Здесь два совершенно несопоставимых вида бытия. Тварное, таким образом, имеет свой собственный модус существования – вне Бога. Сама природа твари не допускает «сосуществования» с Богом. Причем эта внутренняя ограниченность тварного ни в коей мере не бросает тень на могущество Творца. Такова основная идея святителя Афанасия Великого . В Рождении – тождество природ, в Творении – их различие. Ближе к концу своего третьего «Слова» святитель Афанасий подробнейшим образом комментирует тезис ариан о рождении Сына «по хотению и изволению» Отца – (III, 59). Он заявляет о совершенной неуместности подобного выражения в данном контексте. Ариане просто пытаются прикрыть свою ересь пологом двусмысленных словес. Святитель Афанасий считает, что эти воззрения ариан почерпнуты у гностиков, и называет, в частности, имя Птолемея. Как учил Птолемей, Бог сначала мыслит, а затем – изволяет и действует. Так и ариане, пишет святитель Афанасий, уверены в том, что рождению Слова предшествовали воля и желание Отца. Здесь же святитель приводит цитату Астерия 79 . Однако на самом деле слова «хотение» и «изволение» применимы только к созданию тварного. Тогда ариане говорят, что, раз Слово произошло не по «хотению» Отца, значит Бог имеет Сына «по необходимости» и даже «против воли» – такому выводу могут прийти лишь люди, абсолютно не чувствующие разницу между «бытием» и «действием», – констатирует святитель Афанасий. Бог не совещается с Самим Собой о Своем бытии и существовании. Например, было бы крайне безрассудно утверждать, что благость и милосердие Бога суть вольные Его склонности, а не свойства Божественного естества. Но можем ли мы отсюда заключить: Бог благ и милосерд против Своей воли? Ведь то, что «по естеству», превосходит то, что «по изволению», Сын есть собственное рождение Отчей сущности, Отец не «совещался» о Нем, ибо это значило бы «совещаться» о Себе Самом – Бог «не по хотению, но по естеству» является Отцом Сына – Всё, что «сотворено», разумеется, получило бытие по благоволению и хотению Бога. Однако Сын – не подобное твари создание воли, но собственное по естеству рождение Отчей сущности – Какая нелепость, какое безумие видеть «волю» и «желание» между Отцом и Сыном! (III, 60–63). |
Тем не менее условием свободы была лишь простая возможность греха, а не актуализация этой возможности, не фактическое совершение зла. Напротив, оно, как мы покажем далее, могло лишь заставить ее утратить ее изначальное совершенство. Зло – не просто изобретение, это изобретение призрачное. «Зло, – пишет святитель Афанасий Великий , – есть выдумка человеческого ума» 301 . Зло на самом деле, с настойчивостью утверждают святые отцы, не имеет сущности, оно есть чистое небытие 302 . Это не значит, что зло никак не существует, но означает, что оно имеет отрицательное существование: зло – это небытие в силу того, что оно является, как мы видели, неведением, отрицанием, отказом от Бога, забвением Того, Кто есть само бытие, источник всего сущего и истинное бытие всякой вещи. Вот почему святитель Афанасий Великий пишет: «Лишенные мысли о Боге, люди также навсегда лишились бытия» 303 . Отвратившись от Бога, человек неизбежно заболел неправдою, зачал злобу и родил беззаконие ( ). Ибо, не зная Бога, человек приобретает такое знание о вещах, которое, не соответствуя более их истинной сущности, может рассматриваться как вымысел, продукт его воображения, призрак. «Люди, – также пишет святитель Афанасий, – с утратою представления о добре стали сочинять и воображать не-сущее» 304 . Поскольку Бог – единственное существо, Которое существует действительно и абсолютно, как Он открыл Моисею: Я есмь Сущий ( ), постольку человек, который живет вне Бога, может познавать лишь небытие (или несуществующее). «Отвернувшись от блага, – пишет в другом месте Афанасий Великий , – и забыв, что она сотворена по образу благого Бога, душа имеющейся у нее возможностью не созерцает уже Бога Слова, по подобию Которого сотворена. |
