Возглашает: С Серафимами и Херувимами единогласно священные песни дерзновенно поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще: свят, свят, свят Господь Саваоф. Лик Свят, свят, свят Господь Саваоф, полны небо и земля Твоей славы! Осанна в вышних, благословен грядущий во имя Господне, осанна в вышних 691 . Диакон Благослови, Владыко. Священник, воздев руки, произносит тайно следующую молитву: Свят, свят, свят 692 Ты, воистину Пресвятейший, и кто может похвалиться, что опишет словом благости Твои, безмерно на нас изливаемые. Ибо Ты нашего праотца, падшего через грех, утешил, покровительствуя различными способами: пророчествами, законоположениями, священством и тельцов сеновным приношением. И когда пришел конец тем дням, Ты раздрал рукописание грехов наших, даровав нам Единородного Твоего Сына, должника и долг, жертву и помазанного, Агнца и хлеб небесный, иерея и приношение; ибо Он и преподает, и преподается, оставаясь вечно неистощимым. Он был истинно человек, а не мыслью, и неслитным соединением воплотился от Богородицы и св. Девы Марии и пожил как человек во всём, кроме греха; Спаситель мира и Виновник нашего спасения, добровольно пришел на Крест 693 и, приняв хлеб в Свои святые, божественные и непорочные руки, благословив и возблагодарив, преломив, дал святым Своим ученикам и апостолам и сказал 694 . Возглас Примите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас и за многих ломимое во очищение и оставление грехов. Лик Аминь. Диакон Благослови, Владыко. Священник тайно Подобным же образом взявши и чашу, благословил ее и, благодарив, отпил и дал избранным святым Своим и сидящим (около Него) ученикам 695 , говоря: Возглас Пейте из нее, это – Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих изливаемая в очищение и оставление грехов. Лик Аминь. Отец небесный! Ты, Который Сына Своего отдал за нас на смерть как должника за долги наши; молимся Тебе, ради излиянной крови Его помилуй сие словесное Твое стадо.   Диакон Благослови, Владыко. Священник тайно И заповедал нам Благодетель, Единородный Сын Твой, совершать это в Его воспоминание и, нисходя во гроб с телом, принятым от естества нашего, затворы ада могущественно сокрушил и показал нам Тебя, единого истинного Бога, Бога живых и мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И после чтения Деяний апостольских священник говорит: Слово Божие весьма возросло в Церкви Святой, и умножились уверовавшие в Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа (см. Деян. 6, 7 ). Ему слава во веки веков. Аминь. Свят, свят, свят Бог Отец всемогущий. Свят, свят, свят Сын Единородный, живое Слово Отца. Свят, свят, свят Дух Святой всемогущий. Диакон Встаньте на молитву. Народ Господи, помилуй 1004 . Священник Мир всем вам. Народ И с духом твоим. Священник Господи Боже наш, Иисусе Христе, сказавший святым ученикам Твоим и чистым Апостолам Твоим: многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали ( Мф. 13, 17 ), и также: блаженны очи ваши, что видят, и уши ваши, что слышат ( Мф. 13, 16 ), сделай и нас достойными слышать и исполнять слова святого Евангелия Твоего, по молитвам святых Твоих. Диакон Молитесь о святом Евангелии. Священник перед чтением Евангелия говорит: Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих. Господом будет хвалиться душа моя ( Пс. 33: 2–3 ). Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Встаньте, слушайте святое Евангелие, проповедь Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Священник Еще помяни, Господи, тех, которые просили наших молитв и молений перед Тобой. Также молим Тебя, Господи, о тех, которые прежде почили, даруй им покой, и немощных исцели; ибо Ты – жизнь и надежда всех нас, воскресение и покров, и Тебе мы будем возносить благодарность до высоты небесной во веки веков. Аминь. Священник, обратившись к народу, скажет: Господь свыше да ниспошлет благословение на всех нас, на­род христианский, и да