Разделы портала «Азбука веры» Оглавление По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II От автора XX век – это век технического развития и технических достижений. Человек преодолел свое бессилие перед природой и достиг высокого уровня цивилизации. Можно сказать, что мы живем в такое время, когда весь мир объединен. Не существует больше отдаленных мест, до которых надо было добираться месяцами. Мы уже не говорим, как это было в прошлом, о Востоке и Западе, как о разделенных многими километрами. Сейчас между ними не существует расстояния. Люди стали легко знакомиться и также легко общаться с людьми другой национальности и религии. Такая легкость в общении, братание и дружба, отличающие современного человека, вне сомнения, являются обнадеживающим признаком прогресса, достигнутого человеком. Тем не менее, в сфере духовной возникают малые и большие проблемы. Многие иностранцы (обычно католики и протестанты), посещающие Грецию и ее известные памятники, среди которых есть христианские памятники (Святая Гора, Метеора и т.д.), которыми восхищаются уже несколько веков, спрашивают с сомнением: - Неужели это тот Христос, Которому мы и вы поклоняемся? Что разделяет нас? Что такое Православие, которое вы так преданно защищаете? На страницах этой книги мы попытаемся кратко, но вразумительно ответить на следующие вопросы: I. Что такое Православие ? Святой Анастасий Синаит , один из ранних отцов Церкви, сказал: «Православие – это истинное представление о Боге и творении». То есть Православие – это правая вера, это – сама истина. Христос сказал: «Я есть путь, истина и жизнь», Он – воплощенная Истина. Мы можем найти и познать истину только во Христе, следовательно, мы можем быть спасены только во Христе. Согласно вышесказанному, Православие – Истина – отождествляются со Христом, Который есть Вечная Истина. Бог-Троица есть источник Истины, и то, как Он выражает Свое существование – фундаментальным и вечным Православием, к чему призываются люди, тоже является Истиной.

http://azbyka.ru/chto-takoe-pravoslavie

В Греции разрабатывают специальные программы для паломников из России Москва, 28 ноября 2005 г . Министерство туризма Греции разрабатывает специальные программы для паломников из России. Об этом заявил заместитель министра туристического развития Греции Анастасиос Лиаскос на конференции " Православное паломничество " в понедельник в Москве, передает РИА Новости. " Сегодня мы работаем над привлечением в паломнические поездки россиян, разрабатывая программы, в которых религиозное чувство и философские запросы сочетаются с отпускным туризмом в целях отдыха или даже зимним туризмом культурного содержания. В этой связи мы тесно сотрудничаем с Элладской Православной Церковью, находящейся в безупречных отношениях с Московским Патриархатом " , – подчеркнул Лиаскос. По его словам, " продвижение на российский рынок является определяющим элементом для общего развития греческого туризма " . " В наши планы входит учреждение постоянного консультативного органа при министерстве туристического развития и Священном Синоде Элладской Церкви, который будет координировать действия и мероприятия, связанные с паломническими и религиозными поездками в нашу страну " , – отметил Лиаскос. Он пожелал, чтобы " аналогичный орган был бы создан между священноначалием Церквей России и Греции " . Представитель министерства туризма Греции особо отметил, что " Метеора, Патмос и другие исторически известные монастыри, в число которых входит Святая Гора Афон, уже многие века связана с Россией – через выдающихся царей и вождей, художников и монахов, мистиков, философов и писателей, таких, как Федор Достоевский " . " Мы полагаем, что сегодня сформировались условия для новой попытки в области туристического, экономического и торгового развития наших стран. Наша общая религия делает нас братьями на вечные времена. Пусть же она станет проводником нового сотрудничества в области туризма " , – сказал Лиаскос. 28 ноября 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/15303.html

