В 1760 году над пещерами была построена каменная церковь в честь Воздвижения честного Креста. В 1886 году при Киевском митрополите Платоне празднование памяти Собора святых Ближних пещер было перенесено на 28 сентября в соответствии с совершаемым 28 августа празднованием памяти Собора святых Дальних пещер. В Собор святых Ближних пещер входят: преподобный Антоний Первоначальник (†1073; память 2 сентября и 10 июля), преподобный Прохор Чудотворец, называемый Лебедником (†1107; память 10 февраля), преподобный Иоанн Постник (XII; память 7 декабря), праведная Иулиания дева, княжна Ольшанская (†ок. 1550; память 6 июля), преподобномученики Василий и Феодор († 1098; память 11 августа), преподобный Поликарп, архимандрит Печерский († 1182; память 24 июля), преподобный Варлаам, игумен Печерский († 1065; память19 ноября), преподобный Дамиан пресвитер, Целебник († 1071; память 5 октября), преподобный Никодим Просфорник (XII; память 31 октября), преподобный Лаврентий Затворник, епископ Туровский († 1194; память 29 января), преподобный Афанасий Затворник († ок. 1176; память 2 декабря), преподобный Еразм Черноризец († ок. 1160; память 24 февраля), преподобный Лука, эконом Печерский (XIII; память 6 ноября), преподобный Агапит, врач безмездный († ок. 1095; память 1 июня), преподобные Феофил Слезоточивый и Иоанн Богоугодный, во единой раке (XII; память 29 декабря), преподобный Нектарий Послушливый (XII; память 29 ноября), преподобный Григорий Иконописец (XII; память 8 августа), преподобномученик Кукша, просветитель вятичей († после 1114; память 27 августа), преподобный Алексий Затворник (XIII; память 24 апреля), преподобный Савва Богоугодник (XIII; память 24 апреля и 27 августа), преподобный Сергий Послушливый (XIII; память 7 октября и 27 августа), священномученик Меркурий, епископ Смоленский († 1239; память 24 ноября и 7 августа), преподобный Пимен Многоболезненный († 1110; память 7 августа), преподобный Нестор Летописец († ок. 1114; память 27 октября), преподобномученик Евстратий († 1097; память 28 марта), преподобный Елладий Затворник, постник (XII-XIII; память 4 октября), преподобный Иеремия Прозорливый († ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Преподобный Косма Яхромский. Февраль, 18 1492 Преподобный Леонтий Караховский. Июль, 18 1492 Преподобный Нектарий Бежецкий. Апрель, 3 1492 Блаженный Иоанн, Христа ради Юродивый, Устюжский Чудотворец. Май, 29 1494 Преподобный Савва Крыпецкий (Псковский). Август, 28 1495 Священномученик Макарий, Митрополит Киевский. Май, 1 1497 XVI в. Преподобный Иаков Галичский. Апрель, 4 XV-XVI вв. Преподобные Онуфрий и Авксентий Мальские, Псковские. Июнь, 12 XV-XVI вв. Преподобный Христофор Сольвычегодский, или Коряжемский. Июль, 25 XVI в. Преподобный Елисей Сумский, Соловецкий Подвижник. Июнь, 14 XVI в. Преподобный Афанасий Свирский. Май, 2 XVI в. Преподобный Евфимий Архангелогородский. Январь, 20 XVI в. Преподобный Антоний Черноезерский. Январь, 17 XVI в. Преподобный Варлаам Керетский. Ноябрь, 6 XVI в. Преподобный Никандр Городноезерский. Ноябрь, 4 XVI в. Преподобные Онуфрий и Авксентий Перцовские, Вологодские. Июнь, 12 XV-XVI вв. Преподобный Александр Вочский, Галичский. Март, 27 XVI в. Преподобный Даниил Шужгорский. Сентябрь, 21 XVI в. Преподобный Киприан Сторожевский. Август, 