в состав королевства Польского. Уния вызвала широкое противодействие на Востоке. Активно боролся против нее святитель Марк Ефесский. Сопротивлялась унии даже константинопольская паства. Святая Гора Афон также не принимала унию. Кинот Святой Горы обратился к великому князю Московскому с посланием, в котором хвалил его стояние за православие против унии. Великий князь Московский Василий II послал письмо на Афон, в котором сообщал о низложении митрополита Исидора за отступление его от православия. В 1443 году патриархи Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский осудили унию на Соборе в Иерусалиме. В 1448 году император  Иоанн VII скончался. Новый император Константин XI через некоторое время ликвидировал унию. Униатский патриарх Константинопольский Григорий Мамма в 1450 году вынужден был покинуть патриарший престол, и уехал в Рим. На патриарший престол был возведен православный патриарх. Таким образом, можно утверждать, что Патриархи Константинопольские около десяти лет находились вне единства с полнотой Вселенской Православной Церкви, и, напротив, находились в унии с Римо-католической церковью.

http://bogoslov.ru/article/4060465

Кондак 7 Хотящи от вечныя пагубы избавити люди Муромския, древле светом веры сих просветила еси, Всенепорочная Владычице. Твоею небесною помощию подаждь и нам просвещение ума и сердца нашего и сподоби нас до конца жития нашего бодренно наше спасение соделати, да никогда уснем в смерть, но да сподобимся в горнем Царствии вечно с Тобою воспевати Богу: Аллилуиа. Икос 7 Новое знамение Твоего о граде Муроме благаго промышления явила еси, Владычице, егда во дни святаго Василия Рязанскаго злыя козни диавольския яве посрамила еси и прельщенных людей сердца покаянием умилила еси. Темже неповинных изгнание и срамоту хулений от паствы своея Христа ради сладце претерпевая, святитель Божий, правды своея от Тебе ожидая и пречистому Твоему образу усердно поклоняяся, вопияше: Радуйся, изгнанных правды ради милосердная Заступнице; радуйся, поносимых за Христа пристанище благоутишное. Радуйся, ризою Твоею от всякаго зла нас покрывающая; радуйся, прельстившихся врага советом скорое вразумление. Радуйся, правды Божией дивное явление; радуйся, козней диавольских конечное посрамление. Радуйся, Пречудная Владычице, земли Муромския и Рязанския милостивая Заступнице. Кондак 8 Странное мыслем человеческим совершися промышлением Твоим, Пречистая, егда святитель Василий от града Муромскаго исхождаше: чудотворную икону Твою на руку держа, на мантию свою, аки на корабль, вступи и по волнам речным устремися, во умилении сердца поя Богу: Аллилуиа. Икос 8 Весь град Муром во ужасе потрясеся, необычное плавание своего изгоняемаго пастыря видя. Тако убо обличися ложь оклеветающих его праведное житие. Тии же люди муромстии, временное прельщение свое окаявше, Твое же дивное промышление славяще, воспеваху Ти: Радуйся, Преблагословенная Мати Творца нашего и Господа; радуйся, смирением возвышенная и на смиренныя призирающая. Радуйся, верныя рабы Твоя николиже оставляющая; радуйся, во изгнании с теми сущая. Радуйся, по скорби тем утешение подающая; радуйся, радость миру вечную родившая. Радуйся, Пречудная Владычице, земли Муромския и Рязанския милостивая Заступнице.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Мы, родственники схимонахини Феодосии (Косоротихиной Натальи Никифоровны), по нашему общему соглашению в настоящее время ведем строительство сени над могилой приснопамятной старицы.Однако нашлись люди, которые устроили смуту среди верующих г. Скопина и духовных чад матушки, пишут наполненные измышлениями письма и обращения во все инстанции.Был сделан проект (кованая ажурная сень, остекленная изнутри витражным стеклом; мраморные надгробия; кресты и киот с мозаичной иконой; гранитный пол; кровля оцинкованным крашеным железом; главка и крест, покрытые нитридом титана – «под золото»).Найдены в архивах данные о захоронениях рядом с матушкой ее родных.14 апреля этого года было начато строительство. Убраны кресты, плитка и временные надгробия с могил матушки и ее родственников, залита бетонная армированная плита площадью 3,5х4 метра и толщиной 20 см. с закладными. Работали с утра до позднего вечера в течение 3-х дней, а не ночью, как говорят некоторые. К сожалению, распространяются бредовые слухи, что «матушку замуровали», «раскопали и залили гроб бетоном», «она не сможет выйти на Страшный Суд», и даже «матушку украли и залили все бетоном, а ее одежду режут на кусочки и продают», и прочую чушь.Почему именно плиту? Во-первых, если делать ленточный фундамнт, его пришлось бы копать на приличную глубину 1,5-2 м. (вес конструкции около 6-ти тонн), что недопустимо, поскольку кладбище старое и неминуемо были бы затронуты старые захоронения. По этой же причине пришлось отказаться от использования винтовых свай (не хотелось ввинчивать металлические сваи в рядом лежащих покойников).Во-вторых, конструкция, благодаря общей платформе, получит цельность и прочность основания, и нагрузка от надгробий и пола будет равномерно распределена.В-третьих, это будет серьезным препятствием для вандалов.С духовной точки зрения такой тип захоронения – «под спудом», широко известен в церковной практике. Множество православных святых захоронено таким образом: святитель Василий Рязанский, святой праведный Иоанн Кронштадтский, святая блаженная Ксения Петербургская, святитель Леонтий Ростовский, святые, захороненные в Московском кремле и Троице-Сергиевой Лавре, и многие другие. Таким же образом похоронен приснопамятный Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, и многие иерархи и духовенство.Кроме того, матушка и сейчас лежит в склепе, накрытом бетонными плитами, и это не вызывает возмущения, где логика?Мы надеемся на понимание всех, чтущих память матушки, и просим не участвовать в распространеннии глупых и клеветнических слухов, не порочить ее святое имя и светлую память. родственники приснопамятной схимонахини Феодосии (Косоротихиной Натальи Никифоровны)

