Свт. Афанасий



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Тема причастности Богу в святоотеческой традиции ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... природы является место из Второго послания апостола Петра: ... Как от Божественной силы его даровано нам все [потребное] для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и добродетелью, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались общниками Божеской природы [21]. Ὡς πάντα ἡμῖν τῆς θείας δυνάμεως αὐτοῦ τὰ πρὸς ζωὴν καὶ εὐσέβειαν δεδωρημένης διὰ τῆς ἐπιγνώσεως τοῦ καλέσαντος ἡμᾶς ἰδίᾳ δόξῃ καὶ ἀρετῇ, δι ὧν τὰ τίμια καὶ μέγιστα ἡμῖν ἐπαγγέλματα δεδώρηται, ἵνα διὰ τούτων γένησθε θείας κοινωνοὶ φύσεως. В контексте арианских споров свт. Афанасий Великий, опираясь на данное место из послания Петра, доказывает, что ипостась Святого Духа обладает Божественной природой, поскольку мы посредством Святого Духа и через Сына Божиего делаемся богами и становимся не чуждыми Божественной природе, но причастными ей [22]: И посредством Духа мы все именуемся причастниками Божиими (μέτοχοι τοῦ Θεοῦ) . ... А если бы Дух Святый был тварь, то нам невозможно было бы приобщиться Бога (μετουσία τοῦ Θεοῦ) , но сочетавались бы мы с тварью и соделывались бы чуждыми Божественной природы (ἀλλότριοι τῆς θείας φύσεως) как нисколько ее не ... далее ...
Толкование искушений Христа у Достоевского : ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... к «Подростку» Д., XVI, 6) . Ср. : «… эпидемией массовых самосожжений были охвачены как раз беспоповцы, порождения капитоновщины. требование самоистребления плоти стоит в прямой связи с отрицанием брака и чадородия, и все вместе составляет непременный набор самых опасных сект дуалистов-манихеев» (Михайлова Н. М. Розыск о расколах. Ч. III. Гл. 17-12) . [52] В. А. Алексеев – Ф. М. Достоевскому. 3. 06. 1876 Д., XXIX (2) , 249. [53] Достоевский Ф. М. – Алексееву В. А. 7. 06. 1876 Д., XXIX (2) , 84-85. [54] Ср. : «Посему, в этом отношении чудные сии люди [ариане] приложились уже к манихеям…» (свт. Афанасий Александрийский. К епископам Египта и Сирии: окружное послание против ариан. §16) . «И. Гершкевич исследует фракийский манихейский фрагмент и приводит к выводу, что в иранском манихейском понятии красота и Душа живая тождественны. Это вполне возможно: красота объектов материального мира связана с содержанием в них светлого элемента. Вряд ли справедливо утверждать, что манихейская Душа живая – аллегория Иисуса [Гарднер]» (Смагина. С. 341 Gerschevitch I. Beauty as the Living Soul in Iranian Manichaeism. – Acta Antiqua. T. 28, fasc. 1-4. Budapest, 1980, p. 281-288 Gardner J. The ... далее ...
Церковь в правление сыновей святого императора ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... схватить Афанасия, объявленного врагом римского народа, рыскали в поисках его по всем углам храма, но безуспешно. Святитель скрылся с помощью верных ему христиан в одном из египетских монастырей. Тщетно по приказу императора искали его потом в обителях этой страны. На случай его бегства в Эфиопию римские власти обратились к князьям этой страны с просьбой о выдаче Афанасия, если он там обнаружится. В укрытии святитель предался литературному труду, написав житие своего старшего друга и собеседника преподобного Антония, «Историю ариан», четыре слова против ариан и другие свои творения. Свт. Афанасий Великий. Фреска собора мон-ря прп. Антония Великого в Египте. XIII в. После удаления святого Афанасия церкви Александрии отнимались у православных и передавались арианам, составлявшим в Египте ничтожное меньшинство. Ввиду явного неприятия еретиков христианами Александрии правительство долго не решалось ввести в город избранного на соборе в Антиохии на Александрийскую кафедру Георгия, который раньше был чиновником финансового ведомства. Но 24 февраля 357 года он прибыл в столицу Египта. После его приезда в Александрии начались расправы над упорно отвергавшими его христианами. ... далее ...
Систематический свод учения св. отцов Церкви о ...Искать в Источникеazbyka.ru
... что «и внешние мудрецы решили, что душа наша тречастна, утверждая, что она имеет способность желательную, словесно-разумную и раздражительную». Он же утверждал, что «положенным знамением на праге и на подвоях входа ( Исх. 12, 7 ) Писание загадочно преподает о душе нашей то же естествословие, какое измыслила и внешняя ученость, разделяющая душу на силу разумную, вожделевательную и раздражительную». Таким образом, «научившись... таинственному значению подвоев и прага, уразумеешь... тречастное разделение души, возводя понятие к разумному, вожделевательному и раздражительному в душе». Свт. Афанасий Великий пишет: «В душе бывают различные движения, есть в ней сила мыслящая, вожделевающая и раздражительная». Антония Великого, в жизнеописании его, говорит: «Душе быть правою значит разумной ее силе быть в таком согласии с естеством, в котором она создана... Будем же домогаться, чтобы не властвовала над нами раздражительность, и не преобладала нами похоть». Свт. Григорий Богослов, говоря о пожеланиях, о силе разумной и раздражительной, обращается к душе и спрашивает: «Или ты не знаешь, что тебе одной даны бразды и что ты должна управлять как бы колесницей, в которую ... далее ...
