Из благочестивых жен прославились св. Юлиания княжна Ольшанская (память 6 июля), мощи которой почивают в Киево-Печерской Лавре, и св. Юлиания Лазаревская, родом из Мурома, которая отличалась большим милосердием и любовью к бедным. Она была великой подвижницей и молитвенницей (память 2 января). Наиболее чтимый праздник, установленный в 16 веке в русской Церкви, был посвящен чудесному обретению иконы Божией Матери в Казани. В 1579 году 9-летняя дочь стрельца, Матрена, видела во сне Богоматерь, которая сказала ей, что под развалинами сгоревшего дома находится Ее икона. Видение повторялось несколько раз, но, когда девочка сказала об этом духовным властям, те не поверили. Девочка сама стала рыть землю и нашла икону, которая была перенесена сперва в ближайшую церковь , где тогда был священником будущий патриарх Гермоген, а затем в Благовещенский собор города Казани. Икона прославилась исцелением многих слепых. Матрена приняла монашество и поступила в монастырь, основанный на месте обретения св. иконы (празднование 8 июля). Западное влияние Во второй половине века, отчасти под влиянием кальвинизма, проникшего в Литву, а оттуда в московские земли, а отчасти как отклик на не вполне исчезнувшую ересь жидовствующих, возникли учения Матвея Башкина и Феодосия Косого. Матвей Башкин считал Евхаристию простым хлебом и вином, отрицал иконы и все обряды и одновременно проповедовал Сына Божия не равным Отцу. На суде он ссылался на Нила Сорского и заволжских старцев и поносил сочинения Иосифа Волоцкого . Хотя никакой связи между учением преп. Нила Сорского и ересью Башкина не было, к суду были привлечены ученики преп. Нила, игумен Троице-Сергиевской Лавры Артемий и просветитель лопарей Феодорит, порицавшие книгу «Просветитель» Иосифа Волоцкого . На соборе 1554 года православные Артемий и Феодорит были осуждены наравне с еретиками Матвеем Башкиным и его единомышленником Феодосием Косым. Они бежали в Литву, но, тогда как Артемий стал ревностным защитником православия, два еретика широко развили в Литве свое учение, дойдя до отрицания св. Троицы и догмата воплощения.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Св. Евфросиния имела особое почитание к святыням Греции и православного Востока. Об этом свидетельствует и сохранившийся в Полоцке крест ее с мощами греческих святых, и получение ею из Константинополя (конечно, в копии) одной из икон Богоматери, приписывавшейся кисти евангелиста Луки. Эта икона находится в Торопецком соборе. Наконец уже в старости она предприняла с братом и сестрой трудное путешествие через Цареград в Святую землю, из которого уже не вернулась. Она хотела скончаться в Иерусалиме и заранее простилась в Полоцке с оплакавшими ее родными. Поставив золотое " кандило " у Гроба Господня, она не имела уже сил дойти до Иордана и умерла в русском монастыре Богородицы. Впоследствии ее мощи были перенесены в Россию, где покоились в Киевских пещерах. Лишь в 1910 г. они были перенесены в родной Полоцк. Среди святых мирянок княгини тоже преобладают. Древняя Русь знала юродивых жен (XVII век), но ни одна из них не была канонизована. Княгиня Анна, супруга Ярослава Мудрого, чтилась в Новгороде вместе с сыном Владимиром, строителем Софийского собора, в котором оба погребены. Это святые ктиторы. В Муроме княгиня Феврония почитается вместе с супругом, князем Петром. История не знает ничего о них, даже имена их не встречаются в летописи. Чрезвычайно интересную народную легенду о Петре и Февронии мы рассмотрим в следующей главе. Новгородская девица Гликерия и киевская княжна Ольшанская не только остаются не известными для нас, но были неизвестны и во время их канонизации. Она установлена была отчасти по нетлению мощей, отчасти вследствие чудес. Это редкие на Руси (частые в древней Галлии) канонизации, имеющие в основании своем почитание гробниц. Новгородская летопись рассказывает под 1572 г., что за церковью Святых Флора и Лавра " обретоша гроб верх земли и обретоша в гробе тело цало (цело), а не все " . Имя покойной было известно – девица Гликерия, " а сказывала жена старая Настасия владыке Леониду, что помнила, как девицу ту провожали лет с пятьдесят, и владыка проводил тую девицу собором... и молебны пел " , и после похорон ( " провожения " ) произошли чудесные исцеления. Эти исцеления, повторившиеся и в 1572 г., очевидно, и легли в основание последовавшей тогда канонизации.