Это христианам говорится, а не иудеям и язычникам, которые и устами отвергают Христа. Мало стадо истинно принимающих Христа. К ним говорит Христос: не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство ( Лк. 12, 32 ). К прочим говорит: что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю ( Лк. 6, 46 )? И в последний день ответит им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие ( Мф. 7, 23 ). Поэтому апостол всякому христианину говорит: да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа ( 2Тим. 2, 19 ). Принять Христа и не любить Христа есть противоречие, это то же самое, что и не принять. Пришел Он не ради Себя в мир, но ради нас. Рассуждай об этом, и увидишь, как высоко Он почтил нас. Ради нас пришел Господь наш. Мы рабы Его непотребные, но Он не презрел нас. Видишь, что Христос для нас: Господь и Спаситель. Потому требуется от нас к Нему любовь, чтобы возлюбить явление Его, и от любви принять Его, как Господа и Благодетеля великого, а от этого последует и послушание Ему. Старайся Богу угождать верой и послушанием, то есть делай то, чего Он хочет, и что Ему угодно, и не делай того, чего Он не хочет и что Ему неугодно. Без послушания, что ни делает человек, неугодно Богу. Пост После Крещения [Иисус Христос] изведен был духом в пустыню и сорок дней постился. Подражая Христу, святая Церковь содержит ежегодно пост Четыредесятницы, который всегда бывает перед праздником святой Пасхи. Как видим, есть пост телесный, есть пост и душевный. Телесный пост – когда чрево постится от пищи и питья. Душевный пост – когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Изрядный постник тот, кто удерживает себя от блуда, прелюбодеяния и всякой нечистоты. Изрядный постник тот, кто воздерживает себя от гнева, ярости, злобы и мщения. Изрядный постник тот, кто наложил на язык свой воздержание и удерживает его от празднословия, сквернословия, безумия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Изрядный постник тот, кто руки свои удерживает от воровства, хищения, грабежа и сердце свое – от желания чужих вещей.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Наконец, втретьих, само название святая Четыреде-сятница заставляет искать в ней еще особенной душепо-лезности. Слово святая показывает, что она есть время освящения, то есть время, посвященное Богу, а через это и освящающее человека. Всего неестественнее роду избранному, царственному священству, народу святому, людям, взятым в удел ( 1Петр.2:9 ), освященным таинством Крещения, приметаться к сквернам греха; еще более неестественно быть оскверненным в то время, когда призываешься на величайший праздник земли и неба и должен занять место между ангелами… Душеполезная Четыредесятница приносит душе и эту окончательную пользу. Она освящает человека. Она есть десятина Богу из всего года христианского, есть жертва хвалы Ему и благодарения. Принося ее Богу, мы привлекаем тем на себя Его оправдывающую милость, покрывающую все недостатки и нашего поста, и нашего говения, делаемся непорочными и святыми; мало того — мы освящаем собой всю землю, и еще более — несем освящение в преисподняя земли, в обители усопших братий наших. Святое семя будет корнем земли ( Ис.6:13 ), — сказал Господь. Чего еще более? Семя же святое, как мы видели, растет в святую пору. Освятив, святая Четыредесятница передает нас потом святой седмице страстей Христовых. Будем переходить от одной святыни к другой. Святый да освящается еще ( Откр.22:11 )! . Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея просим видети, Человеколюбце! То, к чему вела и приготовляла нас святая Четыредесятница, уже наступает, братия! Близится конец, долженствующий увенчать дело. Всякий порыв богомудрия, всякий подвиг богоутождения теперь должны получить свое завершение. Святую Четыредесятницу сменяет доверши-тельная седмица постнического говения, называемая великой и страстной. Христос, о Котором столько сказано было уму и сердцу в истекшее время, явится пред очами всех страждущим и входящим в славу Свою так живо, ясно и поразительно, как если бы очи наши были те самые блаженные очи, которые некогда видели Господа нашего и рабом умаленным и смирившимся, и Богом неба и земли. Для чего Он явится? Конечно, для того, чтобы Его увидели.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

