Гибель царя Лазаря. Фреска в храме Свт. Саввы на Врачаре. Белград      Потеряв мужа, Милица осталась с другими сербскими вдовицами оплакивать порабощение своего народа под турецкое ярмо. Она уподобилась праматери Рахили в своем плаче над убитыми и порабощенными сербскими детьми. «Ибо тогда, — сообщает Константин Философ, — не было места во всей земле Сербской, где ни слышался бы тяжкий глас рыдания, и несравнимый ни с чем вопль. Плач был такой, что им исполнился воздух, так что во всех этих пределах Рахиль плакала и не хотела утешиться из-за погубленных детей своих». Несмотря на тяжелую утрату, святая Милица не потеряла присутствия духа. Ведь на нее были обращены взоры всего сербского народа, потому что она осталась правительницей порабощенной страны. Старший сын Стефан Лазаревич был еще двенадцатилетним отроком и не мог сам управлять державой. Милица, воспряв от горя, стала с мужественной ревностью управлять своим народом. Вскоре после Косовской битвы осенью 1389 года венгерский король Сигизмунд напал на ослабленную Сербию. Мудрая Милица, согласившись на вассальный союз с турками, с их помощью вернула захваченные земли. Однако цена такого союза была велика для всех сербов и лично Милицы: было закреплено вассальное положение Сербии по отношению к туркам, а ее младшая дочь Оливера была отдана замуж за султана Баязида I. Таким образом, сама княгиня Милица и ее сын Стефан, наследник сербского престола, стали подвластными убийце их мужа и отца. Современный ковчег с мощами Св. Лазаря в монастыре Раваница      В феврале 1391 года Милица вместе с сыновьями и патриархом Ефремом, клиром и народом перенесла святые мощи царя Лазаря из храма Вознесения Господня в Приштине, где они были похоронены сразу после Косовской битвы, в построенный им монастырь Раваницу. В земных делах Милица была разумной и энергичной, но прежде всего благочестивой и преданной Богу, так что во время правления она сильно облегчила тяжелую жизнь своего народа, когда турецкое иго все сильнее угнетало сербскую землю. Она по-матерински опекала сирот и вдовиц, утешала страждущих, питала голодных, одевала нагих.

http://pravoslavie.ru/133069.html

В издательстве « Вольный Странник » вышла книга, которая рассказывает о святых подвижницах Сербской Церкви, почитаемых в русской церковной традиции. « Святые сербские жены » — сборник, где представлены наиболее полные жития христианок, ставших примером искренней веры, благочестия, любви, молитвы и заботы о ближних. Именно они воспитывали будущих подвижников, христолюбивых правителей и мучеников за веру. Одной из самых известных сербских святых стала царица Милица, чью память мы празднуем 19 июля/1 августа. Святая царица Милица. Современная фреска в монастыре Шудикова. Черногория      Жизнь этой святой можно назвать символом супружеской верности и любви, прошедшей через многие испытания. Сербская царица Милица, в монашестве получившая имя Евгения и в схиме Евфросиния, происходила из святого рода Неманичей. В одном из жизнеописаний ее супруга князя Лазаря говорится о том, что она «была рода святого и славного, из царского корени, племени святого Симеона Немани, первого господина Сербского». Милице выпала скорбная доля быть современницей трагической Косовской битвы, в которой погиб цвет сербского дворянства во главе с ее мужем князем, или, как он вошел в историческую память, царем и мучеником Лазарем. Будущая святая родилась в 1335 году в правление сербского царя Душана Сильного. Ее отцом был известный воевода и князь Вратко, вошедший в сербский эпос под именем Юг-Богдана. Он вел происхождение от Вукана, старшего сына жупана Стефана Немани, и занимал важное положение при дворе могущественного Душана во времена, когда сербская средневековая держава была на пике своего могущества . Неудивительно, что Милица получила прекрасное христианское и аристократическое образование, воспитываясь при царском дворе. Святая княгиня Милица. Современная икона. Автор: Елена Хинич. От природы она была благородного нрава, отличалась чистотой и мудростью. Когда девушка повзрослела, царь Душан выдал ее замуж за одного из своих витязей — воеводу Лазаря Хребеляновича, который по смерти царя стал князем и сербским правителем.

