– Неведение императора о прошлых судьбах цаннов разделял и Прокопий. Агафий был лучше осведомлен об этом (4, 13). 158 Malala, 435. – Неясность географических представлений о Дальнем Востоке сказывается в том, что Малала заставляет Арефу бежать в Индию. Столь же неясны представления об Индии и у Прокопия. 163 О христианстве у арабов см. Acta sane. Oct. X, 669 и сл. Duchesne, Miss, chrét. Mél. d. Arch. 1896, 112–122. 168 Прокопий помещает Фарангий в верховьях реки Боаса – b. р. 2, 29, 14–16. Эту реку необходимо, по данным Прокопия, отождествить с Чорохом. Но сам Про­копий видел в ней верхнее течение реки Фазида, т. е. Риона. Это смешение ведет ко многим неясностям в его изложении о событиях в Колхиде. Адонц, Армения в эпоху Юстиниана, стр. 24–26 – отождествляет Болон с кре­постью Буа-кала в Каргабазарских горах, а Фарангий – с армянским Спером. 175 Скиф по происхождению, Гермоген верно служил Виталиану во время его бунта против Анастасия и с ним вместе вернулся в столицу. Он был в большой чести при дворе, а в 535 году занимал пост магистра оффиций. 178 Битва подробно описана Прокопием b. р. 1, 13–14. Ср. Zacharias. 9, 3, р. 170–171; Malala, 152–153. 181 Цифра эта дана у Малалы. Прокопий считает 20 тысяч, но, по его словам, Велизарий оставлял по дороге гарнизоны. 182 Malala, 461–467; Procop. b. p. 1, 18; Zacharias, 9, 2–6, p. 170–175. Прокопий, желая обелить Велизария, изложил весьма пристрастно эти события, а изложение Малалы восходит, вероятно, к подлинному отчету, который был представлен импе­ратору Констанциолом. 190 Theoph. 181, 14–22. Ргосор. b. р. 1, 22; b. g. 4, 13, 19–20.–Захария приписывает миролюбивое настроение Хосрова воздействию на него матери. Не будучи христианкой, она прибегала несколько лет тому назад к помощи знаменитого отшельника Моисея, проживавшего на горе Тармель близ Амиды. Он исцелил ее от бесов и дал ей часть мощей св. Кириака, для помещения которых она построила часовню. 9, 6, р. 175–176. 192 Cod. Just. 1.17, 6 – ingenii tui documentis ex nostri codicis ordinalione acceptis – писал ему Юстиниан в рескрипте о составлении дигест.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Более того, Иоанн старательно показывает их тождество. Ангел, несущий свиток с неба ( Откр.10:1–2 ) назван «другим сильным Ангелом» ( Откр.10:1 ), подчеркивая связь с Откр.5:1–9 , где появляется первый «сильный Ангел» ( Откр.5:2 ). Еще более важно то, что в главах 4–5 и 10 Иоанн следует видению пророка Иезекииля Иез.1:1–3:11 . Подобно Иезекиилю, он видит божественный Престол ( Откр.4 ; Иез.1 ); это видение подготавливает сообщение о пророческой вести. Описание книги в деснице Бога ( Откр.5:1 ) повторяет описание свитка в Иез.2:9–10 . У Иезекииля Бог сам открывает свиток и дает его пророку, чтобы тот его съел. Поедание свитка – символ усвоения божественной вести, которую следует сообщить людям. Съев его, Иезекииль почувствовал сладость во рту ( Иез.3:3 ). В Книге Откровения явная аллюзия на это место Ветхого Завета, и в Откр.5:1 , и в Откр.10:2.8–10 , где Ангел дает открытый свиток Иоанну и тот ест его. Свиток сладок во рту и горек во чреве его. Отличие Иезекииля от Откровения в том, что свиток у Иезекииля с самого начала открыт. В Откровении же свиток запечатан и должен быть открыт Агнцем, прежде чем его съест Иоанн. Поэтому свиток из