Особо выделяю 4 главные позиции, характеризующие княгиню, как женщину: 1. «... девам российским образ целомудреннаго жития...»; 2. «... матерем наставнице законного супружества и добраго чад воспитания...»; 3. «... вдовицам правило спасения...» (вдовственную чистоту сохранила); 4. бабушкам - пример воспитания внуков (Владимир, Олег, Ярополк). Великая княгиня Ольга, ставшая равной апостолам, горячо молилась Богу о народе своем, о потомках, о нас с вами: «...Якоже и от мене древле учуженую присвоил еси достоянию Твоему, тако, Господи, и люди сия, болящая неверием, исцели благоверием и, к Себе обратив, привлецы, да и ти, некогда просвещении Тобою бывше, прославят имя Твое Пресвятое Отца и Сына и Святаго Духа в род и в роды, и вовеки. Аминь». Княгиня Ольга положила начало женской святости на Руси, а также церковно-государственным отношениям, начала создавать условия для спасения людей, указала путь в Царствие Божие, то есть смысл человеческой жизни. Зарождалась и воплощалась идея симфонии властей - государства и Церкви, которая к нам пришла из Византии, где приняла святое Крещение княгиня Ольга. Величие духовного подвига и святость жизни семьи рождает добрый плод - святость потомков. Добрый плод святой княгини Ольги - внук, святой великий князь Владимир, Креститель Руси. Его младшие сыновья - святые князья Борис и Глеб, правнуки святой княгини. Идеологией народа и государства стала святость, стремление к ней, народ воздвигал храмы и монастыри. За это Русь и получила звание Святой Руси. Из жестоких язычников воспитывались сильные духом и благородные люди, горячие патриоты. Ярко расцвели русская культура, литература, архитектура, живопись, музыка. Это - заслуга православных монастырей, в которых концентрировались все интеллектуальные силы государства Российского. Россия за тысячу лет дала миру столько святых, как ни одно государство в мире! Сильный пример всем нам! Основание всему этому заложила самодержавная правительница - богомудрая великая княгиня Ольга. Вот малый перечень имен святых ее потомков: великий князь Александр Невский, Даниил Московский, великий князь Дмитрий Донской и великая княгиня Евфросиния Московская, Евфросиния Полоцкая (Беларусь, прапраправнучка св. кн. Ольги), Феврония Муромская, великий князь Михаил Тверской и Анна Кашинская, мчч. Государыня императрица Александра Феодоровна и вел. кн. Елисавета Феодоровна, новомученицы и исповедницы российские ХХ века, и ещё многие, и многие великие люди России.

http://ruskline.ru/analitika/2019/8/2019...

Оставшись вдовой, княгиня Ольга, вопреки языческим обычаям, не вышла замуж второй раз, и это поразило древнерусских летописцев. Автор жизнеописания княгини Ольги в Степенной книге восклицает по этому поводу: «Кто не удивится сея блаженныя Ольги премудрости и мужеству, и целомудрию? аще и некрещена бе и земного царствия власть управляя, по лишении же мужа не изводи посягнути по другому мужу, уподобися горлицы единомужней» (ПСРЛ, т. XXI, ч. 1, с. 11). Киевская княгиня, конечно, не могла не встречаться с христианами, составлявшими, как мы знаем, значительную часть дружины ее мужа. Глубокая мудрость вместе с той душевной чистотой, о которой свидетельствует Житие, помогли ей восприять голос Премудрости Божией... Автор древней Службы равноапостольной княгине (предполагают, что им был епископ Кирилл Туровский ) во 2-м тропаре 8-й песни канона восклицает, обращаясь к княгине Ольге: «Премудрость Божия прежде о тебе написалася есть!». В Повести временных лет под 955 годом рассказывается о путешествии княгини Ольги в Константинополь. Здесь, по словам летописца, «поучи ю патриарх о вере». Перед ней открывалась глубина премудрости и благости Божией, и она внимала ей, «поклонивши главу стояше, аки губа напояема». Конечно, княгиня и раньше могла слышать благовестие от пресвитера Григория, приехавшего в составе ее свиты в Константинополь. Есть все основания предполагать, что это был священник той самой Ильинской церкви в Киеве (неподалеку от «Боричева взвоза»), с которой так тесно были связаны ее дружинники. Теперь под сводами дома Святой Софии в Константинополе из уст православного первоиерарха русская княгиня узнала о Том, к Кому всегда влекла ее душа и обойти Кого не мог ее глубокий разум. После торжественного крещения (восприемником ее был сам император Константин Багрянородный) патриарх произнес замечательные слова, в которых пророчески выразил духовное значение совершившегося: «Благословена ты в женах руских, яко возлюби Свет, а тьму остави. Благословити тя хотят сынове рустии и в последний род внук твоих».

