Это мечта и не просто несбыточная и нелепая, но беззаконная и пагубная. Люди, более попустившие себя в рабство страстям и порокам, – чаще других являются ревнителями внешней свободы, сколь возможно расширенной пред законом и властью. (Но такой человек) внешней свободой воспользуется только для того, чтобы глубже погружаться во внутреннее рабство. Истинная свобода есть способность человека, не порабощенного греху, не тяготимого осуждающей совестью, избирать лучшее при свете истины Божией и приводить оное в действие при помощи благодатной силы Божией. Вот свобода, которой не стесняет ни небо, ни земля. Потому и стремится к исполнению воли Божией, и без принуждения чтит законную человеческую власть и ее повеления, не противные Богу, поскольку видит ту истину, что нет власти не от Бога» ( Рим.13:1 ) (Свт. Филарет Московский . Проповедь от 25 июня 1851 г.). «Прикрытие зла, – это если форма благочестия имеется внешне, однако оказывается, что изнутри она сопротивляется могуществу Церкви и правителей» (св. Иларий Арльский). 17). Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите. «Кто был царь, который прежде других встретился с проповедью святого Петра? Ирод. Какие же услуги оказал Ирод христианству? Поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом… вслед за тем взял и Петра и задержав его, посадил в темницу ( Деян.12:1–4 ). Ангел чудесно избавил Петра от темницы и от царя, и после того Петр проповедует: царя чтите. Чем также наградила Петра за подвиги Апостольские держава Римская? Крестом распятия. Петр ожидал сего и почтение к царю проповедовал подданным царя, от которого готовился пострадать. На чем же основывалась сия проповедь ? Конечно, не на взаимности, выгоде. Без сомнения, на истине Божественной, а не человеческой… Если вы боитесь Бога, то не можете не уважать того, что постановил Бог» (свт. Филарет Московский . Проповедь от 30 августа 1832 г.). 18–20). Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

17–18). Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе. «Не, потому что есть какое-либо пророчество о сошедшем с неба гласе Отца, но, потому что из этого гласа Отца с неба, засвидетельствовавшего сыновство Иисуса Христа, мы убедились, что все открытое чрез пророков непререкаемо относится к Тому, о ком свидетельствует Отец. А свидетельство Отца о сыновстве Господа нашего Иисуса Христа мы знаем троекратно: одно, – при Крещении (см. Мф.3:17 ), другое, – пред страданиями, когда сказано: и прославил, и еще прославлю ( Ин.12:28 ), и третье, – на горе Фавор» (см. Мф.17:5 ) (блж. Феофилакт). 19). И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших «Внимая, говорит апостол, предсказаниям пророков, вы не обманетесь в своей надежде» (блж. Феофилакт). «Светильник, сияющий в темном месте есть Откровение Божие, – или совокупность учения, содержимого и предлагаемого Святой Церковью . К нему стремитесь, его усвоить поревнуйте, – и будете истинно просвещенными» (свт. Феофан Затворник . О Православии с предостережениями, 7). «Свет Христов для нас есть то светильник в темноте, то восход солнца, то полный свет дневной. Это неминуемые признаки при восхождении в свет Христов и кто не испытал их на пути своем, тот еще не увидел света Христова… (Когда) заметит кто из окруженных мраком свет, пойдет по указанию его и придет сначала к такому свету, который можно сравнить с восходом солнца, а потом к такому, который уподобляется полному дневному свету» (свт. Феофан Затворник . Созерцание и Размышление). «Пока не воссияет дневной свет, – какой дневной свет? Конечно же воссиявший на Фаворе! И взойдет утренняя звезда, – какая утренняя звезда? Конечно же осиявшая там Петра с Иаковом и Иоанном. Где взойдет? В сердцах наших. Не ясно ли, что этот (нетварный божественный) свет светит теперь в сердцах верных и совершенных?» (свт. Григорий Палама . Триады, 2:3–18).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

«Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего» (Иез. 28:13). Библейские комментарии Отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Евангелие от Матфея 14-28. Тверь, 2007. С. 226. См. Библейские комментарии Отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Евангелие от Матфея 14-28. Тверь, 2007. С. 226. По словам Оригена, Грапта (Γραπτ), упоминаемая в книге Ерма и опекающая сирот и вдовиц, – голая буква (τ ψιλν γρμμα), наставляющая тех людей, которые являются еще детьми по душе и не могут признать Бога своим Отцом, «а потому называются сиротами и вдовами, так как не сделались еще достойными жениха» ( Origenes . De principiis 4.2.4:28. TLG 2042/2). Таким образом, буква может и наставлять тех, кто еще не возрос до духовного понимания сказанного в Писании. По словам Оригена, этот уровень смысла «может быть полезным, об этом свидетельствуют множество людей, уверовавших истинно и просто» (Ориген. О началах. Против Цельса. СПБ., 2008. С. 354). В слове «Об оставлении грехов» свт. Иоанн Златоуст пишет: «Если не погрузим свой ум в букву (τ γρμμα), не обнаружим сокрытого в нем сокровища Духа» ( Joannes Chrysostomus . De remissione peccatorum 60.762:22-24. TLG 2062/283). Также, по его словам, «в божественном Писании, даже в кратком речении (ν βραχε λξει) можно найти великую силу и несказанное богатство мыслей» ( Joannes Chrysostomus . In Genesim (homiliae 1–67) 53.32:38. TLG 2062/112). Свт. Григорий Нисский в «Словах на блаженства Господни», разъясняя, что такое нищета духовная, обращается к слушателям: «Вот, братия, то сокровище, которое показывает нам буква» (Οτος κενς στιν θησαυρς, δελφο, ν καταμηνει τ γρμμα) ( Gregorius Nyssenus. Orationes VIII de beatitudinibus 44.1196:34. TLG 2017/53). Толкуя слова Петра, обращенные ко Христу, «сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня?» (Мф. 18:21), свт. Иоанн Златоуст пишет: «Здесь есть таинство, возлюбленные, сокрытое в букве (ν τ γρμματι)» ( Joannes Chrysostomus . De remissione peccatorum 60.763:10, 11. TLG 2062/283).   

