Точно так же подобает почитать священные сосуды и поклоняться им: в них совершаются Божественные Таинства, поэтому и они обожены и освящены. Ведь если огонь, соединившись с железом, сообщает ему свое существо, и черное и холодное железо становится как огонь, — то тем более Божественная Плоть и Кровь Бога и Владыки, страшно и неизреченно священнодействуемая в этих священных сосудах, сообщает им величество своей благости. В Ветхом Завете Бог говорит Моисею: “Сделай блюда, и лжицы, и сосуды для жертвоприношений, и чаши, в которые вливаешь, и все сосуды, и умывальницы, и все стоящее в нем, и пусть варят мясо в святом месте, и пусть священники едят в этих сосудах это мясо, которым они освятятся, и освяти их, и будет святая святых” ; и если иудеи почитали те сосуды, в которых приносили в жертву кровь и мясо бессловесных, — то тем более теперь освящены и преисполнены Божественной благодати те пречестные и Божественные сосуды, в которых происходит священнодействие с Плотию и Кровию Господа нашего Иисуса Христа за избавление всего мира. Следует почитать и честные иконы всех святых и поклоняться им, и прежде всего иконе святого Иоанна Крестителя, первого проповедника Христова Царствия, которого и Сам Господь прославил, сказав: “Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя”(Мф. 11, 11.). Ведь это и пророк, и апостол, и праведный, и преподобный, живший во плоти подобно бесплотным и мученически пострадавший за Христа. Также следует почитать и иконы Небесных сил, — архистратига Михаила и Гавриила и прочих небесных воинств, наших благих заступников и хранителей, доносящих наши моления и прошения до ушей Господа Саваофа и всегда о нас молящихся, в последний же, смертный час разлучающих души наши от плоти, и избавляющих от лукавых бесов, и возносящих горе, к Богу. Хотя они и бесплотны, и неописуемы, но все же многие их видели: в Ветхом Завете — Иоиль, Иезекииль, Даниил и Исаия, в Новом же — Пречистая Богородица видела Гавриила, и мироносицы и апостолы у гроба, и Петр в темнице. И как видели их, так следует и писать на честных иконах их божественные образы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

   Точно так же подобает почитать священные сосуды и поклоняться им: в них совершаются Божественные Таинства, поэтому и они обожены и освящены. Ведь если огонь, соединившись с железом, сообщает ему свое существо, и черное и холодное железо становится как огонь, — то тем более Божественная Плоть и Кровь Бога и Владыки, страшно и неизреченно священнодействуемая в этих священных сосудах, сообщает им величество своей благости.    В Ветхом Завете Бог говорит Моисею: «Сделай блюда, и лжицы, и сосуды для жертвоприношений, и чаши, в которые вливаешь, и все сосуды, и умывальницы, и все стоящее в нем, и пусть варят мясо в святом месте, и пусть священники едят в этих сосудах это мясо, которым они освятятся, и освяти их, и будет святая святых» (Ср.: Исх. 30:26—29); и если иудеи почитали те сосуды, в которых приносили в жертву кровь и мясо бессловесных, — то тем более теперь освящены и преисполнены Божественной благодати те пречестные и Божественные сосуды, в которых происходит священнодействие с Плотию и Кровию Господа нашего Иисуса Христа за избавление всего мира.    Следует почитать и честные иконы всех святых и поклоняться им, и прежде всего иконе святого Иоанна Крестителя, первого проповедника Христова Царствия, которого и Сам Господь прославил, сказав «Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11:11). Ведь это и пророк, и апостол, и праведный, и преподобный, живший во плоти подобно бесплотным и мученически пострадавший за Христа.    Также следует почитать и иконы Небесных сил, — архистратига Михаила и Гавриила и прочих небесных воинств, наших благих заступников и хранителей, доносящих наши моления и прошения до ушей Господа Саваофа и всегда о нас молящихся, в последний же, смертный час разлучающих души наши от плоти, и избавляющих от лукавых бесов, и возносящих горе, к Богу. Хотя они и бесплотны, и неописуемы, но все же многие их видели: в Ветхом Завете — Иоиль, Иезекииль, Даниил и Исаия, в Новом же — Пречистая Богородица видела Гавриила, и мироносицы и апостолы у гроба, и Петр в темнице. И как видели их, так следует и писать на честных иконах их божественные образы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Воскресший Христос явился женам-мироносицам и напуганным