Радуйся, своими дивными чудесы ту возвеличивший. Радуйся, яко и наш храм нетлением своих мощей обогативый. Радуйся, яко благодатию цельбоносных мощей его освятивый. Радуйся, среди непрестанных псалмопений мирную кончину приявый. Радуйся, в коленопреклоненней молитве ангела смерти сретивый. Радуйся, к сонму святых сопричтенный. Радуйся, нетлением от Бога награжденный. Радуйся, святителю Афанасие, великий чудотворче. Кондак 9 Вси ангели Божии с радостным пением сретили праведную душу твою, святителю Афанасие, егда из темницы телесныя до небесных обителей она возношашеся и Творцем ангелов в райския селения прията была и купно с сонмом ангелов немолчно песнь Богу воспела: Аллилуиа. Икос 9 Буесловцы витийствующие, иже онеправдовали тя, посрамлены быша. Ты же, святителю Афанасие, нетлением и чудесы от Господа по смерти прославлен был еси. Ибо святыя мощи твоя по восьмилетнем в могиле пребывании обретены были целы и невредимы и даже святительских риз твоих не коснуся тление. Радуяся сему явному свидетельству твоея святости, приносим ти сия похвалы: Радуйся, смерть приявый, но тления не познавый. Радуйся, благодатными цельбами своя мощи прославивый. Радуйся, яко раку мощей целебницей недугов являеши. Радуйся, яко от нея ежечасно людям великия милости подаеши. Радуйся, яко и по смерти на кафедре святительстей возседаеши. Радуйся, яко десницею твоею, для лобзания положенною, невидимо нас благословляеши. Радуйся, яко от бед и скорбей, молитвами твоими нас избавляеши. Радуйся, целебниче безмездный. Радуйся, святителю Афанасие, великий чудотворче. Кондак 10 Спасение вечное наследовал еси, незабвенный Святителю. Нам же, волнами житейскаго моря обуреваемым, верным кормчим и заступником себе являеши даже до сего дне. Онем тя призывающим в сониих и видениих помощь подаеши; инех же верных к тихому пристанищу направляеши, да купно с тобою дивному во святых Богу воспоют: Аллилуиа. Икос 10 Царя Небеснаго Христа верный служителю, святителю отче Афанасие, нас рабов Его ленивых и непотребных – подвигни данною тебе с небесе благодатию на совершение добродетелей и призови к исполнению заповедей Христовых, да подражатели тебе будем; в час смерти нашея, благую надежду на спасение имамы, взывая к тебе сими похвалы: |
Радуйся, яко велие дерзновение пред Господем имаши. Радуйся, апостольскаго престола наследниче. Радуйся, яко на небеси со апостолы во славе возседаеши. Радуйся, яко и на земли на кафедре святительстей нетленными мощами пребываеши. Радуйся, страны нашея славо и похвало. Радуйся, града нашего ежечасная радосте. Радуйся, телес наших врачу благодатный. Радуйся, душ наших предстателю спасающий. Радуйся, святителю Афанасие, великий чудотворче. Кондак 13 О, великий чудотворче, святителю Христов отче наш Афанасие, многая моления оставльше о едином тя молим и просим: вознеси твоя святыя молитвы ко Господу Богу и избави нас от осуждения вечнаго и мучений адских, да твоим заступлением сподобимся купно с тобою блаженство рая наследовати и со всеми святыми пети Творцу нашему: Аллилуиа. [Далее повторяем икос и кондак:] Икос 1 Ангелов Творец и Господь сил благоплодную доброту души твоея провидя, святителю отче наш Афанасие, ум твой высоким благомыслием просвети, и стопы твоя от юности направи единаго на потребу взыскати. Ты же, уразумев мира сего непостоянство, возжелел единому Богу во иноческом чине служити. Тем же приими от нас сицевые похвалы: Радуйся, верный рабе Христов, от юных лет Царю Небесному послуживший. Радуйся, человече Божий, непорочным житием своим Ангелом подобный. Радуйся, благодарственного юга благодатное прозябение. Радуйся, острова Крита рождение и возрастание. Радуйся, иноческое пострижение в тихой обители приявший. Радуйся, от подвижников благочестию наученный. Радуйся, млеком истиннаго Евангельскаго учения напоенный. Радуйся, догматы православнаго богословия добре уразумевый. Радуйся, заповеди Христовы изучивый и совершивый. Радуйся, непрестанною молитвою на высоту богомыслия возносимый. Радуйся, постом и воздержанием душепагубныя страсти умиривый. Радуйся, святителю Афанасие, великий чудотворче. Кондак 1 Избранниче Христов, патриарше Афанасие, скорбное житие и подвиги твоя воспоминающе, любовию Тя, яко пастыря добраго и заступника нашего, песньми почтим. Ты же, имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи, да |
