Свт. Иона, митр. Киевский и всея Руси. Роспись Троицкого собора Ипатиевского 1685 г. Артель Гурия Никитина Свт. Иона, митр. Киевский и всея Руси. Роспись Троицкого собора Ипатиевского 1685 г. Артель Гурия Никитина В К-поле добиться назначения И. на митрополичью кафедру не удалось: патриарх в 1436 г. уже поставил митрополитом Киевским и всея Руси Исидора. Вел. кн. Василий II в послании в К-поль 1441/43 г. выражал удивление в связи с таким решением патриарха: «Не вемы же убо, за какое дело нашего прошениа не прияли… того нам епископа Иону на митрополию не поставили, и тому есмы невмале подивились, что ради нашего посланиа, или свое высочайшее поставише, тако сотвориша» (АИ. Т. 1. С. 73, 39; ПСРЛ. Т. 6. С. 162-167; Т. 20. С. 251-254). В послании имп. Константину XI, относящемся к июлю 1451 (или 1452) г., вел. князь подчеркивал, что еще «до его [Ионы] прихождения царь и патриярх поставиша… Исидора митрополитом» (РФА. 2008. С. 106, 13). То же самое утверждал И. в грамоте, отправленной киевскому кн. Александру (Олельку) Владимировичу, очевидно, в 1-й пол. 1450 г.: «Тогда мы вмале не успехом, а Исидора уже поставили на митрополью»; из этой же грамоты следует, что И. вернулся на Русь вместе с митр. Исидором (Там же. С. 225, 65), оказавшимся в Москве 2 апр. 1437 г. (вероятно, И. прибыл в К-поль для поставления не позднее нач. 1437). Визант. власти, отказывая в просьбе о поставлении нареченного митрополита правителю такой крупной правосл. страны, какой была в то время Русь, нашли способ дать И. заверения общего характера. В посланиях, написанных вскоре после 1448 г., И. сообщал о полученном им патриаршем благословении на митрополию в случае, если митр. Исидор умрет или «каково инаково о нем ся станет» (Там же. С. 225, 65; С. 93, 7.1). О том же обещании вел. кн. Василий II напоминал в послании имп. Константину XI 1451/52 г.: «...а что Божия воля о Сидоре произмыслит: или смертию скончается, или иначея что о нем будет, ино ты еси, Иона, по нем будеши митрополитом» (РИБ. Т. 6. С. 579); в др. редакции послания: «И ты, Иона, епископ Рязанский, готов благословен на той великий престол» (РФА. Вып. 1. С. 90). В великокняжеских и митрополичьих посланиях рубежа 40-х и 50-х гг. XV в., после возведения И. на митрополичий стол Собором рус. епископов, этот аргумент использовался в качестве обоснования самостоятельного, минуя К-поль, поставления И. в митрополиты: «...поминаа прежнее на нас повеление святого царя и благословение святого и вселенскаго патриарха и всего святого вселенского збора, и по думе господина сына моего великого князя имярек и его молодшие братие князей» (РФА. 2008. С. 93, 7.1).