http://pravoslavie.ru/133069.html

Монастырь Любостиня Фотогалерея Монастырь Любостиня одно из наиболее значимых мест сербской истории и культуры. Он расположен у подножия горы Прозрак, неподалеку от города Трстеник и относится сейчас к Крушевацкой епархии Сербской Православной Церкви. Обитель расположилась в долине небольшой горной Любостинской реки. Она известна тем, что ее ктитором стала святая сербская княгиня Милица, вдова князя, или, как его еще называют, царя сербского Лазаря, мученика и героя Косовской битвы. Строительство монастыря охватывает период с 1388 по 1405 года. Известно, что княгиня Милица обновила и построила множество церквей и монастырей, но Любостиня стала главным предметом ее попечения. Именно в эту обитель она со временем удалилась, приняв монашество, вместе с другими сербскими вдовами. Есть также предание, что именно в этих местах юная Милица познакомилась со своим будущим супругом и в их сердцах родилась любовь. Именно поэтому монастырь и был назван Любостиня. Главным зодчим монастырского храма стал известный зодчий Раде Борович, или, как его еще называли, Раде Неимар. По совету Милицы он украсил монастырскую церковь особой каменной резьбой, напоминающей прекрасную вышивку. Главный храм обители был посвящен Успению Пресвятой Богородицы. В 1402–1405 гг. он был расписан искусной рукой сербского изографа иеромонаха Макария из окрестностей Прилепа. Сама святая Милица после своей земной кончины была похоронена в обители, и ее мощи пребывают здесь под спудом. На протяжении веков святыня разделяла судьбу своего народа и немало пострадала. После подавления Кочиного восстания в 1788 году турки сожгли обитель. Тогда в огне погибла значительная часть фресковой живописи, и до наших дней дошли только фрагменты. Во время пожара в монастырской стене была обнаружена тайная ризница, в которой Милица спрятала драгоценные реликвии. В разграбленной сокровищнице была и корона святого Лазаря, похищенная турками и находящаяся сейчас в Стамбуле. В 1930-1940-е гг. это был хорошо устроенный женский монастырь, в котором подвизалось до 50 монахинь. Пламень молитвы поддерживается монахинями и в наши дни. Помимо этого Любостиня – памятник сербской культуры особого значения. Ее считают одним из ярких примеров Моравского архитектурного стиля. В притворе храма сохранились портреты князя Лазаря и княгини Милицы, здесь же можно увидеть и изображение их сына святого Стефана Лазаревича Высокого.

