Приидите, вси российстии народи,/почтим и похвалим преподобную матерь,/великую княгиню инокиню Анну,/паче злата чистоту возлюбившую,/ и паче сапфира душу свою просветившую/добрыми своими деянии,/ и ныне предстоящую Царю Небесному со Ангельскими лики,/и молящую спастися душам нашим. Слава, глас 8: Кто не подивится, кто не похвалит и не воспоет верно/сию блаженную преподобную матерь Анну?/Яко по святем ея преставлении/быша силою Божиею многа чудеса от честных мощей ея,/яже подают исцеления приходящим к ним с верою./Сего ради возопиим к ней, сице зовуще:/радуйся, преподобная мати инокине Анно,/великаго дара от Христа сподобившаяся/ и ныне пребывающая во Царствии Небеснем с лики преподобных,/моли спастися душам нашим. И ныне, Богородичен, глас тойже: Владычице, приими молитвы раб Твоих/ и избави нас/от всякия нужды и печали. НА ЛИТУРГИИ Блаженны от канона, песни 3-я и 6-я. Прокимен, глас 4: Дивен Бог во святых Своих,/Бог Израилев. Стих: В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых. Апостол к Галатом, зачало 208. Евангелие от Матфея, зачало 104. Причастен: В память вечную: Молитва О преподобная и преблаженная мати Анно! Смиренно припадающе к честным мощем твоим, молимся со слезами прилежно: не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. О преблаженная великая княгине Анно! Не забуди присещати чад твоих, аще бо телом и преставилася еси от нас, но и по смерти жива пребываеши и не отступаеши от нас духом, сохраняющи нас от стрел вражиих, всякия прелести бесовския и козней диавольских. Молитвеннице наша усердная! Не престай молящися за ны ко Христу, Богу нашему, аще бо мощей твоих рака пред очима нашима выну видима есть, но святая душа твоя, со Ангельскими воинствы у Престола Вседержителя предстоящи, достойно веселится. К тебе убо припадаем, тебе молимся, тебе мили ся деем: молися, преблаженная Анно, Всемилостивому Богу нашему о спасении душ наших, еже испросити нам время на покаяние и невозбранно прейти от земли на Небо, мытарств горьких и вечныя муки избавитися и Небесному Царствию наследником быти со всеми преподобными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже слава, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Святая благоверная княгиня Анна Кашинская

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Святая благоверная Анна Кашинская За дни торжеств в городе никаких тяжелых, обычных для многолюдных стечений инцидентов (если не считать карманные кражи) не зарегистрировано, не замечено никаких заболеваний, не было, по счастью, ни одного смертного случая, хлеба хватило, по случаю хорошей погоды не ощущалось острой нужды в помещениях для богомольцев. И как во время обнесения гробницы со святыми останками, так и после, благодаря бдительности военных и политических чинов и особенной распорядительности полицмейстера Гоффенберга, соблюдался большой порядок, не было никаких несчастных случаев, ни давки, ни толкотни. Празднество подошло к концу и к 8 часам вечера настало время проводить Ее Высочество Елизавету Федоровну на вокзал кашинской железной дороги. От учениц кашинской гимназии великая княгиня приняла букет ландышей и вошла в вагон. Поезд тронулся, сопровождаемый восторженными криками «ура!» собравшегося на перроне народа. Августейшая паломница приобрела в городе и среди богомольцев глубокую симпатию и громадную популярность. Народ не мог не заметить в Ее Высочестве высокой религиозной настроенности, ясно светившейся в ее приветливом ласковом взоре, не опустил из вида и ее усердных выстаиваний всех довольно продолжительных и утомительных церковных служений; до слуха народного дошло известие об иных молитвенных и постнических подвигах Елизаветы Федоровны, выразившихся в Кашине в двукратном посещении раки преподобной ночью, в употреблении самой простой неизысканной пищи. 13-го июня тверской губернатор получил от великой княгини Елизаветы Федоровны телеграмму следующего содержания: « Вернувшись в Москву под свежим впечатлением чудно радостных дней, только что проведенных в Кашине, я не могу не высказать вам, как я была счастлива, что мне удалось принять участие в торжествах прославления Святой Анны Кашинской и провести эти три дня в ее родном и бывшем столь близким ее сердцу городе. Я была глубоко растрогана тем дорогим, тонким вниманием, которым я была окружена все время пребывания в Кашине, и мне было несказанно дорого, что к молитвам за усопших на заупокойных службах   присоединили и молитвы за моего дорогого мужа. ЕЛИСАВЕТА ».