апостолам, которые, устрашившись иудеев, разбежались, собрал их около Себя и укрепил веру их словами: «Не бойтесь! Я победил мир!» — мир, который несколько дней назад осудил Его и распял на кресте. И правда, Он сегодня, как и всегда, собирает нас около Себя и говорит: «Не бойтесь, ведь я победил мир!» Увидев и испытав славу Христа Воскресшего, славим Его и восклицаем: «Христос Воскрес, народы! Христос Воскрес, славьте! Христос Воскрес, верьте!», да «проповедуем то, что глаза наши видели, руки наши осязали», как сказал апостол и евангелист Иоанн Богослов, «чтобы и вы, уверовав, жизни вечной достигли». Наша вера — вера крестно-воскресного опыта. Мы знаем и поэтому верим. Знание, приобретенное через опыт, — лучшее утверждение веры. До Своего страдания, погребения и Воскресения Господь привел Своих учеников на высокую гору. То была гора Фавор. На ней, преобразившись, Он открыл им тайну Своего богочеловеческого естества, которое им и всему миру предстоит познать опытным путем по Его Воскресении. Проявление Божественной силы и славы сопровождалось светом нетварной благодати, которая во Христе и которую примет мир через Его Воскресение. Мир без Христа — мир мрака. Мир с Воскресшим Христом — мир вечного света, света, который освещает каждую часть нашей души, нашего существования. Поэтому мы — дети света. От него, Света жизни, да примем и мы свет, чтобы светить миру. Поэтому нам Господь говорит: «Да светит свет Ваш перед людьми, да увидят ваши добрые дела и прославят Отца вашего, которых на небесах». Воскресший Христос явился краеугольным Камнем нашей веры и нашей жизни. Одновременно с этим Он — краеугольный Камень и Глава нашей святой Церкви. Другой камень никто не поставит, да и не может поставить. Когда ученики спросили Иоанна Крестителя, тот ли он, которой должен придти или кого-то другого нужно ждать, он им ответил: «Я не достоин и ремни развязать на обуви его!» Это слова святого Пророка и Предтечи и Крестителя Господнего Иоанна, который положил руку свою на главу Спасителя. Если он, больший из рожденных, так говорит, как тогда возможно, чтобы кто-то провозгласил себя главой Церкви, безгрешным наместником Сына Божьего на земле? Боже сохрани! Наша святая Церковь, священнослужители и народ твердо стоят на христовой вере святых пророков, апостолов, мучеников и святителей.

http://patriarchia.ru/db/text/396640.htm...

Что совершилось? Совершилось наше спасение через страдания и крестную смерть Спасителя. Христос умер на кресте для того, чтобы «попрать смерть» и «воскреснуть» и «сущим во гробах живот даровать». Перед Своими страданиями Христос говорил ученикам: Когда вознесён буду (на Крест), то всех привлеку к Себе ( Ин. 12:32 ). И вот ещё вися на Кресте, Он привлёк к Себе сердца не только любящих Его (Богоматери, апостола Иоанна, жён мироносиц, Иосифа Аримафейского и других), не только еврея-разбойника и римского сотника, сказавшего у Креста: Истинно Человек Сей был Сын Божий ( Мк. 15:39 ), не только отдельных лиц, но и народ. Расходясь от Голгофы, народ, по выражению евангелиста, бил себя в грудь ( Лк. 23:48 ), чувствуя свою вину перед Крестом Господним. И вот, сегодня Он привлекает и нас. Сегодня святая Церковь зовёт нас: «Приидите вернии, Животворящему Древу поклонимся, на нём же Христос Царь славы волею руце распростер, вознесе нас на первое блаженство». Сегодня, братия и сестры, взирая на Крест Господень, должны и мы признать свою вину перед Распятым на Кресте, ибо и мы продолжаем грешить и распинать Господа нашего Иисуса Христа и как бы терзать и бредить раны и язвы Его своим противлением воле Божией. Смысл сегодняшнего праздника Воздвижения Креста Господня в том заключается, братия и сестры, чтобы расположить нас к покаянию, чтобы почувствовать и нам свою вину перед Распятым на Кресте и благоговейно склонив свою голову, попросить помощи и укрепления на борьбу с грехами и неправдами нашей жизни. Сегодняшнее евангельское чтение заканчивается словами апостола Иоанна, который был свидетелем того, что произошло на Голгофе: Свидетельствую, – говорит он, – о сем и говорю правду, чтобы вы поверили ( Ин. 19:35 ). Верим ли мы? Верим, верим, Господи! Верим тому, что всё это было совершено на Голгофе и что совершено было ради нас и ради нашего спасения. Верим этой правде. Верим, Господи, и Твоей неизреченной любви к нам, грешным. Верим в Животворящий, Спасительный Крест Господень. Ведь Крест «хранитель вселенной, красота Церкви, верных утверждение, ангелов славы и демонов язва».