Существует и связь Распятия с литургией. Довольно рано (с V–VI вв.) в иконографии данного образа по сторонам Креста появляются фигуры воинов . Один из них подает Спасителю губку с уксусом, а другой прободает Его копьем (ил. 5). На подавляющем большинстве древних православных икон эта рана приходится в правый бок. Так и во время проскомидии из евхаристического агнца первая частица вынимается с правой стороны именно в связи с прободением у Господа правого ребра. Причем орудие, которым священник вынимает частицы, называется «копие» и по форме фактически повторяет наконечник этого оружия. «Толкование символического значения раны, нанесенной Христу Лонгином, и излившейся из нее крови и воды восходит к Августину, – сообщает А. Майкапар. – Святая кровь и вода – это символы святых таинств – евхаристии и крещения, и как Ева была сотворена из ребра, изъятого у Адама, так и два главных христианских таинства излились из пронзенного копьем ребра Христа, Этого Нового Адама» . Иногда на древних иконах можно видеть ангела, собирающего в чашу кровь и воду, изливающиеся из раны Спасителя (ил. 5, 9). Это еще более наглядное подчеркивание евхаристической темы. Цепь реальное событие – литургия – икона совершенно очевидна, и каждое звено в ней свидетельствует о ее неразрывности. Ил. 5. Распятие. 1535 г. Великая Лавра. Афон Средневековые художники помещают у Креста не только воинов. С III, а не с VI века, как принято думать, там изображают Матерь Божию и Иоанна, будущего Богослова, позже живописали Марию Магдалину, Марию Иаковлеву, Марию Клеопову и Саломию (у Креста стояли трое из них, хотя художники иногда писали и больше) . Проникновенные образы их можно видеть на мозаике в нише наоса, что в монастыре Неа Мони (Хиос; ок. 1050 г.), на сербской фреске из храма Девы Марии в Студенице (1209 г.), на византийской иконе из реликвария кардинала Виссариона (середина XV в.). Выразительно представил тоже троих мироносиц Дионисий в Распятии для Троицкого собора Павло-Обнорского монастыря (1500 г.) (ил. 6) . И нигде, до времен упадка, нет почти что театральной мизансцены, с поддерживанием близкими изнемогающей Богородицы, как то сплошь встречается в католической живописи . Везде Пречистая не умирает от горя, а «со-умирает с Сыном Своим», как выразился архимандрит Агафангел (Догадин) , мужественно перенося величайшую скорбь, когда «железо прошло душу Ее». Чувственная же сцена «умирания» принижает духовный подвиг Матери Божией, если ни лишает Ее этого подвига вовсе.

