«Христос озарил для тебя тьму, которою окутывало твоё воображение— пусторечие тёмных людей. Пугало было не Селиван, а вы сами,— ваша к нему подозрительность, которая никому не позволяла видеть его добрую совесть. Лицо его казалось вам тёмным, потому что око ваше было тёмно. Наблюди это для того, чтобы в другой раз не быть таким же слепым» (8,52). И глубже: именно такой безблагодатный взгляд на мир становится важною причиною существующего в мире зла: «Недоверие и подозрительность с одной стороны вызывали недоверия же и подозрения— с другой,— и всем казалось, что все они— враги между собою и все имеют основание считать друг друга людьми, склонными ко злу. Так всегда зло родит другое зло и побеждается только добром, которое, по слову Евангелия, делает око и сердце наше чистыми» (8,53). Писателем раскрывается один из высших законов жизни, равно как и закон существования и назначения искусства в мире, способ его воздействия на бытие человека: через доброту воззрения на мир и красоту отображения мира. Через постижение мира в м i ре. Лесков вновь обращается мыслью к поиску праведников. В осмыслении праведничества писатель прибегает к помощи Пролога, сборника христианских душеполезных повествований, сюжеты которых он начинает использовать в своих рассказах. Он писал о том Суворину (26 декабря 1887 года): «Пролог— хлам, но в этом хламе есть картины, каких не выдумаешь. Я их покажу все , и другому в Прологе искать ничего не останется... Апокрифы писать лучше, чем пружиться над ледащими вымыслами» (11,362). В обращении к Прологу он также становится близок Толстому, заимствовавшему там же сюжеты собственных нравоучительных произведений. Рассказ «Скоморох Памфалон» (1887) отчасти даже близок толстовской манере письма в подобных же обработках сюжетов Пролога. Но проблему при этом Лесков осмысляет собственную, насущно болезненную для него: проблему бытия художника в миру, в сугубо земном существовании, внешне далёком от делания добра. Скоморох Памфалон, заглавный персонаж рассказа, внешне живёт в позорном служении греху— но именно он указан гласом свыше как образец праведного угождения Богу на земле. Этот глас ведёт праведного столпника Ермия, давно оставившего лежащий во зле мир, в шумный Дамаск— чтобы там узреть праведника большего, истинного, Богу угодного. Этот мотив пришёл в христианскую литературу, часто встречаясь именно в Прологах, из жития преподобного Макария Великого и использовался для осмысления путей служения человека Творцу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Но вместе с тем и чем далее, тем более, являлись попытки ученым образом раскрыть истину христианской Веры и ее несравненного превосходства перед всеми другими вероучениями; апологии нередко принимали полемический характер, обличая ложь и нечестие язычества, выставляя нелепость нехристианских понятий, опровергая нападения языческих писателей на христианство . Правда, что апологии первого рода, имевшие судебный характер, мало имели внешнего успеха; но вообще писания апологетов имели важное значение в истории христианства, его борьбы с миром враждебным; обращаясь в среде языческого общества, они разрушали несправедливые предубеждения против христианства и, представляя его учение во всем Божественном величии, вразумляли и просвещали людей, искавших истины и религиозного удовлетворения, и медленно, но успешно пролагали пути к распространению и торжеству христианской Веры. Кроме того, писания древних апологетов замечательны и в отношении к той богословской науке, которая занимается защитой и раскрытием Божественного достоинства христианской Веры. Известно, что апологетика, понимаемая в смысле науки, образовалась в новейшее время вместе с точнейшим разграничением и основательнейшей обработкой прочих наук богословских: тем не менее она, как по происхождению своему, так и по содержанию и внутреннему достоинству, находится в тесной связи с письменностью первых веков христианства, когда сочинениями апологетов были положены ее главные основания, намечены ее существенные черты. Между христианскими апологетами должно прежде всего назвать Кодрата и Аристида, которые представили свои апологии 1 императору Адриану в бытность его в Афинах О них см. Евсевия Ц. Ист IV, 3, – Иеронима Catat. Scr. Есси. гл. 19 (127 г.) Но их сочинения, а также апология – Аристона, Мильтиада и Клавдия Аполлинарии известны только по свидетельствам и цитатам других церковных писателей. Св. Иустин – первый из Отцев церкви-апологетов, коего сочинения дошли до нас в значительном количестве и в целости. К нему примыкают апологетические творения из 11-го века Татиана, Афинагора, Мелитона, Феофила и Ермия 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