http://pravenc.ru/text/578250.html

И. принял постриг в Отенском мон-ре при архим. Харитоне, основателе обители. Через нек-рое время он был рукоположен во иерея, затем стал игуменом Белого во имя святителя Николая Чудотворца монастыря , кончанской обители Неревского конца Новгорода. После смерти 10(12) марта 1458 г. Новгородского архиеп. свт. Евфимия II И. 19 марта был избран владыкой в Новгороде в соборе Св. Софии «жребием, и нароком всех людий, и изволением всего собора» (БЛДР. Т. 7. С. 238; ср. запись об этом событии в списке Иерусалимского устава из новгородского Хутынского мон-ря ГИМ. Син. 332 - Бобров. 2001. С. 44). Согласно «Летописи Авраамки», 1-я часть к-рой была переписана в кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в. и отражает владычное летописание эпохи архиерейства И. (возможно, оригинал свода И.), др. кандидатами на кафедру кроме «игумена святого Николы» И. были хутынский игум. Леонтий и мон. (игумен?) Коневского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря Варлаам (ПСРЛ. Т. 16. Стб. 197). В летописном рассказе об избрании И. и о введении его на владычный двор он характеризуется как «благоумный, и смиреный, и нищелюбивый» (Там же). 11 янв. 1459 г. вместе с послами от Вел. Новгорода И. отправился на поставление в Москву. По пути И., вероятно, посетил Троице-Сергиев монастырь , дав обет построить в Вел. Новгороде храм в честь прп. Сергия Радонежского . 1 февр. И. был хиротонисан в Москве во архиепископа Новгородского Собором епископов (в составе Феодосия (Бывальцева) Ростовского, Филиппа Суздальского (см. Филипп I , митр. Московский и всея Руси), Геронтия Коломенского , Евфросина Рязанского; 3 первых епископа позднее стали митрополитами всея Руси) во главе со св. митр. Ионой . И. дал митрополиту грамоту с обещанием не иметь отношений с непризнанным в Москве Киевским митр. Григорием . Такую же грамоту И. дал вел. князьям Василию II Васильевичу и Иоанну III Васильевичу . После кончины свт. Ионы в 1461 г. митр. Феодосий разослал рус. архиереям, в т. ч. И., послания с призывом быть верными своему обещанию и не подчиняться Григорию (грамота митр. Феодосия И.- РИБ. Т. 6. 95. Стб. 691). В Вел. Новгород И. прибыл 6 марта, был торжественно встречен новгородцами.

http://pravenc.ru/text/578254.html

Из епархий в пределах Польского королевства была образована униат. Галицкая митрополия во главе с принявшим унию митр. Иоакимом. На эти епархии власть И. не распространилась, несмотря на попытки святителя добиться этого от кор. Казимира IV (Там же. Стб. 568-570, 68.III). Для решения важнейших церковных вопросов на литов. землях, требовавших участия Литовского вел. князя, И. отправлял посольства. Адм. деятельность святителя в западнорус. епархиях отражена, в частности, в ставленой грамоте Смоленскому еп. Мисаилу (Пеструцкому) (РФА. 1987. Вып. 3. 11), в грамотах митрополичьим наместникам (РФА. 2008. С. 181-182, 44; С. 205, 57; 1992. Вып. 5. 53). Рака свт. Ионы, митр. Киевского и всея Руси, в Успенском соборе Московского Кремля. Фотография. Нач. ХХ в. Рака свт. Ионы, митр. Киевского и всея Руси, в Успенском соборе Московского Кремля. Фотография. Нач. ХХ в. В 1450 или в 1451 г. И. заложил в Московском Кремле каменную митрополичью резиденцию с ц. в честь Положения ризы Пресв. Богородицы. Основание храма, видимо, следует отнести к 1451 г. В этом году 2 июля, на праздник Положения ризы Пресв. Богородицы, И. находился в Кремле, когда город внезапно осадили войска татарского царевича Мазовши, в тот же день ушедшие из москвы. После удачного сражения рус. войск «со многими силами» хана Сеид-Ахмета в 1459 г. по благословению И. был возведен каменный придел Успенского собора Московского Кремля в честь Похвалы Пресв. Богородицы. В янв. 1456 г. И. принимал участие в торжественном возвращении из Москвы в Смоленск Смоленской иконы Божией Матери . По его настоянию один из списков чудотворной иконы, предназначенный вел. кн. Василием I для отправки с первообразом, был оставлен в Москве. В кон. 50-х гг. XV в. на долю святителя, к-рый был уже стар и болен (РИБ. Т. 6. Стб. 615, 79), выпали серьезные испытания. В Риме было принято решение о разделении общерус. митрополии. 15 окт. 1458 г. ученик Исидора, признаваемого на Западе общерусским митрополитом, Григорий был поставлен униатским К-польским патриархом Григорием III Маммой на Киевскую митрополичью кафедру.

