Итак, в третий день Бог сотворил растительность. Но растительность эта пока еще некоторое время – совсем небольшое: один день – безжизненна: пока еще не было птиц, пока еще не было рыб, пока еще не было животных, которые населяли бы эти леса, пока еще нет и самого человека – венца творения.    Читаем далее: «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи и для знамений, и для времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так» (Быт. 1: 14–15). «Да будут они светильниками на тверди небесной» – вспомним, что твердь – это невесомость, мы говорили уже об этом. В связи с этими стихами Книги Бытия надо сказать еще вот о чем. Многие критики Священного Писания иронизируют: «Вы бы хоть подредактировали Священное Писание!.. Как же так: сначала создается зелень, трава, сеющая семя, а потом – солнце. Всё же как раз наоборот! Сначала должно быть солнце, а потом уже растения – они же не могут расти без фотосинтеза! Дни как-то не так идут в Библии». Нет, – отвечаем мы, – Божественное Откровение не нуждается ни в какой редакции. У Бога всё премудро. Бог создает сначала растения по той причине, чтобы, как об этом пишет святитель Василий Великий, ты не сделался идолопоклонником, не стал поклоняться солнцу и не думал, что солнце является причиной всей жизни на земле. Поэтому Бог влагает сначала Свой свет, Свою божественную энергию, Свою благодать в растения, в каждое сеющееся семя, в каждый куст, который произрастает, в каждый лепесточек, в каждое дерево, в каждый цветочек, которые в дальнейшем растут на земле. Бог делает всё так премудро и этим избавляет нас от идолопоклонства. Вот еще один упрек: «Как же так: Солнца нет еще – а исчисление дней идет». И преподобный Ефрем Сирин, и святитель Василий Великий, и преподобный Иоанн Дамаскин объясняли это так: на время, чтобы сутки менялись, свет погружался в первозданные воды и этим их как бы освещал. Тогда наступала ночь по всей Земле. А утром свет восходил из первозданных вод.   

http://pravoslavie.ru/94061.html

Кто те, которые говорят: " Мы ели и пили пред Тобою... " и слышат в ответ: " Не знаю вас " (Лк. 13, 26-27)? Может быть, те, о которых писал апостол: " Если я говорю языками человеческими и ангельскими... и имею всякое познание и всю веру... и если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы " (1 Кор. 13, 1-3). Научен же этому апостол Господом, который сказал о творящих добрые дела " пред людьми с тем, чтобы они видели " их, что они " уже получают награду свою " (Мф. 6, 1-2). Ибо делаемое не из любви к Богу, но ради похвалы от людей, каково бы оно ни было, находит себе не похвалу за почитание Бога, но осуждение за человекоугодие, или за самоугодие, или за упорство, или зависть, или за какую-нибудь подобную вину. Поэтому Господь все подобное называет делом неправды, когда сказавшим: " Мы ели и пили пред Тобою " отвечает: " Отойдите от Меня, все делатели неправды " (Лк. 13, 27). И как же не " делатели неправды " те, которые злоупотребляют дарами Божиими для снискания собственных удовольствий? Таковы, например, были те, которым противопоставляет апостол верных: " Мы не повреждаем слова Божия, как многие " (2 Кор. 2, 17); и те, " которые думают, будто благочестие служит для прибытка " (1 Тим. 6, 5), и многие подобные. От всего этого чистым показал себя тот же апостол: " Угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши. Ибо никогда не было у нас пред вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель! Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других " (1 Фес. 2, 4-6). Святитель Василий Великий (116, 167). Кто любит деньги, воспламеняется тленной телесной красотой, предпочитает настоящую славу, тот, истощив силу любви на что не следовало, делается слепым к созерцанию истинно прекрасному. Святитель Василий Великий (4, 274). Время для любви к Богу-вся жизнь, и время для отчуждения от противника-вся жизнь (18, 344). Для любящих Бога труд исполнения заповедей удобен и приятен, поскольку любовь к Нему делает подвиг нетрудным и радостным. Поэтому и лукавый всеми способами усиливается изгнать из наших душ страх Господень и преступными удовольствиями разрушить любовь к Нему. Ибо он обладает большим искусством, если найдет стражей беспечными, улучить время и вторгнуться в труды добродетели и посеять среди пшеницы свои плевелы: злословие, гордость, тщеславие, желание почестей и прочие произведения зла (23, 227).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Преподобный Ефрем Сирин пишет: « Сынами Божиими называются сыны Сифовы. Они, как чада праведного Сифа, именуются “народом Божиим”. Прекрасные на вид дочери человеческие, которых увидели сыны Божии , – дочери Каиновы; их красота и убранство послужили сетью для сынов Сифовых. Слова же: брали их себе в жены , какую кто избрал , – показывают, что когда они брали их себе в жены , тогда были высокомерны с ними, совершая выбор. Бедный превозносился перед богатою, старый перед юною, самый безобразный надмевался перед самой красивой». В приведенных мною стихах говорится и о причинах сокращения человеческой жизни на земле: «И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет». Как видим, причина эта – пренебрежение Духом Божиим. Читаем далее: «В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди» (Быт. 6: 4). Святитель Василий Великий: «Человека делает дерзким сила рук, скорость ног, благообразие тела» Интересные слова: от этих смешанных браков рождаются исполины! Почему сказано: «издревле славные люди»? Они действительно были сильные, и для них все внешнее было важнее внутреннего: им были свойственны внешняя кичливость, самолюбование. Святитель Василий Великий пишет так: «Человека делает дерзким сила рук, скорость ног, благообразие тела, хотя все это истребляет болезнь, истощает время. И не разумеет он, что “всякая плоть – трава, и вся красота ее – как цвет полевой” (Ис. 40: 6). Таковы были исполины… Таким образом, сила порождает высокомерие». Не надо удивляться тому, что, как это было тогда, так это есть и сейчас. В наше время существует настоящий культ спорта. Я не против спорта – дай Бог, если это дело хорошее. Но когда спорт становится смыслом жизни, когда человек любой ценой добивается желаемого результата, кода цель оправдывает средства, то это всегда заканчивается печально для человека. И потому перед миссионером, который общается с людьми в спортивных секциях, стоит очень важная задача – суметь донести слово Божие на понятном этим людям языке, при этом четко расставив приоритеты: Бог и служение Ему – на первом месте, а уже потом – всё остальное, и, конечно, постараться самому не увлечься духом состязания и соперничества (об этом я писал в своей статье «Полезны ли спортивные соревнования в жизни христианина?» )

