Блаженны гонимые за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блажени есте, егда поносят вам, и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на Небесех. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах. Не глаголем же на блаженнах песней, яже в Минеи, ни Апостола, ни Евангелия. Слава, и ныне: Помяни нас, Господи, егда приидеши, во Царствии Твоем. Слава, и ныне: Помяни нас, Господи, когда придешь во Царствии Твоём. Помяни нас, Владыко, егда приидеши, во Царствии Твоем. Помяни нас, Владыка, когда придешь во Царствии Твоём. Помяни нас, Святый, егда приидеши, во Царствии Твоем. Помяни нас, Святой, когда придешь во Царствии Твоём. Лик Небесный поет Тя и глаголет: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь Небо и земля славы Твоея. Хор небесный воспевает Тебя и взывает: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, полны небо и земля славою Твоей. Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся. Стих: Придите к Нему и просветитесь, и лица ваши не постыдятся. Лик Небесный поет Тя и глаголет: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь Небо и земля славы Твоея. Хор небесный воспевает Тебя и взывает: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, полны небо и земля славою Твоей. Слава: Лик святых Ангел и Архангел со всеми Небесными силами поет Тя и глаголет: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь Небо и земля славы Твоея. Слава: Хор святых Ангелов и Архангелов со всеми небесными силами воспевает Тебя и взывает: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, полны небо и земля славою Твоей. И ныне: (Аще есть Литургия, зде не глаголем, но по И ныне, глаголем: Ослаби, остави: и прочая.) И ныне: [Если служится Литургия, Символ веры не читаем, но сразу: Отпусти, оставь, прости, Боже, согрешения наши: Исповедание Православныя веры, Перваго Собора: Верую во Единаго Бога Отца Вседержителя, Творца Небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/rozhdestv...

Блаженны скорбящие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны гонимые за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах. Слава, и ныне: Помяни нас, Господи, егда приидеши, во Царствии Твоем. Помяни нас, Владыко, егда приидеши, во Царствии Твоем. Помяни нас, Святый, егда приидеши, во Царствии Твоем. Слава, и ныне: Помяни нас, Господи, когда придешь во Царствии Твоём. Помяни нас, Владыка, когда придешь во Царствии Твоём. Помяни нас, Святой, когда придешь во Царствии Твоём. Лик Небесный поет Тя и глаголет: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь Небо и земля славы Твоея. Хор небесный воспевает Тебя и взывает: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, полны небо и земля славою Твоей. Стих: Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся. Стих: Придите к Нему и просветитесь, и лица ваши не постыдятся. Лик Небесный поет Тя и глаголет: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь Небо и земля славы Твоея. Хор небесный воспевает Тебя и взывает: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, полны небо и земля славою Твоей. Слава: Лик святых Ангел и Архангел со всеми Небесными силами поет Тя и глаголет: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь Небо и земля славы Твоея. Слава: Хор святых Ангелов и Архангелов со всеми небесными силами воспевает Тебя и взывает: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, полны небо и земля славою Твоей. И ныне: (Аще есть Литургия, зде не глаголем, но по И ныне, глаголем: Ослаби, остави: и прочая.) И ныне: [Если служится Литургия, Символ веры не читаем, но сразу: Отпусти, оставь, прости, Боже, согрешения наши: Исповедание Православныя веры, Символ веры Перваго Собора: Верую во Единаго Бога Отца Вседержителя, Творца Небу и земли, видимым же всем и невидимым.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/svyatoe-b...

