Литература Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета 1. Аверинцев С.С. Премудрость в Ветхом Завете//Альфа и Омега. М., 1994, 2. Андрей Кесарийский, св. Толкование на Апокалипсис. Репринт по изд. М., 1901. Иосифо-Волоколамский монастырь, 1992. 3. Афанасий Великий, свт. Синопсис//Христианское Чтение. 1841, 24 4. Афанасий Великий, свт. Творения. Т. 4. М., 1994. 5. Афанасий (Сахаров), еп., Ковровский, свт. О поминовении усопших по уставу Православной Церкви. Спб.: Сатис, 1995 6. Афанасьев Д. Руководство к изучению Священного Писания Ветхого Завета. Ч. 3. Учительные книги. Джорданвилль, 1975. 7. Буйе Л. О Библии и Евангелии. Брюссель, 1988. 8. Василий Великий, свт. Творения. Репринт по изд. «Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесари Каппадокийския». М., 1845 – 1891. М., 1991 – 1993. Ч. 1. М., 1991. Ч. 2. М., 1993. Ч. 4. М., 1993. 9. Вильгерт Владимир, свящ. Архимандрит Таврион (Батозский). Жизнеописание, воспоминания духовных чад, проповеди. М.: Отчий дом, 2001. 10. Григорий Богослов, свт. Собрание творений: В 2 т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. 11. Григорий Нисский, свт. Изъяснение Песни песней Соломона. М.: Изд. имени святителя Игнатия Ставропольского, 1999. 12. Григорий Нисский, свт. О жизни Моисея законодателя. М., 1999. 13. Григорий Нисский, свт. О надписании псалмов. М.: Изд. имени святителя Игнатия Ставропольского, 1998. 14. Григорий Нисский, свт. Об устроении человека. СПб., 1995. 15. Григорий Нисский, свт. Точное толкование Экклезиаста Соломонова. М.: Изд. имени святителя Игнатия Ставропольского, 1997. 16. Давыденков О., свящ. Догматическое богословие. Курс лекций. Ч. 3. М., 1997. 17. Ефрем Сирин, преп. Творения. М.: Изд. «Отчий дом», 1995. 18. Заведеев П. Лекции по богословским наукам (Полное руководство для подготовки к экзамену на священника). Священное Писание Ветхого Завета. 1908. 19. Иерофей (Влахос), митр. Господские праздники. Симферополь: «Таврия», 2002. 20. Иерофей (Влахос) митр. Православная психотерапия (святоотеческий курс врачевания души). СТСЛ, 2004.