Святой защитник христиан и сам скончался мученически около 166 г. через усечение мечом. Среди других христианских апологетов отметим двух ученых афинян – Кодрата и Аристида, которые представили свои Апологии императору Адриану, в бытность его в Афинах (126–128 г.). Их сочинения известны нам только по свидетельствам и цитатам других церковных писателей, преимущественно, Евсевия и блаженного Иеронима ; именно первый (Церк. Ист. кн. IV гл. 3) сохранил отрывок из Апологии Кодрата, в котором подтверждается историческая достоверность чудес Христа Спасителя, например, словами, что «некоторые из исцеленных Им, дожили до нашего времени»; Точно также в отрывках дошли до нас писания апологетов христианства, живших в одно время со святым Иустином или вскоре после него: Мелитона, епископа Сардийского (в Лидии ок. 170 г. «Речь перед имп. Антонином»); Клавдия Аполлинария, епископа Иерапольского (во Фригии, ок. 175 г.); Татиана, ученика Иустинова (ок. 175 г. «Речь против эллинов»); Афинагора афинянина (180 г. «Прошение о христианах» и «О воскресении мертвых»); Ермия (ок. 189 г. «Осмеяние языческих философов») и Минуция Феликса родом, вероятно, африканца (210 г. «Октавий» – разговор). Творения святого Иустина философа По свидетельству Евсевия, святой Иустин «оставил нам очень много полезнейших памятников ума, образованного и, ревностно занимавшегося божественными предметами» (Церк. Ист. кн. IV гл. 18): Но из перечисляемых Евсевием сочинений Иустина, некоторые известны сегодня лишь по названию или немного более. Из них: «Книга против всех ересей» и «Против Маркиона», которыми, в частности, пользовался святой Ириней в своем известном сочинении «Против ересей». С другой стороны, под именем Иустина явилось много сочинений, из которых одни носят явные признаки подложности и относятся к позднейшему времени, другие же – по своему содержанию, слогу и другим признакам позволяют, однако, сомневаться в принадлежности их, именно, ему. Из последних, более других заслуживают внимания: а) «Послание к Диогнету» (из 12-ти глав; причем, 2 последние главы по своему содержанию совершенно не соответствуют первым 10-ти главам и потому, считаются позднейшими вставками), в котором разрешаются вопросы о сущности христианства, его отличии от язычества и иудейства и причине его позднего явления в мир («Да не покажется странным, что так поздно явился Сын Божий для спасения человека. Бог хотел, чтобы мы опытно убедились в нашем нравственном бессилии и недостоинстве, и, когда вполне обнаружилось, что нас ожидают за грехи наши наказание и смерть, тогда Он Сам принял на Себя грехи наши и искупил нас»).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Тогда придет время обратить внимание на то, как оставшееся целым в горниле испытания сходится именно с учением Божественным, с книгою книг, с Библией , которая вовсе не о том заботится, чтоб сообщать прямые решения о внешней природе вещей. – Христианство следует оценивать как духовную силу, какою оно проявило себя в мире и какою продолжает доказывать себя нравственному чувству истины. Делать основанием доказательства бытия и существа силы духа – камни и кости, значило бы выставлять естественнонаучные открытия инстанциями в суде истин Откровения. Знаменательно: от чего свидетельство истории, историческое исследование дает совсем другие заключения? Повсюду почти очевидное оправдание Св. Писания: таковы исследования о древней Ниневии, о древнем Египте. История есть свидетельство духа. Даже в объяснении ею иероглифов господствуют твердые законы, между тем как объяснение простого скелета земли и прошедших мировых эпох, оставивших свои следы на камне и прахе, дают нам шаткие гипотезы, немыслимые числа. Мы апеллируем от рассеченного трупа к живой душе. Мы взываем к нравственному чувству истины как высшему свидетельству также природы за откровение Божие. Апологетические чтения у нас дело новое, и вообще апологетические труды у нас дело недавнее, но они не новость в целом христианском мире. Так известны апологии еще из времен древней церкви, из периода отцов церкви, когда Христианству приходилось защищаться против иудейства и язычества. Эти апологии в большей их части противопоставляют ходячим языческим клеветам нравственную чистоту и могущество христианства – и между тем как против иудеев доказательство ведется из Св. Писания, – против язычников сама языческая литература берется источником апологии. Хотя некоторые из этих древне-церковных апологий, к сожалению, не сохранились до нашего времени; однако и до нас дошло не малое их число. Мы имеем издание на русском языке сочинений древних христианских апологетов: Татиана, Афинагора, Феофила антиохийского , Ермия философа , Мелитона Сардийского и Минуция Феликса 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sergie...

