В северной части придела располагается захоронение основателей монастыря преподобных Афанасия и Иоасафа, а рядом изображены они сами, держащие в руках монастырь. Иоасаф (до пострига был последним сербским царём в 1371-1372 годы) расширил Преображенский собор, украсил его иконами и обеспечил необходимыми священными сосудами. Он помогал и другим обителям Метеор, защищая их права царскими грамотами. В 1484 году собор был восстановлен и заново расписан, о чём свидетельствует надпись на южной стороне алтаря. Новый этап реконструкции собора пришёлся на середину XVI века, когда после посещения Метеоры патриархом Иеремией I монастырский комплекс вступил в период наивысшего расцвета. В это время была построена значительная часть дошедших до нас построек монастыря (больница, кухня, трапезная, дом для престарелых монахов), а Преображенский собор обрёл нынешний вид. Сохранившаяся роспись собора фресками высокого художественного уровня была выполнена в 1552 году неизвестным мастером. В 1791 году для собора был изготовлен деревянный резной иконостас с позолотой, украшенный фигурками животных и растений. Примечателен также деревянный резно трон игумена с перламутровой инкрустацией (начало XVII века). В храме находится большое количество ценных икон XIV-XVI веков, а в бывшей трапезной расположен музей монастырских драгоценностей. Среди сокровищ монастыря особо выделяются: древнейшая по времени греческая рукопись 861 года; двустворчатая икона Богоматери, вклад Марии Палеолог, сестры одного из основателей монастыря; часть Золотой буллы с подписью императора Андроника Палеолога; полностью расшитая плащаница XIV века; четыре иконы XVI века: Рождество Христово, Распятие Христово, Страсти Христовы, Богоматерь Скорбящая. У входа в монастырь находится полуразрушенный скит святого Афанасия. Это маленькая постройка, затерянная в скале. Там в пещере жил основатель монастыря, а позади от входа находятся небольшая часовня и склеп. Монастырь неоднократно разграблялся турками (например, в 1609 и 1616 годах), в 1633 году пережил сильный пожар. Для более безопасного подъёма в монастырь в 1922 году в скале были прорублены ступени, но сетка до сих пор используется для подъёма провизии и других необходимых для жизни обители предметов. Монастырь пострадал во время Второй мировой войны; после восстановления монастырских строений в помещениях Мегала Метеора была открыта гостиница, однако впоследствии монастырь вновь стал действующим.