Богословие свт. Амвросия Медиоланского — Статьи — ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... Христос приносится «как человек, как подверженный страданиям, и [одновременно] приносит Самого Себя, как Первосвященник, чтобы отпустить нам наши грехи» (De offic. ministr. I 238) . Он - Агнец Божий, взявший на себя грехи мира. Жертва Сына Божия имела в очах Божиих бесконечную ценность и потому послужила умилостивлением Бога и имела своим следствием отпущение грехов. Влияние иной традиции можно увидеть в учении А. о том, что смерть Христова явилась удовлетворением разгневанному Богу за грехи человечества, над к-рым тяготел вынесенный в раю справедливый Божественный приговор. Как и свт. Афанасий Великий, А. полагает, что этот приговор не мог быть просто отменен, ибо это не соответствовало бы правде Божией. И вот «Спаситель, чтобы в Своем Лице исполнить приговор (sententiam) всему человечеству, принял смерть, чтобы удовлетворить этому приговору (judicato) ... Oн Сам стал за нас проклятием, чтобы [Божие] благословение поглотило проклятие, непорочность сменила бы грех, милость - приговор. [Так] человек был восстановлен в своих прежних правах, и так было выполнено условие Божественного приговора» (De fuga saec. 44) . Это было примирением (reconsiliatio) людей с Богом, ... далее ...
ИКОНОМИЯ Икономи́я [греч. οἰκονομία, букв. ...Искать в Источникеpravenc.ru
... образцу II Всел. 2, где оно еще лишено указанного узкого значения (более позднее употребление этого выражения имеется, напр., в постановлении К-польского патриарха Каллиника II от 1701 г. : «ἐκκλησιαστικῆς περ τούτου οἰκονομίας τυχεῖν» - Γεδεών. 1888. Τ. 1. Σ. 93) Византийские авторы не оставили систематического учения об И., затрагивая в своих произведениях лишь отдельные стороны этого принципа. Понятие «И. » используется в самом общем смысле, часто вне строго юридического контекста, обозначая обычно целесообразное действие компетентной церковной власти (LHuillier. 1983. S. 27 sqq.) . Свт. Афанасий I Великий в письме к еп. Руфиниану по поводу клириков, временно вступивших в общение с арианами, поясняет, что снисходительного отношения заслуживают те из них, кто были увлечены насилием и нуждой и к тому же пошли на это «с неким благоусмотрением» ( πως οἰκονομικῶς - Athanas. Alex. ) Ep. ad Rufinianum PG. 26. Col. 1180 (, т. е. имея в виду не соображения собственного благополучия, а интересы вверенного им служения. В письме к Аммуну, не используя самого термина, он указывает на меру, которая позднее начинает квалифицироваться как церковная И. : «Одно и то же в известном ... далее ...
ВИКТОРИН МАРИЙИскать в Источникеpravenc.ru
... IV 21, ср. : Enn. V 1. 6; Adv. Ar. IV 22. 8, ср. : Enn. V 2. 1; Mar. Vict. In Galat. 4. 3, ср. : Enn. IV 4) . Однако в целом неоплатонизм В. М. не был плотиновским: греч. лексика, к-рую он использует, не свойственна Плотину, а основные элементы учения восходят к Порфирию (Hadot. 1968. T. 1. P. 79-143; 1971. P. 203) . На мысль В. М. повлияли также анонимный неоплатонический комментарий на «Парменида» Платона и «Халдейские оракулы», откомментированные Порфирием. На антиарианское богословие В. М. наибольшее влияние оказали Василий и Маркелл, епископы Анкирские ( Ibid. P. 271-273, 282 ) , свт. Афанасий Великий (Mar. Vict. Adv. Ar. III, ср. : Athanas. Alex. Ad Antiochenos; Adv. Ar. I 21. 41, 30. 8, 32. 24, 41. 9-18, ср. : Athanas. Alex. De Synod. 53) , возможно, Фебадий и Григорий, еп. Эльвирский. На экзегетику В. М. определенное влияние оказал Ориген (Hadot. 1971. P. 282) . Богопознание Согласно В. М., существуют 2 вида богопознания - мудрость и откровение (sapientia et revelatio) : «Или мы сами познаем Бога и обретаем познание о Божественном, или же [получаем] некое откровение, то есть как бы внешнее наставление, которое показывает нам Бога и все Божественное» (In Ephes. 1. ... далее ...