Рим.13:1. По благословению Св. праотца Ноя, земля Египта поступила во владение сына Хама Мицраима (Быт.10:6, 13). Однако государственные узаконения египтян произошли от приглашенного царя-яфетита Ермия Тривеликого (Гермеса Трисмегиста) и его преемников (Хроника Георгия Амартола). Эти законы были обновлены Св. прав. Иосифом Прекрасным во время его начальствования в Египте. Благодаря неукоснительному хранению принципов управления страной и моральных норм Египетское царство просуществовало столь долго (вплоть до 30 г. до Р. X.). Персидская империя угасла в IV в. до Р. Х. 331 г. до Р. X. — падение державы Ахеменидов. Конец Ассирийского царства наступил в 609-608 гг. до Р. Х. Вавилон был завоеван персами в 539 г. до Р. Х. Консулы — двое из них стояли во главе управления в период ранней Римской республики. Избирались на годичный срок народным собранием, по существу, обладали тою же властью, что и цари, но временной. Диктатор — первоначально являлся экстраординарным магистратом (главой общины), избираемым на 6 месяцев в особо трудных случаях и обладавшим всей полнотой власти. Впоследствии — синоним неограниченного властелина. Триумвир — член триумвирата (союза трех политических деятелей). Первый триумвират (негласный политический союз) был заключен между Гаем Юлием Цезарем, Крассом и Гнеем Помпеем Свобода. Равенство. Братство, (фр.) — масонский девиз Великой французской революции. — Сост. Независимого народа (фр.). — Ред. Свободы — нисколько. Равенства — нисколько. Братства — нисколько (фр.). — Сост. Да здравствует император (фр.). — Сост. Жан Поль Марат (1743-1793) — деятель великой французской революции, публицист. Происходил из еврейской семьи, изгнанной из Испании и поселявшейся сначала в Сардинии, а потом — в Швейцарии, где она перешла в протестантство. Фамилия Мора (или Мара) происходила от этнонима «мараны» — испанские евреи, лицемерно перешедшие в католицизм и не отказавшиеся вполне от талмудизма. Название восходит к еврейскому marranatha («анафема на тебя»), которое «крещеные» евреи произносили вполголоса, проклиная католических священников, когда их принуждали присутствовать на богослужении. Масон.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Иустина: две апологии его и «Разговор с Трифоном» составляют главную часть этой литературы. Прежде него написана была апология Аристида. После него «Речь против греков» Татиана, «Прошение о христианах» Афинагора, «Три книги к Автолику» Феофила, «Осмеяние языческих философов» Ермия . Кроме этих произведений, авторы которых известны, дошло до нас несколько анонимных сочинений, дата которых точно не установлена, но обычно относится к этой же эпохе, именно: «Речь к эллинам», «Увещание к эллинам», «О единоначалии», «Послание к Диогнету», – все они некоторыми манускриптами приписываются св. Иустину и часто издавались под его именем. Перечисленные апологии написаны на греческом языке. К концу II в. появляется первая апология и на латинском языке: «Октавий» Минуция Феликса . Это только обломки той обширной апологетической литературы, какая развилась в Церкви во II в. Эти апологетические произведения различной даты и формы, написанные авторами, весьма различными по положению, образованию и характеру, представляют в своей сущности реальное единство, потому что подчиняются одному и тому же основному настроению. Для всех апологетов дело шло относительно защиты христианства, в обстоятельствах хорошо определившихся, против предубеждений, предметом которых оно было, о способах достигнуть терпимого отношения со стороны государства и сочувствия со стороны интеллигентных классов. Для достижения одной цели и средства употреблялись подобные, если даже не тождественные. Поэтому апологеты, несмотря на индивидуальные различия, особые тенденции, разницу в предметах сочинений, равно как и в тоне речи, составляют одну группу церковных писателей, одно целое, со свойственными ему характерными особенностями. 