сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Как излечиться от тщеславия? Придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога. ( 1Кор. 4:5 ). Хвалящийся хвались о Господе. Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь. ( 2Кор. 10:17–18 ). Люди хвалят, не захвалят; люди хулят, не захулят; ветры веют, не развеют; солнце сушит, не засушит; дожди мочат, не размочат. Русская пословица. Как избежать страсти человекоугодия и удивления похвалам человеческим? Имей несомненную уверенность в присутствии Божием, неразвлекаемую заботливость о благоугождении Богу. Святитель Василий Великий (330–379). Тщеславие истребляется укрывательством добрых дел. Преподобный Фалассий (VII век). Как скрываешь от людей грехи свои, так скрывай от них и труды свои. Преподобный Макарий Великий (IV век). Если можете, сколько можно скрывайте свои дела по жизни духовной, и ни во взоре, ни в разговорах, ни в других отношениях не обнаруживайте, но действуйте просто… Приучайте себя всячески к тому, чтоб больше радоваться, когда с вами презрительно обходятся, укоряют или даже обижают, нежели когда ласкают и приветствуют. Когда придет самовосхваление, собирайте тогда все из прежней жизни, чего, по совести, похвалить не можете, и завалите этим восстающие помыслы, как иной раз вспышку огня заваливают землею, чтобы не породился от малого большой пожар. Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815–1894). Не малый подвиг отстать от тщеславия. Средство для освобождения от него есть тайное творение добродетелей и частая молитва, а признак освобождения – незлобие против злословившего или злословящего. Преподобный Максим Исповедник († 662). Не надевай одежды, которая приводит тебя в тщеславие. Не будь славолюбив и в сердце своем не держи самовосхваления, говоря: я то и то сделал, в том и том преуспел. Такие помыслы дышат тщеславием, и кто ими набит, тот стал жилищем нечистых духов. Всевозможно старайся о том, чтоб славился (чрез тебя) Отец твой, Иже есть на небесах.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Что значит – любить Бога? Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня. ( Ин. 14:21 ). Любовь есть исполнение закона. ( Рим. 13:10 ). Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? ( 1Ин. 4:20 ). Какие признаки любви к Богу? Сам Господь научил нас сему, сказав: «Аще любите Мя, заповеди мои соблюдите». Святитель Василий Великий (330–379). Если Бог любовь есть, то имеющий любовь имеет в себе Бога. Когда же ее нет, то нет нам совершенно никакой пользы и совсем невозможно говорить, что мы любим Бога. Святитель Феодор, епископ Едесский († 848). Любить Бога всем сердцем – значит не иметь ни к чему пристрастия и отдать все сердце Господу Богу, творя во всем волю Его, а не свою; всею душею, т. е. весь ум иметь всегда в Боге, все сердце утверждать в Нем и всю волю свою предавать Его воле во всех обстоятельствах жизни, радостных и печальных; всею крепостию, т. е. любить так, чтобы никакая противная сила не могла нас отторгнуть от любви Божией, никакие обстоятельства жизни: ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни высота и глубина, ни меч (ср. Рим. 8:35–36:39 ); всею мыслию, т. е. всегда думать о Боге, о Его благости, долготерпении. святости, премудрости, всемогуществе, о Его делах и всемерно удаляться суетных мыслей и воспоминаний лукавых. Любить Бога – значит любить всей душой правду и ненавидеть беззаконие, как сказано: возлюбил правду и возненавидел беззаконие ( Пс. 44:8 )... Любить Бога – значит исполнять заповеди Его. Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое... Нелюбящий Меня, не соблюдает слов Моих ( Ин. 14, 23–24 ). Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908). Начало любви к Богу – презрение вещей видимых и человеческих; средина – очищение сердца и ума, от коего мысленное умных очей открытие и познание сокровенного в нас Небесного Царствия, а конец – неудержимое вожделение преестественных даров Божиих, и естественное желание общения с Богом и упокоения в Нем. Преподобный Никита Стифат (XI век). Истинные други Божии и любящие Его надлежащим порядком приходят к Нему и служат Ему не ради получения красоты царства, как бы ради прибыли при торговле, и – не из-за страха перед мучением, предлежащим для грешников в геенне, но любят ЕГО САМОГО ПО СЕБЕ. Преподобный Макарий Великий (IV век). Любовь Божия состоит в исполнении заповедей Божиих, а не в том, как ты думаешь, – в восхищении ума, это совсем не твоей меры. Преподобный Макарий Оптинский (1788–1860). Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

