Пойдем поприщем поста, как поприщем благодатного просвещения ума, очищения сердца укрепления к добру воли; пойдем в твердом уповании на Бога во взаимном мире и незлобии друг ко другу, в благой решимости духа всеми мерами исправлять и на всякое благое дело уготовлять себя пред Богом. Будем по возможности очищать тело наше воздержанием душу просвещать молитвою и Богомыслием; заключим чувства наши от всего вредоносного; отверзем для всего, что способно питать в нас страх Божий и умиление о грехах наших; взор наш отвратим от всего соблазнительного, от всего возмутительного для внутреннего чувства, да зрит оно паче всего распятого Господа; слух да оглашается токмо словом Божиим и благими вещаниями мира, взаимного назидания, утешения; язык наш да износит во-первых слово молитвы, потом да изрекает глаголы благоговения и страха Божия, глаголы здравого разума и благого чувства. Так будем совершать поприще поста, чтобы, постясь телесно, поститься и духовно, и, простираясь вперед, не ослабевать в духовном течении, но, по благодати Божией, восходить от телесного воздержания к духовному, к подвигам умерщвления плоти и распинания страстей и похотей; и веруем, что Господь по мере трудов наших даст нам силу, и по мере внутреннего сетования подаст и благодатное утешение. Аминь. 6. Среда. – См. четыредесятница, как воспоминание четыредесятдневного поста Спасителя, должна быть подражанием примеру Его Приидите, якоже Господь постом уби врага, сим и мы сокрушим его стрелы и ловления (Вторн. 1 седм. утр. пес. 9). И сам Божественный Подвигоположник наш Иисус Христос постом предначал великое дело спасения нашего; постом вступил в поприще спасительных подвигов искупления нашего; постом одержал первую победу над диаволом, преодолев три сильнейшие и вкупе дерзновеннейшие искушения от него. Изнуренного сорокадневным постом Божественного Постника искуситель, во-первых, побуждал к немедленному удовлетворению томившего Его глада, льстивым внушением обратить камни в хлебы, и – отражен был словом Божиим, что человек и среди глада телесного может поддерживать жизнь свою словом Божиим. Потом поставив Подвигоположника на крыле церковном, искуситель понуждал Его броситься вниз в той уверенности, что Ангелы на руках возьмут Его, и безопасно поставят на земле. И опять отражен был словом Божиим: не искусиши Господа Бога твоего, т. е. что слово Божие воспрещает ожидать от Бога без нужды сверхъестественной помощи. Наконец искуситель, в мгновении ока показав Божественному Ратоборцу все царства земные, обещал дать Ему всю славу их, если он падши поклонится ему, думая, что уничижением вызовет Подвижника к обнаружению неведомой силы Его. Но могущественно отражен был и силою духа: прочь сатана, и силою слона Божия, что только одному вышнему Богу подобает рабское поклонение и служение. Все сии искушения преодолел Спаситель, после 40-дневного поста, словом Божиим в глубоком смирении, преодолел как человек, не показывая в Себе никакого знамения Божества, в подкрепление искушаемого человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Что же надлежит делать? Надлежит себя врачевать, врачевать скорбением, сетованием, удалением от того, чем довели себя до душевного расстройства, до беспорядка жизни и дел. И не иным можем врачевать себя способом от обладающих нами порочных склонностей и привычек, как тем, чтобы изгонять из себя противное противным, изгонять Богомыслием буйные помыслы, вниманием к себе – рассеянность, воздержанием – изнеженность, обузданием чувств – расслабление, очищением сердца – растление его. И настоящее время св. Четыредесятницы есть самое благоприятное время для духовных подвигов, для ратования против