http://pravoslavie.ru/999.html

– частица мощей св. равноапостальной Марии Магдалины (память 22 июля и в Неделю св. Жен-Мироносиц); часть мощей ее есть также в Ватиканском соборе; – часть вериг св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова (память 26 сентября и 8 мая), связанный которыми он был приведен из Ефеса в Рим при Домициане; – чаша, из которой по повелению императора Домициана тот же апостол должен был испить предложенный ему яд, не причинивший ему никакого вреда; – часть одежды того же апостола; – частица мощей преподобной Марии Египетской (память 1 апреля и в Неделю пятую Великого поста); еще частица мощей ее имеется в Ватиканском соборе; – честная рука св. равноапостольной царицы Елены (память 21 мая, вместе с памятью св. царя Константина), мощи которой почивают в церкви Божией Матери «Жертвенник Небесный» (Chiesa di Santa Maria in Ara Coeli, см. 35); – часть одежды св. мученицы Кикилии (Цецилии; память 22 ноября), мощи которой почивают в церкви ее имени за Тибром (Chiesa di Santa Cecilia in Trastevere). Любители искусства могут еще зайти в богато убранный придел Корсини (Capella Corsini), называемый так по фамилии соорудившего его в 1734 г. папы Климента XII и находящийся на левой стороне собора, близ главного входа. Из придела, налево от престола, ведет особая лестница в подземелье, служащее семейной усыпальницей семьи Корсини. Здесь находится весьма художественное мраморное изваяние Пьеты, т.е. группы, изображающей Господа, снятого со креста и простертого на коленях плачущей Богоматери. Содержание этой сцены заимствовано из древнего церковного предания, выраженного, например, во втором тропаре 5-й песни «Канона о распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы»: «Приимши Его с плачем Мати неискусомужная, положи на колену, молящи Его со слезами, и облобызаюши, горце же рыдающи и восклицающи». По обозрении Латеранского собора и его святынь, богомолец может выйти из собора северными боковыми дверями на Латеранскую площадь и зайти в крещальню (Battistero), примыкающую к собору с северо-западного угла, а затем в церковь «Святая Святых» (Capella Sancta Sanctorum), стоящую против северо-восточного угла Латеранского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Замысел создания подобия Г. Г., к-рый должен был стать реликвией кремлевского собора, строившегося по образцу храма Гроба Господня в Иерусалиме, принадлежит Борису Годунову и относится к 1600 г. Из разноречивых сведений современников достоверно можно судить только о том, что подразумевалось возведение храма в меру подлинного в Иерусалиме. О намерении Бориса Годунова сообщает летописный источник - «Пискаревский летописец», а также целый ряд современников - архиеп. Арсений Элассонский, дьяк Иван Тимофеев, патриарх Иов, Мартын Стадницкий, Исаак Масса. Сопоставление их сообщений позволяет установить, что замысел включал создание Г. Г. в меру «лавицы», на к-рую было возложено тело Спасителя («Пискаревский летописец»; дьяк Иван Тимофеев), и литых изображений ангелов («Пискаревский летописец»), Спасителя, Пресв. Богородицы, архангелов, 12 апостолов, Иосифа Аримафейского и Никодима (архиеп. Арсений, патриарх Иов, Исаак Масса, Мартын Стадницкий). Описание в источниках изготовленных для этого храма, литых из золота изображений, часть к-рых, несомненно, представляла круглую скульптуру, значительно усложняет реконструкцию его облика и литургического использования. О масштабе всей композиции можно судить по размерам фигур, зафиксированных Мартыном Стадницким, к-рый видел изображения апостолов высотой 3 локтя (от 137 до 141 см). Описания литой, видимо, круглой скульптуры сопоставимы с зап. подобиями Г. Г., содержащими изображения сцен «Depositio» (Положение во гроб) и «Visitatio» (Посещение гроба). Литые изображения тела Спасителя, Пресв. Богородицы, святых Никодима и Иосифа Аримафейского, о к-рых сообщает Арсений Элассонский, соответствуют сюжету «Положение во гроб». «Пискаревский летописец» относит ко Г. Г. изображения ангелов, к-рые он находит в описании сцены посещения Г. Г. женами-мироносицами в Евангелии от Иоанна. Т. о., возможно, разные источники сообщают о 2 произведениях, предназначенных для Святая Святых: о передаче сцены посещения Г. Г., сокращенной здесь до изображения 2 ангелов, и о монументальной композиции «Положение во гроб», подобной известным в западноевроп. традиции того времени. Во всех случаях речь может идти о преломлении европ. традиции пластической иллюстрации евангельских событий, происходивших у Г. Г.