http://sedmitza.ru/lib/text/431663/

Анна Сахарова Скачать epub pdf Детство Родился Сережа Сахаров в семье с традиционным провинциальным укладом. Его отец, Григорий Сахаров, умер, когда мальчику было всего полтора года. Уже на старости лет, вспоминая о людях, которые поддерживали его в лагерях, владыка писал: «Когда христианские родители, исполняя завет Христа, помогают чужим, отнимая нечто у детей, всё это отнятое сугубо возвратится детям. Утверждаю это, ибо знаю по собственному опыту. Я не помню своего отца, но все знающие его, с кем мне приходилось встречаться, всегда отзывались о нем как о человеке очень добром, отзывчивом, готовом всякому помочь и советом, и личной услугой, и материально. Запасных средств у него никогда не было. Когда родился я, мама говорила ему, что теперь надо быть поэкономнее. Но отец отвечал: «Теперь я помогаю людям, а когда у Сережи будет нужда, найдутся люди, которые ему помогут». И это точно сбылось. Мне приходилось бывать в очень тяжелых условиях, и всегда находились добрые люди, которые заботились обо мне...» Мать, простая крестьянка Матрона Андреевна, посвятила Сереже всю свою жизнь. Именно у нее мальчик научился прекрасно шить и вышивать бисером. Позже, в ссылке, лишенный возможности служить и заниматься научной работой, свт. Афанасий шил себе облачения и вышивал бисером ризы на иконы. Его и похоронили в облачении собственной работы. Мать свт. Афанасия умерла в ссылке; по его словам, это была первая и единственно невосполнимая утрата в его жизни. И не удивительно, ведь жизненный путь будущего архиерея был в значительной мере определен его матерью, которая позаботилась о том, чтобы дать сыну духовное образование. Преподавательская деятельность 12 октября 1912 года, по окончании академии, Сергия постригают в монахи с именем Афанасий, а в скором времени рукополагают в иеродиакона и в иеромонаха и определяют в Полтавскую духовную семинарию преподавателем литургики и гомилетики. Через год он получает кафедру во Владимирской семинарии. Иеромонах Афанасий был блестящим преподавателем, о чем свидетельствуют многочисленные воспоминания его учеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Д.Д. Черепанов Скачать epub pdf Введение Феномен потаенных церковных собраний и общин – один из наиболее интересных в истории Русской Православной Церкви ХХ века как с научной, так и с духовной точек зрения. В частности, С.И. Фудель прямо или косвенно соприкасался с жизнью духовных чад святого праведного Алексия и священномученика Сергия Мечёвых , с окружением архимандрита Серафима (Битюгова) и тайным монастырем схиигумении Марии, а также с кругом святителя Афанасия (Сахарова , 1887–1962), архиепископа Ковровского, канонизированного в 2000 г. определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, который был одним из самых видных епископов находящейся в «подполье» церкви 2 . Именно значимостью духовного опыта таких общин обусловлена и напряженная дискуссия о «катакомбной церкви» как в научной литературе, так и в церковной публицистике. Понятие «катакомбная церковь » может иметь несколько значений, в том числе идеологически окрашенных; в центре внимания исследователей, пользовавшихся этим понятием, как правило оказывались оппозиционные центральной церковной власти общины 3 . Поэтому для нейтрального обозначения нелегальной (по советским законам) церковной общины – вне зависимости от ее церковно-канонического положения и особенностей – представляется удобным вслед за А.Л. Бегловым пользоваться понятием «церковное подполье». Однако особенно важным кажется понятие «потаенной церкви», которым А.П. Арцыбушев пользуется, чтобы отличать те церковные общины, которые отошли от митрополита Сергия (Страгородского) «по несогласию», признавая при этом благодатность таинств возглавляемой им части Русской Православной Церкви 4 . Кажется, что выражение «потаенная церковь » позволяет точно выразить то видение Церкви, которым святитель Афанасий (Сахаров) руководствовался в своей практической деятельности. Чтобы определить место свт. Афанасия и его окружения в церковном подполье, необходимо выяснить: причины, по которым еп. Афанасий и его окружение оказались в подполье; позицию еп. Афанасия по отношению к митр. Сергию (Страгородскому) и зависящей от него части церкви;

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Статистика Афанасий (Сахаров), свт. В миру Сергей Григорьевич Сахаров;родился в селе Царевка Кирсановского уезда Тамбовской губернии.В августе 1896 г. поступил в Шуйское духовное училище. С августа 1899 г. начала прислуживать в алтаре. В 1902 году поступил во Владимирскую духовную семинарию, которую окончил в 1908 году. Почти все время прислуживал при архиерейском богослужении. 6 мая 1907 г. посвящен в стихарь. В 1908 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1912 году со степенью кандидата богословия. Кандидатское сочинение писал ректору академии Преосв. еп. Феодору на тему: " Настроение верующей души по Триоди Постной " . С 6 октября 1912 г. - преподаватель Полтавской духовной семинарии по пастырским предметам. 12 октября 1912 г. пострижен в монашество ректором академии Преосв. еп. Феодором. 14 октября того же года посвящен во иеродиакона и 17 октября в сан иеромонаха. 25 марта 1913 г. награжден набедренником Преосв. Назарием, архп. Херсонским и Одесским. 28 августа 1913 г. назначен смотрителем Клеванского Духовного училища Волынской епархии. С 3 сентября 1913 г. - преподаватель Владимирской духовной семинарии по пастырским предметам. 29 июня 1917 г. награжден наперсным крестом. В мае 1917 г. был членом Владимирского Епархиального съезда от Владимирской епархии Александро-Невского Братства. На этом съезде был избран от монашествующих членов Всероссийского съезда духовенства и мирян в Москве и членов Владимирского Епархиального Совета. На монашеском съезде, бывшем в Троицкой Лавре, избран в качестве кандидата в члены Всероссийского Священного Собора. 20 января 1918 г. вступил в состав собора на место сложившего свои полномочия архимандрита Варлаама, настоятеля Белогородского монастыря Пермской епархии. На соборе работал в отделах о богослужении, о монашестве и о церковной дисциплине. В отдел о богослужении представил доклады: 1. О подготовке нового издания богослужебных книг со внесением в них всех существующих как печатны, так и рукописных служб русским святым.

