Это стало особенно опасно, когда в 1375 г. на землях совр. Зап. Украины была создана лат. митрополия с центром в Галиче (с 1412 во Львове). Кроме того, Ольгерд угрожал обращением своим и своих языческих подданных в католичество, если его требования не будут удовлетворены. Поставление в митрополиты свт. Киприана. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 1568–1576 гг. Остермановский 1-й том (БАН. 31.7.30–1. Л. 702) Поставление в митрополиты свт. Киприана. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 1568–1576 гг. Остермановский 1-й том (БАН. 31.7.30–1. Л. 702) В результате было принято решение о восстановлении Л. м., Киприан был возведен на эту кафедру в дек. 1375 г. Наряду с традиц. территорией Л. м. под власть Киприана были переданы и епископства «Малой Руси»; часть этих кафедр - Холмская, Туровская, Перемышльская, Владимиро-Волынская - в мае 1371 г. была присоединена к восстановленной Галицкой митрополии (см. в ст. Галицкая епархия ), глава которой должен был бороться с нестроениями в церковной жизни. В 1375 г. было принято решение передать эти епархии более авторитетному с т. зр. К-поля руководителю. Под власть свт. Киприана перешел и центр Киевской митрополии - Киев. 9 июня 1376 г. Киприан прибыл в Киев. В патриаршем постановлении отмечался временный характер этого решения: после смерти митр. Алексия Киприан должен был занять его кафедру, и т. о. общерусская митрополия была бы восстановлена. Однако, когда после смерти митр. Алексия Киприан направился в Москву, вел. кн. Димитрий Донской отказался его принять. Лишь сравнительно ненадолго, в 1381-1382 гг., общерусская митрополия была восстановлена, но окончательно патриаршее решение было выполнено только в 1390 г. На протяжении этого периода власть Киприана не признавали епископы не только Сев.-Вост. Руси, но и Смоленска и Чернигова. После своего вступления на кафедру, зимой 1375/76 г., Киприан направил послов в Новгород, призывая подчиниться его власти, но ему предложили сначала добиться признания в Москве; в дальнейшем таких попыток Киприан не предпринимал.

http://pravenc.ru/text/2110579.html

Neque enim quisquam nostrum episcopum se episcoporum constituit, aut tyriannico terrore ad obsequendi necessitatem collegas suos adigit, quando habeat omnis episcopus pro licentia libertatis et potestatis, suae arbitrium proprium, tamquam judicari ab alio non possit cum nec ipse possit alterum judicare: sed exspectemus universi judicium Domini Nostri Jesu Christi, qui unus et solus habet potestatem et praeponendi nos in Ecclesiae suae gubernatione, et de actu nostrojudicandi. Из этих слов ясно следует, что свт. Киприан не признавал примата юрисдикции Римского епископа над собой и своими коллегами. Он также не думал, что ап. Петру была дана власть над другими апостолами (см. выше. De unit. Eccl., 4: Нос erant utique et ceteri quod fuit Petrus), да и сам ап. Петр не претендовал на нее: «Даже Петр, которого Господь избрал первым и на котором основал Свою Церковь , когда Павел с ним обсуждал вопрос об обрезании, не присваивал себе чего-то надменно и ни на что не претендовал высокомерно, и не говорил, что он имеет первенство и что ему должны повиноваться новички и последующие» (Ер. 71.3). Вместе с тем свт. Киприан рассматривает Римскую кафедру как место Петра (locus Petri, Ер. 52.8) и кафедру Петра (Petri cathedra, Ер. 55.14), а Римскую церковь считает «главенствующей церковью, откуда происходит священническое единство» (ecclesia principalis unde unitas sacerdotalis exorta est, Ep. 55.14). Тем не менее свт. Киприан даже в указанном месте не уступает Риму никакой