Идеже бо труд не яве сеяшеся, по реченному, како возможно писанию предати. Но аще и в господстве бяху, но присно поминаху одр блаженного и великого во пророцех дарех богоотца Давида и пророка, и постелю его присно мочащую слезами, а не водою; и по всему быста милостынею ко убогим, и благотворением к нищим, якоже древле праведный Авраам и Иов: гордыню же и тщеславие отнюд возненавидеша. И конечное святая и благоверная княгиня Анна укрепляше супруга своего благоверного князя Михаила, егда ощутил злочестивого царя на свою державу гневающася, и от своих сродник клеветы сшиваемы, не хотяще на свою державу от злочестивых с ратию пришедших видети и неповинно кровь христианскую пролияти, сам пойде к злочестивому царю во орду, яко да за всех постраждет. И сице супружница его, благоверная княгиня Анна, укрепляше его на подвиг, и глаголаше к нему: «Да не будет тебе, господи мой, паче любве Христовы предпочести что: ни ласкание царево, ни господския чести обещание умягчит душу твою от подвига, ниже паки да устравиат тя прещения его различная, ни томления нужная, яко бы сотворити волю его скверную; стени бо подобна и сну таковая страшилища. Но буди во исповедании, яко добр воин Христов, и присно поминай велегласного апостола Павла, глаголюща: «Яκο ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни глад, ни нагота, ни беда, ни меч, ни ино что от лютых мира сего возможет нас разлучити от любве Божия». Но постражи за Пострадавшего нас ради и буди верен до смерти, и даст ти Господь венец жизни». И сице укрепляше блаженная супруга своего великого князя Михайла, яко и самому ему дивитися премудрому разуму ея, и доброму совету, и Бога прославляти, яко к подвигу его ревность подаде женою, a не якоже древле в раи Ева к Адаму. И сему тако бывшу, пострада убо блаженный, и мучения венцем увязеся. Блаженная же и великая княгиня Анна, по страдании супруга своего, поразуме, яко невозможно ей спастися, посреде плищев и всяких молв быти, аще не со отречением всякия славы мира сего, и господския чести возненавидевши, и вслед евангельского гласа итти, глаголющего: «Аще кто не оставит отца своего и матерь, и жену, и чада, и села, и имения, не может Мой быти ученик».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Однако вскоре святая благоверная Анна Кашинская неожиданно становится символом раскольников, и Патриарх Иоаким в 1677 году уничтожает канонизацию святой, запрещает поклонение святым мощам Анны Кашинской. Это необычайное событие – единственное в истории Русской Православной Церкви. Святая княгиня с терпением и смирением перенесла и это посмертное испытание: чудеса у гроба праведницы продолжали совершаться, ее предстательством Кашин в 1812 году остался в стороне от нашествия французов и не раз избавлялся от различных эпидемий. Память преподобной не предавалась забвению, и в XIX веке в различных церковных изданиях: «Словаре историческом о русских святых», труде архимандрита Леонида Кавелина «Святая Русь» – имя благоверной княгини Анны Кашинской стояло в ряду местночтимых святых. Хотя церковная развенчанность благоверной княгини Анны длилась 230 лет, благодарная народная память хранила крепкую веру в предстательство пред Господом своей небесной покровительницы. Перед вступлением в брак, на службу, перед постригом, перед началом учебных занятий, принимая какое-нибудь серьезное решение, не говоря уже о всяких бедах, болезнях и скорбях, верующие шли молиться ко гробу благоверной Анны. В «Чуде о пономаре именем Герасиме» сообщается, что в 1611 году в кашинской церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы было найдено погребение Анны Кашинской. Успенская церковь в то время сильно обветшала, церковный помост обвалился и разрушился; гроб Анны Кашинской, бывший под полом, оказался на поверхности. Однако жители города, не зная, чье это захоронение, относились к нему без должного благоговения: клали на гроб шапки и даже садились на него. В церкви пономарем служил некий Герасим, который был тяжело болен. В одну из ночей ему явилась Анна Кашинская, исцелила его и сказала: «И почто гроб мой ни во что же вменяете и мене презираете? И доколе тако быти ми от вас попираеме ногами?» Анна Кашинская повелела Герасиму рассказать о своем явлении настоятелю храма и зажечь свечу перед ее гробом у Нерукотворного Образа Спасителя. После этого у погребения Анны Кашинской стали происходить многочисленные чудеса и исцеления (до прославления святой было записано 41 чудо). Одно из чудес случилось с расслабленной Софией Гавреневой, постриженной в монашество с именем Феодосия в кашинском Сретенском монастыре. По ее просьбе в Успенской церкви у гроба Анны Кашинской был отслужен молебен празднику Успения Пресвятой Богородицы и лития, после чего инокиня исцелилась. В Кашин привозили больных из Твери, Углича, Переславля-Залесского, Новгорода и других мест. В 1645 году здесь побывал родственник царя Михаила Феодоровича боярин В.И. Стрешнев. Узнав о почитании Анны Кашинской, он подал челобитную царю о прославлении святой, но в 1647 году царь умер, не успев отдать распоряжений.