руки Бога берет Агнец ( Откр.5:7 ). Он открывает его ( Откр.6:1,3,5,7,9,12 ; Откр.8:1 ). Затем свиток (книга, книжечка) с неба переносится на землю Ангелом (10:1–2), который дает его съесть Иоанну ( Откр.10:8–10 ). Это цепочка откровения, от Бога до пророка Иоанна, точно соответствует Откр.1:1 . Откровение (содержания книги) дано Богом Иисусу Христу (глава 5), который через «сильного Ангела» дает его рабу своему Иоанну (глава 10, ср. Откр.22:16 ). Теперь мы понимаем, почему «сильный Ангел» в этой цепочке не появляется в Книге Откровения до Откр.10:1 . Ведь до главы 10 основное содержание пророческого откровения, которое Иоанн сообщает в своей книге, ему не дается. Все предшествующее главе 10 – предуготовление, необходимое для понимания откровения, но не само откровение тайны. Здесь ключ к пониманию структуры и основного смысла книги Апокалипсис.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

А на прошлые на 190 и на 191 и на нынешней на 192 годы таможенные головы и целовалники по прежним жаловалным грамотам тех денег без нашего, великих государей, указу и без грамоты ис приказу Болшие казны не дают. И нам, великим государем, пожаловать бы их, велети им те денги на 190, и на 191, и на нынешней на 192 годы по прежним жаловалным грамотам выдать и впредь давать на Устюжне ис таможенных доходов, и о том дати бы им нашу великих государей грамоту с прочетом. А в нашем, великих государей, указе ис приказу Устюжские чети за приписью дьяка нашего Ивана Волкова написано. В прошлом во 156-м году февраля в 22 де[нь] послана отца нашего, великих государей, блаженныя памяти великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Великия, и Малыя, и Белыя Росии самодержца грамота на Устюжну Железополскую к таможенному и х кабацкому голове к Василью Микифорову с товарищи по челобитью Николы Чюдотворца Моденского и Воскресенского монастыря игумена Варлама з братьею. Велено ему по прежним жаловалным и по послушной и по той грамоте Николы Чюдотворца Моденского и Воскресенского монастыря игумену Варламу з братьею ружные денги на 156 год ис таможенных доходов збору 156 году в Воскресенской монастырь против прошлого 153 году десять рублев дать и ту дачю велено ему записать в таможенные книги имянно особь статьею, а у игумена Варлама велено им в тех денгах взять отпись. А как ему, Василью, будет таможенной голова на перемену, и ему тое грамоту велено отдать тому таможенному голове с роспискою по чему б и впредь Воскресенского монастыря игумену з братьею те ружные денги ис таможенных доходов имать. А в прошлых-де во 176-м и во 184-м годех таковы ж блаженныя памяти великих государей грамоты того Воскресенского монастыря игумену з братьею даны ж. И в нынешнем во 192-м году августа в 20 де[нь] по нашему, великих государей, указу и по выписке за пометою дьяка нашего Петра Иванова велено те денги Воскресенского (Л. 33а об.) монастыря строителю з братьею на прошлые на 190, и на 191, и на нынешней на 192 годы по жаловалным грамотам, каковы им даны ис приказу Устюжския чети, выдать и впредь давать по вся годы по 10 рублев на год на Устюжне Железополской ис таможенных и ис кабацких доходов без московские волокиты. И о том дать им на Устюжну Железополскую к тебе нашу, великих государей, грамоту с прочетом, а к таможенным и х кабацкому головам с товарыщи память.

