В другом месте, в Деян 28:25, цитируя Ис 6:9–10, апостол Павел усвояет Духу Святому слова Ягве. Уравнение Святого Духа с Ягве твердо доказывает Божество Святого Духа. Во вторую очередь это касается утверждения личностности Духа Святого: когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их (Деян 13:2); таким образом недвусмысленно свидетельствуется о Духе как о Том, Кто может сказать “Я”, то есть, обладает личным сознанием. То же мы видим из описания Его действий: Дух посылает (Деян 13:4), повелевает (Деян 8:29), препятствует (Деян 16:6), понуждает (Деян 18:5), прорекает (Деян 21:11); иными словами, Дух Святой понимается как активно действующее Лицо, самовластно управляющее Церковью и особо — распространением Евангельской проповеди. Помимо направления апостольской миссии, Дух Святой поставляет епископов быть блюстителями, пасти Церковь (Деян 20:28), исполняет радости всех верующих (Деян 13:52), так что Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святаго Духа, умножались (Деян 9:31). Употребление подразумевает, что Дух Святой по отношению к Церкви является — подробнее об этом говорится в писаниях апостола Иоанна. Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном; но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил (Деян 6:9–10). На примере Стефана свидетельствуется исполнение обетования Господа о том, что Дух Святой научит верующих перед лицом гонителей, чт о и как говорить (Лк 12:12). Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесьДуху Святому, как отцы ваши, так и вы (Деян 7:51). Речь святого Стефана отсылает слушающих к Быт 6:3, где также выражена мысль о том, что грешные люди отвергают Духа Божия и противоборствуют Тому, действия Коего в мире направлены на приведение человека к миру с Богом. Отныне весь человеческий мир делится на две части: тех, кто принимает Духа Святого посредством исповедания Христа и крещения, и тех, кто противится Ему — отрицающим Христа образом мыслей, греховным образом жизни или прямым гонением верующих.

http://pravmir.ru/pnevmatologiya-novogo-...

Которым взываем: " Авва, Отче! " Употребил слово еврейское; ибо так собственно называют Отца подлинные сыновья Его. Как так, спросишь? Разве не называли Бога Отцом и иудеи? Говорится: Заступника, родившего тебя, ты забыл (Втор.32:18). В другом месте: не один ли Бог сотворил нас? (Мал.2:10). Еще: не один ли у всех нас Отец? (Мал.2:10). Но хотя сказано об иудеях, однако не нашлось ни одного иудея, который называл бы Бога Отцом в молитве, как теперь все мы называем Его по крещении. Притом, если иудеи называли когда Бога Отцом, то от своего ума; а верующие именуют Его так, будучи движимы силой Духа. Как о духе пророчества узнаем из того, что получивший его предсказывает будущее: так и дух усыновления узнается из того, что получивший его именует Бога Отцом, будучи движим к тому Духом. Ибо и это есть один из даров Духа, как внушает и сам Павел. Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии. Сам Утешитель свидетельствует о сообщенном нам даровании. Ибо мы выговариваем слово " Авва " не без свидетеля и не сами от себя, но это есть дар Утешителя; и Он научил нас говорить так в молитвах Духом, то есть дарованием. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу. Так как не все дети - наследники; то доказывает, что мы и дети и наследники. А как не всякий наследник наследует лучшее достояние, то доказывает, что мы наследовали лучшее достояние: ибо мы наследники Божии. Опять, поскольку можно быть и наследником, но вовсе не сонаследником Единородного, то говорит, что нам и это принадлежит: ибо мы сонаследники Христу. Если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. Сказав, что мы будем сонаследниками Христу, доказывает, что мы достигнем этого не без причины. Ибо Кто почтил такими благами не оказавших еще никаких заслуг, Тот не тем ли паче вознаградит их, видя их много труждающимися? А это делает Он для того, чтобы получающие дар не стыдились, будто они получают его без труда. Размысли, однако, о том, что здесь внушает, как нужно удостоившемуся таких даров подвергать себя страданиям и бедствиям.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Теперь обратимся к второй данной Всевышним людям священной книге – Инджилю (Евангелию). Ангел Господень сказал Мариам: “И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего” ( Лк.1:31-32 ). Когда Иса был с тремя учениками на горе Фавор, Он разговаривал с Мусой (Моисеем) и Илией, и – “се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте” (Мат.17:5). Иса сказал Своим ученикам: “Я и Отец – одно. Видевший Меня видел Отца. Я в Отце, и Отец во Мне” – ( Ин.10:30; 14:9; 14:10 ). Как известно, согласно Корану Иса также как и в Библии, не имел земного отца, но стал воплощенным Словом Божиим (Калиматул – Лах). Наконец, вот свидетельство самого пророка Яхья, когда он увидел во время крещения Иисуса Духа Святого сходящего на Него и голос с неба: “Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте” ( Мф.17:5 ). Именно поэтому, видя все эти очевидные знаки сбывшихся пророчеств, Яхья сказал своим ученикам, указывая на Ису: “я послан пред Ним… Приходящий свыше и есть выше всех… Отец любит Сына и все дал в руку Его. Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем” ( Ин.3:28,31,32,35,36 ). Дальнейшие события Коран и Библия излагают во многом сходно. Иудеи, кроме ближайших сподвижников Иисуса – апостолов не уверовали в то, что Он – Сын Божий. Видя, что большинство сынов Израилевых упорствует в неверии, Иса воскликнул: “Кто помощники мне на пути Господнем? И сказали апостолы: “Мы – помощники в Господнем деле. Мы уверовали в Бога, и будь свидетелем тому, что мы подчинились Ему” (Коран, 3:52–53). Это заявление – “мы уверовали в Бога” – убедительное свидетельство признания Кораном того очевидного для христиан обстоятельства, что апостолы воспринимали Ису именно как Сына Божия. Действительно, ведь иудеи еще со времен Моисея уверовали в единого Бога, перестав быть язычниками. Итак, если они еще до прихода Исы верили во Всевышнего, то в какого Бога они могли уверовать еще? Единственно возможный ответ – в Единородного Сына Божия, Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/krest-v-mire-polumesyac...