http://pravenc.ru/text/168157.html

Под конец Её жизни Ап. Иоанн, взяв кипарисное дерево, из которого был сделан животворящий крест, изобразил на нем Её образ, дабы он остался для нас, живущих на земле, напоминанием о Ней, как того пламенно желал Евангелист. Это изображение благословлено было самою Богоматерью и подавало исцеление многим от различных болезней 906 . Христиане различных городов, селений и местечек с глубоким уважением относились к Ап. Иоанну, как хранителю Богоматери. Многие из них обращались к нему с посланиями. До настоящего времени сохранились два послания Игнатия Богоносца к Иоанну Богослову. В одном послании Игнатий Богоносец восхваляет Деву Марию за высокие, неподражаемые, несравненные качества Её души и сообщает, что многие из верующих желали видеть Ее лично и для сего приходили нарочно в Иерусалим 907 . В другом послании к Иоанну Игнатий Богоносец высказывает желание сам лично увидеть Пресв. Деву 908 . Есть некоторые основания полагать, что Ап. Иоанн не один раз оставлял на непродолжительное время Иерусалим вместе с Богоматерью. Так, может быть, в 44 году после жестокого преследования христиан, Иоанн путешествовал с Богоматерью в город Ефес 909 . В самом деле, что означают слова из послания отцов третьего вселенского собора к константинопольскому клиру: „посему и Несторий, прибывший в Ефес, где Иоанн Богослов и Богородица Дева святая Мария“ 910 ? Многие видят в этих строках несомненное указание на пребывание Апостола и Богоматери в Ефесе. Существование главного соборного храма в этом городе в честь Пресвятой Девы Марии, повидимому, еще более свидетельствует о том же. Некоторые даже утверждают, что Богоматерь окончила дни свои в Ефесе и здесь погребена 911 . Путешествие Богоматери с благовестническою целью, конечно, вполне естественно. Жены мироносицы ревностно содействовали Апостолам в деле распространения учения Христова. Мария Магдалина, по преданию, с проповедью доходила до Рима, была в царском дворце и скончалась в Ефесе 912 . Но несмотря на все это, умолчание отцов Церкви до Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

10 . Св. Димитрия. 11 . Св. Георгия, здесь больница. 12 . Св. Архангелов. 13 . Св. Георгия, именуемый в еврейской части. 14 . Св. Василия. 15 . Св. Мелании, именуемый Великой панагией. 16 . Св. Богородицы, именуемой Сенданагия, т.е. Владычица. 17 . Св. Евфимия. 18 . Св. Екатерины. Пять последних суть обидели монахинь. На дворе главного храма есть еще две малые церкви: мироносиц и преподоб. Марии. У латинских монахов есть только один монастырь, в котором они живут и имеют церковь . В прежнее время и сей монастырь принадлежал нам; они нанимали его у нас; но впоследствии завладели им несправедливо, церковь здесь была во имя св. Иоанна Богослова. У армян есть монастырь во имя св. Иакова Зеведея, который здесь был умерщвлен Иродом. Церковь обширна и светла, с тремя хорами; монастырь построен братьями нашими грузинами; но армяне отняли у нас его насильственно, равно как и другой, близ стоящий, называемый Елейским, где у них находится женская обитель. Третий монастырь отняли они у нас вне Иерусалима на св. Сионе, на том месте, где петел трижды возгласил и Петр, вышедши, плакал горько ( Ин.18 ). У коптов в самом Иерусалиме есть два монастыря: один близ храма Воскресения на север, позади же церкви жилища их; а другой на запад близ нашего храма св. Димитрия. Сирияне имеют также монастырь по направлению св. Сиона, где, по преданию, был дом св. евангелиста Марка; храм в оном есть древнейший. У магометан есть более тридцати мечетей. В древности все они были монастырями. Из них главные суть: 1. мечеть, основанная Омаром Хатапом, возобновленная потом султаном Солейманом на горе Мории, где был прежде храм Соломонов; 2. прекрасный храм, построенный царем Юстинианом, именуемый Святая Святых, во славу Богородицы. Он превращен в мечеть тем же султаном. У евреев есть синагога. Она лежит у подошвы Сиона на восток, где живут сами. Караиты и общество секназов имеют также свои синагоги. Означенные жители говорят арабским языком, как своим природным. Православные, обращаясь с греческими монахами и поклонниками, знают и греческий язык. Римляне, по той же причине, знают итальянский, а те, как следуют армянской ереси, говорят и по-армянски.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Воздав славу Пресвятой Троице, священнослужители, изображающие собой Ангелов, возвестивших Мироносицам воскресение Спасителя, первые начинают петь тропарь: Христос воскресе из мертвых, смертью смерть поправ, и сущим во грабех живот даровав. Эта песнь повторяется многократно. С пением ее верующие входят в храм и здесь начинается Пасхальная Утреня, исполненная величайшей торжественности. Канон пасхальный, творение Св. Иоанна Дамаскина , носит на себе печать Божественного вдохновения. На каждой песне, священник, держа в одной руке крест и свечу горящую, а в другой кадило с фимиамом, обходит и кадит всю цер­ковь, приветствуя верующих радостным восклицанием: Христос воскресе! Этим изображается многократное явление Спасителя ученикам и радость их при виде воскресшего Господа. По окончании канона, поются не менее торжественные стихиры с псаломскими стихами: Да воскреснет Бог и расточатся врази Его. Пасха священная нам днесь паказася, пасха новая святая пасха таинственная, пасха всечестная, пасха – Христос Избавитель. При пении последней стихиры, при словах: друг друга обымем, рцемь: братие, священнослужители выходят за амвон к народу, с крестом, Евангелием и иконой Воскресения. Лобзая священные изображения, они приветствуют сначала друг друга, а потом и каждого из предстоящих, радостным восклицанием: Христос воскресе! В ответ им говорят: воистину воскресе! И дают лобзание любви и мира. В это время невольно представляется уму верующих воскресший Спаситель, вещающий ученикам своим: мир вам, и показывающий им прободенные ребра свои и язвы гвоздинные, воспоми­нается радость Апостолов о том, яко воистину воста Господь. В православной России (и вообще у Христиан Восточной Церкви) существует древний обычай: при христосовании дарить кра­сные яйца, – как символ воскресения, проявления жизни из недр самой смерти. Начало этого обычая приписывается некоторыми Марии Магдалине, которая пронесла, по бедности своей, красное яйцо в дар императору Тиверию и начала свою проповедь словами: Христос воистину воскрес.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