Ветии многовещанныя превзошли есте силою богодухновенных словес и писаний ваших, святители богомудрии Афанасие и Кирилле, вы бо воплощенное Слово богословили есте, просвещающе души многих, верно показующе им путь ко спасению, по немуже сами неуклонно шествовали есте до блаженныя кончины вашея. Мы же радующеся, яко таковы имамы учители жизни духовныя и молитвенники, прославляем вас, отцы святии, глаголюще: Радуйтеся, пастыри добрии, о славе Господней ревновавшии. Радуйтеся, дарованный вам талант приумножившии. Радуйтеся, странницы земнии, во Отечество Небесное вшедшии. Радуйтеся, с лики небесных сил ныне торжествующии. Радуйтеся, светила, во тме заблуждения сущих озарившая. Радуйтеся, сего ради велии во Царствии Божием нареченнии. Радуйтеся, венцы исповедническими от Бога украшеннии. Радуйтеся, в лице святителей великих славою многою превознесеннии. Радуйтеся, богомудрии вселенныя учители. Радуйтеся, со всеми угодники Божии о нас Господу молящиися. Радуйтеся, яко вами прославляется вера христианская. Радуйтеся, яко имена ваша написана суть на Небесех. Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители. Кондак 10 Спасти хотя стадо Христово от погибели, святителю Афанасие, не убоялся еси прещений царских, ни клевет от еретиков, ни заключения темничнаго, но вся сия, яко доблий воин Христов претерпев, не преставал еси просвещати паству твою, моля ученики твоя твердо стояти во истинней вере, ниже козней вражиих устрашатися, но и в скорбех и напастех за вся благодарити Бога, поюще Ему песнь: Аллилуиа. Икос 10 Стена есте несокрушимая всем православным людем, двоице всехвальная и досточудная, святители Афанасие и Кирилле, ибо Небесе и земли Творец избра вас быти на земли твердии защитницы и непоколебимии столпи веры истинныя, и к лику великих святителей и учителей Церкве Христовы сопричте. Темже умолите благодати Божия сподобитися и в истине устояти всем нам, любящым вас и вопиющым таковая: Радуйтеся, истину Христову пред людьми небоязненно вещавшии. |
Ориген, святитель Афанасий и греческие Отцы Мысль великого Оригена была подчинена одной главной апологетической цели: сделать библейское откровение доступным и понятным грекам. Цель эта являлась основополагающей для развития христианства, но в то же время была непреодолимо трудной. Ее нельзя было достигнуть только через использование аллегорического метода экзегетики, поскольку она предполагала столкновение между двумя фундаментальными и непримиримыми метафизическими принципами. Библейская идея творения противостояла платоническому пониманию неизменности Бога и утверждению того, что любое истинное бытие вечно. Поэтому Ориген нашел решение в утверждении вечности творения. Бог никогда не начинал быть Его благость всегда нуждалась в объекте, и Его справедливость несовместима с неравенством. Таким объектом являлся вечно существующий мир тварных умов (nove»), равных и идентичных. Наша видимая вселенная, в которой существа подвержены изменению и не являются равными между собой, появилась в результате падения [ ]. По существу, для Оригена вечность творения была неотделима от вечности Логоса: оба они всегда происходили от Бога. Арий, толкуя оригенизм, сделал вывод о том, что и Само Слово было тварью. Святитель Афанасий, давая критику оригенизма, отверг его метафизические предпосылки, и особенно по вопросу о творении. С точки зрения святителя Афанасия, Бог сотворил мир во времени и по Своей воле, а Слово Божие есть Его превечный Сын по природе. Это различение, являющееся главным аргументом Афанасия против Ария [ ], состоит в том, что, с одной стороны, «Сын не есть творение, происшедшее по воле» и что «Он есть истинный Сын Отца по природе» [ ], а с другой святитель Афанасий исповедует абсолютную трансцендентность Бога как Творца и как Единственного, кто не ограничен ничем вне Него Самого, в том числе и тем, что Он делает. Отец, Сын и Дух обладают единой трансцендентной природой, и Их взаимоотношения не зависят от акта творения. Относительно природы Бога «естество сотворенных вещей, как происшедших из ничего, есть что–то текучее, немощное, смертное и сложное» [ ]. Они «по Его благодати и изволению Его сотворены Словом и могут, если захочет Сотворивший, перестать когда–либо существовать» [ ]. Эта антитеза Творца и твари безусловно потребовала подчеркнуть при определении Халкидонским Собором того, как во Христе ипостасно соединяются Божество и человечество, различное существование двух природ, каждая из которых сохраняет свои индивидуальные характеристики. |
