ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Я хочу говорить только о том, что созрело у меня в душе... Митрополит Сурожский Антоний Из личной беседы Е. Л. Майданович с митрополитом Антонием 8 июня 2000 года У меня очень ясное, яркое чувство, - нет, скорее темное чувство, - что, вступая в третье тысячелетие, мы вступаем в какую-то темную, сложную, в некотором смысле нежеланную пору. Что касается до церковности, вера должна оставаться цельной, но мы не должны бояться думать свободно и высказываться свободно. Все это в свое время придет в порядок; но если мы будем просто без конца повторять то, что было сказано раньше, давно, то все больше и больше людей будут отходить от веры (я сейчас не столько о России думаю, сколько вообще о всем мире); и не потому что то, что раньше говорилось, неверно, а потому что - не тот язык и не тот подход. Люди другие, времена другие, думается по-иному. И мне кажется, что надо вкореняться в Бога и не бояться думать и чувствовать свободно. «Свободно» не означает свободомыслие или презрение к прошлому, к традиционному, но - Бог рабов не хочет. Я вас не называю больше рабами, Я вас называю друзьями... И мне кажется это страшно важно: что мы могли бы думать и с Ним делиться. Есть очень многое, чем мы могли бы делиться с Ним в новом мире, в котором мы живем. Это очень хорошо и важно - думать свободно, не стараясь приспосабливаться; нужно, чтобы люди мыслящие и с широкой восприимчивостью думали и писали. Часто Церковь - я говорю о духовенстве и тех людях, которые себя считают сознательными мирянами - испуганы, боятся сделать что-то «не то». После всех этих лет, когда не было возможности свободно думать и говорить друг с другом и как бы перерастать XIX век, очень много страха и желания непременно только повторять то, что уже принято и как бы стало языком Церкви и мыслью Церкви. Это должно рано или поздно перемениться. Так что у Церкви сейчас период, когда она, как мне кажется, с одной стороны старается быть сугубо традиционной; а с другой стороны люди все-таки, во-первых, не подготовлены к этому, а во-вторых, некоторые начинают думать, - и им не помогают думать. (Я говорю в целом, не об отдельных людях). И не упускаем ли мы момент, данную нам возможность стать - из церковной организации - Церковью...

http://zavet.ru/obs/ts/003.htm

Закрыть «Союз свободных народов» и Русское царство Отчего такое, мягко говоря, недалёкое представление о Церкви у конструкторов новых союзов свободных цифровых народов? 01.05.2020 1597 Время на чтение 12 минут Россию крутят как кубик Рубика. От того, как покрутят Россией, многое зависит в судьбе мира и человечества. Сейчас Россию как будто пытаются раскрутить в сторону уже апробированного социалистического евразийского проекта. Хотят собрать красную сторону кубика и повернуть эту сторону к солнцу. Вот недавно говорили друг с другом в ютубе два опытных журналиста – Караулов и Шевченко. Они говорили о политике. Шевченко выдвинул в конце беседы идею о создании в России «правительства народного доверия». И даже «провел назначения» в это правительство. Зюганов, Грудинин, Глазьев… От консервативного блока – Патриарх Кирилл и Проханов. От демократического – Навальный . От либералов – никого. Это ясно, ведь «эпоха либерализма закончилась». Для Патриарха Кирилла товарищ Максим Шевченко должность пока не подобрал, но в принципе, считает, что Патриарх в правительстве не будет лишним. Хорошо, если Церковь не выступает против, а числится в союзниках – примерно так он мотивировал свое предложение включить Патриарха Кирилла в состав некоего нового органа власти России – «правительство народного доверия». Фундаментом правительства – должны быть левые силы – убежден Шевченко. А итоговым продуктом всех реформ и политических усилий должно стать, по всей видимости, новое государство - Союз свободных народов. Речь, очевидно, опять о создании чего-то похожего на СССР . При этом, в построении нового СССР предлагается задействовать Православную Церковь. Сегодня наблюдаются попытки втянуть Церковь в построение нового социалистического общества на просторах Евразии. Правда, место Церкви в новых замыслах должно быть, по всей видимости, подчиненным. Церковь уже поставлена в ситуацию, в которой она оказывается в сильной зависимости от светской власти. И мы наблюдаем сегодня, как светская власть уже дошла до пределов, которые знакомы нам с богоборческих времен. За этими пределами лежит тотальное закрытие церквей. На Пасху мы убедились в этой готовности власти. Сегодняшняя власть, вышедшая из советской шинели, легко идет против Церкви, диктуя свои правила. Однако пока Церковь нужна, чтобы иметь хотя бы часть православных на своей стороне. Вместе с тем, Церковь нужна вовсе не такая, какой она была с апостольских времен. Такая Церковь, исповедническая, построенная на Крови мучеников, Церковь воинствующая пугает, страшит тех, кто хотел бы жить в толерантном ко греху новом мировом порядке. Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь, вероятно, мешает тем, кто мечтает о построении глобального мультикультурного, мультиконфессионального «Союза свободных народов».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/05/01/so...