И жизнь, и произведения святителя Иоанна Златоуста сливаются в одно целое. Вся жизнь его была единым произведением во славу Христа, и все, им написанное, вытекало из того, что ему самому пришлось увидеть и пережить. Святой Иоанн Златоуст , подобно апостолам, был странником — он скончался в дороге, не дойдя до места ссылки . Однако кончина его совершилась в алтаре: при входе в Царствие Небесное. На долю его выпали тяжелейшие испытания. В нем, как в капле воды, отразилась жизнь, внешняя и внутренняя, всей христианской церкви. 12. Диаконисы И святитель Иоанн Златоуст , и Григорий Богослов , и Амвросий Медиоланский с любовью говорят о женщине-христианке. Ее значение в жизни Церкви очень высоко. Апостол Павел так описывает служение совершенной женщины (он называет такую честной вдовицей ): если хорошо управляет домом, если воспитала детей в христианском духе, если омыла ноги святых, то есть оказала им помощь. Служение женщины в христианской церкви — деятельное служение любви. В Евангелии даны образы жен-мироносиц, Марфы и Марии, и оба эти служения: милосердия и молитвы, — можно назвать деятельными. Проповедь апостолами считалась делом священников. В первые века христианства, однако, возникла острая необходимость в ежедневной церковной помощи: разъяснении значения обрядов, обучения поведению в храме, подготовке к принятию Крещения, наблюдению за сиротами и во многом другом. Для того чтобы преподать основы христианской жизни женщинам, и был создан институт диаконис, просуществовавший несколько столетий. Диаконису назначал местный епископ. Диакониса, если она была знатной и состоятельной вдовой, ведала материальными делами вверенной ей общины. Диаконисой могла стать любая женщина, но предпочтение отдавалось благочестивым вдовам, опытным в делах милосердия. Диаконисой могла быть и девушка, не вышедшая замуж, а посвятившая свою жизнь служению Христову. По преданию, святая мученица Татиана была диаконисой. Ее изображают с кадилом в руке, ведь диаконисам позволено было помогать при богослужении. Чин диаконисы значительно отличается от чина монахини, хотя в образе жизни обеих есть значительное сходство. Воля диаконисы, как и воля монахини, ради сохранения церковного мира, по желанию, связана обещанием — советоваться со священником и не предпринимать действий без его совета. Так институт диаконис был связан с институтом священства. В этом сходство с монашеством. Однако диакониса могла быть и просто замужней женщиной, в отличие от монахини. Институт диаконис — явление чисто городское. В наше время едва есть приходские общины, напоминающие «монастырь в миру». Но диакониса не получала платы ни за уборку в храме, ни за помощь в катехизации.