В Греции находится Святая Метеора – горная монашеская страна, второй после Святой горы Афонской центр православного монашества в Греции. Первые отдельные пустынники начали селиться в скальных ущельях, начиная с XI в. В конце XI и в начале XII в. в Дупианском или Стагонском скиту образуется небольшая монашеская община с богослужебным центром в храме Пресвятой Богородицы. Первая организованная монашеская киновия была основана около 1340 г. преподобным Афанасием Метеорским (1302–1380). Именно он дал этим скалам название «Метеоры», что означает «висящие в воздухе, между небом и землей». Его сподвижником и преемником в деле устроения монастыря стал преп. Иоасаф (1350–1423), в прошлом – император Иоанн Уресис Палеолог. Обитель преп. Афанасия расположилась на самой большой из скал каменного леса, названной «Большой Платилиос», или «Великая Метеора». Именно с момента определения ее устава и ведет свое начало горная монашеская республика – Святая Метеора, неизменно существующая уже более 600 лет. В настоящее время в Метеорах шесть действующих монастырей: четыре мужских – Великой Метеоры (Преображения Господня), преп. Варлаама (Всех Святых), Святой Троицы и святителя Николая Анапавса (Успокоителя); и два женских – св. Варвары (Руссану) и св. Стефана. Важное место в истории Элладской Церкви занимает монастырь Пендели (близ Афин), основанный в 1578 г. В 1971 г. в монастыре открыт так называемый «Межправославный афинский центр», целью которого является содействие укреплению взаимосвязей Православных Церквей. Монастырь стал местом встреч и собеседований богословов, приезжающих в Грецию. 10.2.4. Духовное образование в Элладской Православной Церкви В Греции существуют два Богословских факультета в Афинах и Салониках, где обучаются более 600 студентов. Эти факультеты являются государственными, и Церковь не имеет влияния на ход их учебного процесса, назначение преподавателей, программы, и т. д. Они выпускают преподавателей богословия (Закона Божия) для школ. Высшее церковное образование в Греции можно получить в четырех высших церковных школах – Афинской, Фессалоникийской, Гераклионской и Велласской (по 3 года обучения). Кроме того, существуют 5 церковных гимназий, 4 церковных школы (3 года обучения) и 18 церковных лицеев (3–4 года обучения). В 1970 г. образован Институт византийской музыки.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Утром поднимаемся на Метеоры. В наше время совершить это восхождение не так уж трудно - по горным склонам проходит автомобильная дорога, напоминающая крымский серпантин, а для подъема в монастыри в скалах прорублены лестницы. Но все эти удобства - явления весьма недавние, появившиеся лишь в середине минувшего XX века. До этих пор только плетеная сетка-подъемник да горячая молитва, чтобы веревка не оборвалась, помогали желающим подняться в неприкосновенные обители. Метеоры удивительно красивы весной: на склонах распускается свежая зелень, нежным розово-лиловым цветом покрываются персиковые деревья, порой каким-то чудом укоренившиеся в едва заметной трещине на голой скале, алыми пятнами горят маки, а над цветами порхают пестрые бабочки. Поистине детскую радость вызвала у нас, паломников, и большая степенная черепаха, вышедшая погреться на солнышке. Ликует природа, а к середине подходит и духовная весна - Святая Четыредесятница, самое подходящее время вспомнить подвизавшихся здесь в постах, бдениях и трудах преподобных отцов. Согласно историческим свидетельствам, первые отдельные пустынники начали селиться в скальных ущельях, начиная с