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

В христианизации Древней Руси женщинам принадлежит особая роль. Княгиня Ольга, принявшая христианство, получила в традиции звание «равноапостольной» 12 . Современные исследователи, чтобы объяснить противоречие русских и византийских источников в рассказе о поездке Ольги в Царьград, предполагают две поездки Ольги в Константинополь 13 . Положение вдовы давало ей полноту прав. Как свидетельствуют источники, Ольга пыталась организовать устройство Церкви и обращалась к императору Оттону с просьбой о епископе 14 . Вместе с Ольгой крестились женщины из ее окружения, сопровождавшие ее в Константинополь. Археологические раскопки около Десятинной церкви открывают целый ряд захоронений с христианской символикой, причем сюда относятся и женские гробницы высшего слоя. Вообще археологи говорят об «абсолютном преобладании христианских символов в женских погребениях Х в…» и даже о «феминистическом начале христианизации» 15 . При установлении праздника русским святым в 1547 г. «первая предтеча к Богу от русских родов богомудрая великая княгиня Ольга» (как величает ее Степенная книга 16 ) заняла первое место 17 . Особо следует выделить неисследованную «женскую тему» в росписи храма Святой Софии в Киеве. Помимо хорошо известного и доминирующего в системе изображения Богородицы над алтарем, обращает на себя внимание значительное количество преподобных жен на столпах (в более поздний период на этих местах изображались, как правило, воины). Н. Н. Никитенко доказывает связь возведения храма Софии Киевской с вел. кн. Владимиром и его супругой Анной, которой принадлежит исключительная роль в крещении Руси, и усматривает «прославление ее (т. е. Анны) в западной (женской) части собора» 18 . Среди однофигурных фресок св. Софии отмечают изображения св. Елены, матери императора Константина 19 , мученицы Анны (в приделе Иакима и Анны и в центральном нефе) 20 , равноапостольной Марии Магдалины 21 , св. великомученицы Ирины 22 . В Георгиевском приделе находятся изображения четырех мучениц Софии, Веры, Надежды и Любови.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Князь Константин Святославович Муромский, отец святых князей Михаила и Феодора. † 1129 21 мая; Князь Константин Всеволодович Ярославский, брат святого князя Василия. † 1257 3 июля; Князь Константин Ярославский, живший в начале XIV в., сын святого князя Феодора 19 сентября и 5 марта; Князь Михаил Всеволодович Черниговский. † 1246 (замучен татарами) 20 сентября и 14 февраля; Князь Михаил Муромский, сын святого князя Константина. † 1129 21 мая; Великий Князь Михаил (в схиме Матфей) Ярославович Тверской. † 1318 (замучен татарами) 22 ноября; Великий Князь Мстислав (во крещении Феодор) Киевский, сын Великого Князя Владимира Мономаха . † 1132 15 апреля; Князь Мстислав (во крещении Георгий) Ростиславович Новгородский Храбрый. † 1180 14 июня; Князь Никола Святоша Давидович Черниговский, первый инок из князей. † 1143 14 октября; Равноапостольная Великая Княгиня Ольга, во крещении Елена. † 957 11 июля; Князь Олег (в иночестве Леонтий) Романович Брянский, внук святого Великого Князя Михаила Черниговского. † 1280 20 сентября; Князь Петр (в иночестве Давид) Муромский. † 1228 25 июня; Князь Петр, Царевич Ордынский, Ростовский чудотворец. † 1290 30 июня; Княжна Предислава (в иночестве Евфросиния) Полоцкая. † 1173 23 мая; Князь Роман Глебович Рязанский. † 1207; Князь Роман Олегович Рязанский. † 1270 (замучен татарами) 19 июля; Князь Роман Владимирович Угличский. † 1285 3 февраля; Великий Князь Ростислав (во крещении Михаил) Мстиславович Киевский Набожный (Блаженный). † 1168 14 марта; Великая Княгиня Соломонида (в иночестве схимонахиня София), разведенная супруга Василия III. † 1542 16 декабря; Княгиня Феврония (в иночестве Евфросиния) Муромская. † 1228 25 июня; Князь Ярополк (во крещении Петр) Изяславович Владимиро-Волынский. † 1086 22 ноября и 25 мая; Князь Феодор Фоминский Красивый, из Князей Березуйских (Смоленских). † 1381; Князь Феодор Муромский, живший в XII в., сын святого князя Константина. 21 мая; Князь Феодор Ярославович Новгородский Чермный, брат святого Великого Князя Александра Невского. † 1233 5 июня;

