381 У Востокова, в Суздальском помяннике один «юродивый» Стефан и одна «юродивая» Мария (Опис. муз. 584). Иоанн во втором предложении своём Собору жалуется, что «лживые пророки, мужики и жонки, и девки и старыя бабы» бегают из села в село, нагие и босые, с распущенными волосами, трясутся и бьются и кричат: «св. Анастасия и св. Матинца велят им» и проч. 382 Степ. Кн. у Карамз. 8. пр. 147. у Востокова в Опис. муз. 526. 719. Псковская летоп. «в л. 7096 (1588) проявися блаж. Василий нагий Московский и быша от мощей его многия исцеления». Собр. Лет. 4, 320. 384 Новые обители – Вознесенская с 1506 г., Крестовоздвиженская прежде 1575 г., Красногорская Гадячская с 1484 г. О Николаевской Пустынской Акт. Зап. Рос. 1. 93. 151. 223. 386 Собр. Вил. Грам. 2. 6. Издатели ошиблись, назвав грамоту, данную anno Domini millesimo quingentesimo quarto desimo, грамотой кор. Сигизмунда III, данной будто бы в 1590 г., и, конечно, уже Константину Константиновичу, кн. Острожскому. К сожалению, грамота худо сохранилась; между прочим сказано в ней: «благосклонно принимаем справедливыя и умныя просьбы... о построении из камня помянутых церквей Св. Троицы на холме поселения, что идет к воротам дороги на мединки... где был древний (храм) с монастырем того же имени... построенный из дерева, и другой Св. Николая, именуемаго великим». Монастырь Троицкий основан ок. 1400 г. (Там же стр. 14. 89. Акт. Зап. Р. Т. 2. 125). Виленский Георгиевский мон. известен по грамоте 1524 г. (Акт. Зап. Р. Т. 2. 126). 387 Витовт в грамоте пишет: «Мы В. Кн. Витовт, нареченный в св. крещении Александр, по просьбе и желанию Великой Княгини нашей Ульяны, дали Трокскому нашему монастырю Рождества Пречистой излучину Трокскаго озера, что у большой дороги... К тому прибавили мы пустошь, землю и сеножит» и пр. (Собр. Вилен. Грам. 2, 55). Юлиания была из рода князей Ольшанских, вдова князя Карачевского (Заруцкий, который, впрочем, ошибается в годе брака её с Витовтом стр. 252). Там же в Собр. Вилен. Грам. грамоты Трокскому мон.: а) кн. Феодора Ивановича Ярославича; б) пана Ивана Андреевича 1554 г. О других там же 50–54. Кн. Ярославичи-Пинские происходили от Ярослава Феодора сына Лугвениева (выше пр. 135. Акт. Зап. Рос. 163. 190. 191. 214. 227. и пр. 8. 25. Музей Румянцева стр. 178. 802. 580).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Под вечер турок посадил жену на коня и привез в Мирковачский монастырь. Во дворе его встретил монастырский сторож, спросив, что нужно. Турок спросил, можно ли позвать монахинь. Но сторож грубо ответил, что уже поздно и ему в это время увидеться с монахинями невозможно. Турок передал это жене на своем языке и после того, как они с женой посоветовались, объяснил сторожу, чего ради они прибыли в монастырь в такое время, а также поинтересовался, нельзя ли получить кувшин святой воды для больной жены. Сторож в раздражении взял у турка пустой кувшин, зашел за угол и решил про себя: «Турок – он турок, для турка любая вода одинакова», – и набрал в кувшин той грязно-бу- рой воды, которая лужей стояла после дождя. Турок взял воду, поблагодарил и повез жену обратно домой. А назавтра привел в дар монастырю вола. Сказал, что жена его пила святую воду и поправилась – так вот он в благодарность за это привел вола. Тогда игуменья спросила у сторожа, когда этот человек приезжал и брал святую воду. Сторож устыдился и рассказал все, как было. Игуменья же позвала всех инокинь в церковь на благодарение Богу, Который чудеса творит для людей по вере их. Рассказ о помощи святого Василия Острожского Когда в 1933 году мы были с Сербским Патриархом в Герцеговине, нам рассказывали о Ристо П. из Пиесака и о том, что случилось с ним. Ристо, живший в Стоце, был отчаянным задирой, не верившим ни во что. И у него одно за другим умирали дети. Заболел и последний из его сыновей. Однажды пришел Ристо вечером домой и увидел сына уже в предсмертных судорогах. Его охватили страх и скорбь. Да пришла мысль помолиться. Уединился он и сокрушенно, со слезами, помолился святому Василию Острожскому. Потому что в их крае этому святому более всего молятся. «Святой Василий, – просил Ристо, – помоги моему сыну, спаси его, и я приду к тебе» (т.е. в монастырь). Сыну сразу стало легче, и вскоре он выздоровел. А Ристо пошел в Острог поклониться святому Василию и поблагодарить его. Случившееся полностью преобразило этого человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

