Иез.2:7 .  и говори им слова Мои, будут ли они слушать, или не будут, ибо они упрямы. Иез.2:8 .  Ты же, сын человеческий, слушай, что Я буду говорить тебе; не будь упрям, как этот мятежный дом; открой уста твои и съешь, что Я дам тебе. Иез.2:9 .  И увидел я, и вот, рука про­стерта ко мне, и вот, в ней книжный свиток. Уверенный в своем будущем торжестве, пророк может спокойно сносить все это и продолжать свое дело. Поминутно выставляется на вид упорство народа, с которым Иезекиилю придется иметь дело, в надежде, что это упорство возбудит тем большее рвение со стороны пророка, что он с тем большею готовностью будет воспринимать сообщаемые ему откровения и не позволит обнаружить с своей стороны что-либо подобное этому упрямству толпы, примеры чего были среди пророков (Валаам, Иона, иудейский обличитель Иеровоама) Иезекииль должен тотчас доказать делом свое послушание: пусть он съест то, что Бог вот дает ему. Пророк посмотрел, что было в протянутой к нему руке, и увидев, что от него, действительно, требуется почти невозможное. Чья была рука, пророк не решается сказать: Иеремия же прямо говорил: «И простер Господь руку Свою» ( Иер 1.9 ). Иез.2:10 .  И Он раз­вернул его перед­о мною, и вот, свиток исписан был внутри и снаружи, и написано на нем: «плач, и стон, и горе». Свиток развертывается перед глазами пророка, чтобы он наперед увидел его содержание. Он был исписан, вопреки обыкновению, на обеих сторонах, как и скрижали завета ( Исх 32.15 ), в знак полноты и многосодержательности (может быть указание также на продолжительность пророческой деятельности Иезекииля – более 20 лет) и содержал исключительно плач (как и будущая книга Иезекииля, в которой есть много речей, прямо надписанных «плач»: Иез.19:1, 26 и др.), по временам переходящий даже в стон боли и вопли отчаяния («горе», по-евр. «ги». д. б. междометие). Содержание свитка Иезекииль может обозреть одним взглядом, потому что он находится в состоянии сверхчувственной реальности. Из взгляда на свиток пророк мог, заключить, какая будет его проповедь со стороны содержания, о котором ему еще ничего не говорилось (отсюда это обозрение отнесено ко II гл., а съедение к III, говорящей о вступлении пророка в его служение). Таким образом служение пророка, тяжелое со стороны народа, будет тяжело и со стороны самого содержания проповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Кто ты, великая гора, перед Зоровавелем? ты – равнина, и вынесет он краеугольный камень при шумных восклицаниях: “благодать, благодать на нем!”» (Зах. 4:7). «Но не должно, как под очами разуметь очи, так и число семь принимать за число определенное, потому что очами нарек действенность божественной благодати, сказал же, что очей семь, означая сим ея обилие и величие. … Камнем же называет пророк Зоровавеля по его твердости и непреодолимости. А сверх того, Зоровавель был образом Владыки Христа, который во многих местах Священного Писания наречен камнем. … Сей-то камень нося в себе, Зоровавель (потому что от него произошел по плоти Спаситель Вселенной) по справедливости и сам, сияя многоразличными дарованиями, именуется камнем» т. 30, c. 82–83]. Пятая глава начинается с видения, по которому пророк Захария нередко называется серповидцем. «И опять поднял я глаза мои и увидел: вот, летит свиток» (Зах. 5:1). Нужно заметить, что слова свиток и серп по-еврейски пишутся одинаково, и у 70-ти толковников в этом месте стоит как раз слово серп. Точно так же это слово переведено на славянский язык: пророк