Корсунский И. Н. Высокопреосвященный Михаил, митрополит Сербский. М., 1898.     Костич Милан. Православная Сербская Церковь в Австрии при Патриархе Арсении III Чарноевиче в 1690 году до конца XVIII СТ.//ТКДА. 1869.     Круглик Дамиан, свящ. Из жизни Сербской Православной Церкви (по журналу «Гласник» за 1967 год)//ЖМП. 1969.     Круглик Д., свящ. Почитание святителя Василия, Острожского чудотворца в Сербской Церкви//ЖМП. 1974.    Сулаковскмй. Начало русской школы у сербов в XVIII в. СПб., 1903.     Кустодиев К. Церковь Угорская и Сербов; их взаимоотношения. М., 1873.     Кутепов П. Братский визит Святейшего Патриарха Сербского Германа//ЖМП. 1975.     Кутепов П. Взаимоотношения Русской и Сербской Православных Церквей в наше время//ЖМП. 1962.     Кутепов П. Св. Савва-первый Архиепископ Сербский//ЖМП. 1962.     Лебедев А. История Греко-Восточной Церкви под властью турок. СПб., 1903.     Леонид, архим. Объяснение к областной карте трех автокефальных славянских Церквей на Балканском полуострове. СПб., 1871.    Лопухин А. П. История Христианской Церкви в XIX веке. СПб., 1901. Т. 2.     Макушевич В. Исторические памятники южных славян и соседних им народов. Варшава, 1864.     Малицкий П. История Христианской Церкви. Тула, 1913. Вып. 3.     Маркович Василий. Православное монашество и монастыри в Средневековой Сербии. Сремские Карловцы, 1920.     Маиеевский. История первобытной Христианской Церкви у славян. Перевод с польского языка. Варшава, 1840.     Митрович Ч. О братском союзе русских и сербов. М., 1893. Речь, произнесенная в зале Сербского подворья в Москве, 14.01.1893 г., в память первого Архиепископа и просветителя сербского св. Саввы, студентом IV к. МДА Ч. Н. Митровичем.     Мордвинов Владимир. Православная Церковь в Буковине. СПб., 1874.     Новосал Н. Лазарь, князь Сербский//ЖМП. 1964.     Новый Сербский Патриарх ЖМП. 1958.    Овсяный Н. Сербия и сербы. СПб., 1898.     Пальмов И. Исторический взгляд на начало автокефалии Сербской Церкви и учреждение патриаршества в древней Сербии. СПб., 1891. Речь на годичном акте СПб. духовной академии. 1891 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3554...

