Ибо Господь сказал им: «Когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» ( Мф. 19, 28 ). И кто больше их? Или кто равен им? Они – боги по Боге, господа по Господе, судьи всей вселенной. И они не имели образа иноческого потому, что имели иной образ и иной сан – апостольский сан и образ, который выше и гораздо почетнее не только иноческого чина и образа, но и всех других, – сколько ни есть под небом царей, патриархов, святителей и иноков рукоположенных. Ибо они были поставлены Христом и рукоположены, чтобы просветить всех людей, обратить заблудших к познанию Бога и всех привести к покаянию. Всем, желающим каяться в своих согрешениях, они заповедали принимать иноческий образ, – тому, кто хотел принять его, – но сами апостолы не имели этого образа, потому что, будучи безгрешными, не нуждались в покаянии и плаче: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» ( Мф. 9, 12 ). Могут сказать: «Если иноческий образ – это образ покаяния и плача, то его должны носить кающиеся и плачущие о своих согрешениях, а не имеющим на себе никакого греха этот образ не нужен». И на это можно ответить, что лишь одним святым и божественным апостолам не нужно было ни покаяние, ни образ иноческий, ни жительство в пустыне или в монастыре, потому что они одни безгрешны, как уже было сказано. А все люди подвержены греху, даже если прожил человек всего один день; потому людям и необходимо покаяние и образ плача. Скажут: «Неужели нельзя каяться о своих грехах, живя в миру?» Да, можно каяться и плакать о своих согрешениях и живя в миру, – но не так, как во иноческом образе. И свидетельство святых книг проясняет это светлее, чем солнце. Ведь никто из мирян, кроме божественных апостолов и святых мучеников, не сотворил чудес: ни мертвого не воскресил, ни слепым не даровал зрения. Но все чудеса и знамения сотворили преподобные и богоносные отцы наши, носившие иноческий образ. Могут сказать: «Если никто из живущих в миру не сподобился Божественной благодати, кроме божественных апостолов и святых мучеников, преподобные же отцы проводили иноческое житие и носили образ иноческий, – то откуда взялось множество святых чудотворцев, а именно: Василий Великий , Григорий Богослов , Иоанн Златоуст , Афанасий Великий , архиепископ Александрийский, святой Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец, и многие другие, в житиях которых не написано, что они отреклись от мира, стали иноками и носили образ иноческий?» На это можно ответить так: и Василий Великий , и Григорий Богослов , и Иоанн Златоуст , и Афанасий Великий , и святитель Николай – все были иноками.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

О титуле архиепископа HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Архиепископ Афинский и всей Эллады Хризостом I О титуле архиепископа В первые века христианства до того, как полностью оформилось церковное управление, все иерархи, как известно, носили титул епископа. Глава же Александрийской Церкви стал именоваться архиепископом весьма рано. Так называл своего предшественника по кафедре, святителя Александра, Афанасий Великий. Титул архиепископа приняли и все предстоятели Церквей. Святитель Григорий Богослов Архиепископ Константинопольский / Предлагаемая ниже статья была написана архиепископом Афинским и всей Эллады Хризостомом I (Пападопулосом; 1868–1938) в 1935 году. Хризостом I Пападопулос, предстоятель Элладской Церкви с 1923 года, профессор Афинского университета, академик, автор многих исторических трудов – одна из ярчайших личностей в истории Элладской Церкви новейших времен. В первые века христианства до того, как полностью оформилось церковное управление, все иерархи, как известно, носили титул епископа . И только в виде исключения Александрийский епископ носил титул папы , к которому уже намного позднее добавился исторически необоснованный титул патриарха (папа и патриарх) . Начиная с VIII века, распространился обычай называть папой и Римского епископа, который именно с тех пор и принял данный титул. Глава же Александрийской Церкви стал именоваться архиепископом весьма рано. Так называл своего предшественника по кафедре, святителя Александра, Афанасий Великий. Титул архиепископа приняли и все предстоятели Церквей. До V века, когда в отношении некоторых епископов стал употребляться титул патриарха , их называли архиепископами . В VI веке епископ Константинополя стал носить титул архиепископа и патриарха (архиепископ Константинопольский и Вселенский патриарх). После III Вселенского Собора, на котором утверждена независимость от Антиохийского Патриархата и автокефальный статус Кипрской Православной Церкви, ее предстоятель принял титул архиепископа , поскольку этот титул напрямую связан с понятием автокефальности. Святитель Василий Великий, был, например, архиепископом Кесарийским, потому что являлся экзархом Каппадокии, а святитель Николай назывался епископом , поскольку был митрополитом города Мир Ликийских. Обычно же и правящие архиереи митрополий в древнюю эпоху сохраняли за собой титул епископа , освященный седой древностью со времен апостольских.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

