В сердце вспыхнула радость: «Разрешает еще прийти...!» После исповеди у Владыки у меня было очень хорошее настроение. Мне было настолько радостно, что все казалось прекрасным, окружающие перестали казаться вредными, для всех хотелось сделать что-нибудь хорошее. «Ах, как хорошо жить, как радостно жить...», – только и было у меня в мыслях. Мне надо было ехать во Фрунзе. Получила благословение Владыки. Сажусь в поезд, но мое место оказалось занятым. Я добилась, чтобы мне его освободили, – ведь это место принадлежит мне по праву..., но радость оставила меня. Померк свет, который я ощущала в своем сердце. Я не уступила места, я не сделала добро человеку. Вот и померкла радость. Когда я вернулась из Фрунзе, сразу пошла к Владыке посоветоваться о своей болезни. Мне поставили диагноз – рак второй грудной железы. Владыка дал мне освященное масло и мыло, которым обмывали святой Престол перед освящением. – Обратитесь к о. Исаакию, пусть он отслужит молебен. А сами приложитесь к мощам целителя Пантелеимона, 48 мойте этим мылом грудь и мажьте маслом больное место. Будем молиться и надеяться на милость Божию. Через несколько дней я заметила, что боль в груди исчезла, исчезла также и опухоль. Кроме того, у меня прекратились обмороки, появился аппетит, и я очень быстро поправилась. Я показалась своим коллегам-врачам, которые устанавливали диагноз. Они были поражены, – ведь мою болезнь подтвердили все проведенные ими обследования. Врачам пришлось признать, что произошло чудо. Вот так, по молитвам дорогого Владыки, я получила исцеление. Замужем я была уже 10 лет, но у нас не было детей. По этой причине и я, и муж очень скорбели. Но после исцеления я забеременела. Как-то прихожу к Владыке, еще ничего не было видно, а он мне говорит: – Кто бы у вас ни родился, я буду крестным. В 1949 году родилась у меня дочь. О. Исаакий ее крестил, а владыка Николай был ее восприемником. Назвали мы ее Верой, так как она была нам дана по вере. Когда Вере было 40 дней, у меня началась грудница. От нестерпимой боли я не спала несколько ночей. Пошла к Владыке. |
Кое-что известно еще об одном участнике расстрела – «военном», по имени Николай. Чуть ли не на следующий день после злодеяния он зашел в уборную на базаре. Доска под ним проломилась, и он с головой ушел в нечистоты. Его вытащили, обмыли водой из шланга. После «того случая он сильно болел, а позже умер от чахотки. Инокиня Феодора приходила к нему в больницу и допытывалась, куда они дели владыку. – Не могу выдать дружков, – повторял он. Роща Баума находилась в то далекое время в восьми верстах от города. Она была посажена по инициативе лесничего Э. О. Баума в 1892 году на участке, принадлежавшем казачьей станице. Несмотря на проложенные аллеи, в роще были настоящие дебри, трудно проходимые из-за орешника, дикой малины и ежевики. Она занимала 140 гектаров – на этой площади и поныне растут карагач, вяз гладкий, клен, липа, тополь, дуб, береза, ясень Роща теперь сильно изменилась, дебрей почти не осталось, она просматривается как огромная храмина с колоннами и... засыхает. Гиганты-дубы едва покрыты листвой, хотя аллеи, напоминающие коридоры в головокружительно высоком здании, все еще прекрасны. Ранней весной в роще расцветает множество фиалок. Место, где совершилась расправа, помог отыскать Захар Иванович Самойленко, водитель покойного митрополита Казахстанского и Алма-атинского Иосифа (Чернова; † 1975). Он решился на это только через два года после нашего знакомства, хотя с самого начала говорил, что возил владыку Иосифа в рощу к дереву, рядом с которым и был расстрелян епископ Пимен. Это место показала владыке Иосифу крещеная калмычка Екатерина Петровна, служившая горничной в Архиерейском доме. Когда постаревший и ослабевший 3. И. Самойленко решил, что он уже стар и теперь ему бояться нечего, он рассказал более подробно о расположении дерева, на которое сам для ориентира прибил