Воздвигнув его одного против многих, Бог явил в нем победителя всего рода врагов. Враги... – ничто, а василевс – один к одному, это образ Единого Всецаря...»; василевс, «подражая своему Спасителю и умея только спасать, спасал и научал благочестиво самих безбожников»; «Спаситель невидимо победил врагов видимых, а он (василевс – и. В.Ф.), как помощник великого Царя, преследовал побежденных»; «люди, дотоле развратные, грозной волей василевса научены воздержанию, так что даже слывшие мудрецами между поклонниками идолов, – и те опытно уразумели суетность своей жизни»; «незлобие василевса, как бы спасителя и врача душ... представило недужным врачевание словесное»; «Обращался он (св. император Константин – и. В.Ф.)... к простому народу, называя подданных своими братьями, сослужителями и слугами Церкви» ( Евсевий Памфил , «Жизнь блаженного василевса Константина», Москва, 1988 г. сс. 114, 130, 133, 232, 233). Глава четвертая. Святитель Афанасий Великий § 1. Жизнеописание Свят. Афанасий Великий , епископ Александрийский, именуемый отцом Православия и душой Первого Вселенского Собора, родился около 293 года в греческой христианской семье в Александрии. С юности он вел аскетическую жизнь, в молодые годы стал свидетелем Диоклетианова гонения. Образование его не было таким широким, как у большинства представителей золотого века святоотеческой письменности. Все свое внимание свят. Афанасий сосредоточил не на изучении философии, что было типично для образованных людей того времени, а на изучении Священного Писания, которое он знал блестяще. Весьма вероятным является предположение, что свят. Афанасий был слушателем Александрийской богословской школы, хотя прямых указаний на это не сохранилось. По крайней мере известно, что юноша жил при архиерейском доме свят. Александра архиепископа Александрийского и под его руководством получил образование у грамматиков и риторов. В возрасте двадцати одного года будущий свят. Афанасий был посвящен свят. Александром Александрийским во диакона, а через некоторое время возведен в архидиакона.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Часть 1. Вопросы I–LV. Перевод и комментарии С. Л. Епифановича и А. И. Сидорова. М., 1994. С. 93. 69 Григорий Нисский, святитель. Догматические сочинения: в 2 т. Краснодар: Текст, 2006. Т. 1. С. 354–355. См. также: Святитель Василий Великий. Письмо 14. 70 1Тим. 2, 8–10 . 71 1Пет. 3, 3 . 72 Климент Александрийский. Педагог 2.111, 122. 73 Святитель Григорий Богослов. На женщин, которые любят наряды, цит. по изд: Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского: В 6ти томах. М., 1889. Т. 5. 74 Житие преподобного отца нашего Антония, описанное святым Афанасием в послании к инокам, пребывающим в чужих странах 67, цит. по изд.: Святитель Афанасий Великий. Творения в четырех томах. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1902–1903. Ч. 3. С. 232. 75 Святитель Григорий Нисский. Большое огласительное слово 8, цит. по изд.: Григорий Нисский, святитель. Догматические сочинения: в 2 т. Краснодар: Текст, 2006. Т. 1. С. 21, с изменениями. 76 Святитель Григорий Нисский. О душе и воскресении, цит. по изд.: Григорий Нисский, святитель. Догматические сочинения: в 2 т. Краснодар: Текст, 2006. Т. 1. С. 124–125, с изменениями. 77 Там же, цит. по изд.: Там же, с. 125, с изменениями. 78 Там же, перевод с изменениями. 79 Преподобный Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию, Пролог, цит. по изд.: Творения преподобного Максима Исповедника. Книга II. Вопросоответы к Фалассию. Часть 1. Вопросы I–LV. Перевод и комментарии С. Л. Епифановича и А. И. Сидорова. М., 1994. С. 18. 80 1Цар. 16, 23 . 81 Амос 6, 5 . 82 2Цар. 6, 14–16 . 83 Платон. Государство 10. 84 Кол. 1, 15 . 85 Афанасий Александрийский. Послание о соборах, бывших в Аримине Италийском и в Селевкии Исаврийской, PG 26, 709В–С; Василий Великий. Против Евномия, PG 29b, 552–553; Григорий Богослов. Слово 30.20, PG 36, 129В–С. 86 См. об этом у святителя Иринея Лионского: «Как каждый из нас получает свое тело чрез художество Божие, так получает и свою душу. Ибо Бог не так беден и скуден, чтобы не мог даровать каждому телу особую свою душу, равно как и особенный характер.