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В иконописном подлиннике XVIII века под 22 июля об Анне Кашинской сказано: «Подобием аки Евдокия, в схиме, мантия багряная, исподняя зеленая». В Воскресенском соборе Кашина находился древний чтимый образ святой. В сохранившихся прорисях с икон XVII-XIX веков святая представлена старицей в монашеской мантии и куколе, с поднятыми в молении руками, в рост; на одной из прорисей – на архитектурном фоне, где помещен сюжет ее жития. Поясное прямо-личное изображение Анны Кашинской в мантии и схиме, без нимба, с прижатой к груди правой рукой и свитком в левой, имеется на литографии второй половины XIX века с подписью: «Изображение благоверной великой княгини Анны Кашинской». Известно, что во время коронационных торжеств императора Александра III ему была поднесена в Твери икона Анны Кашинской. В росписи конца XIX века в Анастасиином Богоявленском монастыре Костромы святая была изображена среди русских праведниц, в княжеских одеждах и венце. Существовали иконы-картины «Прощание благоверного князя Михаила Тверского с благоверной княгиней Анной и детьми». Наиболее распространенный иконографический извод появился, очевидно, после восстановления почитания Анны Кашинской в начале XX века: молодая княгиня в схиме, прижав правую руку к груди, с четками в левой, стоит на берегу реки Кашинки, склонив голову перед благословляющим ее Христом в облачном сегменте; слева Воскресенский собор с колокольней (1817), где почивали мощи святой. К этому изводу относятся икона начала XX века над ракой с мощами Анны Кашинской в Вознесенском соборе Кашина, многочисленные аналойные иконы 10-х годов XX века, некоторые с частицами мощей – например, образ в церкви мученика Иоанна Воина на Якиманке в Москве. На образе Божией Матери «Знамение» и иконе «Собор святых благоверных князей и княгинь Всероссийских» 10-х годов XX века (Государственный Эрмитаж), фирмы Оловянишникова, Анна Кашинская изображена в верхнем ряду, среди святых русских князей и княгинь. Редким памятником является икона «Святые Исаакий Далматский и Анна Кашинская» (1911; Государственный истории религии), написанная в Санкт-Петербурге к 50-летнему юбилею со дня освящения Исаакиевского собора (1858) и новому прославлению Анны Кашинской. В Вознесенском соборе Кашина в настоящее время хранятся ростовая икона святой и шитый покров 1900-х годов; в церкви апостолов Петра и Павла находится деревянная рака 1906 года – дар угличских хоругвеносцев (вместо сгоревшей в 1905 г.). Икона «Святая Анна Кашинская» 1900-х годов (Государственная Третьяковская галерея) письма художника В.М. Васнецова была подарена княгине Анне Куракиной в 1910 году: святая изображена в интерьере облаченной в полную схиму, правая рука поднята для крестного знамения, в левой – книга. К паломническим иконам относится небольшой поясной образ начала XX века (Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева). Образ Анны Кашинской присутствует в композиции «Собор русских святых» (1814 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Рубрики Коллекции Дважды святая княгиня 2 мин., 14.10.2015 Поделиться История жизни и прославления святой благоверной княгини Анны Кашинской (ок. 1280-1368), день памяти которой Русская Православная Церковь отмечает 15 октября, до сих пор обращает на себя взоры многих. Почему ее канонизировали дважды и как к этому относиться верующему человеку, мы спросили управляющую подворьем Введено-Оятского женского монастыря — храма святой Анны Кашинской в Санкт-Петербурге инокиню Софию (Егорову).  — Княгиня Анна Кашинская была канонизирована в лике благоверной при царе Алексее Михайловиче и патриархе Никоне в 1649 году. В 1650 году состоялось торжественное перенесение ее мощей из деревянного Успенского собора Кашина в каменный Воскресенский. Однако, так получилось, что через 27 лет, в 1677 году, на Малом церковном соборе в Москве ее церковное почитание запретили. Княгине Анне нельзя было писать иконы, служить молебны. Этот запрет во многом был спровоцирован политикой. Старообрядцы указывали на то, что у буквально только что прославленной святой пальцы правой руки были сложены в двуперстном знамении. Впоследствии церковная комиссия опровергла это утверждение. Однако именно к этому факту апеллировали старообрядцы, пытаясь доказать, что святая княгиня придерживалась старых обрядов, а значит их нельзя и менять. Собор же, который лишил церковного, но не народного почитания святую княгиню Анну, тоже действовал в русле политики, пытаясь противостоять расколу. Конечно же, в политических целях такие действия совершать нельзя, так как человек, прославленный в чине святого, – это уже человек Божий. Здесь затрагиваются уже совершенно иные сферы взаимоотношения человека с Богом. Восстановление же церковного почитания святой Анны Кашинской произошло в 1908 году. Надо заметить, что народное почитание святой княгини никогда не прекращалось, даже несмотря на официальный запрет. В истории со святой Анной Кашинской необходимо просто знать правду о том, что, действительно, в один из исторических моментов была допущена определенная несправедливость по отношению к ней. В итоге же, когда острота момента спала, соборное мнение Церкви, движимое Самим Святым Духом, восстановило то почитание, которое и было установлено изначально в 1649 году.