Протоиерей Александр Авдюгин: Впервые в моей жизни столь трагично начинается Святая Четыредесятница… Оглянитесь вокруг: все друг друга обвиняют, а если каются, то лишь тогда, когда заставляют. 28 февраля, 2014 Оглянитесь вокруг: все друг друга обвиняют, а если каются, то лишь тогда, когда заставляют. Вспомним путь нашего «прости», по годам своей же собственной жизни расписанный. Первое «мамочка прости больше не буду», чуть позже «Марь Ивановна, простите, не выучил», затем «прости дорогая (дорогой)». И нынешнее высшее, если добрались к нему, – «Господи, прости!» Тернист путь к этому крику к Богу… Чувство вины жить во мне не желает. Постоянно хочется от него избавиться или на кого-нибудь рядом живущего переложить. По всей вселенной крик стоит: «Вот если бы кто-то вот так-то не поступил, то я бы ни в жизнь этого не совершил!» Принцип волка из басни Крылова:  «ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» никуда не делся. Конечно, изысканность манер, мыслей и одежды придает нашим оправданиям внешнюю правдивость. «Вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Матф.23:28). Почти каждый это понимает. Понимать понимаем, а вот признать – гласно и откровенно не желаем. Вот для этого и пост дан, Великим названный. Время, когда нужно с повинной прийти, суету остановить, от веселья уйти, «любезного для всех и лукавого владыку – чрево» (авва Дорофей) угомонить. Тогда станет понятно, что именно твоего личного, покаянного и искреннего «Прости, Господи!» не хватает всему миру. Ни виртуальный «кто-то», а объективный «я» есть причина раздоров, нестроений и катастроф. Впервые в моей жизни столь трагично начинается Святая Четыредесятница. Казалось бы, храм тот же, прихожане все свои, деревья растут там же, и компьютер по-прежнему раз за разом глючит, а все по иному… Даже солнышко с болью светит и ранние весенние дни не радуют. За что, Господи? Да все за то же. Оглянитесь вокруг: все друг друга обвиняют, а если каются, то лишь тогда, когда заставляют. Через силу.

http://pravmir.ru/protoierej-aleksandr-a...

Преестественным, и еже о нас неисчетным твоим Благоутробием, Христе Боже, помилуй нас, аминь. По вышеестественному и безмерному Твоему милосердию к нам, Христе Боже, помилуй нас. Аминь. Синаксарь во Святую Великую Субботу Стихи: Всуе храниши гроб, кустодие: Не удержит бо рака Самосущую Жизнь. Стихи: Тщетно ты гроб стережешь спечатанный, стража, Ибо в нем нет уж Того, Кто Сам всем дарует жизнь Во святую и Великую Субботу празднуем боготелесное погребение и во ад сошествие Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, имиже наш род, от тления воззван быв, к вечней жизни прейде. В святую и Великую субботу празднуем погребение Божественного тела и сошествие в ад Господа, Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, благодаря чему род наш, призванный от тления, перешел к вечной жизни. Вся убо дни святая Четыредесятница превосходит: тоя же паки больши есть сия святая и великая седмица: великия же седмицы паки больши есть сия Великая и святая Суббота. Глаголется же великая седмица, не яко больши суть дние сии, или часы. но яко великая и преестественная чудеса и изрядная Спаса нашего дела в ней содеяшася, и наипаче днесь. Якоже бо в первом миротворении, всякое дело соделав Бог, и последи главнейшее, в шестый день создав человека, в седмый почи от всех дел Своих, и освяти его, субботу именовав, яже упокоение толкуется: сице и во умнаго мира делании, изрядно вся соделав, и в шестый день паки возсоздав истлевшаго человека, и обновив живоносным Крестом и смертию, в настоящий седмый день упокоися совершенным от дел упокоением, уснув животворным и спасительным сном. Святая Четыредесятница превосходит все остальные дни в году; но больше ее Великая седмица, а из дней Великой седмицы наибольший — великая сия и Святая суббота. Седмица эта зовется Великой не потому, что дни или часы ее длиннее обычных, но потому, что в течение ее, и особенно сегодня, совершены были великие, естество превосходящие чудеса и небывалые деяния Спасителя нашего. Ибо как при первом миротворении Бог, всякое дело исполнив и напоследок, в день шестой, после того, как создал наиважнейшее, то есть человека, в седьмой день почил от всех дел Своих и освятил его, назвав «субботой» (что в переводе означает «упокоение»), так и при созидании духовного мира, превосходно все исполнив и в шестой день заново воссоздав падшего человека и обновив его Живоносным Крестом и Своею смертью, в нынешний, седьмой день упокоился Он полным упокоением от дел, уснув естественным для всего живого и спасительным сном.

http://azbyka.ru/cobranie-sinaksarej-pos...

