То есть Божественная энергия, будучи эйдосом сущего, является в первую очередь смыслом и обозначением Божественной сущности, а также совокупностью идей всего сотворенного. Богу неименуемому по сущности эти эйдосы-энергии в вечности служат именами. Так как Бог есть не только сущность, но и энергия, Он не только безымянен, но всеименуем. Аналогичные мысли высказывал западный современник свт. Марка, почитатель Ареопагитского корпуса Николай Кузанский:  «Если утвердительные имена и подходят Ему, то лишь в аспекте творений. Не то что творения суть причина, по какой они Ему подходят, — Максимум от творений ничего заимствовать не может, — но они Ему подходят по Его бесконечной потенции к творчеству (potentia ad creaturas) . В самом деле, Бог от века мог творить, иначе Он не был бы высшим всемогуществом; значит, хотя это имя «творец» подходит Ему с точки зрения творений, оно подходит Ему еще и до появления творений, ведь Он от века уже мог творить. То же в отношении " праведности " и всех остальных утвердительных имен, которые мы ради некоего обозначаемого этими именами совершенства переносим на Бога с творений, хотя все эти имена от века, еще прежде чем мы приписали их Богу, поистине уже были свернуто заключены в Его высшем совершенстве и в Его бесконечном имени, как и все означаемые такими именами вещи, с которых мы переносим их на Бога (licet illa omnia nomina ab aeterno, ante etiam quam nos sibi illa attribuimus, fuissent veraciter in summa sua perfectione et infinito nomine complicata, sicut et res omnes, quae per ipsa talia nomina significantur et a quibus per nos in Deum transferuntur)» p. 79; 20, с. 90]. Таким образом, в традиции античного и византийского неоплатонизма встречаются представления о том, что потенции и энергии Божественной сущности выполняют ономатическую и демиургическую функцию, они служат именами Богу и являются парадигмами всего сотворенного. Заключение Итак, у некоторых античных и византийских авторов обнаруживаются высказывания, в которых понятия νομα и νργεια отождествляются либо опосредованно через понятия смежные, имеющие общую семантику: λγος , ργον, σημεον οσας, προδο u ς, δυνμεις, ροι, δωμα φσεως, ικν, παραδεγματα, τπους, εδος, δα; либо непосредственно — у таких авторов, как Прокл Диадох, Григорий Нисский, Давид Дисипат.

http://bogoslov.ru/article/5333988

В данном конкретном случае, дорогой Алексей Владимирович, Ваши " подтверждающие экспериментальные факты " доказывают истинность константы скорости распада ядер урана только в предполагаемых экспериментаторами исторических природных условиях. Если условия, к примеру, Ноева потопа на самом деле были отличные от предполагаемых, то для истинных условий их доказательства неистинны, недостаточны. Поэтому я употребил выражение " истинные доказательства " . Светлана 04 марта 2016г. 13:44 г.Гоманьков и автор статьи все время употребляют термин " книга Природы " . Такой книги нет!!! Есть только ИНТЕРПРЕТАЦИЯ окружающего мира в рамках тех или иных теорий и научных представлений. Эти ИНТЕРПРЕТАЦИИ нельзя называть КНИГОЙ ПРИРОДЫ. Интепретации написаны не Творцом, а грешными людьми, которые по гордыне своей могут такого наинтерпретировать, что только удивляешься фантазиям грешников. А все то же самое грешное - денежный вопрос, на что будут давать гранты. На какие теории и иследования. Если креационизм запрещен на законодательном уровне, то понятно, что гранты будут даваться только сторонником эволюционизма. Более того, сторонникам креационизма отбираются уже выданные гранты. Так что ИНТЕРПРЕТАЦИЯ природы или природных явлений, это вопрос больше политический, нежели богословский или научный. Поэтому, предлагаю автору статьи поменять термин " КНИГА ПРИРОДЫ " на термин " ИНТЕРПРЕТАЦИЯ грешниками ПРИРОДЫ " Александр Порядин 06 марта 2016г. 12:23 Дорогая Светлана! Если слова и буквы Писания это следы одного Разума, которые мы читаем, то окружающий нас мир природы имеет следы того же Разума, которые мы опять-таки читаем. Соответственно, мы можем назвать книгой как Писание, так и этот мир. А вот наше чтение этих книг интерпретация, и её верность зависит от умения читать. Андрей Кудрявцев, прот. 15 июня 2016г. 19:59 «Многие вполне взрослые люди напоминают первоклассников, хотя они подчас называются философами и учеными. Работая в поте лица, им едва удается читать по складам книгу природы, но смысл и значение букв азбуки природы им никак не постичь. Грамотный человек читает буквы, даже не думая о них, но мгновенно схватывая смысл слов. Учитель должен приложить массу усилий, чтобы научить ученика читать не по складам, а " по смыслу " . То, что верно с точки зрения чтения книги, то верно и в отношении чтения " книги природы " . Преклоняться перед природой - то же самое, что преклоняться перед буквами. Обожатели природы - это взрослые дети. Спросите их, что означают предметы и события, и они посмотрят на вас с таким же точно удивлением, как первоклассник, которого спросили о смысле только что прочитанного слова» (Николай Сербский, свт. Символы и сигналы, п. 2).