19, 16) Блаженный Иероним Стридонский пишет: тот, который спрашивал, каким образом он унаследует жизнь вечную, был и юн, и богат, и горд, а согласно словам других евангелистов, он спрашивал не с целью научиться, а с целью испытать. Блаженный Феофилакт иначе оценивает личность подошедшего и его мотивы, он пишет: этот человек подошел не с целью искушать Христа, но с целью получить наставления, так как жаждал жизни вечной. Святитель Иоанн Златоуст пишет: некоторые обвиняют этого юношу в том, будто он подошел к Иисусу с хитростью и лукавством, и с намерением искусить его. Но я скорее согласен назвать его сребролюбцем и невольником богатства, так как в этом же самом и Христос изобличил его. Укорять же юношу в лукавстве я отнюдь не намерен, небезопасно быть судьею того, чего мы не знаем и особенно судьею - обличителем. Да и Марк отдалил такое подозрение, когда сказал о нем: подбежал некто, пал пред ним на колени и спросил его. Еще ниже: Иисус взглянул на него, полюбил его. Святитель Василий Великий учит: «Кто Бога боится, тот людей не боится, а кто людей боится - тот Бога не боится». Но юноша, пришедший к Сыну Божию, именно людей боялся, и боялся их больше, чем Бога. И далее мы читаем: Он же сказал ему: «Что ты называешь меня благим? Никто не благ, как только один Бог». (Мф. 19, 17) Возможно, что юноша догадывался, Кто перед ним, поэтому и обращается к Господу Иисусу со словами «Учитель Благий», но не называет Его Господом, опасаясь стоящих рядом иудеев. И Христос обличает его, как бы говорит ему: назвал меня благим - назови и Господом, никто не благ, как только один Бог. Но скованный собственными страхами и сомнениями юноша оказался неспособным возвыситься над собственною трусостью и объективно оценить реальность. Святитель Иоанн Златоуст. истолковывая слова Христа «никто не благ как только один Бог», пишет: итак, когда Он сказал: -никто не благ, то этим и хотел показать, что Он не благ. Да не будет этого, ведь Он не сказал - почему ты называешь Меня благим, Я не благ, но никто не благ.

http://radonezh.ru/text/evangelie-ot-mat...