http://sedmitza.ru/lib/text/9667301/

Вы же до этого времени пойдите и приготовьте свиток, в котором напишите все, что хотите, и когда дитя будет износимо от святого крещения, вручите свиток тому, кто будет нести новорожденного на руках, а я научу его, что должен он делать, и надеюсь на Сына Божия, что Он всё устроит ко благу. Они же, выйдя, приготовили свиток, написав на нем просьбу не только о сокрушении идолов и разорении их храмов, но и об облегчении верующих от работ и податей и о предоставлении им управления городом. Просили они также о том, чтобы святому христианскому храму, который был весьма беден и убог, дано было что-либо из имений царских и чтобы подаваемо было пропитание служителям его. Много и иного отрадного для притесняемых и обнищавших христиан написали они в своем прошении и потом стали ждать того дня, в который будет крещен царский сын. Прежде же крещения его было оповещено, что он будет царём, так как родился в порфире и сначала был одет не пеленами, а порфирою. Потом будущего царя торжественно понесли в храм для крещения, между тем как весь город был великолепно украшен, народ же оделся в дражайшие и светлейшие одеяния. Нёс же будущего царя, покрытого царской багряницей, некоторый особо избранный человек, сияющий многоценными одеждами; множество князей и бояр шли впереди и сзади его; кругом же шло воинство, носящее броню и оружия, блиставшие золотом. И можно было видеть всю славу царскую и красоту, и величие, так что святой Порфирий говорил: – Если такова слава царя земного, временного; то какова же слава Царя Небесного, Вечного! Когда же внесли царевича в церковь , оба святые епископа стали у дверей церковных, держа приготовленный свиток, и, по совершении святого крещения, когда выходили все с новокрещенным царевичем из церкви, святые епископы воскликнули: – Умоляем тебя, новорожденный царь, прими прошение наше и в начале твоего царствования покажи себя милостивым. Говоря это, святые отцы положили свиток на младенца. Несший царевича муж остановился и, взяв этот свиток и развернув его, стал читать во всеуслышание, ибо так был научен от царицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Можно заключить, что для свт. Киприана «принятие книги означает “инвеституру” Христа как Царя и Наследника престола Давидова» 279 . Подобные мысли выражал также свт. Иларий Пиктавийский : в трактате «О Троице» он, желая подчеркнуть несравненное достоинство Христа и Его особую близость к Отцу, указывает на принятие Христом книги в Откр 5 280 . Сходные высказывания других толкователей могут служить подтверждением того, что подобное понимание запечатанной книги было достаточно распространено в ранний период. Свиток как символ власти в античном мире. Толкование запечатанной книги как символа власти напрямую соотносится с реалиями античности. Как и престол, книга (свиток) 281 также могла служить в античном мире символом власти и могущества. В частности, известно множество римских рельефов, на которых со свитком в руке изображались императоры; причем именно наличие свитка позволяло отличить императора от окружающих его фигур 282 . Свиток символизировал власть императора как правителя и законодателя, так как «от императора исходили все правовые указы, законы, назначения на различные должности» 283 , и в то же время император постоянно отвечал на письма, петиции своих подданных по всей империи, производил суд. Д. Ауни предполагает, что изображение Иоанном «Сидящего на престоле» в 5-й главе соответствует этому римскому мотиву: как император был изображаем со свитком, так и Бог изображен в Откр 5 со свитком в правой руке. Это очевидно демонстрирует Его достоинство как истинного Вседержителя и Судии 284 . Более того, Т. Бирт указывает, что свиток также мог означать высшую религиозную власть императора, его достоинство «pontifex maximus» 285 . Например, на изображениях знаменитой колонны Траяна император держит в правой руке свиток при обращении к подданным и во время принесения жертв. По мысли Райхельта, «в этой двойной функции свиток мог символизировать претензии Рима на политическое и религиозное господство над всей ойкуменой, все более возрастающие на протяжении первого века» 286 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nebesn...