http://pravmir.ru/knyagini-promyslitelna...

Ни, чадо мое, престани понуждати мя преселитися во град свой Кашин, и прочее не стужай 3649 ми». Они же со слезами моляше блаженную и не хотяше восклонитися от святыя ноги ея. Паки рече к ней: «Веси, мати моя преподобная, яко от младых лет твоей любви привязан и тобою паче братий прочих моих любим бе, и никогдаже повелений твоих преслушахся, и никогдаже хотел отлучитися твоего сопребывания. Но Божиих судеб несть кому возможно постигнути. Зане 3650 по жребию и по благословению святаго отца моего и твоими достася мне в наследие град той, и есть ми любезен ради покорения и послушания боляр моих и велмож и всего народа. Аще бы хотели оставити град той и преселитися семо по смерти брата моего и твоего выну слышати медоточнаго языка и учения, и зрения ангеловиднаго насыщатися, но никакоже оставят мя велможи мои и весь град, ради любве моея еже к ним, оттоле к ним бе преселитися. Сего ради, по совету боляр моих и велможь и всего града, приидох молити тя. Весь бо град желает видети ангелоподобный твой зрак и в себе имети, и сице глаголет, яко „да посетит преподобная и благоверная княгиня Анна отечество свое и да в нем пребывает”. „Того бо града, – рекоша, – таковая благочестивая и святая отрасль израсте от благородну родителю, и есть нами печаль не мала належит, яко лишихомся пресладкаго учения. Иди, благоверный княже, во град Тферь и моли преподобную матерь свою, яко да преселится во град Кашин своего отечества, яко да будет граду нашему Кашину и всей области его вечная похвала тоя пришествием. Граду же Тфери дарова Бог молитвенника тепла и заступника скора, страстотерпца своего, отца твоего, благовернаго великаго князя Михаила Ярославина, нашему же граду всяко дарует всещедрый Бог преподобную матерь твою благоверную и великую княгиню Анну в помощь и заступление во вся роды до века. Токмо потщися усердно доити во град Тферь, умолити матерь свою, и Бог благий исполнит желание сердца твоего”. Сего ради, о, мати святая и блаженная моя, да не оставиши мя тща, ради своего еже к нам преселения, да не презриши моления всего народа, паче же мене возлюбленнаго сына своего, да не печалию снеден буду, еже лишену быти мне твоего медоточнаго языка; лучши есть зде умрети, нежели возвратитися тщу во свой град».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И ныне, Богородичен: Кто Тебе не ублажит: Вход. Прокимен дне и чтения 3 преподобническая (зри 1 июня) На литии стихиры, глас 3: Да радуется днесь верных множество,/поюще во псалмех и песнех всехвальнаго Арсения,/иже красотою добродетелей,/яко крин в пустыни, процвете,/ и бысть, якоже плодовита маслина,/в дому Божия Матере,/ и дивно прославися на земли,/ и к Небеси, яко орел, возлете,/идеже Христу Богу/присно молится о душах наших. Еже Богу подобное/и, елико мощно, сообразное,/души благолепие возжелал еси взыскати,/постом, бдением и трудами,/смирением же, молитвою и слезами/узы страстей растерзав,/Духу Святому усвоился еси,/Имже дух твой обновися и дарований сподобися./Егоже моли, преподобне отче наш,/от ига страстей избавити нас/ и спасти души наша. В труде и подвизе,/во бдениих множицею,/во алчбе и жажде/ и в путных шествиих 31 во Афонскую Гору/ты мужествен явился еси, Богоносе отче наш,/яко и старость не разслаби тя в подвизех твоих,/но апостольски взывал еси:/яко