    «Если вникать благомысленно, — замечает святитель Василий Великий, — то Господь многое говорит людям от Своего человечества». «Для всякого явно, — говорит святитель Григорий Богослов, — что Сын знает, как Бог, приписывает же Себе незнание, как человек. Такую мысль подает и то, что наименование Сына поставлено в Евангелии от Марка без присовокупления, — чей Сын, чтобы мы это неведение приписывали человечеству, а не Божеству. Можно читать это место и так: и Сын не по иному чему знает день и час, как по тому, что знает Отец. Поскольку знает Отец, а потому знает и Сын, то явно, что для всех это неизвестно и непостижимо, кроме Первой Причины». Для большего удостоверения в том, что Иисус Христос умолчал о дне кончины мира не по незнанию, Он открывает новые признаки Своего пришествия: НО, КАК БЫЛО ВО ДНИ НОЯ, ТАК, так же внезапно, неожиданно, БУДЕТ И В ПРИШЕСТВИЕ СЫНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО: ИБО, КАК ВО ДНИ ПЕРЕД ПОТОПОМ (как тогда вели обычный образ жизни, как будто ничего особенного не должно было случиться, жили безпечно) ЕЛИ, ПИЛИ, ЖЕНИЛИСЬ И ВЫХОДИЛИ ЗАМУЖ, ДО самого ТОГО ДНЯ, КАК ВОШЕЛ НОЙ В КОВЧЕГ, — как тогда никто не думал о будущем, не воображал никакой опасности, хотя и должны были думать, ибо Ной проповедовал грядущий Божий гнев уже самой постройкой ковчега, но никто на это не обращал внимания: И НЕ ДУМАЛИ, а некоторые даже еще смеялись над приготовлением ковчега, ПОКА НЕ ПРИШЕЛ ПОТОП И НЕ ИСТРЕБИЛ ВСЕХ, — ТАК БУДЕТ И ПРИШЕСТВИЕ СЫНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО, та же безпечность, роскошь, то же безверие, тот же разврат. Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, сажали, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный, и истребил всех. Так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится. «Иисус Христос сказал это в доказательство того, что Он придет вдруг, неожиданно, — говорит святитель Златоуст, — когда большая часть людей будет утопать в удовольствиях. То же самое говорит и апостол Павел: «ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба» (1 Фес. 5:3). И в объяснение этой нечаянности апостол прибавляет: «подобно как мука родами». Как же Иисус Христос сказал: «после скорби дней тех»? Если тогда будут удовольствия, мир и безопасность, как сказал апостол Павел, то для чего же говорит Господь: «после скорби дней тех»? При радостях, что за скорбь? У тех только будут удовольствия и мир, которые не имеют никакого чувства. Потому-то апостол и не сказал просто: когда будет мир, но — «когда будут говорить: «мир и безопасность " " , изображая тем их безчувственность; так как и во дни Ноя беззаконные люди пресыщались удовольствиями, праведные же проводили жизнь в скорби и печали.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Безмерно удаленные от Бога и святых Божиих, грешники будут видеть вокруг подобных себе грешников, осужденных на одинаковую с ними участь, и злобных демонов. «К совершившему в жизни много худых дел, – говорит святитель Василий Великий , – приставляются страшные и угрюмые ангелы, у которых и взор огненный, и дыхание огненное, по жестокости их воли, и лица подобные ночи, по унылости и человеконенавидению». Находясь в аду, грешники увидят райское блаженство праведных, тех, которых они некогда притесняли и мучили, и их адская мука от этого будет еще тяжелее. Увидев праведных, они, как говорит премудрый Соломон, раскаиваясь и воздыхая от стеснения духа, будут говорить сами в себе: это тот самый, который был у нас некогда в посмеянии и притчею поругания. Безумные, мы почитали жизнь его сумасшествием и кончину его бесчестною! Как же он причислен к сынам Божиим, и жребий его – со святыми? ( Прем.5:3–5 ). «Грешники, находясь в муках, говорит святитель Димитрий Ростовский , увидят тех, которых в этой жизни ненавидели, гнали, опечаливали, озлобляли, уязвляли, мучили и убивали. Увидит Каин Авеля, которого неповинно убил, увидит Ирод святого Иоанна Предтечу, которого неправедно умертвил. Нерон, Диоклетиан, Максимилиан и прочие мучители увидят великое множество исповедников имени Христова, которых язычники мучили. Увидят господа своих рабов, бояре своих крестьян, которых озлобляли без милосердия. Неправедные судьи увидят тех, которых осудили без всякой вины и предали на смерть. Увидят мучители тех, которых истязали без милосердия. Увидят тех, которых умертвили, прославляемых во славе Христовой и как мучеников увенчиваемых... Всякий праведник скажет своему притеснителю: зачем ты меня озлоблял, обижал, зачем гнал меня, мучил и убил без милосердия? Что же им скажут в ответ их притеснители? Ничего. Они не найдут ничего, что ответить им». Спаситель сказал о грешниках, что они извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов ( Мф.8:12 ). Плакать будет грешник как от нестерпимых своих мук, так и от вечной погибели своей души. Скрежетать зубами будет грешник от досады, что погубил себя, что не может уже никуда скрыться. «Когда отойдем туда, – рассуждает святитель Иоанн Златоуст , – то если покажем и самое сильное раскаяние, никакой уже не получим от этого пользы, но сколько ни будем скрежетать зубами, сколько ни будем рыдать и молить тысячекратно, никто с конца перста не капнет на нас, объятых огнем... Будем скрежетать зубами от нестерпимых страданий и мук, но никто не поможет. Будем крепко стенать, когда пламень сильнее станет охватывать вас, но не увидим никого, кроме мучимых вместе с нами и кроме великой пустоты». От ужаса постигшей муки грешники будут иметь сильнейшее желание умереть, чтобы никогда больше не возвращаться к жизни. Апостол сказал: в те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них ( Откр.9:6 ). Так сильна будет адская мука!