http://pravoslavie.ru/98976.html

Святитель Василий Великий восклицал: «Царство Небесное есть созерцание. Теперь как сквозь тусклое стекло видим тени вещей, а впоследствии, освободившись от сего земного тела и облекшись в тело бессмертное, увидим их первообразы. Увидим же, если жизнь свою управим по прямому пути и будем заботиться о правой вере, без чего никто не узрит Господа» 317 . Какие удивительные слова! Но как нам, немощным, идти «по прямому пути… без чего никто не узрит Господа» ? В Древнем патерике сказано: «Авва Памво спросил авву Антония: “Что мне нужно делать чтобы спастись?” Старец сказал ему: “Не надейся на свою праведность, не жалей о том, что прошло, и обуздывай язык свой” » 318 . Слова: «не надейся на свою праведность»  – означают, что мы спасаемся не своими делами или заслугами, но только Христом Спасителем, омывшим наши грехи Своей Кровью; слова: «не жалей о том, что прошло»  – означают, что наше греховное прошлое уже не существует в глазах Бога Отца, так как оно омыто Кровью Его Сына; и слова: «и обуздывай язык свой»  – означают, как сказано у апостола Петра: «Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа» ( 1Пет.4:11 ). То есть необходимо действовать так, как говорит нам Слово Божие, повторять и заучивать слова Писания и руководствоваться ими – к славе Господа и ради нашего собственного спасения. Сказано: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» ( 1Кор.13:12 ). Подлинные духовные реалии скрыты от нас, но их присутствие в той или иной мере ощущается нами. И святитель Василий Великий говорит, что человек в Царстве Славы всё будет видеть в истинном свете, таким, каким оно является на самом деле. Сказано: «И свет луны будет, как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро, как свет семи дней, в тот день, когда Господь обвяжет рану народа Своего и исцелит нанесенные ему язвы» ( Ис.30:26 ). И единственное условие для этого – сохранить чистоту веры, «без которой никто не увидит Господа» ( Евр.12:14 ) своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Святитель Василий Великий отмечает, что есть два типа праздности: «Знал и фараон, что только праздному свойственно искать Бога, почему и укоряет Израиль: праздны вы, праздны, поэтому и говорите: пойдем, принесем жертву Господу». Тут имеется в виду, что если человек в таком состоянии, что он работает и день, и ночь, его могут разбудить среди ночи и отправить на работу: у нет возможности задуматься, для чего он родился, для чего он живет! Он – раб системы, которая поглощает его! Как один американец писал мне письма – это был русский человек, уехавший в Америку. Первые письма звучали так: «Я живу тут как в раю, тут все есть!» Но потом он стал писать: «Здесь хуже, чем ад! Здесь каждый день надо работать, каждую неделю надо выплачивать кредиты, нет времени на чтение, просто сесть, поговорить с ребенком – нет времени! В церковь забегаешь – убегаешь, времени совершенно нет!» «Знал и фараон, что только праздному свойственно искать Бога, почему и укоряет Израиль…». Праздный – то есть человек, у которого есть свободное время, как сказано в Писании: «остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних» ( Иер.6:16 ) «Знал и фараон, что только праздному свойственно искать Бога, почему и укоряет Израиль: праздны вы, праздны, поэтому и говорите: пойдем, принесем жертву Господу. Но как хороша и полезна для предающегося праздности праздность, которая производит в нем безмолвие, нужное для принятия спасительных учений…» Здесь под праздностью понимается свободное время, когда человек не занят каким-то трудом. И поэтому святитель Василий Великий говорит: «Хорошо, когда у человека есть время просто задуматься!» «Так худа праздность афинян, которые ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое ( Деян.17:21 ). Сей праздности подражают некоторые и ныне, употребляя свободное время в жизни на изобретение какого-нибудь постоянно нового учения» 67 . То есть фантазируют, как у нас в Думе постоянно: «План спасения России», у каждого депутата, наверное, по два или по три таких плана. И обсуждают, обсуждают, обсуждают…