26 XVI в. Праведная дева Иулиания, княжна Ольшанская. Июль, 6 XVI в. Преподобный Себастиан Пошехонский. Декабрь, 18 1500 или 1542 Преподобный Тихон Луховский. Июнь, 16 1503 Преподобный Макарий Желтоводский, Унженский. Июль, 25 1504 Преподобный Паисий Угличский. Июнь, 6 1504 Преподобный Кассиан Угличский, или Учемский. Октябрь, 2 1504 Святитель Геннадий, архиепископ Новгородский. Декабрь, 4 1505 Преподобный Галактион Белоезерский (Белозерский). Январь, 12 1506 Преподобный Нил Сорский. Май, 7 1508 Преподобный Вассиан Угличский. Февраль, 12 1509 Преподобный Харитон Сянжемский. Апрель, 11 1509 Преподобный Иоаким Опочский. Сентябрь, 9 ок.1515 Блаженный Лаврентий Калужский, Христа ради Юродивый. Август, 10 1515 Преподобный Иосиф, игумен Волоцкий, Или Волоколамский, Чудотворец. Сентябрь, 9 1515 Святитель Серапион. архиепископ Новгородский. Март, 16 1516 Преподобный Давид Серпуховский. Октябрь, 18 1520 Преподобный Геннадий Важеозерский (Олонецкий). Февраль, 9 1520

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

3 июля. 13 . Василий Блаженный Московский. 2 августа. 14 . Василько, князь Ростовский. 4 марта. 15 . Вячеслав, князь Чешский. 28 сентября. 16 . Владимир-Василий, великий князь Киевский. 15 июля. 17 . Всеволод-Гавриил, князь Псковский. 11 февраля. 18 . Гамалиил. 2 августа. 19 . Георгий, князь Владимирский, убит татарами. 4 февраля. 20 . Глафира дева, праведная (†ок.322). 26 апреля. 21 . Давид, сын князя Феодора Смоленского. 19 сентября. 22 . Дамиан и Косма из Асии, бессребреники. 1 ноября. 23 . Даниил, князь Московский. 4 марта. 24 . Димитрий, царевич Московский. 15 мая. 25 . Еввула, мать вмч. Пантелеймона. 30 марта. 26 . Евфросиния, княгиня Полоцкая. 23 мая. 27 . Евфросиния, княгиня Суздальская. 25 сентября. 28 . Евфросиния (в миру Евдокия), княгиня Московская. 7 июля. 29 . Елена, царица. 21 мая. 30 . Елена (Ольга), Великая княгиня Киевская. 11 июля. 31 . Зинон и Зоил, скончались в мире, неизвестно когда и где. 3 марта. 32 . Иоанн (в иночестве Игнатий), князь Волоцкий или Угличский (†1523). 19 мая. 33 . Игорь, князь Киевский и Черниговский. 5 июня. 34 . Илья Муромец. 19 декабря. 35 . Исидор Твердислов, юродивый Ростовский. 14 мая. 36 . Иаков, Боровицкий чудотворец, праведный (†ок. 1540) 882 . 23 октября. 37 . Клеопатра и ее сын Иоанн, умершие в мире в Палестине (связаны с мч. Уаром, IV век). 19 октября. 38 . Иоанн пресвитер. 9 октября. 39 . Иоанн Воин, жил при Юлиане в Константинополе. 30 июля. 40 . Иоанн, царь Персидский (до Крещения Моавия). 9 июля. 41 . Иоанн Устюжский, юродивый. 29 мая. 42 . Иулиания, княжна Ольшанская 883 , праведная, дева, умерла в 16 лет. 6 июля. 43 . Иуния, помощница ап. Андроника.17 мая. 44 . Юстиниан, император. 14 ноября. 45 . Константин Великий , император. 21 мая. 46 . Константин, сын Феодора, князя Смоленского. 19 сентября и 5 марта. 47 . Константин, князь Муромский. 21 мая. 48 . Константин Всеволодович, князь Ярославский. 3 июля. 49 . Корнилий сотник. 13 сентября. 50 . Лазарь, князь Сербский. 15 июня. 51 . Лонгин сотник. 16 октября. 