Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Соборы святых Русской Православной Церкви ВАСИЛИЙ Емельянович Кондратьев (1887-1937), мч. (пам. 21 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ Яковлевич Шикалов (1875-1937), мч. (пам. 9 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВАСИЛИЙ Иванович Грязнов (1816-1869), св. прав. (пам. 16 февр., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ВАСИЛИЙ Петрович Кадомский (1776 (1775?), блж., Христа ради юродивый (пам. 2 мая, 10 июня - в Соборе Рязанских святых) ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ (кон. 1468 или кон. 1462? -.1557?), св. Христа ради юродивый (пам. 2 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ВАСИЛИЙ ВСЕВОЛОДОВИЧ (кон. 20-х гг. XIII в.- кон. янв. 1250), св. блгв. кн. Ярославский (пам. 8 июня, 3 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВАСИЛИЙ ДАВИДОВИЧ ГРОЗНЫЙ (кон. XIII - нач. XIV в), св. блгв. кн. ярославский., (пам. 13 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВАСИЛИЙ КАЛИКА (†1352), архиеп. Вел. Новгорода, свт. (пам. 10 февр., 3 июля, 4 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАСИЛИЙ КАМЕНСКИЙ (2-я пол. XVII - 1-я пол. XVIII в.?),мон., прп., Христа ради юродивый (пам. 2 авг. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ВАСИЛИЙ [Василько] КОНСТАНТИНОВИЧ (1208–1238), мч. (пам. 4 марта, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых и в Соборе Тверских святых) ВАСИЛИЙ МАНГАЗЕЙСКИЙ (ок. 1588- ок. 1602), мч. (пам. 23 марта, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Сибирских святых) ВАСИЛИЙ МСТИСЛАВИЧ († 1218,), кн. блгв., (пам. 4 окт. и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАСИЛИЙ СОКОЛОВСКИЙ (XVI - XVII вв.), прп. (пам. в 1-е воскресенье после 29 июня и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122338_12.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Добавлено на опознание: 2014-03-07 20:53:45 Владелец: Natalio65 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Здравствуйте, помогите пожалуйста в опознании иконы. Икону нашла в деревне в куче книг, которые предназначались на выброс. Хотелось бы знать какая это икона, как называется. Возможно где-нибудь в каталогах можно найти хорошее изображение этой иконы? Хочется ее отреставрировать. Любому совету и ответу буду благодарна. Ответов: 3. Последний ответ: Согласна с предыдущим ответом. Приблизительно похожий вариант: Добавлено на опознание: 2014-03-05 20:22:49 Владелец: sergemeister Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Икона Рязанская область д.Петровка найдено в доме у прапрабабушке... о иконе больше ничего не знаю, помогите опознать.. Ответов: 2. Последний ответ: Согласна с предыдущим ответом, хочется только добавить, что видно по иконе,как будто ладони рук Богородицы дорисованы поверх прежнего изображения, потому пальцев кажется больше, чем обычно.Может быть, поновляли всё изображение? Какая вам память слав [...] Добавлено на опознание: 2014-03-05 20:13:59 Владелец: sergemeister Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Икона Рязанская область д.Петровка найдено в доме у прапрабабушке... о иконе больше ничего не знаю, помогите опознать.. Ответов: 1. Последний ответ: Казанская икона Божией Матери. Скорее всего, подокладница рубежа 19-20 в.в. http://pravicon.com/icon-137 Добавлено на опознание: 2014-03-05 20:13:04 Владелец: sergemeister Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Икона Рязанская область д.Петровка найдено в доме у прапрабабушке... о иконе больше ничего не знаю, помогите опознать Ответов: 2. Последний ответ: Не смею настаивать, но очень может быть, что на маленькой иконке изображён святитель Гавриил, архиепископ Рязанский,т.к. икона найдена в рязанской области. Можно было бы подумать, что это и епискон Рязанский Василий (тот. что плавал на своей мантии) [...]