http://lib.cerkov.ru/authors/136

Разделы портала «Азбука веры» Очерк истории русского богослужебного языка Виктор Котт Господь наш Иисус Христос, проповедуя Царство Небесное, предупреждает: «Ко всякому, кто слышит слово о Царстве и не разумеет, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его». «Слушайте и разумейте», – так говорит Господь Своим ученикам. Вот прямая воля Христа Спасителя. В исполнении этой воли, этой заповеди и состоит переводческая деятельность церкви. Новый перевод богослужебных книг неотложно необходим. Ныне-завтра надобно же к нему приступить, если не хотим нести укора за эту неисправность и быть причиною вреда, который от сего происходит. свт. Феофан Затворник (прест. в 1894 г.) Исправление церковных книг – неотложное дело… И я думаю, что и в настоящей церковной разрухе в значительной доле повинны мы тем, что не приближали наше дивное богослужение, наши чудные песнопения к уму русского народа… свт. Афанасий (Сахаров) (прест. в 1962 г.) В последнее время дискуссия о богослужебном языке, начавшаяся в Русской церкви в первой половине 1990х годов, вступила в новую фазу своего развития, что выразилось, например, в издании Сретенским монастырем сборника «Богослужебный язык Русской церкви». Это неудивительно: впереди Архиерейский собор, от которого все не только ждут каких-то решений в этом отношении, но и хотят на эти решения повлиять… Составители сборника выражают весьма распространенную точку зрения, которую они хотели бы считать общецерковной и традиционной. Действительно, многим кажется, что позиции сторон уже определены. Считается, что с одной стороны, есть сторонники сохранения церковно- славянского языка, которые опираются на многовековую устойчивую традицию, желая сохранить великое достояние нашей церкви. При этом считается также, что, благодаря своим уникальным свойствам, церковно-славянский язык идеально подходит для передачи греческого оригинала и что мы, таким образом, имеем идеальный перевод, который постепенно, по мере вхождения в церковную жизнь, сам собой становится понятен верующему человеку. Если это и не совсем так, то проблему можно решить за счет катехизации. Усилия окупятся сторицей: современная русская культура сохранит связь с тем «необозримым живоносным пластом», коим является церковно- славянский язык. Если же в начале этого века и были какие-то незначительные попытки переводов богослужения на русский язык, то это лишь влияние общего либерального духа времени, который известно к чему привел. Недаром плодом этих идей церковного обновления стал обновленческий раскол. Проблема богослужебного языка ставилась на Поместном соборе 1917–1918 гг., но никакого решения не было принято.

http://azbyka.ru/my-berezhem-zolotnik-a-...

