Мы не так давно праздновали день Всех святых в земле Российской просиявших, мы чтили наших псковских святых, мы, Церковь земная, поминали подвиги великих подвижников, мучеников, святителей, преподобных, героев наших, подвигом которых утверждалась украшалась, укреплялась наша Русская держава. В первом ряду всех русских Святых Церкви Небесной, ныне ликующих, предстает наша Святая благоверная Равноапостольная великая княгиня Российская Ольга. Золотым сиянием она светит с небес своими добрыми делами, прежде всего истиной веры в Живого Бога и чистой любовью к Нему, и нашему русскому народу, о котором она молилась день и ночь. Не жалея сил и своей жизни, она боролась с врагами нашего Отечества, при этом она согревала и оберегала свой родной народ. Святая княгиня Ольга имела чистую и неколебимую веру в Бога, и свою жизнь посвятила проповеди об истинном Боге, Господе нашем Иисусе Христе, созидая Божии храмы и благовествуя людям спасительное учение Христа. Дорогие наши земляки, дорогие близкие моему сердцу люди нашего родного края, разве не знаете, что вы храм Божий? Говорит апостол Павел: " Дух Божий живет в вас " . Это храм нерукотворенный. Вы, сердце ваше, освященное Духом Святым в Таинстве Святого Крещения, ваше чистое сердце - это жилище Самого Бога, и если, кто разорит храм Божий, душу, сердце человека, того покарает Бог. Храм Божий, нерукотворный - это все вы, дети Божии, если исполняете заповеди Христа. Наш благодатный старец архимандрит Иоанн Крестьянкин говорит: " Наш путь к Небу начинается на пороге рукотворного храма Божия, который создаялся и куда человеком приносится в дар Богу сам человек. И через Таинство Святого Крещения он становится нерукотворенным храмом. - Дорогие мои, - продолжает отец Иоанн,- рукотворный храм во все времена был жертвенником Богу. Еще в ветхозаветные времена Господь Сам благословил рукотворный храм, как место Своего пребывания. Велением Божием первый Храм был создан на земле Царем Израильским Соломоном. " Я созижду храм, - сказал Господь, чтобы пребывать Имени Моему там во век.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Васкнарва сегодня — это дачный поселок на границе Эстонии и России. Из Чудского озера устремляется река Нарова на север к Балтийскому морю. С высоты тридцатиметровой колокольни и купола храма пророка Божия Илии осеняют окрестности Христовым Благословением два осъмиконечных креста. В деревне более ста одноэтажных домов, но зимой лишь к нескольким из них протоптаны тропинки в снегу. Избы и особняки стоят на местах усадеб, уничтоженных в годы Второй мировой войны. Из более чем тысячного населения Васкнарвы на послевоенное пожарище вернулось чуть больше сотни погорельцев. Со времен Российской Империи сохранился лишь один кирпичный дом, в котором теперь расположились эстонские пограничники. Более тысячи лет тому назад великая христианская просветительница Святая равноапостольная княгиня Ольга в десяти километрах отсюда на Наровских порогах чуть не утонула. Здесь она собирала дань со своих подданных и в знак благодарности Богу за чудесное спасение поставила на правом берегу аршинный каменный крест. После отпадения от Церкви Христовой католические проповедники пытались поработить эти земли. С целью наступления на восток Папой римским в 1202 году был создан военизированный рыцарский орден, названный Ливонским. В 1242 году Святой благоверный великий князь Александр Невский защитил свою Новгородскую вотчину и остановил продвижение немецких рыцарей, а в деревне Олъгин Крест была освящена каменная церковь. Она простояла семь веков до 1944 года, пока не была разрушена потомками завоевателей — гитлеровскими войсками. После грандиозного крестьянского восстания 1343 — 1345 гг. поработители эстонского народа решили укрепиться на восточных рубежах. В 1349 году здесь, в Васкнарве, ливонцы построили деревянную крепость. Она простояла недолго, пока ее не сожгли рыбаки с противоположного берега. Однако на развалинах в 1427 году рыцари возвели каменный замок Нойшлюс. Уже в это время находившееся здесь русское поселение называется Сыренец. Несмотря на мирный договор с Ливонским Орденом 1461 — 1480 гг., в теократическом городе Дерпт (Тарту) его главой латинским епископом Андресом были утоплены в реке семьдесят два мученика, не пожелавшие отречься от Православной веры, во главе со священником Исидором. В том же 1472 году священномонахом Ионой и его бывшей супругой монахиней Вассой был основан Псково-Печорский монастырь. Они бежали, спасаясь от уничтожения, из Дерпта или Юрьева, основанного русским князем Юрием Долгоруким еще в XII веке. В 1492 году великий Московский князь Иван III построил крепость напротив ливонского замка в городе Нарва, чтобы предотвратить нашествие еретиков на православную землю.