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Устное исповедание грехов должно быть, повторяем, чистосердечным, искренним, без утайки, без самооправдания. Кроме предупреждения, предложенного в чине исповеди: «Вот, чадо, Христос невидимо предстоит»,— духовник может сказать кающемуся следующие слова святителя Тихона Задонского: «Ты, чадо, исповедуешься Богу, Которого прогневал грехами, а я — Его недостойный служитель и свидетель твоего покаяния. Ничего не утаи, не стыдись и ничего не бойся, ибо только трое здесь нас: Бог, перед Которым ты согрешил, Который все грехи твои, как они совершились, превосходно знает, потому что Бог есть везде, во всяком месте. И где бы ты что ни делал или что ни говорил и ни думал что — худое или доброе, Он тут был и все это хорошо знает. И ныне Он вместе с нами и только одного твоего добровольного покаяния ожидает. Ты сам также грехи свои знаешь, не стыдись рассказать обо всем, чего делать не стыдился. Я, третий, во всем подобен тебе, такой же человек, как ты, поэтому, что и меня стыдиться?» 21. См. Православное исповедание. Ч. I. Ответ на вопрос 111 и 113. Пространный катихизис, о покаянии. 22. Святитель Василий Великий. Толкование книги Исайи, I, ст. 14. Творения Св. Отцов. IV. С. 58, 59. 23. Святитель Василий Великий. Нравственные правила. I, гл. 4. Творения Св. Отцов. VII. С. 361. 24 . См. Митрополит Макарий. Догматическое богословие. Т. IV.  Библейские примеры истинного покаяния 25 1. Давид. И сказал Давид Нафану: Согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: И Господь снял с тебя грех твой: ты не умрешь (2 Цар. 12, 13). 2. Манассия. Говорил Господь Манассии и народу его, но они не слушали. И привел Господь на них военачальников царя Ассирийского, и заковали они Манассию в кандалы, и сковали его цепями, и отвели его в Вавилон. И в скорби своей он стал умолять Господа Бога своего и глубоко смирился перед Богом отцов своих. И помолился Ему, и Бог внял ему и услышал моление его, и возвратил его в Иерусалим на царство его. И уразумел Манассия, что Господь есть Бог (2 Пар. 33, 10—13).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2327...

