Обращаюсь ко всем, от кого зависит принятие решений: немедленно остановите кровопролитие, вступите в реальные переговоры для установления мира и справедливости. В междоусобной брани не может быть победителей, не может быть политических завоеваний, которые были бы дороже жизни людей. Что же касается Церкви, ее оружие и ее щит - молитва и Слово Божие, которое " живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого " (Евр. 4:12). Призываю всех чад Русской Православной Церкви к усиленной молитве, к сугубому хранению начавшегося поста Святых апостолов. Особый призыв - к монашеским обителям: молитесь ныне ко Господу, как умели молиться в страшные времена потрясений наши благочестивые предки; как во времена междоусобной брани умоляли Отца Небесного о ее прекращении подвигоположники русского монашества преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские, как молился о прекращении ненавистной розни мира сего примиритель русских земель преподобный Сергий Радонежский, как взывали ко Господу во дни кровавого хаоса и гражданской войны святитель Тихон, Патриарх Всероссийский, и священномученик Владимир, митрополит Киевский. Во всех храмах Церкви нашей пусть неустанно совершается теперь особая молитва о мире и преодолении междоусобной брани, текст которой я сегодня благословил к употреблению. " Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока " (1 Фес. 5:23). Молитва о прекращении междоусобныя брани на Божественной литургии по сугубой ектении чтомая Господи Иисусе Христе Боже наш, призри милостивным Твоим оком на скорбь и многоболезненный вопль чад Твоих, в земле украинстей сущих. Избави люди Твоя от междоусобныя брани, утоли кровопролития, отврати належащия беды. Лишенныя крова введи в домы, алчущия напитай, плачущия утеши, разделенныя совокупи.  Не остави стадо Свое, от сродник своих во озлоблении сущих, умалитися, но скорое примирение яко щедр даруй. Ожесточенных сердца умягчи и к Твоему познанию обрати. Мир Церкви Твоей и верным чадам ея подаждь, да единем сердцем и едиными усты прославим Тя, Господа и Спасителя нашего во веки веков. Аминь.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=548...

Он обратился к президенту за содействием в строительстве большого собора. Просьба была услышана, и Саркози, французская администрация и Католическая Церковь сделали все, чтобы помочь Русской Церкви воплотить замысел в бургундском камне на берегу Сены. Через год Патриарх почил, и замысел стал своего рода завещанием для Патриарха Кирилла. Он приехал в 2016 году в Париж, чтобы освятить Свято-Троицкий собор. Накануне этого события молился вместе с прихожанами храма Трех Святителей. Здесь, в " святом подвале " (как принято называть это место), в 1931 году маленькая группа верных чад Русской Церкви основала Корсунское подворье. В книге приводятся воспоминания 17-летнего будущего митрополита Антония Сурожского, который присутствовал при основании " святого подвала " . Многие русские эмигранты, среди них известные писатели и богословы, на всю жизнь " срослись " с этим храмом: владыка Вениамин (Федченков), отец Афанасий (Нечаев), Николай Бердяев, Владимир Лосский, Владимир Ильин, Мария Каллаш, Михаил Бельский, Леонид Успенский… Трагические судьбы русских людей XX века, волею судьбы оказавшихся на чужбине, создали маленькую церковь Трех Святителей. Эти подвижники веры не могли представить, что их труды не пропадут, а " малое стадо " прирастет сотнями, стены расширятся, и их внуки будут молиться вя соборе Корсунской епархии. Обращаясь к прихожанам Трехсвятительского храма накануне освящения собора на набережной Бранли, Святейший Патриарх Кирилл сказал: " Жизнь русской эмиграции была непростой. По милости Божией сейчас все изменилось. Как вы знаете, на набережной Сены построен величественный кафедральный собор, который по милости Божией мы завтра освятим. Но каким бы ни был прекрасным, замечательным этот собор как символ новой России и возрожденной Русской Церкви, никогда из нашей церковной истории ХХ века не уйдет, никогда не затмится роль, значение и сам образ этого скромного храма Трех Святителей на улице Петель, начавшегося с гаража и в самом себе отразившего тяжелейшую историю русского зарубежья ХХ века " .