1743 Василий Васильевич Гречулевич, впоследствии, с 1880 г., – епископ Острожский, а с 1882 г. – епископ Могилёвский Виталий, род. 1822, † 1885. Был сыном протоиерея Подольской губ., известного малороссийского проповедника В.Я. Гречулевича. Основал и в течение 80 лет издавал духовный журнал «Странник». 1745 Постройка первого участка Северной железной дороги начата в апреле 1860 года, и 12 августа 1862 года открыто движение от Москвы до станции Сергиево; к работам от ст. Сергиево до Ростова и Ярославля было приступлено в июле 1868 г., а с 18 февраля 1870 г. движение было открыто по всей линии этого участка. 1746 А ежели за экстракты полагается вычет из денежного вознаграждения, то я и на это согласен. Прим. Автор. 1747 Вероятно, речь идёт о статье «Труды Святителя Тихона З., епископа Воронежского, по управлению воронежской паствой»,. помещённой в 21 кн. «Приб. к тв. свв. о.о.» за 1862 г. 1749 Делицына, † 30 ноября 1863 г. Старейший из всех профессоров, о. П. Сп-ч Делицын был «душой академической корпорации», «патриархом, соединившим всех воедино» (А.Л. Катанский. id., стр. 160, ср. стр. 166, 203–204). 1750 Когда-то примыкавшее к Сергиевскому Посаду богатое село Клементьево впоследствии совсем слилось с Посадом, образовав часть по Московской улице; его приходским храмом была Никольская церковь . В Клементьеве же происходила и ярмарка, впоследствии перенесённая в самый Посад. – Известный митрополит Новгородский и Санкт-петербургский Никанор Клементьевский (род. 1788 г., † 1856 г.) был сын священника в селе Клементьеве и по селу получил свою фамилию. (С. Смирнов. – История Троицкой Лаврской Семинарии. М. 1867, стр. 517–518). 1751 Арсений (Феодор Павлович Москвин), род. 1797, † 1876 г. костромич по происхождению, был последовательно епископом Тамбовским и Шацким, архиепископом Тамбовским Волынским, а в 1860 г. – митрополитом Киевским и Галицким. 1756 Николай Иванович Фаворский – протоиерей Успенской (она же – Никольская) церкви в Сергиевском Посаде, был товарищем Д. Ф. Голубинского ; они вместе росли и вместе учились в Вифанской Семинарии. Умер он вскоре после смерти Дм. Ф-ча. О происхождении фамилий обоих их см. у внука о. прот. Н. И-ча – С. Фарфоровского («У Троицы в Ак.», стр. 653).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кельи кирпичные, прямоугольные в плане, двухэтажные. Внутренняя планировка — коридорная с односторонним размещением комнат. Коридоры перекрыты крестовыми сводами. В центральной части находится теплая трапезная церковь, разделяющая здание на две половины. Западный фасад ее декорирован в псевдорусском стиле. Под кельями — подвал, перекрытый полуциркульными сводами с распалубками. Источник: Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 2, стр. 107-108, издательство " Будивэльнык " , 1983-1986 год Первое письменное упоминание о Милецком монастыре датируется 1522 годом и рассказывает о том, что монастырь является семейной обителью княжеского рода Сангушко. В 1532 году Милецкий монастырь упоминается уже как существующий. Это видно из монастырских актов, свидетельствующих, что Василий Сангушко Ковальский совершил замену своих сел селами, которые принадлежали данном монастырю. Это и подтверждает, что он уже существовал и владел имениями. По легенде, находясь на охоте возле монастыря в 1540 году, его впервые посетил князь Федор Андреевич Сангушко, староста Владимирский и маршал земли