15. Среда. Прор. Амоса. Свт. Ионы, митр. Московского и всея России, чудотворца. Свт. Михаила, первого митр. Киевского (службу зри 30 сентября) . Аллилуия. Прп. Иеронима Блаженного, Стридонского. Прмчч. Григория и Кассиана Авнежских. Свт. Ефрема, патриарха Сербского. Вмч. блгв. кн. Лазаря Сербского. Перенесение мощей прп. Феодора Сикеота, еп. Анастасиупольского (службу зри 22 апреля) . По Уставу, совершается аллилуйная служба (прор. Амоса) (Б) . По благословению настоятеля, может совершаться служба с «Бог Господь» (служба прор. Амоса не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха) (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Ионы, митр. Московского и всея России, чудотворца (В) , порядок совершения полиелейной службы свт. Ионы, митр. Московского и всея России, чудотворца, в соединении со службой прор. Амоса (без праздничного знака) (Г) и порядок совершения полиелейной службы свт. Михаила, первого митр. Киевского (Д) . А. На вечерне кафизма 9-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 2-й – 3, и пророка, глас тот же – 3. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Егда Нескверная Агница...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха, глас тот же: «Болезни претерпевши...». По Трисвятом – тропарь пророка (общий), глас 2-й: «Пророка Твоего Амоса память...» (см. в Минее общей, гл. 7, л. 42 об.; ср.: Типикон, 4 сентября). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Препрославленна еси, Богородице Дево...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь пророка (общий), глас 2-й: «Пророка Твоего Амоса память...» (см. в Минее общей, гл. 7, л. 42 об.; ср.: Типикон, 4 сентября) (дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Препрославленна еси, Богородице Дево...». Кафизмы 10-я и 11-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и пророка на 4.