Господь наш Иисус Христос во все продолжение земной жизни Своей не был ни одного часа без скорби и лишения: Лиси язвины имут, и птицы небесныя гнезда: сын же человеческий не имать, где главы подклонити ( Лук. 8:58 ), говорит Он Сам о Себе. Как же мы станем искать другого пути к покою, кроме показанного нам Спасителем крестного пути терпения и несения скорбей. Нет! да не будет нам хвалиться чем иным, как токмо крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым мир для нас должен быть распят, а мы для мира (гл. 6, 14). Почтим убо, благоговейные поклонники креста, крест Христов всей полнотой любви и благоговения нашего; почтим его всеми чувствами нашими; почтим и в телесах и душах наших. Почтим его устами в благоговейном лобзании, языком в песенном благохвалении, словом, во впечатлении слова крестного в слово наше; почтим его в телесах наших смиренным поклонением и повержением долу пред ним, а паче умерщвлением тела греховного силой его. Прославим его в душах наших воображением в уме и сердце нашем страданий распятого за нас на кресте Господа, а паче распинанием всего ветхого нашего человека на внутреннем кресте самоотвержения. Если мы так будем чтить крест Христов, так будем прославлять его, так укрепляться им в последовании и внешней и внутренней жизнью за Христом: то Господь Иисус, пригвоздившийся за нас на кресте, крестной силой сохранит нас от покушений лукавого, укрепит непреткновенно прейти очистительное поприще поста, сподобит в радостном умилении поклониться Божественным страстям и живоносному воскресению Его, воздвигнет и нас крестом к благодатному нашему воскресению от мертвых дел, дабы и ходит пред Ним и служить Ему путем истины, правды и святости во все дни живота нашего. Аминь. Читать далее Источник: Святая четыредесятница, содержащая поучения на каждый день первой седмицы, на каждую неделю великого поста и на каждый день страстной седмицы/Евлампия, бывшего архиепископа Тобольского и Сибирского. - Москва : Тип. В. Готье, 1858. - 519, IV с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Что же? Как оценили сие действие любви Марииной к Иисусу видевшие? Видевшие даже и не похвалили, а еще похулили за это Марию. И вот от чего. Первый стал ценить сие неоцененное действие человеческого ценою злата и сребра сребролюбивый Иуда: чесо ради миро сие не продано бысть на трех стех пенязь и дано нищим? К нему по простодушно пристали некоторые ученики: видевше же ученицы его, негодоваша, глаголюще: чесо ради гибель сия мирная бысть ( Мф. 26:8 )? Можа ше бо сие миро продано быти вящше трех сот пенязь и датися нищим: и прещаху ей (Мк. 14:5), роптали на нее. Что же на сие Тот, Который действие любви, унижаемое ложным нищелюбием Иуды, понимал и принимал в полной любви, Который читал внутренние помыслы смущавших и смущавшихся, притом зрел и отдаленное будущее, что на сие Иисус? Недейте ее, оставьте ее: упрекает Он сокровенно сребролюбца, удерживает от ропота простодушных, успокаивает самую изливающуюся с миром в любви Марию, недейте ее, дело бо добро содела о Мне: нищие бо всегда имате с собою, Мене же не всегда имате. Она это соблюла на день погребения Моего. Спаситель и не говорит о том, какую любовь, какое благоговение, какую преданность явила к Нему Мария! Они очевидны были сами по себе, если бы Иуда не помешал видеть их. Он применяет только действие Марии к последующему своему состоянию, что оно служит Его погребальным приуготовлением, которое, Мария не ведая, в усердии своем так благовременно устроила Ему: оставьте ее: добро дело содела о Мне: возлиявши бо сия миро сие на тело Мое, на погребение Мя сотвори ( Мф. 26:12 ). За сим уже показывает и то, какого достоинства дело соделала Мария: Амин глаголю вам; идеже аще проповедано будет Евангелие сие во всем мире, речется, и еже сотвори сия, в память ее. Так Иисус благоволительным присутствием Своим с учениками на вечери, приготовленной Лазарем и сестрами его, показал вообще любовь Свою к ним, как друзьям Своим, пред самою кончиною Своею, а особенным свидетельством о пламенном усердии и любви Марии, помазавшей Его на погребение, показал то Божественное благоволение, что Он любящих и прославляющих Его прославляет для славы Божией и для подражания в благочестии и на земли. Аминь. Читать далее Источник: Святая четыредесятница, содержащая поучения на каждый день первой седмицы, на каждую неделю великого поста и на каждый день страстной