XI века. В конце XI и в начале XII века в Дупианском или Стагонском скиту образуется пока еще небольшая монашеская община с богослужебным центром в храме Пресвятой Богородицы. Первая организованная монашеская киновия среди богозданных вершин была основана около 1340 года преподобным Афанасием Метеорским (1302 - 1380). Именно он дал этим скалам название " Метеоры " , что означает " висящие в воздухе, между небом и землей " . Его сподвижником и преемником в деле устроения монастыря стал преподобный Иоасаф (1350 - 1423), в прошлом - император Иоанн Уресис Палеолог. Обитель преподобного Афанасия расположилась на самой большой из скал каменного леса, названной " Большой Платилитос " , или " Великая Метеора " . Именно с момента определения ее устава и ведет свое начало горная монашеская " Республика " - Святая Метеора, неизменно существующая уже более 600 лет.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Слово на святое Преображение Христа Бога нашего, произнесённое на Святой Горе в день праздника Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 53, 2008 4 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 53, 2008 Как страшно место сие (см. Быт 28:17), — воскликну и я, изумляясь с патриархом Иаковом, по случаю праздника на сей горе. Ибо вижу, как и он, лествицу, будто бы от земли до неба доходящую, и Самого Бога в храме, стоящего на самом верху лествицы на горе. Посему, охваченный ужасом от такого видения, говорю: Как страшно место сие: это не иное что, как дом Божий и дверь небесная (см. Быт 28:17). Сия дверь, из которой Отец свыше свидетельствовал, дверь, из которой воссияло Солнце правды Христос; сия гора, в которой явился отсекшийся от горы Камень, гора, которую воспевают ангелы, гора, через которую глаголят пророки, гора, которую возвещает песнопевец, гора, просветившая рыбарей, гора, умудрившая неучёных, о ней взывает Давид, говоря: введе их Христос в гору святыни гору сию, юже стяжа десница Его (Пс 77:54), — гора плодоносная, гора тучная гора, юже благоволи Бог познаватися и жити в ней (Пс 67:16–17). Ради сей горы скачут горы, ради неё радуются холмы, из-за неё покрываются ущелья, для неё расцветают долины, её украшают потоки, ей рукоплещут реки, ей воздают почести моря, она оглашается тучами, ей щебечут птицы, сия гора — область таинства, сие место неизреченного, сия скала — скала сокровенного, сия вершина — вершина небес. Здесь Царствия символы предобразованы, здесь таинство Распятия предречено, здесь Царствия открылась красота, здесь Второго славнейшего пришествия Христова явилось снисхождение, сия гора осенилась сиянием праведных, на ней, словно настоящие, изображены будущие блага. Сия гора провозвестила через облако, явившееся на ней, будущее восхищение праведных на облацех. Сия гора показала ныне самый подлинный наш образ и наше сообразие Христу. Ныне образ перстного претворён во образ небесной доброты и перемещён на Фаворскую гору. Посему опять справедливо скажу: Как страшно место сие: это не иное что, как дом Божий и дверь небесная. Ибо днесь Фавор и Ермон согласно возопили и всю вселенную к веселию призвали. Земля Завулон и земля Неффалим согласно празднуют и для всей подсолнечной хоровод составили. Галилея и Назарет сегодня в хороводе кружатся и всем странам торжество воздвигли. Гора Фаворская празднику радуется и тварь воссозданную к Богу за собой увлекает: ибо ныне воистину Господь на горе зрится, ныне богоподобное некогда естество Адамово, омрачённое безобразным идольским образом, преобразилось и преобразило [всё] в древнюю доброту свою по образу и по подобию. Ныне по горам блуждающее и идолослужащее естество, не претерпев изменения, открылось на горе подобно драгоценному металлу и излучило сверкающие блистания Божества.

http://pravmir.ru/slovo-na-svyatoe-preob...