высшей власти давать указания другим епископским кафедрам или вмешиваться в дела других епархий, «поскольку каждым отдельным пастырям вверена часть стада, которой каждый правит и управляет, имея дать отчет в своих действиях Господу» (et singulis pastoribus portio gregis sit adscripta, quam regat unusquisque et gubernet, rationem sui actus Domino redditurus, Ep. 55.14). С другой стороны, свт. Киприан считал своей обязанностью сообщать Римскому епископу о предпринимаемых им важнейших действиях (ea res, quae in notitiam tuam (sc. Cornelii) deberet per nos (sc. Cypianum) festinato statim quasi magna aut metuenda perferri, Ep. 55.9). Таким образом, можно сделать вывод, что свт. Киприан признавал за Римской кафедрой только первенство чести и рассматривал Римского епископа как первого среди равных (см. Quasten. Op. cit. Vol. II. P. 378).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

    Прп. Ефрем Сирин. Творения. М., 1849. Ч. 3. С. 234.     Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. С. 450.     Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 3. С. 444, 446.     Прав. Иоанн Кронштадтский. Живое слово мудрости духовной. С. 77.     Свт. Григорий Богослов. Творения. Ч. 1. С. 49.     Прав. Иоанн Кронштадтский. Полн. собр. соч. 2-е изд., испр. СПб., 1893. Т. 4. С. 33.     Он же. Живое слово мудрости духовной. С. 70.     Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. С. 468.    См.: Свт. Григорий Богослов. Творения. Ч. 1. С. 51.    Цит. по: Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. С. 450.     Свт. Григорий Богослов. Творения. Ч. 1. С. 16, 39.    Ср.: Прав. Иоанн Кронштадтский. Живое слово мудрости духовной. С. 76.     Сщмч. Киприан Карфагенский. Творения. Ч. 1. С. 258, 257, 258.     Прав. Иоанн Кронштадтский. Полн. собр. соч. Т. 5. С. 92.    Там же.     Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 11. С. 104.     Прп. Симеон Новый Богослов. Слова. Вып. 1. С. 113—114, 119, 120.     Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 3. С. 323.     Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. С. 429.    См.: Там же. С. 469.     Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. С. 431.     Свт. Григорий Богослов. Творения. Ч. 1. С. 38.     Прав. Иоанн Кронштадтский. Полн. собр. соч. Т. 5. С. 123.    Цит. по: Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова: Письма. СПб., 1881. С. 119.    Там же. С. 120.    Там же. С. 110.     Свт. Григорий Двоеслов. Правило пастырское, или О пастырском служении. С. 67, 70.    Цит. по: Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова: Письма. С. 119, 120, 119—120.    Там же. С. 99.    См.: Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 9. С. 280.    Цит. по: Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова: Письма. С. 119.     Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 10. С. 26. Часть 2 Пастырь на ниве служения Настроение пастыря в священнослужении    Закон воздействия пастыря на душевную жизнь пасомых ясно формулируется словами Господа: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела (Мф. 5:16). Природа человека больше увлекается живым примером, чем отвлеченным словом. Как выводящий стадо пастух идет пред овцами, а овцы за ним идут, так и пастырь словесных овец «должен… наставлять прихожан своих к житию святому примером своим ». И начальники сильнее действуют на подчиненных не словами, а делами жизни. Предшествующие Божию стаду пастыри, активные деятели в винограднике Господнем,— соль земли и свет мира (ср.: Мф. 5:13—14).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4101...

