7. Афанасий (Селичев), игумен. Епископ Афанасий (Сахаров) как хранитель церковных традиций в период гонений//Меневские чтения, 2006. Ежегодное научное издание. Сергиев Посад, 2007. С. 60–82. 8. Афанасий (Селичев), игумен. Эпистолярное творчество епископа Афанасия (Сахарова) как форма духовного просветительства в годы гонений. Выступление на VII Меневских чтениях: «Церковное просветительство: вчера и сегодня», Сергиев Посад, 9–10 сентября 2012 г. Машинопись. – 5 с. 9. Афанасий, иеромонах. О внесении в церковный месяцеслов всех русских памятей. Доклад на 35-м заседании Отдела о богослужении, проповедничестве и храме Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–18 гг.//Богословские труды. Сб. 34. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1988. С. 356–361. 10. Афанасий, свт., исп., еп. Ковровский. «Какое великое утешение – вера наша!..» Избранные письма/Сост., вступ. ст. и прим. О. В. Косик. М.: ПСТГУ, 2012. – 470 с. 11. Бунтилов Михаил, свящ.«Я горячо люблю свою родину» (по поводу письма святителя Афанасия Ковровского председателю Совета Министров СССР Г. М. Маленкову от 29 июля 1954 г.)//Афанасьевский сборник. Вып. I. С. 66–69. 12. Житие святителя Афанасия, епископа Ковровского, исповедника и песнописца. Владимир: Богородице-Рождественский монастырь, 2002. – 48 с. 13. Журавский А. В. Во имя правды и достоинства Церкви. Жизнеописание и труды священномученика Кирилла Казанского. М.: Изд. Сретенского м-ря, 2004. – 864 с. 14. Игумен Афанасий (Селичев). Святитель Афанасий (Сахаров) , исповедник, в его отношении к старообрядцам. Официальный сайт Владимирской епархии: 15. Исмайылов Артемий, свящ. Святитель Афанасий в истории города Петушки//Афанасьевский сборник. Вып. I. С. 45–51. 16. Кантов Д. В. Святитель Афанасий (Сахаров) и 800-летие Успенского кафедрального собора//«Свет Невечерний». Журнал Владимирской епархии РПЦ (МП). 2007. 13. С. 55–61. 17. Катышев Г. И. Петушки обетованные. М.: Изд Сретенского м-ря, 2007. – 536 с. 18. Кифа: Патриарший Местоблюститель священномученик Петр, митрополит Крутицкий. М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. – 952 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

2 См.: Минея-Ноябрь. М., 2002. Ч. 1. С. 131–147. 3 «В тот день, в который... Русская Церковь совершает общий праздник Всех Русских Святых, святая Гора Афонская совершает общий праздник всех своих преподобных... Гора Афонская с сонмом ее подвижников имеет величайшее значение для Православной Русской Церкви. На Афоне – корни всего русского подвижничества. По значению афонских подвижников для Русской Православной Церкви и для русского народа, следовало бы и в нашем церковном Уставе отметить общий праздник всех преподобных афонских. Но Русская Церковь теперь не может праздновать этот праздник одновременно с Афоном во вторую Неделю по Пятидесятнице, потому что в этот день у нас свой великий праздник. Поэтому праздник афонских преподобных должен быть перенесен на ин день, и лучше всего на предшествующую субботу. Тогда наше празднование афонских преподобных не будет слишком отдалено от празднования им на Афоне, оно будет соответствовать также в субботу на сырной седмице совершаемому празднованию всех преподобных и, главное, будет своеобразным предпразднеством к весеннему празднику Всех Русских Святых» (Афанасий (Сахаров), еп. О празднике Всех Святых, в земле Русской просиявших, и о службе на сей праздник//Служба Всем Святым, в земле Русской просиявшим/Сост.: еп. Ковровский Афанасий (Сахаров). М., 1995. С. 15, 16). В текущем году из-за совершения в субботу перед 2-й Неделей по Пятидесятнице празднования в честь Владимирской иконы Божией Матери служба Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших, может быть перенесена на пятницу, 22 июня. 4 В Минее (см.: Минея-Май. Ч. 3. С. 387–408) приводится бденная служба в честь Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших. По мнению свт. Афанасия (Сахарова), «подобно празднику всех преподобных на сырной седмице, и праздник всех афонских подвижников у нас может быть совершаем как праздник со славословием» (Афанасий (Сахаров), еп. О празднике Всех Святых, в земле Русской просиявших, и о службе на сей праздник//Служба Всем Святым, в земле Русской просиявшим/Сост.: еп. Ковровский Афанасий (Сахаров). М., 1995. С. 16). Исходя из особенностей построения службы в Минее (напр., наличия двух канонов святым и проч.), наиболее приемлемым можно считать совершение в этот день полиелейной службы в честь афонских преподобных.