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Святейший Патриарх Кирилл совершил поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню и славление перед чудотворным Зарайским образом святителя Николая Чудотворца. Было совершено освящение меда, полагающееся по уставу в этот день. Митрополит Ювеналий, приветствуя Предстоятеля, в частности, сказал, что за 870 лет, которые отмечает Зарайск, впервые нога Патриарха Московского и всея Руси вступила в сей древний град, который находится под особым покровительством чудотворца Николая. Его икона стала градообразующей для Зарайска: древний кремль был построен в период, когда на эту землю было много нашествий завоевателей. В XX веке " атеистический смерч прошелся по многим нашим землям, в том числе по Зарайской " : к 1965 году здесь оставался один храм. Четверть века назад было образовано Зарайское благочиние, пока восстановлено и построено менее половины храмов от этого числа, но народ Божий возвращается к вере. В дар Его Святейшеству митрополит Ювеналий преподнес список Зарайского образа святителя Николая. Святейший Патриарх обратился к участникам богослужения с первосвятительским словом. Он выразил благодарность за усердное служение на Московской земле митрополиту Ювеналию, на хиротонии которого во епископа Зарайского в 1965 году он присутствовал и молился, будучи иподиаконом приснопамятного владыки митрополита Никодима (Ротова). Предстоятель призвал духовенство Зарайского благочиния " трудиться, не жалея жизни своей для того, чтобы укреплялась вера в этом исторически Богом отмеченном месте Русской земли " . В дар собору была передана икона Успения Божией Матери с предстоящими святыми. Участникам богослужения были вручены иконки святителя Николая Чудотворца. ИА " Вода живая " - Патриархия.ру, 14.08.16 Поделиться 26 февраля 2019 26 февраля 2019 25 февраля 2019 20 февраля 2019 1 февраля 2019 31 января 2019 30 января 2019 27 января 2019 17 апреля 2024 14 апреля 2024 14 апреля 2024 13 апреля 2024 13 апреля 2024 13 апреля 2024 7 апреля 2024 7 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Сегодня надо не просто молиться. Сегодня нужно очень крепко молиться, потому что мы проходим через тяжелые исторические испытания. Патриарх чувствует, как холодные ветры обжигают и Церковь, и народ наш, и Отечество наше. Потому и обращаюсь сегодня к вам с особым словом. Молитесь за Отечество, потому что оно противостоит ныне мировому злу. С нами святые угодники, с нами преподобный Сергий, с нами величайшая традиция Святой Руси, — и мы не можем иначе. И все мы должны молиться, должны воспитывать наш народ в глубокой вере православной, в любви к Отечеству, к преданности традициям наших святых предшественников, среди которых преподобный и богоносный отец наш Сергий, игумен Радонежский, не убоявшийся благословить Дмитрия Донского. Он ведь ясно понимал, что это не только духовное, но и политическое деяние, однако тихий старец не убоялся, благословил и затем молился. А в результате — победа. Вот так и Церковь наша не должна сегодня бояться, не должна уходить в сторону, не должна молчать. В чем же наше участие в этой вселенской борьбе, если мы толком не молимся? Правило читаем, по четкам молитвы считаем, но о самом главном не молимся — о спасении России. О поддержке тех сил, которые сегодня на переднем рубеже борьбы за свободу нашего Отечества, а значит, и за нашу Церковь. Ведь если не будет свободной России, то и Церкви Русской не будет. Найдутся и те, кто изнутри предаст, и те, кто извне поглотит. Мое слово, обращенное к вам, окрашено в столь драматические тона, но иначе и быть не может, потому что прошли спокойные, безмятежные времена. Настало время сугубой ответственности Церкви за наш народ и нашу страну. А наша ответственность — в первую очередь в молитве и в помощи тем, кто защищает Отечество наше, в помощи тем, кто пострадал, защищая Отечество. И нужно обязательно найти место приложения не только своей молитвенной силы, но и своего внимания, своей любви. Чтобы не было так, что патриаршие добровольцы ходят по госпиталям, а монахи не ходят. В первую очередь именно монашествующие должны посещать наших раненых! Всегда же было именно так — вспомните дореволюционную Россию. Когда мы вступаем в столь трудный исторический период, мы все должны быть мобилизованы. Архиереи, священники, монашествующие, монахини наши — все! Каждый должен задать себе вопрос: что я делаю сегодня для народа нашего, для Отечества нашего, для свободы нашей Церкви?

http://radonezh.ru/2023/10/09/svyateyshi...