http://ruskline.ru/news_rl/2014/05/19/on...

Отличался он также и другими редкими качествами. По свидетельству жизнеописателя святителя, свойства эти выражались достаточно очевидно: «... Не обретеся человек, подобен ему ни образом, ни нравом, ни гласом, ни чином, ни похождением, ни вопросом, ни ответом». И далее поясняет: «Дарование Божие бысть ему паче же прочих человек». Однако старицкий инок не превозносился, напротив, он в продолжение всей жизни хранил милосердие и любовь к братии и ближним; никого никогда не обличал и не оскорблял, всех миловал и прощал. Побыв несколько лет настоятелем московских Симонова и Новоспасского монастырей, с 16 апреля 1581 г. Иов - епископ Коломенский, позже - Ростовский. По избрании в Митрополиты Московские (11 декабря 1587 г.), а затем и в Патриархи, святитель Иов девятнадцать лет нес бремя управления Русской Церковью, принимал деятельное участие в гражданских делах, а в Смутное время употреблял все зависящие от него меры к спасению Церкви и Отечества от " самозванца " . " Самозванец " неоднократно посылал в Старицу для соблюдения внешнего порядка просить у свт. Иова благословения на патриаршество для своего ставленника - Рязанского архиепископа Игнатия, родом грека, ранее в Риме тайно принявшего унию, и угрожал самому Иову мучениями, если искомое благословение дано не будет. Но святитель был непреклонен. Он сказал только, характеризуя Игнатия: «По ватаге и атаман, а по овцам и пастырь». По убиении первого самозванца, царь Василий Иванович Шуйский предлагал Иову снова занять патриарший престол. Иов ответствовал о себе, слепом старце, отказом, но благословил на Патриаршество (и, как оказалось, на мученичество за Веру Христову) митрополита Казанского Гермогена. Священный Собор духовенства принял это благословение. Сразу по избрании патриарх Гермоген просил Святителя Иова прибыть в Москву для разрешения народа от присяги, данной Самозванцу. 14 февраля 1607 г. Патриарх Иов прибыл в Москву и остановился на Троицком подворье. Московским жителям предложено было собраться 20 февраля в Успенский собор.