соделает вход наш в этой святой церкви вместе со святыми Ангелами, которые всегда покорны Ему и прославляют Его во всякое время, во веки веков. Аминь. Священник трижды кадит на Евангелие и потом провозгла­шает его народу, говоря: Святое Евангелие, которое проповедал или возвестил (имя­рек), слово Сына Божия. Народ Слава Тебе всегда, Христе Господи и Боже наш. Радостно пойте Богу, твердыне нашей; восклицайте Богу Иакова; возьмите псалом, дайте тимпан, сладкозвучные гусли с псалтиръю ( Пс. 80: 2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Псалом 69 Боже, на помощь мне обратись, Господи, помочь мне поспеши. Да устыдятся и посрамятся ищущие душу мою, да обратятся вспять и постыдятся желающие мне зла, да возвратятся тотчас со стыдом говорящие мне: «Хорошо же, хорошо же!» Да возрадуются и возвеселятся о Тебе все ищущие Тебя, Боже, и да говорят непрестанно: «Да возвеличится Господь» любящие спасение Твоё. Я же беден и нищ; Боже, помоги мне. Помощник мой и избавитель мой – Ты; Господи, не замедли! Слава, и ныне: Символ веры 1 Верую во единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего и видимого и невидимого. 2 И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, через Которого всё произошло. 3 Ради нас, людей, и нашего ради спасения сошедшего с небес, и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и вочеловечившегося. 4 Распятого же за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного. 5 И воскресшего в третий день, по Писаниям. 6 И восшедшего на небеса, и сидящего справа от Отца. 7 И снова грядущего со славою судить живых и мёртвых, и Царству Его не будет конца. 8 И в Духа Святого, Господа, Животворящего, от Отца исходящего, со Отцом и Сыном равно поклоняемого и славимого, говорившего чрез пророков. 9 Во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь. 10 Признаю одно Крещение для прощения грехов. 11 Ожидаю воскресения мёртвых, 12 и жизни будущего века. Аминь. Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Священник: Ибо Твое есть Царство: Чтец: Аминь. Тропари, глас 2 Несотворенное естество, всего Создатель,/уста наши отверзи, да возвестим хвалу Тебе, взывая:/«Свят, Свят, Свят Ты, Боже,/ по молитвам Богородицы помилуй нас!» Слава: Вышним Силам подражая, мы, земные,/победную песнь приносим Тебе, Благой:/«Свят, Свят, Свят Ты, Боже,/ по молитвам Богородицы помилуй нас!» И ныне: С постели и от сна Ты поднял меня, Господи!/Ум мой просвети и сердце,/и уста мои отверзи,/чтобы воспевать Тебя, Святая Троица:/«Свят, Свят, Свят Ты, Боже,/ по молитвам Богородицы помилуй нас!» 1

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Если бы повелел ангелам, то не сказал бы: « приидите », а повелительно: идите. Обращай же, прошу, внимание на голос Отца, призывающий Сына и Духа. Если бы сказано это было к одному только, то Он сказал бы: прииди, « и сойдя смешаем язык их », слово же: приидите — голос одного к некоторым двум равночестным. Послушай же и блаженного Иова, который ясно указывает на нераздельную Троицу, так как он говорит: « жив Бог, судивший мне так, и Вседержитель, огорчивший душу мою, и дух Божий в ноздрях моих » (Иов. 27:2–3). Назвавши Господа и Вседержителя, и Духа Божия, он возвестил Единосущную Троицу. Заметь и песнь серафимов, взывающих трижды: « свят, свят, свят » (Ис. 6:3). Они не говорят только однажды: свят, и не говорят дважды: свят, свят, и не четырежды, и не говорят: святы, святы, святы, чтобы многоименность не ввела нас в многобожие, но об одном только, но трижды: « свят, свят, свят », так как чрез это они указывают на единое и равное славословие Отца и Сына, и Святого Духа. Послушай и пророка, который снова говорит: « Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня » (2 Цар. 23:2). Прежде показано, что Бог бе Слово. Сказав же о Духе Господнем и Слове и Господе, он возвещает нераздельную Троицу. Смотри и на трех отроков в пещи, к славословию Бога призывающих все