Святитель Александр, епископ Александрийский, обратил внимание на эту игру. Убедившись, что святой Афанасий совершал таинство крещения в соответствии с церковным уставом, он признал его действительным и довершил миропомазанием. Когда святой Афанасий достиг 21 года, святитель Александр рукоположил его в диакона. В этом сане святой Афанасий сопровождал Патриарха Александра на Никейский Собор (325 г.), где выступил с опровержением ереси Ария. После смерти святителя Александра диакон Афанасий был избран его преемником. Ариане, пользуясь поддержкой при дворе, добились осуждения святителя Афанасия и изгнания его в Трир. По приказу благоволившего арианам императора Констанция архиепископом Александрийским был поставлен арианин Григорий. Святитель Афанасий отправился в Рим к папе Юлию I (337–352), старанием которого был оправдан на Сардикийском Соборе в 343 году. Сардикийский Собор признал истинным Никейский Символ веры, а учение святителя Афанасия согласным с догматами Церкви. После этого святитель Афанасий возвратился в Александрию, но по наущению ариан несколько раз изгонялся из города. При императоре Юлиане Отступнике (361–363) святой Афанасий оказался в изгнании в Фиваидской пустыне. После бесславной смерти Юлиана Отступника святитель Афанасий управлял Александрийской Церковью семь лет вплоть до своей блаженной кончины 2 мая 373 года. Оставил огромное духовное наследие, почитается как великий учитель Церкви. Свт. Афанасий Великий Святитель Кирилл Александрийский — происходил из знатной и благочестивой христианской семьи, был хорошо образован. В юности вступил в скит святого Макария в Нитрийских горах, где пробыл шесть лет. Патриарх Александрийский Феофил (385-412 гг.) посвятил его в сан диакона, причислил к клиру и, видя его одаренность, поручил произносить проповеди. По смерти патриарха Феофила св. Кирилл единодушно был избран на патриарший престол Александрийской Церкви. Писал увещевательное послание к еретику Несторию и письма императору Феодосию Младшему, папе Целестину I и в разные монастыри, опровергая мнения Нестория и излагая истинное христианское учение о воплощении Сына Божия. На III Вселенском Соборе, созванном в 431 г. в городе Ефесе, святитель Кирилл был председателем. Скончался в 444 г.

http://pravmir.ru/svyatye-severnoj-afrik...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Афанасий Великий, Александрийский, свт. - житие Святитель Афанасий Великий, Александрийский (память 2 мая в день преставления и 18 января по старому стилю, совместно с памятью святителя Кирилла Александрийского) Святой Афанасий родился в Александрии; мать его, подобно Анне, которая привела сына своего Самуила в храм Господень (1 Цар 1, 28), так же привела его к св. Александру, патриарху Александрийскому, и отдала в храм на служение Богу. И он стал при храме проводить свою жизнь, ревностно исполняя заповеди Божии. В 319 г. патриарх рукоположил его в диакона Александрийской Церкви. Уже в это время святитель Афанасий стал писать сочинения. Будущий святитель видел, что нет у новопришедших в Церковь Христову ревности, нет у них истинного благочестия, многие из них искали славы для себя, пустословили, празднословили и все языческие обычаи, которые были раньше у них, переносили в христианскую жизнь. Объявился некий Арий, который хулил Христа, уничижал Матерь Божию и возмущал народ, уча народ добиваться чести, славы, проникать и в Церковь, достигать священства и даже архиерейства. И многие его слушали и становились последователями этой ереси — арианами. И эта ересь так распространилась, что чуть не захлестнула всю Церковь — великая была брань. В 325 г. святитель Афанасий был на Ннкейском Соборе, где выступал против Ария. В 326 г. по смерти патриарха Александра святитель Афанасий был избран на Александрийскою кафедру. Епископом Афанасий объезжал церкви, много выступал, боролся против ариан, писал, обличал их, и восстали против него все неистинные христиане и стали на него клеветать. В то время царствовал Константин Великий (306-337 гг.), он считался покровителем Церкви Христовой. Он хорошо понимал военную стратегию, дипломатию, государственные дела, но дел церковных и проповеди Евангелия не знал, поэтому колебался между арианством и Православием. Пользуясь добротой и простотой императора, еретики окружили весь его двор, проникли во все должности и стали нашептывать ереси и неправды и вводить расколы. Они обвиняли архиепископа Афанасия, что он плохой человек, что он не слушается царя, взимает налоги отдельно от царской казны и совершает нехорошие дела, что он и чародей, и преступник, и блудник. Император видел великую распрю, вражду, старался водворить мир, но бывали такие времена, что могла открыться война, тогда он предлагал святителю Афанасию на время удалиться куда-нибудь. И большую часть своего долгого правления святитель провел в изгнании, и тогда нередко он пользовался поддержкой монахов, был в дружбе с обоими отцами монашества — святыми преподобными Антонием и Пахомием.