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Источник Силоамский находится в пещере, – течет здесь из одной стороны в другую. К нему нужно спуститься несколькими ступенями. Мы в нем купались: вода холодная; в средине выбито углубление в роде чаши, так что купаться удобно; глубина около пояса. Из этого источника почти беспрестанно черпают воду. Источник Мариами Пройдя несколько от источника Силоамского, по направлению к горе Сионской, есть другой источник, называемый источником Мариами, т.е., Богородицы. Когда Божья Матерь, по воскресении Господа, пребывала в Сионе, в дому Иоанна Богослова, то, по преданию, на этот источник ходила почерпать воду: потому и нарицается он источником Мариами. Его почитают не только христиане, но и турки. Отколе мы пошли к селу Акелдама, или к селу Крови. На пути видели место, где страдал пророк Исаия: тут растет дерево смоковное. Хотя это и не то дерево, к которому привязывали пророка для претрения пилою по повелению царя Манассии, но растет оно на том месте, потому и уважается. Акелдама, или село Крови Акелдама, или село Крови, или село Скудельниче, находится по другую сторону дебри, в которой течет источник Мариами. Это место небольшое, – несколько десятков сажен в длину и несколько сажен в ширину, и как будто нарочно обнесено природными крутизнами, чтó его отделяет от прочей местности горы. В нем находится несколько пещер природных и искусственных, где в древности были погребены умиравшие странники, и есть несколько растущих маслин. Когда мы пришли на это место, мое сердце невольно поразилось воспоминанием, что это есть место, приобретенное за цену Создавшего весь мир. О, милосердия Твоего Христе, благоволивый быть преданным ради нашего спасения! Из села Скудельничего мы возвратились в Иерусалим вратами Мироносиц. По преданию, этими вратами мироносицы вышли ко гробу Господню в ночь воскресения. Путешествие в Вифлеем 25-го сентября поутру мы поехали в Вифлеем. На пути останавливались у памятника Рахили и у кладезя Волхвов. Название кладезя, по преданно, произошло оттого, что здесь волхвы, идя от Иерусалима в Вифлеем, останавливались на отдых.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Феодора, сравнительно редко наблюдающуюся у других песнописцев: как было сказано, от этого обычая он отступает лишь в канонах на Пасху и в трипеснцах на 50-цу до Вознесения. Троичны св. Феодора так характерны по своей замысловатой игре слов, что по ним часто можно сразу узнать его канон. Вот, например, один из довольно часто повторяющихся у него троичнов: Единого Единородителю Единородного Сына Отче, и Едине Единого Свете Света сияние: и Единый едине Единого Бога Святый Душе, Господа Господь воистинну сый: о Троице Единице Святая, спаси мя богословяща Тя. Ирмосы, а следовательно и ритм, для своих канонов св. Феодор большею частию берет у своих иерусалимских предшественников и довольно часто у различных песнописцев в одном и том же трипеснце: например, первый ирмос пятка первой седмицы (Нощи прешедшей) взят им из канона Иоанна Дамаскина на предпразднство Рождества Христова, второй (В купине Моисею) — из канона Андрея Критского на неделю Мироносиц, третий (Чистую и пречистую) из канона опять Дамаскина на воскресный день. При той массе тропарей, которая требовалась для 34 трипеснцев (318), и при однообразии повторяющихся каждую седмицу тем, св. Феодору в его песнопениях на седмичные дни 40-цы трудно было соблюсти оригинальность. Нечто новое и особенное проглядывает у него лишь в тех песнопениях и тропарях, где он обращается с наставлениями и увещаниями. В прочих же частях он по большей части повторяет мысли и образы предшествовавших ему песнописцев. Едва ли, например, можно найти много нового в его тропарях кресту и страстям Христовым по сравнению с воскресными канонами Дамаскина и другими более древними песнопениями, посвященными этому предмету: в них повторяются обычные описания событий страданий Христовых, известные аллегорические толкования к ним в роде, например, того, что Христос распростертыми на кресте дланями собрал вся языки (среда 5 седм. ИИИ, 2) и т. п. Иногда св. Феодор дает и собственные довольно замысловатые аллегории. Например: На титле креста Твоего написав трегубо Пилат, Единого от Троицы Тя волею пострадавши являше за всех спасение Христа (пят.