твари и создания, солнце, луну, звезды, небеса, ангелов, силы, людей, духов, всю тварь — видимую и невидимую, духовную; и нигде они не исчислили Сына или Духа Святого между тварями. Ты, конечно, скажешь: они не знали о Духе или Сыне, так как были иудеями; но тебя тотчас изобличает само Писание: четвертый был, говорит Писание, как подобие Сына Божия (Дан. 3:92). О Святом же Духе говорит: « возбудил Бог Святым Духом молодого юношу   , но имени Даниила » (Дан. 13:45). А также и во многих других местах в Ветхом Завете был предвозвещен Дух Святый. Итак, они знали, что Отец и Сын, и Святый Дух — одного божества и силы; знали же и призывать то, что служило Богу, к славословию божества. А чтобы ты узнал, что в Троице нет места ничему сотворенному или привводному, это показывал Павел, поставивший впереди Отца, а в другом месте — Святого Духа, потому что он так говорил: « один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им » (1 Кор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

(20) Святого Василия из «Слова к Амфилохию о Святом Духе»: «Как сказали бы серафимы «Свят, Свят, Свят Господь», если бы не научились от Духа, сколько раз благочестиво будет вознести сие славословие?» 22 . Отец избавил нас от долгих разговоров, яснее ясного сказав, сколько раз благочестиво возносить сие славословие. Ибо не благочестиво дважды или четырежды, но трижды и единожды: трижды «Свят» ради троичности ипостасей, единожды же «Господь» ради единственности и единоначалия сущности. Ибо если только Сыну, то почему не единожды «Свят» и единожды «Господь», почему не дважды и не четырежды? Ведь число «три» не посвящено одной из ипостасей, и не более свойственно ей, чем другие числа. (21) Его же, святого Василия, из «Четвертого слова против Евномия», коего начало: «Если Сын по природе Бог»: «Что и в видении, и в прорицании нераздельны Отец, и Сын, и Дух Святой, сказал пророк Исаия: Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и слава Его наполняла весь храм. Вокруг Него стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл. И немного спустя говорит: И сказал мне Господь: скажи этому народу: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего ( Ис. 6:9–10 ) и так далее. Итак, согласно этому высказыванию и последовательности пророческой книги, Владыка всех Отец явился и вещал пророку. Сын грома, однако, чьи речи поразительнее и страшнее грома, чье собственное речение Было Слово ( Ин. 1:1 ), а не «Не было Слова» 23 , говорит, что явился и вещал пророку Сын. Ибо в сочинении своем он пишет: Потому не могли иудеи веровать в Иисуса, что, как еще сказал Исаия, народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумевают сердцем, и не обратятся, чтобы я исцелил их. Сие сказал Исаия, когда видел славу Его ( Ин. 12:39–41 ). Павел же объявил видение и пророчество [исходящим от] Духа, сказав: хорошо Дух Святой сказал отцам нашим через Исаию: слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите. Ибо огрубело сердце людей сих ( Деян. 28:25–27 ). Пророк ведет речь от лица Отца, в Которого верили иудеи, евангелист говорит о Сыне, а Павел – о Духе, вместе именуя явившегося Господом Саваофом. Раздельно у Них слово об ипостасях, но неделимо суждение о едином Боге. Ибо нераздельно разделяется образ [существования] 24 и выражения ипостаси, почему и «Свят, Свят, Свят» троично, из-за троичности ипостасей, «Господь» же единожды, из-за единственности Божества».