В судьбе Неемани и Сербии особенно ясно видно то, как много значит чистая вера для политического быта народов. – Сам сербский народ доселе помнит свою историю только со времени Неемани10), хотя жупания славянская и южные горцы сражались с римлянами за свою политическую свободу еще прежде времени христианского11). – От чего это так? С 1062 г. большая часть Сербии по церковному быту состояла в зависимости от римского папы12). -   6) Шафарика памятники. Сам Симеон в христовуле Хиландарю: «воздвиг я погибшую дедину свою и приобрел от Поморья Зету с городами, от Албинцев Пилот, от греков земли Лаб с Лепланом, Глубочицу, Реку, Загралату, Левчье, Белицу, Лепеницу». Григоровича путеш. 40. Сербляк (л. 124) показывает, что от греков отобрано было 30 городов при имп. Андронике Комнене, след. в 1183-1185 г. Андроник хотел сокрушить молодое сербское государство, но жестоко ошибся. 7) Эта зависимость, по условиям начальным, была почти только номинальною. Theoph. contin. P. 291 ed. Bon. Мануил Комнен, предоставивший Неемане звание великого жупана, велел написать на картине возведение Неемана в жупана: он надеялся увидеть в Неемане безответного вассала; но ошибся. Евстафий солунский, в похвальном слове Мануилу не опускает этого деяния Мануилова, но как грек прибавляет: «одно не одобряется в живописце, что везде украшает, он раба трофеями, но не называет Неемана рабом». – Tafel de Thesalonica p. 419. 515. 8) С такою подписью древнее изображение его в храме Юрьевых столбов. Зап. геогр. общ. VI, 139. 9) Первовенчанного житие св. Симеона Неемани. 10) Сербская летопись, найденная Гильфердингом в ркп. XV в., начинает историю Сербии с Неемани именно потому, что «когда угасла первая проповедь в сербской земле и различные ереси умножились в ней на много лет, начальствующие нимало не заботились об истреблении еретических плевелов до того времени, когда явился великий жупан Нееманя». Русс. Бес. 1860 г. 11, 19. 11) См. марта 26, июня 22, нояб. 14, генв. 13. 12) Главный пастырь сербской церкви был архиепископ антиварийский, получавший паллиум из Рима иему подчинены были епископии Сербии и Албании: которское, свачское, скодринское, дивотское, пилотское (Пулати сев. Албании), сербское, боснийское, требинское. Булла п. Александра 1062 г. антиварийскому архиепископу – у Фарлати (t. VII ed. Coletti) и Яффе (Regesta pontificum roman.). Такие отношения Сербии начались с сербского кн. Михаила Воиславича, подчинившего Сербию папе ок. 1050 г. Со времени имп. Василия сербская церковь находилась в ведении константинопольского патриарха. – О греческих кафедрах см. янв. 12 пр. 20. О ядринской славянской митрополии, босанском епископе Феодоре и белоградском епископе Феодосие 1055 г. см. Гласник Х, 195. 204.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

