Боголепова Пустынь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Боголеповой Пустыни. Успенская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы , Казанской иконы Божией Матери , Петра и Павла Год постройки:1792. Архитектор:Евфимий Федоров, В.И. Веригин Ссылки:   Адрес: Московская область, Клинский район, д. Высоково (Боголепова Пустынь) Координаты: 56.375809, 36.224984 Проезд: Из Москвы: 1) Октябрьской ж/д до станции Клин (87 км), далее автобусом 36 до остановки " Таксинский поворот " (33 км), далее пешком до церкви, 2) по Ленинградскому шоссе до Спас-Заулка, в Спас-Заулке на светофоре поворот налево на станцию Решетниково, далее всё время по главной дороге (на Воздвиженс ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из Москвы: 1) Октябрьской ж/д до станции Клин (87 км), далее автобусом 36 до остановки " Таксинский поворот " (33 км), далее пешком до церкви, 2) по Ленинградскому шоссе до Спас-Заулка, в Спас-Заулке на светофоре поворот налево на станцию Решетниково, далее всё время по главной дороге (на Воздвиженское), в Воздвиженском не доезжая гостиничного комплекса поворот направо в сторону н/п Бортницы, Глухово, Степанцево, в Бортницах начинается Завидово, свободный проезд закрыт, проехать к церкви можно только либо заранее получив пропуск в с.Козлово Тверской области, либо в выходные дни во время службы в церкви (до 13.00), либо на автобусе из Клина до Таксинского поворота (уточняйте расписание), 3) в Клину поворот в сторону Высоковска, перед Высоковском по указателю на Воздвиженское, всё время по главной дороге, в Воздвиженском после гостиничного комплекса налево 4) из Теряево через Таксино - Китенево. По состоянию на весну 2007 кордон в Макарихе был символическим, в отличие от таковых в Козлово и Бортницах. Правда, там асфальт не повсеместно Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Успенская Боголепова пустынь Бывший монастырь, а ныне погост расположен в 35 километрах к северо-западу от Клина, на берегу реки Яузы (приток реки Ламы). О монастыре практически ничего не известно. Он был упразднен в 1764 году (по данным О.Пэнэжко – в 1761 г.), в то время в нём находилась деревянная однопрестольная церковь Успения Божией Матери. В 1792 году на месте деревянного, на средства крестьянина деревни Степанцево Василия Максимова, московским архитектором Евфимием Федоровым построен ныне существующий каменный Успенский храм. В 1845 году установлены существующие в настоящее время иконостасы главного храма и южного придела (храм, вероятно, не закрывался и поэтому сохранил свои намоленные иконы). По состоянию на 1866 год, в храме, кроме главного Успенского, был престол, освящённый во имя святых апостолов Петра и Павла. В 1864 году к колокольне пристроена паперть. В 1880 году по проекту архитектора Виктора Ивановича Веригина (1840-?) храм расширен, был пристроен северный придел. В 1895 году храм расписан.

http://sobory.ru/article/?object=08581

Комментарии Женевской Библии на послание к Филиппийцам Введение Автор Автор называет себя Павлом (1,1). Ранняя церковь единогласно признавала авторство апостола Павла; этот факт в сочетании с множеством личных моментов, а также сходство этого послания с другими посланиями Павла неопровержимо подтверждают его авторство. О том, как завязались отношения Павла с церковной общиной в Филиппах, рассказано в гл. 16 книги Деяния. Видение ( Деян. 16,6–10 ) побудило Павла и его сотрудников отправиться в Филиппы ( Деян. 16,12 ). За время этого краткого посещения Бог явил великие знамения, и была основана церковная община ( Деян. 16,40 ) первое детище Павла на Европейском континенте. В дальнейшем Павел посетил ее, по меньшей мере, дважды, дабы укрепить верующих ( Деян. 20,1–6 ; 2Кор. 2,13 ). Время и обстоятельства написания Павел пишет, находясь под стражей (1,12–30), но где именно остается предметом разногласий. Одни считают, что он пишет из Ефеса, хотя в Деян., гл. 19 не упоминается, что Павел подвергался заключению во время своего продолжительного служения в этом городе. С большим