http://azbyka.ru/krasota-soglasno-pravos...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Свт. Василий Великий Василий Великий Избранный в 370 г. в архиепископы своего родного города, Кесарии Каппадокийской , Василий Великий занялся и общецерковными делами; через послов и письма он вступил в деятельные сношения со св. Афанасием Александрийским , а также с папою римским Дамасом , стараясь теснее сплотить силы православия для победы над арианством и умиротворения церкви. При этом Василию пришлось испытать вражду с двух сторон: его возненавидели и ариане , как прямого врага, и чрезмерные ревнители правоверия, находившие, что он слишком уступчив и не тверд в своих примирительных стараниях, хотя, вместе с тем, многие упрекали его за гордость, сухость и высокомерие. В 371 году Василий Великий по случаю одного церковного празднества говорил большую проповедь богословского содержания. Не желая сразу отталкивать тех полуариан, которые были готовы признать божество Сына Божия , но не решались присвоить того же достоинства и Духу Святому , Святитель, говоря о третьем Лице Св. Троицы, ни разу не назвал его прямо Богом. Молва об этом вызвала большое негодование в разных местах. Самого Василия Великого, а также и свт. Григория Назианзина , пытавшегося защитить своего друга, стали обвинять не только в малодушии, но и прямо в вероотступничестве. Однако величайший в то время богословский авторитет, св. Афанасий Великий , архиепископ Александрийский (вскоре после того скончавшийся), успел письменно засвидетельствовать в самых уважительных словах безупречное православие Василия Великого и правильность его образа действий. Ариане всюду преследовали его. Св. Василию угрожали разорением, изгнанием, пытками и смертью. Он же сказал: " Смерть для меня благодеяние. Она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь " . В 372 г. кесарийскому святителю пришлось выдержать новую бурю. Император Валент решился навязать арианство Кесарийской Церкви и сокрушить ее архиепископа. С этою целью он отправил сначала префекта Эвиппия с другим своим царедворцем, а потом явился и сам. Св. Василий отлучил от церкви вельмож-еретиков, а самого Валента допустил в храм только для принесения даров. Император не решился привести в исполнение свои угрозы и удалился, ничего не сделав.