http://pravicon.com/info-1842

Святитель Афанасий Великий , архиепископ Александрийский, родился около 297 года в Александрии в христианской семье. По всей вероятности, образование он получил в знаменитом Огласительном училище в Александрии, в числе преподавателей которого был святитель Александрийский Петр († 311; память 25 ноября). Святой Афанасий хорошо знал право, философию, литературу, физику, астрономию и другие светские науки. По свидетельству святителя Григория Богослова († 389; память 25 января и 30 января), основное внимание он уделял изучению Священного Писания . Духовное воспитание и образование святой Афанасий завершил в обществе великих подвижников, одним из которых был и преподобный Антоний Великий († 356; память 17 января), возможно, некоторое время был его наставником. Впоследствии святой Афанасий написал житие преподобного Антония, которое святитель Иоанн Златоуст († 407; память 27 января, 30 января и 13 ноября) советовал читать для духовного назидания. Известно, что преподобный Антоний глубоко почитал святого Афанасия и перед своей кончиной он завещал ему одну из своих одежд. Еще в отроческие годы святого Афанасия Господь открыл в нем великого служителя Церкви Христовой. Однажды будущий святитель со сверстниками играл на берегу моря. Во время игры дети-христиане решили крестить своих товарищей язычников. Так как святой Афанасий, особенно любивший посещать храм Божий, лучше других знал церковное Богослужение, то его избрали «епископом». Совершая крещение товарищей, святой Афанасий произносил слова в полном соответствии с церковным уставом. Затем он сказал «новокрещенным» поучение. Все это с большим удивлением наблюдал находившийся поблизости епископ Александрийский Александр (312–326). Побеседовав с отроками, он признал крещение действительным и дополнил его миропомазанием. Через некоторое время родители святого Афанасия, по благословению епископа Александра, привели сына в храм и посвятили его Богу. С того времени святой Афанасий стал жить в доме епископа «как сын с отцом», был его помощником и секретарем. Таким образом, под благотворным влиянием известного защитника Православия, каким был Александрийский архипастырь, он с юных лет приобщился к служению Церкви, раздираемой в то время еретическими лжеучениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Святитель Афанасий Великий , архиепископ Александрийский (t 373; память совершается 18 января и 2 мая), родился около 297 г. в Александрин в семье благочестивых христиан. Он получил хорошее светское образование, но наиболее глубокие познания приобрел прилежным изучением Священного Писания. Еще с отроческих лет будущий святитель стал известен Александрийскому епископу, святому Александру, который впоследствии посвятил его в сан диакона. В этом сане святой Афанасий сопровождая епископа Александра на I Вселенский Собор в Никее и выступая там с опровержением ереси Ария. Речь диакона Афанасия была одобрена православными отцами Собора, а ариане возненавидели его и подвергали гонениям на протяжении всей последующей жизни. После смерти Александрийского епископа, последовавшей через пять месяцев после возвращения с Собора, святой Афанасий был единодушно избран его преемником на Александрийскую кафедру. Но он долго отказывался, ссылаясь на свою молодость и недостоинство, но по настоянию всего православного населения Александрин согласился и был рукоположен во епископа Александрийского. Святитель Афанасий управлял Александрийской Церковью в течение 47 лет, испытав множество гонений от ариан, с которыми боролся и своими словами, и писаниями. В