основанием можно утверждать, что это послание было написано во время заключения в Кесарии ( Деян. 23,23 26,32). Но, согласно древнему преданию, Павел, вероятно, писал Послание к филиппийцам во время заключения в Риме, описанного в Деян., гл. 28, примерно в 61 году. Отдельные моменты ( Флп. 1,13 и 4,22) соответствуют, скорее, ситуации в Риме, а изложенное в 1,7–26 свидетельствует о судебном разбирательстве на высшем уровне. Наконец, в Деян. 28,16–31 (как и Флп. 1,12–14 ) говорится о том, что Павел свободно проповедовал во время своего заключения. Филиппы получили название в честь Филиппа, отца Александра Македонского. Город лежал на Эгнатийской дороге, соединявшей восточные провинции с Римом, чем и объяснялось его стратегическое значение. Жители Филипп пользовались правами римского гражданства. Отсутствие в послании еврейских имен и ссылок на ВЗ указывает, что община в Филиппах состояла, главным образом, из язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Слово в день Преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца 55 Бдите и молитеся ( Мк. 14:38 ). Не одним Своим ученикам Иисус Христос заповедал бодрствовать и молиться. Он заповедал это в лице их и всем христианам всех времен. Христианин знает, кто суть враги его спасения. Но знает ли все их замыслы и козни, все сети и ковы, расставляемые везде и во всякое время, для погубления его? Христианин знает, что рано или поздно умереть надобно; но знает ли час во дни или в ночи, в который Господу Богу угодно будет позвать его в духовный мир? Ах! мы ничего не знаем насчет будущего, не знаем, когда и где постигнет нас искушение, скорбь и болезнь, не знаем, когда и где наступит для нас час воли Божией. Что ж остается делать в сей неизвестности? – Бодрствовать и молиться. Между средствами к предостережению от опасностей самое действительное средство есть бодрствование. Воин, поставленный на страже, спасает себя и других от внезапного нападения врагов – бодрствованием. Кормчий, управляя кораблем в грозную бурю, спасается от потопления – бодрствованием. Путник, проходя чрез дремучие и длинные леса, избегает зверей – бодрствованием. Даже многие из животных убегают от руки ловчего – посредством бодрствования. Но что внушает человеку естественный разум, тому учит Иисус Христос совершеннейшим образом. Он заповедал бодрствовать не столько внешними, сколько внутренними чувствами, – бодрствовать умом и совестию, бодрствовать во всяком месте, где бы мы ни находились, в обществе или хижине, в храме или на торжище, бодрствовать на всяко время ( Лк. 21:36 ), во время трудов и занятий, во время принятия пищи и отдохновения, во время дружеских бесед и разговоров, во время чтения и размышлекия и даже самой молитвы. Нет места, в котором бы мы были свободны от искушения и нет времени, в которое бы враг спасения не злоумышлял на нашу погибель: супостат наш диавол, говорит Апостол Петр, яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити ( 1Пет. 5:8 ). Что ж наблюдать должен ум бодрствующий? – Он должен смотреть за сердцем: от сердца бо исходят помышления злая ( Мф. 15:19 ). Не скрываются ли в нем нечистые помыслы и нечистые желания? Не усиливаются ли злые наклонности и не влекут ли к порочным действиям? Должен вникать в дух мира: не отвлекают ли его правила и обычаи мира от исполнения христианских обязанностей, и не препятствуют ли возрастать в истинном благочестии? Должен наблюдать за действиями духа злобы и коварства: не рассевает ли семян неверия и вольнодумства? Не учит ли заблуждениям под видом истины и не обольщает ли соблазнами к греховным удовольствиям? Горе, если ум помрачен и совесть дремлет! Тогда благодатная жизнь христианина в совершенной опасности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Будем людьми, ходящими пред Богом! 