311 Эта знаменитая фраза у самого Тертуллиана в действительности выглядит несколько иначе: semen est sanguis Christianorum – «кровь христиан есть семя». Автор дает в обратном переводе на латинский язык небуквальный, хотя и привычный в русскоязычной литературе ее вариант. Ниже в посвященной Тертуллиану главе эта же фраза цитируется автором дословно по тексту «Апологетика». – Ред. Читать далее Источник: Лекции по патрологии, I-IV века : Пособие по курсу патрологии для духов. учеб. заведений Рус. Православ. Церкви/Н.И. Сагарда. - Москва : Изд. Совет Рус. Православ. Церкви, 2004. - XLIV, 752 с., л. ил., портр., факс. : ил. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Называли Климента Римского , Аполлоса, Кодрата. Но это – чистые догадки, и для подкрепления их приводятся только внутренние доказательства, которые, при отсутствии внешних, могут служить лишь для определения характера послания: они только привлекают внимание к известным специальным чертам стиля и учения, которые напоминают язык некоторых известных авторов. Здесь можно обратить внимание только на последнюю попытку признать в послании произведение афинского философа и апологета Аристида (Doulcet, Kihn, Krüger). Основанием для этого служит факт, что «Послание к Диогнету» в своих первых главах не только в отдельных выражениях, но и во всем содержании самым тесным образом примыкает к апологии Аристида: в нем находится распространенное повторение сказанного в последней. Но эти совпадения недостаточны не только для того, чтобы установить тождество автора, но даже и одновременное происхождение обоих памятников. С другой стороны, невозможно говорить определенно и о зависимости послания от апологии: сходство в изображении жизни христиан в обоих, может быть, зависит исключительно от одинаковых условий происхождения их; кроме того, необходимо воздержаться от решительных выводов и ввиду известной однородности в материи 556 апологетической литературы и обусловленного этим сходства в выражении мыслей, а также и ввиду возможной зависимости памятников апологетической письменности от известных и неизвестных, но утраченных оригиналов (например, Κρυγμα Πτρου). Богословский и литературный характер послания   Кроме яркого и воодушевленного изображения жизни христиан, послание просто, но весьма отчетливо раскрывает существенные догматические положения, которые при изложении содержания его были приведены буквально. Эти положения кратко могут быть сформулированы таким образом: а) Ни один человек сам по себе не может достигнуть совершенного познания Бога: из людей никто не видел и не показал Бога – Он Сам Себя явил через веру, которой одной даровано видеть Бога. Неразрешенную до настоящего времени загадку представляет произведение Ермия Философа : «Осмеяние нехристианских 558  философов» (ρμαιου φιλοσφου διασυρμς τν " ξω φιλοσφων,   Irrisiogentiliumphilosophorum).