http://pravoslavie.ru/140869.html

     Известно, что Милица обновила и построила множество церквей и монастырей, но самым главным предметом ее попечения стал монастырь Любостиня, воздвигнутый уже после Косовской битвы. Именно в эту обитель она со временем удалилась, приняв монашество, вместе с другими сербскими вдовицами. Обитель была построена у подножия горы Прозрак неподалеку от Трстеника. Главным зодчим монастырского храма стал известный Раде Борович, или, как его еще называли, Раде Неимар . По совету Милицы он украсил монастырскую церковь особой каменной резьбой наподобие прекрасной вышивки. Главный храм обители был посвящен Успению Пресвятой Богородицы. В 1402–1405 годах он был расписан искусной рукой сербского изографа иеромонаха Макария из окрестностей Прилепа. Св. вмч. Лазарь, св. Милица и св. Стефан Высокий. Крушевац      Перед тем как принять монашество, святая княгиня в 1393 году созвала Державный собор, на котором при всех передала власть своему сыну Стефану Лазаревичу Высокому. Патриарх и летописец Даниил III так говорит об этом событии: «Достохвальному Стефану, пришедшему в возраст мужа совершенна, по изволению Божию свыше родительница вручает скипетр, а всеосвященный патриарх все это молитвой и возложением рук благословляет». Вскоре после этого Милица приняла монашеский постриг, получив имя Евгения. Она временно поселилась в монастыре Жупаньевац до завершения строительства Любостини. С ней постоянно была ее родственница и помощница монахиня Евфимия. Монастырь Любостиня. Фото: иером Игнатий (Шестаков)      В 1393 году турки разорили болгарское царство в Тырново, откуда в Сербию прибыл ученый монах Григорий (Цамблак), который при содействии князя Стефана и его матери был поставлен игуменом монастыря Высокие Дечаны. Мать Евгения, несмотря на монашеское делание, иногда покидала свой монастырь для того, чтобы помогать сыну в решении различных вопросов, в первую очередь церковной жизни. Однажды турки ограбили и опустошили Высокие Дечаны. Посетив монастырь в 1397 году и видя бедствия монахов в разоренной обители, монахиня Евгения вместе с сыном восстановила Дечаны и стала таким образом их ктитором. В грамоте, выданной по этому случаю монастырю, она написала: «Прибыв в сей монастырь, в обитель святого короля Стефана Уроша III, и, обозрев прекрасное и пригодное для монашеского пребывания место, видела воистину печальную картину: столький труд и усердие святого ктитора от рук злочестивых народов исмаилтянских был сожжен и полностью опустел». Далее говорится о восстановлении монастыря и пожертвованиях. Свою запись благочестивая подвижница заканчивает молитвой, обращенной ко Господу: «Умилостивись на грехи мои, укрепи детей моих в благоверии и благоденствии, да послужат они во благочестии Тебе, Богу своему, как и господин и родитель их блаженно почивший князь Лазарь». Молитва преподобной матери Евгении свидетельствует о глубине ее смирения. Ей она ограждала и защищала своих детей и весь сербский род.

http://pravoslavie.ru/133069.html

Здесь она в молитвенном подвиге жила при одном храме пять лет. Затем посетила Святую Землю, поклонилась ее святыням и уединилась в суровой Иорданской пустыне. Однажды ей явился Ангел и повелел вернуться на родную землю, ибо там она должна была отойти ко Господу. Петка вернулась в свое сербское село и через два года мирно предала Богу свою чистую душу. Однажды на берегу было найдено тело утопленника. После его погребения святая Петка стала являться людям во сне и требовать его перезахоронения. Так были обретены мощи святой, лежавшие рядом с несчастным утопленником. Они стали являть столько чудес, что их, как великую драгоценность, начали оспаривать государи разных стран. В 1238 году мощи святой Петки были перевезены в Тырново. Когда турки напали на Тырново, святые мощи тайно перенесли в Валахию (совр. Румыния). Когда же турки захватили и Валахию, святая княгиня Милица († 1405) упросила турецкого султана отдать ей мощи святой Петки. В XV веке султан Сулейман, ограбивший Белград, унес с собой в Турцию и святые мощи; они с большими почестями были поставлены в константинопольском патриаршем соборе. Наконец, в 1641 году мощи святой Петки были по просьбе молдавского господаря Василия Лупу перенесены в столицу Молдавии Яссы (ныне территория Румынии) во вновь воздвигнутый монастырь в честь Трех святителей. Здесь святые мощи покоились почти два с половиной века, затем были возвращены в Белград. 168 Царица Милица (преподобная Евгения, в схиме Евфросиния, ок. 1350—1405; память 19 июля 1 августа) — супруга святого князя Лазаря и мать святого Стефана Лазаревича (ок. 1377—1427; память 19 июля 1 августа), правителей Сербии. Происходила из династии Неманичей, была образованна, добродетельна и благочестива, возводила храмы и монастыри. На Косовской битве ее царственный супруг Лазарь героически погиб, Милица осталась вдовой и единственной правительницей Сербии, стремительно порабощаемой Турцией. Она приняла монашество, но по малолетству своего сына, наследника трона, семь лет правила страной.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3742...