http://patriarchia.ru/bu/2023-06-28/

В Успенском соборе Московского Кремля почивают мощи особо почитаемых рус. святителей и священномучеников. Среди них - обретенные в 1472 г. при разборке старого собора и перенесенные в новый собор в 1479 г. мощи свт. Петра, митр. Московского и всея Руси (у его раки удельные князья целовали крест на верность вел. князю Московскому, нарекались Московские первосвятители, крестили великокняжеских детей), свт. Феогноста, митр. Киевского и всея Руси, свт. Ионы, митр. Киевского и всея Руси (мощи святителя прославились многочисленными исцелениями болящих и защитой Руси от нашествия хана Ахмата в 1472), митрополитов Киевских и всея Руси святителей Киприана и Фотия, свт. Макария, митр. Московского и всея Руси. В 1652 г. в собор были перенесены мощи сщмч. Филиппа II (Колычева), митр. Московского и всея Руси, свт. Иова, 1-го патриарха Московского, патриарха сщмч. Ермогена. Мощи митр. всея Руси свт. Алексия, открытые в 1431 или 1438 г., почитались в соборе Чудова мон-ря. Они подавали исцеления, к ним прибегали московские государи с молитвой о чадородии, у них крестили с возложением на раку царевича Иоанна Иоанновича (1554), а также буд. царей и императоров: Феодора Иоанновича (1557), Алексея Михайловича (1629), Петра I Алексеевича (1672), Александра II Николаевича (1818). После уничтожения в 1929 г. Чудова мон-ря мощи свт. Алексия находились в ГММК. В 1947 г. по просьбе патриарха Алексия I они были переданы РПЦ и ныне находятся в Богоявленском соборе в Елохове. Мощи свт. Филарета (Дроздова), митр. Московского, по благословению патриарха Алексия II в 2004 г. были перенесены из ТСЛ в храм Христа Спасителя. В храме Христа Спасителя находятся частицы мощей равноап. кн. Владимира. В алтаре Архангельского собора Московского Кремля почивают мощи блгв. кн. Михаила Черниговского и боярина его Феодора; 3 окт. их выносят для поклонения верующим. Здесь же почивают мощи блгв. кн. Димитрия Донского, канонизированного в 1988 г., чудеса были засвидетельствованы уже с XVI в. (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 2. С. 406; Разрядная книга 1475-1605 гг. М., 1977. Т. 1. Ч. 2. С. 191). Останки погребенной в 1407 г. в Вознесенском мон-ре прп. Евфросинии Московской (см. Евдокия Димитриевна ), почитавшейся как святая с 1869 г. после чудесных исцелений у ее гробницы, с 1929 г. находятся в подклете собора. Раку с мощами св. царевича Димитрия Иоанновича открывают в день его памяти 15 мая. Частицы мощей св. кн. Даниила Московского покоятся в Даниловом мон-ре, блгв. кн. Михаила Тверского - в храме Христа Спасителя и в Петропавловской ц. в Лефортове, блгв. кн. Александра Невского - в храме Христа Спасителя и в Даниловом мон-ре.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Иноческий постриг И. принял «во едином от монастырей в Галичьской земьли», откуда через непродолжительное, по всей видимости, время перебрался в Москву в Новый Симонов мон-рь. Здесь он трудился в пекарне. Согласно Житию, святитель принял постриг в 12 лет. В составе Жития читается предсказание митр. Киевского и всея Руси свт. Фотия о том, что И. «будет велик святитель во странах земли Рускиа» (Там же. С. 505-506). В годы пребывания И. в Симоновом монастыре там произошел раскол братии на сторонников общежительного и особножительного уставов. И., к-рый тогда «бяше млад», как об этом свидетельствует прп. Иосиф Волоцкий, занял сторону приверженцев общежительного устава (Древнерус. иноческие уставы. 2001. С. 81). Свт. Иона, митр. Киевский и всея Руси. Икона из деисусного чина. XVII в. (СГХМ) Свт. Иона, митр. Киевский и всея Руси. Икона из деисусного чина. XVII в. (СГХМ) Хиротонию И. во епископа Рязанского и Муромского возглавил митр. Фотий (об этом И. сообщил в духовной грамоте - РФА. Вып. 3. 23. С. 649). Дата хиротонии неизвестна, рукоположение состоялось между 22 апр. 1410 (прибытие митр. Фотия в Москву) и 2 июля 1431 г. (кончина митр. Фотия). По мнению ряда исследователей, какое-то время после вступления на престол вел. кн. Московского Василия II Васильевича (февр. 1425) И. еще находился в Симоновом мон-ре ( Зимин. 1991. С. 85). Существует гипотеза, что непосредственно перед архиерейской хиротонией И. являлся архимандритом Симонова мон-ря и в 1426 г. по поручению митр. Фотия ездил в Тверь ( Евстафий (Романовский). 1867. С. 18; Абеленцева. 2009. С. 63-64; в Супрасльской летописи под 1426 г. упоминается о посылке митр. Фотием в Тверь архим. Ионы из Москвы, неизвестно из какого монастыря). Если это так, то поставление И. имело место в последние годы жизни свт. Фотия, не ранее 1426 г. Ближайший предшественник И. на Рязанской кафедре - Сергий (Азаков) также был из братии Симонова мон-ря. Ко времени хиротонии И. было не менее 40 лет, т. к., согласно русской канонической практике нач. XV в., архиерейская хиротония могла совершаться при достижении ставленником именно этого возраста (РИБ. Т. 6. Стб. 461, 52).