http://sobory.ru/article/?object=10176

Монастырь в последнее время, говорят, еще поправился. Бывший перед о. Каллиником Игумен (теперешний Русанийский) довел дело его до полного запустения. Удивляться надобно, как еще уцелели его книжные и иные сокровища. Мы пожертвовали от своего страннического запаса в корван его лепту вдовицы (166 пиастров), поблагодарили старца за обязательную внимательность и доверчивость к нам, а братий за ласки и услуги, и направились к воротам или, все равно, к заменяющему их, филологически родственному с ними, вороту навесной комнаты. Куда девалось прежнее чувство страха? Я даже с каким-то неуместно-храбрым любопытством рассматривал все подробности подъемной машины, весело сел на разостланную на полу сетку, и чуть не напрашивался на критический момент, когда повисну над бездною. – Час вам добрый! – прогремел на прощанье о. Игумен, и я, стиснутый, сдавленный, скрюченный, едва успел промолвить: εχ σασ! как очутился в фатальном отверстии и пошел сперва кружиться, а потом плавно спускаться на дол земной. Имел дух уже не зажмуриваться и вглядывался во все. Ранее, чем ожидалось, мы из метеоритов обратились – сказать бы хоть – в троглодитов. Гигантские скалы, запиравшие собою со всех сторон небольшую площадку, действительно напоминали собою стенки пещеры, нагибаюшиеся к верху и оставлявшие по середине окошко для просвета и для ветра. Спустившийся прежде нас столпник развязал нас, попросил типически наших молитв, и пожелал нам счастливого пути. Что-то, отзывающееся благом, чуть не счастием, прошло по сердцу, когда я поднял глаза на ужасающую высь, и осознал себя не на ней... Нет, не всякий пригоден для довольствования тем порядком жизни, который стоит под рубрикою „отречения“ – в неисчислимой разновидности его, и в частности – отбытия, отшествия, отречения, так сказать, отсечения себя от целокупности природы, – всего привеченного, приуроченного, присвоенного сердцем! Отдыхая, я сделал для себя слабый набросок карандашом в записную книжку редкого и навсегда памятного зрелища Метеорского столба или и прямо: Метеора, как его зовет вчерашний Никодим.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Собор Святой Варвары Длинный внутренний коридор между северной стеной Собора и кельями переходит в храм, основанный братьями монахами в честь Преображения Христа. Но вместе с тем сегодня почитают Святую Варвару. Собор имеет неф и основной храм. Внешнее покрытие выполнено не очень тщательно и кое-где прерывается крестами из кирпича. Верхние части стен заканчиваются зубчатыми линиями. Купол многоугольный, на каждой стороне имеет по одному окошку, украшенному полукругами. Неф представляет собой четырехугольную площадь, покрытую эллипсоидным куполом, упирающимся в 4 арки. Основной храм крестообразный с двенадцатисторонним сводом. Горизонтальные линии креста заканчиваются полукольцами с северной и южной стены, как и основной храм. Такой тип застройки храма был впервые использован в Соборе Великой Лавры на Святом Афоне в конце X века и поэтому называется афонским. Потребность оставлять некоторую площадь для церковного хора в соборах побудила увеличивать конец горизонтальной линии и видоизменять полукруг. Этот архитектурный тип довольно часто встречается среди храмов Балкан. Так и в Соборе Святой Варвары имеются характерные черты: угловые помещения основного храма Собор покрыты на востоке крестовыми сводами, а на западе - арками. В Соборе монастыря Русану сохранилось множество фресок, среди них надпись на западной стене основного храма: «Возведён этот божественный и почитаемый храм в честь Преображения Христа усилиями и на средства Преосвященства иеромонаха и игумена этого монастыря Святого Арсения в ноябре 1560 года». Выполнению иконописной программы в Соборе Святой Варвары предшествовали живописные фрески Собора Великой Лавры на Святом Афоне и Мегале Метеора - пожалуй, наиболее выдающиеся работы «Критской школы». На куполе Вседержитель, окруженный ангелами и Богоматерью. На своде фигуры пророков, а в углах - четыре евангелиста. Под сводом храма - Платитера среди ангелов. Изображены также иерархи, Успение Богородицы, Пятидесятница и Небесная литургия. На западной стороне в углах храма занимают свое место Благовещение и пророк Исаия рядом с Богородицей и царь Давид рядом с Архангелом Гавриилом.