увидел летящий серп. Иногда это объясняется так, что свиток был изогнут в виде серпа. Смысл от этого сильно не меняется. Дальше дается объяснение: «Он сказал мне это проклятие, исходящее на лице всей земли; ибо всякий, кто крадет, будет истреблен, как написано на одной стороне, всякий клянущийся ложно, истреблен будет, как написано на другой стороне. Я навел его, говорит Господь Саваоф, и оно войдет в дом татя и в дом клянущегося Моим именем ложно, и пребудет в доме его, истребит его и деревья его, и камни его» (Зах. 5:3-4). Здесь можно прочитывать и то, и другое слово: как свиток, где написано проклятие, и как серп, которым будет совершено истребление греха. Видение ефы, то есть мерной емкости для сыпучих веществ, продолжает предыдущее видение. Пророк видит в ней некую женщину, олицетворяющую нечестие. На отверстие ефы кладется кусок свинца, и она поднимается и уносится на север, в Вавилон. Этим видением показывается, что все те пороки, которые свойственны другим народам, возвращающиеся израильтяне не должны вносить в свою землю, что это должно быть оставлено там, в земле пленения. Преподобный Исидор Пелусиот так комментирует это место: «свинец дает разуметь тяжесть греха, ибо нет ничего тяжелее и обременительнее греха, который плененных им низвергает во дно адово. А мера означает конец долготерпения к согрешившим и начало наказания, потому что не без меры и не всегда будет попускаемо грешить, но только до времени, пока согрешающие не понесут самых тяжких наказаний» т. 2, c. 123].

http://sedmitza.ru/lib/text/431594/

« Кто ты, великая гора, перед Зоровавелем? ты – равнина, и вынесет он краеугольный камень при шумных восклицаниях: “благодать, благодать на нем!”» (Зах. 4: 7). «Но не должно, как под очами разуметь очи, так и число семь принимать за число определенное, потому что очами нарек действенность божественной благодати, сказал же, что очей семь, означая сим ея обилие и величие. Камнем же называет пророк Зоровавеля по его твердости и непреодолимости. А сверх того, Зоровавель был образом Владыки Христа, который во многих местах Священного Писания наречен камнем. Сей-то камень нося в себе, Зоровавель (потому что от него произошел по плоти Спаситель Вселенной) по справедливости и сам, сияя многоразличными дарованиями, именуется камнем» т. 30, c. 82–83]. Шестое видение – летящего свитка, по которому пророк Захария нередко называется серповидцем. « И опять поднял я глаза мои и увидел: вот, летит свиток» (Зах. 5: 1). Нужно заметить, что слова «свиток» и «серп» по–еврейски пишутся одинаково, и у 70–ти толковников в этом месте стоит как раз слово «серп». Точно так же это слово переведено на славянский язык: пророк увидел летящий серп. Иногда это объясняется так, что свиток был изогнут в виде серпа. Смысл от этого принципиально не меняется. Дальше дается объяснение: « Он сказал мне: это проклятие, исходящее на лице всей земли; ибо всякий, кто крадет, будет истреблен, как написано на одной стороне, и всякий, клянущийся ложно, истреблен будет, как написано на другой стороне. Я навел его, говорит Господь Саваоф, и оно войдет в дом татя и в дом клянущегося Моим именем ложно, и пребудет в доме его, истребит его и дерева его, и камни его» (Зах. 5: 3–4). Здесь можно прочитывать и то, и другое слово: как свиток, где написано проклятие, и как серп, которым будет совершено истребление греха. Седьмое видение ефы (Зах. 5: 5–11), то есть мерной емкости для сыпучих веществ, продолжает предыдущее видение. Пророк видит в ней некую