башмак. – Может быть, башмак потому и сохранился, что, прибивая, я встал на капот ЗИЛа. В конце концов, к месту трагедии привел племянник Захара Ивановича – Алексей Ефремович Кушнерик. Свой рассказ Кушнерик поведал за рулем автомобиля по дороге в рощу Баума. До и после войны его отец служил в роще объездчиком. Там были и огороды. Однажды поздним вечером, году в 1949-м дед Евсей, стороживший огороды, рассказал ему о том, что тут поблизости расстреляли архиерея. Встал и повел к тому месту. Поляна называлась Сиреневый круг и была многим известна, так как являлась, пожалуй, единственной в густой и труднопроходимой роще. Эту поляну засадил по кругу кустами сирени еще устроитель рощи губернаторский лесничий Э. Баум. Он любил отдыхать на ней, приезжал сюда с родными и друзьями. Алексей Ефремович услышал тогда, что расстреляли архиерея здесь, а отнесли в другое место, потому что тело нашли к югу от поляны, под тем самым вязом, который и стал для православных местом тайного паломничества. |
Именовалась: Финляндская и Выборгская. Викарная кафедра: Сердобольская. 07.09.1892 24.10.1892 24.10.1892 25.12.1898 Антоний Вадковский 16.01.1899 08.04.1905 04.1905 10.1905 06.10.1905 10.08.1917 11.08.1917 17.01.1918 17.01.1918 24.05(06.06)1923 29.10(11.11)1954 Фрунзенская Основана ок. 1926 г. (местопребывание – в г. Фрунзе, до 1926 г. – Пишпек, с 1991 г. – Бишкек). Семиреченское (Алма-Атинское) викариатство. Упразднена в 1929 г. 10.1926 04(17)10.1929 Фрунзенская, обн. Основана в 1926 г. Семиреченское (Джетысуйское) викариатство. Упразднена в 1931 г. Именовалась: Пишпекская с 1926 г. – Фрунзенская. 14(27)04.1926 02.1930 09.1930 Хабаровская Основана в 1925 г. (?) Упразднена в 1933 г. Возобновлена 12(25)01.1945. В 1949–1988 гг. управлялась Иркутскими архиереями. Именовалась: Хабаровская и Владивостокская; с 09(22)11.1990 – Хабаровская и Благовещенская; с 15(28)12.1993 – Хабаровская и Приамурская. Викарная кафедра: Алданская. 1925 03.1926 08(21)03.1926 12(25)04.1928 28.05(10.06)1931) 29.07(11.08)1933 09(22)11.1933 17(30)01.1946 27.06(10.07)1947 27.06(10.07)1947 16(29)08.1948 29.07(11.08)1949 Гавриил Огородников 27.05(09.06)1949 08(21)02.1958 08(21)02.1958 11(24)11.1980 14(27)11.1980 в/у Мефодий Немцов 03(16)07.1982 04(17)12.1984 04(17)12.1984 14(27)05.1988 в/у Хризостом Мартишкин 14(27)05.1988 10(23)07.1988 10(23)07.1988 09(22)11.1990 Гавриил II Стеблюченко 09(22)11.1990 13(26)12.1991 в/у Вадим Лазебный 13(26)12.1991 13(26)01.1992 13(26)01.1992 05(18)07.1995 Иннокентий Васильев 05(18)07.1995 21.08(03.09)1995 21.08(03.09)1995 Хабаровская, обн. Основана в 1923 г. Упразднена в 1931 г. (?) Именовалась: Хабаровская и Приамурская. Викарные кафедры: Свободненская, Иманская, Спасская. 15(28)05.1923 28.04(11.05)1926 12.1929 12.1930 02(15)04.1931 Николай II Минин, паки Хайларская Основана Синодом РПЦЗ в 1934 г. Местопребывание – в г. Хайлар (Маньчжурия, Китай). Воссоединена с Московским Патриархатом 13(26)10.1945. Упразднена 14(27)12.1945. (1934 13(26)10.1945 Димитрий Вознесенский) |
1980 год. г. Елец. Архимандрит Исаакий (Виноградов) Королева В. Святитель Николай митрополит Алма-Атинский и Казахстанский. М.: Паломник, 2000. С. 133-146. 25 февраля 2013 г. Рейтинг: 10 Голосов: 394 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Архимандрит Исаакий (Иван Васильевич Виноградов) служил с владыкой Николаем в период с 1947 по 1955 гг. Родился в 1895 году в Санкт-Петербурге. В 1913 году закончил реальное училище в Санкт-Петербурге, после чего поступил учиться в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Во время Германской войны с Россией в 1916 году, будучи на третьем курсе Академии, он был призван в Царскую Армию и поступил во Владимирское военное училище в г. Санкт-Петербурге, которое окончил в октябре 1916 года, и в чине прапорщика направлен на Румынский фронт, где служил в 460 пехотном полку на должностях командира полуроты, затем