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Но неосновательность этого взгляда была тогда же обстоятельно раскрыта (Cave) указанием на стилистические и фактические различия в обоих текстах; кроме того, справедливо было отмечено и то, что Ермий Созомен был не философ, а адвокат. Вообще, в XVIII в. научное мнение склонялось ко II или III вв. В XIX в. издатель произведения W. Ε Menzel (Lugdun., 1840) снова возбудил сомнение в принадлежности его к апологетическому периоду и полагал время жизни автора его не раньше V в. Не было недостатка и в противоположных воззрениях, которые решительно высказывались против столь позднего датирования; особенно энергично и основательно опровергал мнение Menzeln – Otto 565 . Но взгляд МепгеГя был принят и обоснован против возражений Dielsoм 566 . Вообще же, взгляд, что Ермий писал в апологетическое время или немного позднее, – вопреки Menzel " io,– имел много сторонников (Möhler, Alzog, Nirschl, Schmid, Fessler – Jungmann, G. Krüger, Fr. X. Funk, W. Christ, Bardenhewer, Ehrhard, W. Widmann, W. Gaul, Rauschen, Kihn, di Pauli), которые относят происхождение его к концу II или к первой половине III в. Взгляд Diels " a защищает Ad. Harnack 567 , полагая происхождение «Осмеяния» в послеконстантиновское время. Наконец, Р. Wendland, на основании наблюдаемого им сходства «Осмеяния» с диалогом «Теофраст» Энея Газского (первой половины VI в.), выдвинул гипотезу, что Ермий может быть тождествен с одноименным адресатом 129 /114 TLG/70 PG послания Прокопия Газского. Чтобы найти сколько-нибудь определенную почву для решения вопроса о времени происхождения «Осмеяния», в последнее время считают необходимым отправляться от установки отношения «Осмеяния» к Cohortatio ad gentiles 568 [(Псевдо-Иустина)], причем доказывают зависимость Cohortatio от произведения Ермия . Этим способом оказывается возможным установить, по крайней мере приблизительно, terminus ad quem для датирования «Осмеяния»; так как по новейшим исследованиям (Widmann, Gaul, Knossalla) Cohortatio написано не позднее двадцатых годов III в.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Поэтому в сочинении Ермия с предельной отчетливостью выражается характер полемики апологетов, который, по словам Е. Ловягина , «в отношении как вообще к языческому строю древнего мира, так и в частности к писателям классической древности был преимущественно унизительно-обличительный, направленный к обнаружению лжи и нечестия, господствовавших вне христианства» 378 . 2. Апологеты Мильтиад и Аполлинарий Иерапольский Относительно Мильтиада у нас имеется сравнительно краткое упоминание Евсевия Кесарийского (Церк. ист. V, 28,4 и V, 17,1–5), который сам при этом ссылается на св. Ипполита Римского и автора одного антимонтанистского произведения. Св. Ипполит помещает Мильтиада между св. Иустином и Татианом, писавшими «в защиту истины против язычников и против тогдашних ересей». Анонимный же автор антимонтанистского произведения (писавший в самом конце II века) опирается на авторитет Мильтиада, который также выступал против ереси (или раскола) монтанистов, доказывая, что «пророк не должен говорить в исступлении» ( ν κστσει λαλεν) 379 . Οτ себя Евсевий добавляет: «Мильтиад оставил нам и другие памятники своих прилежных занятий Священным Писанием, в том числе книгу против эллинов и другую, против иудеев: он особо рассматривает обе темы в двух книгах каждого из названных произведений. Направил он еще владыкам мира ( πρς τος κοσμικος ρχοντες) и Апологию философии, которой следовал ( πρ ς μενει φιλοσοφας πεπο ηται πολογαν)». Свидетельство блж. Иеронима (О знам. муж., 39) практически повторяет сообщение Евсевия: «Мильтиад, о котором упоминает Родон в своем сочинении... против Монтана, Прискиллы и Максимиллы, написал против тех же еретиков превосходную книгу, а также другие книги против язычников и иудеев и подал царствовавшим в то время императорам апологию. Он жил во времена Марка Антонина и Коммода». Блж. Иероним только уточняет имя автора (Родон) антимонтанистского трактата, который ссылается на Мильтиада, и приблизительно