(Сахаров Сергей Григорьевич; 2.07.1887, с. Паревка Кирсановского у. Тамбовской губ.- 28.10.1962, Владимир), священноисп. (пам. 15 окт., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых), еп. Ковровский. Род. в семье надворного советника, делопроизводителя гимназии. Лишившись отца в раннем детстве, воспитывался матерью, желавшей, чтобы сын посвятил себя служению Церкви в монашеском чине. С отроческих лет полюбил богослужения, молитву, научился вышивать церковные облачения (в архиве Владимирской епархии сохранилась вышитая А. в детстве Плащаница Спасителя). В 1896-1902 гг. обучался в Шуйском ДУ, где написал свое первое литургическое произведение - тропарь Божией Матери ради Ее чтимой Смоленской Шуйской иконы , в 1902-1908 гг. учился во Владимирской ДС. В 1908 г. поступил в МДА, к-рую окончил в 1912 г. со степенью канд. богословия за соч. «Настроение верующей души по Триоди Постной». 12 окт. 1912 г. ректором академии еп. Феодором (Поздеевским) пострижен в монашество с именем в честь свт. Афанасия III Пателлария , Патриарха К-польского. 14 окт. рукоположен во иеродиакона, 17 окт.- во иеромонаха. В нояб. 1912 г. назначен преподавателем Полтавской ДС по кафедре гомилетики, литургики и практического руководства для пастырей. В 1913-1918 гг. преподавал во Владимирской ДС по кафедре гомилетики, в 1913-1915 гг. состоял зав. религиозно-нравственными чтениями и народными собеседованиями при кафедральном владимирском Успенском соборе , с 1914 г. был членом совета правосл. братства св. кн. Александра Невского. На епархиальном съезде духовенства и мирян в 1917 г. избран членом Владимирского епархиального временного исполнительного комитета и делегатом на Всероссийский съезд духовенства и мирян. В том же году на 2-м Всероссийском монашеском съезде, проходившем в ТСЛ (см. Съезды монашествующих в России ), избран первым в списке заместителей членов Поместного Собора Российской Православной Церкви от монашествующих. В янв. 1918 г. вошел в состав членов Собора вместо настоятеля Белогорского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря сщмч. Варлаама (Коноплёва) , к-рый 20 дек. 1917 г. заявил о сложении с себя полномочий члена Собора.

http://pravenc.ru/text/76846.html

Скачать epub pdf В молитве на литии службы «Всем святым, в земле Российской просиявшим», составленной свт. Афанасием (Сахаровым) и содержащей достаточно полный их перечень, мы находим имя только одного священника – святого праведного Максима Тотемского. В этом нет ничего удивительного, так служба свт. Афанасия, написанная в середине XX века, основывалась на канонизациях синодального и предшествующих ему периодов и должна быть по меньшей мере дополнена именами святых Алексия Бортсурманского 1 , Иоанна Кронштадтского , Алексия и Сергия Московских (Мечёвых) 2 , духовника Марфо-Мариинской обители Митрофания (в монашестве Сергия) Сребрянского 3 , Ионы Одесского 4 , рядом с которыми могут названы имена ждущих еще прославления прот. Валентина Амфитеатрова , прот. Понтия Рупышева , прот. Петра Серёгина 5 и многих других чтимых в двадцатом веке духовников и пастырей из числа белого духовенства. Нетрудно указать на достаточное количество причин, обусловивших отсутствие святых этого «лика» на протяжении без малого тысячи лет русской церковной истории: здесь и монашеские идеалы древней Руси, и действительно зачастую низкий уровень служащего – особенно в провинции – приходского духовенства, и его же (духовенства) почти растворявшуюся в народной жизни жизнь, тогда как представление о святом подразумевает в том числе и некоторую «выделенность» его из общего быта, и многое другое. Но гораздо интересней и важнее понять: почему этот лик святых появляется в определенное историческое время? Конечно, есть святость явленная и тайная. Допустимо предположить, что день Страшного Суда откроет нам и святых русских пастырей более, чем мы знаем сегодня. Но и тогда остается вопрос: отчего именно в конце синодальной эпохи, не раньше и не позже, скрытое становится явным? Иными словами: что изменилось в русской жизни, если характерный для нее, кажется, более всего монашеский, «преподобнический» тип святого оказался тогда сущностно недостаточным, несмотря на известный расцвет монастырского старчества в том же XIX веке? Какие новые, несводимые к прежним черты добавил новый лик к традиционно-русскому пониманию святости? Что своего сказал «об истинном христианстве»?