командира роты. В феврале 1918 года зачислен рядовым в отряд полковника Дроздовского, который в мае 1918 года вошел в состав армии генерала Деникина. В марте 1920 года произведен в капитаны и в январе 1921 года назначен помощником адъютанта Дроздовского полка. В ноябре 1920 года, после поражения армии Врангеля, Иван Васильевич Виноградов эмигрировал в Турцию, г. Галиполи, где вступил в «Галиполийское землячество». В сентябре 1921 года переехал в Болгарию, в г. Севлиево. В 1926 году выехал во Францию, где в Париже поступил в Православный Богословский институт Преподобного Сергия, который окончил в 1928 году. В 1927 году в Париже принял монашеский постриг и сан иеродиакона. В 1928 году рукоположен во иеромонаха. В этом же году был направлен для прохождения приходского служения в Прагу. В 1945 году, когда Советские войска вошли в Прагу, 26 мая архимандрит Исаакий был арестован отделом контрразведки «Смерш» 4 Гвардейского Кав. корпуса по подозрению в совершении преступлений, предусмотренных ст. ст. 58-2, 58-4 и 58-10 ч. 2 УК РСФСР. Обвинялся в том, что, проходя службу в армии Деникина и Врангеля, принимал непосредственное участие в боях с Красной Армией, состоял членом «Галиполийского землячества», а затем «РОВС». «За заслуги перед русской эмиграцией был назначен главным священником «РОВС», читал лекции на «Высших военных курсах». На протяжении 24 лет систематически проводил среди эмигрантов и народов Европы активную контрреволюционную деятельность, направленную на свержение Советской власти». |
На третий день он, сопровождаемый монахами, был переправлен к своим. Перед уходом он дал мне записку со своим именем, фамилией, названием должности и части, в которой он служил, и сказал, что если понадобится, он так же отплатит мне добром за добро. В дальнейшем я часто вспоминал этого человека. И хотя записка была давно утеряна, но все данные о нем запечатлелись в моей памяти, так как случай этот был совершенно необыкновенный. Когда следователь узнал об этом, то мне показалось, что он даже обрадовался. Через три месяца следователь вызвал меня и сказал, что это время ушло на проверку рассказанных мною фактов, что теперь все доказано и даже есть собственноручно написанные показания того комиссара, которого мне пришлось приютить. Когда следствие подошло к концу, мы со следователем расставались друг с другом с сожалением. Он доверительно сказал мне: – Я рад, что хоть какую-то пользу принес Вам своим расследованием, что мне удалось доказать правильность Ваших показаний, а это для Вас немало значит – теперь Вам переквалифицируют статью и дадут не больше пяти лет, вместо ожидаемых десяти. – За что же мне дадут пять лет? – невольно вырвалось у меня. – За вашу популярность. Таких, как Вы на некоторое время надо изолировать, чтобы люди забыли о Вашем существовании. Вы имеете слишком большой авторитет среди народа и Ваша проповедь имеет большое значение для народа. За Вами идут! Неожиданно было для меня услышать оценку моего служения из уст представителя данного учреждения, но это было именно так. – Господи! Слава Тебе! Слава Тебе, Господи! Я, грешник, как умел, так и служил Тебе! – Только и мог я произнести от радости, наполнившей мое сердце. Теперь уже никакой срок не будет страшить меня». Постановлением коллегии ОГПУ от 7 декабря 1932 года епископ Николай был осужден по статье 58–10 УК РСФСР на 5 лет лишения свободы. 13 Через четыре месяца после вынесения приговора Владыку из Воронежа отправили в Мордовию в г. Темников, оттуда в Чувашию в г. Алатырь и, наконец, в Саров. Трудно было Владыке в годы лишений. Но Господь не оставил его. В течении пяти лет пребывания Владыки в лагерях ему помогала его духовная дочь Вера Афанасьевна Фомушкина, хорошо знакомая ему по Орлу. 14 Она решила, что не должна оставлять своего духовного наставника в это трудное время и, оставив все, последовала за ним. Вера Афанасьевна приезжала в те пункты, куда этапировали Владыку, находила там верующих людей, которые помогали кто чем мог в эти голодные годы, собирала милостыню и передавала Владыке передачи, которыми он делился с другими заключенными. |