Меню Закрыть Викторина Латинский запад и христианство Начать викторину 1. Святой Иероним Стридонский был рукоположен во пресвитера, поставив условие перед Римским папой, что он будет «свободным монахом». Что это означало: он сможет свободно перемещаться и заниматься переводами он сможет сам выбрать монастырь для подвигов он сможет отказаться от монашеских обетов в любое время Правильный ответ: Святой Иероним, будучи монахом, хотел продолжать свою учёную деятельность, он хотел свободно передвигаться и не быть зависимым от одного монастыря или храма, он жил на своей квартире, но при этом строго соблюдал все монашеские обеты, не позволяя себе вседозволенности. Правильный ответ: Святой Иероним, будучи монахом, хотел продолжать свою учёную деятельность, он хотел свободно передвигаться и не быть зависимым от одного монастыря или храма, он жил на своей квартире, но при этом строго соблюдал все монашеские обеты, не позволяя себе вседозволенности. Правильный ответ: Святой Иероним, будучи монахом, хотел продолжать свою учёную деятельность, он хотел свободно передвигаться и не быть зависимым от одного монастыря или храма, он жил на своей квартире, но при этом строго соблюдал все монашеские обеты, не позволяя себе вседозволенности. 2. Верно ли, что мы можем поставить Блаженного Иеронима и Блаженного Августина в один ряд с Блаженным Василием, Блаженной Ксенией, псковскими блаженными: да, они все были юродивыми нет, так как в случае Иеронима и Августина «блаженный» не имеет отношения к юродству Иероним и Августин – католические святые, поэтому никак не можем поставить их в один ряд с нашими Правильный ответ: Блаженный Иероним и Блаженный Августин не юродствовали, но термин «блаженный» связан с Западной традицией, синонимом является слово «святой», но с исторической традицией в наших календарях эти два святых упоминаются как Блаженные несмотря на то, что они не юродствовали. Их память совершается в один день, 28 июня. Правильный ответ: Блаженный Иероним и Блаженный Августин не юродствовали, но термин «блаженный» связан с Западной традицией, синонимом является слово «святой», но с исторической традицией в наших календарях эти два святых упоминаются как Блаженные несмотря на то, что они не юродствовали. Их память совершается в один день, 28 июня.

http://europe.foma.ru/ds_quiz/victorina-...