Волынской. Он больно отреагировал на нищету монастыря, который находился среди зарослей и болот. Одновременно был очень впечатлен подвигом Милецких монахов. Поэтому, тронутый до глубины души, князь Федор в 1542 году начинает строительство церкви в память святителя Николая, одновременно наделяя монастырь имениями, которые состояли из населенных сел со всеми их землями, сенокосами и озерами. Вот почему князь Федор Андреевич Сангушко и считается основателем Милецкого монастыря. В 1636 году, когда на Волыни продолжалась жестокая борьба между православными и униатами, которые уже открыто посягали на Милецкий монастырь и его земли, Владислав Доминик, князь Острожский и Заславский, родственник князей Сангушко, встал на защиту интересов монастыря и щедро одарил его. В предоставленной им грамоте подтверждалось, что села Ницы, Песочное, Соловьи, Комарово, Соколище, Шкробы, Подсыновка и городок Мильцы, со всеми их землями, угодьями, доходами, заводами, будивлямии доходами относятся и в дальнейшем к Милецкому монастырю.

http://sobory.ru/article/?object=26563

В этом требнике везде, где поминаются св. угодники, поставляются св. Владимир, Борис и Глеб, блаж. Ольга и др. 31 Подобно сему в Львовском анфологионе 1694 г. находим целую службу святителю Петру с литией, полиелеем, синаксарем и т. п. 32 В униатских акафистах 1691 и 1683 гг., также в Львовском молитвослове 1720 г. была помещаема известная служба преподобным печерским, в которой, как и в обыкновенных молитвословах и акафистах Киевских, прославляются и призываются на помощь не только блаженный Владимир царе с Еленою или с Ольгою, но и многие другие угодники Волынские, имеющие к Волынской земле особое отношение, каковы напр. Стефан, «всехвальный Христова стада бывший предводитель и оное богоугодно упасший в неусыпных стражех нощных», «всеизрядный Варлаам славу мира сего и вся красная ни во чтожо вменивый», «Никола чудный (Святоша), помощник в скорбех, иже о самем единем слове исцеляше страсти немощных», Михаил, Илларион и другие святители Российские, в том числе и святитель Петр, Киприан, Фотий и Нифонт, «божественнии иерарси», «Иулиания, присносветящая свеща, елеем благодати одержимая», и др.. Этого мало; мы имеем даже положительные сведения со стороны римской церкви, что святые «Елена или Ольга, Василий – Владимир, внуки, и сыновья его Давид и Роман или Борис и Глеб, а также Антоний и Феодосий игумены, а с тем вместе конечно и остальные угодники Печерские со св. нашим Феодором Острожским и другими... «должны быть приняты (recipiendi) и благочестно почитаемы (rectissime colendi) Римскою церковью наравне с русскими (ruthenis.) И что касается их, пишет латинский архиепископ Северины, Николай Карминий Фалко, митрополит Брутийский (in Brutiis ulterioribus), то об них рассудил собор Замойский (униатский), на котором (бывшем в 1720 году) председательствовал высокопочтеннеший Иероним Гримальди, на ту пору апостольский нунций в Польше. Утвержденный Венедиктом XIII-м – собор этот, как говорит Фалко, определил, для почитания в Литве Бориса и Глеба, по уставу и особой службе (officio proprio), 2-е число месяца мая в воспоминание перенесения их нощей 1072 года, и 24-й день июля, в память их кончины.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

679 Митрополитом Московским Платоном (Левитиным), скончавшимся в 1812 году 11 ноября и при жизни особенно любившим Троицкую Лаврскую семинарию, на месте которой в 1814 г. открыта Московская духовная академия и в которой с 1800 по 1803 учился и с 1803 по 1808 был учителем Василий Михайлович Дроздов, что впоследствии митрополит Московский Филарет. 680 Митрополит Филарет, в звании ректора Спб. Дух. академии, в 1815 и 1818 годах ревизовали Московскою духовную академию, а с 1821 года, в качестве Московского архипастыря, сделался даже и главным начальником сей академии. 