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Это еще не диво, что Давид, с самого детства пасший стадо скота и не занимавшийся высшими науками, так скромно понимал себя и судил о себе по доброте своего сердца и по внушению Божию. Но сами Серафимы, высшие духи — служители Божии, также поступают пред Богом. Ибо когда Слово Господне огласило небеса и землю об отвержении (Богом) Иудеев, и тогда они (Серафимы; у каждого из них по шести крыльев) двумя крылами закрывали каждый лицо свое, двумя закрывали ноги свои и двумя летали, обнаруживая, тем, что они своим разумом не могут воспарить до той высоты, на которой совершаются чудные и непостижимые дела Божьи, потому что никакой разум твари не постигает Божественных судеб Всемогущего Творца своего. Для них достаточно знать и убежденным быть, что Трисвятой Бог есть свят, и исповедовать друг перед другом неизреченные Его Божественные совершенства, взывая к нему: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф — полны суть небеса и земля беспредельной славы Его (видение Исаии пророка гл. 6). Тройственно Свят Бог: Свят в Себе Самом, Свят в судах Своих, Свят в делах Своих! Если небесные разумные Духи так смиряются и исповедуют непостижимость Тайн Божественных, тем более нам, слабой персти земной, хотя и получившим по дару Божию " дыхание жизни и слово разума, " прилично исповедоваться пред Богом, взывая: " Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих " (Пс.144:17). Блаженный Августин оставил нам большое утешение своим изречением: " может Бог некоторых спасти и без их добрых дел, ибо Он Сам добр; не может Он никого погубить, потому что Сам праведен. " Непостижимость судеб Божиих Часто видим мы во вселенной чудные перевороты и перемены, события неожиданные. Есть у нас достаточно дел, о каждом из которых можем вопросительно сказать: увидим, чем это кончится? Временами случается с нами самими что-нибудь удивляющее нас своей неожиданностью, и мы бесполезно ропщем и говорим: не думал и не гадал я, чтобы это так совершилось. Бедные мы невежды в предугадывании будущих событий! Подобно тому и о происходящих в настоящем времени событиях мы нелегко можем понимать истинные причины этих событий, кроме одной, обязательной во всех событиях и притом причины истинной и несомненной — случилось это, или что другое, потому, что так было Богу угодно устроить или допустить по Его премудрому, неведомому для нас, но всегда праведному и благому Промыслу. «Не суть бо советы Мои как советы ваши, ни пути Мои как похождения ваши, говорит Господь. Как далеко небо от земли, так далек путь Мой от путей ваших и помышления Мои от помышлений ваших» (Исаии 55:8–9).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Исаия также говорит: «Видел я Господа Саваофа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и... вокруг Него стояли Серафимы... и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!» ( Ис. 6, 1–3 ) Если бы было одно Лицо Господа, то серафимы не говорили бы трижды, но говорили бы единожды: «Свят Господь Саваоф». Поскольку серафимы трижды говорят: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф», этим они объявляют Триипостасность Божества. Они говорят: «Господь Саваоф», чтобы объявить Единосущность Божества. Валаам, хотя и был вне церкви, так сказал о Господе нашем Иисусе Христе: «Восходит звезда от Иакова и восстает Человек от Израиля» (Ср.: Чис. 24, 17 ). Свидетельство же врагов бывает наиболее правдивым. Господь Иисус Христос назван звездой из-за Своего Божества: звезда – это огонь, огонь так же уничтожает предметы и греховное естество, как Божество очищает согрешения верующих. Слова Валаама «восстает Человек от Израиля» объявляют, что Христос не только Бог по Своему Естеству, но и Человек по Своей воле, по Своему милосердию и неизреченному человеколюбию. И еще Валаам сказал: «И сокрушит князей Моава и пленит всех» (Ср.: Чис. 24, 17 ). Моав и Аммон были сыновьями Лота, их владениями были Аравия, Идумея и Гевала; собирая другие народы, они постоянно нападали на израильтян. Поэтому Валаам сказал: «И сокрушит князей Моава и пленит всех». Иисус Христос не оружием, не войной, но проповедью апостолов, благочестием и правдой сокрушил всех, как никто другой ни в какое иное время, и это всем известно. Моисей сказал: «Сохраните этот закон, который через меня вам дал Бог», (Ср.: Втор. 4, 5 ) и «когда войдете в землю обетованную, не делайте мерзостей, какие делали