  Библиография 1. Источники   Амвросий Медиоланский. О Святом Духе: De Spiritu Sancto. PL 16, 731–850; CSEL 79, 15–222. Апостольские постановления: Constitutions apostoliques. SC 320, 329, 336; Постановления апостольские. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2004. Афанасий Александрийский. Апология против ариан: Apologia contra Arianos. PG 25, 247–409.  Русский перевод: Святитель Афанасий Великий. Творения: В 4 т. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1902–1903. (М., 1994). Николай Кавасила. О жизни во Христе: De vita in Christo. PG 150, 493–725. Василий Великий. Беседа 13, увещательная к святому Крещению =Homilia XIII. Exhortatoria ad sanctum baptisma. PG 31, 424 A–443 C.  Русский перевод: Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Ч. 1–7. М., 1993. Григорий Богослов. Слова 38–41:  Grégoire de Nazianze. Discours 38–41. Ed. C. Moreschini, P. Gallay. SC 358. Paris, 1990;  Русский перевод: Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Т. 1–2. Изд. Сойкина, б. г. (Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994). Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Ч. 1–6. М., 1843–1848. Григорий Нисский. Большое огласительное слово: Oratio catechetica magna. PG 44, 9–105; The Catechetical Oration of  Gregory of Nyssa. Ed. J. H. Strawley. Cambridge, 1903.  Русский перевод: Восточные отцы IV века=Восточные отцы и учители Церкви IV века: Антология/Сост., биографические и библиографические статьи иером. Илариона (Алфеева). М., 1996. Т. 2. С. 77–403; Творения иже во святых отца нашего Григория Нисского. Ч. 1–8. М., 1861–1871. Григорий Нисский. Против Евномия: Contra Eunomium. PG 45, 248–1121; Gregorii Nysseni Opera I–II: Contra Eunomium libri. Ed. W. Jaeger. Leiden, 1960. Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии; Письма: Corpus Dionysiacum II:  Pseudo-Dionysius Areopagita. De coelesti hierarchia; De ecclesiastica hierarchia; De mystica theologia; Epistulae. Ed. G. Heil and A. M. Ritter. PTS 36. Berlin, 1991. Русские переводы: Восточные отцы V века=Восточные отцы и учители Церкви V века: Антология/Сост., биографические и библиографические статьи иером. Илариона (Алфеева). М., 2000. С. 257–416;  Дионисий Ареопагит.Сочинения.  Максим Исповедник. Толкования/Пер. Г.М.Прохорова. СПб., 2003.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=110...

За свою подвижническую жизнь авва Исаия написал 29 назидательных «Слов», содержащих различные душеполезные наставления; правила для новоначальных монахов, статью «О хранении ума», главы о подвижничестве и безмолвии; сохранились также некоторые отдельные его изречения. Святитель Афанасий Великий , епископ Александрийский Святитель Афанасий родился около 297 года в Александрии, где получил хорошее светское образование. Будущий пастырь Александрийской церкви усердно изучал Священное Писание, любил монашество и пустыножителей и не раз посещал преподобного Антония Великого . В 319 году епископом Александром Афанасий был поставлен во диаконы. Вскоре он стал секретарем владыки. В сане диакона будущий святитель принимал участие в работе Первого Вселенского Собора, где опроверг учение пресвитера Ария. После кончины святителя Александра Афанасии, против своей воли, был поставлен в 326 году во епископа Александрийского. С этого времени целых 48 лет святитель посвятил тяжелой борьбе с арианами. Несколько раз он был изгоняем и снова возвращаем на свою кафедру. Последним подвигом святителя Афанасия стала его борьба с учением Аполлинария Лаодикийского, которое он опроверг в «Двух книгах против Аполлинария». Святитель Афанасий скончался 2 мая 373 года. Святитель оставил множество сочинений: догматических, четыре слова против ариан, «О Троице и Святом Духе», Пасхальное письмо, толкование на псалмы и другие. Святитель Василий Великий , архиепископ Кесарии Каппадокийской Святитель Василий родился в конце 330 года в Кесарии Каппадокийской в благородной и благочестивой христианской семье. Из их семьи пятеро причислены к лику святых: сам Василий, Макрина – образец аскетической жизни, Григорий, впоследствии епископ Нисский, Петр, епископ Севастийский, праведная Феозва – диаконисса. Под руководством своей бабушки Макрины святитель Василий начал обучение дома, затем изучал основы риторики у своего отца в Неокесарии. Свое образование он продолжал в Каппадокии, Константинополе и, наконец, в Афинах, где встретил Григория Богослова , подружился с ним и всю жизнь оставался верным его другом. Здесь он изучал риторику, философию, математику, медицину и другие науки. Вернувшись в Кесарию, Василий некоторое время работал адвокатом.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