») Сказание о Почаевской лавре, арх. Амвросия, стр. 24. Вместе с новым храмом в настоящее время в лавре Почаевской также восстановлен во всей торжественности и самый праздник этой «победы», н доселе незабытой еще православнымн на Волыни. Празднование23 июля служнт ответом на это. 2) Колодец этот выкопан пр. Иовом Почаевским в 1620 году, во время гонения Фирлеева на обитель Почаевскую, «Преславная гора», стр. 9. 3) «Гора Почаевская», стр. 10. «Преславная Гора», стр. 24 на обороте. Ho в самом Почаеве оно скончалось. Тогда некоторые посоветовали родителям понести умершего в церковь и положить его пред чудотворною иконою Божией Матери. «Сие же бысть, как говорит «Гора Почаевская», да большею славою Пресвятая Дева Богородица почтена будет, неже о простом выздоровлении детища». Ибо лишь только несчастные родители положили мертвое дитя пред святою иконою и начали молиться, как вдруг оно очнулось и начало плакать в говорить: «мама»!...и затем оказалось не только живым, во и совершенно здоровым 1). «Сие чудо видяще, заключает «Гора Почаевская», люди стекошася и дивляхуся, как мертвое отроча оживе, и благодаряху Бога и Его Пречистую Матерь»2). На этом пока возблагодарим Заступницу нашу и мы до новых ее чудес и знамений, следующих в дальнейший период истории ее благодатной Иконы в обители Почаевской. 1) «Гора Почаевская», стр. 10. Преславная Гора Почаевская, стр, 25. 2) «Гора Почаевская», стр. 10. 6 «Гора Почаевская» (стр. 4). Урля, ныне бедная деревушка в 9-ти верстах от Почаева. Она разорена татарами в XVI веке, и теперь на месте бывшего замка Гойской находятся одни жалкие развалины, в которых нельзя узнать ни одной даже комнаты. Сравн. «Книга Чудес» (стр. 5 на обор.). 10 «Сказание о Почаевской лавре» архимандр. Амвросия (Стр. 13). Сравн. «Новое небо с новыми звёздами», ректора Киево-Братскаго училища Иоанникия Галятовского. В ставропигиальной типографии Львовской, 1605 г., (стр. 99 под чудом 20). «Гора Почаевская» (стр. 3). 12 «Преславная Гора». «О obrazie cudownym N. Раппу па Gorze Poczajowskiey».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Что касается собственно характера и предмета чудес, записанных базилианами, от св. иконы Почаевской, то все они в существе своем также объемлют разные нужды и состояния верующих, как вообще все чудеса и другие благодатные знамения, известные в Церкви христианской. В особенности чудеса Почаевские во время унии поражают только своей численностью, восходящей далеко за полтысячи. Таким образом в одно первое время, от перехода Почаевской лавры в унию до поднятия Потоцким вопроса о коронации чудотворной иконы, или точнее, с 8-го сентября 1724 года до 2-го мая 1770 года, таковых мы имеем в записях лаврских 103 3), потом от издания епископом Рудницким пригласительного послания к засвидетельствованию чудес Почаевской Божией Матери 16-го мая 1770 года, до открытия в Почаеве особой коммиссии для засвидетельствования этих чудес 14 июня того же года,–21 4). 1) Чит. напр. «Сказание о сооружении Великой Печерской церкви», в Киевском Патерике. 2) Смотр. ниже, период третий, о чудесах, совершившихся на Горе Почаевской по возвращении Почаевской лавры в православие. 3) «Гора Почаевская», стр. 10–33. «Преславная Гора», стр. 25–49. 4) «Гора Почаевская», стр. 35–41. «Преславная Гора», стр. 51–58. Затем, как в «Горе Почаевской», так и в «Преславной Горе» следует запись помянутых нами (31-го) свидетелей, утвердивших в присутствии Рудницкого 15-го июня 1770 года, под присягой, действительность 39-ти чудес и других знамений, бывших от святой иконы Почаевской в разные времена, между 1761 и 1770 годами 1). Со времени издания Рудницким утвердительного декрета о несомненности благодатных явлений от иконы Почаевской, 21 июня 1770 года до коронации св. иконы 8-го сентября 1773 года, новых чудес и знамений на горе Почаевской было 54 2). Но