В Муромской легенде древнейшему преданию дана позднейшая историческая обстановка, и притом события и лица возведены в идеальную область христианских понятий. Потому в сравнительном изучении этого прекрасного памятника нашей народной поэзии должно отличать: во-первых, древнейшее предание, положенное в его основу; во-вторых, историческую обстановку и, в-третьих, религиозную, и именно христианскую, идею, которою освящены и доисторическое предание, и историческая его обстановка. Итак, во-первых, древнее, доисторическое преданье. Оно-то собственно и составляет предмет нашего сравнительного изучения. Здесь должно обратить внимание прежде на борьбу князя Петра с змием и потом на вещий характер Февронии. Во-первых, о борьбе с змием. Змий Муромской легенды есть змий-оборотень, подобный Фафниру, сыну Грейдмарову, и множеству огненных летучих змиев в народных сказках и песнях 127 . Замечательное сходство с началом нашей легенды предлагает одна сербская песня под заглавием «Царица Милица и Змий от Ястребца» 128 . Вот как она начинается: «Хвала Богу, хвала единому! Царь Лазарь сидит за ужином, по край его царица Милица. Не весела Милица, закручинилась; лицом бледна и пасмурна. И пытает ее славный царь Лазарь: о Милица, моя царица! О чем спрошу, скажи мне правду-истину: что ты так не весела – закручинилась, лицом бледна и пасмурна? или чего тебе мало в нашем дворе?» Милица отвечает, что ей всего вдоволь, только повадился к ней Змий от Ястребца: он полюбил ее и летает к ней в белый терем. Лазарь, подобно князю Павлу, брату Петра Муромского, помогает своей жене советом против соблазнов змия-прелестника. Он советует царице лестью выведать от змия, кого из юнаков (то есть витязей) больше всех на земле он боится. Отправилась царица в свой высок терем. Мало время позамешкавши, засияла Ястребец-планина, полетел Змий от Ястребца, от Змеевца, от воды от студеной, полетел он к Крушеву-равнине, и влетел в белый терем. Пал на мягкую постель, сбросил с себя огненную одежду и лег с царицею на подушках.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Адам и сербы. Фото Бошко Козарски Адем из Призрена на старости лет свихнулся. Сдвинулся. Тронулся. 88 лет – не баран чихнул. Но тронулся пораньше, где-то в 80. А именно: тронулся в сторону православной церкви в родном городе, бывшей столице Неманичей, и потребовал крещения: «Хочу стать православным. Адамом хочу быть». Такие заявления в городе, откуда были изгнаны почти все христиане после погрома 2004 года, мягко говоря, диссонировали с общим радостным настроем по поводу очищения города от проклятых православных сербов и о душевном здоровье, как посчитали многочисленные родственники Адема, ну никак не свидетельствовали. И эти многочисленные родственники решительно отказались от общения с дедом, сменившим веру. «Их дело! – говорит дед Адам, смахивая слезу. – Я веру не “сменил”, а вернулся к истинной: мы же все раньше были христианами!» Евица Джорджевич и ее дочка Милица в течение всего террора были единственными православными в Призрене Когда говорят, что из Призрена, древнего сербского города, были изгнаны почти все сербы, много значит вот это «почти»: здесь или рядом с городом оставались несколько самоотверженных священников, со временем сюда вернулась Призренская духовная семинария, и сейчас она работает, несмотря не только на многочисленные материальные затруднения, но и, скажем осторожно, не очень дружелюбное окружение. А еще к «почти» относятся две женщины: Евица Джорджевич и ее дочка Милица, которые в течение всего времени, и террора в отношении сербов в том числе, были единственными православными в этом городе. Сербское телевидение не так давно сняло фильм о Милице. Запомнился кадр из него: девчушка молча смотрит в окно во двор, где играют албанские дети, но гулять не идет, потому что это просто-напросто опасно: могут не только побить. Молча смотрит, а мама Евица плачет. Так и жили взаперти несколько печальных лет, урывками выбегая за продуктами, вжав голову в плечи. До тех пор, пока не появился Адам. Призрен – Здесь, в Призрене, да и вообще в Косово и Метохии, творилось такое, что волосы дыбом встают! Что вытворяли с сербами те, которые говорили, будто бы молятся Богу, а на самом деле отвергали Его своими делами! – говорит Адам. – Как можно молиться Богу, но ненавидеть другие народы? Вести войны. Убивать. Отнимать дома. Насиловать. Грабить. Осквернять церкви. Насмотрелся я на это дело, и, понимаете, появился у меня протест в душе. Этот протест и привел меня в храм, а потом уже – к Евице и Милице: надо же было помочь! Ну, и стал помогать, ничего особенного тут нет.