http://pravoslavie.ru/1951.html

Мы же постарались расширить тематику наших чтений, на которых говорится не только о княгине Ольге, ее житии, иконографии и ее эпохе, но также затрагивается, к примеру, тема женской святости как таковой не только в Древней Руси, но в более близкие для нас времена, мы рассказываем о новомученицах и исповедницах российских ушедшего ХХ века. Каждый год чтения приурочиваются к какой-то текущей исторической дате — 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского или 100-летию расстрела Царской семьи. И участникам чтений удается протянуть историческую нить от Ольги к этим эпохам». Ольга Гаврилова рассказывает, как, готовясь к чтениям, ольгинцы ездят по местам великой княгини, как были у нее на родине — в селе Выбуты и на месте разрушенного Ольгиного храма поставили поклонный крест. Посетили и Софию Константинопольскую в Стамбуле, где Ольга крестилась. Были в Киеве, в Коростене, где Ольга княжила после смерти мужа. «Этот год для нас особенный в связи с 1050-летием со дня преставления великой княгини, — замечает отец Константин. — Уже утверждено время и место проведения наших чтени, 12-х по счету, — в зале Церковных соборов в Храме Христа Спасителя. Помимо этого мы хотим раздать в роддомах Москвы и других городов буклеты, рассказыва­ющие о княгине Ольге и о том, что она особенно почитается в этом году. Узнав об этом, может быть, мамы захотят назвать своих новорожденных дочек Ольгами». — В чем княгиня Ольга может быть сегодня примером для нас? — Я часто говорю в своих проповедях, что христианство — это терпение. Претерпев до конца — спасешься. Мы часто видим вокруг себя не близких по духу родственников или коллег по работе, и важно не осудить их, не отвернуться. Как поступала эта великая святая. Она не уничижала, не оскорбляла людей, которые не достигли ее духовного уровня. Она не назиданиями проповедовала, а терпеливой тихой молитвой. Может быть, в сердце сокрушалась, но тем не менее любовь была выше. И по ее молитве, по ее любви люди, которые, казалось, настолько укоренились в язычестве, стали меняться и стали восприимчивы к слову Божиему.

http://e-vestnik.ru/reports/pervaya_ravn...