4) Выразумев это, да знает неверный, что, хотя был Он младенцем в яслях, однако–же покорствовали Ему волхвы, от которых приял поклонение; и хотя отроком пришел во Египет, однако–же соделал бездейственными рукотворенных идолов; и распинаемый плотию воскресил мертвецов, с давняго времени сотлевших; всем же показал, что Он претерпел все не ради Себя, но ради нас, чтобы мы, страданиями Его облекшись в безстрастие и нетление, пребывали в вечной жизни. 5) Это изложил я тебе кратко, заимствовав, как и прежде сказал, из написаннаго тобою, и ничего не прибавив от себя, а только напомянув о божественном кресте, чтобы презрители, вразумившись тем самым, что соблазняло их, поклонились Распятому. Ты же откровенно убеждай неверных. Может быть, что каким–либо способом и прийдут они оть неведения в познание и право уверуют. И хотя достаточно и одного написаннаго тобою, однако–же не худо присовокупить и это ради напоминания любопрительным, не с тем, чтобы устыдились они, как обличаемые в дерзости, но чтобы, как получившие напоминание, не забывали истины. Да будет во всей силе исповеданное Отцами в Никеи. Ибо сие правомысленно и сего достаточно к низложению всякой нечестивой ереси, особливо же арианской, которая хулит Слово Божие, а вследствие сего по необходимости нечествует и против Духа Его Святаго. Приветствуй всех правомудрствующих. И тебя приветствуют все сущие с нами. Послание о Соборах, бывших в Аримине италийском и в Селевкии исаврийской Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великаго, Архиепископа Александрийскаго. Часть третья./Издание второе исправленное и дополненное. — М.: Издание Спасо–Преображенскаго Валаамскаго монастыря, 1994. — С. 92–165. (Репр. изд.: СТСЛ, 1903). Перевод под редакцией проф. П.С. Делицына Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великаго, Архиепископа Александрийскаго. Часть третья./Издание второе исправленное и дополненное. — М.: Издание Спасо–Преображенскаго Валаамскаго монастыря, 1994. — С. 92–165. (Репр. изд.: СТСЛ, 1903). Перевод под редакцией проф. П.С. Делицына

http://predanie.ru/book/216839-tvoreniya...

Paderborn, 2009; Menke K.-H. Sakramentalität: Wesen und Wunde des Katholizismus. Regensburg, 2012; Католицизм: pro et contra. СПб., 2013. Е. А. Пилипенко Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II (сер. IV в. - 407), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.) КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (II-III вв.), раннехрист. церковный учитель и писатель, богослов, философ; один из основателей Александрийской богословской школы ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ (ок. 315 - 403), еп. г. Констанции, отец и учитель Церкви, богослов-полемист, ересеолог, свт. (пам. 12 мая) ЗИНОН (кон. III/нач. IV в.- 12.04.370/1), еп. Веронский (Веронийский), богослов и проповедник, свт. (пам. 12 апр.) КИПРИАН (ок. 200-210 - 14.09.258), еп. Карфагенский, выдающийся деятель и учитель древней Церкви, сщмч. (пам. 31 авг.; пам. католич. 14 и 16 сент.; пам. лютеран. 14 и 16 сент.; пам. англикан. 15 сент.) КИРИЛЛ (375-380 - 444), архиепископ Александрийский, отец и учитель Церкви, святитель (пам. 18 янв. (совместно со свт. Афанасием I Великим), 9 июня) ЛЕВ I ВЕЛИКИЙ (кон. IV в. - 461), папа Римский (440-461), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 февр.; пам. зап. 11 апр. и 10 нояб.) ЕВАНГЕЛИЕ. ЧАСТЬ I весть о наступлении Царства Божия и спасении человеческого рода от греха и смерти, возвещенная Иисусом Христом и апостолами, ставшая основным содержанием проповеди христ. Церкви