299 Safafik . Pamatky drevniho pisemnictvi. Сам Симеон в хризовуле Хиландарю: «Воз­двиг я погибшую дедину свою и приобрел от Поморья Зету с городами, от Албанцев Пилот, от Греков земли Лаб с Лепланом, Глубочицу, Реку, Загралату, Левчье, Белицу, Лепеницу» (Григорович В. Очерк путешествия). Сербляк (л. 124) показывает, что от греков отобрано было 30 городов при императоре Андронике Комнине, следовательно, в 1183– 1185 г. Андроник хотел сокрушить молодое Сербское государство – но жестоко ошибся. 300 Эта зависимость, по условиям начальным, была почти только номинальною (Theophanes Continuatus//Theophanes Continuatus, Ioannes Camsniata, Symeon Magister, Georgius Monachus/E rec. I. Bekkeri. Bonnae, 1838. Р. 291). Мануил Комнин, предоставивший Немане звание великого жупана, велел написать на картине возведение Немани в жупана: он надеялся увидеть в Немане безответного вассала; но – ошибся. Евстафий Солунский в похвальном слове Мануилу не опускает этого деяния Мануи- лова, но как грек прибавляет: «Одно не одобряется в живописце, что везде украшает он раба трофеями, но не называет Неманю рабом» ( Th . L . Fr . Tafel . De Thessalonica ejusque agro dissertatio geogrphica. Berolini, 1839 (далее – Tafel. De Thessalonica. – Ред .)). 301 С такою подписью древнее изображение его в храме Юрьевых столбов (За­писки географического общества. Т. VI). 303 Сербская летопись, найденная Гильфердингом в ркп. XV в., начинает историю Сербии с Немани именно потому, что «Когда угасла первая проповедь в Сербской земле и различные ереси умножились в ней на много лет, начальствующие нимало не заботились об истреблении еретических плевелов до того времени, когда явился великий жупан Неманя» (Русская беседа. М., 1860) 304 Главный пастырь Сербской Церкви был архиепископ Антиварийский, получивший паллиум из Рима, и ему подчинены были епископии Сербии и Албании: Которское, Свач- ское, Скодринское, Дивотское, Пилотское (Пулати сев. Албании), Сербское, Боснийское, Требинское. Булла п. Александра (1062 г.) Антиварийскому архиепископу см.: Farlati. T. VII/Ed. Coletti; Philipp Jaffe. Regesta pontificum romanorum ad annum 1198. Berolinum, 1851. Такие отношения Сербии начались с сербского князя Михаила Воиславовича, подчинив­шего Сербию папе около 1050 г. Со времени имп. Василия Сербская Церковь находилась в ведении Константинопольского патриарха. О Ядринской Славянской метрополии, Бо- санском епископе Феодоре и Белградском епископе Феодосии 1055 г. см.: Гласник. Кн. 10.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Свт. Василий Острожский. Икона. XIX в. (мон-рь Острог) [серб. Bacuлuje Острошки] (Стоян Йованович; 28.12.1610, с. Мрконичи, Попово-Поле, Герцеговина - 29.04.1671, мон-рь Острог, Черногория) свт., митр. Герцеговинский (Требинский, Захумский и Скендерийский), чудотворец (пам. 29 апр.). Род. в бедной семье, с детства отличался благочестием. Грамоте учился у настоятеля мон-ря Завала иером. Серафима, к-рый, как утверждают нек-рые источники, был его дядей. Для продолжения образования был направлен в мон-рь Тврдош , где принял монашество и был рукоположен во иеродиакона, затем во иеромонаха. Ок. года был помощником митр. Цетинского Мардария I (1637-1647), к-рый вел переговоры с Римом о введении унии. Из-за несогласия с позицией митрополита вернулся в Тврдош, где был возведен в сан архимандрита. Ревностно защищал Православие от распространения католичества и унии, за это тур. власти преследовали В. О. и сфабриковали документы, из к-рых следовало, что он одобрил заключение унии. В. О. был вынужден покинуть Сербию и по благословению Патриарха Паисия I ушел на Афон в Хиландар. Согласно преданию, В. О., прожив ок. года на Афоне, отправился на поклонение рус. святыням, вернулся в Тврдош с богатыми дарами, полученными от рус. царя и духовенства, но в рус. источниках нет свидетельств о его пребывании на Руси. Нек-рые исследователи, напр. еп. Шумадийский Савва , подпись «аз смерени митрополïт захумс Вьсïлïе» в книге, принадлежавшей мон-рю Тврдош и датированной 13 февр. 1639 г., относили к В. О. Однако маловероятно, что В. О. был хиротонисан в 29 лет, по каноническим правилам он должен был быть не моложе 30 лет. Серб. историк Л. Стоянович различает В. О. и митр. Захумского Василия из записи 1639 г. ( Записи. 3. С. 299). Первое несомненное упоминание о В. О. как о Захумском митрополите относится к 23 июня 1651 г. (Там же. 1. С. 368, 1466). Патриарх Печский Гавриил I 27 нояб. 1651 г. назначил В. О. на епархию Никшича, Планы, Колашиновичей и Морачи с сохранением за ним захумской кафедры, т. о. он стал управлять приходами всей Герцеговины.