«Важно воспитать в себе терпение» Инокиня Ольга (Гобзева). Фото: ИТАР-ТАСС/vm.ru      Инокиня Ольга (Гобзева) , председатель Координационного совета женских благотворительных организаций Русской Православной Церкви: – Святая равноапостольная Ольга была мудрым государственным деятелем и тончайшим дипломатом. Она посетила Константинополь не только из-за государственных нужд, но и настояла на том, чтобы император Константин стал ее духовным восприемником при крещении. Это было нужно не только самой Ольге, но в большей степени это было важно для государства Российского. Великая княгиня, став дочерью императора, сделала Византию духовной матерью Руси, приобщив православной культуре свой народ. В скором времени Русь стала благодатной преемницей православной веры. Бог даст, и это преемство останется в веках с нами. Византия сама передала нам бесценный дар – христианскую веру – благодаря великой равноапостольной княгине Ольге. Современная женщина-христианка должна, как мне кажется, воспитать в себе одно важное качество – терпение. Святая равноапостольная Ольга была очень терпелива. Она месяцами ожидала приема императора Константина. Терпелива была по отношению к сыну – князю Святославу, который так и не принял христианство, несмотря на уговоры матери. Потерпеть другого, а иногда потерпеть и себя. Относиться к собственной персоне трезво, не мечтая о себе слишком высоко. Княгиню Ольгу любил и почитал русский народ, а в легендах и преданиях княгиня Ольга и мудрая, и прекрасная, и милостивая. Она была щедра и добра к своему народу. Нужно учиться терпению: потерпеть другого, а иногда потерпеть и себя. Относиться к собственной персоне трезво, не мечтая о себе слишком высоко. Большее внимание обращать на нужды и беды ближнего нашего, тогда и наша жизнь станет содержательней и глубже. Нет ничего лучше, нежели «постоять за други своя»! «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет» Ольга Рожнёва. Фото: А. Поспелов Pravoslavie.Ru      Ольга Рожнёва , писательница, филолог, переводчик:

http://pravoslavie.ru/72466.html

Эпоха «Тишайшего» царя - любимый исторический период И.Машкова. «Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон. " Последняя встреча " - дипломная работа художника, связана с трагическим событием - расколом Русской Православной церкви. И конечно фундаментальным трудом является работа И.Г.Машкова над художественно-исторической серией «История русского православного паломничества», написанная по благословению Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла - ныне Патриарха Московского и Всея Руси.   Картины этой серии знакомят зрителя с благочестивыми русскими паломниками от Святой равноапостольной княгини Ольги до наших дней. Это картины: «Святая равноапостольная княгиня Ольга вступает в храм Святой Софии. Константинополь» (2001г.), «Игумен Даниил у Гроба Господня» (2002 г.), «Паломничество преп. Антония Киево-Печерского на Афон в 1015г.» (2003г.), «Паломничество Святейшего Патриарха Алексия II на Валаам. Остров Крестовый (Святой)» (2002г.), «Паломничество Петра I на Соловки» (2007 г.) и др.  Как писал преподобный Варсонофий Оптинский: «У художников в душе есть жилка аскетизма, и чем выше художник, тем ярче горит в нём огонёк религиозного мистицизма». К числу несомненных заслуг И.Г.Машкова надо отнести ярко проявившееся в его картинах стремление освободиться от традиционной ограниченности сюжетов, являющих лишь вершину исторического айсберга.  Отсюда выбор сюжетов для исторической серии «Путь ко Граду Небесному», где ключевые в духоносном плане события истории российской выстраиваются в единую линию. Это картины: «Чаша Великого князя Александра Невского (в Золотой Орде у хана Батыя и сына его Сартака)» (2008 г.), «Великая княгиня Ольга и сын её Святослав (проводы из Вышгорода в Новгород)» (2008 г.), «Переселение запорожцев на Кубань в 1792 году» (2007 г.).  Отсюда и непреходящий интерес художника к истории казачества российского, воспетой им в ряде портретов и исторических полотен: «Посольство Ермака к Ивану Грозному» (1988 г.), «Генерал Бакланов на Кавказе» (1995 г.), «Казаки. Походная песня» (1994 - 2001 гг.).

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/100...