продолжение этой борьбы он подвергался бесчисленным опасностям и угрозам, был неоднократно изгоняем из Александрин и укрывался то в Галлии, то в Италии, то в египетских пустынях у тамошних подвижников. Святитель Афанасий провел в изгнаниях более 20 лет, то возвращаясь к александрийской пастве, то вновь подвергаясь ссылке. Был период, когда он оставался единственным православным епископом, в то время как все остальные епископы уклонились в ересь. Несмотря на многолетние гонения, святитель все это время твердо отстаивая чистоту православной веры. Когда император Юлиан Отступник (361–363) начал гонения на христиан, то в первую очередь он намеревался убить святителя Афанасия, чтобы нанести сокрушительный удар христианству, но вскоре сам бесславно погиб. После смерти Юлиана святитель Афанасий управлял Александрийской Церковью еще семь лет. По свидетельству святителя Григория Богослова , святитель Афанасий «все добродетели имел в себе; его жизнь и нравы – правило для епископов; его догматы – законы для православия». Сохранились многочисленные творения святителя Афанасия, направленные против ересей и в защиту чистоты православия, а также комментарии к Священному Писанию , нравоучительные сочинения и подробное жизнеописание преподобного Антония Великого , с которым святитель Афанасий был очень близок. Святитель Иоанн Златоуст советовал каждому православному христианину читать это житие.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

«Чтò вы улыбаетесь?» спросил Афанасий. «Не думаете ли, что я боюсь смерти? " -«Нет, отвечал преподобный Феодор, в этот самый час твой враг Юлиан убит в Персии Потом они посоветовали Афанасию возвратиться, чтобы представиться новому императору, и Афанасий исполнил совет прозорливцев. Юлиан действительно погиб в Персии в указанный преподобным час. Императором сделался Иовиан, который принял от Афанасия в Антиохии Никейский Символ веры и отверг все клеветы ариан на него. Но только что Афанасий успел возвратиться в Александрию, как Иовиан скончался. Новый император Валентиан принял в соправители брата своего Валента, известнаго арианина, у котораго и жена была арианка. Опять начались гонения на православных. Всем православным епископам велено было удалиться из городов. Граждане защищали Афанасия. Префект хотел схватить его тайно, но Афанасий благовременно удалился из города. Убоявшись народа, Валент повелел возвратить Афанасия, и он был возвращен, и больше его уже не тревожили. После этого почти в продолжении 6 лет Афанасий пользовался миром. В это время написано было знаменитое разсуждение «О воплощении», а также праздничное послание 367 г., в котором исчисляются книги Священнаго Писания. Исполнилось 40 лет истинно святительскаго подвига Афанасия. Все православные глубоко чтили его и всемерно старались сообразовать свою веру с его учением. Они повергали на его разсмотрение свои недоумения, и он охотно устно и письменно разрешал их. Он обличал заблуждающихся, ободрял исповедников и всячески заботился об умиротворении Церкви. Для сего, напр., писал папе Римскому Дамасу о низложении арианина Авксентия, епископа Миланскаго, и Авксентий был низложен. В самые последние годы свои Афанасий боролся с Аполлинарием, который неправо мыслил о человечестве Иисуса Христа. Афанасий написал против него две книги. Он защищал святаго Василия Великаго от несправедливых нападений на него за мнимыя неточности выражений. Диодору же, епископу Тирскому, он писал: «не усиливайся спорить с еретиками, но побеждай молчанием их многословие, кротостию-их злобу».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3698...