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Аврамия (Мартынова), монахиня Дом-музей свт. Афанасия в г. Петушки Насельница Владимирского Успенского Княгинина монастыря до его закрытия в 1923 г. Монашеское имя получила в честь мученика Аврамия Болгарского, святые мощи которого хранились в обители 27 . До конца своих дней поддерживала связь со святителем Афанасием. Во время его епископского служения во Владимире шила ему облачения, собирала и посылала продукты и необходимые вещи в тюрьмы и лагеря, где находился Владыка. В старости мать Аврамия была для односельчан за священника: и отпевала, и давала духовные советы. С любовью относился к старой монахине Владыка Афанасий. О ней писал он своим друзьям из лагеря: «Какое христианское отношение к болезням!» 28 Освободившись, он старался помочь матушке чем только мог. А о ее великой любви говорят ее письма. Скончалась мать Аврамия 2 декабря 1959 г. «Дорогой наш светильник погас», – писали о ней односельчане Мария и Иоанн. Их письмо о кончине матери Аврамии публикуется здесь же. Мать Аврамия была полуграмотной. В ее письмах отсутствуют знаки препинания, последние буквы слов часто недописаны, что восстановлено без оговорок. Орфографические ошибки исправлены, расставлены знаки препинания. 1. Не позднее 4 января 1957 г. Х[ристос] п[осреди] н[ас]. Ваше Преосвященство Владыко святый. Просим мы вашего благословения и ваших св[ятых] мол[итв] за нас, многогрешных, – м. Авр[амия] Иван, Мария. Кланяемся Вам в ножки и целуем Вашу ручку и поздравляем вас с праздн[иком] Р[ождества] Х[ристова] и с наст[упающим] новым годом и желаем Вам добраго здравия телесного и душевного спасения и терпения в немощах Ваших. Как Ваше здоровье, а мое самое плохое, часто гриппом болею, и сердце не очень хорошо, душит, задыхаюся. В[ладыко], я Вас прошу, нет ли у Вас маленьких картинок Николая Чудотворца, Божией Матери. Все просят, у меня молитвенников просят. В[ладыка], еще скажите мне, меня спрашивают люди, чего лучше для души, сорокоуст заказать или отпевание. А все денег нет, бедные люди. Старухи умирают, на все надо полторы сотни. Ко мне некоторые приходят и просят отпеть, дадут мне 10 руб[лей]. А кто 5 [рублей], я даю землички, рукописание, сама пишу его, у меня есть требник, и венчик рисую, крестик и «Святый Боже» пишу. отец Александр меня научил, он ко мне ходил каждый год, нас, старух, причастить на ночь придет, а сейчас трудно вызвать священника – привези, увези, лошадь не дают. В[ладыка], прости меня, я стала нетерпеливая, надоело мне такой хворой жить. Машу я заманила ко мне, хотя, Спаси Боже, ходит ко мне, все дела делает. Простите меня Х[риста] р[ади] и благословите меня, помолитеся за меня. Будьте хранимы Богом. Ваша молитвенница м[ать] Авр[амия].

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Борисоглеб. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Церковь. Действует.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери , Бориса и Глеба , Николая Чудотворца Год постройки:Между 1786 и 1790. Колокольня - между 1858 и 1859 гг. . Адрес: Владимирская область, Судогодский район, д. Кадыево, урочище Борисоглеб Координаты: 56.0104, 40.3539 Проезд:Южная объездная дорога г.Владимира, поворот на с.Улыбышево, на запад 8км. Высокая лесистая гора с церковью и есть с. Борисоглеб. Проезд от трассы асфальтированной дорожкой 2км через д. Улыбышево, д.Якушево, вокруг озера, и через д.Конюшино. Указателей нет. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Это была Патриаршия вотчина, которая впервые упоминается в 1504 году. Церковь во имя Казанской Божией Матери с приделом свв. Бориса и Глеба в письменных документах встречается в 1628 году. Одновременно существовала другая деревянная церковь во имя свт. Николая Чудотворца. В 1790 году на средства священнослужителей и прихожан был построен каменный храм, в котором было три престола: главный во имя Казанской Божией Матери, а в теплой трапезе - во имя свв. благов. князей Бориса и Глеба и св. Николая Чудотворца. В 1889 году в д. Буланово было открыто училище на средства купцов Тарасова… При училище была домовая церковь с престолом в честь Владимирской иконы Божией Матери. Эта церковь была приписана к Борисоглебскому приходу. К приходу относились деревни: Улыбышево, Занино, Ваневка, Головино, Михалево, Рогово, Федурново, Лопухино, Черепово, Прокунино, Крюково, Буланово. После революции из храма в 1922 году были изьяты ценности. В 20-е годы в храм приезжал служить иеромонах Афанасий (Сахаров), будущий святитель. В 1927 году был репрессирован приходской священник А. И. Софийский. Затем в 1930 году был первый раз арестован священник о. Александр (Орлов), а затем повторно - в 1938 году. Богослужения в храме продолжались до 1939 года. Но храм был уже без колоколов, которые были сброшены в 30-е годы. Звон самого большого колокола, по свидетельству жителей села, в свое время был слышен даже во Владимире. Храм окончательно закрыли в 1940-41 годах. Первое богослужение в храме состоялось на Пасху 1996 года.