http://pravicon.com/unknown/58

От кого происходил Святой Василий и где родился, не сохранилось никаких известий. Сохранилось только немного указаний в песнях церковных на то, как началось его духовное рождение. Церковь , верная хранительница священной памяти сынов своих, прославляя Святого Василия, называет его рабом Господним, освященным от пелен 2 . Следовательно, передает нам, что духовное его рождение началось с самого младенчества освящением свыше, в святом крещении. Просвещенный Духом Божиим Святой Василий с юношеского возраста умертвил телесные чувства свои воздержанием и страхом Божиим 3 и сделался рачителем благочестия 4 . Первые подвиги своего благочестия начал он в Муроме. Там принял Святой образ монашеского благо украшения – и уже сиял всеми образы мудрости и благочестия 5 , когда Промыслу Божиему угодно было, ради святого жития его, дать ему сан Архиерея 6 , избравшей на череду служения Церкви Муромской и Рязанской. Об этом избрании Святого Василия в сан Епископа находится сказание в житии Муромских чудотворцев благоверного князя Константина и чад его, помещенном в Прологе под 21 числом мая 7 . Оно начинается так: «Спустя много лет по скончанию благоверного князя Константина и чад его и после запустения града Мурома от неверных людей, и спустя много лет после благоверного князя Петра и княгини Февроньи прибыл из Киева в Муром благоверный князь Георгий Ярославич и поставил себе двор в Муроме; тоже учинили бояре его и все купцы города Муром. Сей князь обновил церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в городе Муром и второй храм святых страстотерпцев Бориса и Глеба и поставил у церкви их, по-прежнему, Епископа именем Василий, мужа праведного и благочестивого». Итак Георгий Ярославич, сын Ярослава Юрьевича 8 , о котором упоминается еще в 1248 году 9 , взял Муромское княжение, без сомнения, по смерти отца, нашел город Муром опустошённым 10 , обновил его 11 и, желая иметь в нем, по-прежнему, Епископа, избрал Василия, как мужа праведного и благочестивого. Кто же посвятил Святого Василия в сан Епископа? Так достоверно известно, что Иосиф, Епископ Рязанский, предшественник Святого Василия, посвящен Митрополитом Максимом, а Митрополит Максим управлял Церковью России с 1283 по 1305 год 12 ; то нет сомнения, что и Святого Василия посвятил Епископом в Муроме тот же Митрополит Максим, может быть, в то время, когда в 1285 г. ходил он «по своему обычаю по всей земле Русской, уча и наказывая и управляя». Ибо лучшим средством к управлению Церковью считали святители в России назначения в удельных княжествах Епископов. Неправедное изгнания его из Мурома

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор Владимирских святых (23 июня) АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ (Апостолис; 1550-1625), архиеп. Суздальский и Тарусский, ученый, писатель, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) ВАРЛААМ († 1585 ), еп. Суздальский и Тарусский, свт. (пам. 8 сент., 6 июля - в Соборе Владимирских святых) ВАСИЛИЙ еп. Рязанский († 1294 или между 1356 и 1360), свт. (пам. 12 апр., 3 июля, 10 июня - отдельная и в Соборе Рязанских святых, 21 мая - совместно с Муромскими чудотворцами блгв. кн. Константином и чадами его Михаилом и Феодором, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ВАСИЛИЙ [Василько] КОНСТАНТИНОВИЧ (1208–1238), мч. (пам. 4 марта, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых и в Соборе Тверских святых) ГЕОРГИЙ Васильевич Осорьин [Осоргин] (сер. 30-х гг. XVI в. — ок. 1592/93), прав. (пам. 23 июня — в Соборе Владимирских святых) ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ (1188-1238), вел. кн. владимирский., мч. (пам. 4 февр., 4 марта, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Тверских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/128847.html