http://foma.ru/dvazhdyi-svyataya-knyagin...

Имя благоверной княгини Анны с течением времени было забыто до того, что к гробнице ее относились непочтительно. И только в 1611 году, вследствие явления ее благочестивому клирику, в жителях города Кашина пробудилось особое благоговение к своей небесной покровительнице, невидимо защищавшей их от врагов и спасавшей их город от разорения. Слух о чудесах от мощей благоверной княгини Анны дошел до благочестивого царя Алексея Михайловича и Святейшего Патриарха Никона, и на Московском Соборе постановлено было открыть ее мощи. 21 июня 1649 года состоялось обретение мощей новой святой Русской Православной Церкви. Перенесение их из деревянного Успенского собора в каменный Воскресенский произошло позднее, 12 июня 1650 года. За всю историю Русской Церкви до наших дней ни одна святая не удостоилась столь блистательного и пышного торжества. Однако вскоре святая княгиня Анна неожиданно становится символом раскольников, пострадав уже после кончины от неразумных ревнителей; и тогда Патриарх Иоаким отменил канонизацию. Это необычайное событие, драматичное и единственное в истории Русской Православной Церкви, произошло в 1677 году. Хотя церковная развенчанность святой благоверной княгини Анны длилась 230 лет, народ сохранил веру в ее предстательство пред Господом. В бедах и искушениях, перед началом серьезных дел и перед вступлением в брак, перед принятием монашеского пострига верующие шли молиться ко гробу благоверной Анны. В 1908 г . почитание благоверной княгини Анны было восстановлено, и в 1910 г .   в Петербурге был освящен первый храм во имя этой святой. К дню перенесения честных мощей святой благоверной княгини Анны – 12 июня – было приурочено и восстановление ее церковного почитания. В годы войны и революции образ княгини стал русским людям даже ближе. Претерпевший на земле и удостоенный награды от Бога имеет дерзновение быть молитвенным предстателем за тысячи страждущих душ. И сегодня святая благоверная княгиня Анна Кашинская остается верной спутницей и заступницей вдов и сирот, подавая утешение всякому скорбящему христианскому сердцу.

http://pravmir.ru/anna-kashinskaya-gorka...