http://pravoslavie.ru/107676.html

Впечатляющие виды: крепость царя Душана Сильного на горе, старый город, мосты через Бистрицу, изобилие кафе и сувенирных магазинчиков. Это Призрен, древняя сербская столица. Сербов в ней не видно: после погрома в 2004 году ушли последние. Сербское телевидение сделало фильм «Милица» о единственной сербской семье, оставшейся жить в этом городе. Девочка жила со своей семьей, никуда не выходя из дому. Помню кадр из фильма: Милица молча смотрит из окна на играющих во дворе дома албанских детей, а ее мама плачет.      В наши дни положение несколько изменилось: сербов я всё-таки увидел. Прямо в центре города идут крепкие ребята, человек десять, никого не трогают, даже улыбаются. Я так обрадовался, услышав сербскую речь, что когда подошел к мужикам – почти дар речи потерял. Те насторожились: «Тебе чего?» Взгляды тут же посерьезнели, кулаки сжались, албанские прохожие ускорили шаг. «Да я, это, семинарию ищу. Красиво у вас тут», – промямлил я. Услышав славянскую речь, хоть и гугнивую, крепкие юноши, кажется, успокоились: «А мы и есть семинаристы! Гуляем. Ты чего заикаешься? Ты кто вообще?» Было бы это в любом другом сербском, но не оккупированном, городе, сценарий известен: сначала – кафе, потом – снова кафе, потом уже, может быть, и до цели бы добрался. А тут, несмотря на веселое солнце, романтические горы со снежными шапками, лучше побыстрее как-нибудь, не сильно привлекая к своей персоне внимание соседей. «Мы как раз домой возвращаемся – пойдем, покажем семинарию! Там недавно новый жилой корпус отгрохали, мы в нем и живем – русские из Сретенского монастыря помогли. Заодно с отцом Андреем познакомим, он тебе подробнее всё расскажет». Поднимаемся по узкой улочке к семинарии, ловим не очень приветливые взгляды сидящих в окружающих кафе посетителей, заходим во двор семинарии. «Ну, сейчас-то полегче, – говорят семинаристы. – Раньше было просто опасно». Протосингел Андрей (Сайц), проректор Богословской семинарии, монах из монастыря Высокие Дечаны, помощник владыки Феодосия, ректора семинарии, встречает с распростертыми объятиями, ведет в кабинет – там уже ждет кофе, чистая вода и ракия с медом. Слышу сзади смущенный говор: «Он что, правда русский, что ли? Оп-па, а я его на «ты» назвал – щас влетит мне от проректора, ой, влети-ит!» – «Мужики, не бойтесь, не выдам: у меня вид в ваших южных широтах самый что ни на есть «тыкающий», галстук не надеваю!» – «Наш человек!» – «А то!»