52 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Также бывает, что подвиг того или иного святого скрыт Богом, хотя мощи обретены нетленными и посмертные чудеса подтверждают святость. Например, отрок Артемий Веркольский. Двенадцатилетний мальчик из благочестивой семьи был убит молнией, и односельчане не отпели и не похоронили его, думая, что Бог покарал Артемия за какой-то тяжкий грех. Тело оставили на земле, набросав сверху веток. Но его непохороненные мощи остались нетленными и благоуханными, и явили множество чудес. Чем отрок угодил Богу? Тайна. Или вот Иулиания, княжна Ольшанская. Нашли нетленные мощи шестнадцатилетней девицы. О жизни ее почти ничего не известно. Чем она отличалась перед Богом среди множества других, умерших в том же возрасте? Бог ведает. Мы – нет. И современники Артемия и Иулиании не знали, и мы не знаем, в чем именно состоял их подвиг. И неудивительно. Мир, однажды уже осудивший Праведника, часто не видит и не понимает святости. Как и свидетельствует об этом текст паремии, читаемой в честь святого: Достигнув совершенства в короткое время, он исполнил долгие лета; ибо душа его была угодна Господу, потому и ускорил он из среды нечестия. А люди видели это и не поняли, даже и не подумали о том, что благодать и милость со святыми Его и промышление об избранных Его (Прем. 4:13–15). Понимание этих вещей дает много важных мыслей. К примеру, нельзя думать, что сегодня уже нет святости. Святой может жить рядом, но мы, по своей испорченности, святости не различаем и меряем все по своим личным трафаретам. К тому же, в нашем сознании зачастую обитают некоторые шаблоны святости, которые могут помешать нам воспринимать святость живую, современную. Нам кажется, что если святой, то непременно монах, или епископ, или мученик, или юродивый. А ведь вовсе не обязательно. Святость в современном мире находит новые формы, имея все ту же, главную основу: любовь к Богу и ближнему. Например, такой случай вспоминается. Митрополит Вениамин (Федченков) рассказывает в одной из своих замечательных книг, что знал некоторого швейцара в Париже, прочитывающего за рабочий день три тысячи Иисусовых молитв. Он стоял перед входом в ресторан, кланялся посетителям, снимал шубы – а сам молился. Три тысячи молитв каждый день на протяжении многих лет! И об этом никто не знал, кроме духовника. Не святой ли человек? А могло ли нам когда-нибудь прийти в голову такое словосочетание – святой швейцар? Мы не привыкли к такому, а такое есть. Потому что «дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев». И святость всегда будет непривычна, непонятна, удивительна, ибо она не от мира сего.

http://pravoslavie.ru/94670.html

    Иосиф праведный, обручник Пресвятой Девы Богородицы, 26 дек. (В неделю по Р. Хр.)     Иосиф, иначе Иосий и Иуст, из 70 апп., 30 окт.     Иосиф, ученик Нирсы, муч. персидский, 20 ноября.     Иосиф пресв., муч. персидский с Акепсимом еписк., 3 ноября.     Иосиф Аналитин, черноризец раифский, 14 янв.     Иосиф , еписк. солунский, брат Феодора студита, 26 янв.     Иосиф песнописец, преп. цареградский, 4 апр.     Иосий или Иосиф ап. из 70, 4 янв.     Иосий, или Иосис, муч. римский с материю Фотиною самарянынею, 20 марта.     Иувеналий (юношеский, лат.), патриарх иерусаиимский, 2 июля.     Иувентин, или Еввентий (юношествующий, лат.), воин, муч. антиохийский, 5 сент. и 9 окт.     Иуда (славный, евр.), он же Леввей и Фаддей, ап. из 12, брат Господень. 19 июня.     Иулитта (Иулинька от Иулия), мученица тарсийская, 15 июля.     