Рубрики Коллекции Кашин: город с большим сердцем 2 мин., 21.02.2022 Поделиться Кашин называют «городом русского сердца». Это не фигура речи. Если взглянуть на Воскресенский собор с высоты птичьего полета, увидишь, что храм стоит внутри природного чуда: изгиб реки Кашинки образует вокруг собора и Кашинского кремля знак сердца. Воскресенский собор города Кашина Воскресенский собор находится рядом с кремлем и виден из любой точки Кашина. Первый храм на этом месте упоминается в летописях в конце XIV века. Собор не раз перестраивался. Сегодняшний вид он приобрел в середине XIX века. В то время он вмещал до 7000 человек — все население Кашина! Сегодня это самый большой собор во всей Тверской епархии. Разорение и возрождение В 1930-е годы храм закрыли. С собора сняли колокола и кресты, разрушили внутреннее убранство. Многие росписи сильно пострадали, какие-то безвозвратно погибли. Вот так сейчас выглядит центральный неф собора. 125 ступенек к небу В 1855 году к зданию Воскресенского собора пристроили 76-метро­вую трехъярусную колокольню со шпилем. Чтобы увидеть старинный купеческий город с высоты птичьего полета, нужно преодолеть 125 ступенек и подняться на смотровую площадку. Панорама отсюда открывается потрясающая! Куранты Часы установили в 1872 году, и они до сих пор исправно работают. Фото Ольги Квесисской kvesisskaya.tourister.ru Святая преподобная княгиня Анна: покровительница города Кашина С Кашином связаны судьбы многих святых. Самая извест­ная — благоверная Анна Кашин­ская, тверская княгиня, жившая в XIII–XIV веках и потерявшая в междоусобице почти всех своих близких. Крестный ход на повторном прославлении Анны Кашинской, 12 июня 1909 Памятник святой Анне Кашинской Фото Алексея Видинеева В 1812 году войска Наполеона заняли Москву и были на подступах к Кашину, образ благоверной княгини обносили вокруг города крестным ходом двенадцать раз. Французы до Кашина не дошли. «Дом благоверной» Шитый покров с мощей преподобной Анны Кашинской. Середина XVII века. Хранится в ГИМ

http://foma.ru/kashin-gorod-s-bolshim-se...

Начало трагедии положила внезапная смерть Кончаки, породившая нехорошие слухи. Пытаясь объяснить свою невиновность Узбеку, Михаил отправляет в Орду 12-летнего сына Константина, который становится заложником для выманивания отца. В августе 1318 года Анна проводила князя в ставку хана, понимая, что видит мужа живым в последний раз. В Орде Михаила, не желая слушать, схватили, жестоко пытали, а затем убили. В Орде Михаила, не желая слушать, схватили, жестоко пытали, а затем убили Тяжело для жены хоронить мужа, но еще тяжелее предавать земле тела своих детей. Старший сын Анны, во многом походивший на Михаила Тверского в мужестве и прямоте, Дмитрий, в 1322-м году отправился в Орду. Очевидно, что молодой князь задумал отомстить за смерть отца. Договорившись с ханом Узбеком о возвращении Владимирского княжества под власть Твери, Дмитрий столкнулся в Орде с коварным Юрием Даниловичем. Расправившись с убийцей отца, тверской князь потерял расположение Узбека, был заключен под стражу и через год казнен. Дмитрий Тверской был народным любимцем, а за свою смелость и прямоту получил от людей прозвище Грозные Очи. Возможно, его смерть стала одной из последних капель в чаше терпения тверичей. В августе 1327 года мелкая ссора между местным жителем и ордынцем переросла в массовое побоище, закончившееся полным уничтожением захватчиков на Тверской земле. В отместку татары устроили жителям княжества такое разорение, какого они ни до, ни после не видели. Сын Анны Кашинской Александр с семьей бежал в Литву, где скрывалась сама княгиня – неизвестно. Позже Александр все же вернулся в разоренную родную землю и решил попытаться наладить отношения с Ордой. Но его поездка к хану, по сложившейся печальной традиции, стала неудачной: он был казнен вместе с сыном Феодором. Образ ангельский Кончина мужа, сыновей и внука оказали мощное влияние на Анну и ее последующую жизнь. По сложившейся традиции, на Руси вдовы не выходили замуж повторно, а зачастую отдавали предпочтение иноческой жизни. Не стала исключением и перенесшая серию потрясений княгиня Анна. Недалеко от Тверского кремля золовка Анны устроила монастырь во имя Святого Афанасия. В нем-то княгиня и приняла постриг с именем София. Точное время пострига Анны неизвестно, но в 1358-м году в житии она упоминается уже с иноческим именем. Монахиня посвятила себя молитве и посту, оказывая послушание сестрам и общаясь из мирских людей только с сыном Константином.