http://pravenc.ru/text/1683907.html

Эту истину архиепископ Иларион подтверждает цитатами из творений святых Отцов первых веков и эпохи Вселенских соборов. Некоторые из них по своей лаконичности имеют вид догматических формул и со временем стали чем-то вроде церковных крылатых выражений: «“Бог стал человеком, чтобы человек стал богом”. “Сын Божий сделался сыном человеческим, чтобы сыны человеческие содержались сынами Божьими”. Вот как определяют смысл Боговоплощения св. Ириней Лионский и Афанасий Великий» (“Христианство или Церковь?” 19 ). Особенно большое внимание уделяется значению Боговоплощения в периоды борьбы Церкви с еретиками, отвергавшими Божественное достоинство Сына Божия Иисуса Христа. “Такое именно учение о существе нашего спасения видим мы у всех знаменитейших отцов Церкви, которые вели догматическую борьбу с арианством” (“Воплощение” 20 ). «“Как Господь, облекшись плотию, соделался человеком, так и мы, люди, восприятые Словом, обожаемся ради плоти Его” (Его же [свт. Афанасия Александрийского]. Против ариан. Слово третье. 34). Святой Григорий Богослов говорит: “Дольний человек соделался богом после того как соединился с Богом и стал с Ним едино, потому что препобедило лучшее, чтобы и мне быть богом, поскольку Он стал человеком” (Слово. 29, 19). Для святителя Григория Нисского “христианство есть подражание Божескому естеству” и “воз­ве­­де­ние человека в древнее благополучие” (К Армонию). “Есте­ство наше опять возвращается в своё прежнее состояние” (Антирритик. Гл. 55). А это и совершается именно воплощением. “Слово, сущее в начале и у Бога, и Слово, Само сущее Бог, Который в последние дни посредством приобщения к уничижённости нашего естества соделался плотию по человеколюбию и, соединившись чрез оную с человеком, принял в Себя всё наше естество, дабы чрез растворение с Божеским (естеством) обожествилось человеческое и начатком оных освятился вместе весь состав нашего естества” (Антирритик. Гл. 15). По учению святителя Кирилла Александрийского Единородный Сын Божий и уничижил Себя для того, чтобы преобразить человеческую природу в Себе Самом первом и чрез Себя снова возвести её в ту красоту изначальную (Толкование на Евангелие от Иоанна…)» (“Воплоще­ние” 21 ). Это лишь несколько цитат, взятых из целого ряда святоотеческих свидетельств, приводимых Владыкой в подтверждение своей богословской позиции.

http://pravmir.ru/soteriologiya-svyashhe...

Свт. Афанасий Великий 15 мая церковь вспоминает одного из святых отцов – святителя Афанасия, архиепископа Александрийского, жившего в III-IV вв. С детских лет он отличался большим благочестием и стремлением к изучению Священного писания. Патриарх Александр наблюдал за его духовным ростом и со временем посвятил в сан диакона и пресвитера. После смерти патриарха Афанасий в 28-летнем возрасте был избран его преемником. 47 лет святитель управлял Александрийской Церковью, особенно крепкой ее поддержкой он был в годы гонения на христиан. Он мирно скончался в 373 г., оставив после себя многочисленные богословские сочинения. Св. страстотерпцы Борис и Глеб с житием В этот же день вспоминается перенесение в Вышгородский храм мощей святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба , во святом Крещении Романа и Давида, убитых по приказу своего брата Святополка в 1015 г. Св. ап. и евангелист Иоанн Богослов Память апостола и евангелиста Иоанна Богослова празднуется 21 мая. Один из ближайших последователей Иисуса Христа, Иоанн был единственным из учеников, кто не оставил Господа во время Его распятия. Апостол прожил более ста лет, проповедуя Евангелие во многих странах. Празднование установлено в воспоминание ежегодного исхождения в этот день на место его погребения тончайшего розового праха, который собирали верующие для исцелений от различных болезней. Св. ап. и евангелист Иоанн Богослов 22 мая – день перенесения мощей святителя Николая , архиепископа Мир Ликийских, из Мир в итальянский город Бари. Это событие произошло в 1087 г. во избежание осквернения святыни мусульманами. Свв. равноапп. Кирилл и Мефодий Общий день памяти святых равноапостольных учителей словенских Кирилла (Константина) и Мефодия отмечается 24 мая. Братья, родившиеся в греческом городе Солуни, хорошо знали славянский язык и перевели на него многие богослужебные книги. В конце IX в. они установили славянское богослужение в Моравии, при этом Мефодий стал архиепископом Моравии и Паннонии, он же крестил чешского князя Борживоя и его жену Людмилу. В этот день празднуется тезоименитство Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