Нас в школе учили что Великая Отечественная Война длилась 3 года 10 месяцев и 18 дней. Меньше 4 лет, а никак не 5. 1941, 1942, 1943, 1944, 1945 - 5 лет ! Ну по вашей догматике может это 4, оно на то и видно, что там так. Ваша арифметические расчеты имели бы смысл если бы война началась в январе 1941 г. и закончилась в декабре 1945 г. А так война началась в конце июня 1941 г. , а закончилась в мае 1945 г. Так что получается менее 4 лет. Я пишу про период. Был Кембрийский период , там кембрийский взрыв - скелетная революция. У нас на Псковщине отложения Девонского периода , там ракоскорпионы и панцырные рыбы жили в девонском море. История измеряется периодами. После развала СССР наступил Период торжества сатанизма , когда силы России тают с каждым годом. Это темный период закончится приходом Машиаха и наступление самых жестоких и бесчеловечных законов , которые только можно себе предствавить. На фоне этого Мрака Советский период будет сиять своей благодатностью , уже сияет. 34. Ответ на 26, учитель: Вы как то плохо себе представляете , что происходит. Против России собирают силы , которые в 20 раз превышают российские. Россия мешает приходу Машиаха и уничтожению 90 % населения планеты. В такой ситуации спасет только Благодать Святого Духа , а не какая то догматика, которая к тому же сформирована только в 19 веке и не имеет прочной основы. Кто бы мог подумать в июне 1941 года, что тот ужас продлится целых 5 лет. Нас в школе учили что Великая Отечественная Война длилась 3 года 10 месяцев и 18 дней. Меньше 4 лет, а никак не 5. Вы живете в Саранске , а от моего дома до границы НАТО все 20 км. Я видел во что западные наемники превратили Мариуполь. В прошлом Господарство Псковское всегда успешно отражало западную агрессию , но не с такими вооружениями как теперь. Ну и что нам ваша псевдодогматика и приход православного царя. Мы псковичи никогда не бежали со своей земли и теперь не побежим. Наша псковская Святая равноапостольная великая княгиня Ольга даст нам долю в Царствии Небесном.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/25/vo...