Ангелинам, Аннам, Еленам и не только – посвящается К выходу книги «Святые сербские жены» Многими нитями связаны Россия и Сербия, но, пожалуй, самая крепкая из них — это сонм русских и сербских святых, имена которых вписаны в наши месяцесловы. Всё чаще в нашей стране маленькие христианки получают имена по своим сербским покровительницам, например, матери Ангелине или княгине Милице. Но до сих пор мы не так много знали о них, ведь подробные жития этих святых жен не были представлены на русском языке. Книга иеромонаха Игнатия (Шестакова) «Святые сербские жены» восполняет этот пробел. На страницах небольшого издания вы встретите святую королеву из знаменитой французской династии Елену Анжуйскую , которая стала ктитором средневекового православного монастыря Градац. Прочитаете о тех тяготах, которые стойко вынесла княгиня Милица после гибели своего супруга князя Лазаря в славной Косовской битве. Узнаете о том, как по просьбе преподобной Ангелины русские князья стали покровителями Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон. Автор, спациалист по истории Сербской Церкви, в каждом житии дает исторический контекст, благодаря чему читатель сможет лучше понять положение Сербии в разные века и те непростые обстоятельства, в которых оказывались святые жены. Так, о подвиге княгини Милицы автор пишет: «В земных делах Милица была разумной и энергичной, но прежде всего благочестивой и преданной Богу. В то время как турецкое иго все сильнее угнетало сербскую землю, святая значительно облегчала жизнь своего народа: она по – матерински опекала сирот и вдовиц, утешала страждущих, питала голодных, одевала нагих». Повествование в книге ведется доступно и увлекательно. Благодаря этому мы вновь становимся свидетелями непоколебимого исповедничества новомученицы Босильки, которая предательнице православной веры отвечает: «Христос — мой избранник. Я принадлежу только Ему и никому другому. Я не отрекусь от моего Бога и моей святой веры, как это сделала ты, которую мне жаль». Монастырь Высокие Дечаны. Фото: Православие.ru     

http://pravoslavie.ru/133315.html

Но супружество святых Лазаря и Милицы продлилось, к сожалению, недолго: во время знаменитой Косовской битвы раненый король был взят в плен и по повелению султана Баязета 15 июня 1389 г. казнен – усечен мечом. Тело святого короля Лазаря было погребено в ближайшей церкви. В 1391 г. его нетленные мощи были перенесены в Рованицкий монастырь. Монастырь был разрушен турками в 1683 г., и мощи короля Лазаря были перенесены в монастырь Новая Рованица на Прусской горе. После смерти мужа княгиня управляла народом, пока не подрос ее сын, Стефан (Высокий). В 1393 г. она поступила в Жупаневачский монастырь около Крушевака с именем Евгения. Когда ее сын, в 1402 г., на время покинул страну, она, несмотря на монашеский чин, снова управляла государством. Милица была умной и деятельной правительницей, отличалась благочестием и материнской заботой о своем народе, который в то время притесняли турки. Она заботилась о вдовах и сиротах, восстанавливала разрушенные турками храмы, строила монастыри. Именно она получила от султана Баязета обещание не преследовать христиан в ее государстве. Святая Милица, сама рано потеряв мужа, особенно заботилась о вдовах, принимая в монастырь многих жен, чьи мужья-воины пали на поле брани; помогала строить и поддерживала многие монастыри и церкви. В конце жизни она приняла великую схиму с именем Евфросиния. Скончалась святая 11 ноября 1405 г. От нетленных мироточащих мощей ее совершилось множество чудес. И сегодня вместе со своим мужем она подает силу свыше и утешение страждущей Сербии. Скажем несколько слов и о сыне Милицы и Лазаря, он также был канонизирован. Святой Стефан Высокий, король Сербский, был очень любим своим народом за милосердие и доброту. Он в тяжелое время турецкого ига строил города, созидал храмы и тратил свою казну на помощь нуждающимся. Умер он мирно в 1427 г. Благоверные Димитрий и Мария Заозерские, Вологодские, и их сын преподобный Иоасаф Каменский, Спасокубенский Димитрий Васильевич, прозвищем Меньшой, был удельным князьем Заозерским. Жил он в промежутке между 1380 и 1440 гг. в г. Устюг.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