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

История древнего Пскова с ее первых страниц связана с именем киевской княгини Ольги. В древнейшей русской летописи - " Повести временных лет " - и Ольга, и Псков впервые упоминаются одновременно: под 6411 годом от сотворения мира (903 г. от Рождества Христова) сообщалось, что возмужавшему князю Игорю Рюриковичу привели жену Ольгу от Плескова. В житие святой Ольги говорилось, что, став христианкой, великая княгиня побывала в родных краях и остановилась на левом берегу Великой. Три солнечных луча пробились сквозь облако и указали ей на высокий безлюдный, заросший лесом мыс противоположного берега. Ольга предсказала, что " на месте сем будет храм Пресвятые Троицы и град велик зело и славен будет " . Это предсказание сбылось. Сама княгиня взялась за его осуществление: прислала людей, которые построили Плесков град и на ее средства возвели в нем первую христианскую церковь во имя Святой Троицы. Особо почитаемым считалось то место на левом берегу Великой напротив Кремля, где благоверная княгиня в память о чудном видении поставила дубовый крест. Позднее Ольгин крест перенесли в Троицкий собор. В сильный пожар 1609 г. он сгорел, но через 14 лет псковичи сделали подобный крест. Он и сейчас остается предметом поклонения верующих в Соборе. А на месте того дубового креста, на обрыве крутого завеличенского берега в древние времена поставили часовню святой Ольги Российской. Из под нее выбивался прозрачный ключ, называвшийся Ольгиным колодцем. Эта часовня за несколько веков не раз возобновлялась и перестраивалась, пережила немало войн. В 1960-е гг. ее не стали восстанавливать и снесли. 24 июля 1991 г. в день памяти св.Ольги стараниями Ольгинского общества на этом месте установлен памятный знак " Ольгин крест " . Идею Ольгинского общества о возрождении часовни поддержали общественность города Пскова, Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий, Администрация области. Министерство культуры РФ. В 1994 г. Ольгинское общество провело конкурс проектов часовни, с публикацией материалов в прессе. Победителем стал молодой псковский архитектор реставратор Алексей Андреевич Красильников. На основании широкого обсуждения общественностью и специалистами, возрожденная часовня должна быть памятником XX века. Место строительства перенесено в створ ул.Пароменской. В 1995 г. архитектором А.А.Красильниковым и конструктором Г.В.Певчиной подготовлена рабочая документация на строительство часовни. Строительство осуществлено в 1999-2000 гг. на средства федерального бюджета. Функцию заказчика осуществлял Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры Псковской области. Строительные работы произведены ЗАО " Реставрационная мастерская " . Торжественное освящение часовни состоялось 24 июля 2000 г.

http://sobory.ru/article/?object=01919

В святой земле Множество трудных и почетных дел у великого князя Сергея Александровича. Но одно особенное. Он возглавляет Императорское православное палестинское общество, и несколько раз посещал Святую Землю. А нынешняя поездка особая, он везет супругу, великую княгиню, на радостное событие — освящение храма во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Они побывали в храме Рождества Христова в Вифлееме. Ставили свечи у пещеры, в которой появился на свет Богомладенец и куда пришли и простые пастухи, и мудрые волхвы, ведомые Рождественской звездой. Стояли на Литургиях у Гроба Господня, в храме Благовещения в Назарете. Погружались в целебные молитвенные воды главной христианской реки Иордан. И, конечно, прошли по Скорбному пути, названному так оттого, что этим путем шел на Голгофу и нес Свой Крест Иисус Христос. Княгиня здесь впервые. Она была так потрясена величием увиденного, что у нее неожиданно вырвалось прямо из сердца: «Как бы я хотела быть похороненной здесь!» У батюшки Серафима Россия крепнет. Сибирь и Дальний Восток стали ближе, их соединила небывалой длины Транссибирская магистраль. В России самая высокая рождаемость. Под короной русского царя благоденствуют народы. Ее неисчислимые богатства приходят на службу человеку. Но растет в мире и зависть к Российской империи. Как же так — считали Россию отсталой варварской страной, а она показывает высочайшие образцы во всем: в науке, культуре, технике, а особенно в нравственной жизни. По праздникам церкви переполнены молящимся народом. Великая княгиня участвует в прославлении преподобного Серафима Саровского , одного из любимых русских святых. 1903 год, август… Ангелочки-племянницы Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия — не отходят от тети Эллы. А у сестры Алисы, императрицы Александры, какая радость — ей предсказано рождение наследника. Царственные особы участвуют в богослужениях, посещают целебные источники, легко и свободно чувствуют себя среди своего народа, ходят всюду безо всякой охраны. И видят такую народную любовь к себе, что выступают слезы благодарности.

http://azbyka.ru/fiction/vvys-k-nebesam-...