народы те. Пророка, как меня, воздвигнет вам Господь Бог ваш. Всякий, кто не послушает того Пророка, исчезнет из рода людского» (Ср.: Втор. 18, 9, 15, 19 ). Он назвал Господа Иисуса Христа Пророком ради Его вочеловечения. Моисей сказал: «как меня», сравнивая себя с Господом Иисусом не по природе, но по действию, ибо никто из пророков от Моисея до Христа не был законодателем. Моисей сравнил Господа Иисуса Христа с собой и назвал Его не только Пророком, но и Законодателем, как он сам, не для того, чтобы показать раба равным Владыке и творение – равным Творцу, но затем, чтобы сопоставить разные эпохи и прообразовательно возвестить истину. Моисей родился в Египте, и Господь родился в Вифлееме. Моисей – израильтянин, Господь также родился по плоти от Давида. Тогда, при рождении Моисея, фараон убивал детей, ныне, после Рождества Господа Иисуса Христа, Ирод убивает младенцев. Благодаря матери спасается от смерти Моисей, и Господь с Матерью скрывается от Ирода. Моисей в корзине был брошен в реку, и Господь также был на берегах этой реки в Египте. Моисей был вскормлен женщиной-иноплеменницей, и Господь был воспитан в египетском городе.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

б) Пророк Исаия, удостоившись зреть Господа во всей славе Его, свидетельствует, что серафимы, стоявшие окрест престола Его, взывали друг ко другу: «свят, свят, свят Господь Саваоф» ( Ис.6:3 ). Охотно соглашаемся, что это серафимское словословие, будучи рассматриваемо совершенно отдельно, не может быть еще строго признаваемо за указание на Пресвятую Троицу. Но если рассматривать его, как и следует, в связи с другими ветхозаветными местами, со всей ясностью предполагающими множественность Лиц в Боге ( Быт.1:26; 3:22 ); еще более, если рассматривать его в связи с местами Нового Завета, где прямо говорится, что Исаия, когда сподобился видеть и слышать Господа Саваофа, видел вместе и Сына Его ( Ин.12:40–41 ), слышал и Святого Духа ( Деян.28:25–27 ); наконец, если припомнить, что сами древние иудеи, конечно, не без достаточного основания прилагали троекратное повторение серафимами слова: свят – к трем Лицам Божества, в таком случае не останется никакого сомнения касательно истинного смысла этого серафимского славословия. Потому-то свв. отцы и учители Церкви единогласно утверждают, что здесь выражается как троичность Лиц в Боге чрез троекратное: «свят, свят, свят», так и единство существа – словами: «Господь Саваоф». 3 . Наконец, третьи места Ветхого Завета говорят порознь о Личности и Божестве каждого из Лиц Пресвятой Троицы, упоминая притом самые имена их, например: а) о Личности и Божестве Отца и Сына: «Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя» ( Пс.2:7 ), или: «сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня» ( Пс.109:1 ), «из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое» (3); б) о Личности и Божестве Святого Духа, как и двух первых Лиц: «и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его» ( Ис.48:16 ); «и почиет на нем» (т. е. Мессии, который есть Сын) «Дух Господень», (Дух Всевышнего), «дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится» ( Ис.11:2–3 ); или: «Дух Господа Бога на Мне», говорит Сам Мессия, «ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы» ( Ис.61:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

б) Сам Бог, заповедуя иудейским священникам благослов­лять сынов Израилевых, повелел произносить при этом следующие слова: да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир! ( Числ. 6:24–26 ). Три раза произносится здесь имя Всевышнего, исключительно принадлежащее одному Богу, и каждый раз с желанием от Него особых благ благословляемому – не явное ли здесь соответствие словам другого благословения, выраженного в Новом Завете святым Апостолом и выражающего ту же мысль, только гораздо яснее: Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами ( 2Кор. 13:13 ). 