http://pravenc.ru/text/578250.html

в рост (подпись: «   ( ) ») в паре со св. Филиппом (Колычевым), митр. Московским. У него окладистая темно-русая борода средней длины, облачен в зеленый саккос с красным исподом и со светлыми крестами, омофор, на голове архиерейская шапка; правой рукой благословляет, в левой держит закрытое Евангелие. По мнению Н. А. Маясовой, стиль лицевого шитья и технология изготовления пелены характерны для предметов, произведенных в великокняжеской мастерской. После общерус. прославления образ И. встречается на предметах, выполненных лучшими мастерами эпохи царя Иоанна IV Грозного, где он представлен новым покровителем столицы и гос-ва, образцом святительского служения. Развитие иконографии совпадает по времени с созданием в кругу книжников св. Макария, митр. Московского, 3-й редакции Жития И. Свт. Иона, митр. Киевский и всея Руси. Фрагмент титульного листа кн. «Иоанн Златоуст. Беседы на 14 посланий ап. Павла». Гравер И. Зубов. М., 1709 (РГБ) Свт. Иона, митр. Киевский и всея Руси. Фрагмент титульного листа кн. «Иоанн Златоуст. Беседы на 14 посланий ап. Павла». Гравер И. Зубов. М., 1709 (РГБ) Образ И. появился на серебряных золоченых дробницах, к-рыми украшались церковные одежды и предметы убранства храма. Такая дробница в форме квадрифолия сохранилась на саккосе, поднесенном царем Иоанном Грозным «в дом пресвятыя богородицы и великих чудотворцев петра, алексея, ионы» в период правления свт. Макария (саккос свт. Макария, 1549, ГММК; Вишневская И. И. Саккосы митр. Макария//Макарьевские чт. Можайск, 2001. Вып. 8: Рус. государи - покровители православия. С. 109-130; Вера и власть. 2007. С. 48-49. Кат. 8). Дробница с образом И. находилась на драгоценном окладе, изготовленном по царскому заказу для чудотворной Великорецкой иконы свт. Николая Чудотворца в 1555-1556 гг. во время пребывания вятской святыни в Москве (не сохр., известна по описаниям XIX в.- см.: Кашминский С., прот. О Великорецкой чудотворной иконе свт. Николая//Вятские ЕВ. 1875. 10. С. 323; Вознесенский А., Гусев Ф. Житие и чудеса св.

http://pravenc.ru/text/578250.html

15. Пятница Пятидесятницы. Прор. Амоса. Свт. Ионы, митр. Московского и всея России, чудотворца. Свт. Михаила, первого митр. Киевского (службу зри 30 сентября) . Прп. Иеронима Блаженного, Стридонского. Прмчч. Григория и Кассиана Авнежских. Свт. Ефрема, патриарха Сербского. Вмч. блгв. кн. Лазаря Сербского. Перенесение мощей прп. Феодора Сикеота, еп. Анастасиупольского (службу зри 22 апреля) . Служба прор. Амоса не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Пятидесятницы (Триоди) (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Ионы, митр. Московского, в соединении со службой попразднства Пятидесятницы (Триоди) (Б) и порядок совершения полиелейной службы свт. Михаила, первого митр. Киевского, в соединении со службой попразднства Пятидесятницы (Триоди) (В) . А. На вечерне кафизма 15-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Триоди, глас 4-й – 3, и пророка, глас 2-й – 3. «Слава, и ныне» – Триоди, глас тот же: «Троицу Единосущную...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Триоди, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Триоди, глас 6-й: «Утешителя имуще...». По Трисвятом – тропарь пророка (общий), глас 2-й: «Пророка Твоего Амоса память...» (см. в Минее общей, гл. 7, л. 42 об.; ср.: Типикон, 4 сентября). «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 8-й. Отпуст: «Иже в видении огненных язык...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь пророка (общий), глас 2-й: «Пророка Твоего Амоса память...» (см. в Минее общей, гл. 7, л. 42 об.; ср.: Типикон, 4 сентября), «И ныне» – тропарь праздника, глас 8-й. Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны Триоди (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: праздника 2-й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и пророка на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – кондак пророка, глас 4-й; седален пророка, глас 3-й. «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 8-й: «Спасовы рачителие...» (см. в Неделю). По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 8-й.