   Сщмч. Киприан Карфагенский. Творения. Ч. I, п. 48. С. 219.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. IX. С. 129.    Там же. Творения. T. IV. С. 625.    Там же. Творения. T. III. С. 642.    Свт. Амвросий Медиоланский. О должностях. Киев, 1875. Кн. 11. Гл. 4—5. С. 114.    Фаррар. Указ. соч. С. 134.    Четьи-Минеи, 7 июня и 7 мая.    Евсевий Памфил Кесарийский. Церковная история. Кн. V. Гл. 5, 6.    Свт. Амвросий Медиоланский. Указ. соч. С. 94.    Свт. Иоанн Златоуст. Похвальное слово свв. мученикам.    Там же.    Минуций Феликс. Октавий. Гл. 37. С. 365—366.    Сщмч. Киприан Карфагенский. Творения. Ч. I, п. 8. С. 40.    Там же. С. 354—355, 225.    Свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. I. С. 734.    Св. Иустин Философ. Сочинения. Отд. II. М., 1864. С. 17—18.    Сщмч. Киприан Карфагенский. Творения. Ч. I, п. 48. С. 217—219.    Сщмч. Киприан Карфагенский. Творения. Ч. I, п. 26. С. 95—96.    Фаррар. Первые дни христианства. С. 93.    Фаррар. Первые дни христианства. С. 106.    Там же.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. III. С. 300, 302.    Тертуллиан. Апология. Гл. 9; Минуций Феликс. Октавий. Гл. 30; свт. Климент Александрийский. Педагог. Кн. III, 8.    Тертуллиан. Апология. Гл. 31, 35; Минуций Феликс. Октавий. Гл. 18.    Фаррар. Указ. соч. С. 107—108.    Совсем Церковь не запрещала государственной и военной службы. «Позволительно заниматься государством», — пишет свт. Климент Александрийский. Хотя и не одобрялось, например, в египетской церкви, когда кто добровольно нанимался в солдаты. Взгляд древних на начальственную и военную службу — см.: Тертуллиан. О идолах. Гл. 17, 18 и 19; Апология. Гл. 38.    Фаррар. Указ. соч. С. 108—109.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. III. С. 301.    Преп. Ефрем Сирин. Творения. Ч. III. М., 1849. С. 129, 130.    Тертуллиан. Послание к Скапуле. Гл. 4.    Сщмч. Киприан Карфагенский. Творения. Ч. II. С. 231—232, 237—238.    Евсевий. Церковная история. Кн. V. Гл. 2.    Сщмч. Киприан Карфагенский. Творения. Ч. I. С. 72—73.    Там же. С. 53.    Он же. Творения. Ч. II. С. 145—146.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Как бы то ни было, само желание митрополита Романа предъявить претензии на всю территорию Руси свидетельствует о том, что восприятие митрополии πσης τς ωσας как единой и неделимой продолжало сохраняться. Со смертью Романа в 1362 г. конфликт начал стихать, а еще позднее и сам свт. Филофей пересмотрел свое решение о поставлении Романа, о чем свидетельствуют патриарший сигиллий об упразднении Литовской митрополии и послания свт. Филофея лично свт. Алексию и князьям различных русских областей о необходимости признавать в качестве главы Русской Церкви только митрополита Κυβου κα πσης τς ωσας, то есть свт. Алексия, датируемые 1370 г. 35 В следующем году в Константинополе рассматривалось требование польского короля Казимира III о предоставлении для Галича и других территорий, вошедших в состав Польши, своего собственного митрополита. Казимир ссылался на уже имевшийся прецедент существования Галицкой митрополии, созданной свт. Афанасием I (хотя сам же свт. Афанасий эту митрополию и упразднил: см. выше), и аргументировал свою просьбу тем, что свт. Алексий не уделяет православным епархиям в составе его государства должного пастырского внимания (хотя в действительности это сами польские власти создавали препятствия для соответствующей деятельности). Кроме того, в обращении Казимира содержалась прямая угроза обратить православное население Польши в католичество в случае непредоставления ему своего митрополита 36 . Патриарх поддался на угрозу и удовлетворил требование польского короля 37 , уже в третий раз отделив от Русской Церкви Галицкую, Холмскую, Туровскую, Перемышльскую и Владимиро-волынскую епархии и провозгласив одного из епископов этих епархий Антония митрополитом Галицким. Это было оформлено в мае 1371 г. в форме соборного деяния 38 , с