Иулитта, мученица каппадокийская, 31 июля.     Иулиания (вернее Иулиана, Иулиева, Иулию принадиежащая, греч.), 4 марта и 17 авг.     Иулиания девица, мученица никомидийская, 21 дек.     Иулиания, мученица илиопольская, 4 дек.     Иулиания, мученица киликийская, 1 ноября.     Иулиания, мученица амисская, 20 марта.     Иулиания, муч. с Галактионом, 22 июня.     Иулиания, княжна ольшанская, 6 июля.     Иулиан (Иулиев, греч. см. Иулий), еписк. кеноманийский, 13 июля.     Иулиан пресв. муч. тарракин., 7 окт.     Иулиан диакон, муч. белгийский, 3 июня.     Иулиан врач, муч. емисский, 6 февр.     Иулиан, муч атинский, 28 июля.     Иулиан, муч. палест. с Памфилом пресв., 16 февр.     Иулиан, муч. егип. с Василиссою и др., 8 янв.     Иулиан тарсянин, муч. 21 июня.     Иулиан и 40 другов его, мучч. галатийский, 12 сент.     Иулиан, из Кандавал, муч. 4 сент.     Иулиан, муч, самосатский, 29 янв.     Иулиан, пресв. из Анкиры галатской, муч. 13 сент.     Иулиан аназаврский, 16 марта.     Иулиан врач, муч. при Иулиане с преп. Аркадием, 6 марта.     Иулиан, пустынник месопотамский, 18 окт.     Иулиан, диакон мирмидонский, 21 июня.     Иулиан, муч. цареградский, 9 авг.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Для назидания юношества остановимся мы кратко на двух светлых представителях этого возраста – таковы святой князь Глеб Андреевич Владимирский и праведная княжна Иулиания Ольшанская. Князь Глеб Андреевич Владимирский жил в XII веке и был сыном великого князя Андрея Боголюбского. Он является живым примером тому, как много значит добрая жизнь родителей для судьбы детей. Жизнь князя Андрея во Владимире кроме великокняжеских дел управления посвящена была преимущественно делам благочестия, построению храмов и монастырей, делам благотворительности и молитвам. И вот под влиянием примера и наставлений святого родителя образовался святой сын. Жизнь князя Глеба продолжалась недолго: он умер двадцати лет от роду. Но, начиная с первого раскрытия у него самодеятельности, по имеющимся о нем кратким сведениям, вся жизнь его посвящена была благочестию, а не греху: страх Божий располагал мыслями, чувствами, желаниями и поступками его; частая молитва низводила на него благодать небесную, тушившую страсти юности. И дух, и тело его, как не поврежденные грехом, остались целы – они оказались недоступными разрушению от тления, от пожаров и от вражеских рук. Находясь в раке владимирского собора, нетленное тело святого Глеба замечательно тем, что и поныне оно отличается изумительной живостью и гибкостью. Скончался святой Глеб в 1175 году, знамения и чудеса у его гроба были во все последующие века, но открытие святых мощей его с полным прославлением церковным последовало только в начале XVIII века. Праведная княжна Иулиания Ольшанская жила в XVI веке. Частных сведений о ее жизни у нас не имеется, но имеются следующие данные, обнаруженные при открытии ее честных мощей. В начале XVII века копали для одной девицы могилу возле великой соборной церкви Киево-Печерской лавры и нашли гроб с камнем на нем. На камне высечен был герб князей Ольшанских. На гроб прибита была серебряная дощечка с тем же гербом и надписью: «Иулиания, княжна Ольшанская, дочь князя Георгия Добровицкого-Ольшанского, преставившаяся девою на 16 году от рождения».