http://sobory.ru/article/?object=00001

В 40-х гг. XV в. И. приложил много усилий для примирения враждующих сторон в ходе феодальной войны за московский великокняжеский стол. В 1446 г. галичский кн. Дмитрий Георгиевич Шемяка, занявший Москву, обратился к И. с предложением привезти из Мурома, входившего в состав Рязанской епархии, детей плененного Шемякой вел. кн. Василия II. Согласно офиц. летописанию, а также тверскому памятнику «Слово похвальное инока Фомы», Шемяка обещал, что дети соединятся с отцом, который будет освобожден и получит удел (ПСРЛ. Т. 25. С. 266; БЛДР. Т. 7. С. 114). По сведениям одних источников, Шемяка обещал поставить И. на митрополичью кафедру (ПСРЛ. Т. 25. С. 266; Т. 26. С. 203), по сообщениям других - святитель уже тогда находился «на митрополиче дворе на Москве» (Там же. Т. 23. С. 152). И., возможно вместе с Коломенским еп. Варлаамом, отправился в Муром, где уговорил верных Василию II бояр передать ему «на епитрахиль» детей вел. князя. Дети были переданы, но Шемяка нарушил договоренность, отправив их к отцу, находившемуся в заточении в Угличе. И. сопровождал их туда, затем вернулся в Москву и «сел» на митрополичьем дворе (Исидор покинул Русь в 1441). По некоторым данным, Шемяка хотел умертвить княжичей, но столкнулся с сопротивлением И. Нежелание Шемяки выполнять договоренность вызвало недовольство не только митрополита и бояр, но и широких кругов духовенства: против Шемяки,в частности, выступил прп. Макарий Унженский. Это сыграло определяющую роль в решении Шемяки отпустить вел. кн. Василия II из заключения и передать ему во владение Вологду. 15 сент., после отречения от прав на вел. княжение, Василий II и его дети были освобождены. После ряда побед, одержанных войсками сторонников Василия II над отрядами Шемяки, летом 1447 г. был заключен договор между Василием II и Дмитрием Шемякой, по которому последний окончательно отказался от посягательств на великокняжеский стол. Однако Шемяка условия договора не выполнял, в связи с чем 29 дек. 1447 г. архиерейский Собор, на к-ром присутствовал И., отправил Шемяке послание с призывом покориться вел. кн. Василию II. В послании обличались действия Шемяки (за ослепление Василия II он сравнивался с Каином и со Святополком). Кроме того, епископы угрожали ему отлучением от Церкви, если он не прекратит враждовать с вел. князем (РФА. 2008. С. 119-129, 19).