время самой коронации унияты записали только три знамения, последовавшие 8-го, 9-го и 13-го сентября, по той, как изъясняется «Преславная Гора Почаевская», причине, что, «вследствие огромного натиска людей, находившихся в то время в Почаеве, не много знамений могло быть дознано» 3). Затем из чудес, последовавших от св. иконы Почаевской после ее коронации, «Гора Почаевская», до 5-го июня 1793 года, указывает 85 4). Прибавим к сему еще 33 чуда, совершившихся по указанию «Преславной Горы Почаевской» до 20-го июня 1807 г.; таким образом получим всех чудес и благодатных знамений, напечатанных униатами после коронации чудотворной иконы: 117 5). Об остальных чудесах, бывших после этого от св. иконы, до обращения Почаевской обители в православие, говорит уже рукописная «Книга чудес», и таковых в этой книге от 14-го мая 1809 года до 3-гоиюля 1827 г., полагается 12 6). Таким образом, всех чудес, записанных униатами на горе Почаевской, находим 539. Но и это еще не 1) «Гора Почаевская», стр. 43–50. «Преславная Гора», стр. 60–67. 2) «Гора Почаевская», стр. 53–74. «Преславиая Гора», стр. 71–90. 3) «Преславная Гора», стр. 114–115.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Бл. Феодорит под царями разумеет также св. Апостолов, как наследников небесного царствия. «Предсказывает же снисшествие Всесвятого Духа, бывшее в день Пятьдесятницы, в который прияли они благодать различных языков. Посему, сказует, что в то время, когда разделит им царство вселенной, и повелит начальствовать одному над теми, а другому над другими народами, соделает их блистающими и убелит подобно снегу. Предсказывает же и место, где сие будет, потому что Селмоном наименовал Иерусалим». 16 . Гора Божия, гора тучная, гора усыренная 408 , гора тучная. С Евр.: «Гора Божия, гора Васанская 409 ; гора высокая, гора Васанская». Под горою нужно разуметь Церковь Божию. Церковь Божия будет тучною, т.е. преисполненною благодати Божией, усыренною, т.е. вожделенною, сладостною по небесным благам; плодородною, как Васан, горою высокою, потому что вознесена превыше всего, и всех возвышает до неба. «Горою, – говорит св. Афан., – именует Церковь ; называет ее тучною, потому что души принадлежащих ей соделывает упитанными и умащенными. Усыренное значит напитанное млеком, т.е. простым словом учения». По бл. Феодориту, «гора Божия, или Церковь Божия потому называется тучною и усыренною, что доставляет обильное питание пасущимся на ней стадам, и прияла много тука от Бож. благодати». 17 . Вскую непщуете 410 горы усыренныя? Гора, юже благоволи Бог жити в ней: ибо Господь вселится до конца. С Евр.: «Что вы завистливо смотрите, горы высокие, на гору, на которой Бог благоволит обитать, и будет Господь обитать вечно?» Акила перевел: «Для чего состязуетесь горы надменные с горою, которой возжелал Бог, чтобы восседать на ней?» У бл. Феод. под горою разумеется истинная Церковь Христова, а под высокими или холмистыми горами – общество еретиков и неверующих. «Пророческое слово сие, – говорит бл. Феод., – обращено к Иудеям и беззаконным еретическим сборищам, которые именуют себя церквами. Оно говорит: для чего вы кичитесь, состязуетесь и равняете себя с горою, которую Бог соделал Своею обителию, горою, на которой иметь будет вечное жилище?» «Давид (поясняет св.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