http://pravmir.ru/imeniny-v-mae/

Н. В. Герасименко, Е. М. Саенкова Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви КИРИЛЛ (375-380 - 444), архиепископ Александрийский, отец и учитель Церкви, святитель (пам. 18 янв. (совместно со свт. Афанасием I Великим), 9 июня) КИРИЛЛ (ок. 315 - 387), еп. Иерусалимский (348-387, с перерывами), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 марта) ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ (ок. 315 - 403), еп. г. Констанции, отец и учитель Церкви, богослов-полемист, ересеолог, свт. (пам. 12 мая) ЛЕВ I ВЕЛИКИЙ (кон. IV в. - 461), папа Римский (440-461), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 февр.; пам. зап. 11 апр. и 10 нояб.) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II (сер. IV в. - 407), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей) ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель ЕВФИМИЙ (болг. Евтимий; до 1331 (?) - между 1402 и 1409?), патриарх Тырновский Болгарской Православной Церкви (БПЦ) в 1375-1393 гг., переводчик, писатель, свт. (пам. 20 янв.)

http://pravenc.ru/text/168057.html

508 См. издание его с церковнославянским переводом и толкованиями Зонары и Вальсамона: Правила святых Апостол и святых отец с толкованиями. M., 2000. С. 1–22. 509 Это высказывание ( ο μικρν ν β τ παρ μικρν) встречается в «Изречениях Секста» и в славянском переводе «Книги правил» (с. 7–8) и передается: «немаловажно в жизни и то, аще недостает немногаго». Фелтое (р. 101) сравнивает это высказывание с английской поговоркой «а miss is as good as a mile» (lit. «that which is within a little is not little»), указывая, что схожее греческое высказывание использовал позднее св. Василий Великий (Свт. Василий Великий . Творения. Т. 2. М. 2009. С. 385). 510 Ср. комментарий Зонары в «Книге правил»: «Еврейские женщины во время течения месячных кровей сидят в уединенном месте и не прикасаются ни к кому, пока не пройдет семь дней: отсюда взялось выражение ν φδρ, указывающее на то, что они отделяются от сидения ( δρα) с прочими, как нечистые. А сей отец, быв спрошен относительно верных женщин, должно ли им, когда их беспокоит течение месячных кровей, входить в церковь , ответил, что не должно». Более детально этот вопрос обсуждается Вальсамоном. См.: Правила святых Алостол и святых отец с толкованиями. С. 15–17. 511 Об этих «пасхальных посланиях» см. предисловие к изданию: Cyrille d’Alexandrie. Lettres festales. T. 1/Ed. par P. vieux, W. H. Bums etc.//Sources chretiennes. 372. Paris, 1991. P. 96–98. 514 Цит. по: Тюленев B. М. Рождение латинской христианской историографии. С приложением перевода «Церковной истории» Руфина Аквилейского . СПб., 2005. С. 245–246. Примерно такое же повествование содержится у Созомена (Церк. ucm. II, 17); см.: Церковная история Эрмия Созомена Саламинскаго. СПб., 1851. С. 117–119. 516 Русский анонимный биограф святителя на сей счет замечает: «Сему-то архипастырскому попечению св. Афанасий обязан был тем прочным образованием, которым запечатлены его сочинения. Из них видно, что он наизусть знал все Священное Писание, перечитал всех христианских учителей первых трех веков, основательно изучил языческую мифологию и гражданскую историю, знаком был с творениями Платона и Гомера, из которых иногда приводит свидетельства. Сульпиций Север называет его еще юрисконсультом, что, конечно, надобно понимать больше о знаниях его в праве церковном, хотя в писаниях его встречаются сведения и по гражданским законам» (Аноним. Жизнь святаго Афанасия, архиепископа Александрийскаго//Христианское чтение, 1844. С. 417–418).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010