На конференции выступили: Реснянский Сергей Иванович – д октор исторических наук, профессор кафедры истории России Государственного университета просвещения, профессор кафедры истории России Российского университета дружбы народов. Член Императорского Православного Палестинского Общества; Дворцов Василий Владимирович – писатель, публицист, лауреат международных и всероссийских премий, действительный член Академии Российской словесности ; Шамбаров Валерий Евгеньевич – историк, член Союза писателей России; Болотин Леонид Евгеньевич – историк-источниковед, научный редактор Информационно-исследовательской службы «Царское Дело»; Протодиакон Владимир (Василик) – д октор исторических наук, кандидат филологических наук, директор Центра исторической психологии при кафедре истории славянских и балканских стран Института истории СпбГУ; Х алецкий Валентин Николаевич – писатель, председатель Антинацистского Международного комитета ; Кривоносов Михаил Михайлович – меценат, председатель Общественной палаты г. Александрова, член Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Губернаторе Владимирской области; Игумен Кирилл (Сахаров) – настоятель московского храма святителя Николая на Берсеневке, публицист, член Союза писателей России; Тимченко Сергей Владимирович – главный редактор журнала «Славянка», член Союза писателей России; Гойкович Ранко – переводчик, публицист, председатель «Русского собрания в Сербии», генеральный секретарь «Общесербского славянского движения» (г. Белград, Сербия) ; Петин Павел Геннадиевич – кандидат исторических наук, научный руководитель Информационно-исследовательской службы «Царское Дело», научный сотрудник Русского Издательского Центра имени Святителя Василия Великого; Цветинович Саво – Председатель общества сербско-русской дружбы «Завет» (Республика Сербская); Камшилов Валерий Васильевич – Председатель Совета атаманов России, член Совета Международного фонда славянской письменности и культуры, бывший д епутат Касимовской городской думы Рязанской области, участник боев в Приднестровье, Абхазии, Боснии и Герцеговине; Молчанов Олег Иванович – Академик Российской Академии Художеств, Заслуженный художник России, скульптор; Степанов Анатолий Дмитриевич – историк, главный редактор информационно-аналитической службы «Русская народная линия», председатель «Русского Собрания», член Союза писателей России. Было зачитано также полученное в адрес конференции приветственное письмо Архимандрита Мефодия – Игумена Хиландарского монастыря Святой горы Афон.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/03/oc...

К Агапиту епископу Томскому Преосвящ. Агапит (Вознесенский), кандидат 3 выпуска СПб. академии, 12 авг. 1834 г., был хиротонисан в епископы вновь открытой Томской епархии, в состав которой вошла Алтайская миссия. Первое из помещенных ниже писем к нему архим. Макария, было уже напечатано в Томских епарх. ведомостях, 1895 г., 20 (и перепечатано отсюда в Церковных ведомостях, 1896 г.., 2) с заглавием: «Первое донесение о состоянии Алтайской миссии первого ее начальника первому Томскому епископу». Второе из писем архим. Макария к еп. Агапиту, перепечатывается из книги г. Птохова: «Архимандрит Макарий», стр. 99−100, извлекшего его из Архива канцелярии обер-прокурора Св. Синода (Дело 1838 г. 20783). 68 Преосвященнейший Владыко милостивый Архипастырь, Вкупе со всей паствой, Великим Пастыреначальником вверенной Вашему попечению, служащая в Бийском округе при обращении иноверцев в христианскую веру церковная миссия, передает себя Вашему, святитель Христов, Архипастырскому покровительству. Сия миссия введена в действование, 1830 года августа 3 дня, Архиепископом, ныне Рязанским, Преосвященнейшим Евгением, и тогда же получила от Его Высокопреосвященства походную церковь во имя Всемилостивейшего Спаса. Первоначально сотрудниками моими были семинаристы Василий Попов и Алексей Волков. Первый, послужив со мной два месяца с немногим, в Бийске скончался, а последний, в 1832 году женился и вышел из церковного звания в гражданскую службу. Между тем, в 1831 г. вступил в сотрудничество со мной один семидесятилетний старец из поселенцев – Петр Лисицкий, который и ныне проходит служение с постоянным терпением и усердием, и по благословению Архиепископов Тобольских Преосвященнейших Евгения и Афанасия, в нынешнем году представил Епархиальному начальству прошение о введении его в духовное звание и в монашество. Кроме него с июля 1832 г. служит при миссии в должности толмача, один из крещенных мной татар – Федор Михайлов сын Иштанаков. Миссия служила доселе в соединении 217 иноверцев с Восточной христианской Церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Погребения Всероссийских Патриархов Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 29, 2001 6 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 29, 2001 Успенский собор Русской Церкви — это величайшая святыня, где проходили важнейшие исторические события. В древних грамотах он