не изнемогаю,/но умерщвляю тело мое и порабощаю духу,/да не како инех уча словом,/сам неключим делы явлюся. Слава, глас 6: Егда в Небесныя обители познал еси, Арсение,/исход твой от земли,/тогда, яко отец чадолюбивый,/благословение дая чадом своим,/заповедал еси им благоугождати Господеви/Православием и добрыми делы:/вера бо без дел мертва есть./Тем и о нас, грешных,/Христа Бога моли, преподобне,/еже благочестно житие скончати нам/ и с тобою вселитися, идеже Свет Невечерний. И ныне, Богородичен: Богородице, Ты еси лоза истинная: На стиховне стихиры, глас 5. Подобен: Радуйся, Живоносный Кресте: Радуйся, монахов светлая доброто,/радуйся, Арсение отче наш!/Радуйся, яко трудов твоих/ и постнических подвигов приял еси возмездие:/светлая селения райская,/зрение славы Божества Трисолнечнаго,/со Ангелы ликостояние,/с преподобными торжество премирное,/неизреченную радость с праведными,/славу присносущную со всеми святыми./Темже Человеколюбца Бога моли, преподобне,/еже и нам, грешным, сподобитися Небеснаго Царствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Богородичен: Пощади мя, Господи, пощади, егда хощеши ми судити,/и не осуди мене во огнь, ниже яростию обличиши мене,/молит Тя Дева, Тебе рождшая, Христе,/ и ангельстии собори, и преподобных совокупления. Светилен. Подобен: Жены, услышите: Ангельстии удивишася чини твоим подвигом,/яже в пустыни творил еси, Онуфрие Богоносе:/три бо к шестидесятим лета, отче, постился еси./И ныне, всеблаженне преподобне, со Христом царствуеши в непроходимыя веки. Слава, святаго Петра, Подобен тойже: Петру тезоименитаго верховному вси постников похвалу/ и преподобных славу, столпа Небеснаго, цвета афонскаго/велегласно песньми почтим по долгу,/яко молитвенника нам всем. Богородичен: Богородицу Тя воистинну исповедуем, Владычице, Тебе ради спасшиися,/ибо Бога неизреченно родила еси, разрушшаго Крестом смерть/ и к Себе привлекша преподобных соборы,/с нимиже Тя восхваляем, Дево. На хвалитех стихиры, глас 8: На Небо текущую всед колесницу, чудне, добродетелей/достигл еси краеградия постничеством,/из пустыни смотряя Вышняго Иерусалима премирная,/ и яже от трудов и подвигов достойныя почести восприем,/с Небесными радуешися чиноначалии, преблаженне,/вечных благ наследник и Царствия житель быв,/но молися, Богоносне Онуфрие, Спасу всех,/умирити мир и спасти души наша. Подвига неленостно твердостию, блаженне, защитився/ и благодатию духовною вооружився,/Амалика победил еси,/всякия египетския тьмы ополчение, и, помысл очистив,/иже на высоту, блазнителя обличил еси,/победоносец явился еси на духи, преблаженне,/и снаследник Христов явися,/Безплотных подражатель быв,/но молися, Богоносне Онуфрие, Спасу всех/умирити мир и спасти души наша. Временных предзря, дольных взыскуя, Богомудре,/высокая и пребывающая возлюбил еси Божественным рачением,/крест бо свой понесл еси на раме евангельски/ и Бога возлюбил еси,/пощением мужески победив бесовския полки,/с Небесными веселишися лики, якоже непобедим/и пречистый храм, желая безконечныя жизни сподобитися, был еси,/но молися, Богоносне Онуфрие, Спасу всех,/умирити мир и спасти души наша.