http://bogoslov.ru/article/4861353

Современный мир неудержимо стремится к своему завершению, но при этом считает, что он достиг вершины совершенства. По выражению свт. Игнатия Брянчанинова , современный мир находится в глубокой прелести. «Все мы – в прелести... Все мы обмануты, все обольщены, все находимся в ложном состоянии, нуждаемся в освобождении истиною» I, 230]. 32 Состоянием прелести «заражен весь мир, не признающий своей болезни, провозглашающий ее цветущим здравием» 230]. 33 Так, современное безбожное общество восхищается прогрессом: развитием политической, экономической и научнокультурной жизни. Но, как ни парадоксально, именно прогресс обусловливает процесс деградации личности человека, деградацию его духовной жизни. Конечно, ни наука, ни культура сами по себе, по существу, не являются ни злом, ни добром, но то, как человек относится к ним, формирует в его сердце чувство особого собственного достоинства – гордости, восхищения перед прогрессом, которое доходит порой до обожествления самого процесса развития. Ученые, деятели культуры, спортсмены, политики возводятся человеком в степень кумира и затмевают образ Божий в сознании и в сердце человека. Жизнь все более наполняется заботами, непрерывным стремлением усвоить плоды прогресса, не отстать от развития культурного, научного, социального, успеть насладиться всевозможными благами цивилизации. На службу этому человек ставит все свои мысли и чувства, посвящает этому всю свою жизнь. Но самое главное – он ставит на службу прогрессу земной цивилизации (земному раю) свою веру. Прогресс для человека стал богом, которому он служит верой и правдой, не жалея порой ни сил, ни здоровья. К чему в конечном итоге приведет такой прогресс, можно только предполагать, но Христос предсказал: «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» [ Лк. 18. 8 ]. Грех глубоко проникает в естество человеческое, заражение начинается с органа, который формирует веру, – сердца. Омрачается сердце – извращается вера. Такой процесс развился в среде первого общества людей – сынов человеческих.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/put...