15 января 2015 г. 11:27 Рождественский  выпуск авторской передачи председателя  Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества   протоиерея Всеволода Чаплина  «Комментарий недели» вышел в эфир на  телеканале «Союз»  10 января 2015 года. Дорогие братья и сестры, с праздником Рождества Христова сердечно поздравляю каждого из вас! Мы вошли в святки — святые дни, то время, когда воспоминание Христова Рождества наполняет наше общение с самыми разными людьми, наполняет культурные события, которые организуются православными христианами, в которых они участвуют как активные деятели или как зрители. Вся наша жизнь в эти дни наполнена воспоминанием о Рождестве Христовом. Но это не просто воспоминание, не просто нечто связанное с давней историей — это основание нашего спасения, понимание того, что мы свои Богу. Мы воспеваем в эти дни с особым чувством, с особым ликованием: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». На праздничной всенощной, во время великого повечерия в составе молитвы читались вот такие слова: «Осиянием исполнении Слова воплощеннаго, молим Тя, Боже всесильный, да облистает нам свет в делех наших, верою озаряяй души наша». Свет в делах, озаряющий верой душу — вот что такое для христианина вся жизнь и особенно нынешний праздник. В эти особые дни мы совершаем столько добрых дел! Идем к забытым людям, к одиноким, к больным, находящимся во узах, к тем, с кем, может быть, много лет не общались, к тем, к кому лежит наше сердце и о ком одновременно скорбит наша совесть. Слишком часто мы удаляемся от общения с людьми, нуждающимися в нашей заботе и нашем участии. Но в нынешнее время мы чувствуем себя чуть более свободными от житейских дел. Иногда говорят, что нынешние праздники слишком длинные. Но мы прекрасно понимаем, что нужно отделять время от работы, которой в нашей жизни очень и очень много, для общения с Богом и друг с другом. Общения осмысленного, которое напоминает нам о настоящей цели бытия. Некоторое время назад — не так уж давно, может быть лет 10-15 назад — многие утверждали, будто невозможно возвратить Рождество в жизнь народа России, народов Украины, Белоруссии, многих других народов. Дескать, ушел этот праздник. Прошло 70 лет и больше, кому он сегодня нужен? Никто не способен его понять, нужно наполнять его какими-то новыми, светскими смыслами.

http://patriarchia.ru/db/text/2520737.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > Крест патриарха Кирилла О частной жизни главы Русской православной церкви читателям «АиФ» рассказал его пресс-секретарь диакон Александр Волков 26.05.2014 683 Время на чтение 12 минут Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. ©/ пресс-служба патриарха Московского и всея Руси 5 лет главой Русской православной церкви является Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. О его обширной общественной деятельности, позиции по тому или иному вопросу знают многие, а вот частная жизнь от чужих глаз скрыта. Впервые завесу тайны только для читателей «АиФ» согласился открыть глава пресс-службы патриарха диакон Александр Волков. Время, отведённое Богом Юлия Тутина, «АиФ»: Отец Александр, говорят, все великие люди мало спят. А каков распорядок дня у патриарха? Александр Волков: За десятилетия напряжённой работы в Церкви, всегда находясь в режиме абсолютной нехватки времени, патриарх выработал жёсткий график работы. И сейчас мы, люди, которые его окружают, оказываемся в таком же постоянном, почти невыносимом цейтноте. Святейший ценит каждую минуту и потому старается максимально оптимизировать своё время, заполняя все свободные интервалы. В рабочей резиденции в Москве , в Чистом переулке, за основным зданием есть небольшой старый садик, где он в последние месяцы по рекомендации врачей взял за привычку прогуливаться. Так я его там никогда не видел в одиночестве! Он всегда вызывает кого-то из сотрудников патриархии. У выхода в этот садик теперь даже висит дежурная куртка для людей, с которыми он прогуливается. Вся эта ситуация - проекция мысли, которую он часто повторяет окружающим: нам Богом отведён конкретный промежуток времени, чтобы успеть сделать что-то для изменения духовного состояния в обществе. Время это отнюдь не безгранично, поэтому мы должны в каждый день втиснуть максимальное количество