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Не откажитесь же, досточтимый Тертий Иванович, к вашим многочисленным благодеяниям присоединить еще одно истинно доброе дело. Я приехал бы сам к Вам с этой просьбой, если бы знал в какое время можно найти Вас у себя. Во всяком случае, я желал бы знать, может ли г. Фаворов уповать на ваше предстательство пред г. Товарищем Министра, чтобы я мог утешить его, скорбящего доброй вестью». А вслед за сим я писал г. Фаворову 8-го числа, в ответ на его письмо: «С великим прискорбием прочитал я ваше письмо, проникнутое вашей скорбью, и прочитавши, поспешил обратиться с запиской к Тертию Ивановичу, прося его принять участие в вашем тяжелом положении. Он тотчас же явился ко мне с личным ответом на мою запаску и обещал употребить все старание к исполнению вашего желания относительно перемещения в Киев. Будем ожидать благоприятного результата этого ходатайства. Извещая Вас о сем, с искренним к Вам доброжелательством остаюсь " … 4-го числа писал я в Тверь преосвященному Антонину, в ответ на его письмо от 29-го сентября: «Искренне благодарю Вас за молитвенную о мне память в день моего Ангела. Возвратил я Вам журнал совета вашего братства. Он утвержден мной, но в статье о присвоении училищу наименования Святой Благоверной Княгини Анны Кашинской, слово: святая я очеркнул красным карандашом. Обратите на это внимание. Благоверная княгиня Анна, чтимая местно, не признана еще соборно в лике святых прославленных, и потому ей молебнов не служат, а совершают о ней панихиды. Об этом я имел разговор в Синоде. Великого Князя встретьте в кафедральном соборе так, как установите при взаимном совещании с Афанасием Николаевичем и соборной братией, и при сем благословите Его Высочество св. иконой. О последующем потрудитесь мне написать. В подобных случаях, на будущее время, если не успеете благовременно получить от меня наставления, действуйте по принятому порядку и по совещанию с ближайшими властями и старшими лицами духовенства. Простите, я не успел еще Вас поблагодарить за сообщенные мне подробности о пребывании в Твери Сербского Владыки. Радуюсь за Тверь, что так радушно – по-евангельски приняла она Святителя-Изгнанника. Он и телеграфировал, и писал мне, что весьма доволен сделанным ему в Твери приемом. На его телеграмму из Твери, полученную мной 19-го числа, я рассудил ответить ему письмом; но как я не имел точного сведения, долго ли он пробудет в Твери, – я написал ему в Москву и при письме препроводил к нему свои издания.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Ин кондак, глас 8: Скоропослушную помощницу, вси, сущии в бедах,/благочестно воспоем, Анну святую,/днесь любовию сошедшеся во обретение честных мощей ея./Воспоем песнь Единому в Троице Богу, радующеся,/сподобльшему нас видети пречистое сокровище честных мощей ея:/от мног бо лет сокровены быша,/напоследок же нам явлены/и источают многа и различна исцеления./Яко да молитвами ея к Богу/от всяких находящих зол избавимся,/радостною душею и веселием сердца благодарная воспоем, глаголюще:/радуйся, утверждение граду нашему. Седален, глас 3: Воспитана была еси, блаженная, от рождших тя в заповедех Господних,/яко лоза в красноцветущих виноградех,/тем тя ублажаем и святую память твою верно почитаем./Моли Христа Бога, да спасет души наша. Слава, и ныне, Богородичен: Света Превечнаго, от Отца прежде век рожденное Слово Божие,/родила еси нам, Пресвятая Владычице, Христа Бога нашего,/Имже вселенная от тли смертныя свободися,/тем Тя непрестанно с Ним поем и величаем. Песнь 4 Ирмос: Покрыла есть Небеса добродетель Твоя, Христе,/из Кивота бо прошед святыни, Твоея Нетленныя Матере,/в храме славы Твоея явился еси,/яко Младенец руконосим,/ и исполнишася вся Твоего хваления. Преукрашена была еси, преподобная мати, добродетельми твоими,/яко цветы благоуханными и яко камением драгоценным./Тем и угодила еси Нетленному Царю и Владыце всех,/Емуже и воспела еси:/Господи, исполнишася вся Твоего хваления. О, твердое основание веры, о, любы к Богу крепкая!