– Всех известных мощей почивают в Печерской Лавре 119. На гробницы этих угодников, кроме тех, кои находятся в затворах, дарованы от императриц Анны Иоанновны и Екатерины II богатые покровы для праздничных дней. – 15 и 16). При настоятельских кельях две церкви: Святителей Михаила, митрополита Киевского, и Митрофана, епископа Воронежского, в недавнем времени устроенные. В Киево-Печерской обители приняли иночество: в XI веке св. Исаия, бывший потом епископом в Ростове, и св. Никита, впоследствии епископ Новгородский; а в XIV веке – преподобный Стефан Махрищский. Между погребенными здесь замечательны: отец св. Варлаама Печерского и друг Препод. Феодосия, Ян Вышатич, воевода Киевский; Мария, мать св. Варлаама (близ мощей св. Феодосия); князь Минский Глеб, сын Всеслава Брячиславича, построивший Петропавловскую трапезную церковь ; супруга его, княгиня Анастасия, дочь Ярополка Изяславича; Княжна Евпраксия, дочь В. К. Всеволода I; княгиня Иулиания (в иноч. Марина), супруга В. К. Олгерда Литовского; митрополиты Киевские: Петр (Могила) , Варлаам (Ясинский) и Варлаам же (Ильницкий); известный архимандрит Печерский Иннокентий (Гизель); митрополит Белградский Иустин (Базилевич); Василий Леонтьевич Кочубей, знаменитый страдалец, казненный безвинно за донос на Гетмана Мазепу, и славнейший русский полководец, граф Петр Александрович Румянцов-Задунайский; близ могилы этого героя (в Успенском соборе) воздвигнут сыном его, государственным канцлером графом Николаем Петровичем, великолепный памятник. Тут же лежит тело основателя лаврской типографии, гетмана Великого Княжества Литовского, князя Константина Ивановича Острожского, над которым также находятся памятник. ЗЛАТОВЕРХОМИХАЙЛОВСКИЙ, муж. 1 класса, в Киеве; находится под управлением Викария Киевской епархии, епископа Чигиринского, который с 1799 года имеет здесь титул Священноархимандрита. – Гора, на которой монастырь этот существует, называлась в древности чертовым беремищем потому, что здесь, по соседству идола Перунова, совершались языческие требища. Тут, в 989 году, св. Михаил, первый митрополит Киевский, устроил для иноков обитель и небольшую деревянную церковь во имя своего Ангела, Архистратига Михаила, которая и была тогда его кафедральной. В начале XII века, В. К. Святополк II (Михаил) Изяславич, распространил Михайловский монастырь и соорудил в нем каменные здания. Потом, в XVII веке, обитель эта была дважды возобновляема: в начале века – митрополитом Иовом (Борецким) и в конце – митрополитом же Иоасафом (Кроковским).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Рассказывал Святитель Николай Сербский также о чуде святого Василия Острожского: «“Веришь ли, отче, что угодники Божии живы?” — спросил я как-то у знаменитого протоиерея–героя Иоанна Бошковича. — “А как не верить, если они мне являлись и это о себе свидетельствовали”. И протоиерей Иоанн рассказал вот что: “Однажды матушка попросила, чтобы я сходил в Острог и отнёс чтолибо в дар святому Василию. Я же почему-то смутился, даже разозлился и возразил: «Зачем чтото нести ему? Оставь в покое мёртвые кости — пусть лежат себе в Острожской пещере! Обратись лучше к живым за помощью!» Прошёл день. А ночью в отчётливом видении мне явился святой Василий, постучал своим жезлом и сердито крикнул: “Я живой, а не мёртвый, как ты думаешь. И перестань быть неверным — стань верным!” В большом страхе вскочил я с постели, взял у матушки то, что она приготовила, и отнёс в Острог святому Василию. С тех пор я твердо верю, что угодники Божии живы, а не мертвы». Уже после смерти Владыки произошла следующая история: «Один парень из Валева, занимавшийся торговлей наркотиками, принёс как-то пожертвование в монастырь Лелич. Долго молился он у раки с мощами Владыки Николая, а после достал из кармана солидную сумму и положил её на раку. Выйдя за монастырские ворота, сунул руку в карман, чтобы достать сигареты: деньги вновь лежали в кармане. Это означало лишь одно: святой Владыка не принимает его грязный, хоть и весьма внушительный подарок. Через месяц бывший торговец наркотиками вернулся вновь в Лелич, исповедался, обрёл духовного наставника и вскоре уехал на Афон в монастырь Хиландар». Владыка рассказывал ещё такие истории-притчи: «Жили в арабской стране два друга. Каждый вечер собирались у очага и беседовали, сидя на маленьких трёхногих стульях. Случилось так, что один из них стал шейхом. Множество людей приходило поклониться новому властителю. Пришёл и его старый друг и был счастлив поздравить его. Но гордый шейх не захотел сразу впустить его и заставил дожидаться у ворот в течение многих дней. Наконец приказал, чтобы друга впустили. Друг скромно вошёл, а шейх ещё больше развалился на своём роскошном перламутровом троне. Всё понял его друг и нарочно стал оглядываться, как бы ища глазами шейха. Тогда шейх сердито спросил его, что он ищет. “Тебя ищу, человече, где ты? — ответил друг и добавил печально, — Пока сидел ты на малом стуле, за человеком стула не было видно, а теперь, смотри, за троном человека не найти”«.