В этом году мы вспоминаем 100-летие со дня смерти святого равноапостольного Николая Японского. Все, что относится к Православию на японской земле, так или иначе связано с его именем. История нашего Подворья также связана с теми людьми, которые назидались примером святителя Николая. Я хотел бы сегодня особо вспомнить Преосвященного Николая (Оно) — первого японца, воспринявшего архиерейский сан, а также отца Антония Такая. Я помню этого человека: он тогда был уже совсем глубоким старцем, но имел огромный авторитет и был окружен любовью; отец Антоний скончался в 1966 году. Затем его труды воспринял на себя владыка Николай (Саяма), рукоположенный в том же году в Санкт-Петербурге, тогдашнем Ленинграде. В течение более чем четырех лет Японская Православная Церковь связывалась в сознании верующих Русской Церкви с его именем. И после того, как в 1970 году временное нарушение общения внутри Японской Церкви было преодолено, когда был утвержден как глава Японской Церкви Преосвященный митрополит Владимир, то здесь, на Подворье, продолжалась служба уже как в Представительстве Московского Патриархата на японской земле. Я вспоминаю всех представителей, которые здесь трудились. Некоторые из них уже скончались. Совсем недавно я проводил в последний путь отца Аркадия Тыщука — старшее поколение прихожан помнит его. Жив и здоров Преосвященный Ириней , который сегодня является митрополитом Днепропетровским. Не буду перечислять всех тех, кто положил столько сил и забот ради процветания нашего Подворья. В течение долгих лет настоятелем здесь является отец Николай Кацюбан, на плечи которого легла и особая тяжесть окончательного решения вопроса, связанного с получением земли и строительством этого храма. Все, кто здесь служил и молился, и те, кто молится и служит ныне, не только укрепляют православную веру в своих сердцах, но и содействуют укреплению Православия в Японии. Поэтому я хотел бы сегодня выразить особую признательность им всем: мысленно — тем, кто ушел от нас, за подвиг их жизни, и видимым образом выразить свою благодарность тем, кто жив».

http://patriarchia.ru/db/text/2474804.ht...

В самый день праздника члены делегации сослужили митрополиту Ювеналию за Божественной литургией в том же соборе. В совершении литургии приняли участие архиепископ Верейский Евгений, епископы Филиппопольский Нифон (Антиохийский Патриархат), Красногорский Савва, Дмитровский Александр и епископ Никон. Митрополит Даниил, обращаясь к собравшимся архипастырям, пастырям и прихожанам храма, заверил, что верующие Грузинской Православной Церкви всегда испытывают самые теплые чувства к Русской Православной Церкви. Он подчеркнул, что здесь, у святой раки с мощами Небесного покровителя Святейшего Патриарха Алексия, он сугубо молился о том, чтобы Господь изгладил средостение порой имеющего место взаимного недопонимания в отношениях между нашими странами, дабы укрепились традиционные узы братства и дружбы наших Церквей и народов. 3 июня делегация Грузинской Церкви имела братскую встречу с также находящейся в Москве делегацией Православной Церкви в Америке во главе с Блаженнейшим Митрополитом Американским и Канадским Германом. В тот же день представители Грузинской Церкви посетили святыни Москвы: в храме Святителя Николая в Толмачах они молились у древнейшей святыни Москвы - Владимирской иконы Божией Матери, побывали в Иверской часовне и в Казанском соборе на Красной площади, в Воскресенском храме в Сокольниках. Повсюду гости из Грузии встречали теплый прием со стороны священнослужителей и верующих москвичей и гостей столицы. 3 июня в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата прошли переговоры делегаций Русской и Грузинской Православных Церквей. Со стороны Русской Православной Церкви в них приняли участие председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл и секретарь ОВЦС МП по межправославным отношениям протоиерей Николай Балашов. В атмосфере братской любви и взаимопонимания обсуждались вопросы как двусторонних отношений между Русской и Грузинской Православными Церквами, так и общеправославного характера. Было выражено общее убеждение в том, что духовное братство единоверных народов России и Грузии составляет ту непоколебимую основу, на которой должны созидаться и отношения между двумя государствами. Состоялся плодотворный обмен мнениями относительно дальнейших шагов, направленных на более тесное взаимодействие Церквей-Сестер.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Понятие жертвенности уходит из жизни людей еще и потому, что многие не могут понять: а почему и во имя чего я должен жертвовать что-то другому человеку? Живем один раз, так зачем я должен оторвать от себя что-либо и отдать кому-то еще? Психология потребления, которая сегодня становится господствующей, вытесняет саму идею жертвенности. Находясь на сем месте, взирая на памятники погибшим русским людям здесь, на болгарской земле, поневоле задаешь себе вопрос о том, какое же огромное значение имеет жертва в жизни человеческого общества. Если бы люди не жертвовали один ради другого, то не было бы великих свершений и побед, и неизвестно, каким был бы род человеческий и какие силы господствовали бы сегодня над ним. Мы преклоняем свои сердца, свои главы пред памятью героев, которые принесли жертву во имя других людей, отдали ради них свою жизнь. Уже одно только это является достаточным основанием для того, чтобы всегда стояли памятники тем, кто жертвовал жизнью ради других, чтобы всегда сохранялась память об этих людях, а из человеческого общества не уходило священное понятие жертвы. Я молился сегодня о тех русских воинах, которые, в большинстве своем добровольно, по зову государя императора Александра Николаевича, пришли в Болгарию, чтобы освободить эту страну от пятисотлетнего иноземного ига. Может быть, уже многие не знают, сколь драматичной была та война и как много крови пролилось. Но эти памятники помогают нам воскресить в нашей памяти героизм и жертвенность тех, кто бескорыстно освобождал своих братьев. У знаменитого памятника " Алеша " я думал о множестве людей из моей страны, которые погибали, защищая свою Отчизну и освобождая Европу от фашизма. И как важно, чтобы никакая историософия, никакое толкование истории никогда не вычеркнули из сознания людей уважение перед теми, кто был готов жизнь свою отдать, по слову Божию, за други своя. Я рад быть на гостеприимной болгарской земле, встречаться с духовенством, с верующим народом, с представителями властей. Радуюсь возможности окунуться в замечательную атмосферу дружбы, которой характеризуются связи между нашими народами. Пусть будет так всегда! Пусть благословение Божие пребывает над Болгарией и над странами Святой Руси. Храни вас Господь».