http://drevo-info.ru/articles/213.html

Кроме указанных толкователей книги Екклесиаст, очень многие отцы и учители церкви в своих творениях раскрывали те или иные свои суждения, опираясь на тексты соломоновой книги. Эти суждения святых отцов, в свою очередь, дают богатый материал для понимания самой книги Екклесиаста. В толковании прот. Геннадия Фаста , помимо уже означенных толкователей книги, имеются ссылки на труды ещё сорока шести отцов и учителей церкви всех двадцати веков христианства. Дидахи (Учение двенадцати апостолов), конец I в. По Р.Х. Памятник, открытый Филофеем Вриением в 1883 г. в единственной рукописи XI века. Св. Киприан, епископ Карфагенский (206–258 гг.), священномученик, святой отец и учитель Североафриканской церкви. Св. Мефодий, епископ Патарский († ок. 310), другие называют его епископом Олимпийским. Писал богословские трактаты, обильно толкуя тексты Св. Писания. Принял мученическую кончину. Прп. Антоний Великий (252–356 гг.), один из родоначальников отшельнического монашества в Египте. Сохранились послания, содержащие духовные наставления монахам. Св. Афанасий Великий , архиепископ Александрийский (ок. 290 – 373 гг.), великий святой отец церкви, отец Православия, боролся с арианством. Его творения в области тринитарного богословия содержат толкования многочисленных мест Св. Писания. Св. Серапион, епископ Тмуитский († ок. 366), усердный помощник св. Афанасия Великого , человек светской учёности, знаток Св. Писания. Викторин († 370), африканец, сначала языческий оратор и философ, потом христианин, римский писатель, богослов, экзегет. Прп. Ефрем Сирин († 372), великий святой отец, подвижник, богослов, писатель, гимнограф. Учитель Сирийской церкви. Владел сирийским языком и был сведущ в иудейском предании. Его труды содержат многочисленные толкования на Св. Писание. Св. Кирилл, архиепископ Иерусалимский († 386), автор знаменитых Огласительных слов. Св. Василий Великий , архиепископ Кесарии Каппадокийской (ок. 330 – 379 гг.), Вселенский великий учитель и святитель церкви. Св. Григорий Богослов , епископ Назианский, архиепископ Константинопольский (ок. 330 – 389 гг.). Вселенский великий учитель и святитель церкви. Практически все труды св. Григория посвящены тринитарному богословию. Друг св. Василия Великого .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Господи благий, премудрый и святый, исполни нас Твоей животворящей премудрости. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 18 января 1. Св. Афанасий Великий , архиепископ Александрийский . Родился в Александрии в 296 году и с самого детства имел наклонность к духовному званию. Служил диаконом у архиепископа Александра и сопровождал последнего в Никею, на Первый Вселенский Собор. На этом Соборе святой Афанасий прославился своей образованностью, благочестием и ревностью о Православии. Он очень много посодействовал обузданию Ариевой ереси и утверждению православной веры. Участвовал в написании Символа веры , принятого на Соборе. По смерти архиепископа Александра святитель Афанасий был избран на александрийскую кафедру. В этом сане прослужил более 40 лет, хотя не всё это время пребывал на александрийском престоле. Почти всю свою жизнь он подвергался гонениям со стороны еретиков. Из императоров больше всего его преследовали Констанций, Юлиан и Валент, из епископов – Евсевий Никомидийский и многие другие, из еретиков – Арий и его приверженцы. [Святитель Афанасий] был вынужден скрываться от гонителей даже в колодце и в могиле, а также по частным домам и пустыням. Дважды приходилось ему бежать в Рим. [И] только перед смертью прожил он некоторое время спокойно, как добрый пастырь среди своего доброго стада, которое истинно его любило. Мало [было] святых, которые [бы] были так бессовестно оклеветаны и так преступно гонимы, как святой Афанасий. Но его великая душа всё терпеливо перенесла ради любви Христовой и, в конечном итоге, вышла победительницей из этой ожесточенной и длительной борьбы. За советом, утешением и нравственной поддержкой он часто уходил к преподобному Антонию, которого считал своим духовным отцом. Человек, сформулировавший величайшую истину, должен был много и пострадать за эту истину, пока Господь не упокоил его в Своем Царстве как Своего раба верного в 373 году. Устами Афанасия премудрость просияла, И сразу Божья истина ясна всем людям стала, Познали люди: эта мудрость не вредна,