681 Разумеется издание академического журнала Творения св. Отцов в русском переводе с Прибавлениями духовного содержания, начатое с 1841 года. 686 Охотин, с 1858 г. – рект. Яросл. сем. с 1871 г. – еп. Острожский; потом: Харьковский, Подольский, Курский, с 1893 г. и доселе арх. Херсонский. 688 Евгений Феодорович, магистр Московской духовной академии XVIII курса (выпуска 1852 г.), скончавшийся, к сожалению, очень рано (8 марта 1863 г.). 695 Иван Михайлович, после преподаватель Тульской дух. семинарии, скончавшийся, по выслуге пенсии, приходским священником г. Тулы в 1889 г. 696 Она скончалась в 1883 году, до самой смерти занимая должность начальницы этого женского духовного училища. 697 Его дружеские отношения к преосвящ. Савве установились и укрепились в Витебске, где преосв. Савва состоял епископом (Полоцким) в 1866–1874 годах и за то время в «Хронике» о нем будет упоминаемо часто. 698 О пребывании преосв. Иринея на Иркутской кафедре, в последнее время, помещено очень много рассказов в журнале «Русская старина», за 1872, 78, 79 и 82 годы. Скончался преосв. Ириней в 1864 г., мая 18 ч. 699 Известный аскет, ранее (в 1833–1857 гг.) бывший настоятелем Сергиевской, близ Петербурга, пустыни. Скончался в Николо-Бабаевском монастыре, 30 апр. 1867 г. 706 Ляпидевскому, епископу Курскому, также назначенному для участия в открытии мощей святителя Тихона, вместе с первенствующим членом св. Синода, митрополитом Новгородским и СПБ Исидором († 1892 г.) и архиепископом Воронежским Иосифом Богословским.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Кафедральный собор в честь Рождества Христова в г. Бердянске Запорожской области построен в 1897 году. Это одно из старейших культовых сооружений города. Собор имеет свою уникальную историю: он единственный уцелел в годы тотального уничтожения Церкви безбожной властью в приморском городе. Последние серьезные работы по благоустройству святыни велись еще в далеком 1986 году, и ныне от старого храма остались только его древние стены. Летом и осенью минувшего года духовенство и прихожане были вынуждены ютиться в большой армейской палатке, приспособленной под временный храм. Несмотря на то, что были приложены серьёзные усилия к её благоустройству, всё же верующие ждали скорейшего возвращения под своды кафедрального собора. Это событие свершилось в день памяти святого апостола Филиппа и святителя Григория Паламы — 27 ноября. 27 ноября 2011 года состоялось первое богослужение после реконструкции. Освящение собора 19 фефраля 2012 года возглавил митрополит Донецкий и Мариупольский Илларион, в сослужении архиереев Украинской Православной Церкви: архиепископа Ровенского и Острожского Варфоломея, архиепископа Запорожского и Мелитопольского Луки, епископа Горловского и Славянского Митрофана, епископа Бердянского и Приморского Елисея. Адрес: 71118, Украина, Запорожская область, г.Бердянск, ул.Шевченко, 30 Телефон: (06153) 7-14-42 Свято-Андреевский кафедральный собор (Запорожье) [ править править код ] Андреевский_собор_Запорожье История собора началась 4 сентября 1995 г. В этот день с благословления Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего Василия Архиепископа Запорожского и Мелитопольского в здании бывшего кинотеатра им.Т.Г Шевченко была зарегистрирована свято-Андреевская религиозная община Украинской Православной Церкви. 2000 год был ознаменован началом реконструкции кинотеатра им.Т.Г Шевченко в Свято-Андреевский кафедральный Собор. Открылась воскресная школа, ежегодно набирающая новых воспитанников. Церковь оказывает материальную помощь остро нуждающимся, проводит благотворительные обеды, совершаются бесплатные требы. Благодаря неоценимой помощи жертвователей, бывший кинотеатр преображался весьма быстро. Уже в 2001 году, на праздник Рождества Христова правящий Архиерей Владыка Василий освятил новый Свято-Андреевский Кафедральный Собор, после чего отслужил первую праздничную Литургию, на которой церковными наградами были отмечены строители Собора.