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Тёмная, тесная келья преподобного украшена была такими же иконами над его каменным ложем, которое не отличалось ничем от его гроба; ибо всякую ночь готовился он уснуть на нём последним сном. «Здесь отдых его временный, а здесь вечный!» – сказал Владыка, показывая, сквозь растворённые двери кельи, на каменное ложе и на стоявшее пред нами надгробие. – Из глубины кельи послышалось церковное пение, как бы неумолкаемая молитва святых: я стал прислушиваться к таинственным голосам; Владыка разрешил моё недоумение: «Ещё продолжается литургия в другой подземной церкви, преподобного Варлаама, которая примыкает к келье святого. Там почивают и мощи сего первого игумена дальних пещер, постриженного Антонием из именитых бояр киевских. Много принял он гонений от великого князя Изяслава, за него и за другого инока Ефрема, скопца княжеского, но всё устроилось на пользу душевную обоих. Взятые отсель, один – на игуменство обители святителя Димитрия, а другой – на кафедру святительскую в Переяславль, они не хотели однако нигде успокоиться, кроме как в пещерах, где начался их подвиг иночества. – Мы поклонимся святым мощам их, в двух иных церквах сего подземелья; теперь пойдем далее». Митрополит взял опять свечу из рук блюстителя Ближних пещер, который пошёл впереди нас с пуком зажжённых свечей, озаряя тёмные изгибы низких сводов. Он останавливался пред каждой ракой, молитвенно называя почивающего в ней угодника, и с благоговением преклонялся Владыка, целуя нетленные останки. При гробе некоторых, более известных, преосвященный говорил мне несколько назидательных слов о их житии. Идущим от гроба преподобного Антония первая представилась Иулиания, княжна Ольшанская, уже в позднейшие века обретённая подле великой церкви Лавры и поставленная в пещерах на место святителя Михаила, первого митрополита Киевского, когда он был перенесён в соборную церковь Успения. Потом два мученика, Василий и Феодор, связанные союзом духовной дружбы во время жизни, и на веки соединённые смертью в одном гробе. Корыстолюбие жестокого князя Мстислава, сына Святополка, было виною их страдальческой кончины.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

«Здесь отдых его временный, а здесь вечный!» сказал Владыка, показывая сквозь растворенные двери кельи на каменное ложе и на стоявшую пред нами гробницу. – Из глубины кельи послышалось церковное пение, как бы неумолкаемая молитва святых: – я стал прислушиваться к таинственным голосам: Владыка разрешил мое недоумение: «Еще продолжается литургия в другой подземной церкви преподобного Варлаама, которая примыкает к кельи святого. Там почивают и мощи сего первого игумена дальних пещер, постриженного Антонием из именитых бояр Киевских. Много принял он гонений от Великого Князя Изяслава за него и за другого инока Ефрема, скопца княжеского, но все устроилось на пользу душевную обоих. Взятые отселе, один на игуменство обители св. Димитрия, а другой на кафедру святительскую в Переяславль, они не хотели однако нигде успокоиться, кроме как в пещерах, где начался их подвиг иночества. – Мы поклонимся святым мощам их в двух иных церквах сего подземелья: теперь пойдем далее.» Митрополит взял опять свечу из рук игумена ближних пещер, который пошел впереди нас с пуком зажженных свеч, озаряя темные изгибы низких сводов. Он останавливался пред каждою ракою, молитвенно называя почиющего в ней угодника, и с благоговением преклонялся Владыка, целуя нетленные останки. При гробе некоторых, более