http://azbyka.ru/fiction/sokrovishha-svy...

— Скорее, это яйцо станет красным, чем мертвые оживут! Мария с грустью помолчала, потом спокойно протянула Тиберию свой скромный дар: — Христос воскрес! Я сама видела Его живым! также: Мария Магдалина: кем она была на самом деле? Император все еще улыбался, принимая из рук мироносицы белое яйцо. Но через мгновение лицо правителя застыло в удивлении, и он словно онемел. В его руках, переливаясь пурпурными оттенками, лежало то же яйцо, поменявшее своей цвет с белого на красный. Еще спустя мгновение весь тронный зал наполнился изумленными возгласами «Чудо! Чудо!». Император, пересиливая охватившее его оцепенение, произнес: — Воистину Он воскрес! Вот так, трудами простой женщины христианство распространялось по Италии. Состарившись, Мария перебралась в Малую Азию, где мирно окончила свои дни в доме Иоанна Богослова, которому помогала в проповеднических трудах. По одной из легенд, до своего обращения к Христу Мария и Иоанн были женихом и невестой, но в брак так и не вступили — Иоанн оставил все, последовав за Спасителем. Марии же предстояло пройти через омут греха, прежде чем она стала христианкой. На Западе бытует другая версия жития этой святой женщины. После проповеди Мария направилась в Галлию — нынешнюю Францию. Там она нашла безлюдное место, где тридцать лет оплакивала свое непутевое прошлое. Ее одежда истлела от времени и сырости, а наготу прикрывали длинные волосы, доходившие до пят. Питали подвижницу ангелы, которые каждую ночь возносили ее на небо, где она получала подкрепление и могла своими ушами слышать славословия, возносимые Богу ангельскими хорами. Искреннее покаяние и усердные труды подвижницы были вознаграждены Господом — Он очистил ее сердце от греха и наполнил его благодатью. Перед смертью, согласно западным житиям, Магдалину причастил случайно забредший к ней в пещеру священник. Он же и похоронил святую. Мощи Марии в эпоху раннего Средневековья несколько раз переходили из одних рук в другие, пока, наконец, не обрели покой в Риме — в базилике святого Иоанна Латеранского. Небольшие частицы мощей также хранятся во многих местах христианского мира.

http://foma.ru/svyataya-mariya-magdalina...