http://pravenc.ru/text/578250.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОКЛАД декоративное покрытие, как правило из металла, прежде всего драгоценного (золота, серебра), неотъемлемая и значимая часть священного предмета, иконы или др. церковной утвари. Происхождение слова связано со значениями «основывать», «строить» («окладывати»), «окружить», «покрыть чем-либо» («обложити»), «сделать металлическое покрытие» («оковати», см.: Срезневский И. И. Словарь древнерус. языка. М., 1989р. Т. 2. Ч. 1: Л-О. Ст. 640, 643; Словарь древнерус. языка (XI-XIV вв.). М., 2000. Т. 6: Овадъ-покласти. С. 109; 2002. Т. 5: Молимъ-обятьнь. С. 504). В нач. XX в. в России вместе с открытием древнерус. живописи получило распространение мнение, отрицавшее художественную ценность О. как поздних произведений, не связанных с иконописью ( Сычев. 1976; Трубецкой. 1991; Муратов. 2008). Противоположного мнения придерживался свящ. П. А. Флоренский, указывавший на символическое и художественное выражение иконной «кузни», к-рую составляют О., риза, венчики, цата, ожерельица, убрус и проч. ( Флоренский. 1993). При всем интересе к старине многочисленные серебряные О. икон в XIX - нач. XX в. еще не были систематизированы и исследованы ( Никольский. 1915). Рака свт. Ионы, митр. Московского. 1585 г. (Успенский собор Московского Кремля). Рака свт. Ионы, митр. Московского. 1585 г. (Успенский собор Московского Кремля). Источником сведений по истории О. в Др. Руси являются церковные и монастырские описи, в к-рых фиксировали в первую очередь драгоценности О. и оценивали по ним достоинство иконы. По описям можно проследить все изменения, происходившие в драгоценном уборе чтимых икон. Учитывались также иконы, к-рые специально писали под О. не «на золоте», а «на красках», чтобы затем поля и фон обложить басменным (см. ст. Басма ) или чеканным серебром. Драгоценным металлом оковывали предметы любого размера, сделанные из различных материалов,- от миниатюрного костяного наперсного образка до деревянного тябла в иконостасе. Стиль и техника изготовления О., характер орнамента, надписей, священных изображений взаимосвязаны с иконографией, с размером иконы, а также с ее деталями. Форма, декор, стиль и техника изготовления драгоценных О. в разных художественных центрах имеют ярко выраженные региональные отличия. Благодаря золоченым серебряным О. краски на иконах заметно преображаются, становятся более насыщенными, а сами иконы обретают праздничный вид. Драгоценный О. всегда олицетворял «внеземной свет вечности».