И ныне, когда обращается слово к мужам иудиным, без всякого сомнения оно обращается к христианам чрез Христа, который рожден из колена иудина. Слово обращается и к жителям Иерусалима, то есть, к тем, которые живут в церкви. Церковь есть город Царя великого...» т.д. 183 Или вот видение Исаией Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном... и вокруг Его стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл, двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал... ( Ис.6:1–5 ). Наш проповедник в серафимах, стоящих вокруг престола Божия, видит не высших служителей Божиих из духов небесных, а нечто большее. «Я вижу, говорит он, двух серафимов... Серафимы, стоящие вокруг Бога и восклицающие: свят, свят, свят, этим самим выражают тайну Троицы, и сами святы. Ничего нет святее того, что в них. И не напрасно взывают они друг к другу: свят, свят, свят, но они громко возглашают спасительное для всех исповедание. Кто же эти два серафима? Господь мой Иисус и Дух Святый. Не думай, что Троица различается в существе, если употребляются различные имена. Они закрывали лице Божие, ибо начало Бога неизвестно, – закрывали и ноги; потому что в Боге непостижимо и последнее. Видно одно среднее. Что прежде было, я не знаю; из того, что есть, я разумею Бога. Что после будет, я не знаю. Кто возвестит ему? сказал Екклезиаст. Возвестите мне первое и последнее будущее, и я скажу, что вы боги... Итак, кто кроме серафимов может сказать: свят, свят, свят? Серафимы открывали некоторую часть Божию, так сказать, средину Его, и предстоя пред Богом взывали один к другому: свят, свят, свят. Они стоят и движутся, стоят с Богом, движутся, показывая Бога. Обрати внимание на то, что они закрывают лице, закрывают ноги, не движется, что закрыто; не закрывается, что летает, и говорят они: свят, свят, свят Господь Саваоф; исполнь вся земля славы Его ( Ис.6:3 ). Возвещается пришествие Господа моего Иисуса Христа; потому и полна теперь вся земля славы Его. Или собственно и не полна, но в будущем наполнится, когда исполнится молитва , которою Господь повелел нам молиться Отцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

Вот почему херувимы полны глаз; спина, голова, крылья, ноги, грудь — все наполнено глаз, потому что премудрость смотрит всюду, имеет повсюду отверстое око. «У каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис.6:2—3), т.е. Господь воинств. «У каждого из них по шести крыл». Восемь молчат, и четыре взывают. Чему же учит нас Писание? Тому, чтобы не всякую мысль о Боге мы высказывали, но одни мысли утверждали молчанием, другие прославляли верою и делали предметом богословствования. По­чему херувимы закрывают ноги и голову? Потому, что в Боге нельзя постичь ни начала, ни конца. Если же они двумя закры­вают главу, и двумя ноги, то, очевидно, средними крыльями летают, — не верхними и не нижними. Так и нам, когда гово­рим о Боге, следует говорить вещи средние, именно, что Он Бог, Творец, Владыка, Благодетель. Все это — вещи средние. Если ты спросишь, как Бог родил? — ты обнажишь голову, которую закрывают херувимы. Если спросишь: где конец Бога? — обнажишь ноги, которые закрывают херувимы. Закрывают они голову и ноги не для того, чтобы скрыть их, а чтобы научить, что эти вопросы неисследимы, непостижимы. Пойми и образ. Было шесть и шесть, — двенадцать крыльев; восемь спокойны и четыре движутся. Это — образ апостолов. Двенадцать апосто­лов, но взывают четыре евангелиста. Что же взывают? Ту самую песнь, которую старался извратить сатана. Будь, прошу, внимателен. Херувимы не просто, как мы, говорили: свят, свят, свят, а обращались один к другому, так как написано: «и взывали они друг ко другу». «Свят», — говорят, — мы должны сказать зараз. Один говорит: «свят»; затем другой, и в третий раз — «свят». Но если мы насчитали три, не подумай, что три Бога. Что же значит: «свят, свят, свят Господь»? — Един Господь, едина вера, едино крещение. Подобно тому, как при псалмо­пении поют стихи попеременно, так и горние силы воспевают переменными хорами и воссылают славословие по способу анти­фонного пения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3360...