женщину, олицетворяющую нечестие. На отверстие ефы кладется кусок свинца, и она поднимается и уносится на север, в Вавилон. Этим видением показывается, что все те пороки, которые свойственны языческим народам, возвращающиеся израильтяне не должны вносить в землю обетованную, что это должно быть оставлено в земле пленения. Преподобный Исидор Пелусиот так комментирует это место: «…свинец дает разуметь тяжесть греха, ибо нет ничего тяжелее и обременительнее греха, который плененных им низвергает во дно адово. А мера означает конец долготерпения к согрешившим и начало наказания, потому что не без меры и не всегда будет попускаемо грешить, но только до времени, пока согрешающие не понесут самых тяжких наказаний» т. 2, c. 123].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

Следует сказать несколько слов и о процессе формирования пророческих книг. От появления первых записей до издания книги в завершенном виде могли проходить десятилетия, а то и века. Это прежде всего касается книг великих пророков – ,, – но справедливо и в отношении малых, входящих в книгу . С егодня все почти согласны, что даже самая короткая из них, книга включает в себя три стиха (19-21), прибавленные к изначальному тексту рукой позднейшего редактора. Что уж говорить о столь неоднородных и пространных текстах, как, например, или . Процесс формирования большинства пророческих книг был долгим и многоэтапным, включал в себя работу учеников пророка, затем более поздние текстовые пояснения и ревизии, вставки, добавления, актуализации, наконец, одну или несколько редактур. Например, так называемый Второ-Исайя (Ис. 40-55) при ближайшем рассмотрении оказывается сборником поэтических текстов, принадлежавших, по всей видимости, разным поэтам, а вся книга , по выражению Жоакима даж-Невеша — “сборником книг” (uma colecção de livros) ; книга на самом деле состоит из двух совершенно разных книг, Зах. 1-8 и Зах. 9-14, и т. д. У пророческих книг вообще нет авторов в привычном для нас понимании. Иногда Бог действительно повелевает пророку записать Его слово (например, Ис. 30:8. Авв. 2:2). Но обычно между устной речью или видением и письменным текстом проходит довольно много времени, как, например, в случае с которому в определенный момент было сказано: Возьми себе книжный свиток и напиши в нем все слова, которые Я говорил тебе об Йисраэле, и об и о всех народах с того дня, как Я начал говорить тебе, от дней до сего дня… И призвал Баруха, сына Нэрийи, и написал Барух в книжный свиток из уст все слова Господа, которые Он говорил ему (Иер. 36:2,4). Царь как повествуется дальше, сжигает этот свиток. Но весьма интересно то, что происходит потом: И взял другой свиток, и отдал его Баруху писцу, сыну Нэрийи, и он написал в нем из уст все слова того свитка, который сжег царь на огне; и еще прибавлено к ним много подобных тем слов (Иер. 36:32).

http://bogoslov.ru/article/5268994

9. И перенес он Иисуса в Иерусалим, и поставил на навершие Храма, и сказал: «Если Ты Сын Божий, кинься отсюда вниз: 10. ведь сказано же в Писании: " Ангелам Своим Он вверил Тебя, да сохранят Тебя " ; 11. и еще: " на руках понесут Тебя, чтобы не преткнулся Ты о камень ногою Твоей». 12. И сказал Иисус ему в ответ: «И другое сказано: " Не искушай Господа, Бога твоего " ». 13. И диавол, окончив все искушения, отступил от него до времени.   14. И возвратился Иисус в силе Духа в Галилею, и молва о Нем прошла по всему краю; 15. и учил Он в местных синагогах, и все Его прославляли. 