После этого были и другие выступления. Хорошо провели мы этот день. За обедом я сидел около Алексея Ивановича. Он наклонился ко мне и говорит: – А ведь Товия сказал лучше всех! – Это верно, – ответил я ему. Алексей Иванович не дожил до глубокой старости. Тяжело заболел и лежал в больнице в Москве. Я навестил его. – Как у Вас настроение? – спрашиваю. – Должен сознаться, отец Николай, что посетовал я даже на Бога, протестовал против воли Его. Очень уж не хотелось умирать, тем более, что сын у меня молодой и еще не пристроен, и жена остается одна... А потом поразмыслил и покорился воле Божией – так что теперь даже – чем скорее умереть, тем лучше! – А не мешало бы Вам приобщиться Святых Таин! – говорю. – И это решил, исполню на днях, – отвечает. Вскоре он умер как христианин с надеждой на милосердие Божие. Но не все наши профессора были таковы, к сожалению. Много было и вольнодумцев, были и совсем неверующие... А помощником инспектора сделали меня для всех неожиданно. Даже сам инспектор этого не знал. Когда весной я заканчивал Академию, призывает меня к себе ректор владыка Феодор и говорит: – Хочу с осени сделать Вас помощником инспектора. Но пока этот наш разговор пусть останется известным одному Богу. Обещаете? Я дал обещание и молчал, тем более, что тогда я был уже монахом и обязан был иметь полное послушание. А осенью приехал как будто по своей воле навестить Академию. И вот, все знали, что будет новый помощник инспектора, но не догадывались – кто именно. Студенты называли и того, и другого, как это всегда бывает. Вдруг распоряжение ректора: с такого-то числа помощником инспектора быть о. Николаю Могилевскому . Инспектор очень на меня тогда обиделся: – Со мной работать будете, а мне даже ни слова не сказали! – А я и сам, – говорю, – не знал. Куда меня посылают, туда я и должен идти. Но потом все образумилось. Инспектор сильно заболел, а я за ним ухаживал. Он перестал сердиться, и в дальнейшем мы работали дружно. Потом назначили меня инспектором Духовной Семинарии в Полтаве. Сперва пришлось трудновато. Студентов 600 человек и инспекторов они не любят. Очень развита была в Семинарии картежная игра. Здание большое, легко найти в нем укромное местечко, где бы четыре человека могли ночью тайком играть в карты. А пятого выставляли дежурить на лестнице – стоит, и как будто книгу читает. Подойдешь к нему, он сразу разговор об этой книге заводит, а игроки тем временем разбегаются и прячутся. Пришлось однажды чтобы обличить их, подняться запасным ходом по черной лестнице. Они в азарте игры не замечают меня и кричат: “У меня пики!” – “А у меня трефы!” А я подхожу к ним и говорю: “А у меня бубны”. Они с криком бегом прятаться в уборную. Вхожу туда – там только трое, а четвертого нигде нет. Ну, думаю, неужели выскочил в окно с третьего этажа? Даже страшно стало... А сторож показывает мне на печку – смотрю, действительно, на печке сидит семинарист. Стащили мы его оттуда всего в пыли и паутине, а он – в слезы: |
Трудно сказать, по каким причинам владыка Николай в первый год своего пребывания в Челкаре скрывал свое происхождение. Годы спустя духовные чада владыки спрашивали: «Почему Вы не сказали старушкам, которые дали Вам одежду, что вы — епископ? Наверняка нашлись бы верующие люди, которые помогли бы». Владыка отвечал: «Если Господь посылает крест, Он же и силы дает, чтобы его нести, Он же его и облегчает. В таких случаях не должна проявляться своя воля, нужно всецело предаваться воле Божией. Идти наперекор воле Божией недостойно христианина...» В конце зимы 1943 года владыка выписывался из челкарской больницы. Добрые врачи ему принесли ему «обновки» — почти целые, только чуть залатанные