http://sobory.ru/article/?object=02070

Василюк Афанасия Михайловна Вероятно, уроженка Черкасской обл. С 1916 г. проживала в г. Владимире, где познакомилась со свт. Афанасием и его матерью. Была прихожанкой Троицкой церкви, в которой в 1920-е гг. после закрытия владимирских монастырей служил епископ Афанасий. 1. 14 ноября 1954 г. 1/14 ноября Родной Отец Афанасий. Прошу Ваших св[ятых] молитв и благословения. Письмо Ваше от 22/XI я получила, благодарю Вас за память о мне, гр[ешной] рабе. Я живу Вашими св[ятыми] молитвами ничего, пока работаю, по воле Божией. Живу одна спокойно, ни от кого не завишу, живу замкнуто, всю надежду возлагаю на Господа Бога. Руки мои лучше, слава Богу. Племянницы заняты своими семьями и суетой сует. Очень рада, что очки хоть немного подошли Вам. Получаете ли Вы все, что посылаю? Жива мыслию и желанием видеть Вас. Так как Царица Небесная помогла мне найти Вас, так много скорбевшей неизвестностью о Вас. Так и теперь возлагаю все упование на Матерь Божию видеть Вас в сем мире. Получить Ваше благословение. Жаль мне отца Иосифа, что это у него с горлом? Как Ваше здоровие? Укрепи Вас Господи, дай силу и терпение все переносить до конца. Скорблю душой, что Вы ослабели. Простите мне все и помолитесь о мне, гр[ешной]. Остаюсь всегда помнящая гр[ешная] раба Афанасия. Прошу св[ятых] молитв и благословения. Д. 2. Л. 70–70 об. Подлинник. Автограф. 2. 18 января 1955 г. 18/1 55 г. Родной Отец Афанасий. Прошу Ваших св[ятых] молитв и благословения, от всей души, от чистого сердца благодарю Вас за все... нет слов выразить Вам, Родной Отец и пастырь Афанасий. Спаси Вас Господь. Как радостно получить от Вас весточку. Я получила оба Ваших письма, спешу ответить. Я живу Вашими св[ятыми] молитвами и за все благодарю Господа. Бывает всяко, и поскорбишь, и понервничаешь, но когда прихожу в свою комнатушку, так все забываю. Здесь у меня Ваше благословение маленький псалтирь, я открою и все забуду. В церковь хожу на кладбище, когда только имею свободное время. Там во время богослужения забываю все и отдыхаю душой. Отца Михаила Баклановского не знала, но видела, он служил в соборе. Я редко туда ходила, люблю кладбищенскую тишину, и там похоронены мои мама и братья Сеня и Зиновий, а потому я больше туда хожу. Конечно, знают отца Михаила многие из прихожан, одна только старушка с ним переписывалась. А большинство – с глаз долой из сердца вон. Дай Бог , чтобы Ваши друзья добились того, что они хлопочут, чтобы Вы были свободны. Людям это невозможно, но Господу все возможно. Я много лет скорбела и плакала, что утеряла Вас, и твердо верила, что хоть перед смертию, но, если не увижу, так услышу, где Вы, и Царица Небесная услышала меня, гр[ешную] блудную овцу, и я нашла Вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010