отправкой свт. Алексию соответствующего послания 39 . Последние годы управления Русской Церковью свт. Алексием омрачились сложными интригами против него, деятельное участие в которых принимал высокообразованный болгарин по имени Киприан, в декабре 1375 г. рукоположенный в Константинополе в сан митрополита Киевского и Литовского (при том что титул «Киевский» продолжал одновременно сохраняться и за митрополитом всея Руси свт. Алексием) и направленный в 1376 г. на Русь с правами рассмотреть обвинения против свт. Алексия, выдвинутые его врагами, и возглавить всю Русскую Церковь в случае необходимости. Предполагаемый суд, впрочем, не состоялся, и до кончины свт. Алексия в феврале 1378 г. свт. Киприан пребывал в Киеве. Последующее десятилетие, по словам митрополита Макария (Булгакова) , «можно назвать самым смутным временем в истории нашей митрополии» 40 . Завершением этого смутного времени можно считать объединение под началом свт. Киприана русских епархий – сначала без учета тех, что вошли в Галицкую митрополию 41 , а потом и с ними 42 . Это объединение было ознаменовано приездом свт. Киприана в 1390 г. в Киев и затем в Москву, откуда он и продолжал править Русской Церковью вплоть до своей смерти в 1406 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Кн. Михаил Александрович посылает еп. Евфимия к кн. Димитрию Иоанновичу для заключения мира. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1.Л.679) Кн. Михаил Александрович посылает еп. Евфимия к кн. Димитрию Иоанновичу для заключения мира. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1.Л.679) Со временем отношения между Е. и Тверским вел. князем ухудшились. В результате конфликта «князь великии Михаило не захоте Еуфимиа владыки», и последний в янв. 1387 г. был вынужден удалиться в мон-рь, в котором ранее он был игуменом (ПСРЛ. Т. 15. Стб. 444). По-видимому, Е. находился в Никольском монастыре до 1390 г., когда над ним состоялся суд, обстоятельства к-рого отражены в подробном рассказе, читающемся на бумажной вклейке в пергаменном Уставе из собрания ГИМ, в тверских известиях Рогожского летописца, в Тверском летописном сборнике, в Симеоновской и Никоновской летописях, а также в летописной подборке сборников: ГА Тверской обл. Ф. 1409. Оп. 1. 1129, 1554. Менее подробно о суде над Е. повествует Житие свт. Арсения Тверского и совсем кратко - Московский свод кон. XV в., Ермолинская, Уваровская и Типографская (в поздней редакции) летописи. Суд над Е. состоялся по инициативе Тверского вел. кн. Михаила Александровича, к-рый в 1390 г., сразу же после утверждения свт. Киприана на общерус. митрополичьей кафедре в Москве, отправил к нему послов с просьбой прибыть в Тверь для разрешения «распри церковной». (Свт. Киприан установил дружественные отношения с литовским и тверским правителями еще в 70-х гг. XIV в., по просьбе первого в 1375 Киприан был поставлен в К-поле митрополитом Киевским и М. России.) 29 июня 1390 г. митр. Киприан отправился в Тверь в сопровождении греч. митрополитов Матфея и Никандра, епископов св. Михаила Смоленского и св. Стефана Пермского. За 30 верст от Твери митрополита встретил внук кн. Михаила Александровича кн. Александр Иванович, на следующий день за 20 верст - кн. Иван Михайлович. 2 июля свт. Киприана встретил вел. кн. Михаил, с которым митрополит наедине имел беседу. 3 июля митр. Киприан приехал в Тверь. В честь его приезда вел. князь устроил пир, продолжавшийся 3 дня. И лишь на 4-й день состоялся суд, на к-ром были выслушаны жалобы на Е. (архиерея обвиняли «и архимандриты, и игумени, и священницы, и иноцы, и боаре, и велможи, и простии» - ПСРЛ. Т. 11. C. 125; видимо, для того чтобы выслушать столь широкий круг лиц, свт. Киприан и был вынужден предпринять поездку в Тверь, а не вызывать епископа в Москву), после чего Е. был сведен с кафедры. Михаил Александрович попросил первосвятителя о новом архиерее, и 24 июля во епископа Тверского был хиротонисан митрополичий архидиак. св. Арсений .