Великое значение литературной деятельности св. Афанасия очевидно и при кратком обзоре его творений. Все его соображения и доводы проникнуты одной великой идеей воплощения Бога в Лице Иисуса Христа и совершенного Им искупления людей. Эта идея у него всюду; она начальный пункт и конечная цель его научных исследований. И, как богооткровенная истина, она не страшится никаких притязаний лжи, являясь небесным светом, который не только сам горит, не угасая, но освещает обличительно самую тьму, силящуюся объять его. Под мудрым пером великого святителя эта возвышенная и непостижимая истина приближается, так сказать, к слабым понятиям человеческим, и то, во что прежде только веровали, теперь принимают с отчетливым и полным убеждением. Хотя вера стоит у св. Афанасия выше всего и всего важнее, но, по его убеждению, между истинами веры, данными в Откровении, и результатами собственных исследований ума человеческого существует единство: вера не противоречит знанию, а равно и знание не может противоречить вере. Вот главная причина, почему св. Афанасий настаивает на тождестве философского понятия о Логосе с откровенным понятием о Христе. Содержание первого составляет результат человеческого умозрения, содержание последнего дано в откровении, а в соединении того и другого заключается связь умозрения с Откровением, философии с богословием, хотя первые всегда подчинены вторым. Благодаря своей методе, с в. Афанасий всякую частную истину христианства рассматривает в связи с целым и подводит под общий состав всего христ. вероучения. Это качество его, вместе с изощренной диалектикой, громадной эрудицией и с выработанным самосознанием христианина и дает несокрушимую силу рассуждениям св. Афанасия. В жестокой борьбе с ересями св. Афанасий одержал решительную победу, разоблачив их и разбив все софистические приемы. |
Радуйся, духовнаго отца своего Афанасия благая отрасль и духодвижная. Радуйся, яко во игумена обители Высоцкой им поставленный. Радуйся, вельми во временней сей жизни подвизавыйся и многих ко спасению приведый. Радуйся, яко и по ныне руководствуеши ны во Отечество Небесное молитвами твоими. Радуйся, преподобне отче наш Афанасие, Высоцкий чудотворче. Кондак 3 Силою вышняго управляем учитель твой, преподобне отче, со святителем Киприаном Царяграда достиже и тамо престол Патриаршия славы наследова, отгуду бо утешаху тя, подвизая пети: Аллилуиа. Икос 3 Имея в иночестем житии мудраго наставника блаженнаго Афанасия, преуспевал еси преподобне, в подвизех и трудех, восходя от силы в силу, да совершен инок явишися и отец братии чадолюбивый. Мы же, воспевая подвиги и труды твоя, взываем Радуйся, всех любезно в доброе и спасительное пристанище наставляющий; Радуйся, в монашеское отишие, аки в некоем корабле безопасном, к тебе приходящих водителю. Радуйся, собранное тобою духовное стадо бодренным оком выну назирающий. Радуйся, твоих учеников и наследников непрестанно на путь Божиих заповедей наставляющий. Радуйся, не словом точию, но множае паче делом и усердною к Богу молитвою их поучающий. Радуйся, твоих купножителей монашескими правилы красно и боголепно украшающий. Радуйся, заповедей и велений Божиих усерднейший исполнителю. Радуйся, к чистому и непорочному житию благопоспешный предводителю. Радуйся, преподобне отче наш Афанасие, Высоцкий чудотворче. Кондак 4 Бурю житейскаго моря воздвизаемую на люди Христовы человекоубийцею искони диаволом научал еси безбедно преходити, глаголя: в малом, да не впадете в великая, блюдите помышления ваша немятежна и Богу пойте присно: Икос 4 Слышаша ближнии и дальнии богоугодное житие твое, Афанасие отче наш, и к потоку богодухновенных словес твоих во множестве притекаху, с веселием зовуще тебе: Радуйся, отче наш преславный. Радуйся, пастырю наш предобрый. Радуйся, наставниче наш, Богом наученный. Радуйся, добродетели всякия правило. |