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Там же, где спор можно было сводить в область Божественного Писания и Предания, там он еще легче вырывал победу у еретиков, лишал их всякой опоры и окружал церковное учение со всех сторон твердым оплотом авторитета Библии , ибо он был неподражаемый знаток ее среди своих современников. То же самое должно сказать и о познаниях его в области Предания. Наконец, с блестящим успехом св. Афанасий опровергал еретические заблуждения и с точки зрения христианского сознания, воспитанного в церкви. Общее религиозное сознание возмущается мыслью о почитании твари за Бога, и в этом отношении составляет для св. Афанасия первый источник доказательств Божественного достоинства Лица Иисуса Христа. А с другой стороны – глубокая вера в искупление, совершенное Господом Иисусом Христом, составляет у него также основу множества доказательств, обнаруживающих истинно-созерцательный гений, острую проницательность, дальновидность и красноречие. Конечно, святой Афанасий Великий не мог дать всем догматам полное раскрытие и точную формулировку. Но это и не входило в его задачу и не могло быть выполнено им по разносторонности его догматико-полемической деятельности, направленной, главным образом, к охране и защите самых основ христианства. При таком положении дела, он не мог останавливаться своим вниманием на каждом частном пункте христианского вероучения. Зато, какие бы измышления ни делали все новые еретики относительно существа Триипостасного Бога вплоть до отрицания Бога, учение о Нем св. Афанасия остается несокрушимым. – Это учение составляет одну из величайших заслуг святителя пред церковью. Бог, по учению св. Афанасия, ясно дает Себя знать чрез те самые явления и части вселенной, которых Он есть Творец, таковы: удивительный порядок в расположении и течении звезд, гармония в природе и в сочетании ее безмерно разнообразных элементов и сил и пр. Нельзя не убедиться при рассмотрении вселенной, что виновник бытия всего – Бог , и что этот Бог один, ибо иначе немыслима была бы гармония мира. И хотя этот Бог невидим, но по делам легко познать Его, и нет извинения в незнании Его. Этот Бог есть Дух невещественный и бестелесный, не имеющий ни в чем нужды. Он неизменяем, самобытен и прост по своей природе; Он Един по существу и нет другого Бога кроме Него. Но этот Единый Бог – в трех Лицах, равно вечных и несозданных, – единых по Божеству и славе, но отличных одно от другого. Отец не есть Сын и обратно, – Сын не есть Отец, ибо Отец есть Отец Сына, а Сын есть Сын Отца. Достопоклоняемая Троица есть едина без смешения и различна без разделения, едина по Божеству и различна по трем Лицам. Как Сын единосущен Отцу, так и Дух единосущен Отцу, ибо вся Троица единосущна и нераздельна. Сын находится в Отце, как сияние в свете, и там, где находится Отец, находится и Сын, как и сияние там, – где свет.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Известен следующий случай из его жизни. Однажды святой Афанасий, архиепископ Александрийский, обозревал паству. Его везде торжественно встречали. На встречу ему выходили епископы, пресвитеры и народ. Некоторые епископы, пресвитеры и множество клириков сопровождали его. Вышел навстречу великому святителю и сам Пахомий со своими иноками. Они пели псалмы до тех пор, пока не вошел в обитель архиепископ. В это время Серапион, епископ Тентирский, взял архиепископа Афанасия за руку и сказал ему: — Прошу твою любовь сделать священником авву Пахомия, отца монахов, чтобы он управлял всеми монахами моего округа. Услышав это, святой Пахомий мгновенно скрылся. Архиепископ сел. Многочисленная толпа окружила его. Святой Афанасий сказал громко, обращаясь к