http://pravoslavie.ru/77987.html

Раздел 4. Рецензии и библиография Новая литература по ставрографии и связанными с нею вопросами за 2000 год на русском языке (начало) Православная литература Епископ Могилевский Виталий (Гречулевич) . Радуйся, живоносный Кресте! Размышления о Честном Кресте Господнем: Что есть Крест Христов? Чем должен быть Крест для христианина? – М.: изд-во им. Святителя Игнатия Ставропольского, 2000. – 48 с. Тираж 8 000 экз. Брошюра представляет собой переиздание книги, вышедшей в Санкт-Петербурге в 1845 году. Жаль, что текст не дополнен биографической и библиографической справками об авторе. Василий Васильевич Гречулевич (1822–1885) – православный писатель XIX в. Сын известного проповедника и украинского духовного писателя, протоиерея Каменец-Подольской епархии Василия Яковлевича Гречулевича (1791–1870). Сам, будучи протоиереем, вел активную преподавательскую (законоучитель ряда учебных заведений, в том числе, Смольного института) и издательскую деятельность. В том числе, был основателем (1860-е гг.) и, почти двадцать лет, издателем духовного журнала «Странник». Овдовев, вышел в монахи. С 1880 г. – епископ Острожский, с 1882 г. – Могилевский. Составитель таких книг, как «Подробный сравнительный обзор Четвероевангелия» (1859; 1866); «Указатель церковных чтений из книг Нового и Ветхого Завета» (1853; 1866); «Христианские рассуждения и размышления» (2-е изд. 1873 г.). Православное учение о Кресте Господнем. Составитель Олег Шведов. – М.: Русская историко-филологическая школа «Слово», 2000. – 40 с. Тираж не указан. Брошюра включает в себя переиздание двух статей из «Журнала Московской Патриархии»: «Крест: знак и значение» В. Иванова (ЖМП, 1973 г., 1; в сокращении) и «Спасительное дело Христа на кресте и в Воскресении» Архиепископа Брюссельского Василия (Кривошеина) (ЖМП, 1973, «Публикация рассчитана на учеников старших классов православных школ, но может быть использована всеми, кто интересуется смыслом понятий «Крест», «искупление», «спасение», «воскресение» и т. п.» (так в аннотации. – сост.). За исключением этой оговорки, происшедшей по издательской инерции, брошюра может быть рекомендована в качестве общедоступного введения в православное учение о Крестной Жертве Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

— Как Вы смотрите на расколы во многих Православных Церквах и к чему они нас ведут?  — Господь дает непреложное обетование: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). А апостол наставляет: «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны... и уклоняйтесь от них» (Рим. 16:17). Раскол — это проявление тяжелой духовной болезни, неверия Богу и Его слову. Раскольник, увы, предпочитает Господу и Его заповедям что-то другое: мирские идеологии, политические страсти, личные амбиции, горделивые фантазии о том, что он один с немногими соратниками остался прав, в то время как все вселенское Православие заблудилось. Бывает глубоко прискорбно это видеть, но раскол всегда развивается по  нисходящей, духовное состояние тех, кто противопоставил себя Церкви,  становится все хуже и хуже. Раскол — всегда рана для Церкви, но более всего это рана для самих раскольников, которых Церковь, заботясь о спасении их душ, зовет покаяться и примириться.  — Ваше Святейшество, монашество в Сербии переживает сегодня не лучшие времена, многие монастыри пустеют, мало насельников. Возможна ли какая-либо помощь со стороны русского монашества?  — На монашестве во все времена лежала огромная ответственность. С одной стороны, монахи — это передовой отряд церковной «армии». А с другой, это те, кто ни за что не готов отступить в борьбе со злом. И поэтому сохранение монашества, сохранение и передача молодому поколению древних традиций монашеского делания имеет исключительное значение для жизни всей Церкви. И здесь, конечно же, взаимодействие Поместных Церквей просто необходимо. Мы ежегодно проводим монашеские конференции, на которые обязательно приглашаем представителей братских православных Церквей. Результат таких встреч очень воодушевляет. В каждой Церкви есть свой неповторимый опыт, своя традиция монашеской жизни. И на мой взгляд, нам очень важно изучать опыт друг друга. Тогда на многие вопросы появляется новый, свежий взгляд. Речь не идет о механическом копировании, подражании — скорее, о взаимопроникновении традиций. Для русского монашества такие столпы Сербской Церкви, как святой Савва, преподобный Иустин (Попович), святитель Василий Острожский — близки по своему монашескому духу. Но я уверен, что нам есть куда развиваться в плане взаимодействия русского и сербского монашества. Сегодня мы практикуем направление монашествующих в длительные командировки в древние обители иных Церквей, чтобы приобщиться глубинам традиции. Нам ничего не мешает наладить такой же обмен и между русскими и сербскими монастырями. Мы к этому открыты и будем рады и своим опытом поделиться, и лучше узнать сербскую монашескую традицию. 