" Введши в землю обетованную и утвердив на ней Израиля, Господь еще от времени до времени дает новые случаи к проповеданию чудес Его " . " Брани народа Израильского столь благословенными сопровождаются успехами, победительные торжества его столь великолепны, что сонмы жен, когда они в торжественных шествиях сретают и прославляют победителей, уподобляются целым воинствам " . " Сии благовестницы поют: Цари с воинствами целых царств стремительно бегут от лица Израиля, добыча победителей столь велика, что и женам, не исходившим из домов, даются участки " . И здесь некоторые под именем благовествующих разумеют благовестников Евангелия, под именем силы - дары Святаго Духа (см.: Деян.1:18), под образом жены, разделяющей добычу брани, - Церковь, которая, пребывая заключенною в себе самой, непрестанно приобретает новые добычи от врагов своих видимых и невидимых чрез обращение грешников. Изъяснение сие имеет достоинство церковного предания (см. чин литургии пред Евангелием ): впрочем, оно удобнее может быть принято как вторичное и преобразовательное, нежели как первоначальное и буквальное. 14. Аще поспите посреди предел, криле голубине посребрене, и междорамия ея в блещании злата. 15. Внегда разнствит Небесный цари на ней, оснежатся в Селмоне. 16. Гора Божия, гора тучная, гора усыренная, гора тучная. 17. Вскую непщуете горы усыренныя? Гора, юже благоволи Бог жити в ней: ибо Господь вселится до конца. 14. Если возляжете посреди конобниц: будете как криле голубя покрытаго сребром, и котораго перья в желтении злата. 15. Когда будет рассыпать Всемогущий царей в оном наследии: оснежится в Селмоне. 16. Гора Божия, гора Васан, гора Хребтов, гора Васан. 17. Почто назираете, горы, хребты? Се гора, в которой возжелал Бог обитать, Иегова будет обитать до конца. Пятое отделение Давидова славословия. Здесь он переходит от прошедших чудес Божиих к будущим и возвещает беспримерное попечение Божие о Церкви и непрерывное в ней присутствие Божие до конца мира. Для основательного изложения речи, наполненной свойственным песнопевцу восхищением и потому довольно загадочной, предварительно требуют особенного рассмотрения некоторые слова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=769...

Пс.67:15 .  Когда Всемогущий рассеял царей на сей земле, она забелела, как снег на Селмоне. «Внегда разнствит Небесный цари на ней, оснежатся в Селмоне». И выше Апостолов назвал царями, как наследников небеснаго Царствия, подобно тому как в псалме 44-м наименовал их князьями. Ибо говорит: «поставиши их князи по всей земли» ( Пс. 44, 17 ). Предсказывает же снисшествие Всесвятаго Духа, бывшее в день Пятьдесятницы, в который прияли они благодать различных языков. Посему сказует, что в то время, когда разделит им царство вселенной, и повелит начальствовать одному над теми, а другому над другими народами, соделает их блистающими и убелит подобно снегу. Предсказывает же и место, где сие будет, потому что Селмоном наименовал Иерусалим. Ибо, в нем пребывая, апостольский лик сподобился благодати Всесвятаго Духа. Пс.67:16 .  Гора Божия – гора Васанская! гора высокая – гора Васанская! «Гора Божия, гора тучная: гора усыренная, гора тучная». Названных животными, благовестниками, царями именует и горою. Так и Господь в священном Евангелии сказал: «не может град укрытися верху горы стоя» ( Мф.5:14 ). Так и Исаия взывает: «будет в последняя дни явлена гора Господня» ( Ис. 2:2 ). Называет же ее тучною и усыренною, как доставляющую обильное питание пасущимся на ней стадам, и приявшую много тука от Божественной благодати. Пс.67:17 .  Что вы завистливо смотрите, горы высокие, на гору, на которой Бог благоволит обитать и будет Господь обитать вечно? «Вскую непщуете горы усыренныя? гора, юже благоволи Бог жити в ней». Акила же перевел так: «для чего состязуетесь горы надменныя с горою, которой возжелал Бог, чтобы возседать на ней?» Пророческое слово сие обращено к иудеям и беззаконным еретическим сборищам, которыя именуют себя церквами. Оно говорит: для чего кичитесь, состязуясь и равняя себя с горою, которую Бог соделал своею обителию? «Ибо Господь вселится до конца». Не какое-либо определенное время, как обитал Он у вас, иудеи, будет обитать и в горе сей; напротив того, вечное в ней иметь будет жилище. Ибо сие означает сказанное: «до конца».

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010