http://patriarchia.ru/db/text/2190940.ht...

При реализации данного проекта использовались средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 1 апреля 2015 года и на основании конкурса, проведенного фондом Института социально-экономических и политических исследований. В 2016 году в России, Греции и на Святой Горе Афон торжественно отмечается тысячелетие русского присутствия на Афоне. В самом начале XI века на Афоне богомольцами, пришедшими из Древней Руси, был заложен первый русский монастырь. История русского присутствия у подножия Святой Горы тесно переплетена с событиями отечественной истории: в годы смут и войн связи между Россией и Афоном истончались, помощь афонским монастырям оскудевала, но с наступлением мира взоры русских ктиторов и богомольцев устремлялись к Афону. На протяжении трех веков представители Дома Романовых жертвовали на устроение и возобновление афонских храмов, в XIX веке великие князья Романовы неоднократно посещали Святую Гору. ХХ век был столетием великих испытаний, но и в тяжелые годы на Афоне русский дух был жив: до своей кончины в 1938 году там молился один из самых почитаемых святых нашего времени блаженный старец Силуан, причисленный к лику святых Русской Православной Церковью в 1992 году. В последние десятилетия Московский Патриархат обращает особое внимание на возрождение русского присутствия на Афоне. В 2013  и в 2016 году афонские обители посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В фотографии с первых лет ее появления некоторые сразу отметили важные качества — беспристрастную картину земного бытия, отсутствие приукрашивания светских лиц и, одновременно, раскрытие красоты божественного творения — окружающего нас мира. Русский дворянин Петр Иванович Севастьянов, приехав на Афон с экспедицией для съемки «видов и древностей» в 1857-1860 годах, руководствовался идеей сохранения в фотографии тысячелетнего наследия монашеских трудов. Передав после экспедиции фотографическое оборудование Свято-Андреевскому скиту, Севастьянов помог основанию первых фотографических студий Афона: в Свято-Андреевском скиту и в Свято-Пантелеимоновом монастыре. Обе студии получили благословение духовника обители иеросхимонаха Иеронима, много способствовавшего русскому возрождению Афона во второй половине XIX века.

http://patriarchia.ru/db/text/4656074.ht...