Скачать epub pdf Житие преподобного отца нашего Ефрема Сирина 1025 Память 28 января Святой Ефрем был родом из Месопотамии из города Низибии 1026 . Он родился в царствование Константина Великого от христианских родителей 1027 и дожил до царствования Феодосия Великого 1028 . Еще в юных годах Святой Ефрем отрекся от мира и ушел в пустыню, где стал иноком 1029 . Он получил от Бога дар премудрости; из уст его истекала благодать, подобно сладкой реке напаявшая умилением души всех, слушавших его поучения. Это было предзнаменовано ему в самом раннем возрасте. Когда он был еще ребенком, родители его видели о нем следующий сон: виноградная лоза взошла на языке мальчика и, выросши, наполнила ветвями и гроздьями всю поднебесную. Птицы небесные собирались и ели ягоды винограда, и сколько они съедали, настолько же количество винограда увеличивалось. Когда затем Святой Ефрем подвизался на одной пустынной горе, исполненный великого умиления и сердечного сокрушения, один из богоносных отцов видел во сне светлого, сиявшего подобно ангелам, мужа. Он держал в руке исписанный свиток и спрашивал: – Кто может принять и сохранить этот свиток? Голос свыше отвечал ему: – Никто другой, кроме Ефрема, угодника Моего. Перед явившимся мужем стоял Ефрем. Он открыл свои уста, а муж вложил ему в рот свиток. Преподобный Ефрем съел свиток, а затем, вскоре после этого, начал говорить и писать назидательные речи, приводившие в умиленье каждого, читавшего их и слушавшего. Они могли в каждом возбудить страх Господень и наставить на путь покаянья, как это ясно из его боговдохновенных книг. Равным образом и другой великий и святой старец имел подобное же видение во сне о святом Ефреме. Он видел сонмы ангелов, сходивших с неба, по повелению Божьему, и имевших в руках свиток, исписанный внутри и извне. Они говорили друг другу: – Кто может этот свиток принять? В ответ одни называли одно имя, другие вспоминали другое, а некоторые говорили: – Поистине святы и праведны упомянутые мужи, но ни один из них не может принять этого свитка, а только Ефрем, кроткий и смиренный сердцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Вероятно, один из наиболее ранних списков к-польской святыни с именующей надписью «Одигитрия» - образ Богоматери кон. XIII в. на лицевой стороне 2-сторонней иконы из галереи икон в Охриде (Македония) ( 1984). Иконография и композиция соответствуют названным выше изображениям; свиток в опущенной руке Христа расположен горизонтально, архангелы не представлены. На серебряном окладе - пластинка с надписью. Близкое изображение - на небольшой визант. иконе 1-й трети XIV в. из Благовещенского собора Московского Кремля, в серебряном окладе, с именующей надписью «Одигитрия» на пластинке оклада (Византийские древности. 2013. Кат. 82). Во 2-й пол. XIV в.-1-й трети XV в. подобные изображения Богоматери с Младенцем с именующей надписью «Одигитрия» становятся многочисленными, напр.: небольшая икона из Благовещенского собора Московского Кремля (полуфигуры архангелов в медальонах, диагонально расположенный свиток в поднятой руке Христа, см.: Византийские древности. 2013. Кат. 84); 2-сторонняя икона из Византийского музея в Афинах (полуфигуры архангелов, вертикально поставленный свиток, на верхнем и боковых полях - двунадесятые праздники, см.: Mother of God. 2000. Cat. 64); 2-сторонняя икона из Родоса (диагонально расположенный свиток в опущенной руке Христа, архангелы отсутствуют, см.: Ibid. Cat. 66); икона ок. 1370 г. из Музея Македонии в Скопье (полуфигуры архангелов, вертикально поставленный свиток, см.: Drpi I. Epigram, Art, and Devotion in Later Byzantium. Camb., 2016. P. 357. Fig. 7.2); 2 иконы из монастыря Ватопед (одна (утрачена и заменена в XVIII в., в окладе нач. XIV в.) - с именующей надписью на 2 табличках, полуфигурами архангелов и чеканными двунадесятыми праздниками на окладе - см.: Цигаридас Е. Н., Ловерду-Цигарида К. Священная великая обитель Ватопед: Византийские иконы и оклады. М., 2016. С. 299-311. Ил. 234-249; другая - 2-й пол. XIV в., с местным названием «Элеовритисса», в окладе того же времени с надписью «Одигитрия» на пластинке оклада, в опущенной руке Христа - горизонтально расположенный свиток, архангелы отсутствуют - см.: Там же. С. 311-313. Ил. 250); икона из ц. вмч. Димитрия Солунского Маркова мон-ря в Македонии (1406-1418, Музей икон, Охрид). Образы Богоматери аналогичной иконографии с надписью «Одигитрия» встречаются в этот период и на произведениях личного благочестия, и на печатях.