валенки, подштопанное, но совершенно чистое белье, брюки, куртку, шапку… От скудных больничных пайков выделили на первое время немного съестного. И вот, когда врачи и пациенты собрались проститься с добрым дедушкой, вошла нянечка и сказала: — Дедушка, за вами приехали! — Кто приехал? — спросили все разом. — Да тот самый татарин, который вам иногда передачи приносил, разве не помните? Конечно, дедушка не мог забыть, как регулярно, через каждые десять дней, ему передавали от какого-то незнакомого ему татарина пару лепешек, несколько яиц и несколько кусочков сахара. И еще знал дедушка, что именно этот татарин подобрал его, полуживого, без памяти лежащего на дороге, и отвез в больницу. Ошеломленный, владыка пошел к выходу. Действительно, у больничных дверей стоял татарин с кнутом в руках. — Ну, здоров, бачка! — сказал он владыке и улыбнулся добродушной улыбкой. Вышли на улицу, татарин посадил владыку в сани, сел сам, и они поехали. По дороге они не разговаривали. Владыка не мог говорить от переполнявших его чувств. «Слава Тебе, Господи! Слава Тебе, Господи!» — только и мог он мысленно повторять. Сани остановились у домика. Татарин помог владыке слезть с саней и завел его в дом. Их встретила женщина. Татарин только посмотрел на нее и она моментально ушла, как потом оказалось, приготовить ужин. После ужина и чая владыка решился спросить: |
Владыка Николай – это исключительный человек. У него было такое прекрасное лицо, которое можно назвать только ликом. Он всегда улыбался, никогда никому ни в чем не отказывал. И всегда молился за всех, кто просил его об этом. Много молился ночами. Он имел любовь ко всем: к людям, к животным и даже к насекомым. Во дворе его дома стояла конура, в которой жила собака по кличке Каквас. Утром, когда Владыка выходил из дома, пес приветствовал его радостным лаем. Они здоровались, Владыка давал ему пищу, а Каквас ласково махал хвостом, выражая тем самым свою любовь к Владыке. Владыка кормил муравьев: иногда тихонько, чтобы не видела мать Вера, брал со стола сахарницу, прятал ее в рукав, шел на улицу и возле дома сыпал сахар, чтобы им питались муравьи. А мать Вера, заметив это, брала чайник с кипятком, шла сзади и всех муравьев ошпаривала. Более всего я благодарна Владыке за то, что он крестил мою 19-и летнюю дочь Лидию. Она родилась в Казани в тот период, когда там не было действующих православных церквей. Затем прививаемое ей в школе и в институте атеистическое мировоззрение дало свои плоды – дочь моя перестала верить в Бога. Она стала не только неверующей, а нетерпимой к религии и наотрез отказывалась принять крещение, когда я с ней об этом говорила. Моя знакомая Ольга Александровна Вощилина посоветовала мне познакомить Лидию с владыкой Николаем: «Она только увидит Владыку и сразу переменится». Но, поскольку Лидия ни за что не согласилась бы идти к духовному лицу, то Ольга Александровна пошла на хитрость – предложили ей пойти помочь «одному очень хорошему дедушке собраться в дорогу». А сама повела ее к Владыке, предварительно предупредив его. Было раннее летнее утро. Владыка вышел к ним в льняном подряснике и они прошли с ним в сад, где над цветущими деревьями гудели пчелы, а на траве алмазами блестела роса. – Вот посмотрите, – сказал Владыка, указывая на росу, – как солнышко отражается в каждой капельке росы своим блеском, так и Господь наш Иисус Христос отражается в каждой благочестивой христианской душе. |