плоти, для борьбы с соблазнами мира, для брани с миродержителем тьмы века и духами злобы поднебесными. Св. Четыредесятница есть священнейший для христианина подвиг, который он совершает по примеру Спасителя своего, 40 дней и 40 нощей постившегося в уединенной пустыне; есть, как называют ее св. отцы, одесятствование года, по которому мы в подвигах воздержания и молитвы приносим Господу десятую часть года, подобно тому, как сыны Израилевы, во исполнение заповеди древнего закона, приносили Господу Богу в дар десятую часть от всего, елико притяжали. И не воспламенится ли дух наш священным рвением к духовным подвигам, когда при свете слова Божия помыслим, коль легко и благонадежно ратовать под вожденачальством Иисуса против невидимых врагов и щитом веры угашать все разженные стрелы их? Как утешительно, шествуя за Подвигоположником нашим путем очищения, достигать в меру Божественного уподобления Ему! Какое блаженство при небесном споборстве путем побед достигать внутреннего мира, чистоты совести, единения со Христом, братолюбного общения даже с ненавидящими нас! Подлинно, при благоговейном помышлении о благодатной сладости и спасительности духовных подвигов, дух наш горит желанием вкупе подвизаться со Спасителем нашим и вступить в очистительный подвиг против страстей, воюющих на душу нашу. Но дух бодр, а плоть немощна. Когда приступим к самым подвигам: то плоть наша, внешний наш человек скорбит и тяготится, ослабевает и малодушествует.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Оставльше убо отцы, яже по части в мире, сими бывшая повествовати безчисленна суща, первозданнаго Адама предлагают, елико зло пострада, от еже ни вмале поститися, отонуду и нашему приведе естеству, яве предпоказующе. И якоже первое в человецех Божие заповедание поста доброе, еже не сохранив он: но чреву покорься, паче же прелестнику змию Евою, не токмо Бог не бысть, но и смерть привлече, и пагубу всему роду подаде. Воспоминание это святые отцы наши установили перед началом Святой Четыредесятницы, чтобы на деле показать, сколь полезно человеческой природе лекарство поста и сколь велик, напротив, пресыщения и ослушания позор. Итак, оставив в стороне, как бесчисленное, все происходящее из-за этого в Mipe по отдельности, отцы представляют первозданного Адама и то, какое зло претерпел он, не сохранив пощения в малом и таким образом привив это зло нашему естеству. Ясно показывают они и то, что первая заповедь Бога к людям была о благородстве поста и что Адам, не сохранив эту заповедь и уступив чреву, а лучше сказать, обольстителю-змею чрез Еву, не только богом не стал, но и смерть на себя навлек и всему роду своему передал пагубу. Пищи убо ради перваго Адама, Господь дней постися четыредесять, и послушлив бысть: егоже ради и настоящая Святая четыредесятница Святыми апостолы умыслися, да еже не сохранив 18 он пострада, погубив нетление, сохранивше мы восприимем постом. Из-за этого-то услаждения первого Адама Господь сорок дней постился и в послушании пребыл; с тем и настоящая Четыредесятница задумана святыми апостолами, чтобы мы приобрели пользу от поста, соблюдая то 18 , от несоблюдения чего пострадал погубитель первоначального нетления. Инако же, якоже и предрекохом, намерение Святых сие есть, да яже из начала даже до конца дела бывшая Богом, вкратце объимут. Елма же всех по нам виновно преступление и от пищи испадение Адамово: по сему слову сие ныне предлагают, память нам творящым, онаго да убежим, паче же невоздержанию во всем да не ревнуем. Но целью святых, как мы сказали, было также вкратце объять дела, совершенные Богом от начала до конца мироздания.

http://azbyka.ru/cobranie-sinaksarej-pos...