http://pravenc.ru/text/2578199.html

С евр.: И опять поднял я глаза мои, и увидел: вот летит свиток, (ст. 2). И сказал он мне: что видишь ты? Я отвечал: вижу летящий свиток, коего длина двадцать локтей, а широта его десять локтей; (ст. 3) и сказал он мне: это проклятие, исходящее на лицо всей земли; ибо всякий, кто крадет, будет истреблен, как написано на одной стороне, и всякий клянущийся ложно, будет истреблен, как написано на другой стороне; (ст. 4). Я навел его, говорит Господь Саваоф; и оно войдет в дом татя, и в дом клянущегося именем Моим ложно, и пребудет в доме его, и истребит его, и дерева его, и камни его. В предыдущих видениях св. Захарии было открыто восстановление Церкви Божией, священства и царского достоинства. В настоящем видении – открывается судьба людей, упорно порочных и нераскаянных грешников; ибо здесь говорится о, совершенном их истреблении. (ст. 3. 4) Поскольку видение было на небе, то пророк говорит, что он поднял глаза кверху, т. е., мысленные очи устремил к небесному видению, и увидел, что летит свиток (серп 56 ). Этот свиток был очень велик; ибо имел в длину двадцать локтей, а в ширину – десять. Сам Господь Бог пояснил св. пророку, что летящий свиток означает проклятие на всю эту землю, т. е. Иудейскую, как думает св. Ефрем Сирин , или на всю вселенную, как полагает бл. Феодорит Т. о., свиток заключал в себе проклятие, или наказания всем татям, или похитителям, и всем, клянущимся именем Божиим во лжу, всем клятвопреступникам. Такие, говорится здесь, до смерти отмстятся, т е. будут совершенно погублены и истреблены. Здесь тати и клятвопреступники, конечно, представляют всех, вообще, нераскаянных грешников. «Да не подумает кто-либо, – поясняет бл. Феодорит, – что угроза сия изречена одним татям и клянущимся ложно. Бог произнес сей приговор на всякое беззаконие. Поскольку, весь закон и пророцы висят ( Мф. 22:40 ) в этом словеси: возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и возлюбиши ближняго своего, яко сам себе ( Лк. 10:27 ); то под ложною клятвою и татьбою (пророк) совокупил все виды греха; потому что нарушение клятвы – есть верх нечестия, и в нарушителе нет любви Божией; татьба же есть обида ближнему, а кто любит ближнего, тот не согласится сделать ему обиду. Поэтому, в сих главных законах, заключаются все прочие, и нарушителям их справедливо угрожает Бог оным наказанием».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Raine, Kathleen, 33, 63 Robinson, J.A.T., 19 Romanos the Melodist, St, 94, 192 Rozanov, Vasilii, 140, 192 Ruskin, John, 153 Sarapion the Sindonite, St, 7 Sayings of the Desert Fathers, 12, 35, 48, 68, 88, 112, 140, 142, 143, 146, 150, 151, 154, 171, 178, 192 Schmemann, Alexander, 112, 192 Seraphim of Sarov, St, 118, 129–31, 151, 192 Sergius of Radonezh, St, 49, 192 Shakespeare, William, 33 Shaw, George Bernard, 54 Sherrard, Philip, 67, 193 Sisois, Abba, 143 Staniloae, Dumitru, 69, 85, 87, 116, 193 Suso, Henry, 160, 195 Symeon the New Theologian, St, 12,21,30, 32,08, 119, 137, 170, 193 Synesius of Cyrene, 41, 193 Talmud, 62, 84 Theoklitos, Fr, 52, 174, 193 Theophan the Recluse, 151, 172,193 Theophilus of Antioch, 31, 193 Thompson, Francis, 29, 195 199 Tikhon of Zadonsk, St, 148, 193 Tolkien, J.R.R., 184 Tolstoy, Leo, 10 Traheme, Thomas, 24, 195 Tyrrell, George, 13, 195 