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bud...

Бог послал нас свидетельствовать о Нем. Будем же свидетельствовать, и убеждать, ибо если не станем свидетельствовать, то сами будем виновными в их заблуждении ( 43, 411 ). (Христианин), подумаем о том. Кто является Главой тела, которое мы составляем. Поэтому мы должны быть лучше самих Ангелов и выше Архангелов, как удостоенные большей чести, чем они ( 45, 27 ). Нужна великая сила для того, чтобы носить имя Христово. Тот, кто говорит, или делает, или имеет в мысли что-нибудь недостойное, – не носит Его имени и не имеет в себе Христа. Но тот, кто носит Его в себе, шествует не сквозь торжище, а по Небесам. Святитель Иоанн Златоуст ( 45, 638 ). Христиане – соль земли; потому вступающие в общение с ними обновляются духом в нетление ( 6,414 ). Что свойственно христианину? Очиститься от всякой скверны плоти и духа Кровью Христовой, творить святыню в страхе Божием и любви Христовой. Святитель Василий Великий ( 6, 418 ). Познав, что Христос есть и «Свет истинный» ( Ин. 1, 9 ), и недоступный лжи, учимся тому, что и наша жизнь должна быть озаряема лучами истинного Отца. Лучи же Солнца Правды, истекающие для освящения нашего, есть добродетели, которыми мы отвергаем дела тьмы, чтобы «как днем... вести себя благочинно» ( Рим. 13, 13 ), и отвергаем потаенные дела, и все совершаем во свете, и сами становимся светом, чтобы других просвещать... ( 23, 235 ). Познав, что Христос есть «освящение» ( 1Кор. 1, 30 ), мы должны исповедать силу освящения не словами, но жизнью, свободной от всякого скверного и нечистого дела и мысли. Святитель Григорий Нисский ( 23, 236 ). Божественные законы требуют, чтобы мы были образцами для других людей и неукоризненной жизнью указывали всем истинный путь. Преподобный Нил Синайский ( 48, 147 ). Автор притч сказал: «Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота» ( Притч. 22,1 ). Так и Христос повелел: «Да светит свет ваш пред людьми» ( Мф. 5, 16 ) – не для того, чтобы мы действовали из честолюбия (да не будет этого! Христос искореняет его, повелевая и молитву и милостыни творить не всенародно, и утаивать от одной руки, что сделано другою), но для того, чтобы мы никому не давали справедливого повода к соблазну. В таком случае и против воли нашей свет дел озарит видящих и обратит к славословию Божию. Ибо что это подразумевает Христос, видно из того, что не сказано: «чтобы вы прославились», но: «чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца .вашего Небесного» ( Мф. 5, 16 ). Преподобный Исидор Пелусиот ( 115, 582–583 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