Просто свободный Знаменитый фотограф, он просит прощения за выражения вроде «творческая биография» и говорит, что всего лишь «шуруп или отвертка» в художественной деятельности, и себя часто чувствует сторожем при наследии «этого пресловутого»… самого себя 8 апреля, 2010 Знаменитый фотограф, он просит прощения за выражения вроде «творческая биография» и говорит, что всего лишь «шуруп или отвертка» в художественной деятельности, и себя часто чувствует сторожем при наследии «этого пресловутого»… самого себя Он был инженером и сторожем в храме. А сейчас он «просто свободный». Знаменитый фотограф, он просит прощения за выражения вроде «творческая биография» и говорит, что всего лишь «шуруп или отвертка» в художественной деятельности, и себя часто чувствует сторожем при наследии «этого пресловутого»… самого себя. Под сводами одного из московских храмов Георгий КОЛОСОВ размышляет о призвании художника, о христианской жизни и о себе. «Сейчас я не фотографирую» — Георгий Мстиславович, все знают вас как фотографа, вас называют основателем современного пиктореализма, на ваши редкие мастер-классы стремятся попасть не только любители, но и профессионалы фотографии. Но при этом сегодня вы говорите: «Нет-нет, я не фотограф». Так кто же вы? — Кто я? Семь лет церковный сторож в храме Космы и Дамиана в Шубине, нынче — просто свободный, уже два с лишним года. Фотография — это предыдущие много-много лет моей жизни, начиная с 1976 года. То, что имеет отношение ко мне в наибольшей степени сегодня, это мое крещение в девяностом году, интенсивное воцерковление и последние, наверное, десять лет вот такая приходская жизнь: от Чаши до Чаши, от Причастия до Причастия. Если этого не происходит дня три-четыре, я уже не очень понимаю, зачем я здесь. — А есть ли место для фотографии? — Литургия — Небо на земле. И когда человек не просто по своим ощущениям, а в полноте сознания соединяется на каждой Литургии со всей двухтысячелетней Церковью, когда это Небо на земле воспринимает как абсолютную реальность, все остальное в жизни — семья, дом, творчество, родина — оказывается в разных степенях отдаления. Но поскольку мы волею Божией вселены в эту жизнь, поставлены на это место в этой стране и в это время, то ничего не остается, как оправдывать Его доверие и пытаться как-то соответствовать. И здесь должно быть место для всего, что может быть хоть какой-то формой служения.

http://pravmir.ru/prosto-svobodnyj/

Моя автобиография. Груздев Павел Александрович, родился 3 августа 1911 г. 6 Яросл. обл. Мологский р-н деревня Борок. Рядом с нашей деревней находился Мологский Афанасиевский женский монастырь 7 , в котором проживали три мои родные тетки: монахиня Евстолия и инокини Елена и Ольга 8 . Под ихним наблюдением я получил христианское воспитание и любовь к Святой Церкви. Юношество свое я провел в кругу своих родных 9 и в упомянутой обители, где пас коров, звонил на колокольне и приучался к чтению в храме. После ликвидации Афанасиевского монастыря 10 31 марта 1929 г. с благословения игумении Августы (Феоктисты Неустроевой) 11 я переехал на жительство в г. Новгород Ленинградской обл. где и работал на судостроительной верфи Деревяницы 12 , возле Спасо-Преображенского Варлаама Хутынского мужского монастыря 13 , где в свободное от работы время пел и читал на клиросе, звонил на колокольне и т.д. В 1932 г. возвратился на родину к родителям и работал до 1938 г. в Государственной Селекционной станции (бывший Афанасиевский монастырь) 14 на скотном дворе. В 1938 из затопляемой зоны 15 наша семья переехала в г. Тутаев, где я устроивал свой дом и ходил в храм 16 на клирос, где пел и читал, а иногда пономарил: 13 мая 1941 г. был арестован по обвинению группа церковнослужителей, возглавляемая Архиепископом Варлаамом Ряшенцевым 17 . По статье 58, часть 1, пункт 10–11 судом приговорен к 6 лет исправительно-труд. лаг. По отбытии срока вернулся на родину, где работал на сенопресе в качестве рабочего. В свободное время постоянно ходил в церковь святителя Леонтия, где пономарил, читал и пел на клиросе. 1 декабря 1949 за старые преступления был сослан на вольную ссылку без лишения прав гражданства, без определенного срока в г. Петропавловск Северо-Казахстанской области 18 , где все время работал чернорабочим Облстройконторы, и опять же в свободное время всегда ходил в собор св. Апостолов Петра и Павла, где был уставщиком и чтецом на клиросе. 20 августа 1954 г. вызван в спецкомендатуру МГБ, где было объявлено, что все поселение и ограничение с меня снято, могу жить и работать где угодно и как угодно. По прибытии к родителям и побывав в некоторых храмах Ярославской обл. и убедивши, что именно жатвы много, а делателей мало, если будет Ваше Архипастырское благословение и воля, то рукоположите и назначьте меня священником в какой-либо приход по Вашему усмотрению.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