известных, преосвященный говорил мне несколько назидательных слов о их житии. Идущим от гроба преподобного Антония первая представилась Иулиания, княжна Ольшанская, уже в позднейшие века обретенная под великою церковью лавры и поставленная в пещерах на место Святителя Михаила, первого Митрополита Киевского, когда он был перенесен в соборную церковь Успения. Потом два мученика, Василий и Феодор, связанные союзом духовной дружбы во время жизни и на веки соединенные смертью в одном гробе. Корыстолюбие жестокого князя Мстислава, сына Святополка, было виною их страдальческой кончины. Обольщенный лукавым, который не терпел добродетели святых, Мстислав стал требовать от них сокровищ Варяжских, будто бы открытых ими в пещерах, и даже своеручно поразил стрелою Василия; стрела сия была впоследствии орудием собственной его смерти: оба мученика скончались в темнице от многих истязаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Другие иноки Печерские прославились смирением и послушанием, а также несением телесных болезней. Таков образ Пимена Многоболезненного, кроткого брата, сподобившегося быть постриженным Ангелами. Некоторые из братий слышали пение и, пришедши, обрели Преподобного облеченного в монашеские одежды. Преподобный Пимен страдал 20 лет и исцелился за три дня до кончины. Он пришел в церковь , простился с братией и причастился Святых Христовых Таин. В день его кончины было явление трех огненных столпов над монастырем 49 . Велики и те преподобные, которые в молчании, великом смирении и послушании формировали своего внутреннего человека; каждый из них – по-разному, в соответствии со складом своей души. Вместе же они составили воинство мужей крепких, на которых покоилось в то время величие православной Киевской Руси. Всю эту святость первого русского монашества, возросшего под руководством преподобных Антония и особенно Феодосия Печерских , ощущаешь, попадая в пещеры Печерского монастыря. Открытые после Великой Отечественной войны, они сообщили русским православным людям о подлинной крепости и силе монашеского подвига. И сколько здесь святых могил, одна другой ближе, одна другой поразительней. Здесь затворники и молчальники; здесь преподобные живописцы и врачи; здесь запоминающиеся образы преподобного Иоанна Многострадального и преподобного Моисея Угрина; здесь покоище игуменов и некоторых архиереев; здесь приснопамятный Нестор Летописец и святые просфорники Никодим и Спиридон. Здесь же обрела себе упокоение святая дева Иулиания, княжна Ольшанская, здесь и двенадцать мастеров-зодчих – все они вместе и каждый в отдельности живо касаются душ живущих, ищущих, чтО им ближе по духу, по образу жития. Это все – преподобные в Ближних пещерах, и в Дальних тоже обретаешь для себя живые жизненные примеры. Православная святыня ушла на север и приютилась на северо-востоке во времена тяжелого татаро-монгольского ига. Но духовная жизнь и чин монашеский не прекратились. В Великом Новгороде, а позднее и под Москвой возрастает великая обитель, и теперь уже преподобный Сергий Радонежский – собиратель и хранитель святыни Православия и монашества, он же и великий старец созданной им и Богом охраняемой обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

27 апреля/10 мая), св. Амфилохий, епископ Волынский, Печерский чудотворец († 1122 г.; см. 10/23 октября), прп. Феодор, в монашестве Феодосий, князь Острожский († 1460 г.; см. 11/24 августа), св. прав. дева Иулиания, княжна из Домбровицы Ольшанская († 1546 г.; см. 6/19 июля), прп. Иов, в схиме Иоанн, игумен Почаевский († 1651 г.; см. 28 августа/10 сентября) и св. прмч. Макарий, архимандрит Овручский († 1678 г.; см. 7/20 октября). Из этих святых только один прп. Иов почивает на Волыни, в лавре Почаевской; да кроме сего, по преданию, прп. Стефан погребен при своей кафедре, во Владимире–Волынском. Из остальных святых угодников свт. Амфилохий и прп. Феодор, например, покоятся в Киеве в Дальних пещерах; там же, как