Существует новелла импер. Льва Мудрого , занимавшего престол с —428— 886-го года по 911-й год, которою повелевается, чтобы вместе с ликами апостолов и мучеников было празднуемо по всей Греческой церкви семи знаменитейшим святым из лика святителей: Афанасию Александрийскому , Василию Великому , Григорию Богослову , Григорию Нисскому , Иоанну Златоустом у, Кириллу Александрийскому и Епифанию Кипрскому . 1078 Нет сомнения, что сейчас поименованным знаменитейшим святителям во времена Льва было празднуемо не в одних только их частных церквах, а более или менее широко и за пределами последних; однако, указ императора свидетельствует, что еще не по всей Греческой церкви в точном смысле этого слова. За тем, указ ясно свидетельствует, что лики или классы святителей и преподобных оставались еще до Льва, как и на будущее время остались, местнопочитаемыми. 1079 Начавшемуся со времени импер. Льва распространению общепочитаемости на лик святителей, а за ним, вероятно, и на лик преподобных, чрез столетие после Льва весьма много содействовал в достижении его предела или конца импер. Василий Болгаробоец, занимавший престол с 975-го года по 1025-й год, который издал иллюстрованный или украшенный изображениями пролог, содержащий краткие жития святых всех классов, почитаемых во всех частных церквах Греческих или на пространстве всей церкви Греческой, взятой как одного общего целого (Menologium Graecorum, Basilii Porphyrogeniti imperatoris jussu editum). 1080 Однако, и в конце XI – начале XII века это распространение общепочитаемости на —429— наши два класса святых еще не было совершенно полным. 1081 Если верно наше предположение о том, что первоначально почитали в епископиях как святых большинство местных святителей, то общепочитаемыми стали далеко на все они (причем их было бы необыкновенное множество), а по выбору только знатнейшие между ними. Точно также и относительно подвижников нужно думать, что общепочитаемыми стали не все, которые чтились в местных церквах, а только славнейшие из их числа. 1082 Исторических сведений о совершении канонизации святых в древней Греческой церкви мы не имеем почти что совершенно никаких. Не только не дошло до нас ни одного подлинного акта о производстве канонизаций, если подобные акты бывали, но неизвестно и ни одной сторонней записи, прямо говорящий о том же. |
Святителю отче Афанасие, моли Бога о нас. 9 Святителю отче Иоанне Златоусте , моли Бога о нас. 10 Слава, и ныне. Песнь 6 Милостиве Господи, помилуй рабов Твоих, милости ожидающих. Священномучениче Клименте, моли Бога о нас. 11 Святая великомученица Анастасие, моли Бога о нас. 12 Священномучениче Ермогене, моли Бога о нас. 13 Слава, и ныне. Катавасия и ектения малая. Прокимен, глас 4: Господи, услыши молитву мою и вопль мой к Тебе да приидет. Стих: Воньже аще день скорблю, приклони ко мне ухо Твое. Евангелие от Матфея, зачало 43 от полу ( ). Рече Господь: приидите ко Мне, вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы. Возмите иго Мое на себе, и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим. Иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть. Песнь 7 Милостиве Господи, помилуй рабов Твоих, милости ожидающих, Святителю отче Николае, моли Бога о нас. 14 Преподобная и благоверная княгиня Анно, моли Бога о нас. 15 Преподобне и благоверне княже Иоанне, моли Бога о нас. 16 Слава, и ныне. Песнь 8 Милостиве Господи, помилуй рабов Твоих, милости ожидающих. Преподобне отче Пимене, моли Бога о нас. 17 Святый великомучениче Евстафие, моли Бога о нас. 18 Преподобнии Ксенофонте и Марие, Иоанне и Аркадие, молите Бога о нас. 19 Слава, и ныне. Песнь 9 Милостиве Господи, помилуй рабов Твоих, милости ожидающих. Святителю отче Иоанне, моли Бога о нас. 20 Святый праведный Филарете, моли Бога о нас. 21 Святая праведная Иулиание, моли Бога о нас. 22 Преподобне отче Сампсоне, моли Бога о нас. 23 Преподобне отче Зотике, моли Бога о нас. 24 Слава, и ныне. Достойно есть: Трисвятое. Отче наш : Тропарь, глас 7: Святии мученицы, добре страдальчествовашии и венчавшиися, молитеся ко Господу, помиловатися душам нашим. Слава, и ныне. Богородичен, глас 5: Утоли болезни многовоздыхающей души моей, утолившая всяку слезу от лица земли; Ты бо человеков болезни отгоняеши и грешных скорби разрушаеши. Тебе бо вси стяжахом надежду и утверждение, Пресвятая Мати Дево. Ектения сугубая: |
|