http://patriarchia.ru/bu/2024-07-05/

Уникальный синодик свт. Афанасия (Сахарова) восстановлен на Валааме Валаам, 28 октября 2014 г. 28 октября Русская Православная Церковь отмечает день памяти святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского. Этот святой особо запомнился составлением поминального синодика забытых имен подвижников благочестия, церковных и государственных деятелей России с IX по ХХ вв., расписанных по дням памяти, особым поминальным дням и по хронологии. В Валаамском монастыре на скиту Всех Святых закончилась кропотливая работа по восстановлению синодика свт. Афанасия, и началось поминовение усопших, сообщают из обители. Синодик свт. Афанасия, - это еще и список исчезнувших и поруганных монастырей, скитов и пустынь, за насельников которых действительно уже некому молиться: исчезли все данные, и утрачена связь поколений, и некому продолжать поминовение, которое иногда продолжалось веками. Под руководством начальника Всехсвятского скита схиигумена Серафима (Покровского) труд владыки Афанасия перевелся в удобный вариант и содержит сейчас 3001 имя. Среди них очень редкие и забытые имена, кропотливо собранные свт. Афанасием. Трудоемкую работу по сверке имен на историческую подлинность возглавлял насельник Валаамского монастыря, иерей Евгений (Бокша): " Такое дело может вдохновить не одного человека, а даже очень многих. Ведь по сути, это история русской святости, и имена отнюдь не случайны, это видно хотя бы из того, сколько имен из этого синодика мы теперь имеем в святцах, говорит отец Евгений. - Например, в ноябре поминаются среди прочих Иоанн и монахиня Мария — родители святого благоверного князя Димитрия Донского, а также родители преподобного Паисия Величковского, монахиня Иулиания и протоиерей Иоанн " . А главное — теперь все желающие могут принять участие в чтении поминального синодика свт. Афанасия. Для этого надо всего лишь обратиться с такой просьбой на почтовый адрес ( av.valaam@mail.ru ), святая обитель вышлет его для келейного и домашнего поминовения редких и забытых имен подвижников благочестия. 28 октября 2014 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/74668.html

Литература Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета 1. Аверинцев С.С. Премудрость в Ветхом Завете//Альфа и Омега. М., 1994, 2. Андрей Кесарийский, св. Толкование на Апокалипсис. Репринт по изд. М., 1901. Иосифо-Волоколамский монастырь, 1992. 3. Афанасий Великий, свт. Синопсис//Христианское Чтение. 1841, 24 4. Афанасий Великий, свт. Творения. Т. 4. М., 1994. 5. Афанасий (Сахаров), еп., Ковровский, свт. О поминовении усопших по уставу Православной Церкви. Спб.: Сатис, 1995 6. Афанасьев Д. Руководство к изучению Священного Писания Ветхого Завета. Ч. 3. Учительные книги. Джорданвилль, 1975. 7. Буйе Л. О Библии и Евангелии. Брюссель, 1988. 8. Василий Великий, свт. Творения. Репринт по изд. «Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесари Каппадокийския». М., 1845 – 1891. М., 1991 – 1993. Ч. 1. М., 1991. Ч. 2. М., 1993. Ч. 4. М., 1993. 9. Вильгерт Владимир, свящ. Архимандрит Таврион (Батозский). Жизнеописание, воспоминания духовных чад, проповеди. М.: Отчий дом, 2001. 10. Григорий Богослов, свт. Собрание творений: В 2 т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. 11. Григорий Нисский, свт. Изъяснение Песни песней Соломона. М.: Изд. имени святителя Игнатия Ставропольского, 1999. 12. Григорий Нисский, свт. О жизни Моисея законодателя. М., 1999. 13. Григорий Нисский, свт. О надписании псалмов. М.: Изд. имени святителя Игнатия Ставропольского, 1998. 14. Григорий Нисский, свт. Об устроении человека. СПб., 1995. 15. Григорий Нисский, свт. Точное толкование Экклезиаста Соломонова. М.: Изд. имени святителя Игнатия Ставропольского, 1997. 16. Давыденков О., свящ. Догматическое богословие. Курс лекций. Ч. 3. М., 1997. 17. Ефрем Сирин, преп. Творения. М.: Изд. «Отчий дом», 1995. 18. Заведеев П. Лекции по богословским наукам (Полное руководство для подготовки к экзамену на священника). Священное Писание Ветхого Завета. 1908. 19. Иерофей (Влахос), митр. Господские праздники. Симферополь: «Таврия», 2002. 20. Иерофей (Влахос) митр. Православная психотерапия (святоотеческий курс врачевания души). СТСЛ, 2004.