http://bogoslov.ru/article/1078423

Мф.16:21 .  С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. (Ср. Мк.8:31 ; Лк.9:22 ). Галилейское служение Христа простому народу теперь окончилось. Слово «старейшины» или «пресвитеры» первоначально прилагалось к таким старым людям, которые могли быть в совете пригодными представителями остального народонаселения, но задолго до времени Христа это название перестало означать возраст и сделалось названием должности. Оно означало лиц, которые считались пригодными по своему высокому или влиятельному положению в обществе войти в состав сената. Старейшины Синедриона были, без сомнения, главными лицами в государстве. Они были как бы шейхами народа. Слово «шейх» значит «старик». Мф.16:22 .  И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Марк ( Мк.8:32 ) только один прибавляет слова «и говорил о сем открыто». Слов, которые произнес Петр, Марк не помещает, и они встречаются только у Матфея. Возражение Петра основывалось на том, что его исповедание было совершенно противоположно настоящей речи Христа о Его страданиях. Мф.16:23 .  Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое. (Ср. Мк.8:33 ). Возражение Петра свидетельствует о том, что ни он, ни другие ученики не понимали достаточно речь Христа о Его истинном мессианском величии. «Петр, заключая о деле по человеческому и плотскому рассуждению, думал, что страдание Христа позорно и Ему несвойственно» (свт. Иоанн Златоуст ). Согласно Златоусту, Христос, отвечая Петру, сказал, что препятствовать Ему и сокрушаться о Его страдании не только вредно и пагубно для Петра, но что он и сам не может спастись, если не будет всегда готов умереть. Некоторые толкователи думали, что не Петр был теперь порицаем, а злой дух, который внушил апостолу такие речи. Здесь употреблено такое же выражение, какое Спаситель употребил в Мф.4:10 , и, без сомнения, Он высказал его относительно того же самого искусителя. Он взглянул на мгновение через Петра и увидел за ним прежнего Своего врага, искусно воспользовавшегося предрассудками, вспыльчивостью и честностью простодушного апостола. В действительности же это было прежнее искушение, которое теперь было сделано через Петра, – избежать страданий, гонения, злобной ненависти, презрения и смерти и вместо этого воздвигнуть земное владычество с полной властью над земными престолами.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Настройки Цвет фона: Размер шрифта: A A A Проекты «Правмира» Православная электронная библиотека Каждый день - новая книга для скачивания бесплатно! По книге: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ю я По автору: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ю я Рубрикатор Новости 05.04 В Орске прорвало дамбу, идет эвакуация жителей 05.04 «Преступление на Казани» и 30 любовниц Пушкина. Смешные ошибки в сочинениях на ЕГЭ 05.04 «Просто невнимательный»: откуда берутся обидные ошибки. Нейрофизиолог Вера Толченникова 05.04 «Не будешь есть первое — язву заработаешь». 5 мифов о супах Все новости Статистика 3745 Всего книг 85599486 Всего чтений Библиотека на мобильном AppStore (IOS: Iphone, Ipad) ( QR-koд в отдельном окне ) Play Google (Android) ( QR-koд в отдельном окне ) Богословие » Патрология и Патристика Подвижники благочестия » Наставления Святых Отцов святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский Скромность говорящего приносит большую пользу слушающему. – Свойство речи Петра. – Бог и злодеяния направляет к благу. Том 9,книга 1, беседа 9 " Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит? " . Читать онлайн Скачать: EPUB FB2 MOBIPOCKET HTML Код вставки на сайт Закрыть Код вставки на сайт: Православная электронная библиотека (fb2, epub, mobi) Скромность говорящего приносит большую пользу слушающему. – Свойство речи Петра. – Бог и злодеяния направляет к благу. Том 9,книга 1, беседа 9 святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский " Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит? " . © Онлайн библиотека сайта Православие и мир , 2011–2024 Безопасное чтение О библиотеке Контакты Код для сайта В Православной электронной библиотеке использованы материалы " Издательства сестричества им. свт. Игнатия Ставропольского " ; онлайн-библиотек pagez.ru , lib.eparhia-saratov.ru , wco.ru , sedmitza.ru , pravbeseda.ru , orthlib.ru и других открытых ресурсов. Поделиться ссылкой на выделенное Прямая ссылка: Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку» Создание сайта: Hamburg Church Studio и itmedia.by

http://lib.pravmir.ru/library/book/1665

3). И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов и погибель их не дремлет. " Словом из любостяжания показывает, что они приобретают постыдным образом. Ибо любостяжание означает иногда несправедливость, а иногда вообще гнусность приобретения. Чтобы показать, что они совершенно чужды божественного учения говорит, что они употребляют льстивые слова. Но, говорит, они получат должное за свое нечестие, а именно, смерть. Слово давно готов означает предвидение Божие. Ибо Бог по предвидению, как добрым приготовил блага, так и злым свойственное им место» (блж. Феофилакт). «И погибель их не дремлет, – ибо не дремлет Господь, Который… погибших сохраняет для погибели» (св. Иларий Арльский). 4). Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания; «Три способа, которыми согрешили ангелы: гордыня, зависть и жадность. В этом месте показано, что грех есть, хотя бы он совершался не по плоти» (св. Иларий Арльский). «Когда пришел с небес Христос, то самых главных из демонов Он заключил в бездну. Ибо Он одних связал, а других изгнал (из людей)» (свт. Кирилл Александрийский . Фрагменты). «Следовательно, ангелы-отступники еще ожидают осуждения на последнем суде, хотя они уже претерпели наказание в преисподней, то есть в самой глубокой и темной небесной сфере, как в некой тюрьме» (св. Беда). 5). И если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых; «Стало известно Ноево дело во всей вселенной и слова его передавались всюду, что такой-то человек строит необычайной величины корабль и говорит о потопе, который покроет всю землю. Многие издалека приходили посмотреть на этот делающийся корабль и послушать проповедь Ноеву. Человек же Божий, побуждая их к покаянию, проповедовал им о приближающейся потопной мести грешникам. Поэтому-то он и был назван у святого апостола Петра проповедником правды» (свт. Димитрий Ростовский . Келейный летописец).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