Всякий христианин, особенно монашествующий, если желает духовно преуспевать, должен эту истину всегда иметь в виду и в согласии с ней устроять свою жизнь, ибо апостол говорит: «Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» (2 Тим. 2, 5). Монашеский устав и духовное преуспеяние Монашеские уставы – истинные толкователи Евангельской науки Начиная свой труд «Подвижнические уставы», святитель Василий Великий указывает на то, что всякое дело и слово Спасителя нашего Иисуса Христа есть правило благочестия и добродетели. «Поэтому Он вочеловечился, как на иконе; явил набожность и благочестие, чтобы, глядя на Него, каждый, насколько возможно, следовал Первообразу. Он, на самом деле, носит наше тело, чтобы мы, насколько это возможно, следовали Его жизни» . Ради этого тем, кто посвятил свою жизнь Богу, святитель напоминает, чтобы, слыша о словах или делах Христовых, они не делали этого поверхностно, но «проникали в глубину восприятия, став сопричастниками того, что таинственно передается» . Таким образом, святитель Василий пишет свои «Подвижнические уставы», чтобы тому, кто будет руководствоваться ими, помочь «проникнуть в глубину» Евангелия и стать его «сопричастником (соучастником)». Из приведенного совершенно очевидно, что основание всякого монашеского устава – Евангельская наука и что назначение этих уставов – практическое толкование этой науки, чтобы все понимали ее и применяли в своей жизни, стали ее «соучастниками (содетелями)», теми, кто хочет служить Богу в монашеском чине. Всем, кто хочет отречься мира и принять на себя ангельский образ, напоминаются слова Господни: «И всякий, кто оставит дóмы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зéмли ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19, 29). Но как эту Евангельскую заповедь правильно применить в своей жизни, что именно означает оставить перечисленное «имени Его ради?» Или другая заповедь Спасителя: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24), – которая относится ко всем христианам, но в полноте осуществляется в монашестве – что она точно означает? Как исполнять ее в течение многолетней жизни в монастыре, а не только вначале, когда оставляешь мир и приходишь в обитель? Ответы на эти вопросы, как им было открыто Духом, оставили нам богоносные отцы через монашеские уставы и правила. Поэтому все эти правила и различаются сильно между собой, потому что посвящены одному предмету.

http://pravoslavie.ru/82205.html

Святитель Василий Великий   Подобно тому источнику, который, как сказывают, и среди горьких вод моря остается сладким, не увлекался я за теми, которые вели к пагубе, но сам привлекал друзей к совершеннейшему. А мне Бог и в этом оказал благодеяние, соединил меня узами дружбы с человеком самым мудрым, который один и жизнью и словом всех был выше. Кто же это? Весьма легко узнаете его. Это Василийвеликое приобретение для настоящего века. С ним вместе мы учились, и жили, и размышляли. Если должно чем и похвалиться, то я составлял с ним чету не бесчестную для Эллады. У нас все было общее, и одна душа в обоих связывала то, что разделяли тела. А что преимущественно нас соединяло, так это Бог и стремление к совершенству. Когда приобрели мы столько взаимной доверенности друг к другу, что высказали один другому и глубины сердечные, тогда соединились между собой еще теснейшими узами любви, потому что одинаковость чувствований и взаимную привязанность делает более неразрывной. Святитель Григорий Богослов   Дружба родится из приятельства, когда двое или трое заметят, что они что-то понимают одинаково. Раньше каждый из них думал, что только он это понял. Дружба начинается с вопроса: «Как, и ты это знаешь? А я думал, я один…» К. С. Льюис   Кроме того, есть ли какая стена, столь несокрушимая, столь укрепленная совокупностью огромных камней, столь недоступная для нападений врагов, как союз любящих друг друга и сплоченных между собою единодушием? Он отражает козни самого диавола, и весьма естественно. Восставая против него в союзе друг с другом, такие люди становятся непобедимы его ухищрениями и воздвигают блистательные трофеи любви. И как струны лиры, хотя многочисленные, но настроенные согласно, звучат приятнейшим звуком, так точно и объединенные единомыслием издают благозвучный глас любви. Святитель Иоанн Златоуст У апостола Павла во Втором послании к Коринфянам есть такие строки: Придя в Троаду для благовествования о Христе, хотя мне и отверста была дверь Господом, я не имел покоя духу моему, потому что не нашел там брата моего Тита; но, простившись с ними, я пошел в Македонию ( 2Кор.2:12-13 ). Апостол жил ради благой вести о Христе — в этом был смысл его жизни. Но в одном из городов, где он мог бы проповедовать, и успешно, он не находит своего друга Тита, расстраивается и уходит… Это любовь, это дружба? Да, это любовь и это дружба.