   Девица, сестра, жена и мать — эти четыре сербских слова, очевидно, происходят от санскритских корней. «Дева» у нас, в Индии, и сейчас на разговорном языке означает божество и девицу. И действительно, у сербов истинная девица, девственница, считается неким высшим существом, чем-то святым и возвышенным. В южных областях Сербии, где европейская «госпожа культура» еще не испортила народ, перед девицей встают и старики, и старухи. В великом народном эпосе с почтением воспеваются девицы, сестры и матери. Жена как таковая не воспета столько и с таким почтением. А если и воспевается, то не без примеси иронии и шутки. Между тем, нигде нет иронии и шутки, когда речь идет о девице, сестре и матери.    Сербская женщина как отшельница, молитвенница и святая возвеличилась до небес. Святая Петка, Параскева, как дева — изначальный образец для целых поколений женщин во все века. Она жила в Х веке по Рождестве Христовом. Девица из дворянской семьи, она удалилась в Палестину в суровую Заиорданскую пустыню, чтобы жить жизнью святого Иоанна, Христова Крестителя. И прожила там всю свою жизнь до глубокой старости, питаясь, так сказать, ничем и не общаясь ни с кем. Величественный образец, который, без сомнения, импонировал бы и нашим наивеличайшим гималайским аскетам.    Святой Петке подражали и нищенки, и царицы сербские в течение тысячи лет. Почти все королевы и княгини из династии Неманичей удалились в монастыри и окончили свои дни в монашеском чине. Над всеми ними сияет подобно утренней звезде царица Милица, вдова последнего сербского царя Лазаря, убитого турками на Косовом поле. Мы, индийцы, ценим нечто подобное превыше всего. Аскеза — сердцевина Индии: сердцевина ее истории, ее культуры и любой ее философии любого направления.    Сербская женщина как воительница в народной борьбе за освобождение от турок — это святительница своего рода. Княгиня Любица сто двадцать лет тому назад воодушевила разбитую сербскую армию и повела ее на бой с турками. Турки были разбиты, и Сербия освобождена.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3742...

Однажды озлобленные сербские вельможи оклеветали ее сына Стефана перед султаном Баязидом. Тот потребовал, чтобы Стефан лично явился к нему для оправдания. Боясь за жизнь сына, чадолюбивая мать решила первой отправиться к султану и попытаться развеять наветы, защитить сына и сербский народ от несправедливой и жестокой кары. При этом для поддержки она решила взять с собой мудрую монахиню Евфимию. Так они предстали перед грозным правителем и, уповая на Божию Матерь, сумели умирить его гнев. Благополучно совершив свое ходатайство за сына перед султаном, святая княгиня обратилась к Баязиду с еще одной просьбой. Она смиренно попросила его позволить ей взять с собой из Видина мощи преподобной Параскевы Пятницы, за которые она была готова отдать все свое имущество. На ее мольбу султан только усмехнулся, говоря: «Почему не ищешь чего-нибудь более драгоценного, чем только эти сухие и неподвижные кости?» Тем не менее, видя усердную мольбу святой, он позволил ей взять мощи и отнести их в Сербскую землю, что стало великим благословением и утешением всему верующему народу. Мощи святой Параскевы сначала почивали в монастыре Жупаньевац, а затем в Любостине, и позднее были перенесены в Белград, где около 1417 года была построена отдельная церковь святой Параскевы, существующая поныне. Там мощи почивали до тех пор, пока не были перенесены в Константинополь в 1521 году. Во время посещения Баязида в Сере преподобная Евгения и Евфимия принесли с собой в дар монастырю Хиландар большую алтарную завесу — катапитасму, на которой мать Евфимия сама вышила образ Христа Спасителя Великого Архиерея с предстоящими святителями Василием Великим и Иоанном Златоустом. По краю катапитасмы она вышила смиренную молитву: «От скверных устен, от мерзкаго сердца, от нечистаго языка, от души осквернены, приими моление, Христе мой! И не отвергни меня рабу Твою, и не яростию Твоею обличи меня в час исхода моего, и ни гневом Твоим накажи в день прихода Твоего. Ибо сама до суда Твоего, Господи, осуждена совестью своей, и нет у меня никакой надежды спасения моего, если милосердие Твое не победит множество беззаконий моих. Поэтому молю, незлобивый Господи, не отвергни и сие малое приношение, приносимое святому храму Пречистой Твоей Матери и надежды моей, Богородице Хиландарской. Ибо взяла на себя веру той вдовицы, что Тебе принесла две лепты, Господи. Так и я Тебе сие принесла, о Владычица! Недостойная раба Твоя, монахиня Евфимия… И жертвуется сия завеса храму Пречистой Богородицы Хиландарской в лето 1399 индикта 8. И если кто заберет ее из храма Пресвятой Богородицы Хиландарской, пусть будет отлучен от Единосущной и Нераздельной Троицы, и пусть будет ему противницей Пречистая Богоматерь Хиландарская в день страшного испытания. Аминь».