/В женстем бо естестве мужески победила еси невидимаго врага супостата/и тако угодила еси Христу, вопиющи:/Господи, исполнишася вся Твоего хваления. Христов храм была еси, преподобная мати,/твоею чистотою и целомудрием и прочими добродетельми,/темже вместила еси в себе Святаго Духа,/к Немуже и возопила еси:/Господи, исполнишася вся Твоего хваления. Богородичен: Воистинну всех тварей вышши явилася еси, Владычице,/ и кто доволен по достоянию изрещи величие Твое?/Пространнее бо небес явися чрево Твое, в немже носила еси всеми Невместимаго Бога,/к Немуже и мы вопием:/Господи, исполнишася вся Твоего хваления.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Святая благоверная княгиня Анна Кашинская Святая благоверная княгиня Анна Кашинская, дочь ростовского князя Димитрия Борисовича, в 1294 году стала супругой святого благоверного великого князя Михаила Ярославича Тверского. (Он был замучен татарами в Орде в 1318 году. Память 22 ноября.) После страдальческой кончины мужа Анна удалилась в Тверской Софийский монастырь и приняла постриг с именем Евфросиния. Затем, переселившись в Кашинский Успенский монастырь, святая Евфросиния постриглась в схиму с именем Анна. 2 октября 1338 года она мирно отошла ко Господу. Сыновья святой Анны повторили исповеднический подвиг отца: Димитрий Михайлович (Грозные Очи) был убит в Орде 15 сентября 1325 года, а Александр Михайлович, князь Тверской, вместе с сыном Феодором - 29 октября 1339 года. Чудеса при гробе святой Анны начались в 1611 году, во время осады Кашина литовскими войсками. Святая княгиня явилась пономарю Успенского собора Герасиму и сказала, что она молит Спасителя и Пресвятую Богородицу об избавлении города от иноплеменников. На Соборе 1649 года было постановлено открыть ее мощи для всеобщего почитания и причислить благоверную княгиню Анну к лику святых Русской Церкви. Но в 1677 году патриарх Иоаким поставил вопрос на Московском Соборе об упразднении ее почитания в связи с обострением старообрядческого раскола, использующего имя Анны Кашинской в своих целях. В 1909 году, 12 июня, произошло вторичное ее прославление и установлено повсеместное празднование. Иконописный подлинник Москва. 1959-1962. Лицевые святцы русских святых. Октябрь (лист 1). Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1959-1962 гг. Выполнены по просьбе святителя Афанасия Ковровского/Сахарова/(Письмо от 30 сентября 1959 г.). Частное собрание. Русь. XVII. Прп. Анна Кашинская. Шитая пелена. Русь. XVII в. Россия. К. XIX. Прп. Анна Кашинская. Икона. Россия. Конец XIX в. Ризница Покровского Академического храма Московской Духовной Академии. Россия. XIX. Прп. Анна Кашинская. Икона. Россия. Конец XIX - начало XX в. Москва. 1910. Прп. Анна. Василий Гурьяной. Икона. Москва. 1910 г. 35.7 х 26.9. Частное собрание. Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/912892.htm...