Приведём несколько примеров. Анафора литургии ап. Марка 18 Ты выше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем. Тебе предстоят тысячи тысяч и тьмы тем святых ангелов и архангелов воинства. Тебе предстоят два (рода) честнейших из Твоих живых существ – многоокие херувимы и шестокрылые серафимы, которые, двумя крыльями закрывая лица и двумя – ноги и двумя летая, взывали друг к другу постоянным языком и неперестающими устами победную и трисвятую песнь, воспевая, поя, взывая, славословя великолепной Твоей славе, ясным гласом: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф. Полно небо и земля святой Твоей славой». Всегда же всё Тебя святит, но и со всеми святящими Тебя прими, Владыко Господи, и наше священие, вместе с ними поющих и говорящих Тебе: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф». Полно есть воистину небо и земля святой славой Твоей через явление Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа; наполни, Боже, и сию жертву благословением, которое от Тебя, через наитие Святого Твоего Духа. Анафора из Евхология Серапиона 19 Ты – (Тот), Кто превыше всякого начала, и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем. Тебе предстоят тысячи тысяч и тьмы тем ангелов, архангелов, престолов, господств, начал, властей. Тебе предстоят два честнейших серафима шестокрылых, двумя крыльями покрывая Лик, двумя же – ноги, и двумя летая, и освящая. С ними прими и наше священие, глаголющих: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф; полно небо и земля славой Твоей». Полно есть небо, полна есть и земля величественной Твоей славой, Господи сил. Наполни и эту жертву Твоей силой и Твоим причастием, ибо Тебе принесли эту живую жертву, приношение непорочное. Анафора из Барселонского папируса 20 Восседающий на колеснице, херувим и серафим пред ней, Которому предстоят тысячи тысяч и тьмы тем ангелов, архангелов, престолов и господств, воспевающих и славословящих, с которыми и мы воспевая, говоря: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф; полно Твое небо славой Твоей»,

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Так и Давид говорит: Сидящий на херувимах (Пс. 98:1), вместо того, чтобы сказать: почивающий на исполненной премудрости. Вот почему херувимы полны глаз; спина, голова, крылья, ноги, грудь — все наполнено глаз, потому что премудрость смотрит всюду, имеет повсюду отверстое око. У каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! (Ис. 6:2, 3), т. е. Господь воинств. У каждого из них по шести крыл . Восемь молчат, и четыре взывают. Чему же учит нас Писание? Тому, чтобы не всякую мысль о Боге мы высказывали, но одни мысли утверждали молчанием, другие прославляли верою и делали предметом богословствования. Почему херувимы закрывают ноги и голову? Потому, что в Боге нельзя постичь ни начала, ни конца. Если же они двумя закрывают главу, и двумя ноги, то, очевидно, средними крыльями летают, — не верхними и не нижними. Так и нам, когда говорим о Боге, следует говорить вещи средние, именно, что Он Бог, Творец, Владыка, Благодетель. Все это — вещи средние. Если ты спросишь, как Бог родил? — ты обнажишь голову, которую закрывают херувимы. Если спросишь: где конец Бога? — обнажишь ноги, которые закрывают херувимы. Закрывают они голову и ноги не для того, чтобы скрыть их, а чтобы научить, что эти вопросы неисследимы, непостижимы. Пойми и образ. Было шесть и шесть, — двенадцать крыльев; восемь спокойны и четыре движутся. Это — образ апостолов. Двенадцать апостолов, но взывают четыре евангелиста. Что же взывают? Ту самую песнь, которую старался извратить сатана. Будь, прошу, внимателен. Херувимы не просто, как мы, говорили: свят, свят, свят, а обращались один к другому, так как написано: и взывали они друг ко другу . «Свят», говорят, мы должны сказать зараз. Один говорит: «свят»; затем другой, и в третий раз — «свят». Но если мы насчитали три, не подумай, что три Бога. Что же значит: свят, свят, свят Господь ? — Един Господь, едина вера, едино крещение.

http://predanie.ru/book/219416-tom-6-kni...