http://pravenc.ru/text/2578241.html

Прпмч. Никон был поставлен единолично во епископа свт. Феодосием, еп. Кизическим, но по особому божественному повелению. 24 . Предпразднство Благовещения Пресв. Богородицы. Прп. Захария монаха, затворника; свт. Артемона, еп. Селевкии Писидийской; прп. Иакова исповедника. 25. Благовещение Пресвятой Богородицы. 26 . Собор архистратига Гавриила. Сщмч. Иринея, еп. Сремского; прп. Малха, прп. Василия нового; мчч.: Вафусия и Верка пресвитеров, монаха Арпилы, мирян: Авива, Агна, Реаса, Игафракса, Искоя, Силы, Сигица, Сонирила, Суимвла, Ферма, Филла, жен: Анны, Аллы, Ларисы, Моико, Мамики, Уирко, Анимаисы, Гаафы и Дуклиды. 27 . Св. Матроны Селунской, мчч.: Мануила и Феодосия; прп. Иоанна прозорливого. 28 . Прп. Илариона нового, игум. Пеликитского, прп. Стефана чудотворца, мчч.: Ионы и Варахисия и с ними: Занифана, Лазаря, Маруфана, Нарсина, Илии, Марина, Авива, Сивсифина и Саввы; прп. Евстратия Печерского. 29 . Мчч. Марка, еп. Арефусийского, Кирилла диакона и иных, при Юлиане мучителе пострадавших; прп. Иоанна, свт. Евтсафия исповедника, еп. Вифинийского. 30 . Прпп. Иоанна описателя лествицы, Иоанна безмолвника, Зосимы, еп. Сиракузского, прор. Иоада, свв. апп. Сосфепа, Аполлоса, Кифа, Кесаря и Епафродита, от 70-ти; св. Еввулы. Прп. Иоанн Лествичник († ок. 563 г.), живя в уединении, при подошве горы Синая, в каждую субботу и воскресенье ходил в храм синайский для слушания божественной литургии и приобщения св. Тайн, а наши раскольники-безпоповцы во всю жизнь не причащаются св. Тайн, да еще ссылаются на примеры свв. мучеников и подвижников, которые будто бы тоже не причащались, однако спаслись. 31. Сщмч. и чудотворца Игнатия, еп. Гангрского, прпп.: Ипатия, игумена в Руфианах и Апполония, мчч.: Авды, еп. г. Сузы, и Вениамина диакона; преставление свт. Ионы, митр. Киевского и всея России.: Апрель 1 . Прп. Марии египтяныни, прпп. Евфимия, Суздальского чудотворца, и Макария, игумена Пеликитского; мчч.: Геронтия, Василида и Авраамия Болгарского; прав. Ахаза. Раскольники-безпоповцы говорят, что прп. Мария († 527) египетская во всю свою жизнь не причащалась тела и крови Христовой, однако спаслась. Между тем из жития ее видно, что она пред своим удалением в пустыню причастилась св. Тайн Христовых в Предтечевой церкви на Иордане и пред своею кончиною – от св. старца Зосимы.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕННАДИЙ (Кожин (Кожа) Григорий Васильевич; † апр. 1477, Тверь), еп. Тверской, сын Василия Ананьевича Кожи (см. Василий Кашинский ), младший брат прп. Макария Калязинского , дядя прп. Паисия Угличского . По-видимому, Г. Кожин принял постриг в одном из кашинских мон-рей. После того как в 1458 г. архим. Отроча тверского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря Моисей был возведен на Тверскую кафедру, настоятелем мон-ря в сане архимандрита стал Г. Возведение Г. на Тверскую кафедру осуществилось в условиях разделения Русской митрополии, после того как в Киеве утвердился митр. Григорий Болгарин , поставленный в окт. 1458 г. бывш. К-польским патриархом, униатом Григорием III Маммой . Тверской еп. Моисей не принял участия в коллективных выступлениях рус. епископов против признанного в Литовском великом княжестве митр. Григория. По-видимому, позиция еп. Моисея была обусловлена аналогичной (пролитов.) позицией тверского вел. кн. Бориса Александровича, после смерти к-рого (10 февр. 1461) еп. Моисей был лишен сана и отправлен в Отроч мон-рь. Боярская группировка, пришедшая в Твери к власти при малолетнем вел. кн. Михаиле Борисовиче, предложила Г. в качестве кандидата на Тверскую кафедру. Тверской боярин С. З. Бороздин сопровождал Г. в Москву, где 22 марта 1461 г. состоялась его хиротония во епископа Тверского, к-рую возглавил митр. св. Иона . (Такое поставление было необычным: по традиции для поставления епископов митрополиты приезжали в Тверь, в частности так был поставлен еп. Моисей.) Г. дал повольную (присяжную) грамоту митр. Ионе, в к-рой обещал иметь его «отцом и наставником»; в отношении митр. Григория Болгарина, «или кто ины митрополит будет поставлен от латын», епископ дал обязательство «не приступати ми к нему, ни приобщения, ни соединения ми с ним не имети никакова» (РИБ. Т. 6. 92. Стб. 684). Г. был последним ставлеником свт. Ионы, скончавшегося через 9 дней после хиротонии Тверского епископа.