В ветхозаветной истории не упоминается селений и местечек с такими названиями, которые бы находились по ту сторону Иордана, напротив Иерихона. Но Вифаварой могли называть не только существующую здесь переправу с одного берега на другой в виде плота или какого-то судна (2 Цар 19:17), но переход сынов Израилевых в Землю Обетованную из “дома угнетения”, когда ковчег завета Господня чудесным образом рассек воды Иордана: вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние, до города Адама (Нав 3:16). От Мертвого моря, куда “ушла и иссякла” текущая в него вода, до города Адама было около сорока километров. И народ переходил против Иерихона (Нав 3:17). Иордан был последней преградой на сорокалетнем пути переселения избранного народа из “Вифа­нии” в Землю Обетованную. И отправились сыны Израилевы, и остановились на равнинах Моава, при Иордане, против Иерихона (Чис 22:1). Здесь, в Иорданской пустыне, они стояли станом около двух лет. На этом месте происходило “исчисление” всего общества сынов Израилевых, отсюда ходили они войной на мадианитян и возвращались сюда с пленными и всей добычей. Здесь прозвучал глас Моисея: Слушай, Израиль! (Втор 6:4); Слушай постановления и законы (Втор 4:1). И слушали все израильтяне Второзаконие; и чтобы услышанное было свидетельством против них и их дальнейшей жизни на Святой Земле, Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца и отдал ее левитам, носившим ковчег завета Господня, и положили ее одесную ковчега (Втор 31:24,26). Здесь же, у Иордана близ Иерихона, и умер Моисей в возрасте 120 лет, и погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора и никто не знает места погребения его даже до сего дня (Втор 34:6). Святитель Василий Великий, говоря о прообразовании как выражении “ожидаемого в уподоблении, которым назнаменательно предуказуется будущее”, пишет: “повествуемое об изведении Израиля служит указанием на спасаемых крещением” 13 . А святитель Кирилл Александрийский в “искусных объяснениях” пятикнижия Моисея, в главе “О рождении Моисея” представляет написанное о Моисее как “образ в предызображении спасения, совершенного через Христа” 14 . В том, что младенец Моисей был найден дочерью фараона у берега реки, святитель Кирилл видит образ Крещения.

http://pravmir.ru/mesto-bogoyavleniya/

В Ветхом Завете есть и другие места, содержащие упоминания о ростовщичестве. В 14 псалме пророк Давид, изображая человека совершенного, среди его добродетелей перечисляет и то, что он серебра своего не отдает в рост ( Пс. 14:5 ). Также и у пророка Иезекииля праведник, творящий суд и правду «в рост не отдает и лихву не берет» (Иезек. 18:8). Перечисляя беззакония народа, среди прочих грехов этот же пророк называет взимание роста и лихвы (Иезек. 22:12). Толкуя это место, святитель Василий Великий пишет, что пророк «Иезекииль полагает в числе самых важных беззаконий брать лихву и избыток» . Похожая же мысль содержится и в 54 псалме. Описывая город, изобиловавший множеством беззаконий, пророк Давид пишет о нем, что «не оскуде от стогн его лихва и лесть» ( Пс. 54:12 , цитируется по-церковнославянски). Косвенно относящиеся к ростовщичеству наставления есть также и в Новом Завете. В Евангелии от Матфея говорится: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» ( Мф. 5:42 ). Подобное по содержанию поучение приводит и другое синоптическое Евангелие: «Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад… И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд ( Лк. 6:30, 34–36 ). Здесь Господь, утверждающий, что ни йота не прейдет из Закона ( Мф. 5:18 ), не только не отменяет ветхозаветные постановления о запрете ростовщичества, но, говоря о займе, устанавливает более высокую нравственную планку. Давая в долг, не только не следует требовать процентов (это уровень Ветхого Завета), но даже и не надеяться на возвращение ссуды: «взаймы давайте, не ожидая ничего». Помимо приведенных отрывков, есть еще одно интересное место в Евангелии, которое косвенно также касается ростовщичества. Речь идет о притче о талантах. В ней Господин, обличая раба, скрывшего в землю данный талант, говорит: «…лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим; и я, придя, получил бы мое с прибылью» ( Мф. 25:26–27 ). Что понимать здесь под отдачей серебра торгующим? Святитель Иоанн Златоуст , толкуя это место в Евангелии, понимает его как повеление отдать деньги в рост: «С денег вещественных Он (Господь — прим. автора) воспретил брать рост… Между тем в духовных дарах Господь обещает потребовать от нас лихвы» . Иными словами, святитель Иоанн допускает только духовное понимание притчи о талантах, и отвергает мысль о ней словно о какой-то «легализации» Господином ростовщичества.

http://azbyka.ru/pravo/articles/rostovsh...