традиционно называется “домом Пречистыя Богородицы и великих чудотворцев Петра и Алексия и Ионы”. В нем проходило первосвятительское служение Предстоятелей Русской Церкви. “Успенский собор изначально служил местом последнего упокоения Русских святителей” 1 . Первое погребение в соборе принадлежит Митрополиту Петру. При строительстве нового здания Успенского собора при Иоанне III (1462–1505) было совершено перенесение мощей Московских Митрополитов. После учреждения Патриаршества на Руси в кафедральном соборе погребались Всероссийские Патриархи 2 . Трудным было первосвятительское служение первого Всероссийского Патриарха Иова (†1607; пам. 19 июня). Он был сведен с Престола Лжедмитрием I в 1605 году и пребывал в Успенском Старицком монастыре, где и скончался 19 июня 1607 года 3 . Отпевал первого Всероссийского Патриарха Крутицкий митропо лит Пафнутий (1605–1608) и архиепископ Тверской Феоктист (1603–1609) в сослужении духовенства, среди которых следует назвать настоятеля Старицкой обители — преподобного Дионисия (1606–1610), ставшего позднее настоятелем Троице-Сергие­ва монастыря (1610–†1633; пам. 10 мая). “…а положен бысть близ церкви Успения Пречистыя Богородицы, у западных дверей, против праваго клироса, подле ево началнаго отца, того же монастыря архимандрита Гермона, на правой стороне” 4 . Патриархом при Лжедмитрии I около года был Игнатий Грек, занимавший перед этим Рязанскую кафедру (1602–1605). Затем он ушел в Речь Посполитую, где и скончался около 1640 года в Вильно и был “похоронен в Троицком монастыре, рядом с униатским митрополитом Велямином Рутским” 5 . Когда на царский престол взошел Василий Шуйский (1606–1610; †1612), он хотел возвратить Патриарха Иова на кафедру, однако тот отказался из-за своей немощи. Тогда на вдовствующий Патриарший престол был возведен святитель Ермоген (†1612; пам. 17 февраля), который претерпел затем заточение в Чудовом монастыре, когда в Кремле находились поляки. Здесь он скончался и здесь был погребен, как об этом свидетельствуют источники того времени 6 .

http://pravmir.ru/pogrebeniya-vserossiys...

Погребения всероссийских патриархов Успенский собор Русской Церкви – это величайшая святыня, где проходили важнейшие исторические события. В древних грамотах он традиционно называется «домом Пречистыя Богородицы и великих чудотворцев Петра и Алексия и Ионы». В нем проходило первосвятительское служение Предстоятелей Русской Церкви. «Успенский собор изначально служил местом последнего упокоения Русских святителей» 516 . Первое погребение в соборе принадлежит Митрополиту Петру. При строительстве нового здания Успенского собора при Иоанне III (1462–1505) было совершено перенесение мощей Московских Митрополитов. После учреждения Патриаршества на Руси в кафедральном соборе погребались Всероссийские Патриархи 517 . Трудным было первосвятительское служение первого Всероссийского Патриарха Иова (†1607; пам. 19 июня). Он был сведен с Престола Лжедмитрием I в 1605 году и пребывал в Успенском Старицком монастыре, где и скончался 19 июня 1607 года 518 . Отпевал первого Всероссийского Патриарха Крутицкий митрополит Пафнутий (1605–1608) и архиепископ Тверской Феоктист (1603–1609) в сослужении духовенства, среди которого следует назвать настоятеля Старицкой обители – преподобного Дионисия (1606–1610), ставшего позднее настоятелем Троице-Сергиева монастыря (1610–†1633; пам. 10 мая), «...а положен бысть близ церкви Успения Пречистыя Богородицы, у западных дверей, против праваго клироса, подле ево началнаго отца, того же монастыря архимандрита Гермона, на правой стороне» 519 . Патриархом при Лжедмитрии I около года был Игнатий Грек, занимавший перед этим Рязанскую кафедру (1602–1605). Затем он ушел в Речь Посполитую, где и скончался около 1640 года в Вильно и был «похоронен в Троицком монастыре, рядом с униатским митрополитом Велямином Рутским» 520 . Когда на царский престол взошел Василий Шуйский (1606–1610; он хотел возвратить Патриарха Иова на кафедру, однако тот отказался из-за своей немощи. Тогда на вдовствующий Патриарший престол был возведен святитель Ермоген (†1612; пам. 17 февраля), который претерпел затем заточение в Чудовом монастыре, когда в Кремле находились поляки. Здесь он скончался и здесь был погребен, как об этом свидетельствуют источники того времени 521 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Скачать epub pdf Преставление святого