http://pravenc.ru/text/162092.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАССИАН († 21.10.1556, Кириллов Белозерский мон-рь), еп. Рязанский и Муромский. Вероятно, К. был пострижеником Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря (о чем косвенно свидетельствуют его вклады в эту обитель и уход туда на покой). А. А. Зимин вслед за П. М. Строевым полагал, что К. до 1550/51 г. являлся настоятелем Юрьева новгородского муж. мон-ря ( Зимин. 1958. С. 46, 92; Он же. Крупная феодальная вотчина и соц.-полит. борьба в России (кон. XV-XVI вв.). М., 1977. С. 298; Строев. Списки иерархов. Стб. 45). Прп. Зиновий Отенский в Похвальном слове свт. Ионе Новгородскому писал о неблагоговейном отношении, проявленном к мощам свт. Ионы архимандритом Юрьева мон-ря Иларионом (1551-1553), и объяснял это тем, что Иларион был преемником К. ( Калугин Ф. Зиновий, инок Отенский, и его богосл.-полемич. и церк.-учительские произведения. СПб., 1894. Прил. С. 26). Один из предшественников К. на Рязанской кафедре, еп. Иона, до поставления во епископа (1522) был игуменом Юрьева мон-ря. Хиротонию К. возглавил, очевидно, Московский митр. св. Макарий . Точная дата в источниках не отмечена, но можно с уверенностью предположить, что К. был хиротонисан в 1550/51 г. Несохранившаяся несудимая грамота царя Иоанна IV Васильевича К. на земли Рязанского архиерейского дома в Рязанском у. датировалась 1550/51 г. и была, по-видимому, выдана в связи со вступлением на кафедру. К. участвовал в Стоглавом Соборе 1551 г. О выступлениях Рязанского епископа на Соборе неизвестно; очевидно, он действовал в согласии с др. участниками Собора. В 1552 г. митр. св. Макарий послал в недавно созданный Шацкий городок (ныне г. Шацк Рязанской обл.) иерея и диакона для освящения Воскресенского, Никольского и Борисоглебского храмов. Рязанский епископ воспринял это как вторжение на свою каноническую территорию и обратился к царю с жалобой на митрополита, ссылаясь на грамоту митр. Феогноста Рязанской епископии на Червленый Яр (РИБ. Т. 6. 18). Действия митрополита объясняются нечеткостью епархиальных границ. В 1553/54 г. митр. Макарий выдал К. благословенную грамоту на присоединение Шацкого городка к Рязанской епархии. При К. в епархии прошло судебное разбирательство о принадлежности борисоглебских владычных земель, решившееся в пользу владычных крестьян. 30 янв. 1553 г. царь пожаловал К. пруд на р. Лыбедь в Рязанском у.

http://pravenc.ru/text/1681263.html

Между 1451 и 1453 гг. (по мнению А. Б. Мазурова, в 1452 (Средневековая Коломна. С. 203, 438)) Г. был хиротонисан во епископа Коломенского, являлся одним из ближайших помощников митр. св. Ионы , исполнял его особо важные поручения. В 1454 г. в послании Смоленскому еп. Мисаилу свт. Иона писал, как в 1453 г., во время набега татар на костромские пределы, он и вел. князь посылали к можайскому кн. Ивану Андреевичу «Коломеньскаго владыку Геронтия», чтобы можайский князь «пошел на оборонь христианьству, воевод ли бы с своими людми послал» (АИ. Т. 1. С. 104. 56; РФА. Ч. 1. С. 204. 60). В 1455 г. Г. участвовал в Соборе, рассматривавшем вопрос о Ростовском архиеп. Феодосии, к-рый, руководствуясь Студийско-Алексиевским уставом, разрешил вкушение скоромной пищи в Богоявленский сочельник, пришедшийся на воскресный день. В дек. 1459 г. собравшиеся в Москве иерархи, в т. ч. Г., направили послание западнорус. епископам, призывая их сохранять единство митрополии и не признавать поставленного в Риме митр. Григория Болгарина . Одновременно великорус. иерархи засвидетельствовали свою верность митр. Ионе. В 1461 и 1464 гг. Г. участвовал в интронизации предстоятелей Русской Церкви митрополитов Феодосия и Филиппа I , 22 марта 1461 г.- в хиротонии Тверского еп. Геннадия (Кожина) , в дек. 1472 г.- в хиротониях Рязанского еп. Феодосия и Новгородского архиеп. Феофила . Г. присутствовал при перенесении мощей Московских святителей в 1472 г., перед началом строительства нового Успенского собора. По предположению Мазурова, в 1462 г., к 10-летию архиерейства Г., для него в великокняжеской мастерской был изготовлен епископский жезл из моржовой кости, ставший одним из шедевров древнерус. декоративно-прикладного искусства ( ныне хранится в НГОМЗ). Как считает А. В. Чернецов, посох Г. со временем оказался у Новгородского архиеп. св. Геннадия (Гонзова) ( Чернецов А. В. Резные посохи (работа кремлевских мастеров). М., 1987. С. 7). Г.- митрополит Московский и всея Руси После кончины 5 апр. 1473 г. митр. Филиппа I 23 апр.