Τον επινκιον μνον δοντα, βοντα, κεκραγτα, και λγοντα, победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще: победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще: победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще: γιος, γιος, γιος, Κριος Σαβοθ, Πλρης, ο ουρανς και η γη της δξης σου. Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея; Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея; Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! Ωσανν εν τοις υψστοις, ευλογημνος ο ερχμενος εν ονματι Κυρου. Ωσσαν ο εν τοις υψστοις. Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних. Осанна в вышних, благословен Грядущий во имя Господне, осанна в вышних Μετ τοτων τν μακαρων Δυνμεων, Δσποτα φιλνθρωπε, κα ημες οι αμαρτωλο βομεν κα λγομεν, γιος ε, ως αληθς, κα πανγιος, κα οκ εστι μτρον τ μεγαλοπρεπεα τς αγιωσνης σου, κα σιος εν πσι τος ργοις σου, τι εν δικαιοσνη κα κρσει αληθιν πντα επγασες ημν, С сими блаженными силами, Владыко Человеколюбче, и мы грешнии вопием и глаголем: Свят еси яко воистинну и пресвят, и несть меры великолепию святыни Твоея, и преподобен во всех делех Твоих, яко правдою и судом истинным вся навел еси на ны: С сими блаженными силами, Владыко Человеколюбче, и мы грешные вопием и глаголем: Свят еси воистинну и пресвят, и безмерно великолепие святыни Твоей, и преподобен во всех делах Твоих, ибо правдою и судом истинным все навел еси на нас: С этими блаженными силами, Владыко Человеколюбче, и мы, грешные, восклицаем, говоря: Свят воистину и пресвят, и нет меры великолепию святыни Твоей, [Ты] преподобен во всех делах Твоих, так как правдой и судом истинным все навел на нас: πλσας γρ τν νθρωπον, χον λαβν απ τς γς, κα εικνι τ σ, ο Θες, τιμσας, τθεικας αυτν εν τ Παραδεσω τς τρυφς, αθανασαν ζως, κα απλαυσιν αιωνων αγαθν, εν τ τηρσει τν εντολν σου, επαγγειλμενος αυτ, αλλ παρακοσαντα σο το αληθινο Θεο, το κτσαντος αυτν, κα τ απτη το φεως υπαχθντα, νεκρωθντα τε τος οικεοις αυτο παραπτμασιν, εξωρσας αυτν εν τ δικαιοκρισα σου, ο Θες, εκ το Παραδεσου εις τν κσμον τοτον, κα απστρεψας εις τν γν εξ ς ελφθη, οικονομν αυτ τν εκ παλιγγενεσας σωτηραν, τν εν αυτ τ Χριστ σου,

http://azbyka.ru/otechnik/greek/molitvy-...

Разница, повторяем, не существенная и потому не важная. Исаии 6, 3. Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, исполнена вся земля славы Его 825 . Перевод Макария: Свят, Свят, Свят, Иегова воинств, вся земля полна славы Его . Перевод Синодского изд. 1875 года: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! вся земля полна славы Его. Все три перевода верны подлиннику, но перевод Филарета, кроме того, обладает еще достоинством бóльшей, чем остальные переводы, близости и к славянскому тексту, в котором рассматриваемое место читается, согласно с переводом LXX, а равно и с подлинником, так: свят, свят, свят, Господь Саваоф: исполнь вся земля славы Его. Такая близость заслуживает внимания опять потому, что это изречение, будучи библейским, есть в то же время и церковное, постоянно слышимое нами в храме Божием на литургии. Исаии 11, 1–3. При изложении катехизического учения о дарах Святого Духа, эти дары, на основании указанного места книги пророка Исаии, но не в порядке библейского текста, а соответственно логическим требованиям мысли самого составителя Катехизиса, исчисляются так: «Дух страха Божия, дух познания, дух силы, дух совета, дух разумения, дух мудрости, Дух Господен, или дар благочестия и вдохновения, в высшей степени» 826 . Чтобы видеть порядок библейского чтения рассматриваемого места книги пророка Исаии, для этого раскрываем Синодское издание 1875 года и в нем читаем следующее: и почиет на Нем (то есть на Потомке рода Иессеева) Дух Господен, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится 827 . Это почти буквально соответствует славянскому тексту, в котором читаем: и почиет на Нем Дух Божий, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия : исполнит его Дух страха Божия. Из этого ясно, что хотя в Катехизисе не предлагается прямо перевода рассматриваемого места, тем не менее обнаруживается такая или иная передача слов библейского текста; и между тем как в наименовании таких даров Святого Духа, как Дух Господень, дух премудрости (или: мудрости), дух совета, дух разумения (или: разума), дух крепости (или: силы) и дух ведения (или: познания), таковая передача не представляет существенной и значительной разницы от перевода славянского и русского, соответствуя в то же время и подлиннику, в наименовании духа страха Божия и благочестия она не вполне верна подлиннику, согласно которому нужно было бы сказать: дух страха Господня и опять: страха (irath), а не благочестия 828 . Составителю Катехизиса очевидно при этом хотелось выдержать соответствующие славянскому переводу и столь знакомые всем выражения: страх Божий и: благочестие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