http://sedmitza.ru/lib/text/431663/

131 Цит. по: Иларион (Алфеев) , игум . Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. М., 2003. С. 135. 132 Цит. по: Иларион (Алфеев), игум. Христос – победитель ада. СПб., 2001. С. 84. 133 Афанасий Великий , свт. Творения. М., 1994. Т. 3. С. 464. 134 Собрание писем свт. Афанасия (Сахарова) . М., 2001. С. 272. 135 Василий Великий, свт . К епископу Оптиму. Творения. СПб., Изд. Сойкина, 1911. Т. 3. С. 324. 136 Григорий Богослов, свт. Слово 30. О богословии четвёртое, о Боге Сыне второе. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Т. 1. С. 433. 137 Григорий Богослов, свт . Собр. творений в 2х томах. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Т. 1. С. 543. 138 Григорий Нисский, свт. Творения в 8и частях. М., 1865. Ч. VII. С. 530.. 139 Епифаний Кипрский , прп . Творения. М., 1863. Ч. 1. С. 140. 140 Феофан Затворник, свт. Толкование Послания апостола Павла к Римлянам. М.: Правило веры, 2006. С. 205. 141 Ефрем Сирин, прп . Творения. Сергиев Посад, 1914. Ч. 8. С. 312. 142 Иоанн Лествичник, прп. Лествица. Слово 1. §3. 143 Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. Слово 90. М., 1858. С. 615. 144 Исаак Сирин, прп . О Божественных тайнах и о духовной жизни. Беседа 39. М., 1998. §2, 6. 145 Цит. по: Brian E. Daley sj. Апокатастасис и «благое молчание» в эсхатологии св. Максима Исповедника. 146 Софроний (Сахаров) , архим. Старец Силуан Афонский . М., 1996. С. 110. 147 Там же. С. 23. 148 См. основательное исследование этого вопроса в работе игумена (ныне митрополита) Илариона (Алфеева) «Христос – победитель ада». СПб., 2001. 149 Григорий Нисский, свт . Опровержение Евномия//Творения в 8и частях. М., 1864. Ч. VI. С. 429. 150 Игнатий (Брянчанинов), свт. Отечник. Гл. 35. Слово 242. 151 Симеон Новый Богослов, прп . Божественные гимны. Сергиев Посад, 1917. С. 272. 152 Понятие вечности не означает ни бесконечности во времени, ни тем более остановки жизни. Как отмечал Владимир Лосский , «если движение, перемена, переход от одного состояния в другое суть категории времени, то им нельзя противопоставлять одно за другим понятия: неподвижность, неизменность, непреходящесть некой статичной вечности; это была бы вечность умозрительного мира Платона, но не вечность Бога Живого. Если Бог живёт в вечности, эта живая вечность должна превосходить противопоставление движущегося времени и неподвижной вечности» ( Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. С. 233). См. также: Павел Флоренский , свящ. Столп и утверждение истины, письмо «Геенна»; митр. Макарий (Оксиюк). Эсхатология свт. Григория Нисского. М., 1999.