известно, почивают и останки святой и блаженной Иулиании Ольшанской. Блаженный Ярополк, как говорит предание, из Владимиро–Волынского тоже перевезен в Киев для погребения и там положен в церкви св. апостолов Петра и Павла, которую сам создал. Что касается прпмч. Макария Овручского, то мощи его еще далее — в Переяславле Полтавской губернии, в каменном храме Вознесенского монастыря. Из других св. угодников, принимавших ближайшее участие в исторических судьбах Волыни, прежде всего известны свт. Петр, митрополит Киево–Московский, с именем коего издревле в отечественной истории нашей соединяется наименование уроженца и игумена Волынского. В самом ближайшем родственном отношении к земле Волынской находятся свт. Иннокентий, епископ Иркутский, который, по преданию, происходил от древней волынской дворянской фамилии Кульчицких. Вследствие векового, неразрывного единства, в каком земля Волынская находилась всегда с остальными областями Русскими, по единству веры и народности, непрерываемому в самые трудные времена польского преобладания в пределах Западной России, на Волынь из России являлись непрестанно то князья, то всероссийские первосвятители, архипастыри и другие подобные им лица, по разным обстоятельствам посещавшие Волынские пределы для устроения Волынской Церкви, назидания ее древних городов и т. п.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Волынские свв. - житие В 10-й день месяца октября — в воспоминание о возвращении Почаевской лавры из унии в Православие 10 октября 1831 г. — празднуется Собор святых угодников Волынских. Да и когда в лавре Почаевской всего благопристойнее прославлять родных своих угодников Волынских, как не в тот именно день, когда на горе Почаевской воссиял свет Православия, которое эти святые со­дер­жали и утверж­дали на Волыни всеми силами своей души, своей жизни и дея­тельности. Великими и высокознаменательными чертами запечатлена история Право­слав­ной Церкви Христовой на Волыни. Современная по своему происхождению первоначальному просвещению славян еще от времен святых и равноапостоль­ных Кирилла и Мефодия, она в течении многих веков жила и развивалась под влиянием самых разнообразных условий и обстоятельств религиозных, полити­ческих и гражданских. И тяжелые смуты княжеских междоусобиц удельного времени, и жестокое иго татарское, и невыносимые преследования со стороны поляков, латинян и униатов пережила Волынь. Но терпением непоколебимым, мечом, кровью почти непрестанно берегли наши предки свою национальность, свою родную православную веру. История Волынской Церкви богата обилием святых мужей, Самим Господом прославленных за высокие подвиги веры и благочестия на пользу и спасе­ние России. Это св. блгв. Ярополк, князь Владимиро-Волынский (+ 1086 г; см. 22 ноября/5 декабря), прп. Стефан Печерский, епископ Волынский (+ 1094 г., см. 27 апреля/10 мая), св. Амфилохий, епископ Волынский, Печерский чудотворец (+ 1122 г.; см. 10/23 октября), прп. Феодор, в монашестве Феодосий, князь Острожский (+ 1460 г.; см. 11/24 августа), св. прав. дева Иулиания, княжна из Домбровицы Ольшанская (+ 1546 г.; см. 6/19 июля), прп. Иов, в схиме Иоанн, игумен Почаевский (+ 1651 г.; см. 28 августа/10 сентября) и св. прмч. Ма­карий, архимандрит Овручский (+ 1678 г.; см. 7/20 октября). Из этих святых только один прп. Иов почивает на Волыни, в лавре Почаевской; да кроме сего, по преданию, прп. Стефан погребен при своей кафедре, во Владимире-Волынском. Из остальных святых угодников свт. Амфилохий и прп. Феодор, например, покоятся в Киеве в Дальних пещерах; там же, как известно, почивают и останки святой и блаженной Иулиании Ольшанской. Блаженный Ярополк, как говорит предание, из Владимиро-Волынского тоже перевезен в Киев для по­гребения и там положен в церкви св. апостолов Петра и Павла, которую сам создал. Что касается прпмч. Макария Овручского, то мощи его еще далее — в Переяславле Полтавской губернии, в каменном храме Вознесенского монастыря.