http://pravoslavie.ru/87024.html

— А ты уже имеешь! — прокомментировал Павлов. — Пленных надо судить, — поморщился Ристич. — А это по прошлым приговорам должок, — ответил Леха. Маккаферти еще огрызнулся о международном суде в Гааге, Ристич ответил ему о сербском народном суде, а Петр просто пообещал кастрировать. Семен все это время искал глазами Милицу. — Где Милица? — спросил он у Ристича. — Уехала с группой в Тузлу… В сердце Семена что-то надорвалось, чувство неминуемой беды ядовитым ростком прорезалось в душу. Но именно в тот раз Милица вернулась, и несколько дней счастья стерли напрочь чувство опасности. Именно в эти дни они повенчались в маленькой сельской церкви. В опустевшей, не раз обстрелянной деревне остались только те, кто не хотел покидать землю своих предков, в основном старики и старухи да молодой священник. Он совершал обряд торжественно, даже величественно, будто венчал Сербию России. Воины Ристича, еще недавно подтрунивавшие над молодой парой, в маленьком сельском храме враз посуровели. Те, которые не были в наряде, но не смогли войти внутрь из-за тесноты, выстроились в две шеренги на выходе. Они осыпали молодых пшеницей, но кто-то из них подбросил над их головами чуть впереди горсть гильз… Перед Богом Семен был женат всего девять дней. В те дни по сербским отрядам прошел слух, что Милошевич скоро не сможет помогать Республике Сербской ни явно, ни тайно. На Югославию давили со всех сторон, а мусульмане и хорваты получали новейшее оружие и прощение международного трибунала. Изетбегович вслух мечтал о мусульманской части Европы. Именно тогда Семен заметил, что на русских смотрят так, будто это они виноваты в поражении без боя. И тем более вызывал кривые ухмылки миротворческий лепет посланцев из российской Государственной Думы и министерства иностранных дел. Сербию предали и хотели растерзать, как агнца, чтобы потом всерьез взяться за русскую корову… Да вот сербы никак не соглашались становиться ягнятами. Европейские газеты сопровождали появление российских миротворцев на Балканах обширными аналитическими статьями о разваливающейся российской экономике и военной немощи. Делалось это для сербов, чтобы знали — что помощи ждать неоткуда. И в голос им мычал российский президент, повторяя бесконечные клятвы верности курсу реформ, другу Биллу, другу Гельмуту и прочим «друзьям» обновленной России.

http://azbyka.ru/fiction/otrazhenie/

«Центр защиты христианской идентичности» подчеркивает, что нынешняя Европа не должна быть образцом для нас, именно потому, что европейское христианство находится сегодня в оборонительной позиции, т.е. в позиции отступления, или даже бегства. Поэтому, мы ответственно утверждаем, что большинство европейских стран уже нельзя назвать христианскими. Для нас очевидно, что мы имеем дело с борьбой между ХРИСТИАНСТВОМ и АНТИХРИСТИАНСТВОМ. Посему нам надо брать пример с России и посмотреть, как в России решили данный вопрос. Просто, русские не позволили названным извращённым и антихристианским идеям производить контаминацию того пространства, в котором воспитываются молодые русские поколения. Сербия и сербский народ должны остаться на почве уважения святосаввской и христианской самобытности, не знающей и не признающей подобные патологические явления, которым мы должны решительно противостоять. Мы должны потребовать объяснения и призвать к ответственности Министерство просвещения и Правительство Сербии – в связи с тем фактом, что в учебниках биологии для восьмого класса восьмилетней школы издательств «Клет», «Логос» и «National Geography» на 155 странице под названием «Гендерная принадлежность» пропагандируются ценности LGBT-cooбщecmba. То же самое мы наблюдаем и в учебнике биологии для восьмого класса соавторов д-ра Горданы Ковачевич и д-ра Немани Райчевича на страницах 86 и 87, а также в учебнике биологии для восьмого класса восьмилетней школы издательства «Вулкан», соавторами которого являются Милица Маркелич, Иван Лакич, Катарина Релич и Невена Кузманович. В таком ли духе нам нужно воспитывать детей, которые в будущем станут родителями, к которым предъявляется требование внести вклад в повышение рождаемости нации и которые должны будут вести сербский народ по пути прогресса и продвижения?! Одновременно, мы можем услышать от высших государственных авторитетов утверждение, что все противники содействия и продвижения LGBT-cooбщecmb «не воспринимают данное государство, как своё, и не имеют в себе любви к государству».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/09/20/s_...