епископу Серапиону: — Я слышал о вере Пахомия, будучи еще в Александрии, прежде моего посвящения. Потом святой Афанасий встал, сотворил молитву и сказал ученикам Пахомиевым: — Приветствуйте вашего отца и скажите ему: ты скрылся от меня и избежал того, что может возбудить зависть и соревнование; ты избрал добродетель, которая пребудет вечно со Христом. Пусть Господь наш даст тебе по желанию твоему. Конечно, смирение преподобного Пахомия располагало и братий Тавеннисийского общежития также к смирению. Подобно своему великому авве они не искали и даже боялись возвышения. Ни греческие, ни коптские историки не указывают между ними пресвитеров. С умножением иноков в Тавенниси явилась возможность укрепить здесь стройный чин общежития, подвести все действия иноков под строгие общежительные правила. Сам преподобный Пахомий был для киновитов и учителем и судией, был и правилом и образцом для деятельности каждого. О благе всех и каждого печется прежде всех сам великий авва Пахомий. Он постоянно убеждает иноков не ослабевать в молитве, не переставать призывать имя Божие, чтобы без молитвы не быть застигнутым врасплох сатаною. Святой Пахомий пользовался всяким случаем, чтобы сказать слово назидания тому или другому брату. Но, кроме этих частных бесед, он обыкновенно говорил еще три общих поучения в течение недели — одно в субботу и два в воскресенье. Он заповедал, чтобы и всегда начальник монастыря составлял и произносил три поучения в неделю. Кроме трех поучений начальника монастыря, во время субботних и воскресных собраний иноков, обязательно в два седмичные поста, т. е. в среду и пятницу, говорили поучения своим монахам начальники домов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

19); что он водворился в пустыне 30-ти лет, и прожил там 60 лет. 64 Apophtegm. Patr. Cotell. Т. I p. 530, 539. Монастырь Макариев, известный доныне, – не в дальнем расстоянии от селитряных озер. Описание сего монастыря – у Сикарда, посещавшего его в 1712 г. Lettr. Edifiant. т. I. р. 453, и Тишендорфа, бывшего там в недавнее время, Reise in d. Orient. 1846. Т. I. pag. 110 et sq. 73 Это показание неоднократно встречается в писаниях св. Афанасия. Apolog. contr. arian. p. 123. 187. Epist. Encycl. ad Ep. p. 398. В других местах считается около 90 епископов. Apol. ad Imper. Konstant. p. 312. Ep. ad Afros, p. 899. 74 Наименование Папы усвоялось и прежде, как почетное, некоторым епископам александрийским, напр. Ираклию в 111 в. Evseb. Η. Ε. VII, 7. – Св. Афанасия назвал Папою св. Константин Великий в послании. Apolog. contr. arian. p. 784; называли и другие, напр. подчиненные епископы и пресвитеры, р. 181. 185. Тимофей, Еп. александрийский, второй преемник св. Афанасия, в отзыве об нем, также именует его Папою. Facund. Hermiac. in Patrolos. curs. Т. 67. p. 614. 77 Правила св. Петра о кающихся, данные в 306 г., находятся в Кормчей книге. Ими опровергается представленная у св. Епифания кипрского (Haeres. 68), по рассказам какого-нибудь последователя Мелетиева, излишняя снисходительность и слабость в действовании Архиепископа александрийского. 80 См. послание к нему исповедников – Исихия, Пахомия и др., сохранившееся в древнем переводе на латинском языке. Routh. Reliqu. sacr. Т. III. p. 381. S. Epiphanii adv. haeres. p. 719. 86 Martyr, s. Petri Alexandr. p. 687. Здесь упоминается храм, в котором покоились мощи св. Евангелиста Марка, и где погребены были прочие Святители Александрийские. 87 Haeres. LXIX. п. 1. 2. Βαυκαλις, по Филосторгию, местное александрийское слово, означало сосуд для воды, в виде кувшина L. 1. с. 4. Часто встречается это слово в сказаниях о подвижниках египетских. 89 Здесь не считается еще церковь Кирина, о которой упоминается у св. Афанасия. Histor. arian. Т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