А.Миролюбов Личность св. Кирилла Александрийского 2 . Годы образования Св. Кирилл Александрийский родился приблизитфльно в 80-х годах 4 столетия (370 – 380) 3 ). По матери своей он был племянником архиепископа александрийского Феофила (Сокр. Ц. Ист. VII, 7). первоначальных годах воспитания и образования его сохранилось очень мало прямых и положительных известий. Историки церковные Сократ и Евагрий решительно умалчивают об этом предмете 4 . Частные же и случайные указания касаются уже взрослой жизни Кирилла, когда он избрал пустынную жизнь и подвиги монашества около 395 – 400 годов. Между тем сочинения Кирилла, и даже одни только проповеди его, показывают, что время отроческого и юношеского возраста проведено было им в изучении светских свободных и христианских наук. Архимандрит Порфирий (Попов ) в своей монографии о Кирилле Александрийском (Приб. к Твор. св. Оо. т. 13) говорит, что воспитание и образование в свободных науках Кирилл получил под руководством и наблюдением своего дяди архиепископа Феофила. Допуская со своей стороны наблюдение Феофила над воспитанием и образованием Кирилла, мы, однако, нф имеем оснований думать, что самое образование Кирилла было получено от архиепископа Феофила. Область философских и других специальных знаний Кирилла в так называемых свободных науках была настолько обширна, что едва ли могла быть преподана одним человеком. Оригены и Дидимы составляют редкие и исключительные явления. Притом такие, напр., сведения, как о греческой мифологии и поэтах, едва ли могли быть получены от епископа. Разве можно, напр., допустить, чтобы сведения об образе блудодействия Менад, с которым Кирилл сравнивает гнусный порок евнухов (h.d. 19, р. 1108), могли быть сообщены Феофилом ? При сем Кирилл замечает: ς ληθς χα χρβς μεμαθχαμεν (Ibid. р. 1109). Само собой разумеется, что доскональных и обстоятельнейших знаний о данном предмете Кирилл не мог получать ни во время отшельнической жизни (395 – 400), где предметом его занятий были аскетические подвиги и изучение Священного Писания и творений отцов Церкви, ни во время епископского служения, так как указанная речь была произнесена в первые годы епископства.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Закрыть itemscope itemtype="" > Живым мертвецам не одолеть «Живых и мертвых»! Иерей Александр Шумский считает, что глумление хохмача Урганта над гимном России - знак подготовки нового либерального реванша 30.09.2013 3784 Время на чтение 5 минут Россия — священная наша держава, Россия — любимая наша страна. Могучая воля, великая слава — Твоё достоянье на все времена! Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля. Одна ты на свете! Одна ты такая — Хранимая Богом родная земля! Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! Широкий простор для мечты и для жизни Грядущие нам открывают года. Нам силу даёт наша верность Отчизне. Так было, так есть и так будет всегда! Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! Первый государственный федеральный канал все больше начинает напоминать НТВ периода «лихих девяностых», когда в СМИ безраздельно господствовали очумевшие либералы. Даже нынешнее НТВ порой выглядит предпочтительнее Первого канала. Судите сами. Несколько дней назад закончился сериал «Вангелия», посвященный болгарской пифии Ванге. О том, кто она такая, исчерпывающе высказались протоиерей Димитрий Смирнов и диакон Владимир Василик . Ко Христу, мягко говоря, она не имеет никакого отношения. Действительно, этот телесериал носит откровенно антицерковный характер. Вполне можно предположить, что начинается новая осенняя либерально-революционная атака на Православие и Русскую Православную Церковь. И начинается эта атака не на каком-нибудь маргинальном телеканале, но на Первом государственном, который по своему статусу должен заботиться о стабилизации ситуации в стране. Одновременно Первый канал позволяет себе очевидные выпады и против государства. Хорошо известно, что гимн любой страны считается священным и неприкосновенным. В государственном гимне в концентрированном виде содержится отношение народа к своему Отечеству. Гимн – это своего рода «символ веры» государства. Люди, поющие гимн, прикладывают руку к сердцу! Глумление над гимном является не только нравственным, но и юридическим преступлением, так же как и осквернение флага страны.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/09/30/zh...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Страдание и смерть за Христа стали её свободным выбором» К 85-летию мученичества св.Параскевы Известковской (Кочневой) 08.04.2024 13 Время на чтение 3 минуты Почему-то в последние десятилетия православным народом стали особенно усердно почитаться святые женщины. Посмотрите, самые большие очереди в Москве к мощам блаженной Матроны Московской, а в Санкт-Петербурге – к часовне блаженной Ксении. Во многих краях и областях прославляются свои местные подвижницы: в Рязанской земле - блаженная Любушка Рязанская и Матрона Анемнясевская, в Тульской земле - блаженная Евфросиния Колюпановская. Многие подвижницы почитаются ещё будучи не канонизированными: в Киеве - преп.Алипия Киевская, в Тверской земле - блаженная Любушка, в Смоленской - блаженная Макария Темкинская, в Волгограде – Марфа Царицынская, во Владикавказе - блаженная Анастасия. Не берусь сейчас объяснять это явление. Хочу только сказать, что даже на Дальнем Востоке из всего сонма новомучеников Российских особенно почитается св.мученица Параскева. Параскева Степановна Кочнева (1893-1939) была простой русской женщиной, по происхождению - казачка. Глубоко верующая, она несла послушание сторожа в храме, состояла членом церковной 20-ки. Когда в 1930-е гг. началась кампания безбожной власти по закрытию и разрушению храмов, Параскева безстрашно встала на защиту своего приходского храма св.Александра Невского в городе Миасс: собирала подписи, ездила в Москву, обивала пороги ВЦИКа, добивалась встреч с высокопоставленными людьми. Власть ответила ей своим любимым аргументом: арест, неправый суд, ссылка на Дальний Восток, где она и погибла в Бамлаге на станции Известковая 8 апреля 1939 года ( подробнее ). Сегодня исполняется 85 лет ее мученического подвига. Священников тогда арестовывали по «профессиональной» принадлежности как служителей культа. Отвертеться у них не было шанса (расстреливали даже отрекшихся!). Мирян пытались отговорить. Но Параскева не пошла на компромисс и осталась верной Христу и Его Церкви. Страдание и смерть за Христа стали её свободным выбором. Тем более велик её подвиг!