http://pravicon.com/info-2002

При возобновлении пещер, поврежденных землетрясением, было открыто несколько мощей древних подвижников и устроен храм в честь Воздвижения Честного Креста (Архимандрит Иннокентий к Гербинию, 1674 г. Kiowia Subterranea, р. 43). В 1760 году над пещерами была построена каменная церковь в честь Воздвижения Честного Креста. В 1886 году при Киевском митрополите Платоне празднование памяти Собора преподобных Ближних пещер было перенесено на 28 сентября в соответствии с совершаемым 28 августа празднованием памяти Собора преподобных Дальних пещер. Предполагают, что канон преподобным отцам, почивающим в Ближних пещерах, составлен святителем Димитрием, митрополитом Ростовским. Известно, что ему принадлежит 2-й канон службы преподобным Антонию и Феодосию на 2 сентября. В Собор преподобных отцов Ближних пещер входят (в скобках приводится дата кончины и основной памяти): преподобный Антоний Первоначальник (†1073; память 10 июля и 2 сентября), преподобный Прохор Чудотворец, называемый Лебедником ( †1107; память 10 февраля), преподобный Иоанн Постник (XII; память 7 декабря), преподобная Иулиания дева, княжна Ольшанская (†ок. 1550; память 6 июля), преподобномученики Феодор и Василий (†1098; память 11 августа), преподобный Поликарп, архимандрит Печерский (†1182; память 24 июля), преподобный Варлаам, игумен Печерский (†1065; память 19 ноября), преподобный Дамиан пресвитер, Целебник (†1071; память 5 октября), преподобный Никодим Просфорник (XII; память 31 октября), преподобный Лаврентий Затворник, епископ Туровский (XII; память 29 января), преподобный Афанасий Затворник (†ок. 1176; память 2 декабря), преподобный Еразм Черноризец (XII; память 24 февраля), преподобный Лука, эконом Печерский (XIII; память 6 ноября), преподобный Агапит, врач безмездный (†ок. 1095; память 1 июня), преподобные Феофил Слезоточивый и Иоанн Богоугодный, во единой раке почивающие (XII; память 29 декабря), преподобный Нектарий Послушливый (XII; память 29 ноября), преподобный Григорий Иконописец (XII; память 8 августа), священномученик Кукша, просветитель вятичей (XII; память 27 августа), преподобный Алексий Затворник (XIII; память 24 апреля), преподобный Савва Богоугодник (XIII; память 24 апреля), преподобный Сергий Послушливый (XIII; память 7 октября), преподобный Меркурий, епископ Смоленский (†1239; память 7 августа), преподобный Пимен Многоболезненный (†1110; память 7 августа), преподобный Нестор Летописец (†1114; память 27 октября), преподобномученик Евстратий (†1097; память 28 марта), преподобный Елладий Затворник (XII–XIII; память 4 октября), преподобный Иеремия Прозорливый (XI; память 5 октября), преподобномученик Моисей Угрин (†ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Симеоном в 15 веке. Потому и время жизни св. княжны не восходило раньше начала 16 в. Князь Юрий Дубровицкий-Ольшанский, по древнему синодику, напечатанному у Кальнофойского, был одним из благотворителей печерской лавры и в 1503 г. сражался с татарами. Это отец св. Иулиании. Князь Иван Дубровицкий, который подписывался и князем Ольшанским, в 1530 г. быстро собрал ополчение и разбил татар, с 1542 г. был воеводою киевским, а с 1544 г. – троцким, и скончался в 1549 г. 634 Это, если не брат, то близкий родственник св. княжны. Известно еще евангелие, писанное в 1557 г. «иждивением благоверной и христолюбивой княгини (супруга) Козмы Ивановича Заславского, Настасии Юрьевны, урожденной княжны ольшанской, при благоверном князе Иоанне Федоровиче Чарторыйском, зяте ее милости. 