отца нашего Ионы, митрополита Киевского и всея России Память 31 марта Святой Иона был родом из города Галича, который находится около Казанской земли 2305 . Он родился от благочестивого отца, по имени Феодора, и в двенадцатилетнем возрасте в одном из монастырей Галичской земли облекся во иноческий образ; затем он пришел в город Москву, в Симонов монастырь 2306 , где долго трудился в монастырских послушаниях. В то время в Москве митрополитом был Фотий 2307 . Придя однажды в Симонов монастырь, Фотий отслужил там молебен в церкви Пресвятой Богородицы и, преподав благословение архимандриту с братией, пожелал видеть также монастырских послушников и благословить их. Он зашел в пекарню и увидал там блаженного Иону, уснувшего после усиленных трудов; правая рука его была согнута так, как будто он благословлял ею; Фотий не велел будить его, но, благословив спящего, предсказал бывшим с ним, что сей монах будет святителем в странах Российских и наставит многих на путь спасения. Пророчество святителя Божия впоследствии исполнилось. Чрез несколько лет, по Божию изволению, по избранию освященного собора и желанию царя, блаженный Иона был поставлен епископом города Рязани и Мурома, где он обратил к Богу и крестил многих неверных 2308 . Когда преставился ко Господу блаженный митрополит Фотий, великий князь Василий Васильевич 2309 созвал архиепископов и епископов Российской земли и весь освященный собор и повелел им избрать достойного мужа на великий престол Российской метрополии; по согласию и желанию всех был избран тогда Иона, епископ Рязанский 2310 : все знали его за мужа добродетельного и святого. Он отправился с посланием великого князя в Царьград к царю Иоанну Палеологу 2311 и к святейшему патриарху Иосифу 2312 принять поставление на митрополию. Но до его еще прибытия в Царьград зломудренный Исидор, из Фессалоник родом 2313 , уже принял посвящение на митрополию Российскую и был отпущен из Царьграда в Россию. По отъезде его, прибыл в Царьград и святой Иона и вручил царю и патриарху послания великого князя. Прочитав их, они весьма сожалели о том, что поспешили поставить Исидора, которого уже отпустили в Россию и сказали святому Ионе:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

К Евгению архиепископу Тобольскому Преосвящ. Евгений (Казанцев), сначала епископ Курский (1818), потом Псковский (1822), занимал Тобольскую кафедру с 1825 по 1831 г. Затем он был на Рязанской кафедре (до 1857) и Ярославской – до 1853 г., когда по слабости зрения был уволен на покой. Сконч. в 1871 г. Ему обязана своим учреждением миссия в Тобольской Епархии. Он же приютил о. Макария в своем доме, и всячески содействовал ему в выработке оснований для его дальнейшей деятельности. Донесение ему о. Макария, печатаемое ниже, было издано в Тобольских епарх ведомостях, 1896 г., 1, и в Томских – 1896 г., 3. Приложенные к нему правила общежития о. Макария с сотрудниками там же, и во многих других местах. 305 Высокопреосвященнейший Владыко милостивейший Архипастырь и Отец! По Архипастырскому благословению Вашему, я вопрошал и старался распознавать учеников Тобольской семинарии, изъявлявших желание служить в проповедовании Евангелия народам языческим, живущим в Тобольской Епархии. Из числа сих семинаристов, ученики высшего отделения – Василий Попов, и низшего – Алексей Волков. Во многократных с ними разговорах моих, всегда являлись по нравам, понятиям и желаниям их, сколько я мог узнавать оные, благонадежнейшими к испытанию в служении миссионеров. Наконец, по Архипастырскому благословению Вашему, я имел с сими семинаристами совещания о правилах, каковых бы мы долженствовали держаться, если бы им, вкупе со мною, надлежало служить в проповедовании Евангелия народам языческим, живущим в Тобольской Епархии. По согласию общему, мы первоначально предположили немногие, которые показались вам весьма нужными при самом вступлении на служение миссионеров, и которые при сем на особом листе написанные, и всеми нами троими, со свидетельство общего согласия нашего, подписанные Вашему Высокопреосвященству представляя, испрашиваю сим желаниям нашим святительского благословения. В исследовании опытов действительного служения долженствуют происходить, сообразные оным правилам, частные и подробнейшие, которые испытав, мы обязаны будем представлять также благоусмотрению Вашему на утверждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010