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/08/st...

Наименование Церкви, начало и значение её в отношении к мирозданию В настоящее время в особенности выступают вопросы о Церкви: Что она в существе своём? Насколько важно принадлежать к ней? Какие признаки пребывания в её недрах? Какое она имеет отношение к другим обществам, в особенности к Государству? Должно ли Государство охранять её существование и законы? В каком положении теперь Церковь и что ждёт её в будущем? В виду необычайной важности сих вопросов, представляется благовременным припомнить некоторые черты из учения о Церкви и из её многовековой истории. Прежде всего, что означает слово Церковь? Славянское слово церковь есть изменённое греческое слово: Ku ριακν – дом Господний. На греческом же языке понятие церкви означается словом κκληαα, происходящим от глагола κκαλω – вызываю. Итак, по буквальному смыслу на греческом и славянском языках, слово церковь означает – вызванные в дом Господень. Словопроизводство сие даёт ключ к объяснению и того, почему словом церковь означается и храм, куда созываются верующие на молитву. С другой стороны, видимый образ храма, в который призываемся для богослужения и молитвы, может послужить к объяснению и того, Кем, кто и для чего призывается в Церковь . Кто призывает в Церковь ? Бог , Творец Мира , Господь храма, Основатель и Глава Церкви. Кто призывается в Церковь ? Все разумно-свободные существа, из известных вам существ сего рода – ангелы и человеки. Почему? По свойству особенных богодарованных им сил и способностей. Неразумные твари в это святилище призваны быть не могут. Для чего разумно-свободные существа призываются в Церковь ? Для участия в высших дарах любви божественной. Через творение дары жизни рассыпаны щедрою Рукою, и необозримое множество разных тварей пользуется ими, кто как может и умеет. Разумно-свободные существа могут пользоваться дарами Божьими больше, чем неразумные, и вот они из общего царства природы вызываются в особенное Божье царство, в самый дом Господень, – к участию в великих дарах и благах жизни, не только общей со всеми тварями, но и особенной в ближайшем общении с самим Высочайшим Существом – Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

мон. Таисия (Карцова) Скачать epub pdf Преподобный Серафим, Саровский чудотворец († 1833) Память его празднуется 2 янв. в день преставления, 19 июля в день обретения мощей Прп. Серафим, в миру Прохор Мошнин, родился 19 июля 1759 г. в Курске. Отец его, Исидор, занимался подрядами и строил храмы. Он умер, когда Прохору было три года. Мать его, Агафия, пользовалась общим уважением за свое благочестие и добрые дела. Сына своего она прежде всего приучила к молитве и посещению Божиих храмов; грамоте он начал обучаться по Часослову и Псалтири. С раннего детства над ним начал проявляться Покров Божий: семи лет он упал с колокольни, но остался невредим; десяти лет он тяжко заболел. Тогда впервые явилась ему Пресвятая Богородица и обещала вскоре опять посетить и исцелить его. После этого в город принесли из Коренной пустыниикону Знамения Божией Матери. Стояла холодная, ненастная осень, и крестный ход вынужден был из-за грязи пройти через двор Мошниных; больной мальчик приложился к иконе и получил исцеление. Окончив учение, Прохор вынужден был помогать старшему брату Алексею, который торговал железным товаром. Теперь он не имел уже более возможности, как в детстве, ежедневно бывать у Божественной литургии. Тогда он стал подниматься до зари к утрене; свободное же время он посвящал чтению духовных книг; слушать его собирались его сверстники, которых привлекал к себе чистый юноша горением своего духа. Более всего он любил уединение и безмолвие; в это время он был в общении с одним чтимым в городе юродивым, прозревшим в юном Прохоре будущего угодника Божия. Семнадцати лет, имея на груди материнское благословение – железный крест, с которым он не расставался до смерти, – Прохор пошел на богомолье в Киев. Там великая раба Божия Дария, в мужской Китаевой пустыни известная под именем затворника Досифея, направила его в Саровскую пустынь (Тамбовской губ.). Прохор провел еще год под материнским кровом, и девятнадцати лет от роду, в самый канун обительского праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы – под звон колоколов, призывавших ко всенощной, – он вступил на поприще своего подвига. Строитель, иеромонах Пахомий – мудрый старец высокой жизни, – отдал его под надзор казначея о. Иосифа. Исполняя у него обязанности келейника, Прохор проходил послушания в хлебной, просфорной, столярной и наконец за высокую жизнь был сделан пономарем. Любовь к уединению сказалась в нем с самого начала его монастырской жизни, и старец благословил его удаляться в свободное время на безмолвие в лес. На послушаниях в келье, за рукоделием, он творил непрестанную Иисусову молитву. Пищу он принимал раз в день, а в среды и пятницы не вкушал ничего. Во время новонача-лия ему приходилось бороться с духом уныния. «Болезнь сия, – говорил он впоследствии, по своему опыту, – врачуется молитвой, воздержанием, посильным рукоделием, чтением Слова Божия и терпением».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010