Сегодня мы тоже нуждаемся в единстве — в единстве с нашими братьями и сестрами на Украине. Мы знаем, в каких трудных обстоятельствах находится сейчас Украинская Православная Церковь Московского Патриархата. Я особо молился сегодня за Блаженнейшего владыку Предстоятеля и, конечно, за весь епископат и за весь верующий народ Украины; и вас также призываю к этим молитвам. Не дай Бог, чтобы нынешняя политическая ситуация в близкой нам братской Украине была направлена на то, чтобы злые силы, которые всегда боролись с единством Руси и Русской Церкви, одержали верх. Не дай Бог, чтобы между Россией и Украиной пролегла страшная черта, обагренная кровью братьев. Мы должны молиться за восстановление мира, за восстановление добрых братских отношений между нашими народами. Залогом этого братства является наша единая Православная Церковь, которая на Украине представлена Украинской Православной Церковью, возглавляемой Блаженнейшим Онуфрием. Мы и за них сегодня молились. За то, чтобы Господь дал им силу и мудрость отражать, подобно Патриарху Тихону, прилоги лукавого и одновременно верой и правдой служить своему народу, в том числе всячески содействуя миру. Пусть Господь хранит Церковь нашу в единстве. Пусть Господь оградит народы, входящие в единое пространство Русской Православной Церкви, от междоусобной брани. Нельзя дать посмеяться над нами темным и враждебным внешним силам, нужно делать все для того, чтобы сохранять мир между нашими народами и одновременно ограждать наше общее историческое Отечество от всех действий извне, которые могут разрушить это единство. Сегодня особая молитва о Блаженнейшем Онуфрии, о Церкви нашей и о благочестивых чадах наших. Пусть Господь хранит землю Русскую. Когда говорю «Русскую», то употребляю древнее выражение из «Повести временных лет» — «Откуда есть пошла Русская земля». Землю, в которую ныне входят и Россия, и Украина, и Беларусь, и другие племена и народы. Чтобы Господь хранил землю Русскую от врагов внешних, от нестроений внутренних, чтобы укреплялось единство нашей Церкви и чтобы по милости Божией все искушения, прилоги, провокации отступили и чтобы народ наш благочестивый на Украине мог наслаждаться миром и спокойствием. Об этом сегодня наши молитвы. И прошу всех вас и в церковных, и в домашних молитвах поминать Блаженнейшего Онуфрия, поминать наших братьев и сестер на Украине и молиться о мире.

http://radonezh.ru/2022/02/28/svyateyshi...

Сердечно благодаря всех, кто сегодня вместе со мной молился в этом храме, и всех, кто сегодня по всему лицу земли нашей возносит о мне, недостойном, свои молитвы, я бы просил еще и еще усилить эту молитву. Потому что время, в которое мы живем, не становится более легким и спокойным; и даже постигшая всех нас пандемия вирусной инфекции является знаком этого неблагополучия и этих трудностей. Это лишь один материальный знак, но как много существует духовных, скрытых знаков неблагополучия, которое действительно прикасается к жизни огромного количества людей! И если добраться до первопричины этого неблагополучия, то это отнюдь не материальные факторы, которые с годами не становятся хуже, — хотя во время пандемии и это испытание выпало на долю нашего народа. В первую очередь это не столько материальные искушения и трудности, сколько искушения чисто духовные. Мы понимаем, видим — когда я говорю «мы», я имею в виду всю Церковь, — что испытания, через которые проходит Церковь XXI века, носят, несомненно, апокалиптический характер. Это испытания, связанные в первую очередь с нашей верой, с нашей верностью Господу, с нашей способностью жить по Божиему закону, не на словах исповедовать веру и не по привычке ходить в храм, а следовать основам нашей веры, Божественным заповедям в своей собственной жизни, через что и достигается спасение благодатью Божией и подлинное благополучие человеческой жизни — и уже здесь, на земле, и, конечно, в Царствии Небесном. Еще раз прошу вас поминать меня в ваших святых молитвах, дабы Господь дал сил духовных, физических, чтобы достойно нести служение, к которому я призван. Еще раз благодарю сердечно собратьев-архипастырей, моих ближайших собратьев — членов Священного Синода, а также весь епископат нашей Церкви за поддержку, за ревностное осуществление всего того, что решениями Священного Синода во главе с Патриархом определяется в качестве направлений церковной жизни, всего того, что было поддержано Поместным и Архиерейскими Соборами, всех тех многочисленных программ, которые осуществляются ныне в сфере пастырского, учительного, духовнического и прочих служений нашей Церкви.

http://radonezh.ru/2021/02/01/svyateyshi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010