Наименование Ольги мудрой сохраняют почти все памятники, связанные с ней. В Пскове долго сохранялись устные предания о великой уроженке Псковской земли. До сих пор местные жители указывают на те или иные памятные места, о которых молчат письменные источники («Ольгины слуды», «Ольгины ворота», «Ольгин перевоз», «Ольгин мост» и «Ольгина часовня» (во Пскове), деревня «Ольгины кресты» (в Эстонии) и многие другие. Нестор-летописец сообщает, что в его время во Пскове еще хранились сани княгини. В летописной повести особенно подробно рассказывается о знаменитой мести княгини Ольги древлянам, растерзавшим ее мужа Игоря. Летописный рассказ очень близок по характеру своего изложения к произведениям фольклора, но, по-видимому, реально передает исторические события, связанные с покорением Киеву могущественного племени древлян. Исключительная государственная мудрость и полководческий талант княгини, теперь самостоятельно управлявшей одним из крупнейших государств Европы, не только поражали ее современников, но и не могли не породить эпического представления о великом государственном деятеле Руси. В самом деле, с деятельностью княгини Ольги неразрывно связан принципиально новый этап государственной организации и административного устройства Древней Руси. До княгини Ольги на Руси практически не существовало ни постоянного налогообложения (оно заменялось полюдьем, фактически грабежом покоренных племен), ни, что особенно важно, государственного административного деления. И то и другое было установлено именно княгиней Ольгой. Повесть временных лет говорит о том, что в 946–947 годах «иде Вольга по Дерьвьстей земли с сыном своим и с дружиною, уставляющи уставы и уроки». И далее: «Иде Вольга Новугороду, и устави на Мьсте повосты и дани и по Лузе оброки и дани». Ольга избрала местом своей излюбленной резиденции Вышгород, который летопись называет «град Вользин». Здесь, как и в далеком Пскове, также до сих пор хранят память о великой княгине, показывая место ее дворца и так называемую «Ольгину дачу» на противоположном берегу Днепра.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Псков. Часовня Ольги равноапостольной (новая). Часовня. Действует.   Освящена в честь: Ольги равноапостольной Год постройки:Между 1999 и 2000. Архитектор:А.А. Красильников Адрес: Россия, Псковская область, г. Псков, Ольгинская наб., д. 4А Координаты: 57.82001, 28.324883 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Часовня святой Ольги. 2000 г. Великая равноапостольная княгиня Ольга, первая христианка на Руси, особенно почиталась у себя на родине, в Пскове. Городские легенды связывают основание первого Троицкого собора с ее именем. На месте нынешней часовни княгине было светозарное видение трех солнечных лучей над Кремлем — символ Святой Троицы. Возведя собор, Ольга, по преданию, поставила в память об этом событии дубовый крест. В 19 веке, когда при участи царской фамилии в России стало действовать Ольгинское общество, здесь была установлена часовня неоклассических форм, утраченная в 20 веке. Ныне Ольгинское общество возобновило свою работу в Пскове и установило на месте разрушенной часовни сначала памятный металлический крест, а затем провело конкурс на лучший проект часовни, в котором победил архитектор А.А. Красильников. Часовня была освящена 23 июля 2000 года. Чин освящения совершил Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий. Самое удачное решение современного архитектора — постановка часовни на постамент над берегом Великой, градостроительная вписанность в панораму города белоснежного здания. Однако в отношении архитектурных форм автор эклектичен: изящество пропорций напоминает о владимирских домонгольских храмах, — но без их высотности; шлемообразная глава и позакомарное покрытие — тяготеют к новгородскому варианту, — но без его мощи; план говорит о равноконечном греческом кресте; …а собственно–псковская традиция, к сожалению, «ушла» в глубокий подтекст, чисто легендарно–исторический, но не художественный. Часовня Святой Равноапостольной Ольги Российской построена по инициативе общества Святой Ольги Российской, организованного при Псковском музее-заповеднике в мае 1991 г., деятельность которого направлена на возрождение национальных русских святынь на родине Ольги. По инициативе Ольгинского общества набережной р.Великой возвращено имя св.Ольги в 1992 г. Одной из главный задач Общества являлось возрождение часовни св.Ольги во Пскове.