Дашкевич Ольга Андреевна Родилась в 1888 (1887?) г. В молодости была близка к толстовцам. Входила в Объединенный совет религиозных общин и групп, возникший по инициативе общины толстовцев и руководителей некоторых сект в ноябре 1918 г. 10 марта 1921 г. состоялся суд над членами Объединенного совета, – в частности, было предъявлено обвинение в «извращении и затруднении правильного применения декрета об освобождении от воинской повинности». По всей видимости, приговор был оправдательным 354 . И. П. Ярков в своих воспоминаниях «Моя жизнь» писал о ней: «О. А. Дашкевич по-прежнему доживает свои дни в доме В. Г. Черткова в Лефортовском переулке. Исключительно одухотворенная женщина, с тонкой интеллигентной душой, она в свое время ’’изменила» своим «толстовским» взглядам и перешла в православие. Сейчас, несмотря на преклонные годы, принимает деятельное участие в редактировании статей для журнала «Вестник Московской Патриархии» 355 . Насколько верно, что этот ее возврат к православию повлек за собою разрыв дружеских связей со многими из «толстовцев», сказать не берусь» 356 . Член Богослужебно-календарной комиссии при Издательском отделе Московской Патриархии. Участвовала в составлении и корректировании церковных календарей Московской Патриархии. Незадолго до своей кончины приняла монашеский постриг с именем Анастасии. Скончалась в 1966 г. 357 1. Не позднее 24 мая 1956 г. Глубокоуважаемый и святый Владыко! Простите, что беспокою Вас письмом, но мне хотелось сообщить Вам об ответе о[тца] Протопресвитера 358 на мои вопросы. О сербских святых о. Николай сказал, что в календарь можно внести имена тех сербских святых, которым имеется служба в Сербляке 359 . Также можно внести имена святых: Милица и Ангелина. Об именах преподобных сырной субботы сказал, что их можно поместить в отдельном списке, а помещать под числом в субботу не следует. О чтениях сказал, что их надо помещать обязательно под каждым числом, как это у нас делалось в течение целого ряда лет. «И вообще, – сказал он, – надо стараться, чтобы все было как можно нагляднее и проще, так как календарь предназначается для мирян, и надо, чтобы было им все доступно».

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Расцвет церковного искусства Моравской Сербии в преддверии турецкого завоевания (конец XIV — первая половина XV века) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 2, 1994 19 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 2, 1994 Искусство Моравской школы (конец XIV — первая половина XV века) — важное и значительное явление в истории сербской культуры.Моравская школа — последняя по времени школа в искусстве независимого средневекового Сербского государства. Несмотря на постоянно усложнявшуюся политическую ситуацию, строительство храмов и монастырей было весьма интенсивным, а их убранство отличалось поразительным для кризисного времени богатством и высоким уровнем мастерства. Особенностью Моравской школы были строгая, ясная последовательность в расположении росписей, цельность и осязаемость изображения, внимание к деталям быта и интерьера. На смену мелкости и дробности сцен в росписях предыдущего периода пришли четкость и монументальность, превосходное сочетание живописи и архитектуры. Во фресках Моравской школы присутствует дух переломного времени — грусть и меланхолия с одной стороны, и светлая надежда — с другой. В то время весь византийский мир испытывал постоянно усиливающееся давление со стороны турок-османов. Завершился этот период крайне трагично для православного мира — Византия и Балканы были завоеваны мусульманами. Принято считать, что тяжелые исторические моменты способствуют упадку искусства, однако церковное искусство нередко представляет исключение из этого правила. Так, времена Моравской школы — “лебединой песни” сербского средневекового искусства — можно признать моментом небывалого подъема и расцвета церковных искусств. Усилия народа, искавшего утешение и надежду в Церкви, сконцентрировались и выразились в размахе строительства храмов, в их отделке, в богатстве росписей. В это время в Сербии наблюдается особый всплеск религиозности. Ярки и показательны личности правителей Сербии (илл. 1). Князь Лазарь, ставший героем народного эпоса, мыслился ходатаем сербов перед Богом. Царица Милица, его жена,

http://pravmir.ru/rastsvet-tserkovnogo-i...