дел, которые приносили бы пользу Церкви и обществу. - Так во сколько же он встаёт? - Около 7 утра. Затем молитва, завтрак, выезд на работу или в храм. В рабочую резиденцию он обычно приезжает часам к 10, а богослужение начинается раньше. Затем встречи, работа с документами до позднего вечера. Если выезжает домой в Переделкино в 9 вечера, то обязательно берёт с собой кипу документов - работает после ужина. Ложится спать каждый день глубоко за полночь. Врачи рекомендуют изменить режим, но он считает - возможности нет. Из оздоровительных мероприятий - уже упомянутые прогулки, а также не очень регулярные, но достаточно интенсивные физические нагрузки. Для священнослужителя первое место отдыха - это богослужение. Православное богослужение вообще сложное физически, а уж патриаршее - тем более. Оно всегда торжест­венное, очень эмоционально напряжённое. Но я не раз убеждался в том, что именно оно даёт патриарху силы. Если так складывается, что патриарх не имеет возможности совершать на протяжении недели богослужение, то он после перерыва во время службы просто преображается, молодеет на несколько лет.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сербская улица в честь Русского героя 30.11.2023 43 Время на чтение 5 минут Источник: Православие.ру Фото пресс-службы муниципалитета Чаетина, Сербия Появление улицы с таким названием на месте его подвига – в Косово и Метохии, южном сербском крае, – сейчас невозможно: земля и народ, за которые отдал жизнь Виталий, оккупированы. Но память о подвиге русского воина сербы сохраняют, хотят, чтобы знали о нем и все остальные. Вот почему не в Косово и Метохии, захваченном НАТО сербском крае, а в курортном городке Златибор, в его предместье Чаетина, и появилась улица имени Виталия Булаха, добровольца из Хабаровского края, героя обороны погранзаставы «Кошаре». Сюда, в Златибор, приезжает много людей, место в Сербии известное – и чем больше гостей узнают о русском герое, считают благодарные сербы, тем лучше. Что же касается Косово и Метохии, то сербы умеют ждать. Проверено веками: никогда, даже во время османского ига, они не забывали о родной земле, верили в ее освобождение. Скоро исполнится четверть века героической и трагической обороны пограничной заставы «Кошаре», что между Сербией и Албанией: здесь с 9 апреля по 10 июня 1999 года несколько десятков сербских пограничников и полицейских вместе с отрядом русских добровольцев сдерживали наступление тысяч албанских боевиков и солдат НАТО. За два месяца боев защитники потеряли 108 человек, среди которых – уроженец Хабаровского края Виталий Глебович Булах. Но защитникам заставы удалось, казалось, невозможное: в тот раз они предотвратили сухопутное вторжение террористов и их руководителей из НАТО в Сербию. Конечно, сегодня о «кошарском аде» пишутся книги, снимаются фильмы. Разрушенная албанцами церковь, Косово и Метохия «У вас, русских, есть Брестская крепость – у нас есть Кошарская застава! Верим, что как Брест в свое время, так и Косово будет свободным», – говорят мне сербы. Звоню куму в Косово: «Драган, я пару дней должен быть у вас. В Косово русских не пускают – давай встретимся на границе». Кум, дядька с юмором, за словом в карман не лезет: «Вас не пускают, а нас выгоняют. Сейчас выезжаю». Драган Николич, его семья, предки жили в Косово испокон веку – с какого, спрашивается, перепугу они должны покидать родную землю. Они и не покидают, несмотря на все войны, оскорбления, провокации, предательства: «Ну, вот такие мы, сербы, упрямые – не хотим, понимаешь, бегать. Это ж тебе не теннис, не футбол, не легкая атлетика». По молчаливому нашему согласию, в сам Златибор мы не поехали: не время для курортов. У Драгана озимые не до конца посеяны – работы невпроворот, а мне в наше военное время уж точно не до катаний на лыжах и купаний в термальных источниках. Гостеприимные сербские монастыри, где и спокойно поговорить, и сосредоточеннее помолиться можно, – самое верное, на наш сербско-русский взгляд, решение.

http://ruskline.ru/opp/2023/11/30/serbsk...