http://pravoslavie.ru/133054.html

Перенесение мощей благоверной княгини Анны Кашинской 12 июня 1650 года. Из книги: Архангелов Серафим, священник. Житие и чудеса святой благоверной великой княгини Анны Кашинской. СПб, 1909 Прибывшие святыни и богомольцев встречали несколько священников с хоругвеносцами, с толпою народа, при пении церковных песнопений, шли за заставу в ближайшую слободку или деревню и потом под колокольный звон, оповещавший город о прибытии дорогих гостей, провожали крестный ход до того храма, где его святыням надлежало пребывать во время праздника. На паперти иконы осаждались настоятелем, и он вводил крестный ход в церковь. Этим заключался обряд встречи; в нем сочетались благоговение и почтительнейшее гостеприимство» . Великая княгиня Анна Кашинская, в память которой и были устроены торжества 1909 года, была Ростовской княжной. В 1294 году мать Тверского князя Михаила княгиня Ксения, с именем которой связано знаменитое сказание о Тверском Отроче монастыре, узнав о добродетелях княжны Анны, отправила в Ростов сватов. Так в возрасте 15–16 лет в день архистратига Михаила 8 ноября 1294 года Анна вышла замуж. Дочь Анны Феодора (1299) скончалась во младенчестве. Вскоре родились сыновья: Дмитрий (1300 ), Александр (1301), Константин (1306 ), Василий (1309 ). Супруг Анны, прямодушный и независимый Михаил, не хотел мириться с утвердившейся на Руси при монголах политикой лести и подкупа. Став в 1304 году законным наследником Владимирского княжества, Михаил вскоре был вынужден уступить его более энергичному племяннику Юрию, упредившему его в Орде. Однако Юрий захотел прямого противостояния и в ходе сражения с тверской ратью был разбит. Попавшая в плен супруга Юрия, Кончака, неожиданно скончалась в Твери, и поползли слухи, что она была отравлена. В августе 1318 года Михаил был вызван в Орду. Его благословил епископ Варсонофий, а княгиня Анна с сыном Василием провожала князя и старшего сына до берега реки Нерли. Вероятнее всего, она понимала, что больше никогда не увидит мужа. Отправляясь в Орду, Михаил спасал от разорения Тверское княжество.