http://sobory.ru/article/?object=01919

   11-го июля 969 г. блаженная Ольга преставилась о Господе, причем завещала не совершать над нею языческой тризны и не насыпать языческого кургана, а послать на ее поминовение деньги Патриарху. Духовник ее совершил над нею, в присутствии оплакивавшей ее княжеской семьи, христианское отпевание.    Князя Святослава Игоревича за непослушание матери постигла злая кончина: он убит был в битве с печенегами, и печенежский князь Куря из черепа его сделал себе чашу, оковав ее золотом с надписью на ней: «ищущий чужого губит свое», и пил из нее на торжественных пирах с своими вельможами.    По свидетельству черноризца Иакова, «тело св. Ольги почивало во гробе, как спящее, столько лет нетленное». Когда внук св. Ольги просветитель Руси святой князь Владимир распорядился перенести святые мощи блаженной бабки своей в созданную им так называемую Десятинную церковь, они оказались нерушимыми, нетленными и издавали благоухание, причем от них подавались многие исцеления различных недугов всем, кто с верою прибегал к ним.    Ныне над несчастной заблудившейся Русской землей господствует еще худшая тьма, чем тьма язычества — мрачная зловещая тьма лютого безбожия и богоборчества. Едва ли во много-лучшей обстановке живут наши русские люди здесь — в так называемом «свободном мире», где пока нет только открытого кровавого гонения на истинную Христову веру, и где часто ложно-понимаемая «свобода» лишь разлагает морально души людей, убивая в них истинно-христианскую жизнь и доводя их нередко до состояния скотов несмысленных.    Весь мир в наше время доходит уже, кажется, почти до крайних пределов религиозно-нравственного падения, несмотря на все головокружительные успехи чисто-внешней «культуры» и техники, которые не спасут человечество от страшной гибели, уже так явно нависшей над ним, а скорее наоборот — они-то, эти помрачающие ум успехи, и подготовят ее.    Единственным утешением для нас, православных русских людей, и сильными молитвенниками за страждущее Отечество наше являются «Все Святые, в Земле Российской просиявшие» и среди них «начальница Православия» на Русской земле — Блаженная и Равноапостольная Великая Княгиня Российская Ольга, если только мы свято чтим ее память и не ленимся прибегать к ней в искренних слезных молитвах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

По словам церковной Службы княгине Ольге, она обрела в своей жизни «добрейши сапфира камене Владимира». Владимир, несомненно, гораздо более был связан со своей праматерью, чем с отцом, постоянно отсутствовавшим в Киеве и даже помышлявшим о перенесении своей столицы на Дунай (в места своих увлечений). И своему воспитанию княжич, конечно, был обязан богомудрой Ольге. Навсегда в его сердце сберегались слова ее наставлений. И впоследствии, когда ему предстояло совершить окончательный выбор в своем становлении и когда бояре воскресили в его огрубевшем сердце образ равноапостольной княгини: «Аще бы лих закон гречьский, то не бы баба твоя прияла, Ольга, яже бе мудрейши всех человек», то он тут же, без колебаний сказал «Где крещение приимем?..». Завершался путь земного служения великой княгини. Зная нрав своего сына и еще господствовавшие среди народа языческие обычаи, она обратилась к Святославу со словами: «Погреб мя иди, аможе хочеши...», – «и заповедала не творити трызны над собою». Завещание святой княгини было исполнено. И священник «похорони блаженную Ольгу». Летописец замечает, что по княгине плакали ее сын, внуки и все люди. Уже после крещения святой Владимир, желавший прославить свою наставницу, торжественно перенес мощи святой в построенную им Десятинную церковь Пресвятой Богородицы. Во время разорения Киева татарами в 1240 году гробница княгини Ольги была засыпана. Ее открыл уже в XVII веке Киевский митрополит Петр Могила . В XVIII-м столетии она вновь была загадочно сокрыта... Полагают, что перенесение мощей святой Ольги было началом ее церковного прославления. Автором Службы ей был прославленный «русский Златоуст» святой Кирилл, епископ Туровский . Она и до сих пор звучит в Русской Православной Церкви. «Мы же рцем к ней: радуйся, руское познанье к Богу». 1 Протоиерей Александр Горский в связи с аналогичными предположениями указывает на Жития Стефана, епископа Сурожского, и Георгия, епископа Амастридского, в которых отражено значительное влияние чудес у гробниц этих святых на князя и его дружину, пытавшихся разорить их. «Мы, – говорит отец Александр Горский, – из этих двух источников судим, что в этих походах... руссы часто могли встречаться с такими людьми, которые могли действовать на обращение их в христианство » (стенограмма лекций Горского по «Истории Церкви Русской» в МДА, 1842. ГБЛ, ф. 310, собрание Ундольского, 212, л. 5 об.)

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010