   См.: Вильям Джемс. Многообразие религиозного опыта. М., 1910.     Скабалланович. Указ. соч. — Прим. автора. — Здесь цитируется Беседа 24 свт. Григория Паламы; в другом рус. переводе см.: свт. Григорий Палама. Беседы. М., 1994. Т. I. С. 242. Иерусалимская Церковь во времена апостолов...     Еврейство и христианство    Каковы были ближайшие следствия Пятидесятницы?    Быстро росла числом вновь созданная Церковь. Скоро вслед за тремя тысячами, которые обратились в день Пятидесятницы (Деян. 2:41), обратились, после исцеления хромого, еще пять тысяч (Деян. 4:4). Но помимо этого, «Господь ежедневно прилагал спасаемых к Церкви». Ибо поистине «великая благодать была на всех» верующих (Деян. 2:47; 4, 33). Она настолько очевидно и обильно себя проявила, что, когда синедрион стал запрещать учить о Воскресшем Господе Иисусе, Апостолы не усомнились сказать: «Свидетели Ему в сем мы и Дух Святой, Которого Бог дал повинующимся Ему» (Деян. 5:32). Дух Святой, пребывая в верующих и среди верующих, являл Себя в поразительных знамениях и чудесах и в не менее поразительном перерождении всего существа и жизни обращавшихся к Церкви (Деян. 2:41, 47; 4, 32—35).    Знамения и чудеса были поразительны: хромой от рождения, доживший до сорока лет с лишним, по слову Апостола Петра и поднятии его рукою, вскочил и начал ходить и скакать, хваля Бога, и это на глазах народа, много лет знавшего его беспомощность (хромого всегда носили посторонние) (Деян. 3:2—10). Сам синедрион, враждебный христианам, признавал это: «Что нам делать с этими людьми? Ибо всем живущим в Иерусалиме известно, что ими сделано явное чудо, и мы не можем отвергнуть сего» (Деян. 4:16).    А вслед за этим первым чудом, привлекшим к Церкви пять тысяч вновь уверовавших, «руками же Апостолов совершались... многие (иные) знамения и чудеса» (Деян. 5:12). Так что уже из окрестных городов стали сходиться в Иерусалим, «неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все» (Деян. 5:16). Апостолы «всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе» и Его Воскресении (Деян. 5:42).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Иисус Христос и 12 апостолов. Рельеф саркофага. VI–VII вв. (ц. Сен-Гийом-ле-Дезер. Франция) Иисус Христос и 12 апостолов. Рельеф саркофага. VI–VII вв. (ц. Сен-Гийом-ле-Дезер. Франция) В НЗ слово πστολος в ряде случаев все еще сохраняет общее значение - «посланный кем-либо с определенной целью» (напр., Ин 13. 16: «Раб не больше Господина своего, и посланник (πστολος) не больше пославшего его», ср.: Мф 10. 40). А. могут называться уполномоченные христ. общин (напр., Тит и др. христиане в 2 Кор 8. 23 названы «посланниками церквей» (πστολοι κκλησιν)), сопровождающие в Иерусалим пожертвования, собранные общинами Греции. В этом же смысле ап. Павел называет апостолом Епафродита как апостола филиппийцев (Флп 2. 25; μν δ πστολος). Однако основным становится новое значение, к-рое выражено в словах ап. Петра перед избранием ап. Матфия : «Один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его» (Деян 1. 21-22). А. в НЗ в большинстве случаев называются 12 наиболее близких учеников Господа и ап. Павел . В отдельных случаях это наименование прилагается и к др. лицам: к Варнаве наряду с Павлом (Деян 14. 4, 14), к Андронику и Иунии (Рим 16. 7). Ап. Павел говорит об «Иакове и всех апостолах», явно отличая их от Двенадцати (1 Кор 15. 5, 7). Вплоть до кон. II в. по Р. Х. странствующие проповедники Евангелия все еще назывались А. О них говорится в 11-й гл. «Учения двенадцати апостолов» - «Дидахе» . Служение в Церкви по распространению евангельской веры среди непросвещенных народов подобно тому, как это делали А. Христа, и сегодня называется равноапостольным . Так, Церковь почитает равноапостольными Марию Магдалину , имп. Константина I Великого , Нину , просветительницу Грузии, вел. кн. Владимира , свт. Николая (Касаткина) , архиеп. Японского. Встречается и иная форма этого именования, напр. свт. Стефан Пермский - «апостол зырян». Служение А.