http://azbyka.ru/palomnik/Запорожская_об...

Во время последней войны в в 1992 г. монастырь была перенесена кафедра Захолмско-Герцеговинской епархии из Мостара, где она находилась на протяжении предшествующих 300 лет. Игумен монастыря – иеромонах Савва (Мирич). В монастыре живет на покое известный сербский богослов епископ Афанасий Евтич. Тврдош. Храм Успения Божией Матери Тврдош. Храм Успения Божией Матери Тврдош. Храм Успения Божией Матери Тврдош. Храм Успения Божией Матери Тврдош. Храм Успения Божией Матери. Иконостас Тврдош. Внутреннее убранство храма Успения Божией Матери Тврдош. Храм Успения Божией Матери. Фреска мч. Вукашина Тврдош. Внутреннее убранство храма Успения Божией Матери Тврдош. Внутреннее убранство храма Успения Божией Матери Тврдош. Храм Успения Божией Матери. Фреска прп. Петра Коришского Тврдош. Храм Успения Божией Матери Икона мч. Вукашина из Клепаца. Храм Успения Божией Матери Тврдош. Монастырский двор Монастырь Тврдош Монастырь Тврдош Монастырь Твдош. Герцеговинская ночь Тврдош. Монастырский виноградник Тврдош. Монастырский двор Монастырь Тврдош Тврдош. Старая австрийская дорога у стен монастыря Тврдош. Трапезная Тврдош. Новые цистерны для вина Тврдош. Монастырское кладбище Тврдош. Монастырское кладбище Тврдош. Монастырское кладбище Тврдош. Монастырское кладбище Тврдош. Монастырское кладбище Тврдош. Фреска в часовне-усыпальнице на монастырском кладбище. Сошествие во ад Тврдош. Фреска в часовне-усыпальнице на монастырском кладбище Тврдош. Часовня-усыпальница на монастырском кладбище Монастырь Завала Монастырь Завала в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы находится в восточной части Попова поля приблизительно в 50 км от Требинья. Монастырь всегда был одним из наиболее важных центров духовной и культурной жизни православной Герцеговины. Точных сведений о времени его основания не сохранилось, но народное предание связывает постройку монастырского храма с именем императора Константина Великого. Храм расписан в 1619 г. хиландарским монахом Георгием Митрофановичем. Когда-то в Завале было немало известных духовников. Именно здесь начал свой монашеский путь великий сербский святой святитель Василий Острожский.

http://pravoslavie.ru/gallery/gallery21....