http://pravenc.ru/text/149759.html

Покойный митрополит Григорий Живкович, мы сказали выше, принимал деятельное участие в выработке нового церковно-школьного устава для Боснии и Герцеговины 1905 года. С этого года сербская православная церковь в Боснии и Герцеговине стала жить новою жизнью. Благодаря новому уставу православным сербам Боснии и Герцеговины дана возможность удовлетворения различных народно-церковных потребностей. Когда устав получил силу закона, образованы были различные органы, которые по уставу должны разделить между собою функции, необходимые для правильной жизни церкви. Некоторые установления, впрочем, не были образованы тотчас же, а возникли как результат автономной жизни, когда явились подходящие обстоятельства. Так в течении 1908 г. согласно 90 § устава высокопреосвященный митрополит Евгений образовал комиссию для произведения конкурсного экзамена лиц, ищущих священнической деятельности. Правила о конкурсных экзаменах те же и такие же строгие, какие изданы от 26 сентября 1905 г. задрской епархиальной консисторией для православной сербской церкви в Далмации. 2247 Первый конкурсный экзамен происходил в Сараеве 1 декабря 1908 г., и первым державшим экзамен был Савва По- —621— пович, два года назад окончивший рельевскую богословию. Тот же высокопреосвященный митрополит Евгений назначил комиссию для катехетского экзамена, а великий церковный суд составил устав о приготовлении катехетов для всей босно-герцеговинской сербской православной церкви. Великий церковный суд и великий административный и школьный совет в апреле и мае 1908 г. рассуждал о пенсионном уставе учителей и чиновников, подав надежду, что в первом заседании великого совета поставлен будет на очередь вопрос о пенсионном уставе священников. Великий церковный суд по предложению сараевского епархиального церковного суда обратился к местному правительству с просьбой, чтобы в интересе нравственности взяты были строжайшие меры против конкубината. Он же получил от местного правительства донесение, что оно запретило продажу алкогольных питий на собраниях вблизи церкви. Он же в апреле 1908 г. послал во все епархиальные суды расписание праздничных дней и сделал распоряжение, чтобы духовенство возможно чаще приглашало народ работать во все дни, не значащиеся в списке праздников. Он же исходатайствовал у местного правительства право священникам пользоваться беспрепятственно и при всех случаях 50% льготой с проездной платы на железных дорогах. – Епархиальный церковный суд и широкий епархиальный совет в Мостаре постановил привести в исполнение резолюции соединенного собрания относительно восстановления приходов в невесинском, билечском, требинском и столачском протопресвитерствах, а затем и в мостарском, фочанском и чайничском протопресвитерствах; вследствие же засвидетельствованного недостатка средств должен быть поставлен только один окружный протопресвитер с местопребыванием в Мостаре и с платою в 3000 крон и добавочных 1000 крон. 2248

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

См. Словарь, стр. 205. (Сборник тот же, что и под 3?). А. Е. Викторов в «Описях книгохранилищ северной России» отмечает: 1) В ркп. 1929, Сборнике, полууст. разных почерков конца XVI в., в 4-ку, ок. 500 лл., – слово Максима грека на агарянскую прелесть. (См. о. с. стр. 103, 208). 2) В ркп. 203, Сборнике, скорописью половины XVII в., в 8-ку, ок.,200 лл., – послание Федора Карпова к Максиму греку . См. ibid. стр. 107, 115. Та же ркп., что отмечена выше П. М. Строевым (см. под 2)? 3) В ркп. 121/1802, Сборник, полуустав, половины XVII в., в 4-ку, 259 лл., – выписки из Максима грека . См. ibid. стр. 108, 229. Из Сийского монастыря в свят. Синод в 1791 г. отправлена ркп., содержавшая слова Максима грека и в числе их «от патриархов греческих два послания к царю Ивану Васильевичу». См. А. Е. Викторова Описи..., стр. 115–116. XII. В г. Вильне – в Виленской Публичной библиотеке 192) Ркп. 249 (49). Слова Максима грека , XVII в., на 9 + 306 лл. По старинному счету в ркп. 69 слов + ок. 15 других статей. Начало ркп. не сохранилось. Кому она ранее принадлежала – неизвестно. Сказания о Максиме греке никакого нет. См. Описание рукописей сей библиотеки, составленное Ф. Н. Добрянским. Вильна 1882 г., стр. 402–410. Рукопись, по моей просьбе, просмотрена была А. И. Миловидовым. XIII. В г. Киеве а) в Церковно-Археологическом музее при Киевской духовной академии: 193) Ркп. 521 49 Муз.). Сборник XVII в., в коем около 40 слов Максима грека . Сказания о нем никакого нет. См. Описание сих рукописей, сост. Н. И. Петровым , в. II, Киев 1877 г., стр. 460–473. На 74: «сия книга… з книг монастыря Яблочинского храму и обители преп. Онуфрия вел.» 194) Ркп. 522. Слово Максима грека о крестном знамении, XIX в., 5 лл. Ни других статей, ни сказания о Максиме греке нет. См. ibidem, стр. 473. 195) Ркп. 523. Сборник, начала XVIII в., с словами Максима грека (ок. 20). Сказания о нем нет. См. ibidem, стр. 473–477. По листам: «сия книга Стефана Николича Требинского архимандрита Крчаского, куплена у царствующему граду Москва за 2 руб...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

   001    002    003   004