16. И пришел Он в Назарет, где был воспитан, и в день субботний пришел, как делал обычно, в синагогу, и встал, чтобы исполнять дело чтеца. 17. И подали Ему свиток пророка Исаии. И развернув свиток, нашел Он место, где написано: 18.  «Дух Господа на Мне, ибо Он посвятил Меня помазанием Своим: благовестить убогим послал Он Меня, 19.  возвещать плененным свободу и слепцам прозрение, отпускать на волю утесняемых, возвещать лето Господне благоприятное!» 20. И свернув свиток, Он отдал его служителю и сел; и взоры всех в синагоге устремились на Него. 21. И начал Он говорить им, что ныне исполняется перед ними это слово Писания. 22. И все это подтвердили и дивились тем словам благодати, которые Он говорил, и спрашивали: «Разве Он — не сын Иосифа?» 23. И сказал Он им: «Без сомнения, вы сейчас скажете Мне с присказкой: " Врач, исцели себя! Что Ты, как мы наслышаны, сделал в Капернауме, сделай, мол, здесь, у Тебя на родине! " ». 24. И Он сказал: «Аминь, говорю вам: не бывает пророк принят на родине своей. 25. И еще говорю вам в согласии с истиной, что много было вдов в Израиле во дни пророка Илии, когда заключено было небо на три года и шесть месяцев, так что по всей земле сделался голод великий; 26. но ни к единой из них не был послан Илия, а был он послан к вдовице в Сарепту, в Сидонскую землю. 27. И много было в Израиле прокаженных при пророке Елисее, и ни один из них не был очищен, а только Нееман, сириец».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Благодарю Бога за то, что Он внушил нашему нынешнему Ректору Московских Духовных Школ Епископу Евгению дать мне послушание на лето – благословение писать воспоминания. Я почувствовал ответственность: отодвинуть всё суетное, повседневное и сделать всё возможное на сегодняшний день. Правда, как оказалось, воспоминания писать нелегко – оживают светлые картины прошлого, умчавшегося в вечность, вспоминаются дорогие любимые лица, с которыми связано много хорошего и которых здесь уже давно нет – всё это навевает грусть, нагоняет тоску, что-то тяжёлое начинает подступать к груди, и перо как-то замедляет свой бег, а затем и останавливается... Да хранит Вас Господь, дорогой Владыка, и помогает Вам быть всегда не только мудрым, но и добрым, какими были мои наставники ! На смену всем нам придут другие люди – пусть же и они будут только достойными! Божия Матерь! Простри Свой Вечный Покров над Альма Матер! 29 июля 1998 года Из времен Великой Отечественной войны 12 И увидел я, и вот, рука простёрта ко мне, и вот, в ней книжный свиток. И Он развернул его передо мною, и вот, свиток исписан был внутри и снаружи, и написано на нём: «плач, и стон, и горе» ( Иез. 2:9–10 ). – Подобный «свиток» прочитал и я на заре своей жизни, так как родная моя Белоруссия была оккупирована немцами (1941–1944 гг.) Вспоминать прошлое нелегко: встают один за другим образы, одно за другим события, улетевшие в вечность; именно «улетевшие», так как всё представляется сейчас одним мгновением, хотя тогда годы войны казались бесконечными. Вспоминать о них особенно тяжело, потому что за всё время войны, можно сказать, не было ни одного светлого дня. Мне могут возразить и сказать: а ведь был день, когда Белоруссию освободили наши войска! Да, был, но тревога продолжала угнетать сердце: немцами был увезён на работу средний брат Иван и судьба его оставалась нам неизвестной, а старший брат Феодор был сразу же взят в Красную армию и направлен на фронт. Остались втроём: мама, жена Феодора и я – без своего крова и насущного хлеба...