В Адрианопольском сражении принимало участие одно из племён сарматов – аланы 108 , известные на Западе с I в. Возможно, это не национальная общность, а группа воинов 109 , говоривших на восточно-иранском диалекте. Аланы именовались варварами 110 . Некоторые аланы принимали участие в походах готов, гунов и вандалов. Некоторые из них становились союзниками (foederati) византийцев, включая Аспара, который имел огромное влияние при византийском императорском дворе в конце IV в. Однако во II тысячелетии аланы ассоциировались, скорее, с грузинами и абхазами – во всяком случае византийцы не могли провести между ними чёткую разницу. Уже Феофан Исповедник назвал Аланией горную область, находящуюся на Северном Кавказе между Тереком, Большим Зеленчаком и рекой Аргун. Именно туда император Юстиниан II отправлял посольство. А свт. Николай I Мистик, патриарх Константинопольский, посылал в Аланию церковные миссии между 914 и 916 гг., при архиепископе Алании Петре. Очевидно, что среди варваров, упоминавшихся в 28-м правиле Халкидона, имелись в виду аланы, помогавшие готам, а византийские канонисты XII в. понимали под аланами жителей Северного Кавказа (ср. уточнение Зонары об аланах: «…ибо первые принадлежали к Понтийской области»). Вандалы – германское племя, пересёкшее Рейн в 406 г., – были врагами западной части Римской/Ромейской империи 111 . Однако когда они были разбиты во времена Юстиниана при взятии Карфагена в 533 г., из вандальских пленников были созданы конные полки (Justiniani Vandali) и размещены на востоке, скорее всего, в одном из двух восточных диоцезов – Асийском или Понтийском. Тем самым в формулировке самого 28-го правила Халкидона они ещё не подразумевались, но при расширительном понимании правила, которое практиковалось поздневизантийскими канонистами, могли бы тоже иметься в виду вместе с аланами. Помимо вышеуказанных варварских племён в основном германского происхождения, в Византии, на юге Малой Азии, жили ещё исавры 112 , которые тоже могли считаться варварами, и другие малые племена, не полностью ассимилированные византийской культурой. Действительно, «константинопольская власть считала эти племена варварскими и разбойничьими», что не мешало им составлять сердцевину византийской армии в V в. 113 – веке IV Вселенского Собора и его 28-го правила. Столицей Исаврии была Селевкия, позднее её западная часть была присоединена к другой провинции – Ликаонии. После победы исаврийцев над германскими купцами они стали активнее перемещаться по всей Малой Азии. Вторая половина V в. – это время особого влияния исаврийцев на Византию, с учётом самого известного из них, византийского императора Зенона (474–481 гг.). Церковная провинция Исаврия существовала долгое время (с X в. называлась Памфилией). Территориально Исаврия должна была войти в Асийский диоцез, но с учётом свободолюбия её жителей могла составлять отдельную административную единицу в церковном управлении.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Этот процесс совершенно справедливо может предваряться диалектическим дискурсивным доказательством или же отвлечённым размышлением: например, диалектические умозаключения, представленные в сочинении свт. Григория Нисского «Против Евномия», предшествовали его поздним, более творческим и основанным больше на вдохновении богословским трудам — «Жизнь Моисея» и «Комментарий на Песнь Песней». Созерцательно-интуитивное богословие может также вполне естественно привести к новым систематическим богословским умозрительным построениям, которые будут основаны на созерцательном мышлении, а следовательно, и сами будут подкреплены реальностью христианского опыта богочеловеческого общения. Подобное богословское умозрение (опять же, состоящее как в верности интуитивному созерцательному мышлению, так и реальному опыту общения с Богом), если оно радикально апофатично, будет способствовать появлению парадоксальных концептуальных понятий (например, посвященных соотношению сущности Бога и нетварных энергий), чтобы выразить одновременно в форме рассудочных умозаключений и умозрительно то, что пронизанное божественным вдохновением богословское созерцание интуитивно ощущает в качестве истины. Этот богословский переход от опытного общения к интуитивному созерцанию, а затем и к дискурсивному спекулятивному богословию, напоминает утверждение Альфреда Норта Уайтхеда в начале его труда «Процесс и реальность» о том, что всякая умозрительная мысль берёт начало от некоторой базовой интуиции реальности, а уже затем стремится найти концептуальные категории и дискурсивные доводы для того, чтобы раскрыть, прояснить и обосновать эту интуицию. Иногда вступают в силу более масштабные отвлечённые размышления, как, например, в случае классического неоплатонизма в античном мире или его наиболее естественного преемника в мире современном — немецкого идеализма. Когда же не происходит такой строго богословской метаморфозы (или она применяется неверно), то христианское созерцание становится, как справедливо заметил Николай Александрович Бердяев в своих работах, не богословием, а религиозной философией.