http://patriarchia.ru/db/text/5015258.ht...

Дятлово. Церковь Спаса Преображения. Храм Преображения Господня Церковь. Действует.   Престолы: Спаса Преображения Год постройки:Между 1700 и 1750. Адрес: Беларусь, Гродненская область, г. Дятлово, ул. Победы, 1 Координаты: 53.464278, 25.39825 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Преображения Господня в Дятлово был построена в 1508 году основателем города Константном Острожским. Род князей Острожских один из самых наиболее знатных и богатых в истории ВКЛ. Одни из представителей этого рода - Федор Данилович - князь Владимирский и Тверской, участник Грюнвальдской битвы, в конце жизни стал иноком Киево-Печерской лавры и еще в 16 веке причислен Церковью к лику святых. Нетленные мощи преподобного покоятся в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры. Славный след в истории оставил и князь Константин Иванович Острожский, который построил храмы в Вильно, Смолевичах, Дятлово. Его сын Константин Константинович (в крешении Василий) вошел в историю как защитник Православия. На своих землях он построил более 600 храмов, основал около 20 монастырей. Все иконы в храме старинные, намоленные. Есть здесь и икона преподобного Амвросия Оптинского с частицей его мощей, исцеляющая от всевозможных болезней, есть три иконы, написанные на святой горе Афон, возможно, но заказу какого-то благочестивого прихожанина. Это иконы: святителя Феодосия Черниговского, святой великомученицы Екатерины и икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Скоропослушница». В 1998 году в храме несколько дней мироточила и благоухала Голгофа. Добрым словом вспоминают старожилы бывшего настоятеля храма протоиерея Иоанна Комара (Комар Иван Николаевич). С его именем связано начало строительства нового храма в городе. Он своими руками сделал сень под Святую Плащаницу, которая представляет макет храма. Именно таким мечтал видеть новый храм отец Иоанн. Но строительству помешала война. Многие поколения дятловчан мечтали о том времени, когда будет новый каменный храм. Святейшим Синодом 1907 году утвержден проект храма в местечке Дятлово Слонимского уезда Гродненской губернии. К сожалению, он так и остался на бумаге. При отце Иоанне Комаре был залит фундамет под новый храм. Эта мечта стала осуществляться, когда настоятелем храма стал протоиерей Николай Пинчук. Благодаря неуемной энергии и настойчивости отца Николая ныне величественно возвышается над городом белоснежный храм, а его золотые кресты видны отовсюду. 