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

В четвертый год Иоакима (т. е. в то время, когда Навуходоносор собирал войска для похода на Иудею) Иеремия приказал ученику своему Варуху вписать в книгу все предсказания о предстоящем наказании Иудеи и прочитать их народу в храме, может быть, они вознесут смиренное моление пред лице Господа и обратятся каждый от злого пути своего ( Иер 36:1–7 ). Но когда в следующий пятый год Иоакима, во время объявленного им всенародного поста, Варух читал эти грозные предсказания народу в храме, тогда начальники народа отобрали у него свиток, посоветовали Иеремии и Варуху скрыться, и представили свиток царю (36:8–20 532 ). Царь приказал читать представленный свиток; по мере чтения отрезывал прочтенные части свитка и бросал в огонь, очевидно, для выражения своего презрения к возвещаемой ему воле Божией; а писца и автора свитка, т. е. Варуха и Иеремию, велел схватить; но Господь сокрыл их (36:21–26 533 ). Тогда, по повелению Божию, свиток возобновлен с приложением других пророчеств, которых не было в первом свитке; а Иоакиму сказано: не будет от него сидящего на престоле Давидовом, и труп его будет брошен на зной дневной и на холод ночной (36:27–32; ср. Иер 22:19 , 534 28–30 535 ). Итак, как отметил пророк Иеремия, развращение Иудеев началось презрением воли Божией или кощунством над возвещаемой истиной и ожесточением против ее вестников – святых пророков. Соблазнительный пример того и другого столь легкомысленно показал Иоаким, сын благочестивого Иосии! В царствование Седекии Навуходоносор, продержавши Иерусалим в осаде 390 дней ( Иез 4:5 536 ), отступил от него. Фараон шел на помощь Иудеям с многочисленным Египетским войском: Навуходоносор пошел к нему навстречу. Тогда царь и его приближенные послали к Иеремии вопросить Бога (37:1–6 537 ), вероятно, в насмешку над его предсказаниями о взятии Иерусалима Вавилонянами. Иеремия отвечал, что Иерусалим непременно будет взят и разрушен, так что если бы вы даже разбили все войско Халдеев, воюющих против вас, и остались бы у них только раненые, то и те встали бы, каждый из палатки своей, и сожгли бы город сей огнем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Входит Господь к ученикам и говорит Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим». Осязание реальности Страшно, невозможно человеческому разуму понять, принять тайну Боговоплощения, Воскрешения во плоти. В разные времена многие заблуждались, не признавая во Христе то Бога, то человека. Осознать, как в одной Личности Христа соединилось Божественное и человеческое,  действительно, нелегко. Проще думать, что Бог где-то там, далеко на небесах, и ничего общего с нами не имеет. Но вот приходит Сын Божий и становится Сыном человеческим. Как человек умирает, как Бог воскресает во плоти. И  реальность эта осязаема , и вот на этом образе, иконе «Уверения Фомы» эта осязаемость перед нами.  Господь дает осязать не просто край одежды Своей, а говорит: «Можешь коснуться Меня между ребрами Моими, на которых еще кровь из раны от копья осталась, можешь и туда руку протянуть и в рану погрузить». И Фома, бывший неверующим, становится верующим, говоря: «Господь мой и Бог мой». Богословие Образа Этот образ — один из самых важных для постижения иконопочитания как такового. Потому что по мысли отцов Седьмого Вселенского Собора, только тогда и возможно стало иконопочитание, только тогда и стало возможно изображение Божественного образа, когда Сын Божий стал сыном человеческим. На иконе «Уверение Фомы» — еще одно явление этого человеческого естества во Христе. Причем, человеческого естества в преображенном виде, по воскресении. Именно в этой иконе, больше, чем на каких бы то ни было других образах, явлено человеческое  в Спасителе, явлено даже в плотской осязаемости. И вместе с тем явлена и Его Божественная природа: видите, все апостолы стоят на земле, а Господь  стоит на особом возвышении, тоже покрытом ассистом золотым, как символе Божественного. «Разумети Писания» В Руке Господь держит свиток. Хотя мы знаем, что не оставил Спаситель никаких письменных свидетельств, написанных Его собственной Рукой, но этот свиток в Его руке – символ Мессианства, свиток с обетованиями о пришествии Христа, которые были открыты многим пророкам столетия, тысячелетия до Рождества Христова. После Своего Воскресения Господь по слову евангелиста Луки: «Тогда отверз им ум к уразумению Писаний» (Лк. 24, 45). Раньше Он говорил: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне (Ио. 5,39).

http://pravmir.ru/novoe-osyazanie-uveren...