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Мк.15:47. Мариа же Магдалина и Мариа Иосиева зрясте, где Его полагаху.    Мария Магдалина есть та самая, из неяже Господь изгнал седмь бесов. Магдалиною же называлась, так как была жительница веси, называемой Магдала (Мк.16:9). Чрез Марию же Иосиеву иные разумеют Пресвятую Богородицу, Которую и Мариею Иаковлевою сей Евангелист Марко потом называет (Злат. и Феофил.); ибо Иосиф обручник с первою своею женою, двух имел сынов, Иосию и Иакова. Почему Святая Богородица, якоже женою нарицается Иосифа, ради обручения: тако равно и материю того сыновей. Иосия же и Иаков были Иудеям известные и знаменитые, как видно: и под сим именем, то есть, Мария Иосиева и Иаковля, знаема была ими Пресвятая Богородица; чего для таким образом и назвали Оную Евангелисты Марко и Матфей. Но иные Марию Иосиеву разумеют сестру Пресвятой Богородицы и жену Клеопову, ссылаясь на слова наперсного Иоанна (Калм. в глав. 27, 51): «стояху же при кресте Иисусове Мати Его, и сестра Матере Его Мариа Клеопова» (Ин.19:25). И так сии две Марии и с другими женами, как повествует священный Лука, «яже бяху пришли с Ним от Галилеи, видеша гроб, и яко положено бысть тело Его» (Лк.23:55): то есть, примечали то место, где погребен был Господь с тем намерением, да принесут миро, и помажут Его. Мк.16:1. И минувшей субботе, Мариа Магдалина и Мариа Иаковля и Саломиа купиша ароматы, да пришедше помажут Иисуса.    Когда прошел день субботний, Мария Магдалина и Мария Иаковля и Саломия, то есть, матерь сынов Зеведеевых, купили ароматы, да приидут ко гробу и помажут тело Господне. Но Лука о сем так пишет: «и день бе пяток, и суббота светаше. Во след же шедшия жены, яже бяху пришли с Ним от Галилеи, видеша гроб, и яко положено бысть тело Его, возвращшеся же уготоваша ароматы, и миро: и в субботу убо умолчаша по заповеди. Во едину же от суббот» и проч. (Лк.23:54-56, 24:1). Почему по писанию Луки видно, что жены Мироносицы в пяток, а не по прошествии субботы, купили ароматы: но знай, что Лука говорит, что суббота светаше, то есть, был светозарный свет субботы, когда сии жены последовали за Иосифом, да видят гроб, в котором был погребен Христос.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Нетленные прославленные мощи святой равноапостольной Марии Магдалины в девятом веке при императоре Льве VI, философе торжественно перенесены были из Ефеса в Константинополь и помещены были в храме монастыря святого Лазаря. Таково предание православной Восточной христианской Церкви. Но нельзя решительно утверждать, что мощи святой равноапостольной Марии Магдалины навсегда всецело остались в Константинополе. Они могли быть перенесены самими верующими в другое место из опасения от победоносных нападений турок; они легко могли быть взяты и на запад, в Рим, из Константинополя, когда им овладели в начале XIII века итальянцы с крестоносцами четвертого похода так как тогда мощи святых многих юго-восточных областей были уносимы и разделяемы по разным городам западных стран Европы. Римско-католическая церковь утверждает, что мощи святой равноапостольной Марии Магдалины, за исключением ее главы покоятся в Риме, около Латеранского дворца римских пап в главном храме святого Иоанна Латеранского под алтарем, который папа Гонорий III сам там похоронивший ее мощи, освятил в честь святой равноапостольной Марии Магдалины. И кроме того открытыми мощами этой святой римско-католическая церковь почитает с 1280 года мощи, разделенные на части, во Франции в Провансе близ города Марселя где над теми мощами в уединенной долине, у подошвы крутых гор, воздвигнут величественный храм во имя святой Марии Магдалины Православная греко-российская восточная христианская Церковь и западная римско-католическая, равно как и англиканская, церкви празднуют память святой равноапостольной Марии Магдалины 22 июля; в некоторых местных церквах это самый заповедный праздник. Вот всё, что известно до сих пор о святой равноапостольной мироносице Марии Магдалине несомненно истинного, преданного нам святым Евангелием, и вероятного по преданиям местных церквей христианских, для которых равно как и для всех святая равноапостольная Мария Магдалина была, по непосредственному от Христа Спасителя повелению, первою из людей проповедницею спасительного Христова Воскресения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