http://patriarchia.ru/bu/2024-06-28/

Прибытие из Константинополя нового митр. Киевского и всея Руси Исидора 1430–1447 1438–1445 Междоусобная война в великом княжестве Московском между вел. кн. Василием II и его дядей, звенигородским и галицким кн. Юрием Дмитриевичем, а затем сыновьями последнего – Василием Косым и Дмитрием Шемякой Ферраро-Флорентийский Собор с участием византийских иерархов и митр. Киевского и всея Руси Исидора, принявший в 1439 г. унию с Западной Церковью 1441–1442 Митр. Исидор, подписавший Флорентийскую унию, не был принят в Москве, бежал в Тверь, затем в Литву и далее в Рим Набег казанского хана Улу-Мухаммеда на Русь Избрание Собором русских епископов свт. Ионы, еп. Рязанского, митрополитом Киевским и всея Руси 1445–1446 Вел. кн. Василий II захвачен в плен кн. Дмитрием Шемякой и ослеплен Окончание междоусобной войны за московский стол. Торжественный въезд вел. кн. Василия II Васильевича (Темного) в Москву Посвящение нареченного митр. Ионы Собором русских архиереев в митрополиты Киевские и всея Руси, что положило начало фактической самостоятельности Русской митрополии 2990 Список составлен игуменом Андроником (Трубачевым) . Курсивом в списке выделены имена подвижников благочестия. Об источниках, использованных автором, см. Предисловие к списку «Святая Русь» (кн. 2 наст. изд. М., 1995. С. 650–651). В списке «Святая Русь» кн. 2 наст. изд. (М., 1995) на с. 650–662 пропущены имена: св. блж. кн. теребовольский Василий († 1124, 25 августа); св. блгв. княжич черниговский Димитрий, мученик († 31 мая 1223, 26 октября); свт. Иоасаф, еп. Владимира Волынского († после 1229 г., 19 ноября). 2992 Перенос официально утвержден Константинопольским патриархом в 1354 г. с сохранением титула «митрополит Киевский и всея Руси». 2993 В перечне епископий, подвластных митр. Киевскому и всея Руси, написанном митр. Исидором (не позднее 1458 г.), упоминаются также Подольская и Самборская епархии, одна из которых, вероятно, совпадает с Галицкой (см. воспроизведение этого перечня на с. 348 наст. изд.). – Ред. 2994 Список составлен Д. А. Баловневым и А. В. Назаренко на основе исследований: Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877; Теодорович Н. И. Город Владимир Волынской губернии в связи с историей Волынской иерархии. Почаев, 1893 с поправками и добавлениями. В квадратные скобки заключены имена архиереев, надежно не засвидетельствованные источниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИГНАТИЙ (кон. XIV - 1-я пол. XV в.), прп. (пам. в Неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Симоновский, Московский, иконник. Впервые упоминается прп. Иосифом Волоцким в «Духовной грамоте» (Пространная редакция монастырского устава, нач. XVI в.; Слово 10. «Отвещание любозазорным и сказание вкратце о святых отцах, бывших в монастырях, иже в Русской земле») в связи с уставными неурядицами в Симоновом Новом московском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре , возникшими после поставления игум. св. Феодора на Ростовскую кафедру (1388/89) и ухода из обители прп. Кирилла Белозерского (до 1397). Волнениям противостояли насельники прп. Варфоломей , Иоанн Златый, И., названные старцами, а также буд. митр. Киевский и всея Руси свт. Иона ( Иосиф Волоцкий, прп. Духовная грамота//ВМЧ. 1868. Сент. Дни 1-13. Стб. 552). Во 2-й редакции Жития свт. Ионы, входящей в 14-ю степень «Книги степенной царского родословия» (1560-1563), в связи с приходом будущего митр. Ионы на иночество в Симонов монастырь также приводятся имена насельников: «…и тамо подвизашеся… со блаженными Варфоломеем и со Иваном Златым и Игнатием иконником» (ПСРЛ. 1913. Т. 21. Ч. 2. С. 505). В компилятивном сб. «Сказание о святых иконописцах» (кон. XVII - нач. XVIII в.) И. ошибочно назван Златым, очевидно, по причине смешения с др. старцем Симонова монастыря, упоминаемым прп. Иосифом Волоцким вместе с И., Иоанном Златым: «Игнатий Златый, иконописец Симонова монастыря, сопостник прп. Кирилла Белозерского, писаше многия святыя иконы чудныя»; там же он назван собеседником буд. митр. Ионы (цит. по: Барсуков. 1882. Стб. 206; см.: Ровинский. 1856. С. 146 (назван Игнатием Златым)). Е. Е. Голубинский отождествлял И. с архим. московского в честь Преображения Господня (Спаса на Бору) мон-ря Игнатием, упоминаемым В. Н. Татищевым, полагая, что до 1404 г. он был монахом Симонова мон-ря. Утвердившееся в науке с сер. XIX в. именование И. Греком ( Снегирёв И. М. Древности Российского гос-ва. М., 1849. Отд. 1. C. 26; то же см.: Ровинский. 1856. С. 150) и приписывание ему авторства росписи собора Симонова мон-ря в 1338 г. (монастырь основан ок. 1370) были опровергнуты Н. П. Собко ( Собко. 1895. Стб. 445-446); эти сведения относятся к Исаии Греку (Гречину), расписавшему в 1338 г. новгородскую ц. в честь Входа Господня в Иерусалим (НПЛ. С. 348).