определяет время жизни этого апологета. Судя по этим сообщениям, Мильтиад жил и писал во второй половине II века. Вероятно, он был одним из первых церковных писателей, выступивших в защиту Православия против монтанистов 380 . Свою «Апологию» Мильтиад подал императорам Марку Аврелию и Луцию Веру, бывшим соправителями в 161–169 годах. Исходя из приведенных скудных данных, можно заключить, что этот церковный писатель был по преимуществу полемистом, направляя оружие критики как против «внешних врагов» Церкви (язычников и иудеев), так и против «врагов внутренних» (еретиков и раскольников). Не лишено вероятности, что он, подобно некоторым другим греческим апологетам II века, был обращенным философом – название его «Апологии», по крайней мере, позволяет сделать такое предположение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

По церковной практике перенесение празднования памятей святых ввиду какого-либо большого праздника допускается лишь на ближайшие к памяти дни, большею частью на кануны этих памятей; здесь же память переносится почти на 5 месяцев ранее, и без всяких мотивов. Итак, мы считаем, что канон преподобной Феодоре Солунской, имея признаки Иосифовских канонов, главным образом акростихованное имя автора в IX песни и признание его за канон Иосифа таким солидным древним памятником, как Евергетидский Типик (а с ним вполне согласен и Афонский Пролог 769), написан св. Иосифом Песнописцем. 5 .     Св. мученицы Фервы (Θερβ) 461 девы, сестры ее и служанки. По Афонскому Прологу 769 κανν ωσ χο δ. Ирмос: Θαλσση τ ρυθραον πλαγο. 6 .     Св. мученика Иринея (Ермия) Сирмийского (ν τ Σιρμ). По Афонскому Прологу 769 κανν ωσ· с ирмосом Χορο σραλ (т. е. 4 гласа). 7 .     Св. мученика Каллиопа. По Греческой Печатной Минее канон с акростихом: καλο παιν Καλλιωπου 462 πνου ωσ· χο πλ. δ. Ирмос: γρν διοδεσα. Начало: Καλ τν γνα διηνεκ. В Славянской Печатной нет этого канона. А в Греческой Печатной он помещается – почти с самых первых печатных изданий: 1558, 1559, 1587, 1685, 1803, 1818, 1820 и позднейших. 8 .     Св. апостолов Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта и Ерма ; канон с акростихом: ποστλοι πλξωμεν νθεον μλο, ωσ· χο γ. Ирмос: τ δατα πλαι. Начало: ποστλων γων τν παναγαν συμνω πανηγυρσωμεν μνμην. То же в Славянской Печатной. 8 .     Св. мученика Павсилиппа. По Афонскому Прологу 769 κανν ωσ· с ирмосом ισωμεν τ Κυρ. 9 .     Св. мученика Евпсихия; канон с акростихом το Εψυχου εψχω δω πνου, ωσ· χο πλ. δ. Ирмос γρν διοδεσα. Начало: Το θλου εψχω. То же в Славянской Печатной. Но по Славянской и Греческой Печатным Минеям IX, 3 и 4 тропари не одинаковы. Вариации Славянской Печатной находятся у Порф. 227. По рукописи 553 (Х в.) есть анонимный канон на 7 гл. Ирмос: Τ συνεργσαντι Θε. Начало: Προγονικν καταλιπν. 10 .   Св. мучеников Терентия, Помпия, Максима, Макария, Африкана и других; канон с акростихом: πληθ με σζοι καλλινκων μαρτρων, ωσ· χο πλ. δ. Ирмос γρν διοδεσα. Начало: Πληθ θλορων πανευκλεν Χριστν κδυσπει. В разных Печатных Греческих Венецианских изданиях глагол акростиха стоит по-разному: напр., в издании 1558, 1569 и 1587, 1685, 1803 напечатано σζε, в 1820-м – тоже σζε, а по тропарям выходит σζε(?); в издании 1880 г. и Римском 1898 – в акростихе и по тропарям стоит σζοι. По Славянской Печатной помещается этот же канон, но с значительными изменениями; в акростихе стоит: «спаси» (σζε), а по тропарям тоже σζοι; четыре тропаря пропущены (I, 4; IV, 4; VII, 4; VIII, 4); три тропаря другие (III, 2; V, 3; IX, 4); вариации некоторых тропарей Славянской Минеи находятся у Порфирия 227.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010