Глава 34. Суд Божий над язычеством 1–2. Приступите, народы, слушайте и внимайте, племена! да слышит земля и все, что наполняет ее, вселенная и все рождающееся в ней! Ибо гнев Господа на все народы, и ярость Его на все воинство их. Он предал их заклятию, отдал их на заклание. (Приступите языцы, и услышите князи: да слышит земля, и живущии на ней, вселенная и людие иже на ней. Зане ярость Господня на вся языки, и гнев на число их, еже погубити их, и предати я на заклание). Язычники, ревностные служители идолопоклонства, заглушивши в себе голос совести и разума, не познали Господа своего, не предвидели и своей неминуемой казни; наконец они должны выслушать определение Господне о своей будущности. Их ожидает великий, но праведный гнев и суд Божий, они сделаются жертвой меча Бога-Промыслителя. 3. И убитые их будут разбросаны, и от трупов их поднимется смрад, и горы размокнут от крови их. (И язвеннии их повергнутся, и мертвецы, и взыдет их смрад, и намокнут горы кровию их). Не воздавая чести Богу, язычники погибнут сами в полном бесчестии. Все они, как раненые, так и убитые, будут с отвращением оставлены на поле казни непогребенными и подвергнутся тлению, от них пойдет смрад, как бы во свидетельство их отвратительной жизни, и горы, на которых они будут избиваемы, не только оросятся их кровью, но даже и намокнут; так неценна кровь нечестивых. 4. И истлеет все небесное воинство; и небеса свернутся, как свиток книжный; и все воинство их падет, как спадает лист с виноградной лозы, и как увядший лист – со смоковницы. (И истают вся силы небесные, и свиется небо, аки свиток, и вся звезды спадут яко листвие с лозы: и якоже спадает листвие смоковницы). Тщетно язычники будут ожидать своего спасения от сил небесных и от идолов своих, представляющих собой небо на земле. Все идолы, представляющие солнце, луну и звезды, как бы целое небо, истают – исчезнут из виду, и небо это, распростертое по лицу земли, свиется или свернется как книжный свиток, после чего уже не видно будет их; Господь стряхнет эти звезды, как листья с виноградной лозы или как листья со смоковницы, – легко и скоро.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава 36 1–8. Написание книги пророчеств Иеремииных в 4-й год Иоакима. 9–26. Её уничтожение царем в следующем году. 27–32. Вторичное написание книги и пророчество об Иоакиме и его народе. Иер.36:1–8 . Пророк в 4-й год Иоакима получает от Бога повеление записать все доселе сказанные им пророческие речи для чтения народу. Иеремия диктует свои речи ученику своему, Варуху, и потом повелевает ему прочитать свиток речей в храме, куда по случаю поста собралось очень много народу, и Варух исполняет приказание Иеремии. Иер.36:1 .  В четвертый год Иоакима, сына Иосии, царя Иудейского, было такое слово к Иеремии от Го­с­по­да: Иер.36:2 .  возьми себе книжный свиток и напиши в нем все слова, которые Я говорил тебе об Израиле и об Иуде и о всех народах с того дня, как Я начал говорить тебе, от дней Иосии до сего дня; Иеремия, несомненно, и раньше записывал некоторые свои речи. Но теперь он все эти речи, почти исключительно угрожающего характера, вписывает в одну книгу. Почему это нужно было в настоящее время, – на это можно сказать следующее. Во-первых, многие из речей, сказанных им в течение двух слишком десятилетий, видимо приводили теперь к осуществлению, если уже не осуществились, и это обстоятельство должно было оказать особенно сильное впечатление на тех, для кого речи эти предназначались. Во-вторых, Иеремия сам не мог открыто теперь выступать пред народом (ст. 5) и, таким образом, чтение его речей Варухом должно было заменить собою устную проповедь пророка. Иер.36:4 .  И при­звал Иеремия Варуха, сына Нирии, и написал Варух в книжный свиток из уст Иеремии все слова Го­с­по­да, которые Он говорил ему. Если Иеремия пользуется в настоящий раз услугами Варуха для написания своих речей, то это объясняется не тем, что сам он не умел писать (ср. Иер 30:2, 32:10 ), а тем, что, диктуя Варуху свои речи, пророк находился в особенно повышенном настроении, какое не давало возможности заниматься кропотливым трудом писания. Иер.36:5 .  И при­ка­за­л Иеремия Варуху и сказал: я заключен и не могу идти в дом Го­с­по­день;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010