http://bogoslov.ru/article/6172560

Я не слепая, вижу много такого, что хотелось бы исправить и что меня не устраивает в наших батюшках, но, простите, меня просто выворачивает наизнанку, когда мирские люди, сами далекие от совершенства, зачастую лишь вступившие за порог церковной ограды, начинают судить и рядить: какие, мол, эти все священники - сякие и такие, и то они неправильно делают, и это. Иногда доходит чуть ли не до оскорблений. Я считаю, что православные люди обязаны все это пресекать на корню, и не потому, что я человекоугодница, а потому что считаю, что недопустимо позволять в принципе вести такие разговоры. Разве мы позволили бы оскорблять нашу маму, какая бы она ни была? Поступая так, мы не только уподобляемся ветхозаветному Хаму, а становимся гораздо хуже него. Давайте лучше скромно помолчим, поверьте, без нас разберутся батюшки. Мы же можем исправить только себя самих. Людмила 29 июня 2012, 10:33 Мы, христиане не всегда правильно понимаем смирение. Когда вопрос касается чистоты веры, Храмов Господних, не должно быть смиренного терпения! СВТ. Николай Чудотворец Ударил Священнослужителя из -за ревностного отношения к вере, и Господь его оправдал.А этих девиц За такие выходки мусульмане растерзали бы на месте, если оскорбляется их вера. Господи, помоги нам сохранить в чистоте веру православную! Ирина 29 июня 2012, 10:17 Благодарю Тебя, Господи, что я не такая, как эти грешницы - молюсь, пощусь, десятину отдаю... Простите, Вам это ничего не напоминает? Георгий 29 июня 2012, 06:28 Поверю в честные намерения этих бесовок, когда они устроят такой же шабаш в мечети или синагоге. АЛЕКСАНДРЪ 29 июня 2012, 02:52 /продолжение/ Я рад, что в России было такое количество " Творческой Интеллигенции " . Но есть один момент. Есть такая шутка: " Прощаю всех, кому я должен " . Как ясно из этого творческого документа, они простили тех, кто меня оскорбил. Честно говоря, даже не знаю, как к этому отнестись. Но отнесусь по доброму, как и творческие интеллигенты: Пожалуй прощу воров, которые их ограбят, и убийц, которые не дай Бог убьют их детей. С одной разницей: - деньги Марику Фейману не буду переводить. Уж простите - жадный. Вообще стало легче - эти интеллигенты вычеркнуты для меня навсегда, до этого чуть сомневался. 31. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. 32. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. АЛЕКСАНДРЪ 29 июня 2012, 02:50 Восхитило меня на днях удивительное событие: - " Творческая Интеллигенция " (как они себя сами назвали) пробудилась!!! И в первый раз за сто лет, наконец, объединилась и выступила единым фронтом! Такого удивительного события не было на моей долгой жизни кажись ни разу. И лозунг классный: " никакие антиклерикальные действия, если они не подпадают под статьи УК, не могут быть причиной уголовного преследования " !!!

http://pravoslavie.ru/54453.html

Подобные соблазны искушали и народ, желавший участвовать в мистериях. Так, представление о бессмертии у греков было обычным и естественным. И в мистериях они надеялись, с одной стороны, продлить свое земное существование, а с другой – обеспечить благополучную загробную жизнь. В одном из гимнов Элевсинских мистерий говорится о том, что в царстве мертвых будет существовать различие между посвященными и непосвященными. На примере Юлиана Отступника можно увидеть, чем соблазнялся человек в оккультизме. В воспитании будущего императора участвовали языческий философ и маг Ливаний, жрец Максим Эфесский. В частности, Максим «водил Юлиана по языческим храмам и там удивлял его своими лжечудесами. По мановению Максима вспыхивал факел перед статуей богини, а на ее лице сияла улыбка» 91]. 154 Увлекаясь тайными науками, Юлиан выработал в себе уверенность «в своем назначении покорить весь мир» 77]. 155 Дальнейшее изучение и проникновение в философию и тайные науки приобщило его к оккультизму, ибо одно без другого существовать не может. Юлиан «подвергся влиянию Эдессия, ученика Ямвлиха и Максима, который оказал глубокое влияние на Юлиана, введя его в теургию и волшебство, т. е. ознакомив его с наукой о тайных обрядах, которыми можно вызывать духов» 78]. 156 А подпав под влияние духов, которых он почитал за богов, будущий император пришел к мысли, «что он действительно получает влияние от богов и что все его поступки освящены божественной волей» 78]. 157 Некоторые случаи из жизни Юлиана проливают свет также и на сущность мистерий как на служение диаволу. Так, свт. Григорий Богослов описывает посвящение Юлиана в мистерии, которое совершалось следующим образом: «Сходил он в одну из недоступных для народа и страшных пещер; его сопровождал человек, знающий такие дела... Между прочими видами волхования употребляется у них и тот, чтобы с подземными демонами совещаться о будущем где-нибудь во мраке, потому ли, что демоны более любят тьму, ибо сами суть тьма и виновники тьмы, то есть зла; или потому, что они бегают благочестивых на земле, ибо от встречи с ними приходят в бессилие.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/put...