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Глеба замечательно тем, что и поныне оно отличается изумительною живостью и гибкостью. Скончался св. Глеб в 1175 году, знамения и чудеса у его гроба были во все последующее века, но открытие св. мощей его с полным прославлением церковным последовало только в начале 18 века. Праведная княжна Иулиания Ольшанская жила в 16 веке. Частнейших сведений о ее жизни у нас не имеется, но имеются следующая данные, обнаруженный при открытии ее честных мощей. В начала 17 века копали для одной девицы могилу возле великой соборной церкви Киево-Печерской лавры и нашли гроб с камнем на нем. На камне высечен был герб князей Ольшанских. На гробе прибита была серебряная дощечка с тем же гербом и надписью: «Иулиания, княжна Ольшанская, дочь князя Георгия Дубровицкого – Ольшанского, преставльшаяся девою на 16 году от рождения». Открыли гроб и оказалось: княжна лежала как бы живая, до того нетленно было ее тело, белое и с прекрасным лицом. На ней было шелковое платье, обложенное золотым позументом; на шее богатое ожерелье, на руках зарукавья золотые, на пальцах дорогие перстни, на главе девичий венец золотой с жемчугом, в ушах серьги золотые с каменьями. Гроб был перенесен в великую церковь и поставлен в углу. В то время платье покойницы стало повреждаться от прикосновения и потому заменено было новым шелковым платьем. Последовавшие затем знамения и чудеса вызвали церковное прославление праведной девицы Иулиании. В начала 18 века был пожар в великой лаврской церкви, и он очень повредил мощи праведной Иулиании. Теперь гробик с малым количеством уцелевших останков ее стоит в Антониевых пещерах. В лице этой праведной девы мы видим, что ни происхождение и жизнь в богатом доме, ни роскошь и богатые одежды не являются сами по себе препятствием к тому, чтобы сохранить чистоту духа и тела, и чтобы обрасти богоугодность и спасение. Переходим к последнему жизнеописание праведного мужа Симеона Верхотурского, созидавшего свое спасение в условиях жизни простой среды. К сожалению, весьма краткие сведения о лицах этой среды не дают нам возможности нарисовать яркую картину их быта и обстоятельству в которых они жили и обрели заведомую милость у Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Глеба замечательно тем, что и поныне оно отличается изумительною живостью и гибкостью. Скончался св. Глеб в 1175 году, знамения и чудеса у его гроба были во все последующие века, но открытие св. мощей его с полным прославлением церковным последовало только в начале XVIII века. Праведная княжна Иулиания Ольшанская жила в XVI веке. Частнейших сведений о ее жизни у нас не имеется, но имеются следующие данные, обнаруженные при открытии ее честных мощей. В начале XVII века копали для одной девицы могилу возле великой соборной церкви Киево-Печерской лавры и нашли гроб с камнем на нем. На камне высечен был герб князей Ольшанских. На гробе прибита была серебряная дощечка с тем же гербом и надписью: «Иулиания, княжна Ольшанская, дочь князя Георгия Дубровицкого-Ольшанского, преставльшаяся девою на 16 году от рождения». Открыли гроб и оказалось: княжна лежала как бы живая, до того нетленно было ее тело, белое и с прекрасным лицом. На ней было шелковое платье, обложенное золотым позументом; на шее богатое ожерелье, на руках зарукавья золотые, на пальцах дорогие перстни, на главе девичий венец золотой с жемчугом, в ушах серьги золотые с каменьями. Гроб был перенесен в великую церковь и поставлен в углу. В то время платье покойницы стало повреждаться от прикосновения и потому заменено было новым шелковым платьем. Последовавшие затем знамения и чудеса вызвали церковное прославление праведной девицы Иулиании. В начале XVIII века был пожар в великой лаврской церкви, и он очень повредил мощи праведной Иулиании. Теперь гробик с малым количеством уцелевших останков ее стоит в Антониевых пещерах. В лице этой праведной девы мы видим, что ни происхождение и жизнь в богатом доме, ни роскошь и богатые одежды не являются сами но себе препятствием к тому, чтобы сохранить чистоту духа и тела, и чтобы обрести богоугодность и спасение. Переходим к последнему жизнеописанию праведного мужа Симеона Верхотурского, созидавшего свое спасение в условиях жизни простой среды. К сожалению, весьма краткие сведения о лицах этой среды не дают нам возможности нарисовать яркую картину их быта и обстоятельств, в которых они жили и обрели заведомую милость у Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Несколько месяцев спустя армия адмирала Александра Васильевича Колчака заняла Екатеринбург, тела мучеников были извлечены из шахты. У преподобномучениц Елисаветы и