Вадим Иванович – см. Филиппов Вадим Иванович. Варлаам Калабрийский (ок. 1290 – 1348), византийский ересиарх. Учил о тварности Божественных энергий. – 85. Варсонуфий Великий (? – 563), преподобный, подвижник монастыря аввы Серида. – 141. Варфоломей (Поповский) (? – 24.12.1862), игумен. С 1837 настоятель Югской Дорофеевой пустыни, где ввел устав Белобережской пустыни. В 1853 приезжал в Санкт-Петербург для объяснения перед Св. Синодом по поводу своего отказа от настоятельства Соловецким монастырем. – 198, 199, 203, 204. Василий Великий (ок. 330–379), святитель, архиепископ Кесарии Каппадокийской, богослов, великий отец и учитель Церкви. – 83, 85, 86. О. Вассиан (? – 28.05.1859), монах Оптиной Пустыни. Пострижен в мантию в 1819 в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. В Оптиной пустыни подвизался с 1853 г. – 150, 162. Вера (Верховская) (04.12.1801 – 20.11.1859), первая игумения Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни, племянница прп. Зосимы (Верховского) . Написала пространное житие прп. Зосимы с прибавлением его духовных высказываний. Духовная дочь прп. Антония (Путилова) Оптинского. – 197. Викторин (Любимов) (17.04.1821 – 21.08.1882), епископ, духовный писатель. 14.04.1857 возведен в сан архимандрита. С 15.09.1857 г. – бакалавр С.– Петербургской академии. С 29.10.1858 ректор Костромской семинарии и настоятель Игрицкого Богородицкого монастыря. В 1858 г. редакцией журнала «Христианское чтение» была издана книга архимандрита Викторина «Истинный друг духовного юноши: практические наставления воспитанникам духовных училищ». В 03.11.1868 хиротонисан во епископа Чебоксарского. – 131. Виталий (Гречулевич) (01.01.1822 – 14.05.1885), епископ, духовный писатель, деятель церковного просвещения, экзегет, проповедник. В 1857 издал книгу Авдия Востокова «Об отношениях Римской Церкви к другим христианским Церквам и ко всему человеческому роду». 13.05.1879 хиротонисан во епископа Острожского, викария Волынской епархии. С 06.10.1882 – епископ Могилевский и Мстиславский. – 187. Гавриил (Спасский) (1817 – 02.01.1871), иеросхимонах Оптиной пустыни, художник, помогал прп. Макарию в написании писем. Написал несколько натурных портретов оптинских старцев – прп. Макария, прп. Антония, прп. Моисея. – 85.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Закономерно задаться вопросом о том, почему рассмотренные выше катехизисы приписывались Димитрию Ростовскому . Одним из объяснений может быть сам характер деятельности Димитрия на Ростовской кафедре, его внимание к устроению училища, забота о христианском просвещении паствы. Об интересе Димитрия к катехизической литературе свидетельствует и его библиотека. Так, в «Росписи книг келейных» под названием «Учение о собраниях святой веры» вполне мог скрываться краткий катехизис Могилы. С катехизическими изданиями Виленского православного братства будущий митрополит Ростовский мог познакомиться еще во время своего пребывания в Литве (с конца 1677 г. он в течение года был проповедником Слуцкого Преображенского братства с. 8]), коль скоро в этот период он обращается даже к катехизическому сочинению Симона Будного (Несвеж, 1562) – белорусского кальвиниста, перешедшего впоследствии на позиции антитринитаризма. Об этом свидетельствуют отдельные замечания святителя в переписке с его постоянным корреспондентом монахом Феологом: в послании от 27.X.1709 г. из Ростова Димитрий признается: «…видел я его [т. е. катехизис Будного] давно, когда еще в Литве бех, токмо творцов его позабыл» с. 120]. В библиотеке Димитрия хранилась рукопись «О вере, Василий некий»: со всей очевидностью речь идет о сочинении острожского клирика Василия «О вере единой» Издание в 7-м томе «Русской исторической библиотеки» созданного ок. 1603 г. полемического памятника «Вопросы и ответы православному с папежником» готовилось по сборнику с автографом Ростовского митрополита внутри переплета. «Мир с Богом» в описании библиотеки Димитрия не назван, но в его сочинениях встречаются цитаты из этого памятника: во «Врачевстве духовном» приведена выдержка из 5-й главы 3-й части «Мира с Богом» с. 120–121]. Принадлежавший Димитрию список «Венца веры» Симеона Полоцкого носит следы внимательного чтения: в тексте много подчеркиваний, на полях проставлены знаки вопросов. В ряде случаев рукой Димитрия надписаны не идентифицированные Симеоном фрагменты из латинских источников.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010