е. Владыка небесных воинств, «исполнь», т. е. полны небо и земля (величества) славы Твоея, Святой Златоуст, указывая на это песнопение Церкви и подобные ему в беседе на 2-е послание к Коринфянам, между прочим вопрошает: «Что дивишися, аще когда со священником людие вещают, если они и с самими херувимами и с горними купно силами священные оные песни воссылают?» (Бесед. 18). В самом деле, благоговейно внимая сей песни, возглашаемой в сонме верующих, пред лицем Господа неба и земли, как-то невольно ощущаешь, что в ней слышишь глас не земной, а небесный, не человеческий, а Божий. Песнь эту передал нам пророк Исаия, который слышал ее из уст самих серафимов тогда, когда, быв восхищен духом, видел Господа, «седящего на престоле высоком и превознесенном и шестокрылатых серафимов, стоящих окрест Его и взывающих друг ко другу и глаголющих: «Свят, Свят. Свят Господь Саваоф, вся земля полна славы Его» ( Ис.6:1–3 ). То же видение, только под символическими изображениями, видел и ту же песнь слышал и тайнозритель Иоанн в откровении своем: видел говорит он, четырёх животных, «и каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей, и ни днем ни ночью не имеют покоя взывая: Свят, Свят, Свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» ( Откр.4:8 ). Святой Иоанн Златоуст и святой Амвросий Медиоланский изъясняют песнь эту следующим образом: херувимы и серафимы непрестанными гласы хвалят Бога и глаголют: «Свят, Свят, Свят Господъ Саваоф». Не единожды глаголют, да не веруеши быти в Боге единству (Лиц), и не дважды глаголют, да не возомниши быти в Нем множеству (существ), но трикраты возглашают и тожде глаголют, да разумееши в песни сей разделение Троицы (Лиц) и единство Божества (кн. «О Духе св.» Амвр. Медиол.). Свят Отец, восхотевый заклатися тельцу упитанному, греха не познавшему; Свят Сын и телец, всегда закалаемый волею и присно живущий; Свят Утешитель Дух Святый, жертву совершающий (Бесед. о блуд. сыне). Слово «святый», по единогласному изъяснению всех учителей Церкви, и в особенности св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

3. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! (И взываху друг ко другу и глаголаху: свят, свят, свят Господь Саваоф: исполнь вся земля славы его). Совершеннейшие умом, чистейшие нравом, ближайшие служители власти, непосредственные слышатели велений и свидетели действий Господа, Серафимы суть постоянные и истиннейшие свидетели и царственной славы Его. Служа промышлению Божию, они знают мир земной и свидетельствуют, что вся земля исполнена царственной славы Божией. Господь, как царь, всюду являет свое могущество, благость и правду; но на земле, за грех подверженной проклятию, для Серафимов тем блистательнее открывается совершеннейшая святость Господа. Как греховность принадлежит человеку в трех отношениях его уму, сердцу и воле; так всесовершеннейшему Первообразу человека Творцу принадлежит тройственная святость: совершеннейшая истинность ведения, беспредельная благость сердца и неизменно-непогрешимая деятельность. Как свят Господь Сам в Себе, так свят Он и в Своем откровении: Он свят в создании мира и человека, свят в промышлении о мире и человечестве, свят в спасении человека. Эта тройственная святость Господа так высокоторжественно теперь открывается достойнейшему из ревнителей святости Божией Исаии. Мысль глубоко понимающих Откровение, святых отцов и учителей церкви, с дерзновением и осторожностью, справедливо проразумевает здесь указание на тайну тайн веры – на троичность Лиц в едином Боге, открывшем Себя миру Творцом, Промыслителем и Спасителем. И не странно при этом признавать, что высочайшие духовные существа, близь самого престола Господня сущие, были не чужды некоторого понятия о триедином Боге и «воспевали песнь Пресвятой Троице» ( Иоанн Златоуст , бл. Иероним). 4. И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями. (И взяся наддверие от гласа, имже вопияху, и дом наполнися дыма). Как войско, ликующее перед своим владыкой-победителем, приветствует его появление единогласным потрясающим восклицанием «осанна!», так силы небесные – Серафимы, восхищенные славою святости своего Господа, воспевают Его величие в победной песни, так восторженно, что от силы их гласа колеблются покровы, распростертые над вратами храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010