http://pravenc.ru/text/187704.html

Зрелища ...Кто, отрекаясь раз навсегда от диавола и загладив все в крещении, идет от Христа на зрелище диавола, тот отвергает Христа, как отвергал диавола (сщмч. Киприан Карфагенский , 64, 356). Источник. Идолослужение... есть мать всех игрищ, чтобы привлечь к себе христиан, оно обольщает их наслаждениями зрения и слуха... (сщмч. Киприан Карфагенский , 64, 356–357). Источник. ...Непозволительно верным христианам... ни присутствовать на зрелищах, ни быть вместе с теми, которых Греция, для увеселения слуха, посылает всюду, выучив их разным пустым искусствам (сщмч. Киприан Карфагенский , 64, 360). Источник. ...Надобно блюсти и зрение наше и слух (сщмч. Киприан Карфагенский , 64, 361). Верный христианин... должен прилежать Божественным Писаниям: в них найдет он зрелища, достойные веры (сщмч. Киприан Карфагенский , 64, 362). Источник. Пребывание на зрелищах порождает прелюбодеяние, невоздержность и всякое бесстыдство... (свт. Иоанн Златоуст , 45, 176). Источник. Если похоть часто, как какой-нибудь хитрый разбойник, тайно входит и здесь , где псалмы и молитвы, и слышание Божественных слов, и страх Божий, и великое благолепие, то как могут быть свободны от этой злой похоти те, которые сидят в театре и ничего здравого не видят и не слышат, а будучи исполнены гнусности и беспечности, подвергаются воздействию чрез все (чувства) – и чрез слух, и чрез зрение? (свт. Иоанн Златоуст , 47, 855–856). На площади ты не станешь смотреть на обнаженную женщину, а еще менее дома, – ты оскорбишься таким зрелищем, а в театр идешь, чтобы оскорбить честь и мужского и женского пола, и осрамить глаза свои (свт. Иоанн Златоуст , 50, 70). Источник. ...Не столько грешит тот, который представляет в театре, сколько в сравнении с ним ты, который заставляешь это делать; и не только заставляешь, но и заботишься о том, радуешься и смеешься, хвалишь представление, всячески пособляешь демонской работе (свт. Иоанн Златоуст , 50, 70). Источник. Лучше грязью или навозом вымарать себе все лицо, чем смотреть... на беззаконие , потому что для глаза не так вредна грязь, как любострастный взгляд и вид обнаженной женщины (свт. Иоанн Златоуст , 50, 71).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Киприан (Керн) , архим. Антропология св. Григория Паламы . М.: Паломник, 1996. 6 . Петр (Алексенко), иерод. О соотношении категорий дух и личность в антропологии святителя Феофана Затворника (на материале толкований св. апостола Павла)//Феофановские Чтения. Рязань, 2019. Вып. 12. 7 . Платон (Игумнов) , архим. Православное нравственное богословие. СТСЛ, 1994. 8 . Феодорит Кирский , блж. Толкование на Послание к Ефесянам//Творения блаженного Феодорита , епископа Киррского/общ. ред. проф. А.И. Сидорова . М.: Паломник, 2003. 9 . Феофан (Говоров), свт. Начертание христианского нравоучения. М.: Правило веры. 2010. 10 . Феофан (Говоров), свт. Начертание христианского нравоучения. Т. 1, 2. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1994. 11 . Феофан Затворник , свт. Православие и наука. Руководственная книга изречений и поучений/сост. Игум. Феофан (Крюков). Изд. 2-е. М.: «Даниловский благовестник», 2009. 12 . Феофан (Говоров), свт. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. М., 2008. 13 . Феофан (Говоров), свт. Собрание писем. Выпуск II. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1994. 14 . Феофан (Говоров), свт. Собрание писем. Из неопубликованного. М., 2001. С. 234–235//Цит. по: Феофан Затворник , свт. Православие и наука/сост. игум. Феофан (Крюков). М., 2009. 15 . Феофан Затворник , свт. Толкование первого послания святого апостола Павла к Коринфянам. М.: Правило веры, 2006. 16 . Феофан Затворник , свт. Толкование первого послания святого апостола Павла к Солунянам. М.: Правило веры, 2005. 17 . Феофан Затворник , свт. Толкование первого послания святого апостола Павла к Тимофею. М.: Правило веры, 2005. 18 . Феофан Затворник , свт. Толкование послания святого апостола Павла к Галатам. М.: Правило веры, 2004. 19. Феофан Затворник , свт. Толкование послания святого апостола Павла к Ефесянам. М.: Правило веры, 2004. 20 . Феофан Затворник , свт. Толкование послания святого апостола Павла к Колосянам. М.: Правило веры, 2004. 21 . Феофан Затворник , свт. Толкование послания святого апостола Павла к Римлянам (главы 1–8).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