635 Настасия Юрьевна Ольшанская – сестра св. Иулиянии Ольшанской. – Потому надобно положить, что кончина св. Иулиянии последовала не позже 1540. 636 Преставление благов. Евдокии–Ефросинии, великой княгини московской Бл. Евдокия, дочь Димитрия Константиновича кн. суздальского, в 1367 г. стала супругою в. князя Дмитрия Иоанновича. 637 «Земля русская рада была этому браку», говорит древний повествователь 638 и было, о чем радоваться. Союз дочери кн. Димитрия суздальского с князем Димитрием Иоанновичем служил залогом прекращения борьбы суздальского князя с князем московским, пролившей много крови русской. И молодой князь, вступивший в брак, радовал собою всех: будучи еще молод, говорит тот же повествователь, он прилежал к делам духовным; не любил пустых разговоров, не терпел срамных слов, от худых людей уклонялся, а с добрыми любил беседовать, с благоговением слушал свящ. писание, заботлив был о храмах Божиих, мужественно стоял на страже за землю русскую, злобою был – дитя, а умом полный муж». 639 Счастлива была княжна, найдя себе такого супруга. И жизнь ее показала, что она была вполне достойна его. Она была супругою нежною, кроткою, набожною. «Оба супруга, продолжает повествователь, жили в браке чисто, не предавались стремлениям чувственности и внимательны были к своему спасению».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Часть неофициальная, стр. 323). 297 Там же. В половине XV века, известен был на Волыни князь Юрий, сын Симеона Гольшанского, который в 1440 году способствовал к возведению на престол Великого князя Литовского Казимира; но он не мог быть отцом Анастасий жившей еще 1561 году, иначе последней пришлось бы назначить свыше сотни лет, обстоятельство, которое не могло быть пройдено историей (Сравни Максимович, Киевлян1840 г. стр. 249) 298 Надпись, найденная на гробе св. Иулиании: «Иулиаиия княжна Ольшанская, дочь князя Георгия Дубровицкого Ольшанского, преставльшаяся девою на 16 году от рождения. «Патерик Печерский», стр. 206–207. Сказание об обретении святых мощей, 1705 год. 299 Максимович, Киевлянин, 1840 г. стр. 248–250. Русские святые, преосвященный Филарет Черниговский , июль, стр. 42. Замечательно, что эту же мысль разделяют и польские писатели. См. Dombrowica, Gr. Blatera: Dziennik Warszawsky. 10 Rok 1854–1855, 31 Grudna – 12 Styczaia. 301 От того-то между прочим в нашей церкви праздник св. Иулиании и называется «обретением мощей св. Иулиании девицы, почивающей в Киево-Печерской Лавре» Киевские святцы и месяцеслов. 302 Известно, что ересь сесть одна из самых вредных и опаснейших, выродившихся на почве протестанства. Она зашла в пределы Юго-Западного края России в начале XVI века из Польши, где племянник и наследник родоначальника социниан (Лелио Социно) Фавст Социн нашел множество последователей, распространившихся по всем пределам тогдашнего польского королевства, в состав коего входил и Киев. Социниане учат, что св. Писание ость одно и единственное правило веры; отвергают все таинства и все догматы , которые кажутся им непонятными, как-то: Троичность Божества, Божество Иисуса Христа, воплощение, удовлетворение за грехи, влияние первородного греха, действие благодати, оправдание и т.п. Мало того, они не верят даже в такие истины, как вечность Божия, бесконечность, всемогущество. Хотя они и соглашаются называть Иисуса Христа – Словом Божиим, Сыном Божиим, Богом, явившимся во плоти, как учит св.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010