http://pravoslavie.ru/133069.html

Что здесь в конце ХХ века появится женская обитель, никто не предполагал. Это было невообразимо даже в 1990-1991 годах: ну где монастырь - в чистом поле? Однако один человек твердо знал о будущей обители еще в XIX столетии: местночтимая святая, блаженная по имени Евфросиния. В Колюпанове она появилась уже почти девяностолетней старицей. В ветхой одежде, со стриженой головой, часто босая, старая монахиня вызывала насмешки подростков и грубоватых мужичков. Да и сама, кажется, делала все, чтоб над ней смеялись и ни единая душа не узнала о ее внутренней жизни: о молитвах, в которых проводила ночи, о веригах, которыми смиряла плоть. А более полувека назад эта женщина вела совершенно иной образ жизни, о чем знали немногие: якобы неграмотная монахиня, жившая в одном помещении с кошками, собаками, летом топившая в своей маленькой избушке печь, зимой - напускавшая во все щели мороз, уничижительно именовавшая саму себя «дура Евфросиния», была блестяще образованной, знала несколько иностранных языков и все тонкости светского этикета... Надгробие Евфросиния. Случайно или нет, но это имя получали в монашеском постриге представительницы княжеских родов, прославленные потом Церковью в лике святых. Это знаменитая княгиня Феврония Муромская, окончившаяся свою земную жизнь в женской обители; в 12 лет ушедшая в монастырь княжна Предислава, известная как Евфросиния Полоцкая; Милица, сербская княжна, жена знаменитого князя Лазаря, погибшего в судьбоносной для Сербии битве на Косовом поле; жена князя Димитрия Донского Евдокия. Евфросиния Колюпановская также имела знатное происхождение - ей приписывают родство с княжеским домом Вяземских. Однажды, уже в старости, она косвенно дала понять, что принадлежала к первому выпуску Смольного института благородных девиц в Петербурге. И была фрейлиной императрицы Екатерины II. А однажды вместе с двумя другими обитательницами дворца сбежала, инсценировав свое утопление: на берегу пруда они оставили роскошные платья, переодевшись в простую одежду, и отправились странствовать. Безвестными подвижницами так и остались двое - известно лишь, в каких монастырях Марфа и Соломия окончили свою жизнь. Евфросиния около 40 лет жила и трудилась при Введенском Владычном женском монастыре в Серпухове. А подвиг юродства взяла на себя не самовольно, а по благословению митрополита Московского и Коломенского Платона (Лёвшина).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010