http://pravenc.ru/text/293417.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Свт. Иона, митр. Киевский и всея Руси. Покров. 50–60 е гг. XVII в. (ГММК) (рубеж 80-х и 90-х гг. XIV в., Галичское княжество - 31.03. 1461, Москва), свт. (пам. 31 марта, 27 мая, 15 июня, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей), митр. Киевский и всея Руси. Житие Сведения о жизни святителя до рукоположения во епископа в основном содержатся в его Житии, составленном перед канонизацией, совершенной в 1547 г. по указанию митр. Московского и всея Руси свт. Макария . Со 2-й пол. XIX в. принято выделять 3 редакции, помимо к-рых существуют особые виды и версии Жития. Первая редакция, имеющая название «Слово похвальное иже во святых отцу нашему Ионе», читается в Успенском списке Великих Четьих-Миней под 31 марта (ВМЧ. Март. Дни 26-31. С. 1901-1911). В «Слове похвальном...» использованы записи о чудесах, совершавшихся по молитвам к И., фиксация к-рых, видимо, велась при митрополичьем дворе,- они отразились в Сводной Кормчей митр. Даниила 20-30-х гг. XVI в. ( Белякова. 1992. С. 171-178). Вторая редакция Жития И. «Сказание отчасти жития иже во святых... Ионы митрополита» содержится в Степенной книге (XVI в.) (ПСРЛ. СПб., 1913. Т. 21. Ч. 2. С. 505-526). Третья, пространная редакция под названием «Повесть имат сказание, собрано отчасти жития и чудотворения… Ионы митрополита» сохранилась в 4 списках XVI-XVII вв. (опубл.: Усачёв. 2007. С. 17-60). Старшинство и датировка (ранее 1547) 1-й редакции Жития общеприняты. А. С. Усачёв предположил, что 3-я редакция, составленная ок. 1556 г., послужила основным источником 2-й редакции ( Усачёв. 2009. С. 205-216). Особые версии и виды Жития изучены мало и до сих пор не изданы (РНБ. Солов. 511/530. Л. 203; Q.1.603 и др.). Биография Согласно Житию, И. происходил из семьи землевладельца Федора Одноуша, вотчина которого находилась в галичских землях: «...близ предел Казанския земли, разстояние имея от Соли Галическия яко шесть поприщ, на реце Святице» (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 2. С. 505). Сел. Одноушево располагалось во владениях Симонова Нового московского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря. В Житии сообщается о раннем («от юности») стремлении святого к служению Христу.