http://sobory.ru/article/?object=10323

КАРПЕНСИОН. Монастырь Прусос. Мощи и икона: АРТА. Храм Св. Феодоры. Мощи: КАРДИЦА. Храм Успения. Мощи: мч. Василий Анкирский (IV в.) (глава). МОНАСТЫРЬ КОРОНА (к юго-западу от Кардицы). Мощи: МОНАСТЫРЬ ПАНАГИЯ-СПИЛЕОТИССА (близ Кардицы): МОНАСТЫРЬ АГАФОНОС (30 км. к западу от Ламии, близ д. Ипати): МОНАСТЫРЬ АНДИНИТСАС (близ Ламии): Д. КСИНЬЯДА (29 км. от Ламии). Ксиньядский монастырь: МОНАСТЫРЬ ДУСИКУ (п-ов Магнисия, к востоку от Волоса; закрыт для женщин). Мощи: МОНАСТЫРЬ ПАНАГИЯ-КСЕНИЯ (близ Волоса): ЛАРИСА. Кафедральный собор Св. Ахилия. Мощи: ТИРНАВОС. Храм Св. Апостолов. Мощи: Собор Панагия-Фанеромени. Мощи: МЕТЕОРЫ (скальные монастыри в 20 км. к северо-западу от Трикалы, близ Каламбаки). Монастырь Преображения («Большая Метеора»). Допуск посетителей – с 9.00 до 12.00 и с 15.15 до 18.00 (зимой – до 17.00), кроме вторника (зимой – кроме вторника и среды). Мощи и икона: Монастырь Варлаама. Допуск посетителей – с 9.00 до 13.00 и с 15.15 до 18.00 (зимой – до 17.00), кроме пятницы (зимой – кроме четверга и пятницы). Мощи: Монастырь Св. Стефана. Допуск посетителей – с 9.00 до 13.00 и с 15.15 до 18.00 (зимой – до 17.00), кроме понедельника. Мощи: ЯНИНА. Храм Св. Георгия: МОНАСТЫРЬ ПРЕП. ДИОНИСИЯ ОЛИМПИЙСКОГО (18 км. от д. Литохоро, на горе Олимп; закрыт для женщин): НАУСА, к северо-западу от Верии. Храм Пресвятой Богородицы. Мощи: МОНАСТЫРЬ КАЛИ-ПАНАГИЯ (4 км. от Верии): МОНАСТЫРЬ СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ (10 км. от Верии). Мощи: КОСТАНЬЯ, между Верией и Козани. Монастырь Панагия-Сумела: МОНАСТЫРЬ ПАНАГИЯ-МАВРИОТИССА (3 км. к юго-востоку от Кастории; не действует): МОНАСТЫРЬ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ (между д. Клисури и Варико, близ Кастории). Мощи и икона: Д. ОМОРФОКЛИСЬЯ (21 км. к северо-западу от Кастории). Храм Св. Георгия: ГУМЕНИСА (ном Килкис, к северу от Яницы). Монастырь Панагия-Гуменисса: САЛОНИКИ. Кафедральный собор святителя Григория Паламы (Салоники) . Мощи: Кафедральный собор великомученика Димитрия Солунского (Салоники) . Мощи: Храм Св. Софии. Мощи: Церковь Панагия Ахиропиитос (Салоники) :

http://azbyka.ru/palomnik/Греция_(святын...

Поэтому многие люди и во Франции, и в Англии интересуются православием (в частности под влиянием покойного митрополита Антония Сурожского). Только принимают его в итоге лишь некоторые. Лично я изучал восточно-христианскую традицию в Сорбонне, специализируясь по византийской литургике. Это был поиск, и интеллектуальный, и богословский, и вместе с тем стремление окунуться в живую традицию. И в литургике, и в житиях святых мы видим практическое выражение богословской мысли Церкви. Прежде своего ухода в монастырь я защитил диссертацию по духовности Триоди… В началале 70-х я встретил в Румынии отца Эмилиана, вокруг которого собиралось много благочестивой молодежи – и юношей, и девушек. Некоторое время мы подвизались в монастыре Большая Метеора в Греции, а для учениц о. Эмилиана была создана обитель в Ормилии, женский монастырь вблизи Святой Горы, находящийся под духовным руководством Афона; сейчас старец пребывает там на покое. Афон в то время переживал кризис – не из-за гонений, как у вас, а из-за секуляризации, – там оставалось лишь немного старых монахов. Когда в заброшенную афонскую обитель Симона Петра (Симонопетра) вдруг пришла эта молодежь из Метеоры, чтобы возобновлять монашескую жизнь на этом месте, многие смотрели на это с подозрением… – Есть ли у вас в монастыре святыни? – У нас есть чудотворная икона Божией Матери – только одна. Она называется «Элеовритисса» («Елеоточивая»). Она находится рядом с тем помещением, где мы храним оливковое масло. Однажды монах, которого послали осмотреть огромные канистры перед заготовкой нового урожая, сказал, что две емкости полны масла. Сначала мы подумали, что он что-то путает – этот брат немного рассеянный, – но оказалось, что он прав. Это было в канун праздника Введения Божией Матери во Храм. Мы не знали, зачем Богородица послала нам масло: мы не просили у Нее масла, мы не нуждались в нем, да мы могли бы и купить его… Видимо, это чудо, случившееся в 1974г., через год после нашего перехода в монастырь Симонопетра, было знамением, что Пресвятая Богородица благословляет возрождение обители.