седмицы/Евлампия, бывшего архиепископа Тобольского и Сибирского. - Москва : Тип. В. Готье, 1858. - 519, IV с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Сотвори же сего, егда и патриарх Иерусалимский великий Софроний, Египтяныни Марии житие списа. Умиление бо и сие житие предлагает безчисленно, и многое прегрешившим, и согрешающим утешение дает, аще точию злых отступити хотят. Святой Андрей создал его тогда же, когда великий Софроний, патриарх Иерусалимский, житие Марии Египетской написал. Равным образом и житие это вызывает глубочайшее сокрушение о грехах, но одновременно заблудшим и согрешившим подает обильное утешение, если только те захотят от негодных дел отойти. Учинишася же и в настоящий день петися и прочитатися сицевыя ради вины: понеже бо к концу приближается святая Четыредесятница, да не человецы лениви бывше к духовным подвигом, небрежно забудутся, и еже целомудрствовати единою во всех престанут. Великий убо Андрей, якоже некий наказатель, повестьми Великаго канона, великих мужей глаголя добродетель, и злых паки отвращение, яко аще кто рекл бы: доблейших труждающихся предустроит, и мужественне к предним простиратися. Священный же Софроний преестественным своим словом, целомудрены и паки быти творит, и к Богу воздвижет, и не низпадати, ниже отчаятися, аще иногда некими прегрешеньми яти быша. Елико бо Божие человеколюбие и милость, вседушно от первых прегрешений обратитися произволяющим, еже о Египтяныни поведание представляет. А в нынешний день канон петь и житие читать установлено по следующей причине. Поскольку Святая Четыредесятница близится к концу, то, дабы люди, сделавшись беспечны, о духовных подвигах не вознерадели и от целомудрия вконец не отвратились, то величайший Андрей, повествуя в песнопениях канона своего о добродетели славных мужей и здесь же – об уклонении от нее негодных, предрасполагает ослабевающих, как некий наставник, доброразумнее быть и мужественно вперед простираться. А святой Софроний дивным своим рассказом целомудренными их делает и одновременно к Богу воздвигает, чтобы никто духом не падал и не отчаивался, пусть даже в прегрешения какие впал. Ибо сказание о Марии Египтянке представляет, сколь велико человеколюбие и сострадание Божие к тем, кто всей душой избирает отвергнуться прежних грехопадений.

http://azbyka.ru/cobranie-sinaksarej-pos...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 5 дней Размышления на рассвете Афон. Скит Фиваида (Сама Святая Гора вдали справа)     Размышления на рассвете   Шлют небеса свое напутствие Всем, чьи сердца удручены, Даря им тихое присутствие Святой сердечной тишины. Пусть прозревают — ослепленные, Поют — кто полон немоты, Пусть тихо ливни просветленные На них струятся с высоты. Им невдомек, что в шуме мысленном, Где от скорбей все запеклось, Сияет всем святая Истина, Кому с Ней встретиться пришлось...   Стихи монахов Афона Комментарии Всего комментариев: 18 2016/05/05, 14:11:41 Рассвет Всякое дыхание да хвалит Господа.(Пс.150;6) Зарёю красной пред рассветом Залился края неба склон. С росою чистой, полной света Трава склоняется в поклон. Окрасились верхушки леса, Холодным солнечным лучом. Встречая утро, птица где-то Пропела ввысь, взмахнув крылом. Уходит ночь, ложатся звёзды За шторой неба на покой. Луна, всевидящее око, Сокрылась где-то под горой. Создатель наделил дыханьем Весь мир, что хвалит Отчий дом. Прекрасно всё Твоё созданье Живущее в Лице Твоём. 03.08.12г. Иота Христолюбов 2015/04/15, 17:49:59 Внимая утреннему солнцу, Стекает талая вода. В земле пригретой, непросохшей Пробилась гребешком трава. Местами снег лежит чернея, А ночью звёздною - мороз. Тюфяк осенних листьев греет Подножье стареньких берёз. Уходит март, отец апреля, Оставив холод и тепло. Весна небесные качели Нам раскачает всё равно. Погодой, чувствами плотскими Нахлынут страсти, как всегда Всем скопом помыслы, за ними Конкретных действий череда. Внимая утренней молитве Блюдутся страсти в тишине, Не в похоти плотских наитий, Но вспять безудержной весне. Христолюбов Иота 2015/04/05, 18:32:45 Страстная Седмица – это уже не Четыредесятница и, в общем, это даже уже не Великий Пост – это отдельное время. Можно сказать так: Четыредесятница (первые 40 дней) – это время, когда мы идём навстречу к Богу. Страстная Седмица – это время, когда Господь идёт навстречу нам. Идёт через страдания, через арест, Тайную Вечерю, Голгофу, сошествие во ад и, наконец, к Пасхе.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=9&iid=2074