Когда-то сербки, с уважением относившиеся к интегритету, с гордостью давали себе имена, отражающие их Дочь священника, Милица Стоядинович Сербка, сегодня, наверняка, стала бы предметом насмешек несчастной молодёжи, которая бесцельно бродит в каменных джунглях, не осознавая ни куда она движется, ни почему презирает кого-то. Я не обижаюсь на своих " девушек " . Сейчас о сербской женщине, в основном, распространён следуюший стериотип: она ходит в церьковь, целует руки священникам, придерживается поста (ужас, не правда ли?!), слишком традициональна, терпит необразованного драчуна дома (покажите мне хоть одну сербку, которая бы это стерпела), стареет (непростительная ошибка), не согласна с новыми цивилизационными веяниями, отстает от моды во всех смыслах, вобщем, речь идет о юродивой. Конечно, все это не имеет ничего общего с действительностью. Сербка- это женщина особого кова. Это великая личность, воспоминаний своего народа, защитница детей и близких, для которой Отечество- священное слово, непревзойденная воительница, не ожидающая наград и похвалы, но всегда расчитивающая на дополнительные обязанности. Но, даже такая, наша анонимная сербка само совершенство и на работе и на улице, всегда готова и для похода в театр, и для борьбы на баррикадах, и для торжеств в академии и для сумрачных дней, проведенных в борьбе за выживанием, она всегда выделяется своим оптимизмом, храбростью и вечной надеждой на лучшее. Два столетия новейшей сербской истории, на самом деле, и были борьбой за веру в лучшее будущее. Несмотря на все беды, сербские женщины жили, боролись и погибали, убеждённые в своей правоте. Кто-то вспомнил, что Милунка Савич была не только героиней и воином, но и гуманной женщиной, которая под своей едва залатанной крышей, собрала полон дом сирот. В окопах, перед наступлением, солдаты повторяли: " Целуем икону её Святого заступника, она очень храбрая " ... Позднее, как заметил в своём произведении " Солоникийцы " Антоние Джурич, сербские солдаты, замерзшие и голодные, медленно пробиваясь по бездорожью албанской голгофы, подбадривали друг-друга : " Раз уж Милунка может... " Иногда, кому-то приходит в голову мысль организовать выставку картин героини Первой мировой войны, Надежды Петрович, великой художницы и моральной громады, для которой сегодня, во времена потопа библейских размеров, не нашлось места на сербском плоту. Иногда вспоминают и о чудесной Милене Павлович Барили, сербке, художнице и артистке, которая оставила заметный след в начале прошлого века. Многие неграмотные " звездочки " пооткрывали бы рты от удивления, узнав, что Милена была первой и единственной сербкой, которая стала специальным иллюстратором первых страниц нескольких изданий журнала моды " Вог " , до сих пор являющегося одним из самых популярных в этой области. И в том далеком мире она не стеснялась чувства гордости за свою родную Сербию. Наооборот, она всегда об этом с гордостью говорила.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