http://pravenc.ru/text/164853.html

Во 2-й пол. XIII-XV в. в связи с длительными отъездами Киевских митрополитов из Ср. Поднепровья в Сев.-Вост. Русь или по причине их смерти, ордынских набегов и эпидемий имели место неоднократные попытки завладеть землями и имуществом западнорус. части М. о. Так, после смерти литов. ставленника на митрополию Романа (1352-1364) владения митрополичьего дома, права на сбор дани и пошлины в ВКЛ присвоила русско-литов. знать. Свт. Киприан вспоминал в 1378 г., что начиная с 1376 г. ему удалось «места церковная, запустошена давными леты» вернуть «к митрополии всея Руси», причем «Новый Городок литовьскый давно отпал, и яз его оправил и десятину доспел к митрополии же и села. В Велыньской же земли тако же…». Кроме того, «тако же отприснаа села софийская отпала к князем и бояром, и яз тых доискываюся» ( Прохоров Г. М. Повесть о Митяе. Л., 1978. С. 200). Точное число софийских сел М. о. в это время в Ср. Поднепровье неизвестно. Однако в акте посл. четв. XV в. отмечено, что их число было значительным. На Софийский двор их жители, а также проживавшие в этих селах «боярские люди» в основном платили лишь старинную денежную и медовую дань «на празник Пречистой Богоматери» (АЗР. Т. 1. 26. С. 37-38). Согласно ставленой грамоте митр. св. Ионы на киевское наместничество, в которой святитель ссылается на установления митр. св. Фотия , данный наместник митрополита ведал помимо Киева также городами Вильно, Новогрудок и Гродно (РФА. 2008. 44. С. 180; Абеленцева. Митр. Иона. 2009. 44. С. 409). Во 2-й пол. XV в. при разборе прав собственности на землю представителям, управлявшим М. о., из-за утрат документов в митрополичьем архиве далеко не всегда удавалось подтвердить права собственности на владения, захваченные служилыми людьми, в т. ч. теми, ближайшие предки к-рых ранее служили при митрополичьем дворе. В ряде случаев первосвятители сами подвергали аресту и суду своих наместников, к-рые были заподозрены или обвинены в присвоении движимого или недвижимого имущества М. о. Так, в авг. 1404 г., приехав в Киев, свт. Киприан «наместника своего Тимофея архимандрита и слуг своих тамошних поима и отосла на Москву, и постави тамо наместника своего Феодосия, архимандрита Спаскаго; сице же и слуг своих избра, повеле им на Киев быти со архимандритом наместником его» ( Присёлков. 1950. С. 458).

http://pravenc.ru/text/2563400.html

вел. князь произвел частичное изъятие церковной недвижимой собственности в присоединенной Новгородской земле. По-видимому, после 1479 г. прекратились пожалования Иоанна III Васильевича митрополичьему дому. Шло планомерное сокращение иммунитетных прав митрополичьей кафедры, ее земли все чаще жаловались вел. князем в условное владение служилым людям. Проявлением нарушения главой гос-ва церковных установлений стало то, что при закладке в 1479 г. на московском посаде ц. во имя свт. Иоанна Златоуста (небесного покровителя вел. князя) Иоанн III сделал «игумна» этого храма «выше всех соборных попов и игуменов града Москвы и загородскых попов» (ПСРЛ. Т. 25. С. 323). Возможно, одной из причин охлаждения отношений между Г. и Иоанном III было различное представление о порядке избрания митрополита. Г., как и его предшественники на кафедре, начиная со свт. Ионы, считал себя вправе «благословить» при жизни преемника (об этом свидетельствует повольная грамота Тверского еп. Вассиана 1477 г., в к-рой Тверской архиерей обещает «не отступать» от Г. и от его преемника, «кого Бог избереть, и благодать Святого Духа, и отец нашь святейший митрополит Геронтий всея Русии кого на то на свое место, на Рускую митрополию, благословить ко престолу Пречистыа Богоматери и ко гробу святого чюдотворца Петра» - РФА. Ч. 3. Прил. 38. С. 689-690). Вел. князь стремился сам распоряжаться высшими церковными должностями, о чем говорят сведение по его инициативе с кафедры Новгородского архиеп. Феофила в нач. 1480 г. и поставление после смерти Г. по воле Иоанна III митрополитами Зосимы , затем Симона , а также смещение митр. Зосимы в 1494 г. Благословение митр. Геронтием вел. кн. Иоанна III Васильевича в поход на Новгород. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Шумиловский том. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 232. Л. 177) Благословение митр. Геронтием вел. кн. Иоанна III Васильевича в поход на Новгород. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Шумиловский том. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 232. Л. 177) В 1478/79 г.

http://pravenc.ru/text/164853.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010