http://pravenc.ru/text/578250.html

Вологды (ВГИАХМЗ); на иконе «Спас обыденный» XIX в. (списка с иконы, написанной за один день в 1654 во время моровой язвы) из Андреевской Фрязиновской ц. Вологды (ВГИАХМЗ). На иконе «Спас Вседержитель, с 32 вологодскими святыми» XVIII в. из Троице-Герасимовской ц. Вологды (ВГИАХМЗ) и образе XVIII в. из Николаевской Золотокрестовской ц. Вологды (ВГИАХМЗ) у святого широкая окладистая борода, волосы спадают 2 прядями. В иконописном подлиннике сер. XIX в. об облике А. сказано: «Надсед, брада аки Василия Великаго, поуже на конец, на главе шапка святительская, ризы святительския и во омофоре, в руках Евангелие» (РНБ. СПбДА. A.II.54. Л. 38 об. 18 авг.). Лит.: Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 54. Е. А. Виноградова Рубрики: Ключевые слова: ИГНАТИЙ († ранее 1219), еп. Смоленский, свт. (пам. в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) МИХАИЛ († 6.05.1402), еп. Смоленский (зима 1382/83 - весна 1396), свт. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых , в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ВАРСОНОФИЙ (Иван Васильевич; ок. 1495 - 1576), еп. Тверской, свт. (пам. 11 апр., 4 окт., в Соборе Казанских святых и в Соборе Тверских святых) ВАСИЛИЙ еп. Рязанский († 1294 или между 1356 и 1360), свт. (пам. 12 апр., 3 июля, 10 июня - отдельная и в Соборе Рязанских святых, 21 мая - совместно с Муромскими чудотворцами блгв. кн. Константином и чадами его Михаилом и Феодором, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ГЕРАСИМ († 1442/43), еп. Пермский (Устьвымский), сщмч. (пам. 24 янв., 29 янв.- в Соборе Пермских епископов, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ГЕРМАН († 1096), еп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ЕВФИМИЙ († после 1149), еп. Переяславский, свт. (пам. в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ИГНАТИЙ (Брянчанинов Дмитрий Александрович; 1807-1867), еп. Кавказский и Черноморский, аскетический писатель, свт. (пам. 30 апр., в Соборе Брянских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ИОАСАФ (Горленко Иоаким Андреевич; 1705 - 1754), свт. (пам. 4 сент., 10 дек., 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 19 июля - в Соборе Курских святых), еп. Белгородский и Обоянский ИОНА († 1470), еп. Пермский, свт. (пам. 6 июня, в Соборе святых Пермской митрополии, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/text/115856.html

Вскоре после воцарения самозванца, когда патриарх Иов служил в Успенском соборе, в алтарь ворвались посланные от Лжедмитрия и стали рвать с патриарха святительские одежды. Иов сам снял с себя панагию, положил ее к чудотворной Владимирской иконе Божией Матери и со слезами молился вслух об утверждении Православия, которому грозила опасность от латинян. Сторонники Лжедмитрия одели патриарха в одежду простого монаха, позорили, таская по церкви и площадям, как рассказывал он сам, и наконец, посадив на телегу, отправили в Старицкий монастырь, где он когда-то принял пострижение. Там он через некоторое время ослеп от слез. Лжедмитрий без соборного избрания поставил патриархом Рязанского митрополита, грека Исидора, который долго жил в Риме и усвоил некоторые латинские обычаи. Исидор ради приличия просил благословения Иова, но тот ответил: «По ватаге атаман, по овцам пастух». Исидор продержался только до падения самозванца. По воцарении Василия Шуйского патриарху Иову предложили вновь занять престол, но он отказался по старости и слепоте. Тогда Священный Собор избрал патриархом митрополита Гермогена. Однако патриарху Иову еще пришлось принять участие в церковной жизни. Василий Шуйский и Собор, стремясь успокоить народ, постановили принести всенародное покаяние. Для принятия покаяния был приглашен патриарх Иов. За ним было направлено посольство во главе с митрополитом Сарским и Подонским Пафнутием и с посланием патриарха Гермогена, который просил бывшего патриарха прибыть в Москву, «да сподобит премилостивый Бог за молитвы святых и твои Российское государство жити в мире и покое и в тишине». 20 февраля 1607 года был день последнего земного торжества патриарха Иова. В одежде простого инока он стоял у патриаршего места в Успенском соборе, наполненном внутри и окруженном снаружи бесчисленным множеством народа. Патриарший архидиакон громогласно читал поднесенную ему грамоту, составленную от лица народа, где перечислялись все грехи Смутного времени: ослепления, вероломства, клятвопреступления, – просили прощения живым и мертвым и клялись не повторять совершённого. Затем тот же архидиакон зачитал грамоту Иова, составленную заблаговременно им самим, известным его слогом, умилительно и красноречиво. Он со своей стороны перечислял все грехи народа, умолял оставить их и наконец от лица патриарха Гермогена и своего давал народу прощение в надежде, что он плодом чистого раскаяния загладит свои грехи и клятвопреступления.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010