Закрыть «Идет война. Время эзопова языка ушло» Александр Щипков о неолиберальном обществе Запада, миграционной политике и о покинувших Россию после начала СВО 08.11.2022 627 Время на чтение 6 минут Фото: из свободных источников Интернета Первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, первый проректор Российского православного университета святого Иоанна Богослова, заместитель главы Всемирного русского народного собора политический философ Александр Владимирович Щипков в интервью телеканалу «Россия 24» завил, что «идет война. Время эзопова языка ушло. Наступило время прямого высказывания», передает Патриархия.ru. Отвечая на вопросы ведущей Екатерины Грачевой, он рассказал о работе Российского православного университета, проведении XXIV Всемирного русского народного собора и представил свой взгляд на стратегию главы государства. Состоялся разговор о роли Церкви в государственном строительстве, об идеологии, разнице между диссидентами-восьмидесятниками и сегодняшними эмигрантами, среднем классе и месте иноагентов в информационном пространстве. А.В. Щипков принял участие в еженедельной программе телеканала «Россия 24», в которой светские новости обсуждаются через мировоззренческую призму людей Церкви. Комментируя выступление Президента России В.В. Путина на XIX Ежегодном заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» на тему «Мир после гегемонии: справедливость и безопасность для всех», А.В. Щипков отметил, что состояние неолиберального западного общества достигло той точки, когда выстраивание диалога с традиционалистской частью Евросоюза, которая выступает против зависимости от США, на сегодняшний момент является почти невозможным. «Президент точно обозначил свою позицию — личную и как лидер государства, что Россия остается на традиционалистской позиции. У нас в стране четыре традиционные религии: Православие, ислам, иудаизм и буддизм — все они базируются на традиционной нравственности, от которой отступают в Европе по причине доминирующей либеральной идеологии », — уточнил А.В. Щипков. Он напомнил, что попытка введения Конституции в ЕС так ничем не завершилась (договор о введении Конституции для Европы, подписанный в Риме 29 октября 2004 года, не вступил в силу) , и даже обсуждение проекта документа привело в те годы к тому, что Евросоюз отказался от фразы о его строительстве на христианской основе.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/11/08/id...

Комментарии Женевской Библии на послание к Титу Введение Автор Послание к Титу было написано Павлом (см. Послание к Тимофею. Введение: Автор). Время и обстоятельства написания Это послание, как и Первое послание к Тимофею, было составлено Павлом во время его четвертого миссионерского путешествия и может датироваться 62-м-64 г. по Р.Х. (см. 1 Тим.: Время и обстоятельства написания). Тит христианин из язычников (эллин), вероятно, обращенный Павлом ( Тит. 1,4 ). Новый Завет мало что сообщает о нем, в книге Деяния он не упоминается. Известно, что на заре своей миссионерской деятельности Павел взял Тита с собой в Иерусалим, где отказался подвергнуть его обрезанию ( Гал. 2,1–3 ); по всей видимости, Тит был спутником Павла в его втором и третьем миссионерских путешествиях и какое-то время в четвертом. Он был надежным и верным сотрудником, на которого Павел мог положиться в сложных ситуациях, вроде той, что возникла в Коринфе ( 2Кор. 8,6.16.23; 12,18 ). Позднее Тит нес служение как представитель апостола Павла на Крите ( Тит. 1,5 ) и в Далматии ( 2Тим. 4,10 ). Павел писал Титу из Македонии (3,12). Во время одного из своих путешествий он и Тит занимались миссионерской деятельностью на Крите (1,12). Отбывая с Крита, Павел оставил там Тита для продолжения своего дела (1,5). Это послание Павел написал Титу, чтобы воодушевить его довести свое служение на острове до конца. В частности, Павел хотел, чтобы Тит завершил организацию церковных общин (1,5–9), боролся против ереси, которую внесли бывшие там лжеучители (1,10–14; 3,9–11), и наставил общины, как надлежит себя вести (2,1 3,8). Характерные особенности и темы Как и Первое послание к Тимофею, Послание к Титу заслуживает внимания за сведения об организации церкви. Оно содержит подробное описание качеств, которыми должен обладать избираемый на служение пресвитера или епископа (1,6–9), а также важные свидетельства о том, что звания «пресвитер» и «епископ» относятся к одной иерархической ступени, а не к различным (1,7). Подобно 1 Тим., в Послании к Титу выражена серьезная озабоченность о здравом учении (1,9.13; 2,1.2). Оно содержит два важных богословских размышления о благодати, явленной Богом через Иисуса Христа (2,11–14; 3,4–7), утверждение о втором пришествии Христа (2,13), о совершенном за нас искупительном деле Христа (2,14), о возрождении Святым Духом (3,5) и оправдании благодатью (3,5.7). В этом послании также содержится догмат о Божестве Христа звание Спаситель применяется свободно и в одном контексте и к Богу (1,3; 2,10; 3,4), и ко Христу (1,4; 2,13; 3,6).