http://azbyka.ru/bog-2

Преподобные Арефа, Сисой и Феофил, затворники Печерские Преподобные Арефа, Сисой и Феофил, затворники Печерские (XII-XIII), подвизались в Киево-Печерском монастыре и погребены в Ближних пещерах. Преподобный Арефа был родом из Полоцка. Проживая в монастыре, он хранил в своей келлии много богатства. Однажды воры обокрали его. Жалея о потерянном имуществе, преподобный Арефа стал роптать на Господа, за что был поражен тяжкой болезнью. Будучи при смерти, он видел, как пришли к нему Ангелы и бесы и начали спорить между собою. Бесы заявляли, что за скупость и ропот на Бога он должен быть предан им, Ангелы же, обратясь к нему, молвили: " Несчастный человек, если бы ты возблагодарил Бога за украденное имущество, это вменилось бы тебе в милостыню " . После видения преподобный Арефа был возвращен к жизни. Последние дни свои он провел в затворе, в сокрушении и раскаянии о грехах, отрекшись от всего земного. Скончался святой Арефа не позже 1190 года. По Иконописному Подлиннику преподобный изображается так: " Подобием надсед, брада подоле Козмины немного, ризы преподобнические " . Преподобный Сисой, затворник, в общей службе преподобным Антониевых пещер называется " просиявшим в посте " . Преподобный Феофил в этой же службе именуется как " в чудесех изящный " . Иконописный подлинник Москва. 1959-1962. Лицевые святцы русских святых. Октябрь (лист 3). Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1959-1962 гг. Выполнены по просьбе святителя Афанасия Ковровского/Сахарова/(Письмо от 30 сентября 1959 г.). Частное собрание. Русь. 1660-е. Древо Киево-Печерских святых (фрагмент). Икона. Русь. 1660-е гг. Из ц. Благовещения г. Углича. Москва. 1959-1962. Лицевые святцы русских святых. Октябрь (лист 3). Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1959-1962 гг. Выполнены по просьбе святителя Афанасия Ковровского/Сахарова/(Письмо от 30 сентября 1959 г.). Частное собрание. Киев. XIX. Прп. Сисой. Икона. Киев. XIX в. Киево-Печерская Лавра. Икона находится у раки мощей святого. Москва. 1920-30. Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Москва. 1959-1962. Лицевые святцы русских святых. Октябрь (лист 3). Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1959-1962 гг. Выполнены по просьбе святителя Афанасия Ковровского/Сахарова/(Письмо от 30 сентября 1959 г.). Частное собрание. Русь. 1660-е. Древо Киево-Печерских святых (фрагмент). Икона. Русь. 1660-е гг. Из ц. Благовещения г. Углича. Угличский музей. Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/913273.htm...

96 Исаак Сирин, прп . Слова подвижнические. Слово 2. М., 1858. С. 12. 97 Максим Исповедник, прп . Вопросоответы к Фалассию. Вопр. VII//Творения. М.: Мартис, 1994. Кн. II. С. 44. 98 Георгий, еп . Изъяснение труднейших мест 1го Послания святого апостола Петра. Симферополь, 1902. С. 10. 99 «В сей день ад со стоном вопит: “Потеряю с Ним [Христом] тех, над которыми царствовал, мертвых от века”» (стихира Великой Субботы в переводе с церк.-слав.). 100 Иннокентий Херсонский и Таврический, архиеп . Слово в Великую Субботу//Сочинения. СПб.; М., 1870. Т. 4. С. 266. 101 Григорий Богослов, свт. Творения. Слово 40. М., 1844. Т.3. С. 294. 102 Григорий Богослов, свт. Собрание творений в 2х томах. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Т. 1. С. 543. 103 Иустин Философ, св . Разговор с Трифоном Иудеем: Сочинения. М., 1892. § 45. С. 202. 104 Свт. Григорий Палама. Беседы. Ч. 1. М., 1993. С. 165. 105 Феофилакт Болгарский , блж. Толкование на Послание к Римлянам: Толкование на Послания св. ап. Павла. М.: Сибирская благозвонница, 2009. Т. 2. Часть 1. Гл. 5 106 Там же. Гл. 11. 107 Там же. Толкование на Первое послание к Коринфянам. Гл. 15. 108 Феофан Затворник, свт. Толкование Первого послания апостола Павла к Коринфянам М.: Правило веры, 2006. 7е отд. §3. С. 761. 109 Феофан Затворник, свт. Толкование Второго послания апостола Павла к Коринфянам М.: Правило веры, 2006. С. 260. 110 Феофилакт Болгарский блж. Толкование на Послание к Колоссянам: Толкование на Послания св. ап. Павла. М.: Сибирская благозвонница, 2010. Т. 3. Часть 2. Гл. 2. 111 Цит. по: Иларион (Алфеев) , игум . Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. М., 2003. С. 135. 112 См.: Иларион (Алфеев), игум . Христос – победитель ада. СПб., 2001. С. 84. 113 Афанасий Великий, свт. Творения. М., 1994. Т. 3. С. 464. 114 Собрание писем свт. Афанасия (Сахарова). М., 2001. С. 272. 115 Василий Великий, свт . К епископу Оптиму//Творения. СПб., Изд. Сойкина, 1911. Т. 3. С. 324. 116 Григорий Богослов, свт. О богословии четвёртое, о Боге Сыне второе. Слово 30. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Т. 1. С. 433.

http://azbyka.ru/posmertnaya-zhizn-dushi...