http://pravoslavie.ru/75882.html

И село и монастырь Сисоевац, получили название по его имени. В монастыре находится его могила, а в церкви – фреска, на которой он изображен, держащим в правой руке церковь , как ктитор. Храм посвящен празднику Преображения, что еще раз доказывает принадлежность к синаитскому монашеству: праздник Преображения был особенно любим синаито-святогорскими исихастами, об этом говорят посвященные ему многочисленные храмы, восходящие к тому времени, на территории от Метеора в Фессалии до Дуная. Преображение Фаворским нетварным светом, как человека, так и всего творения – один из центральных мотивов синаитско-паламитской жизненной философии. Народ почитает Сысоя как преподобного и чудотворца. Его имя упоминается 1509 годом, а монастырь его пришел в запустение, по всей видимости, в конце XVII века 20 . В окрестностях Раваницы, возле «Ромиловой пещеры» (которая была разрушена во время строительства шахты Сене – Равна Река) и его чудотворного источника, жил и преподобный Андрей Синаит . Жители Сени и сейчас рассказывают о том, как близ села была пустынька, в которой жил этот Андрей пустынник. Народное предание рассказывает как он – «запряг мишку змеей» и отправился посетить пригласившего его владыку. (Л. Павлович «Культы лиц у сербов и македонцев», стр.200). С именем монахолюбивого князя Лазара, великого ктитора, предание связывает и монастырь Рукумия, под Сопотом на Млаве, возле Пожаревца. В Рукумии находился гроб еще одного пустынника преподобного Мартирия Синаита , о котором у нас нет никаких сведений. Само название монастыря, связано с греческим словом «гирокомион» (больница для престарелых монахов). Народ веками почитал преподобного Мартирия как святителя (Д. Митошевич «Рукумия и Брадача». Л.Павлович, цит. соч., стр.199, В.Петкович «Обзор памятников, стр. 290). В монастыре Туман, в Голубце, посвященном Св. Архангелу Гавриилу, почивают мощи преподобного Зосимы Синаита 21 . Согласно преданию, Зосима жил в каменной пещере, в том месте, где и сейчас находится его пустынька. Строительство монастыря, связано с именем Милоша Обилича, который во время правления Лазаря, владел Браничевской областью.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Монастырь преподобного Варлаама - следующий на нашем пути. К этому уже успели подъехать к монастырским стенам автобусы с интуристами-европейцами - немцами, итальянцами и другими. Вездесущие торговцы сувенирами (так и хочется сказать " матрешечники " , хотя здесь, в Греции, у них, разумеется, свой национальный ассортимент) уже встречают их, разложив свой товар. Начинаешь понимать, как нелегко современной братии и сестрам подвизаться в таких условиях всеобщего обозрения. Но ведь и обитатели секулярного мира, посещая действующие монастыри, получают видимое свидетельство о Христе, и, наверное, поэтому Господь попускает, чтобы по священной метеорской земле проходили шумные туристские толпы. Войдя в монастырь преподобного Варлаама, мы попадаем в райски нарядный весенний сад, полный цветущих плодовых деревьев. Паломников встречает отец Феофан, один из старейших насельников обители. Он застал еще те времена, когда братия в монастыре могли пользоваться только дождевой водой, которую собирали в большие деревянные бочки, теперь выставленные в качестве музейных экспонатов. Вслед за отцом Феофаном входим в храм Всех Святых. Стены его расписаны фресками, изображающими страдания мучеников первых веков. Храмовые росписи, сделанные в 1548 г. фивским художником Франко Кателано, очень точны в подробностях и реалистичны. Среди церковного убранства здесь, как и в других греческих монастырях и приходских храмах, видим многочисленные изображения двуглавых орлов: ими украшены паникадила, лампады, оклады икон. Отец Феофан рассказывает подробно о каждой фреске, и, слушая его плавную греческую речь, рассматривая картины, повествующие о подвигах веры, ощущаешь очень остро вселенскость Православия. Ведь такой же батюшка-молитвенник с удивительно светлым лицом и полной любви улыбкой мог беседовать с нами в Троице-Сергиевой Лавре или Псковских Печорах, только на голове у него была бы не греческая монашеская камилавка, а русский клобук с наметкой. Место, время и язык изменяют ничтожно мало по сравнению с благодатью Божией, которая в любом православном храме мира дарит чувство Отчего, родного дома. Начинаешь понимать, что Православие для русских отнюдь не национальная привилегия, а такой же бесценный, ничем не заслуженный дар, как и для греков, сербов, болгар, американцев… " Имэ ортодокси " , - отвечаю на вопрос продавца в иконной лавке, смущенного, видимо, моей нездешней русоволосой и голубоглазой внешностью и вездесущей журналистской пытливостью, и почему-то многократно повторяю про себя эту греческую фразу, понятную без перевода.