В Священном Писании мы на первых страницах находим заповедь послушания Богу первых людей: «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» ( Быт.2:15-17 ). Как сказал святитель Василий Великий , «оно [древо] было дано для того, что нужна была запо­ведь для нашего послушания» С. 302]. Человеку как существу разумному и свободному Господь дает заповедь послушания, чтобы через нее человек возрастал в добро­детелях и любви к Богу. Только свободный выбор человека делает послушание по-настоящему ценным. Свобода подразумевает возможность и иного выбора, отсюда в мире появляется зло. Блаженный Августин так писал про послушание: «Послушание — единственная добродетель для всякой разумной твари, действующей под властью Бога, первый же и величайший порок гордости заключа­ется в желании пользоваться к погибели своею властью; имя этому пороку непослушание» 112]. Святитель Тихон Задонский определяет послушание как «покорность Богу» 748]. Послушание — одна из важнейших хри­стианских добродетелей, которая, по мнению святителя Иоанна Златоуста , наряду со смирением есть начало нрав­ственного совершенства и «матерь всех добродетелей» 56, 57]. «Великой добродетелью» и «началом всех добродетелей» называет послушание святитель Игнатий (Брянчанинов) 2, С. 97]. На примере первых людей, патриархов и пророков Бог учит заповеди послушания. В Ветхом Завете мы так же встречаемся с опытом непо­слушания Богу; пример Адама и Евы, древних народов и народа избранного показывают последствия подобного непослушания. Допотопная история человечества оканчивается гибелью людей вследствие их непослушания Богу. Напро­тив, лишь послушанием спасается Ной с семейством: «И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лицо Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли.

http://azbyka.ru/svyatootecheskoe-ucheni...

Вера заключается в том, чтобы пребывать в смирении и творить милость. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (112, 277). Милосердного любит Бог Милосердного и человеколюбивого Бог принимает и любит, и если это будет праведник-сплетает ему светлейшие венцы, а если грешник-прощает ему грехи в награду за сострадание к подобному себе рабу. Святитель Иоанн Златоуст (37, 408). Бог близок к каждому из нас, когда добрые дела приближают Вас к Нему, и далек от нас, когда, приближаясь к гибели, мы сами Удаляем себя от Него (5, 314). Господь сказал: " Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда все будет у вас чисто " (Лк. 11, 41). Неужели сколько бы кто ни грешил, все очищается милостыней? Сама связь с предыдущими словами объясняет сказанное. Прежде Он сказал: " Внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства " (Лк. 11, 39) и потом добавил: " Подавайте лучше милостыню... тогда все будет у вас чисто " , то есть все то, в чем грешим и лукавим, грабя и лихоимствуя. Это же выражает и Закхей словами: " Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо " (Лк. 19, 8). Потому все подобные грехи, которые могут быть заглажены и за которые можно воздать чем-либо в несколько раз большим, очищаются этим способом. Этот способ не сам по себе достаточен к очищению, но предварительно имеет нужду в Божием милосердии и в Крови Христовой, которою " имеем искупление " (Еф. 1, 7) и от всех других грехов, творя за всякий грех " достойные плоды покаяния " (Лк. 3, 8). Святитель Василий Великий (116, 136). Очистив себя милосердием, отрем этим прекрасным платом нечистоту душевную и убелимся-одни, как волна, другие, как снег (Ис. 1, 18), по мере нашего добросердечия. Святитель Григорий Богослов (12, 43). Если нам надлежит взойти в горнее, то обнищаем... Способ указывает псалом: " Он расточил, роздал нищим; правда его пребывает во веки " (Пс. 111, 9). Кто вступил в общение с нищим, тот уподобил себя Обнищавшему ради нас. Господь обнищал, чтобы и ты не убоялся нищеты, но Обнищавший ради нас царствует над всею тварью. Поэтому если и ты обнищаешь (благодетельствуя нуждающимся) с Обнищавшим, то будешь и царствовать вместе с Царствующим (18, 374).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010