Ольгин крест долгое время хранился в храме Живоначальной Троицы. В 1609 году во время большого пожара он сгорел, но память о княгине и этом ее кресте оставалась нерушимой. Псковичанами был сооружен (через 14 лет), по образу древнего, новый «Ольгин крест», который и в наши дни благоговейно почитается в кафедральном соборе. С именем Ольги связаны и другие памятные кресты. В самом Киеве, в Софийском соборе, на правой стороне алтаря долгое время стоял крест с надписью: «Обновися в Рушьстей земли крест от Олгы благоверные кнегине, матере Святославле». Именно святой крест был избран равноапостольной княгиней тем непобедимым оружием духовной борьбы, которым она «превозмогла кумиры, сокрушила их и тем избавила род своих людей от оскорбления кумирского и от пленения вражия свободила». Именно в этом смысле следует понимать те сведения Житий Ольги и Похвалы ей Иакова Мниха, в которых говорится, что она «требища бесовския сокруши». Если эти «требища» и продолжали стоять на Русской земле до времени святого Владимира, то сила их уже была сокрушена святой равноапостольной княгиней Ольгой Еленой. Не только в Киевских и Псковских землях, но и в одинаково дорогих ей отдаленных весях и на перекрестках дорог она утверждала знамя победы. Святая княгиня понимала, что дела благочестия для христианина неотделимы от дел милосердия. «...Поиде во преименитый град Киев и тамо живуще,– говорится в Степенной книге,– много блага о Бозе содевая, и всеми добрыми делы освящашеся и милостынею обогащашеся, нагия одевая, алчьныя напитая, странныя упокоивая всяким благопотребством, и нищая и вдовица, и сироты, и болящая по премногу милуя и сих довольствуя всяким требованием, и ему же что удобно, сим и учрежашеся тихостию и любовию от чиста сердца» (ПСРЛ, т. XXI, 1 я пол., с. 22). Имя княгини Ольги становится широко известно в Европе того времени. О ее крещении в Константинополе сообщает немецкий хронист, так называемый «Продолжатель Регинона». Он описал также приезд послов Ольги Елены к немецкому королю Оттону I, по мнению хрониста, для того, чтобы «посвятить для сего народа епископа и священников». Просьба Ольги о посвящении западных священников для Руси в этом немецком известии совершенно неправдоподобна. Святой равноапостольный князь Владимир, согласно Повести временных лет, прямо говорил пришедшим на Русь непрошеным немецким проповедникам: «Идете опять, яко отцы наши сего не прияли суть». Есть все основания принять объяснение посольства Ольги, предложенное Е. Голубинским : «Ольга прислала к королю вовсе не за тем, чтобы просить епископа и священников; но Оттон I, известный ревностный распространитель христианства, и именно распространитель его между славянами, пользуясь случаем посольства, решил отправить к русским непрошеного епископа». И сам немецкий хронист не скрывает того факта, что посланный на Русь епископ Адальберт вынужден был бежать оттуда.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Мефодий со своими учениками и сподвижниками продолжил труды проповедания Евангелия. Несмотря на благословение Римского папы, этой проповеди продолжали мешать, и святой Мефодий был на три года заточен в монастыре. Но святой Мефодий и его ученики продолжали трудиться на ниве Христовой. После освобождения из заточения он крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу. Вместе со своими учениками он перевел на славянский язык Ветхий Завет и святоотеческие книги. В 885 году Мефодий тяжело заболел и скончался. Крещение Руси Святая равноапостольная княгиня Ольга      Трудами святых Кирилла и Мефодия, а также их учеников и преемников были просвещены светом Христовым многие славянские народы — болгары, чехи, сербы. Пришло христианство и в Киевскую Русь. С середины IX века из Константинополя посылались миссионеры для просвещения россов. Христианкой была супруга князя Игоря — бабка князя Владимира великая княгиня Ольга, крестившаяся в Константинополе в 957 году. В Киеве был христианский храм, посвященный пророку Божиему Илии. Святой равноапостольный князь Владимир      Распространение веры Христовой по всей Руси связано с именем святого равноапостольного великого князя Владимира. В 987 году Константинополь заключил с Русью военный союз. Заключив союз, русский князь поставил условием свадьбу с Анной, сестрой византийских императоров Василия и Константина. Императоры сочли это требование унизительным для себя, тогда князь Владимир напал на Корсунь и овладел им, угрожая Царьграду. Императоры согласились отдать Анну за князя при условии предварительного крещения Владимира (он был наречен Василием). Князь Владимир принял крещение в Корсуне (Херсонес в современном Севастополе) в 988 году. В том же году он крестил киевлян, и христианство стало распространяться по всей Руси. Герман Аляскинский и Православие в Америке Герман Аляскинский      Появление Православия на Американском континенте связано с миссией русского монаха Германа. Будущий преподобный Герман Аляскинский происходил из купеческой семьи. В шестнадцать лет он ушел в Саровскую пустынь, а затем стал насельником Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. В 1793 году монах Герман вместе с другими иноками был отправлен с миссией на Аляску, которая входила тогда в состав Российской империи.

http://pravoslavie.ru/104484.html

Став христианкой, великая княгиня Ольга умножила благодеяния, даруемые народу ее мудрым правлением. Особо милостивой стала она к древлянам, которым некогда принесла столько зла языческой неистовой местью. Воистину удивительно это свидетельство истории: древляне так полюбили свою былую карательницу, что стали чтить как святыни даже те места, на которых останавливалось для ночлега и охоты войско Ольги во время того кровавого похода. Как же велико должно было быть то благо, которое святая княгиня принесла древлянам после своего преображения Божией благодатью, если они простили ей даже смерть своих родичей и полюбили ее! Святая равноапостольная княгиня Ольга объехала все земли Руси, проповедуя народу слово Божие и воздвигая кресты - от них исходили чудеса, и это способствовало привлечению русичей к христианской вере. Она почтила память первого российского князя - христианина Аскольда, воздвигнув над его могилой храм во имя Святителя Николая. В своих родных краях святая Ольга сподобилась узреть знамение Господне: стоя на берегу реки Псковы, она увидела три ниспадающих на землю пресветлых луча. Спутникам своим, также видевшим это, равноапостольная княгиня сказала: " Да будет вам ведомо, что изволением Божиим на этом месте, озаряемым трисиятельными лучами, возникнет церковь во имя Пресвятой и Живоначальной Троицы, и возникнет город, изобилующий всем " . Здесь она поставила крест, повелела заселить это место, а затем послала золото и серебро на создание храма. Так основался на берегу Псковы Троицкий собор, а вскоре явился и город Псков - первый оплот христианства в Северной Руси. В глубокой старости после многих благочестивых трудов отошла к возвеличившему ее Господу духовная мать Руси святая равноапостольная княгиня Ольга. Увенчав Свою избранницу венцом благовестническим, Небесный Отец прославил и честные останки ее. Когда достойный продолжатель ее благодатного дела святой равноапостольный князь Владимир по совету митрополита Леонтия Киевского вскрыл ее могилу, тело святой было обретено нетленным и благоуханным. Она почила во гробе, как спящая в киевском храме Богородицы, и от святых мощей ее по вере молящихся проистекали исцеления и другие чудеса.