66 Святитель Афанасий Александрийский. Творения. М., 1994. Т. 3. Послание о Соборах, бывших в Аримине Италийском и в Селевкии Исаврийской. С. 161. 69 Блаженный Иероним Стридонский. Творения. Ч. 10. Шесть книг толкований на пророка Иеремию. Киев, 1911. Предисловие. 70 Место из Иер 31:22 весьма таинственно, вследствие чего его понимали и переводили по-разному. Святитель Афанасий Великий помогает нам разобраться в осмыслении этого места: “Тело, которое Он нас ради понес на Себе, есть тварь. О Нем говорит Иеремия, по переводу семидесяти толковников: Созда Господь спасение в насаждении ново: в Нем же спасеннии обыдут человецы; а у Акилы то же изречение излагается: Созда Господь новое в жене. Созданное же в насаждение нам спасение новое, а не древнее, при нас есть Иисус, как Спаситель, соделавшийся человеком; имя же Иисус переводится иногда словом спасение, и иногда словом Спаситель Итак, Спасителем созданное спасение есть новое и как выражает Акила, создалГосподь новое в жене, то есть Марии: потому что ничего нового не создано в жене, кроме Господня тела, рожденного от Девы Марии без плотского общения”. — Святитель Афанасий Александрийский. Указ. соч. Т. 1. С. 266. 71 По пер. Л. В. Маневича: Но вот, в моем сердце будто огонь пылает, в костях моих струится! Удержать его я тщился, но был не в силах,см.: Ветхий Завет. Книга Иеремии/Пер. Маневича Л. В. РБО, 2001. В церковнославянской Библии: И бысть в сердцы моем яко огнь горящь, палящь в костех моих, и разслабех отвсюду, и не могу носити. 72 Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской. Творения. Ч. 1–4. М., 1993. 4.2. Толкование на пророка Исаию. Гл. 6. С. 207–208. 74 Преподобный Симеон Новый Богослов. Главы богословские, умозрительные и практические. М., 1998. С. 114. 76 В возрасте около 20 лет Симеон имел первое в своей жизни мистическое видение Божественного света, наполнившее его несказанной радостью и слезами; пока видение продолжалось, юноша не ощущал ни самого себя, ни окружающий мир. 78 Преподобный Максим Исповедник.

http://pravmir.ru/prorok-ieremija-v-svya...

Письмо 65 (69). К Афанасию, архиепископу Александрийскому Благодарит св. Афанасия за попечение о всех Церквах и за присланного к нему пресвитера Петра; просит Дорофея, отправляющегося в Рим, снабдить советами; объясняет, зачем отправляют его в Рим и почему нужно, чтобы западные осудили Маркелла; просит о немедленном отправлении Дорофея и о том, чтобы, по прибытии западных, сохранен был мир в Церкви, особенно Антиохийской. (Писано в 371 г). То мнение, какое издавна имели мы о твоей досточестности, с течением времени непрестанно утверждается, лучше же сказать, возрастает в нас по мере новых событий, потому что для большей части других достаточно смотреть каждому, что собственно до него касается, а тебе недостаточно этого; напротив того, такая же у тебя забота о всех Церквах, какая и о Церкви, собственно тебе вверенной общим нашим Владыкою; почему не оставляешь ни одного случая беседовать, подавать советы, писать и посылать каждый раз людей, способных предложить что-либо самое лучшее. И теперь с великою радостию приняли мы достопочтеннейшего брата Петра, присланного священным собором подчиненного тебе клира, и одобрили благую цель его путешествия, которую он выполняет на самом деле, по наказам твоей досточестности, приводя к одному направлению стремящееся розно и сочетавая расторгнутое. Посему и мы, возжелав сколько-нибудь участвовать в усердии о сем, рассудили, что положим самое приличное начало делам, если прибегнем к твоему совершенству как общей всех главе и употребим тебя советником и вождем в делах. Потому и брата Дорофея, диакона Церкви, которой управляет досточестнейший епископ Мелетий, доселе руководившегося благою ревностию по правоте веры и желающего видеть мир Церквей, решился послать к твоему благочестию, чтобы, следуя твоим советам, за благонадежность которых ручаются и лета твои, и опытность в делах, и то, что паче всех подаются тебе внушения Духа, и он приступил к преднамереваемому. И ты приими его и воззри миролюбивыми очами, подкрепив пособием молитвы и напутствовав письмами, лучше же сказать, присоединив к нему несколько своих достойных людей, руководи его в исполнении предположенного.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010