6, 3). 107. 1) Ныне Четыредесятница: благоустройся же каждый, как она требует. – 2) не одно внешнее умерщвление плоти и телесные подвиги требуются, но паче отсечение всего худого и своей воли, – смирение и послушание. 33] 1) Ныне, как ведаете, святая Четыредесятница, требующая от нас духовных подвигов гораздо больше, чем в обыкновенное время, именно: усерднейшей готовности на все доброе, благодушия, мужества, трудолюбия, терпения, небошественной молитвы, слезоносного умиления, сердцесокрушенного смирения, соразмерного воздержания не только от яств и питий, но и от зависти, ненависти, гнева, задорности, ропотливости, гордости, доброненавистнейшей страсти. Осмотрите же себя повнимательнее, очистите себя по указанию сказанного пред сим и благоустройте себя в сосуды избранны, в органы богогласные, Духом Святым движимые. К сему призывает время; это собственно и есть пост. 2) Не говори мне никто: я столько-то пою и стихословлю, столько-то молюсь, мало очень ем, мало пью, сидя немного принимаю сна, столько-то делаю коленопреклонений, воздеваю руки мои на небо на мног час. Благоприятно конечно и это все. Но вот что скажи ты мне, уничиженно ли твое мудрование, сокрушен ли дух, отсечена ли своя воля, чтоб всегда благопослушну быть, никогда не противоречить, отнюдь не роптать, совсем не спорить, не завидовать брату, не суемыслить и не суесловить, зачем то, зачем это? Отчего тот в таком положении, а этот в таком? И от сего изменяться сердцем, озверяться лицом и износить не из благого, а из злого сокровища сердца своего слова неверия, бесстрашия и нестроения, которые не только его, но и слушающих могут низринуть в ров падения. Не таковы дела поста и не таковы упражнения воздержания. Но если кто имеет в себе действо смирения и послушания, то сими двумя добродетелями, как двумя крылами, воспаряет он на небеса и собеседником Богу бывает. 108. 1) Не допустим разленения, помня, что Богу работаем, Который и воздаст по усердию и ревности. – 2) При сем будем блюсти и прочий весь строй жизни, внутри и вовне, в совершенстве. – 3) Мужайтесь: Бога имеем помощником, и Пресвятую Богородицу, и святых Божиих, особенно наших – свв.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Мы помним, что Господь воскресил четырехдневного мертвеца (Ин. 11, 1-45). Он знал, что Лазарь болел и умер, и, тем не менее, словно нарочно медлил и не приходил в Вифанию, хотя дом праведных Марфы и Марии и их брата Лазаря был тем домом, который, по-видимому, Господь часто посещал. И вот, зная о болезни Лазаря, его смерти и погребении, Господь пришел, когда тот уже 4 дня лежал во гробе. Все это переживается и является в богослужении. Упоминания об этом есть в богослужебных текстах уже с первых дней седмицы: «Вчера и днесь болезнь Лазарева, сию бо Христу являют сродницы…» — вчера и сегодня уже болеет Лазарь, и Христос об этом знает, потому что ему сообщили родственники. Таким образом, нас не просто информируют, а вовлекают в ход событий. В среду мы слышим: «Днесь издше Лазарь», — сегодня умер Лазарь. И наконец: «Днесь Лазарь умерый погребается…» — вот уже полагается во гроб. Таким образом, прослеживаются все этапы, предшествующее этому великому чуду. А мы вместе с сестрами Лазаря находимся в ожидании Господа и недоумеваем, почему же Он не приходит. Эта седмица становится путем, ведущим ко дню воскрешения Лазаря. Страстную седмицу и предшествующие ей праздники — Неделю ваий и субботу Лазареву — нужно отличать от Великого поста. Святая Четыредесятница — это время подготовки, а Страстная — это уже не пост, а цель поста, то, к чему мы готовились и в чем мы должны, подготовившись и потрудившись в меру своих сил, участвовать. В пяток ваий несколько раз поется такой текст: «Душеполезную совершивше четыредесятницу…», т.е. уже окончив время св. Четыредесятницы, которая должна была принести пользу душе, «… и Святую седмицу страсти Твоея просим видети, Человеколюбче». В пятницу на седмице ваий св. Четыредесятница кончается; мы уже стоим в преддверии Страстной седмицы. В Великом Посту 6 седмиц, но субботы и воскресенья не являются постными днями — не в том смысле, что отменяется телесное воздержание, а в том, что устроение богослужения совсем другое: в субботу и воскресенье совершается полная литургия, совершается Таинство Евхаристии.