http://sobory.ru/article/?object=22179

Неожиданно подъем кончился, впереди блеснул свет. Миле прибавил скорость. - Монастырь! — радостно воскликнул Предраг. Наверно, с такой же радостью впередсмотрящий после многомесячного скитания по бескрайним просторам океана произносит слово “земля!” Мы поблагодарили святителя Василия Острожского за то, что он помог нам приехать сюда, и отправились в гостиницу. Это было большое двухэтажное здание (позже мы узнали, что здесь раньше располагалась школа). - Вас долго не было, и мы очень волновались, — сказала дежурная по гостинице. — Устраивайтесь на отдых и чувствуйте себя как дома. Мы чувствовали себя тут действительно как дома, а спали так крепко, как нигде. Рано утром мы начали подъем в гору, к тому месту, где подвизался святой Василия Острожский. Дорога идет “галсами”, как бывает всегда, когда нужно преодолеть крутизну. Асфальт новый — значит, дорога проложена совсем недавно. Один галс, девятый, семнадцатый… скоро мы сбились со счета. В самом начале пути нас обогнала легковая машина. “Надо было проголосовать”, — пришла запоздалая мысль. А впрочем, нет, пешком лучше — мы идем к великой святыне, значит, нужно потрудиться. Скоро идти по бесконечной асфальтовой ленте надоело и мы свернули на старую тропинку — более крутую, более трудную, но зато и более краткую; тропинка вьется между соснами, когда-то в отдельных, особенно крутых местах она была выложена камнями, но сейчас их осталось уже мало, и, сдвинутые со своих насиженных мест, они только затрудняют путь. Выйдя на асфальтовую дорогу, мы смотрим, где же продолжение старой тропинки, и, найдя ее, снова углубляемся в лес. Еще одно усилие, лес расступился, и мы увидели гигантскую отвесную скалу серого цвета. Здесь святитель Василий отыскал глухую пещеру, чтобы в уединении, вдали от людей предаваться аскетическим подвигам и возносить свои молитвы Господу Богу обо всем грешном мире. Поднимаемся по ступенькам, нас встречает высокий почтенный старец, его зовут отец Иоиль: у него мудрые глаза, высокий лоб, движения его неторопливы, размеренны, от него веет тишиной и спокойствием. “Вот человек, который не умеет суетиться”, — подумал я.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/belyj-an...

Бывают фильмы, просмотр которых объединяет весь кинозал. А бывают те, что каждого оставляют наедине с собой. Так случилось во время просмотра фильма Юлии Бочаровой «Ласточки Христовы». В зале собрались прихожане разных храмов Покровска, но у меня было ощущение, что я смотрю картину в полном одиночестве – настолько сокровенным был рассказ. О чуде – простом и ясном Ласточки, ластовицы Христовы – это монашествующие. Те, кто отрекся от мира и взамен приобрел Небо и всю Вселенную. Так о них – с любовью и ласково – говорит митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий. Он настоящий герой – картины и той истории, которая легла в основу ее сюжета. А еще – папа, мама, мудрый дедушка для своих клириков, монахов и простых прихожан. Фильм о чуде – удивительно простом и явном. История совсем недавняя, и на первый взгляд она о церковном имуществе. В ночь с 26 на 27 декабря 2019 года местный парламент (скупщина) принял законопроект «О свободе вероисповедания и убеждений и правовом положении религиозных общин». Он предусматривал изъятие у Сербской Церкви и передачу в собственность государства объектов и земель, используемых религиозными общинами, в случае, если они принадлежали государству до 1 декабря 1918 года или если отсутствуют документы об их оформлении в качестве церковной собственности (чаще всего не имеют такого оформления древние святыни). Это более чем 650 святынь, включая известный монастырь Острог, где подвизался святитель Василий Острожский. Черногорцы стали протестовать. Но не языком митингов, демонстраций и массовых беспорядков, а молитвой, крестными ходами и проповедью Но на самом деле речь не о зданиях, а о вере, о традициях, о святынях, столь дорогих сербскому сердцу, о монастырях, восстановленных тяжелым трудом простых иноков. И о приоритетах в жизни, об иерархии ценностей, которую явно чувствуешь в такие драматичные моменты. Это поняли многие жители Черногории и стали протестовать. Но не языком митингов, демонстраций и массовых беспорядков, а молитвой, крестными ходами и проповедью. Верующих Черногории поддержали православные Сербии. Со специальным посланием выступил и Священный Синод Русской Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/145331.html