http://pravenc.ru/text/578250.html

Помимо сохранившихся лицевых покровов и пелен в Успенском соборе по опубликованным письменным источникам известны др. произведения царских мастерских с образом И. В книгах «верхнего относа» (выдача материалов для дворцовых мастерских) под 15 дек. 1616 г. указан «покров Ионы митр., камка куфтерь багрова, около шит тропарь: «ото юности своея» серебром, образ его назнаменан белилы, подкладка холст бел» ( Забелин. 2003. С. 634). Вероятно, работа над этим покровом была начата еще до Смуты. Поскольку покров был передан в хоромы царицы-инокини Марфы Ивановны, можно предположить, что окружение молодого царя Михаила Феодоровича по завершении шитья фигуры И. в среднике надеялось на покровительство святого. В 1642 г. мастер Марк знаменил 6 дней на убрусе «по тафте жолтой» деисусную композицию с изображением святителей Петра, Алексия и И., а также свт. Феогноста. Этот шитый приклад предназначался, возможно, для одной из икон дворцовой ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы «что на сенях» (Там же. С. 726). Обретение мощей свт. Ионы, митр. Киевского и всея Руси. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70 е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.232. Л. 34) Обретение мощей свт. Ионы, митр. Киевского и всея Руси. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70 е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.232. Л. 34) Появление образа «нового чудотворца» И. в произведениях 2-й пол. XVI в. прославляло благодатность Русской Церкви, давшей многочисленных святых и подвижников. В росписях Благовещенского собора Московского Кремля (1547-1551) фигура И. в молении включена в композицию «Поклонение Жертве» в нижнем ярусе центральной алтарной апсиды. Со святителями Филиппом, Петром и Алексием И. изображен в алтарной части Троицкого собора Ипатиевского мон-ря (1685, артель Гурия Никитина). В стенописи собора Успенского мон-ря в Свияжске (сер.- 2-я пол. XVI в.; по датировке А. С. Преображенского, кон. XVI - нач. XVII в.) И. помещен в центральном регистре на сев. стороне сев. столпа, располагающегося в алтарной части здания. Святитель представлен в полном облачении, с поднятой высоко вверх благословляющей рукой.

http://pravenc.ru/text/578250.html

В 1374 г. они были канонизированы к местному почитанию К-польским патриархом Филофеем Коккином после принесения частиц их мощей в К-поль. Частицы мощей Виленских мучеников были помещены в кресте, подаренном патриархом Филофеем прп. Сергию Радонежскому ( Кучкин В. А. Сергий Радонежский и «Филофеевский крест»//ДРИ. 1998. [Вып.:] Сергий Радонежский и худож. культура Москвы XIV-XV вв. С. 16-22). Общероссийская К. Виленских мучеников состоялась лишь на Соборе 1549 г. К первым годам правления митр. Киевского и всея Руси Ионы (1448-1461) следует относить общецерковное прославление 3 русских подвижников: свт. Алексия Московского и всея Руси, прп. Сергия Радонежского и прп. Кирилла Белозерского . Местное почитание свт. Алексия началось, вероятно, вскоре после его кончины, еще при жизни вел. кн. Димитрия Донского. По мнению Г. М. Прохорова, между 1379 и 1382 гг., вероятно, в окружении преемника свт. Алексия, свт. Киприана (1390-1406), была написана краткая повесть «О Алексии митрополите», изображающая достоинства митр. Алексия ( Прохоров Г. М. Алексей (Алексий), митр. всея Руси//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 25-34). Мощи свт. Алексия были открыты в 1431 или 1438 г. при ремонте Благовещенского придела собора Чудова мон-ря, где находилась гробница святителя. Из-за продолжительной усобицы князей московского дома прославление свт. Алексия задержалось на 10-летие. В 1448 г. митр. Иона установил празднование успения и обретения мощей свт. Алексия. После этого его почитание (первоначально в границах Великого княжества Московского) получило широкое распространение. Прп. Сергий Радонежский. Икона. 1669 г. Иконописец Симон Ушаков (ГТГ) Прп. Сергий Радонежский. Икона. 1669 г. Иконописец Симон Ушаков (ГТГ) По мнению Голубинского, прп. Сергий Радонежский († 1392) «сделался общерусским святым сам собою, по причине своей великой славы» ( Голубинский. 1903. С. 72). Документальных известий о том, когда и как началось его почитание, нет. Начало местного почитания, видимо, было положено в 1422 г., когда были обретены мощи прп.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010