Здесь свт. Григорий показывает, что языческая религия и философия не имеют благодати, не дают человеку силы и средства для борьбы со злом, даже если и могут теоретически отличить добро от зла. Так, хотя жрецы и философы имели понятие о добрых нравах и даже читали нравоучения в своих школах, однако при этом ни слушающие, ни сами преподаватели не могли их исполнить. «И подлинно, не достойны ли удивления те, которые на словах строят города, каких на деле быть не может?; которые едва не кланяются, как Богу, величавым тиранам, и при своей надменности ставят овол выше богов? Одни из них учат, что вовсе нет Бога; другие – что Бог не промышляет о земном, но что все здесь влечется без цели и случайно; иные говорят, что всем управляют звезды и роковые созвездия, не знаю, кем и откуда управляемые, другие же полагают, что все стремится к удовольствию, и что наслаждение составляет конец человеческой жизни. А добродетель для них одно громкое имя... Иной из их мудрецов вовсе не разумел сего... его разум и столько не был очищен, чтобы мог взирать на свет истины, но, пресмыкаясь в дольнем и чувственном, не способен был представить, что-либо выше демонов, и рассуждать о Творце достойным Его образом» I, 81]. 144 Поэтому и «вышедший из такого училища, управляемый такими кормчими, когда вверили ему власть и почтили его саном, оказался столь злым» 81]. 145 Ибо, согласно их тайному учению, надобно, «чтобы философия и царская власть сходились вместе; но не для прекращения, а для умножения общественных зол. И первым делом его высокомерия и высокоумия было то, что он сам на себя возложил венец, сам себя почтил высоким титулом...» I, 81–82]. 146 Юлиан проникнут был духом языческих учений, поэтому характер и деятельность его выявляют сущность мистерий. В античный период наиболее известными были Элевсинские, Орфические, Дионисийские мистерии. Все они состояли из двух частей. С одной стороны, они имели общенародный характер, к участию в мистериях призывались все слои населения, с другой – мистерии носили характер тайных обществ, к участию в которых допускались только посвященные.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/put...