http://pravoslavie.ru/31112.html

По правую сторону св. благоверного Великого князя Михаила Ярославича Тверского (на Иконе Собора Святых Тверских) изображена «многоскорбная» его супруга, благоверная Великая княгиня Анна Дмитриевна (Кашинская) с преклонённой головой, в иноческом одеянии в схиме (на ней надет епитрахиль с крестом); левая рука её на груди, а правая опущена вниз. Благоверная княгиня, дочь Ростовского князя Димитрия Борисовича, родилась, вероятно, в г. Кашине (этим городом владел её отец, и Кашин отдан был за ней, как «вено» (приданое) при замужестве её с Тверским князем Михаилом Ярославичем). Она вступила в брак 8 ноября 1294 года; венчана была Тверским епископом Андреем в Спасо-Преображенском кафедральном соборе. От сего брака родились четыре сына и одна дочь Феодора (родившаяся в 1300 г.). Много скорбей выпало на долю благочестивой княгини. В 1296г. сгорел дотла великокняжеский дворец, и едва сам Великий князь и его супруга (первые заметившие пожар) спаслись. Вскоре после сего и, может быть, вследствие пережитого бедствия, сильно заболел молодой князь. Затем начались интриги московского князя Юрия из-за великокняжеского титула, коим почтён был св. Михаил Ярославич; почти беспрерывные разорения Тверского княжества от татар и князя Юрия Даниловича. Над Юрием в 1317 г. Тверской князь одержал славную победу, причём захвачена была в плен жена Юрия, – Кончака (сестра хана Узбека), скоро умершая в Твери. Кончина её была приписана отраве, и Великий князь вытребован был в Орду, где 22 ноября был убит. Великая княгиня Анна, предчувствуя печальный исход, с горькими слезами проводила Михаила Ярославича до с. Едимонова, где рассталась с супругом навсегда. На этом месте построена часовня, в народе слывущая под названием «святой часовни», в ней находится изображение св. благоверного Великого князя Михаила и его супруги и трогательная картина их прощания. Сколько слёз пролито ею о страдальческой кончине супруга, сколько было хлопот и горя по случаю упорства Московского князя Юрия разрешить перевести тело св. мученика в Тверь для почётного погребения. Рукописное житие благоверной глубоко трогательно изображает тяжёлое положение любящей супруги, влагая в её уста сильные горькие сетования: «Кто похитил наше сокровище!.. О, царство безбожных татар! Да не будет над тобою благословения Вышнего... Осиротела я с чадами, лишилась надежды, лишилась покровителя и отца... Горе мне! Лучше бы мне умереть с тобою!» Так рыдала она над гробом своего супруга. Обременённая скорбями, она, вероятно, в скором времени после сего, решилась оставить мир и переменить княжеские чертоги на убогую келью инокини.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Св. Юлия Карфагенская — мученица дева Иулия пострадала в 440 или в 613 г. Она происходила из знатного рода в Карфагене. При взятии города была захвачена в плен и продана в рабство одному богатому сирийскому купцу. Своим кротким характером, смирением, добросовестным отношением к делу и целомудрием она заслужила не только расположение, но и уважение своего господина. Однажды, будучи на острове Корсика по торговым делам, купец принял участие в языческом празднике; св. Иулия, оставаясь на корабле, обличала заблуждения язычников. Язычники вздумали отомстить ей за это. Они, напоив купца вином до опьянения, били ее, рвали ей волосы, резали тело и затем распяли. Тело бросили на острове. Иноки похоронили его. На месте, где нашли тело, вскоре забили два чудотворных источника, которые действуют и поныне, являясь местом паломничества на о. Корсика. В 763 г. чудотворные мощи ее были перенесены в г. Брешию (совр. Италия), в основанный лангобардским королем Дезидерием женский монастырь. До XX в. св Иулия считалась покровительницей города, ныне ее мощи вынесены из кафедрального собора, а в посвященной ей церкви св. Джулии устроен музей религиозной живописи. На данное время мощи святой нашли приют к северу от Брешии, в местечке Вилладжиа Преальпино. День памяти 16/29 июля. FbAutId_3 Св. Анна Кашинская. — Св. благоверная великая княгиня Анна родилась в конце XIII века, когда Русь стонала от страшного татарского нашествия. Ее мужа и сына убили в Орде, а самой ей пришлось скрываться с детьми и внуками от татарского гнева. Блгв. кн. Анна всей своей многострадальной жизнью несла подвиг праведной женственности — целомудрия, безусловного послушания воле Божией, беззаветно-кроткой покорности и верности мужу, а затем — подвиг безутешного вдовства, украшенный монашеским чином. 2/15 октября 1368 г. она преставилась всеми почитаемой схимонахиней. После кончины святая Анна почиталась местно. Чудеса при гробе святой Анны начались в 1611 г., во время осады Кашина литовскими войсками. 21 июля/3 августа 1649 г. были обретены ее нетленные мощи, а 12/25 июня 1650 г. княгиня Анна была причислена к лику святых, и мощи ее были перенесены в Воскресенский собор для поклонения. Но в 1677 году патриарх Иоаким поставил вопрос на Московском Соборе об упразднении ее почитания в связи с обострением старообрядческого раскола, использующего ее имя в своих целях. В 1909 г. 12/25 июня, произошло вторичное ее прославление и установлено повсеместное празднование. Ныне мощи св. Анны покоятся в Вознесенском кафедральном соборе г. Кашина. FbAutId_5

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010