http://pravoslavie.ru/put/meteora.htm

Метафора – оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-нибудь аналогии, сходства, сравнения. Важный элемент византийской литературы, особенно часто встречаемый в разных формах панегириков, в гомилиях, гимнах, энкомиях. Литургия византийской Церкви тоже была богата М. Метеора – скальная местность в Фессалии, центр монашеской конфедерации (1), которая пережила расцвет в поздневизантийское время. Метономия – дословно с греч. «переименование», вид тропа: обозначение предмета или явления по одному из его признаков. Метох – византийское сельское поселение, состоявшее из небольшой обители и нескольких крестьянских дворов; находилось, как правило, в ведении большого монастыря или дината. Ср.: скит. Метрика – от греч. метрон – «мера», система правил, определяющая стихосложение, а также наука о законах строения стиха и стихотворной строфы. См.: Иоанн Цец, Максим Плануд. Метрит – чиновник финансового ведомства. Метрология – вспомогательная историческая дисциплина, которая имеет своей задачей изучение старинных мер длины и поверхности, объемов и весов и их обозначений. Понимание всех финансово-экономических памятников совершенно невозможно, если не иметь ясного представления о мерах. Несмотря на наличие ряда прекрасных публикаций византийских гирь, разновесов-эксагиев, зигиев, кампанов, происходящих из всех уголков византийского мира, несмотря на издание специальных обобщающих работ и подборок письменных источников по византийской М., которая с 1970-х гг. выделилась как самостоятельная отрасль знания, в этой области еще остается много неясностей, проистекающих из различий мер разных видов и отсутствия в исторических источниках с их упоминаниями необходимых пояснений (см.: византийские меры измерений и их эквиваленты, табл.). Классические исследования по византийской М. и метрологическим источникам принадлежат немецкому исследователю Эриху Шильбаху (Schilbach) (1970, 1982 гг.). Особого внимания заслуживает также монография английского исследователя Симона Бендалла (Bendall) «Византийские гири: Введение» (1996 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Фото: flickr.com/mpda Валаам. Записки начинающего паломника Работница паломнической службы, оформлявшая наши документы, охотно рассказывала, какие испытания нас ожидают на острове. «Жить будете в строительных вагончиках по восемь человек, – говорила она тоном, не допускающим возражений. – Мужчины и женщины отдельно. Туалет на улице, душа нет. Там очень холодно, берите теплые вещи. 12 июля, 2010 Работница паломнической службы, оформлявшая наши документы, охотно рассказывала, какие испытания нас ожидают на острове. «Жить будете в строительных вагончиках по восемь человек, – говорила она тоном, не допускающим возражений. – Мужчины и женщины отдельно. Туалет на улице, душа нет. Там очень холодно, берите теплые вещи. Фото: flickr.com/mpda 11 июля и 24 сентября – дни памяти святых преподобных Сергия и Германа Валаамских Чудотворцев, основателей Валаамского монастыря . Как нас пугали в Москве Путешествие на Валаам началось с посещения Московского подворья Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Работница паломнической службы, оформлявшая наши документы, охотно рассказывала, какие испытания нас ожидают на острове. «Жить будете в строительных вагончиках по восемь человек, – говорила она тоном, не допускающим возражений. – Мужчины и женщины отдельно. Туалет на улице, душа нет. Там очень холодно, берите теплые вещи. Постельное белье тоже надо везти с собой. Связь там плохая, «Билайн» вообще не ловит. Каждый день будут послушания. Ну что еще…» – она задумалась. «А змеи там есть? – решила подсказать я. – Я очень змей не люблю». «Змеи? Да, конечно, змеи там есть. Очень много. Ну что, поедете?». «Конечно!». Я до сих пор удивляюсь, как я так запросто согласилась жить в строительном вагончике без удобств, да еще в близком соседстве со змеями. Но, к моему счастью, на деле все оказалось не так страшно, скорее даже наоборот. Рассуждения будущих трудников Пока в Приозерске наша группа ожидала прибытия «Метеора», который должен был доставить нас на остров, мы разговорились между собой.