Нек-рые изменения во внешней политике Японии начались с 50-х гг. XIX в., когда правительства сёгунов Токугавы Иэсады (1853-1858) и Токугавы Иэмоти (1858-1866), а также имп. Осахито (Комэй; 1846-1867) начали вести переговоры и заключать международные соглашения с США и европ. странами. В февр. 1855 г. был подписан русско-япон. Симодский трактат, по к-рому порты Нагасаки, Симода и Хакодате открывались для торговли с Россией, в сент. 1855 г. в Хакодате заработало российское консульство. В авг. 1858 г. в Эдо (ныне Токио) подписан русско-япон. договор о торговле и мореплавании. В 1859 г. христ. миссионеры получили право посещать страну как иностранные граждане. Однако запрет на исповедание христианства японцами не был снят. Отношение к иностранцам оставалось крайне настороженным, а христиане продолжали восприниматься японцами как «злодейская секта». Напряженная внутриполитическая ситуация в Японии, связанная с противостоянием сторонников сёгуната и монархии, а также сторонников закрытости и открытости страны для иностранцев, вызвала ряд серьезных внутренних конфликтов в 60-х гг. XIX в. Их апогеем стал гос. переворот, организованный радикальной оппозицией, к-рый привел к реставрации Мэйдзи. 3 янв. 1868 г. вышел Указ о реставрации имп. правления и свержении сёгуната Токугава, к власти пришел имп. Муцухито (Мэйдзи; занимал престол в 1867-1912). В сент. 1861 г. свт. Иннокентий (Вениаминов) заехал в Хакодате по пути на Камчатку и при встрече с Н., заметив, что тот читает франц. книгу, посоветовал: «Бросить бы все эти книги, мало полезные здесь, и приняться тщательно за изучение японского языка» ( Барсуков И. П. Иннокентий, митр. Московский и Коломенский. М., 1883. С. 620). Н. послушал его и последующие 6 лет посвятил изучению японского, проводя до 14 часов в сутки за книгами по лит-ре, истории, религии Японии (Миссионер. М., 1875. 26. С. 213). Задача усложнялась из-за отсутствия хороших учебных пособий. «Много потрачено времени и труда,- писал Н. Исидору (Никольскому) , митр. Новгородскому, С.-Петербургскому и Финляндскому,- пока я успел присмотреться к этому… языку, положительно труднейшему…» («И в Японии жатва многа». 1869. С. 247). Сначала его учителем был переводчик хакодатского губернатора, затем Н. посещал частное уч-ще врача-эрудита Кимуры Кэнсая.

http://pravenc.ru/text/2565636.html

Мир вообще живет по ярлыкам. Хотите изменить мир, подмените ярлычки! Об этом много у Оруэлла в романе «1984». Помните его знаменитые: «война — это мир», «свобода — это рабство», «незнание — сила»? Кстати, выходки Femen страшны именно тем, что выбивают «землю» из-под ног обывателя, выхватывают из его рук знакомый набор фантиков и ярлычков. Обыватель теряет «почву под ногами», и мир колеблется, теряет стабильность. В это время манипулятор старательно меняет картинку мира в сознании обывателя, подменяя привычные ярлыки — новыми, более агрессивными и нестабильными. История, как известно, учит только тому, что ничему не учит (Бернард Шоу). Ведь все зло в истории было не с нами, а с «ними». Обыватель мыслит себя хорошим человеком. В его сознании нет агрессивных моделей, которые так нужны нынешним кукловодам. И пока мир негодует по «старым фантикам», он меняется, уходит в сторону от стабильности и приближается к новым, более агрессивным моделям поведения в обществе. Хотите, чтобы люди вас заметили и считали важной персоной? Кричите погромче о своей важности, обклейте себя всякого рода важными ярлыками! То, что есть на самом деле, видят очень немногие. Потому, опять же, по Оруэллу, важно не то, что есть, а что напишут об этом газеты. И потому газеты «вредны для пищеварения» (М. Булгаков) не только телесного, но и душевно-духовного. Слепота делает человека фанатиком. Она вооружает его категоричностью суждений и ригоризмом, ведь человек уверен, что видит всё как есть, что знает как устроен этот мир, что всегда правильно понимает происходящее. Он не знает, что ничего не знает. Слепой погружен в своё мнение о реальности, которое застилает ему реальность. И только знающий, что «стена с наклеенными на ней ярлыками» — это не реальность, а плоскость, в которой надо найти дырку, понимает, что ничего по-настоящему не знает. Реально мир погружен в тайны, в том числе в тайну становления. В нём нет линейности, которая присуща проекциям на плоскость воображения. Не суди — это значит не умертвляй живое, не приписывай становлению случайных качеств, которые даже присутствуя в нём могут быть не значимыми. Общение со слепым — это постоянный суд: ко всем явлениям жизни у него найдется ярлычок, ибо он всё знает и всё понимает лучше других. «Воистину, онемевшему от чуда мучительно говорить с оглохшими от шума» (свт. Николай Сербский).

http://radonezh.ru/analytics/bukva-ubiva...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010