В то время Владыке шел уже 70-й год. Но он был стройным, высоким старцем, с белоснежными власами и большой красивой белой бородой. Из-под густых и кустиками выдающихся бровей видны глубоко посаженные глаза, которые могли бы сначала показаться суровыми, но вскоре в них обнаруживались благодушие и ласковость. Походка бодра не по-стариковски, при служении – величав, спокоен, и, в то же время, по-отечески прост, монашеские поклоны Владыка полагал с юношеской легкостью. Владыка Николай был внимателен ко всякому человеку и добросовестен ко всякому делу. У него были установлены точные часы приема посетителей, и в эти часы, если не выезжал по приходам епархии, он всегда находился у себя в кабинете. Принимал он всех, не зависимо от возраста, пола и национальности. И к нему шли все, потому что все знали, что Владыка всегда даст хороший и дельный совет, при нужде поможет материально, и своим добрым словом, осоленным любовью, утешит обремененных и страждущих. Когда же ему говорили, что он слишком переутомляется, он возражал, что только молитва, проповедь и служение пастве в целом и каждому в отдельности и дают ему силы жить. Он сам лично вскрывал и прочитывал всю, подчас очень большую корреспонденцию, приходившую в епархию, сам отвечал на письма или отдавал их, с соответствующими указаниями, секретарю. Он никогда никому ничего не приказывал. Он всегда просил. И, если дело было серьезное, просил со слезами. И было стыдно не выполнить его просьбу. Его кроткая просьба была сильнее приказа. В быту Владыка был чрезвычайно прост. У него не было шикарных сервизов для приема высокопоставленных гостей. Для него все были равны. С одинаковым радушием он принимал архиерея, священника и обыкновенного мирянина. С удовольствием накормит обедом, напоит чаем, все по-простому. Только в самые большие праздники мать Вера стелила скатерть на стол, а в обычные дни обедали и пили чай за столом, накрытым клеенкой. В еде Владыка был невзыскателен и ел все то, что ему предлагали, только в очень малом количестве. |
Его Высокопреосвященству сослужили: управляющий делами Казахстанского митрополичьего округа епископ Каскеленский Геннадий , епископ Галичский и Макарьевский Алексий ( Костромская митрополия ), викарий Астанайской епархии епископ Талдыкорганский Клавдиан , епископ Чимкентский и Туркестанский Хрисанф , благочинный храмов г. Алма-Аты, настоятель собора святителя Николая Мирликийкого протоиерей Валерий Захаров, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Алма-Аты протоиерей Евгений Воробьев, духовник Астанайской епархии архимандрит Иоанн (Сазонов), архимандрит Вениамин (Рудый), руководитель отдела образования и катехизации Казахстанского митрополичьего округа, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы и храма Собора Пресвятой Богородицы г. Алма-Аты протоиерей Евгений Бобылев, руководитель отдела Казахстанского митрополичьего округа по связям с общественностью, ключарь собора протоиерей Александр Суворов, член Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта игумен Филипп (Моисеев), настоятель храма Архистратига Божия Михаила г. Каскелена Алма-Атинской области игумен Вианор (Иванов), настоятель храма великомученицы Параскевы Пятницы г. Алма-Аты протоиерей Иоанн Лопатин, ключарь собора Рождества Христова г. Алма-Аты протоиерей Александр Гайченя, настоятель храма бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана г. Алма-Аты протоиерей Георгий Чистяков, настоятель храма Богоявления Господня г. Алма-Аты протоиерей Валерий Шаврин, благочинный Илийского округа Астанайской епархии протоиерей Александр Зырянов, ключарь Никольского собора протоиерей Игорь Светличный, настоятель храма Иверской иконы Божией Матери пос. Боролдай Алма-Атинской области игумен Филарет (Петроченко), настоятель храма святителя Алексия, митрополита Московского, пос. Байтерек Алма-Атинской области протоиерей Анатолий Бойко, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи пос. Гульдала Алма-Атинской области протоиерей Георгий Харлов, настоятель храма Богоявления Господня с. Маловодное Алма-Атинской области протоиерей Николай Ткаченко, руководитель личного секретариата митрополита Александра иеромонах Прохор (Ендовицкий), протодиакон Николай Гринкевич, руководитель службы протокола митрополита Александра, протодиакон Роман Головин, протодиакон Владимир Сыровацкий, духовенство Астанайской епархии. |
| |