Крест в руках символически указывает на мученический подвиг святого. Это   напоминание о крестных страданиях Спасителя, Которому подражают все мученики. Апостол Петр держит в руках ключи от Царствия Небесного – те, о которых Господь Иисус Христос говорил ему: «Дам тебе ключи Царства Небесного» (Мф. 16, 19). Стиль (заостренная палочка для письма) – принадлежность евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а также пророка Давида, написавшего Псалтирь. Очень часто святые на иконах держат в руках книгу или свиток. Так изображаются и ветхозаветные пророки, и апостолы, и святители, и преподобные, и праведные, и новомученики… Книга – это слово Божие, проповедниками которого были они при жизни. На свитках написаны изречения самих святых или из Священного Писания – в наставление или утешение молящимся. Например, на свитке праведного Симеона Верхотурского написано поучение: «Молю вас, братие, внемлите себе, имейте страх Божий и чистоту душевную». Святой праведный Феодор Ушаков держит в руке свиток с утешительной надписью – его собственными словами: «Не отчаивайтесь! Сии грозные бури обратятся к славе России». По предмету, который держит в руках святой, часто можно узнать о том, чем он занимался во время земной жизни. Изображаются те занятия, которыми святой особенно угодил Богу, которыми он прославлял Его имя. Например, великомученик целитель Пантелеимон держит в руках ларец с лекарствами и лжицу (длинную узкую ложку) – он был искусным врачом, а когда уверовал во Христа, стал исцелять Его именем даже безнадежно больных людей, и многие из них благодаря чудесному исцелению   пришли к вере. Святая Мария Магдалина, одна из жен-мироносиц, пришедших ко гробу Христа, чтобы помазать Его тело миром, изображается с сосудом в руках, в котором она несла миро. А в руке у святой Анастасии Узорешительницы сосуд с елеем, с которым она приходила к узникам в темницы. Святые иконописцы Андрей Рублев, Алипий Печерский и другие изображаются с написанными ими иконами. У святого праведного Иоанна Кронштадтского в руке Потир, Евхаристическая Чаша – символ литургического служения. Известно, что отец Иоанн был пламенным служителем Божественной литургии. На богослужениях, которые он совершал, люди плакали, испытывали сильное покаяние, чувствовали укрепление в вере.

http://pravmir.ru/o-chem-govoryat-zhesty...

Неделя 6-я по Пасхе, О Слепом. Протоиерей Валерий Захаров. 2001 г., проповедь ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Главная Сомневающемуся Новоначальному Общество Вопросы Мамам и папам Россия Библиотека Заметки Крохотки Календарь ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО БИБЛИОТЕКА КАЛЕНДАРЬ КРОХОТКИ ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ САЙТ-ОБЗОР О ПРОЕКТЕ Православный раздел в книжном магазине " Озон " . Исцеление слепого. XIV в. Монастырь Хорас. Константинополь ПАСХА Пасха Неделя ап. Фомы Св. жен-мироносиц О расслабленном Неделя о самаряныне Неделя о слепом Вознесение Господне Неделя 7-ая по Пасхе День Святой Троицы Петров пост ВЕЛИКИЙ ПОСТ Недели подгот-ые О Неделях Поста Торжество православия Свт. Григория Паламы Крестопоклонная Иоанна Лествичника Марии Египетской Вход в Иерусалим Лазарева Суббота Страстная седмица Пасха ПРАЗДНИКИ Рождество 25.12 (07.01) Обрезание 01.01 (14.01) Крещение 06.01 (19.01) Сретение 02.02 (15.02) Благовещение 25.03 (07.04) Вход в Иерусалим Пасха Вознесение Господне Троица Петра и Павла 29.06 (12.07) Преображение 06.08 (19.08) Успение 15.08 (28.08) Усекновение 29.08 (11.09) Рождество Богородицы Воздвижение 14.09 (27.09) Покров 01.10 (14.10) Введение во храм 21.11 (04.12) другие праздники ... ПОСТЫ Великий пост Петров пост Успенский пост - 1(14) - 14(27) августа Рождественский пост - 15(28) ноября - 24 дек. (6 янв.) ЦЕРКОВНЫЙ ГОД   :: ЦЕРКОВНЫЙ ГОД ПРОПОВЕДЬ В НЕДЕЛЮ О СЛЕПОМ Протоиерей Валерий Захаров. 2001 г. См. также: Церковный год > > Неделя о слепом В нынешний воскресный день, который именуется Неделей о слепом, Святая Церковь предложила нашему вниманию чтение Евангелия от Иоанна. В этом отрывке апостол и евангелист Иоанн повествует об исцелении Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом слепорожденного человека. Когда Господь уже совершил чудо исцеления, Он, обращаясь не только к бывшему слепому, но и ко всем окружавшим Его людям, сказал: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин.

http://zavet.ru/kalendar/pasxa/n6-002pr....

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010