Первородный грех, его причины и последствия - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... 83 Homil. 2, 1; comp. Homil. 50, 5; Homil. 41, 1. 84 Канон Пресвятой Богородице. Песнь 6, ирмос; В субботу на повечерии, глас 2. Ср. «Греховный мрак покрывает мя. и студная моя дела без воздержания выну, и совестное томление непрестанно мучит мя: увы мне, где убо ныне скрыют?.. » (Слава и ныне, Богородичен. седален; на утрени 16 июля. Минея) . 85 На Господи воззвах. Слава и ныне, Богородичен; в субботу на велицей вечерни, глас 4. 86 Последование ко св. Причащению. Молитва Василия Великого, первая. 87 Тропари непорочн. (мертвых) , отпевание. 88 Рим. 1: 21–31; Пс. 13: 1–3; 52: 1–4; ср. : Свт. Афанасий Вел. Contra. 89 Канон молебный Пресвятой Богородице, Песнь 4; в неделю на повечерии, глас 1. 90 Ср. : Св. Кирилл Иерусалимский. Catech. 11, 1. 3. 4. 91 Канон ко св. Иоанну Предтече. Песнь 6. Богородичен; во вторник утра, глас 2. 92 Свт. Афанасий Великий. De incarn. Verbi, 8; t. 25, Col. 109A. 93 Strom. V. 94 Contra Ceis. IV, 40. 95 Пелагий у блж. Августина. De natura et gratia, 8. 96 Пелагий. Ad Demetriadem. 3, 7. 97 De civit. Dei, XIV. 11; Contra duas epist. pelag. 1, 2. 98 Concil. Trid. sess. V, 5. 99 «Православное исповедание». Члены 6 и 14. 100 Там же. Часть 1, вопросы ... далее ...
АФАНАСИЙ II • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... А. А. История Византийской империи. СПб., 19982. Т. 2. С. 384-386; Лебедев А. П. Исторические очерки состояния Византийско-восточной Церкви) кон. XI - сер. XV в. (. СПб., 19982. С. 225-226. И. Н. Попов Рубрики Константинопольская Православная Церковь. Епископат Константинопольская Православная Церковь. Епископат Ключевые слова Патриархи Константинопольские Византийская Империя. История Афанасий) 1450 (, Патриарх Константинопольский См. также АЛЕКСИЙ СТУДИТ Патриарх К-польский) 1025 – 1043 (АРСЕНИЙ АВТОРИАН) 1200-1273 ( , Патриарх К-польский ) 1254-1265 гг. (, свт. АФАНАСИЙ I) 1235 - 1315 (, свт.) пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт. ( , Патриарх К-польский ) 1289 - 1293 (ГЕННАДИЙ II СХОЛАРИЙ) в миру Георгий Куртесий; 1403 05 - 1472 73 ( , патриарх К-польский ) 1454 - 1456; 1463; 1464 - 1465 (АБАЗГИЙСКАЯ ЕПАРХИЯ Константинопольской Православной Церкви АВРААМ сирийский священник, представитель семейства византийских переводчиков и дипломатов, отстаивавших интересы империи на Востоке в 1-й пол. VI в.) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 ... далее ...
БЫТИЕ • Православная Энциклопедия под редакцией ...Искать в Источникеpravenc.ru
... Кто есмь; Ему причастно все, что существует, - разумные и неразумные твари, праведные и грешные» (Orig. De princip. I 3. 6) . Б. Сына Ориген рассматривает как совечное Б. Отца (Ibid. IV 28) ; говоря об общем участии Лиц Пресв. Троицы в сотворении мира, различает и Их особые благодатные «действия»: Бог Отец «сообщает всем существам бытие по естеству» (Ibid. I 3. 7) , Сын Божий «сообщает разумную природу» и «помогает существам быть добрыми», у Св. Духа «есть также иная благодать, которая подается достойным, устрояется при посредстве Христа, а производится (inoperatur) Отцом» (Ibidem) . Свт. Афанасий Великий ( ок. 295-373 ) характеризует Б. Божие как подлинное Б., отличающееся от бытия-становления: Бог есть «истинно Сущий» (Athanas. Alex. Or. contr. gent. 9, 30, 41; Or. contr. arian. III 63; De decret. Nic. Syn. 11) , ибо Он один имеет Б. Сам по Себе (De decret. Nic. Syn. 11) . Свт. Иларий, еп. Пиктавийский ( ок. 315-367 ) , в основу своего учения о Боге положил понятие об истинном Б. (esse) . По мнению святителя, именно это имеется в виду в Исх 3. 14, где Сам Бог называет Себя «Сущий» (или, в Vetus Latina, «ego sum qui sum», «Я есмь Тот, Кто есмь») : «Ибо нет ничего ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Свт. Афанасий
Справочник - ПОИСКОВ.РФ