– В этот самый час твой враг Юлиан убит в Персии». Потом они посоветовали Афанасию возвратиться, чтобы представиться новому императору, и Афанасий исполнил совет прозорливцев. Юлиан действительно погиб в Персии в указанный преподобным час. Императором сделался Иовиан, который принял от Афанасия в Антиохии Никейский Символ веры и отверг все клеветы ариан на него. Но только что Афанасий успел возвратиться в Александрию, как Иовиан скончался. Новый император Валентиан принял в соправители брата своего Валента, известного арианина, у которого и жена была арианка. Опять начались гонения на православных. Всем православным епископам велено было удалиться из городов. Граждане защищали Афанасия. Префект хотел схватить его тайно, но Афанасий благовременно удалился из города. Убоявшись народа, Валент повелел возвратить Афанасия, и он был возвращен, и больше его уже не тревожили. После этого почти в продолжение 6 лет Афанасий пользовался миром. В это время написано было знаменитое рассуждение «О воплощении», а также праздничное послание 367 г., в котором исчисляются книги Священного Писания . Исполнилось 40 лет истинно святительского подвига Афанасия. Все православные глубоко чтили его и всемерно старались сообразовать свою веру с его учением. Они повергали на его рассмотрение свои недоумения, и он охотно устно и письменно разрешал их. Он обличал заблуждающихся, ободрял исповедников и всячески заботился об умиротворении Церкви. Для сего, напр., писал папе Римскому Дамасу о низложении арианина Авксентия, епископа Миланскаго, и Авксентий был низложен. В самые последние годы свои Афанасий боролся с Аполлинарием, который неправо мыслил о человечестве Иисуса Христа. Афанасий написал против него две книги. Он защищал святого Василия Великого от несправедливых нападений на него за мнимые неточности выражений. Диодору же, епископу Тирскому, он писал: «Не усиливайся спорить с еретиками, но побеждай молчанием их многословие, кротостию – их злобу». Святому Епифанию по поводу споров о праздновании Пасхи он дружески советовал: «Перестань гневаться, лучше молись, чтобы в Церкви водворился прочный мир и прекратились ереси».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Наряду с массой житий святых, авторство которых не указано, много произведений, преимущественно гомилетического характера, подписанных именами их авторов. Список этих византийских, западных, южнославянских и русских авторов весьма внушителен. Это – Анастасий, монах Горы Синайской, святитель Андрей Критский , Антиох, Аркадий Кипрский, Афанасий Александрийский , Брунон, епископ Вюрцбургский, Василий Великий , Василий Селевкийский , Георгий, архиепископ Александрийский, Георгий Экзарх, Герман, архиепископ Александрийский, Григорий Цамблак, Григорий инок, Григорий, папа Римский , Евагрий, Евсевий епископ, Евфимий инок, Евфимий, патриарх Тырновский, Епифаний Кипрский , преподобный Ефрем Сирин , Иоанн Златоуст , Иоанн Дамаскин , Иосиф Волоцкий , Исаак Сирин , Кирилл Александрийский , Леонтий, епископ Кипрский, Максим Грек , старец Памва, Пахомий Серб, Прокл, архиепископ Константинопольский, Севернан, епископ Авальский, Симеон Богослов , Симеон Метафраст , Симеон Месопотамский, Тимофей, архиепископ Александрийский, преподобный Феодор Студит , Феофил Александрийский, Филолог Черноризец и др. Но и при таком богатстве содержания Макарьевских Миней некоторые исследователи называют произведения духовной письменности, не нашедшие места в составе Миней. В ответ на это можно привести мнение В. Лебедева о том, что святитель Макарий имел «не научную цель, а нравственную дать на каждый день года чтение «великую душевную пользу» читателям и слушателям» 56 . Наиболее объемное исследование, посвященное Великим Макарьевским Четиям-Минеям, принадлежит американскому исследователю Д. Б. Миллеру 57 , который попробовал увидеть в их содержании идейную направленность «обилие текстов макарьевского собрания показывало, что Москва, которую часто именовали Русским царством, есть центр христианского мира, что это последнее из указанных Богом царств» 58 , – пишет он. Что же касается представлений о христианском царе, то в Минеях были собраны различные произведения, основанные на наставлениях диакона Агапита византийскому императору Юстиниану (VI в.). Различные русские жития также показывают образ православного государя, его покровительство церквам и монастырям. Московские государи везде в Минеях называются «царями», «самодержцами всея Руси».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Радуйтеся, в тяжких обстояниих и напастех надеждо наша и заступление. Радуйтеся, всем нам в годину скорбей дивное утешение. Радуйтеся, яко молитвами вашими Владыку всех умилостивляете. Радуйтеся, яко вами красуется и укрепляется Церковь Христова. Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители. Кондак 12 Благодать, данную вам от Бога ведуще, память вашу общую празднуем, святители Христовы Афанасие и Кирилле, и усердно к вашему честному образу притекающе, предстательством вашим, яко необоримою стеною ограждаемся, явистеся бо нам целители недугов, наставницы заблуждших и скории помощницы всем призывающым вас и воспевающым Христу Богу песнь: Аллилуиа. Икос 12 Поюще дивное ваше житие на земли и славу яже на Небеси, смиренно молим вас, святители Афанасие и Кирилле, силу свыше православным христианом на враги видимыя и невидимыя даровати; будите нам, отцы всеблаженнии, во всем благии помощницы, благословите нас миром и любовию, подайте нам твердую веру, чистоту жизни и страх Божий, да вси, душевний покой обретше, в радости воспоем вам тако: Радуйся, Афанасие, безсмертию тезоименитый. Радуйся, великий учителю Церкве Христовы. Радуйся, Кирилле, суемудрия Несториева разорителю. Радуйся, Александрийскаго престола славо и утверждение. Радуйся, Афанасие, из Отечества твоего правды ради изгнанный. Радуйся, в тайне любовию паствы твоея хранимый. Радуйся, Кирилле, добре и верно за честь Пресвятыя Богородицы потрудивыйся. Радуйся, яко исходу твоему Сама Пречистая Матерь Господа предстояще. Радуйся, Афанасие, яко великий Антоний завеща тебе ризу свою. Радуйся, яко мощи твоя во храме Святыя Софии Цареградския положени быша. Радуйся, Кирилле, премудрости Божия проповедниче. Радуйся, архиерею Бога Вышняго. Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители. Кондак 13 О пастыри наши всехвальнии, святители Афанасие и Кирилле, приимите малое сие моление наше, от умиленнаго сердца вам приносимое, испросите нам у Христа Бога утверждение в вере истинней, еже ходити нам в заповедех Господних безпорочно, и к Царствию Небесному предстательством вашим приведите всех, да сподобимся радостно воспевати вкупе с вами победную песнь: Аллилуиа.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

священник Георгий Завершинский Скачать epub pdf Библиография ИСТОЧНИКИ 1. Афанасий Великий , архиепископ Александрийский. Творения. Ч. III. M.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1903. [­ Афанасий. Творения] 2. Василий Великий , архиепископ Кесарии Каппадокийской. Творения, Ч. III. M.: типография Августа Семена, 1846. [­Василий. Творения] 3. Ветхозаветные апокрифы/Пер. Е. В. Витковского. M.: ACT; Харьков: Фолио, 2001. [­Ветхозаветные апокрифы] 4. Григорий Богослов , архиепископ Константинопольский. Творения. Т. I, II. СПб.: Изд-во Сойкина. [­Григорий. Творения, I, II] 5 . Григорий Палама , архиепископ Фессалоникийский. Триады в защиту священнобезмолвствующих/Пер., поел, и комм. В. Вениаминова. М.: Канон, 1995. [­Григорий Полома. Триады] 6. Иоанн Дамаскин . Точное изложение православной веры /Пер. А. Бронзова . СПб., 1894. [­Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры ] 7. Иоанн Златоуст , архиепископ Константинопольский. Творения. Т. VIII. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова. СПб., 1902. [­Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна] 8. Ириней Лионский , святитель. Творения/Изд. в рус. переводе прот. П. Преображенским , 1900. М.: Паломник, 1996. [­ Ириней Лионский . Творения] 9. Иустин (Попович) , архимандрит. Толкование на 1-е соборное послание святого апостола Иоанна Богослова. М., 1998. [­ Иустин (Попович) . Толкование на 1-е соборное послание святого апостола Иоанна Богослова] 10. Иустин Философ и Мученик. Сочинения/Пер., введ. и прим. прот. П. Преображенского . М., 1892. М.: Паломник, 1995. [­Иустин Философ. Сочинения] 11. Климент Александрийский . Педагог/Пер. с греч. Н. Н. Корсунского и свящ. Георгия Чистякова. М., 1996. [­Климент. Педагог] 12. Кирилл Александрийский , святитель. Творения. Книга вторая. М.: Паломник, 2001. [­ Кирилл Александрийский . Творения] 13. Писания мужей апостольских/Введ., пер. с греч. и прим. прот. П. Преображенского ; доп.: введ., пер. с греч и прим. свящ. В. Асмуса и А. Г. Дунаева. Рига: Латвийское библейское общество, 1994. [­Писания мужей апостольских. Рига]

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/duh...

30 . Послание к Эпиктету, епискому Коринфскому, против еретиков 31 . Послание к епископу и исповеднику Аделфию против ариан 32 . Послание к Максиму Философу 33 . Против Аполлинария книга I. О воплощении Господа нашего Иисуса Христа Против Аполлинария книга И. О спасительном пришествии Христовом 34 . Послание к авве Орсисию 35 . Сказание об аввах Феодоре и Паммоне блаженного Афанасия, епископа Александрийского, Амону, епископу Елеархии, и Ермону, епископу Вумастик 36 . Послание к пресвитерам Иоанну и Антиоху 37 . Послание к пресвитеру Палладию 38 . Послание к монаху Амуну 39 . Отрывок из 39-го праздничного послания 40 . Послание к Руфиниану Праздничные послания святого и богоносного Афанасия Часть 4 Послание к Маркеллину об истолковании псалмов Предуведомление о псалмах Толкование на псалмы Из бесед на Евангелие от Матфея Из толкования на Евангелие от Луки Слово пространнейше о вере Послание к подвизающимся в иноческой жизни Символ Quicunque II. Издание творений святителя Афанасия Великого на русском языке 1 . Святого Афанасия Александрийского . Из слова против язычников о происхождении нравственного зла//Христианское чтение. 1837. Ч.ИИИ. С. 250–263. 2. Святого Афанасия, архиепископа Александрийского. О начале и распространении идолопоклонства (из слова против язычников)//Христианское чтение. 1837. Ч. IV. С. 3–15. 3. Святого Афанасия Александрийского . О том, что человек может познавать Бога в душе своей умом, и что душа человеческая разумна и бессмертна (из слова против язычников)//Христианское чтение. 1837. Ч. IV. С. 113–125. 4.          Святого Афанасия, архиепископа Александрийского. Из слова о воплощении Сына Божия. О причинах воплощения Бога Слова//Христианское чтение. 1837. Ч. IV. С. 275–289. 5. Святой Афанасий Великий . Доказательство на то, что смерть наша разрушена смертию Христовою (из слова о воплощении Сына Божия, §§27–28)//Воскресное чтение. III. 1839. 6. С. 49–51.    6. Святого Афанасия Александрийского . О крестной смерти Иисуса Христа (из слова о воплощении Сына Божия)//Христианское чтение.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010