КИПРИАН († 1406), свт. (пам. 16 сент., 27 мая, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), митр. Киевский и всея Руси КИПРИАН († после 25.06.1598), прп., Стороженский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Новгородских святых и С.-Петербургских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых), основатель Никольского Стороженского мон-ря КИПРИАН († 29.09.1293), прп., Устюжский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), основатель великоустюжского во имя арх. Михаила муж. мон-ря КИПРИАН (ок. 200-210 - 14.09.258), еп. Карфагенский, выдающийся деятель и учитель древней Церкви, сщмч. (пам. 31 авг.; пам. католич. 14 и 16 сент.; пам. лютеран. 14 и 16 сент.; пам. англикан. 15 сент.) КИПРИАН Киприан († 1622), Христа ради юродивый, Суздальский, Увотский., блж. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 7 июня - в Соборе Ивановских святых) КИПРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 20 апр. и в день Св. Духа), название ряда икон разных иконографических изводов, происхождение которых по преданию или исторически было связано с островом Кипр КИПРСКАЯ СТРОМЫНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 9 июля и в 1-ю Неделю Великого поста), чудотворный образ, прославившийся во 2-й четв. XIX в. в с. Коровицине Богородского у. Московской губ. (ныне Стромынь Ногинского р-на Московской обл.) КИРИАК (362/3), еп. Иерусалимский, сщмч. (пам. 28 окт.; пам. визант. 28 окт., 31 марта, 14 апр.; пам. зап. 1, 4 мая) КИРИЛЛ (ок. 315 - 387), еп. Иерусалимский (348-387, с перерывами), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 марта) КИРИЛЛ († ранее 1584), прп. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) КИРИЛЛ (Кириак; † 1-я пол. XVI в.), Сырьинский (Сыльинский), основатель Успенского Сырьинского мон-ря , прп. (пам. 28 апр., 21 мая - в Соборе Карельских святых) КИРИЛЛ (Белый; сер. XV в. - 1532), прп. (пам. 4 февр., 7 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/123208_13.html

Торжества завершились 17 сентября, когда София отмечала День города. В столичном храме св. Софии состоялась Божественная литургия в память о свт. Киприане, в которой приняли участие члены Св. Синода Болгарской Православной Церкви. По словам председателя Оргкомитета торжеств  — доктора филологических наук Невяны Дончевой-Панайотовой, автора ряда монографий, посвященных свт. Киприану, этот церковно-общественный научный форум вызвал живой интерес со стороны духовенства, научных работников, общественности, СМИ. «Святой Киприан, — отметила проф. Дончева — Панайотова, — одна из самых эмблематических, светлых личностей в истории болгаро-российского сотрудничества. Болгарин по происхождению, воспитанник тырновской литературной школы, а также константинопольских и афонских монастырей, свт. Киприан поднялся до вершин правления Русской Церкви и в течение 30 лет руководил ее судьбой». Свт. Киприан, выходец из знатного тырновского рода Цамблак, родился в 1330 году в древней болгарской столице Велико Тырново. Впервые митрополит Киприан посетил русскую землю в 1373 году как специальный посланец Вселенского Патриарха Филофея. В 1390 году он был поставлен на Московскую кафедру. Явился мудрым и ревностным блюстителем Церкви Божией, заботился об упорядочении богослужения и исправлении богослужебных книг. Своими пастырскими посланиями он утверждал веру в Церкви. Широко известна его деятельность по переводу богослужебной литературы. Скончался свт. Киприан 16 (29) сентября 1406 года. Его святые мощи, обретенные в 1472 году, почивают в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля под спудом. 1 октября в рамках торжеств в России, посвященных 600-летию преставления свт. Киприана, митрополита Московского и всея Руси,  в Успенском соборе будет отслужена Божественная Литургия, которую возглавит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В торжествах в России примет участие делегация Болгарской Православной Церкви, которая будет гостить у нас с 28 сентября по 6 октября. Патриархия.ru

http://patriarchia.ru/db/text/143308.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010