http://azbyka.ru/mudrye-mysli-o-druzhbe

Эклезиологическое толкование Ряд святых отцов придерживается толкования образа Невесты как Церкви Христовой. В их числе святитель Василий Великий . Он также толкует образ Невесты, как душу человеческую. Святитель так объясняет слова «Предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена»: «Пророк говорит о Церкви, о которой узнаем из Песни Песней (6,8), что едина есть совершенная голубица Христова, которая преемлет на десную страну Христову соделавшихся известными по своим добрым делам, различая их от людей негодных, как пастырь различает овец от козлищ. Итак, предстоит Царица, то есть душа, сочетанная с Женихом-Словом, не обладаемая грехом, но соделавшаяся причастницею царства Христова, предстоит одесную Спасителя в ризах позлащенных, то есть великолепно и священнолепно украшающая себя учениями духовными, сотканными и преиспещренными. Поскольку догматы не одного рода, но различны и многообразны, объемлют собою учения естественные, нравственные и таинственные; то псалом говорит, что ризы невесты преиспещрены». 190 Стих 17: «Вместо отцов Твоих будут сыновья Твои; Ты поставишь их князьями по всей земле». Святитель Василий толкует следующим образом: «Кто же сии сыны Царевы? Это сыны Евангелия, которые возобладали всею землею. Ибо сказано: «Во всю землю изыде вещание их» ( Рим.10:18 ). И сядут «на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» ( Мф. 19, 28 ). 191 Мариологическое толкование Псалом 44 толкуется и как пророчество о Божией Матери. Мариологическое толкование 44 псалма отражено в богослужении Православной Церкви. Стих 10: «Предста царица одесную Тебе». Эти слова произносятся когда вынимается и полагается на дискосе частица в честь Божией Матери. Стих 11: «Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое». Богослужебное употребление этих слов всем известно и понятно. Стих 13: « И дочь Тира с дарами и богатейшие из людей будут умолять лице твое». Эти слова толкуются как пророчество, что даже люди богатые и знатные будут прибегать с молитвами к Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

   Вопрос 278. Как у человека «дух мой и молится, но ум мой остается без плода» ( 1Кор. 14, 14 )? Ответ. Сие сказано о воссылающих молитвы на языке неизвестном слушающим. Ибо Апостол говорит: « когда я молюсь на (незнакомом) языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода». Когда слова молитвы неизвестны присутствующим; тогда ум молящегося «без плода есть», потому что никто не получает пользы. Когда же присутствующие понимают молитву, которая может пользовать слушающих, тогда ум молящегося имеет плод – исправление пользуемых. То же должно сказать и о всяком произношении слова Божия. Ибо написано: «а только доброе для назидания в вере» ( Еф.4, 29 ).    Вопрос 279. Что значит: «пойте разумно» ( Псал.46, 8 )? Ответ. Что в рассуждении снедей ощущение качества каждой снеди, то в рассуждении слов святого Писания разумение. Ибо сказано «Не ухо ли разбирает слова, и не язык ли распознает вкус пищи?» ( Иов. 12, 11 ). Посему, если у кого душа так чувствительна к силе каждого слова, как вкус чувствителен к качеству каждой снеди; то он исполнил заповедь, которая говорит: «пойте разумно».    Вопрос 300. Какой способ обращения, когда речь идет о невидимом? Ответ. Способ обращения объясняется в том вопросе, в котором сказано, как надобно обращаться от грехов. А что касается речи о невидимом, то вспомним слово Господа: «нет ничего сокровенного, …что не было бы узнано» ( Матф.10, 26 ), и еще: «от избытка сердца говорят уста» ( Лук. 6, 45 ). Примечание ред.: По причине того, что этот труд имеет большое количество вопросов (а именно 313), то нет возможности составить оглавление, удобное для пользования. Поэтому вопросы нами собраны по темам, но сохранена их нумерация, указанная в первоисточнике Читать далее Источник: Творения : в 2 т./свт. Василий Великий, архиеп. Кесарии Каппадокийской. – М.: Сибирская благозвонница, 2008-2009. - (Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе)./Т. 2: Аскетические творения ; Письма. - 2009. - 1230 с./Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах. 223-319 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010