3. Басов А. План для Косово//Гудок, 3 февраля 1999 года. 4. Сафрончук В. США ведут дело к мировой войне//Советская Россия. 23 февраля 1999 г. 5. ОАК, «Освободительная армия Косово» (алб. Ushtria Çlirimtare e Kosovës - UÇK) - марионеточная террористическая организация албанских сепаратистов, со времени формирования (1994-1996 гг.) находившаяся под контролем западных спецслужб. Цель ОАК - создание «Великой Албании» путём изгнания и уничтожения неалбанского населения на территории сербского автономного края Косово и Метохия, общин Прешево, Медведже, Буяновац (Сербия), в Ульцине и Гусинье (Черногория), в Северном Эпире (Греция) и Северной Македонии - с последующим объединением этих территорий и переходом их под контроль Тираны. Имела обширные связи в криминальной среде албанской диаспоры Австрии, Италии и Швейцарии, получала финансирование и логистическую поддержку от террористических организаций «Серые волки» (Турция), «Братья-мусульмане» (Египет), «Аль-Каида» (Афганистан), спецслужб Саудовской Аравии. В 1999 году переформирована и легализована под видом «Корпуса защиты Косова» с ведома представителя ООН в оккупированном НАТО Космете Б. Кушнера. Практически все влиятельные политики албанского псевдогосударства «Республика Косова», созданного Западом в 2008 году на оккупированных территориях южного сербского автономного края, являются выходцами из разных фракций и групп ОАК. С 2011 г. и по настоящее время бывшие члены ОАК и её филиалов участвуют в террористической деятельности на территории Сирии. 6. Роланд Фрайзлер (1893-1945) - своего рода символ попрания всех принципов правосудия, президент так называемого «Народного суда», высшего судебного органа нацистского режима по политическим уголовным делам. 7. Артемьев О. На Балканах льётся кровь//Гудок, 30 марта 1999 года. 8. Милица Ракич и Саня Миленкович - дети, ставшие жертвами бомбардировок НАТО в 1999 году. 9. Панто (Пантелеимон) Дакич - 13-летний подросток, убит албанскими террористами в августе 2003 года только за то, что был сербом.

http://ruskline.ru/analitika/2018/08/201...

А другие недоброжелатели доводили до сведения султана, что Стефан – враг султана. – Деспотисса сама явилась к султану с изъявлением покорности. Султан принял её ласково. Затем и юный деспот отправился к Баязету. После церемониального приёма Стефан не спешил уходить из дворца. «Зачем остался?» тревожно спросил султан. Стефан смело отвечал: «так как некоторые люди говорили обо мне худо вашему величеству, то сам я хочу сказать правду о себе, хотя и не выгодную. Действительно, советовали мне некоторые отложиться от твоей власти и стать другом Венгерцов; но я видел неуместность этого союза, помню клятву и ваши милости и – вот явился перед лицом вашего величества: жизнь моя в ваших руках: распорядитесь как угодно». Баязет изумился искренности; помолчал и потом объяснил молодому князю, что союз с Венграми точно – не умное дело, – он скоро смирит их; «если ты, прибавил султан, будешь делить мои походы, – ты будешь покоен, – принимаю тебя за сына, – дети мои, чувствую, перессорятся; тогда придёт время, что ты не только будешь владеть покойно своей страной, но приобретёшь соседние; при мне поступай так: смиряй сильных твоих и держи их в руках». – Никто не ожидал, чтобы грозный султан так отечески принял молодого Стефана и – тем более было радости для Сербии. Баязет «просил у деспотиссы Саломию, меньшую дочь её, в супругу себе и обещался принимать Стефана за сына». Для покоя Сербии умная Милица согласилась исполнить желание султана. Это было в 1393 г. 245 . – Через год после того в 1395 г. Стефан с войском своим отправился в поход в помощь Баязету, воевавшему с Венгрией; а ещё через год с войсками султана должен был воевать против Боснии, но на этот раз выпавший несвоевременно глубокий снег не допустил войска султана до Боснии. – За то Сербию миновали разгромы, нанесённые Баязетом крестоносцам, Венгрии и Греции. В одной грамоте своей Стефан писал: «промыслом Всевышнего Сербия избавилась от порабощения Измаильского, начавшегося с Косова поля: пришёл царь Персидский и сокрушил Агарян; меня же Бог избавил из руки Персов».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010