http://pravmir.ru/lazareva-subbota-2016/

   [Смотри] Потребно есть, и сие ведати, яко в пятцех святыя четыредесятницы, поем час 3, и 6, вкупе же и 9. На вечерни, же оставляем поклоны от начала, кроме трех великих.     В пяток 2-я седмицы вечера,    Стихословим кафисму, Ко господу внегда скорбети ми: И по коемждо антифоне, творит иерей ектению малую. И поем Господи воззвах, во глас самогласна триоди. И прочая служба вечера, и литургии преждесвященныя, якоже изъявися в среду и пяток мимошедшия седмицы. [Смотри] Аще ли не будет преждесвященныя, по обычной кафисме, поем Господи воззвах, во глас октоиха, и стихиры на 6: мученичны гласа три: и минеи святаго подобны 3. Слава, святаго, аще есть: Аще ли ни, Слава, мертвен дамаскиновых октоиха. И ныне, богородичен 1-й гласа. На стиховне триоди самогласен дне, дважды: и мученичен, в тойже глас: писаны на Господи воззвах. Слава, и ныне, богородичен, в тойже глас. Ныне отпущаеши: Трисвятое. Тропарь: Апостоли, мученцы и пророцы: Слава, Помяни Господи: И ныне, богородичен, мати святая: Таже, ектениа: Помилуй нас Боже: и поклоны 3 великия, и молитва: Всесвятая Троице: Буди имя господне: и псалом, благословлю Господа: и отпуст.    [Смотри] Должно есть ведати, яко сице совершается служба во вся пятки, от сея седмицы, даже до пятка пятыя седмицы поста. На повечерии, по 1-м трисвятом, Тропарь: Апостоли, мученцы: Слава, Помяни Господи: И ныне, богородичен, мати святая: По 2-м трисвятом, Помилуй нас Господи: По Достойно, и по трисвятом, кондак, Со святыми упокой: И отпуст малый.     В субботу 2-ю постов на Утрени.    Поем Аллилуиа, на глас 2-й. Стихи зри в субботу мясопустную. Тропарь, глас 2: Апостоли, мученцы и пророцы: дважды. Слава, мертвен: Помяни Господи: И ныне, мати святая: и стихословим кафисму 16: Рече Господь господеви моему: и седальны мученичны октоиха 3, и мертвен. Слава, и ныне, богородичен 1-й настоящаго гласа. И чтение в шестодневе златоустове. Таже, блажени непорочнии, поем на глас 5, с припевы: благословен еси Господи: Разделяем на две статии. иерей же кадит посреди кафисмы, и творит ектению о усопших.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Хотя к предложенному вопросу и не относится, но как пред- 683// ставился случай, то считаю нужным упомянуть здесь и о том, что по свидетельству старцев в эти дни на всех христиан, особенно на монахов, гораздо сильнее нападают враги их, подобно тому, как израильтяне в Египте терпели сильнейшие притеснения. И ныне истинного Израиля, т. е. христиан, особенно монахов, духовные египтяне стараются удержать за тяжелыми земными делами, чтобы они, посредством любезного Богу успокоения (от дел), оставив египетскую землю, не достигли безмятежного пристанища добродетелей; и против нас фараон в гневе говорит: они праздны, потому и кри-чат: пойдем, принесем жертву Богу нашему; дать им больше работы, чтоб они работали и не зани-мались пустыми речами (Исх 5, 8, 9). Нечестивые по суете своей почитают суетным святое жертвоприношение Господу, совершаемое только в пустыне свободного духа; ибо грешнику противно богопочтение. глава 29 Совершенные превосходят закон Четыредесятницы Итак, этим законом Четыредесятницы не связывается праведный и совершенный; он не довольствуется подчинением этому малому правилу, которое предстоятели церквей постановили для тех, которые в течение всего года предаются утехам или мирским делам, чтобы они, связанные этою законной необходимостью, вынуждены были, по крайней мере, в эти дни послужить Господу и посвятили Ему хоть десятую часть дней своей жизни, все, как какие–нибудь плоды, они сами пожирали. Впрочем, праведники, которым закон не положен (1 Тим 1, 9) и которые духовными обязанностями занимаются не эту малую, т. е. десятую часть года, но все время своей жизни, как свободные от принесения законных десятин, если случившаяся уважительная, святая нужда заставит их, отваживаются без всякого колебания делать и послабление в посте. Ибо не требуется маловажная десятина от 684//тех, которые вместе с собою все свое принесли Господу. Этого, конечно, не может, без крайней виновности в обмане, сделать тот, кто, ничего добровольно не принося Богу, необходимостью закона побуждается безоговорочно принести свои десятины.