По-разному совершалось и богослужебное почитание св. Марии Магдалины в различных частях христианского мира. Мы можем говорить о наиболее раннем ее прославлении в рамках празднования величайшего христианского праздника Пасхи Господней. Начатки недели " мироносиц " , второго воскресенья по Пасхе, мы уже встречаем в конце IV в. в проповедях св. Иоанна Златоуста и св. Григория Нисского. На Западе проповеди блаж. Августина, св. Льва Великого, св. Григория Великого, а также наиболее древние богослужебные книги показывают, что ее почитание было распространено в Иппоне, Риме, Галлии и Испании начиная с IV-V вв. в рамках пасхальных празднеств, хотя и без особой даты. В последствии на Востоке ее память совершалась в различные дни: 1) 30 июня ст. ст., когда Константинопольский синаксарий полагается празднование памяти 12 и 70 апостолов, а также жен-мироносиц; 2) под 22 июля ст. ст. в византийских синаксариях о ней находится довольно длинное повествование, причем эту же дату сохраняют и другие древние восточные христианские традиции (копты, яковиты, арабы, марониты и сирийцы); 3) 4 августа ст. ст. - эта дата встречается только в одном Константинопольском и в одном эфиопском синаксарии. На Западе также существовали различные местные богослужебные традиции: 1) под 28 марта некоторые меровингские календари упоминают праздник " обращения святой Марии Магдалины ко Христу " ; 2) тот же самый праздник в германских областях совершался 1 апреля; 3) однако постепенно общепринятой датой и здесь, вероятно, в результате восточного влияния, становится 22 июля - dies natalis (букв. лат. - " день рождения " , но в христианской традиции день смерти как рождения в жизнь вечную). Эти различные традиции и акценты в почитании св. равноап. Марии Магдалины на Востоке и Западе - знак не столько разделения, сколько того, что обе части христианского мира осознавали и продолжают осознавать великую роль святой в проповеди христианства всему миру, ее вселенскую роль как первой свидетельницы Воскресшего, Благой вести о Котором стали причастными " все концы земли " . По милости Божией частица мощей святой, принесенная из Палестины, постоянно находится в нашем храме св. равноап. Марии Магдалины г. Павловска.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=179...

В XIV в. монастырь уже достиг своего расцвета. К этому времени монастырь уже называли " скалой Симона " - Симонопетра. Братия пользовалась покровительством сербских государей и имела большое влияние на афонские дела. В 1580 г. в произошел пожар, дотла уничтоживший монастырь. Некоторые монахи спаслись, укрывшись в каменной башне, и впоследствии смогли восстановить монастырь. Однако следующий пожар, уже в XVII в., привел обитель в полный упадок. Здания были восстановлены только во второй половине XVIII века, но в 1891 г. еще более разрушительный пожар не оставил от обители камня на камне, и она была вновь восстановлена в своем современном виде на пожертвования русских царей. К сожалению, в пожарах погибла большая часть святынь и исторических раритетов - в том числе и богатейшая библиотека рукописей. Но, тем не менее, сохранились святые мощи и некоторая часть византийских икон. Также монастырь славится своим великолепным хором - монастырский хор Симонопетра считается одним из лучших на Афоне. Главный храм обители посвящен рождеству Христову. Кроме соборного храма в монастыре есть церкви (параклисы): • Успения Пресвятой Богородицы; • свв. Архангелов; • св. Георгия Победоносца; • Святителя Николая Чудотворца; • св. Марии Магдалины; • св. Харалампия; • св. Ап. Иоанна Богослова; • св. великомуч. Димитрия; • св. муч. Мины; • прп. Симона. Пять церквей находятся вне обители. Тропарь святой мироносице Марии Магдалине: Христу, нас ради от Девы рождшемуся,/честная Магдалино Марие, последовала еси,/Того оправдания и законы хранящи:/темже днесь всесвятую твою память празднующе,/грехов разрешение/молитвами твоими приемлем. Величание Величаем тя,/мироносице святая равноапостольная Марие Магдалино,/и чтим болезни и труды твоя,/имиже трудилася еси/во благовестии Христове. Память св. равноап. Марии Магдалины отмечается дважды: в Неделю 3-ю по Пасхе - память святых жен-мироносиц - и 4 августа (22 июля ст. ст.). Патриархия.ru Материалы по теме: Афон - официальный сайт Афон - сайт на русском языке

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=179...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010