Человек, терпеливо переживающий болезнь, получает помощь от Бога: «Господь укрепляет на этом пути всякого, кто не ропщет, кто принимает наказание, как послушный ребенок от родителей своих. Господь поддерживает его, точно за руку ведет — ведет по пути спасения» (Лука (Войно-Ясенецкий), свт. Сила моя в немощи совершается). Эта помощь не всегда означает ослабление болезни или полное исцеление. Человек, если это полезнее для его души, может через терпение и молитву получить от Бога более ценную духовную помощь — духовные силы далее терпеть продолжительную болезнь и «радость духовную, превозмогающую все болезни телесные и все скорби мира сего преходящего» (Никон (Воробьев), игум. Болезни и скорби). Вскоре сердце терпеливого начинает благодарить Бога. И. В. Силуянова выделяет несколько аспектов терпеливого перенесения болезней как христианского подвига: «Во-первых, подвиг интеллектуальный, то есть разумное постижение подлинного устроения человека и благоустроенности мира. Во-вторых, подвиг нравственный, в котором человек сознательно принимает и соглашается терпеливо и смиренно переносить страдания. Втретьих, подвиг духовный — молитвенный, благодарственный. Душа, предавшаяся воле Божией, в молитве переносит всякую болезнь легче». Игумен Никон (Воробьев) призывает больного не роптать, считать себя достойным болезни по своим грехам и просить милости Божией, говоря: «Достойное по делам моим приемлю, помяни меня, Господи, во Царствии Твоем!» (Никон (Воробьев), игум. Болезни и скорби). Эту молитву игумен Никон заимствует у святителя Игнатия Брянчанинова (Игнатий Брянчанинов, свт. Письма к разным лицам. Том 6. Письмо 42). Тому, кто находится в неизлечимой болезни, архимандрит Иоанн (Крестьянкин) советует «терпеливо нести свою болезнь, …подлечиваться и только». А святитель Афанасий (Сахаров) предлагает находящимся в болезни утешиться словами Христа: В мире будете скорбеть, но дерзайте, я победил мир ( Ин. 16:33 ) (Афанасий (Сахаров), свт. Твой есмь аз: Сборник писем). Несмотря на положительное значение болезней для души, терпеливое отношение к ним и благодарность Богу, здоровый человек не должен желать наступления болезней и каким-либо образом способствовать их возникновению, поскольку в этом содержится «дерзость» и «самонадеянная гордость» (Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Том 1. Глава 56. Чаша Христова).

http://azbyka.ru/zdorovie/pochemu-ljudi-...

83 Голдерс Грин (Golders Green) – еврейский квартал на северо-западе Лондона. «Достопримечательности» – ипподром, крематорий, где находится урна с прахом известной русской балерины Анны Павловой. 84 Николай Сербский, свт . Письмо 49: журналисту И. Т., на вопрос о сожжении мертвых//Миссионерские письма. М., 2003. С. 81–83. – Сост. 85 Михаил Воробьев, свящ . Совет священника//Информационно-аналитический портал Саратовской епархии «Православие и современность» (http://www.eparhia-saratov.ru). Вопросы священнику. – Сост. 86 См. ниже: Приложение. – Сост. 87 См.: Настольная книга священнослужителя. Т. 4. М., 2001. С. 492. – Сост. 88 См.: Игнатий (Брянчанинов), еп . Сочинения. Т. 3: Слово о смерти. СПб., 1886. С. 138, 151–158. – Сост. 89 «Частный суд Божий над душами, по разлучении их с телом, предваряется, по учению Православной Церкви, истязанием их на так называемых мытарствах, чрез которые они, восходя от земли в сопровождении Ангелов, проходят воздушное пространство и на которых злые духи задерживают их и обличают все грехи, соделанные ими в жизни» ( Антоний [Амфитеатров], архим . Догматическое богословие Православной Кафолической Восточной Церкви с присовокуплением общего введения в курс богословских наук. § 341. 8е изд. СПб., 1862. С. 244). 90 Сост. по изд.: Афанасий (Сахаров), еп . О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 53; Настольная книга священнослужителя. Т. 4. М., 2001. С. 492–494. – Сост. 91 Сост. по изд.: Афанасий (Сахаров), еп . О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 116–118, 35–37. – Сост. 92 Кирилл Иерусалимский , св . Творения. Сергиев Посад, 1843. С. 297. 93 Иоанн Златоуст, св . Творения. Т. 11. Кн. 1. СПб., 1905. С. 248. 94 Кровь Иисуса Христа… очищает нас от всякого греха ( 1Ин.1:7 ). 95 См.: Афанасий (Сахаров), еп . О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 56–57. – Сост. 96 Например, ввиду начавшегося Великого поста или по другим причинам. 97 В Древней Руси в больших городах приходы делились на так называемые «сОроки» – наши благочиннические округа. В каждом таком сОроке было сорок церквей, считая все придельные, которые все имели свои особые причты, «придельных попов». В таком сОроке сразу в один день можно было совершить весь сорокоуст, все сорок литургий, отслужив их во всех церквах данного сорока.