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной В Избранное Оглавление Благодатное время Великого поста – время сугубых молитв и духовного совершенствования. Как настроить свою душу на покаянный лад, как правильно понимать смысл великопостных церковных песнопений и чтений из Священного Писания, что важно для христианина во время поста? Ответы на эти вопросы содержатся в книге митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира «Врата покаяния». Обращенная к широкому кругу благочестивых читателей книга может служить основой при подготовке великопостных проповедей, а так же ежедневным душеполезным чтением в период Святой Четыредесятницы. Слово 1. На песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». В Неделю о мытаре и фарисее после утрени Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче; утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему. Покаянный тропарь Великого поста Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Приближается благодатное время Великого поста, время говения, молитв, духовного совершенствования. Сегодня мы с вами слышали призыв Святой Церкви к покаянию. Но человеческие силы так слабы против греховного плена. Мы так подвержены соблазнам и искушениям. Так малодушны в том, чтобы исправить, переменить свою жизнь. Ведь земное всегда тянет вниз, отвлекает от вечного, духовного. Давайте задумаемся в преддверии Святой Че-тыредесятницы, чем заняты наши мысли и чувства. Ответ окажется банальным: домашними делами работой, хлебом насущным, какими-то житейскими заботами и неурядицами, еще чем-то, таким далеким от Бога. Разве это не так? Хорошо еще, что сподобились прийти в этот день в храм Божий, чтобы вознести молитву ко Господу. А теперь, осознав это, вслушаемся в слова церковных песнопений: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче; утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему!» Сколько глубокого смысла заключено в этих вдохновенных строках! Да, братья и сестры, все мы не свободны, в той или иной степени раболепствуем греху. Ведь что там говорить, зачастую не мы руководим своими страстями, а они нами. Как трудно, например, бросить курить или не употреблять спиртные напитки! Тот, кто сталкивался с этими проблемами, знает. Причем самое страшное заключается в том, что мы сознательно оправдываем себя в своем грехе, уподобляемся общей массе в размышлениях о том, что, мол, все так живут. Какое досадное заблуждение! Пребывая в нем, можно и вовсе свернуть с пути спасения, оказаться в духовном вакууме, когда и в душе и на сердце ничего святого уже не будет – только пустота.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance У ВРЕМЕНИ В ПЛЕНУ? 13 мин., 01.01.2008 Нам постоянно приходится слышать (и говорить): «Я ничего не успеваю». Вопрос времени стоит для современного человека очень остро. Можно ли научиться им управлять? И существует ли какой-то особый христианский подход к этой проблеме? Мы беседуем об этом с Глебом АРХАНГЕЛЬСКИМ. Мы — не амебы — Как давно проблема организации времени встала перед христианским сознанием? А перед светским? Нашла ли эта тема отзвук в культуре, в искусстве? Или она интересна исключительно людям «практического склада»? — Наверно, первое письменное свидетельство в светской культуре — письмо римского философа Сенеки своему другу Луцилию. «Все у нас, о Луцилий, чужое, одно лишь время — наша собственность. Только время, ускользающее и текучее, дала нам во владение природа, но и его кто хочет, тот и отнимает». И дальше: «Дели время на хорошо потраченное, дурно потраченное и потраченное на безделье», — первая подобная классификация времени в истории. Из жизнеописаний многих великих людей искусства известно, как они выстраивали режим дня, устанавливали себе нормы (допустим, сколько страниц необходимо писать каждый день), использовали все возможные резервы времени. Моцарт, например — казалось бы, образец неструктурированного вдохновения, — брал на балы книгу карманного формата, чтобы читать в свободные минуты, а многие свои произведения создавал на заказ, в жестко заданные сроки. А уж церковное сознание, на мой взгляд, просто пронизано темой времени, его скоротечности, необходимости его ценить. Богослужебный устав, Типикон — система, тончайше регулирующая время — как жизни и работы, так и богослужебное. Вообще, богослужебный круг — интереснейшая интуиция времени, взаимосвязи времени и вечности. Если же говорить о современности, то необходимости ценить время уделяли внимание и святой праведный Иоанн Кронштадтский, и отец Алексий Мечев, и митрополит Антоний Сурожский, и многие другие. Так что культурное, мыслящее человечество в лице как светских, так и церковных своих представителей давно задумывалось об организации времени.

http://foma.ru/u-vremeni-v-plenu.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010