http://pravenc.ru/text/Апостолы.html

не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что вся добра зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом хуля клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен из священнаго чина, и отвержен от церкве. Такожде и мирянин». Сщмч. Игнатий Богоносец говорит, что христ. Б. совершается «во славу Божию» ( Ign. Ep. ad. Polyc. 5). «Священ брак,- пишет Климент Александрийский ,- и, по заповедям Божественного Слова, совершен, если послушна брачная чета воле Божией» ( Clem. Alex. Strom. IV 20). «...Девство я считаю гораздо досточтимее брака; и однако через это я не поставляю брака в числе худых дел, но даже очень хвалю его»,- замечает свт. Иоанн Златоуст ( Ioan. Chrysost. De virgin. 9). Религиозно-нравственное начало составляет основу христ. Б., ему подчиняются др. его элементы: природный, социальный, юридический. Нравственное содержание Б. заключается, по учению ап. Петра , в самопожертвовании: «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом... Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» (1 Петр 3. 1-4, 7). Главная цель Б. не может находиться вне самого Б., поскольку высшей целью бытия человека является достижение единства с Богом, богоподобия. В Б. супруги возвышаются Богом на уровень вышеличного, надындивидуального бытия. «В браке души соединяются с Богом неизреченным неким союзом»,- говорит свт. Иоанн Златоуст ( Ioan. Chrysost. In Eph. 5. 22-24). Союз творится любовью: любовь Божия соединяет стороны в Б., брачующиеся соединяются любовью в Боге и через Бога.

http://pravenc.ru/text/Брак.html

Об этом Он молился ПЕРВЫЙ РАЗ, когда «пал на лице Свое», - так, как на картине. «Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия…» (Мф. 26:36-39). В молении Иисуса «в другой раз» и «в третий раз» уже не страх и отчаяние, а покорность воле Отца, но картина Перова не об этом. Почитайте у прп. Иоанна Дамаскина, блаженного Феофилакта и других экзегетов о Гефсиманском молении – станет понятным и смысл картины, и то, что молитва вполне сочетаема с отчаянием. Простите, если не смогла донести свою мысль – нахожусь под впечатлением от Айвазовского. ) Не знала, что у него, мариниста, есть такие шедевры, как " Сотворение мира " , " Хождение по водам " ... Плодотворной Вам работы с «дорогими и любимыми пастырями»! Очень субъективное интервью, с поверхностно-приглаженной точкой зрения, такие ответы годятся для старшей группы детей воскресной школы, автор на удивление даже не цитирует святых отцов, например того же свт.Игнатия (Брянчанинова) о искусстве. Но мнение святителя намного интереснее, обширнее, глубже, рассчитано на образованных слушателей. В своих письмах, обращенных к современным ему знаменитым художникам, свт. Игнатий исследует духовную сущность изобразительного искусства, не с точки зрения - если в картине есть иконочки, церковка на дальнем плане, то уже хорошо. Сейчас очень много низкопробного малопрофессионального, непрофессионального " православного " искусства с " сусальными " изображениями святых, ангелочками, радугами с солнышком, криво-косо нарисованные фигуры дикими розово-желтыми и пронзительными голубыми красками, от вида которого становится дурно любому человеку. ТАКОЕ " искусство " отталкивает от Церкви любого малоцерковного человека именно своей ложью, недуховностью, слезливо-напомаженной прелестью, отсутствием правды в таком изображении, псевдоправославным духом.

http://pravoslavie.ru/95848.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010