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Возлюбленные! Св. Четыредесятница великого поста установлена св. Церковью в благоговейное воспоминание и святое подражание подвигов четыредесятодневного поста Спасителя нашего. Пойдем святым поприщем поста, как поприщем благодатного очищения душ и телес, имея пред очами с одной стороны великую нашу греховность и нечистоту, с другой труды и подвиги Божественного Подвигоположника нашего. Хотя тихо, хотя медленно, хотя издали, но если пойдем в след Божественного Крестоносца тесным и прискорбным путем Его, пойдем за Ним подобно Петру плача, подобно женам рыдая и сетуя, пойдем за ним в сокрушении и умилении о грехах наших, пойдем, – не оставляя Его, всегда устремляя взор к Нему: то веруем, что со Иисусом без труда, не тяжко пойдем, и при помощи Иисуса не вотще, и не без плода пойдем. Но последуем сперва за Иисусом в пустыню, потщимся привести себя в тишину, уединение, собранность, дабы лучше видеть темную область грехов и прегрешений наших, и среди умиления и сокрушения, среди слез и воздыханий, путем очистительных постных подвигов шествовать за Иисусом и до вертограда Гефсиманских подвигов Его, где Он не только скорбел и тужил, но с воплем крепким и со слезами молился за нас. Колико же нам нужно, колико нам необходимо с болезнью сердца скорбеть, тужить, плакать со Иисусом ради Иисуса, во очищение множества грехов и прегрешений наших! И нужно и спасительно и сладостно скорбеть со Иисусом и ради Иисуса. Воззовем в крепости умиления и сокрушения и устами и сердцем ко Иисусу, да ведет нас своею благодатью поприщем св. поста ко очищению душ и телес наших, и да дарует нам и святое желание и силу, и алкать и жаждать, и сетовать и скорбеть, и лишаться и страдать ради Его и ради правды Его. Ибо верно слово, что если мы, благодатью Христовою, сподобимся быть мало елико общниками страданий Его, то сподобимся, благодатью Его, быть причастниками и славы Воскресения Его. Аминь. 7. Четверток. – Время поста, как время духовной печали, необходимо для врачевания дущевных недугов Возсия весна постная, цвет покаяния; очистим убо себе, братие, от всякия скверны.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

«Черная смерть» – название катастрофической пандемии чумы, поразившей Византию и западную Европу с весны 1347 г. до 1350 г. Точно ее разновидность не удалось установить. В Византии она унесла третью часть, а в Европе, куда ее занесли италийцы на кораблях с берегов Черного моря, больше половины населения, около 20 млн человек. Инфекция поражала легкие и кровь, у больных появлялась очень высокая температура тела, кровавая рвота, огромные волдыри или опухоли под мышками и в паху, кожа приобретала красно-бурый или фиолетовый цвет. Как правило, уже на второй – третий день следовала смерть, особенно если оказывались задеты легкие. Болезнь распространялась очень быстро, при малейших контактах с заболевшими и особенно активно распространялась по торговым путям. Она считалась «ядовитым ветром» и рассматривалась как кара Божья. Вспышки Ч. с. возобновлялись примерно каждые десять лет и длились до XVII в. Черные булгары – они же волжские булгары, тюркский народ, некоторое время обитавший на побережье Волги. См.: тюрки. Четверица наук – см.: математическая четверица. Четьи минеи – см.: агиография, минологий. Четыредесятница – семинедельный («Великий») пост перед Пасхой. См.: Святая Четыредесятница, Агиа Тессаракости. Чингисхан – дословно «Великий хан» (настоящее имя Темучжин), знаменитый правитель монголов и завоеватель (ок. 1160–1227 гг). Ему было около 10 лет, когда его отца Есугея подло отравили татары, и весь род ушел, бросив его мать с пятью сыновьями и дочерью одних, без скота, лошадей, пищи. В 16 лет будущий хан женился, а приданое жены принес в дар одному из самых сильных вождей степи, бывшему союзнику своего отца. Но вскоре на его семью напали враги, чтобы отомстить за старые обиды. Темучжин бежал, а его жена Бортэ попала в плен и стала рабыней, наложницей простого воина. Беглец обратился за помощью к другу детства, побратиму Джамухе, который был вождем племени. Набег прошел успешно и вокруг Темучжина стали скапливаться силы. В 1182 г. «людей длинной воли», то есть отколовшихся от своих родов изгоев, набралось уже 13 000 и они провозгласили Темучжина своим Великим ханом, принесли ему присягу. В ней говорилось, что в новой орде все равны, нет интересов племени или рода. Новый союз готовился для войны и грабежа. Политическими интригами, терпением и дальновидными действиями Ч. переманивал на свою сторону другие степные племена. При этом злополучное племя татар было почти полностью истреблено, но, по иронии судьбы, его название перешло на монголов. На Руси их называли именно «татары», а в исторической литературе принято «татаро-монголы» или «монголо-татары» Создав сильную армию и начав масштабные завоевательные войны, Ч. не завершил их. Умирая в 1227 г, он завещал наследникам дойти до «последнего моря», то есть Атлантического океана. См.: Золотая Орда.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Хотя к предложенному вопросу и не относится, но как представился случай, то считаю нужным упомянуть здесь и о том, что по свидетельству старцев в эти дни на всех христиан, особенно на монахов, гораздо сильнее нападают враги их, подобно тому, как израильтяне в Египте терпели сильнейшие притеснения. И ныне истинного Израиля, т. е. христиан, особенно монахов, духовные египтяне стараются удержать за тяжелыми земными делами, чтобы они, посредством любезного Богу успокоения (от земных дел), оставив египетскую землю, не достигли безмятежного пристанища добродетелей; и против нас фараон в гневе говорит: «они праздны, потому и кричат: пойдем, принесем жертву Богу нашему; дать им больше работы, чтоб они работали и не занимались пустыми речами» ( Исх.5:8–9 ). Нечестивые по суете своей почитают суетным святое жертвоприношение Господу, совершаемое только в пустыне свободного духа; ибо грешнику противно богопочтение. Глава 29. Совершенные превосходят закон Четыредесятницы Итак, этим законом Четыредесятницы не связывается праведный и совершенный; он не довольствуется подчинением этому малому правилу, которое предстоятели церквей постановили для тех, которые в течение всего года предаются утехам или мирским делам, чтобы они, связанные этою законной необходимостью, вынуждены были, по крайней мере, в эти дни послужить Господу и посвятили Ему хоть десятую часть дней своей жизни, которые все, как какие-нибудь плоды, они сами пожирали. Впрочем, праведники, которым закон не положен ( 1Тим.1:9 ) и которые духовными обязанностями занимаются не эту малую, т. е. десятую часть года, но все время своей жизни, как свободные от принесения законных десятин, если случившаяся уважительная, святая нужда заставит их, отваживаются без всякого колебания делать и послабление в посте. Ибо не требуется маловажная десятина от тех, которые вместе с собою все свое принесли Господу. Этого, конечно, не может, без крайней виновности в обмане, сделать тот, кто, ничего добровольно не принося Богу, необходимостью закона побуждается безоговорочно принести свои десятины.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010