Святая благоверная великая княгиня — инокиня Анна Кашинская В тревожные годы войны и революции образ благоверной княгини Анны стал русским людям ближе и понятнее. Вспоминалось, что благоверная Анна тоже провожав мужа и сыновей в ту опасную неизвестность, откуда часто не возвращаются, хоронила и оплакивала их, тоже принуждена была бежать и скрываться, в то время как враги громили и жгли ее землю. 25 июня, 2007 В тревожные годы войны и революции образ благоверной княгини Анны стал русским людям ближе и понятнее. Вспоминалось, что благоверная Анна тоже провожав мужа и сыновей в ту опасную неизвестность, откуда часто не возвращаются, хоронила и оплакивала их, тоже принуждена была бежать и скрываться, в то время как враги громили и жгли ее землю. Святая благоверная великая княгиня Анна — дочь Ростовского князя Димитрия Борисовича, правнучка святого благоверного князя Василия Ростовского, принявшее мученическую смерть за отказ изменить святой православной вере. Побратимом деда благоверной Анны был святой Петр, царевич Ордынский, крещеный татарин, канонизированный Русской Православной Церковью. В 1294 году благоверная княжна Анна вступила в брак с князем Михаилом Тверским. Святая благоверная великая княгиня — инокиня Анна Кашинская Много скорбей выпало на долю святой Анны. В 1294 году скончался ее отец. В 1296 году сгорел дотла великокняжеский терем со всем имуществом. Вскоре после этого сильно заболел молодой князь. Во младенчестве умер первенец великокняжеской четы — дочь Феодора. В 1317 году началась трагическая борьба с князем Юрием Московским. В 1318 году благоверная княгиня прощается навечно со своим супругом, уезжающим в Орду, где он был зверски замучен. В 1325 году старший сын ее, Димитрий Грозные Очи, встретив в Орде князя Юрия Московского — виновника смерти отца, убил его, за что был казнен ханом. Год спустя жители Твери перебили всех татар во главе с двоюродным братом хана Узбека. После этого стихийного восстания вся тверская земля была опустошена огнем и мечом, жители истреблены или угнаны в плен. Такого погрома Тверское княжество не испытывало никогда. В 1339 году в Орде погибают ее второй сын Александр и внук Феодор: им отрубили головы и тела их разняли по суставам.

http://pravmir.ru/svyataya-blagovernaya-...

А. , свящ. Житие и чудеса св. блгв. кнг. Анны Кашинской. СПб., 1909; Житие и подвиги прп. блгв. вел. кнг. Анны Кашинской, новой чудотворицы. М., 1909; Житие блгв. кнг. Анны Кашинской: По синод. ркп. XVII в./Предисл. А. Титова. Б. м., б. г.; Иоаким, иером. Житие св. блгв. княгини Анны Кашинской (по ркп. XVII в. из б-ки Имп. АН 31.6.34). М., 1909; Тверской патерик. Каз., 1913. Тверь, 1991р. С. 13; ПСРЛ. Пг., 1922. Т. 15. Вып. 1. Стб. 51, 67, 72, 83-84, 88; Минея (МП). Июнь. Ч. 1. С. 431; Июнь. Ч. 2. С. 545, 551, 552; Октябрь. С. 88; Святая блгв. кнг. Анна Кашинская: [Сб.]/Моск. подворье ТСЛ. М., 1996. Лит.: Костомаров Н. И. Церковно-историческая критика в XVII в.//ВЕ. 1870. Кн. 4. С. 479-506; Ключевский. Древнерусские жития. С. 340-341; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 41-43; Колосов В. И. Благоверная княгиня Анна Кашинская: (Из трудов Тверского обл. археол. съезда). Тверь, 1905; [В. П. К. ] Св. благоверная и преподобная княгиня Анна Кашинская: (Церк.-ист. справка в предупреждение новой смуты в Церкви). Ярославль, 1908; Завьялов И. Город Кашин, его история, святыни и достопримечательности: (С кратким житием блгв. кнг. Анны). СПб., 1909; Никольский Н. К. Сочинения соловецкого инока Герасима Фирсова по неизд. текстам: (К истории сев.-рус. лит. в XVII в.). СПб., 1916. С. XXVIII-XXX. (ПДПИ; Вып. 188); Манухина Т. Святая благоверная княгиня Анна Кашинская. П., 1954; Кучкин В. А. Повести о Михаиле Тверском. М., 1974. С. 188-192; Паченков О. В. «Обретение и перенесение честных мощей новоявленныя великия княгини инокини Анны» как исторический источник//Опыты по источниковедению: Древнерусская книжность. СПб., 1997. С. 43-49; Семячко С. А. Круг агиографических памятников, посвященных Анне Кашинской//ТОДРЛ. 1996 Т. 50. С. 531-536; 1999. Т. 51. С. 221-231; она же. Почитание св. блгв. кнг. Анны Кашинской и агиографические памятники, ей посвященные//Рус. лит. 1998. 3. С. 147-154; Кучкин В. А. Пространная редакция Повести о Михаиле Тверском//Средневековая Русь. М., 1999. Вып. 2.

http://pravenc.ru/text/115602.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010