http://pravoslavie.ru/1470.html

Закрыть itemscope itemtype="" > К 1050-летию памяти святой равноапостольной великой княгини Ольги Выступление Ольги Гавриловой в Общественной палате Российской Федерации 12.02.2019 1573 Время на чтение 6 минут «Величаем тя, святая равноапостольная великая княгине Ольго, яко зарю утреннюю в земли нашей возсиявшую и свет веры Православныя народу своему предвозвестившую» Стартовал новый 2019 год. Этот год необычный, юбилейный – 1050-летие памяти святой равноапостольной великой княгини Ольги, бабушки Крестителя Руси, святого равноапостольного князя Владимира. Первая святая женщина на Руси и правительница, ее называют просветительницей, первоучительницей, праматерью народа русского, богомудрой, Церкви нашей украшение, величие наше и похвало, виновницей нашего просвещения. Она – основание христианской нравственности, духовности, культуры и святости на Руси. Без княгини Ольги Русь не стала бы Великим государством и Святой Русью. Родилась и выросла Ольга в селе Выбуты Псковской области на берегу реки Великой, была дочерью крупного воеводы, который владел переправой через реку Великую. Однажды ей пришлось перевозить на другой берег реки юного князя Игоря. Была еще язычницей, но по закону совести жила, «…целомудрие яко зеницу ока блюла еси…», твердо отказала князю в мимолетной связи. Отказать князю – это смелость и уверенность в правде. Поэтому он не смог забыть её. Вскоре Ольга стала его верной женой и великой княгиней Киевской Руси. После гибели мужа красивая, молодая и умная великая княгиня Ольга не пошла замуж. Всей своей жизнью княгиня продолжала служить мужу, управляя русским государством вместо него целых 20 лет, ввела административные реформы и налоги. Преодолела путь в Константинополь (теперь Стамбул, Турция). Потрясенная красотой храма Святой Софии Премудрости Божией, Богослужением и учением Христа, опаленная благодатью, великая княгиня Ольга крестилась с именем святой равноапостольной царицы Римской империи (Византии) Елены. Ольга прошла с вестью о Воскресении Христовом всю Русь – Малую, Великую, Белую, от Киева до Витебска дошла, дала народу своему главное – смысл жизни и путь к святости, в Царствие Небесное, подготовила Русь к крещению, совершила апостольский подвиг, о себе и личной выгоде не думала. Идеологией народа и государства стала святость, стремление к ней. За это Русь и получила звание Святой Руси. Из жестоких язычников воспитывались сильные духом и благородные люди, горячие патриоты. В селе Выбуты великая княгиня Ольга построила первый на Руси храм – св. Пророка Илии. По ее указанию в Пскове был построен храм во имя Святой Троицы: здесь ей был знак – три пресветлых луча ярко блеснули с неба на это место. Везде она воздвигала храмы и кресты, от них происходили многие чудеса для уверения неверных. Благодаря ей впоследствии ярко расцвели русская культура, литература, архитектура, живопись, музыка. Это – заслуга православных монастырей на Руси, в которых концентрировались все интеллектуальные силы государства.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/02/12/k_...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010