http://azbyka.ru/so_svyatymi_upokoj

9 В Типиконе эта стихира имеет другую редакцию – «Не устыдеся Преблагий Бог…». 10 «Благословенныя же имут хлебы дарования различна: рекше (то есть. – Сост.), уставляют огневицу пиющим с водою, и трясавицу отгонят, и всяк недуг, и всяку болезнь исцелевают: к сим же и мыши от жит отгонят и ина пакостящая прогоняют» (Типикон, гл. 2, 2-е «зри»). 11 На всенощном бдении, после «Ныне отпущаеши», тропарей и молитвы на благословение хлебов, поется трижды: «Буди имя Господне…» и псалом 33-й: «Благословлю Господа…» до слов: «Не лишатся всякаго блага». Иерей, благословляя народ, произносит с амвона: «Благословение Господне на вас…». Хор: «Аминь», и, по обычаю, начинается шестопсалмие. В Типиконе нет указаний на открытие царских врат при пении тропарей по «Ныне отпущаеши» (см.: Типикон, гл. 23). 12 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15). 13 Порядок совершения полиелея изложен во 2-й главе Типикона, последнее «зри». 14 На полиелейной службе в седмичные и субботние дни на аналое полагается только икона святого или праздника, которому поется величание. 15 Обычно там, где строго соблюдаются церковные традиции, первый лик начинает в каноне всегда нечетные песни (1-ю, 3-ю, 5-ю, 7-ю и 9-ю), а второй лик – четные (2-ю, когда она бывает, 4-ю, 6-ю и 8-ю). Соответственно должны поступать и чтецы канона, если при антифонном его исполнении их будет два (см. примечание свт. Афанасия (Сахарова) в Минее-Март, ч. 2, с. 215). 16 В тех приходских храмах, где строгое соблюдение требований Устава представляется затруднительным, порядок исполнения канона подвергается изменению. Здесь уместно напомнить указание Поместного Собора 1917–1918 гг. (Отдел «О богослужении, проповедничестве и храме»): «Из каждой песни канона следует читать не менее четырех тропарей…» (Ученые записки Российского православного университета ап. Иоанна Богослова. Вып. 1. М., 1995. С. 86). Пение катавасии является обязательным. 17 По Церковному Уставу, канон на утрене в течение всего года, за исключением Страстной и Пасхальной седмиц, должен соединяться с пением стихов библейских пророческих песней. К сожалению, это уставное требование ныне почти совсем забыто. Пророческие песни у нас стихословятся только в будничные дни Святой Четыредесятницы, а во все остальное время года тропари канона вместо стихов пророческих песней предваряются обычными молебными припевами (см. примечание свт. Афанасия (Сахарова) в Минее-Март, ч. 2, с. 216). Впрочем, в настоящее время в монастырских и приходских храмах проявляется стремление исполнять предписание Типикона о пении канона с библейскими песнями (помещены в Ирмологии). В тех храмах, где это предписание остается трудноисполнимым, допустимо пение канона с припевами – к канону Обрезания: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», к канону свт. Василия Великого: «Святителю отче Василие, моли Бога о нас».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010