Варвары и у великого князя Иоанна пальцы были сложены для крестного знамения. При отступлении Белой армии гробы с мощами преподобномучениц в 1920 году были доставлены в Иерусалим. В настоящее время их мощи почивают в храме равноапостольной Марии Магдалины у подножия Елеонской горы. Преподобномученица инокиня Варвара была крестовой сестрой и одной из первых насельниц Марфо-Мариинской обители в Москве. Будучи келейницей и сестрой, самой близкой к великой княгине Елисавете Феодоровне, она не превозносилась и не гордилась этим, а была со всеми добра, ласкова и обходительна, и все любили ее. В Екатеринбурге сестру Варвару отпустили на свободу, но и она, и другая сестра Екатерина Янышева просили вернуть их в Алапаевск. В ответ на запугивания Варвара сказала, что готова разделить судьбу своей матушки-настоятельницы. Как более старшую по возрасту, в Алапаевск вернули ее. Мученическую кончину она приняла в возрасте около 35-ти лет. Память преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары совершается 5/18 июля и в день Собора новомучеников и исповедников Российских. Июль 6 Иулиания, княжна Ольшанская Св. Иулиания жила в первой половине XVI века. Она была дочерью князя Георгия (Юрия) Дубровицкого-Ольшанского, одного из благотворителей Киево-Печерской лавры. Праведная Иулиания скончалась на 16-м году жизни и была погребена в Киево-Печерской лавре. В начале XVII века, при архимандрите Елисее Плетенецком (1599–1624), святые мощи праведной Иулиании были обретены нетленными. При копании могилы близ Успенской церкви, у придела во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, обнаружили гробницу, на которой была прибита дощечка с гербом князей Ольшанских и надписью: «Иулиания, княжна Ольшанская, дочь князя Георгия Ольшанского, преставльшаяся девою на шестнадцатом году от рождения». Когда открыли гроб, увидели святую Иулианию как бы спящей; она была одета в шелковые, шитые золотом, одежды, шея и руки были украшены драгоценностями, а голова увенчана золотым венцом с жемчугом. Но лишь только прикоснулись к ее одеждам, как они рассыпались в прах. Осталось одно ее нетленное тело, к которому как бы не дерзнула прикоснуться смерть, и еще драгоценные украшения на ее руках. Святую девицу облекли в новую одежду и положили в юго-западном углу Великой Успенской церкви, но без почести, подобающей святым.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

В начале XVII века, при архимандрите Елисее Плетенецком (1599–1624), святые мощи праведной Иулиании были обретены нетленными. При копании могилы близ Успенской церкви, у придела во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, обнаружили гробницу, на которой была прибита дощечка с гербом князей Ольшанских и надписью: «Иулиания, княжна Ольшанская, дочь князя Георгия Ольшанского, преставльшаяся девою на шестнадцатом году от рождения». Когда открыли гроб, увидели святую Иулианию как бы спящей; она была одета в шелковые, шитые золотом, одежды, шея и руки были украшены драгоценностями, а голова увенчана золотым венцом с жемчугом. Однако при прикосновении одежды рассыпались в прах. Святые мощи были облечены в новые одежды и положены в Успенском храме. В 1617 году некий еретик-арианин по имени Василий пришел в Успенскую церковь и просил екклисиарха Ливерия открыть ему гробницу праведной Иулиании. Прикладываясь к святым мощам, он похитил драгоценный перстень с руки святой. Но когда святотатец вышел с похищенным из храма, он упал у церковных дверей и умер. При осмотре тела умершего нашли перстень святой девы и поняли причину его внезапной смерти. Святая Иулиания в чудесном видении явилась архимандриту Петру Могиле (впоследствии митрополит Киевский) и укоряла его за небрежение к ее мощам. После этого была устроена новая гробница для святых мощей праведной Иулиании. На гробнице святой тогда была сделана надпись: «По воле Творца неба и земли живет по всея лета Юлиания, помощница и великая в Небе заступница. Здесь кости – врачевство против всех страданий... Райские селения собой украшаешь, Юлиания, как цветок прекрасный». Праведная Иулиания являлась также в числе многих святых дев игумену Златоверхого Киевского монастыря Феодосию. При этом она сказала игумену: «...Господь затем явил тебе это видение, чтобы ты узнал, что и я причтена Господом к святым девам, угодившим Ему». При пожаре Успенской церкви в 1718 году святые мощи праведной Иулиании сгорели. Их останки были перенесены в Ближние пещеры Киево-Печерской Лавры. В 1889 году, по ходатайству архиепископа Вольшского Модеста, часть святых мощей была перенесена в кафедральный собор в Житомире.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010