И говорю в предостережение, как бы кто, отлагая неделю за неделею говение, и совсем не отложил его в этот пост. И будет целый год томиться под тяжестью грехов и гнева Божия за них. И хорошо еще, если доживем до следующего благоприятного времени. А то и на тот свет пойдем непомилованными, а там и без нас, конечно, отворят нам дверь, но уже не покаяния, втолкнут в нее и запрут навсегда, за нею же встретят нас не объятия Отча, а огнь неугасимый, червь неусыпающий и духи злобы, ненавистники наши. Сие приводя на память, поспешим, братие, отворить себе дверь покаяния, по указанию преподобной Марии Египетской, еяже молитвами да умудрит нас Господь в сем столь нужном для нас деле. Аминь. 21 марта 1865 года В неделю пятую Великого поста (два мощные способа, чрез кои устояла святая Мария Египетская в борьбе и одолела грех) Ныне прославляется святая Мария Египетская, из великих грешниц — великая праведница. Итак, радуйтесь, грешники! Вам не только отверста дверь покаяния, но и открыт чертог славы. Смотрите, чем была Мария и чем стала, и воодушевитесь к мужественному течению ее путем. Воззвал ее Господь, она встала и пошла и, пошедши, уже не возвращалась вспять. Зовет и нас всех ныне Господь: и кто не отозвался на сие Его милостивое призвание? Почти все уже поговели, исповедались и Святых Тайн причастились, то есть вняли призванию и восстали. Пойдемте же теперь неуклонно и тем путем, каким пошла Мария, восстав от падения, чтоб достигнуть и того, чего достигла она напоследок. Святая Мария, покаявшись, все оставила и, прешедши Иордан, там, в пустыне, проводя жестокое житие, очистилась от страстей и спаслась. Вот образец! Готовьтесь на подражание. Так действовать, может быть, никто из нас не давал обета буквально, но все должны поступать именно так, если смотреть не на внешний образ действий, а на их дух и силу. Удалившись в пустыню, святая Мария отстранилась от прелестей мира и отстранила тем все искушения со стороны их. Грех после сего мог влечь ее только чрез плоть. Но и плоти не было покоя в пустыне.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2943...

6, 3). 1) Ныне четыредесятница: благоустройся же каждый, как она требует. — 2) Не одно внешнее умерщвление плоти и телесные подвиги требуются, но паче отсечение всего худаго и своей воли, — смирение и послушание. 33]. 1) Ныне, как ведаете, святая четыредесятница, требующая от нас духовных подвигов, гораздо больше, чем в обыкновенное время, именно: усерднейшей готовности на все доброе, благодушия, мужества, трудолюбия терпения, небошественной молитвы, слезоноснаго умиления, сердцесокрушеннаго смирения, соразмернаго воздержания не только от яств и питий, но и от зависти, ненависти, гнева, задорности, ропотливости, гордости, доброненавистнейшей страсти. Осмотрите же себя повнимательнее, очистите себя по указанию свазаннаго пред сим и благоустройте себя в сосуды избранны, в органы богогласные, Духом Святым движимые. К сему призывает время; это собственно и есть пост. 2) Не говори мне никто: я столько–то пою и стихословлю, столько–то молюсь, мало очень ем, мало пью, сидя — немного принимаю сна, столько–то делаю коленопреклонений, воздеваю Руки мои на небо на мног — час. Благоприятно конечно и это все. Но вот что скажи ты мне, уничиженно ли твое мудрование, сокрушен ли дух, отсечена ли своя воля, чтоб всегда бдагопослушну быть, никогда не противоречить, отнюдь не роптать, совсем не спорить, не завидовать брату, не суемыслить и не суесловить, зачем то, зачем это? От чего тот в таком положении, а этот в таком? — И от сего изменяться сердцем, озверяться лицем и износить не из благаго, а из злаго сокровища сердца своего слова неверия, безстрашия и нестроения, которыя не только его, но и слушающих могут низринуть в ров падения. Не таковы дела поста и не таковы упражнения воздержания. Но если кто имеет в себе действо смирения и послушания, то сими двумя добродетелями, как двумя крылами воспаряет он на небеса и собеседником Богу бывает. 1) Не допустим разлнения помня, что Богу работаем, который и воздаст по усердию и ревности. — 2) При сем будем блюсти и прочий весь строй жизни, внутри и во вне, в совершенстве. — 3) Мужайтесь: Бога имеем помощником, и пресвятую богородицу, и святых Божиих, особенно наших — св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010