http://pravmir.ru/valaam-zapiski/

Сам митроп. Макарий ему писал: «Узы твоя целуем, яко единого от святых, пособить же тебе не можем». Преп. Максим был неприемлем для окружающей его среды, так как шел в разрез с духом упадочной эпохи и господства исключительно внешнего. От имени Спасителя обращается Максим к своим современникам в следующих словах: «Не для доброшумных колоколов, песнопений и многоценного мира Я сошел на землю и принял ваш образ... вся подсолнечная Моя и исполнение ее. Я повелел написать в книгах Мои спасительныя заповеди и наставления, чтобы вы могли знать, как угождать Мне. Вы же книгу Моих словес снаружи и внутри обильно украшаете серебром и золотом, а силы заповедей Моих, в ней написанных, не принимаете, и не только не исполняете, но и поступаете противно им». Вокруг Максима группировались лучшие и просвещенные люди того времени, их было немало в начале царствования Uoahha IV . Под его влиянием были Сильвестр и Адашев, святитель Герман Казанский из «светла рода Полевых», князей смоленских, отказавшийся от Московской митрополии, В. Тучков, написавший житие Михаила Клопского и многие другие. Разгромив русскую жизнь и культуру, Иоанн Грозный не дал взойти в полной мере всходам, посеянным рукой преподобного Максима . Но бежавшие на Запад его преданные ученики, игумен Артемий и Курбский, много там сделали для русского просвещения и защиты Православия. Курбский изучил латинский язык, чтобы перевести на славянский язык святоотеческие книги, на которые ему указывал Максим. Влияние Максима сказалось на работах Стоглавого собора и на Судебнике И. Грозного, как и на просветительных трудах митр. Макария, влияние это было подобно светящемуся следу от метеора, прошедшему по духовному горизонту русского неба, по выражению его историка (Денисова). Духовный облик М. Грека связан с Афоном. Современные москвичи недаром величали его «преп. Максимом, Новым Исповедником». В творениях своих М. Грек касается православной аскетики согласно пониманию Святых Отцов. О человеке он говорит: «Прах и пепел, смешанный с малою долею воды, но хранящий в себе Божественный дух, подобно как раковина хранит жемчужину».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010