Varsanuphius, St, 72, 193 Vaughan, Henry, 172 Vladimir Monomakh, 24, 193 Way of a Pilgrim, 166, 194 Wesley, John, 22 Williams, Charles, 35 Zachariah, Fr, 127–31, 194 Zosima, Starets, 81, 108 SUBJECTS Abraham, 15 Active life, 142 Age to come, 178–8 Angels, 62–63,74 Animals: compared with man, 60–61 in Age to come, 183 Antichrist, 179–80 Apatheia; 156 Apollinarianism, 99 Apophatic approach, 16–17, 162–3, 167 Arians, 96 Asceticism, 79–80, 156 Assumption of Virgin Mary, 103 Augustinian view of fall, 81, 102 Baptism: of Christ, 45, 123 of Christian, 132–3, 137–8, 145 Bible, 130, 146–9, 162 Body, the human, 60, 96, 79, 155–6, 176 see Resurrection Calvinism, 80 Cataphatic approach, 163 see Apophatic approach Chrismation, 133 Christ: see Jesus Christ Church: as ikon of Trinity, 49 and love, 51 and Holy Spirit, 138 membership of, 143–4 Communion, Holy: see Eucharist Confession, 128 Confirmation, 133 Contemplation, 141, 157–62 contemplative and active life, 142 Councils, the seven Ecumenical, 36, 94–95 Creation, 44, 55–58 ex nihilo, 55 continual, 57 Cross, 83,88,104–10,151,173–4 Darkness, the divine, 13–17, 31, 141, 169–70, 175–6

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/th...

Церковь – смоковница, потрясаемая сильным ветром гонения, роняет незрелые смоквы свои, еще неразвившиеся в зное искушений и не услащенные благодатью. Отпадают неутвержденные и неискренние в вере. А с другой стороны, как незрелые смоквы, падут тогда все земные авторитеты, эти звезды кино и футбола, светила политики и кормчие государств. Они думают, что они звезды, светящие миру на небосклоне, но они всего лишь незрелые смоквы, которые сорвет сильный ветер. Откр.6:14 И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих. И небо скрылось, свившись как свиток. Подобное описывает Исайя: «Истлеет все небесное воинство (звезды – Г. Ф.); и небеса свернутся, как свиток книжный; и все воинство их падет, как спадает лист с виноградной лозы, и как увядший лист – со смоковницы» ( Ис. 34:4 ). Таинственное значение этого видения. С одной стороны, это продолжение описания космических катастроф. Великие изменения в мирах звездных, солнце и луне продолжаются катастрофами атмосферы. Не исчезнет она, но после помрачения солнца и луны скроется от глаз людей, будет во мраке сокрыта от них и бесполезна для них. С другой стороны, этим показывается, что не истлению и погибели подлежит небо в последний день, но как бы некоему свиванию и превращению в лучшее (20,11; 21,1). Прежнее небо бежало – свилось, как свиток, и явилось новое. Святой Ириней Лионский в пятом обличительном слове пишет: «Не погибнет и не истребляется ни сущность и ни существо создания (ибо истинен и крепок создавший его)». «Но проходит образ мира сего» ( 1Кор. 7:31 ), в котором совершено преступление. Евреи вместо книг употребляли свитки, сворачивание которых означало не уничтожение их, но сокрытие написанного. Небо-свиток видит Иоанн. Значит, небеса не исчезнут, а подобно человеку перейдут в новое состояние. «В начале Ты, Господи, основал землю и небеса – дело рук Твоих; они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся» ( Евр. 1:10–12 ). Приближается пришествие Господне, и само небо, свившись как свиток, отвращается от земли, погрязшей и утонувшей в грехах.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010