Церковь святителя Василия Острожского (Никшич) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Василия Острожского (серб. Саборна црква Светог Острошког) построена в конце XIX века. Относится к Сербской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] Соборная церковь святого Василия Острожского, нареченная в честь самого главного черногорского святого, была построена в конце XIX века, сразу после обретения страной независимости от власти Османской империи, и стала настоящим символом свободной Черногории, посвященным памяти всех воинов-героев, павших в кровопролитной борьбе за национальную независимость. Инициатором возведения собора выступил Никола I Петрович Негош. Строительство церкви продолжалось в период с 1895 по 1900 годы. Деньги на строительство этого храма выделил российский император Александр III, проектированием также занимался русский мастер — архитектор Михаил Тимофеевич Преображенский, поэтому неудивительно, что собор оказался выдержан в стилистике русского модерна. Основание церкви святого Василия Острожского имеет форму креста, ко входу ведет широкая лестница, что дополнительно подчеркивает монументальность строения. Фасадные украшения — работа мастера Милоша Лепетича. Внутреннее убранство отделано дорогими сортами мрамора, иконостас состоит из русских икон — подарка богатого грека Андрея Сингроса, сделанного им в 1899 году. По бокам храма установлены памятные доски с именами черногорцев, погибших в освободительных войнах 1875-1880 годов. После Первой Мировой войны на колокольне церкви были установлены большие часы с циферблатом диаметром 2,36 м. Престольные праздники [ править править код ] Василий, святитель, митрополит Острожский - 12 мая Как добраться [ править править код ] Адрес: Саборна црква св. Острошког, Никшич, 81400, Черногория Проезд: Храм находится на холме Петрова Главица, недалеко от королевского дворца Николы I. Телефон: +382 40 214 820 Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_святит...

Ректор Московской духовной академии вручил епископу Иоанникию медаль святителя Филарета Московского l степени, за труды на ниве духовного образования и просвещения, и обратился к нему со словом, в котором, в частности, сказал: «С тех пор, как я побывал в Черногории и познакомился с Вами, я всякий раз привожу в пример Сербскую Церковь и Вашу епархию как образец жизни Церкви Христовой в современном мире. Это пример общинной жизни, заботы о молодых людях, пример дружбы и общения священнослужителей между собой, пример подлинной христианской культуры, которую Церковь проецирует на общество. И, прежде всего, конечно, пример мудрого архипастырского управления. Я часто рассказываю своим студентам о крестном ходе в Никшиче, на котором мне посчастливилось побывать. Тогда в 70-тысячном городе в нем участвовало 40 тысяч людей. В основном это была молодежь. Когда за Церковью в таком множестве идет молодежь — значит архипастырь все делает правильно». Владыка Амвросий подарил епископу Иоанникию икону преподобного Сергия Радонежского и святую панагию. В ответном слове епископ Иоанникий поблагодарил архиепископа Амвросия за поздравления и, в частности, сказал: «Святитель Василий Острожский и преподобный Сергий Радонежский объединяют нас. Именно они дают нам силы для того, чтобы пережить все искушения, которые сегодня испытывают Русская Православная Церковь и Украинская Православная Церковь, которую возглавляет, претерпевая многочисленные искушения, Блаженнейший митрополит Онуфрий. Мы понимаем, что значит быть гонимыми, ведь это совпадает и с нашей историей, ибо наш крест сейчас — Косово. Ситуация на Косовской земле дает нам возможность понимать тех, кто страдает, и тех, кто терпит неправду. Но мы знаем, что если мы крепки в вере — мы победим и неправду, и искушения, победим оружием, которое всегда побеждает: правдой, истиной, терпением и любовью». В ходе своего визита в Черногорию, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий также посетил город Бар.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5450126...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010