432 в) Псалмопевец говорит в одном месте: Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их ( Пс. 32:6 ). И здесь, по мнению святых Отцов, намек на троичность Лиц в Боге: потому что упоминаются в Нем три, участвовавшие в деле творения: Господь, Слово Его и Дух; а в других местах Писание, действительно, приписывает дело творения не только Богу Отцу, но и Слову Его или Сыну и Святому Духу, и представляет Их в этом случае, как Божеские Лица ( Иоан. 1:1–3 ; Быт. 1:2 ; Иов. 33:4 ). 433 г) Пророк Исаия, удостоившись зреть Господа во всей славе Его, свидетельствует, что серафимы, стоявшие окрест престола Его, взывали друг ко другу: свят, свят, свят Господь Саваоф ( Ис. 6:3 ). Охотно соглашаемся, что это серафимское словословие, будучи рассматриваемо совершенно отдельно, не может быть еще строго признаваемо за указание на Пресвятую Троицу. 434 Но если рассматривать его, как и следует, в связи с другими ветхо­заветными местами, со всей ясностью предполагающими множе­ственность Лиц в Боге ( Быт. 1:26; 3:22 ); еще более, если рассматривать его в связи с местами Нового Завета, где прямо говорится, что Исаия, когда сподобился видеть и слышать Господа Саваофа, видел вместе и Сына Его ( Иоан. 12:40–41 ), слышал и Святого Духа ( Деян. 28:25–27 ); наконец, если припомнить, что сами древние иудеи, конечно, не без достаточного основания при­лагали троекратное повторение серафимами слова: свят – к трем Лицам Божества, 435 в таком случае не останется никакого сомнения касательно истинного смысла этого серафимского славословия. Потому-то святые Отцы и учители Церкви единогласно утверждают, что здесь выражается как троичность Лиц в Боге чрез троекратное: свят, свят, свят, так и единство суще­ства – словами: Господь Саваоф. 436

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа ( Мф. 28:19 ). Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Здесь ясно поименованы все три Лица Пресвятой Троицы и указано на их единство, потому что сказано во имя, а не: во имена. Ап. Иоанн Богослов пишет: Трие суть свидетельствующии на небеси, Отец, Слово и Святый Дух; и сии три едино суть ( 1Ин.5:7 ). Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух, и сии три суть едино (одно Божеское существо). Пресвятая Троица открылась миру при крещении Иисуса Христа: Бог Отец свидетельствовал с неба о Спасителе мира: Сей есть Сын Мой возлюбленный ( Мф.3:17 ), Сын Божий крестился от Иоанна во Иордане, а Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. В Ветхом Завете тоже говорится о Святой Троице, только не так ясно, как в Новом; например, пророк Исаия слышал славословие окружавших престол Божий серафимов: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф: исполнь вся земля славы Его! ( Ис.6:3 ). Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (то есть Господь сил или воинств)! Вся земля полна славы Его! Здесь троекратное повторение слова свят указывает на тайну троичности Лиц в Боге. Пророк Давид говорит: Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их ( Пс.32:6 ). Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его – все воинство (то есть все светила) их 48 . Как един Бог – в трех Лицах, мы не постигаем этой внутренней тайны Божества, но веруем ей, по верному свидетельству слова Божьего: Божия никтоже весть, точию Дух Божий ( 1Кор.2:11 ). Божьего (то есть того, что сокрыто в Боге, внутренней жизни Божества) никто не знает, кроме Духа Божия. Лица Святой Троицы различаются между собою тем, что Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица; Сын Божий предвечно рождается От Отца; Дух Святой предвечно исходит от Отца. Все Лица (Ипостаси) Пресвятой Троицы совершенно равного Божеского достоинства. Как Отец есть истинный Бог , так равно и Сын есть истинный Бог, и Дух Святой есть истинный Бог, но притом так, что в трех Лицах (Ипостасях) не три Бога, а единый, в трех Лицах (Триипостасный), Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010