10 . Слова Символа о Духе Святом Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима значат, что Ему должно воздавать поклонение и прославление, равное со Отцом и Сыном, как равному Им. 11 . Что Духу Святому приличествует одинаково с Отцом и Сыном поклонение и прославление, это видно из того, что Иисус Христос повелел крестить во имя Отца и Сына и Святого Духа ( Мф.28:19 ). 12 . Слова Символа о Духе Святом: глаголавшаго Пророки значат, что ветхозаветные пророки, когда учили и писали свои книги, то учили и писали по внушению Духа Святого. Эти слова внесены в Символ веры в обличение лжеучителей, которые говорили, что книги Ветхого Завета писаны не Духом Святым. 13 . Священное Писание прямо свидетельствует, что чрез пророков говорил Дух Святой. Апостол Петр пишет: Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой (произвольно), но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым ( 2Пет.1:21 ). 14 . Дух Святой, несомненно, говорил и чрез Апостолов, и если не упомянуто об этом в Символе веры , то потому, что во время составления его никто не сомневался в том. Сам Господь сказал апостолам: Не вы будете говорить, но Дух Отца вашего (Дух Святой) будет говорить в вас ( Мф.10:20 ). 15 . Дух Святой сошел на Апостолов в виде огненных языков в 50-й день после воскресения и в 10-й после вознесения Господня, и с того времени сообщается всем истинно верующим во Христа. Сын Божий Иисус Христос, по воле Бога Отца совершив искупление мира, исходатайствовал у Него ниспослание Духа Святого, Который помогал бы людям усвоять спасение, дарованное Иисусом Христом. 16 . Об этом сообщении Духа Святого верующим так говорится в Священном Писании. Апостол Павел пишет к коринфским христианам: Разве вы не знаете, что вы – храм Божий, и Дух Божий живет в вас ( 1Кор.3:16 ) ? 17 . Дух Святой сообщается верующим чрез усердную молитву и Таинства. 18 . Об этом так говорится в слове Божием. Сам Иисус Христос сказал: Если вы, будучи злыми, умеете деяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него ( Лк.11:13 ). Апостол пишет: По своей милости Господь спас нас банею пакибытия (т. е. Таинством Крещения, которое называется банею, омывающею и очищающею от грехов) и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего ( Тит.3:4–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

26). Однако с предельной конкретностью учение о Троичности Божества передано в словах воскресшего Христа, обращенных к апостолам: «...идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф 28. 19-20). Знаменательно, что слова о Св. Троице связаны с Крещением. Обряд омовения существовал уже в иудаизме того времени (в частности, для прозелитов из язычников), причем, вероятно, он сопровождался произнесением крещальной формулы, являющейся кратким изложением веры. Единство Отца, Сына и Св. Духа Для описания единой божественной природы Лиц Св. Троицы позднейшая христ. традиция выработала термин «единосущный» (μοοσιον; см. ст. Единосущие ). Несмотря на отсутствие этого термина в Евангелиях, мысль о единосущии Лиц Св. Троицы выражена в них достаточно ясно. Единосущие Отца и Сына отмечено в Евангелии от Иоанна, где Христос, обращаясь к иудеям, говорит: «Я и Отец - одно» (Ин 10. 30). Из контекста евангельского повествования можно заключить, что Христос имел в виду Свое равенство Богу, и именно так поняли Его слова иудеи, которые хотели побить Его камнями за богохульство (Ин 10. 31, 33). Раскрывая тему единства Отца и Сына, Христос говорит: «...Отец во Мне, и Я в Нем» (Ин 10. 38), Отец, имея «жизнь в Самом Себе», дает также и Сыну «жизнь в Самом Себе» (Ин 5. 26). Сын исполняет просьбы верующих, обращенные к Отцу во имя Сына, что служит к прославлению Отца в Сыне (Ин 14. 13-14). Свидетельство о равном достоинстве Св. Духа и Сына Божия содержится как в описании Крещения Христа в Иордане (Мф. 3. 16; Мк 1. 10; Лк 3. 22), так и в Его обещании ученикам послать иного Утешителя (Ин 14. 16, 26). «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю Вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин 15. 26), в этих словах - утверждение единосущия Св. Духа с Отцом («Который от Отца исходит») и различия Лиц Пресв. Троицы. Раскрывая троичность Божества, НЗ исповедует единство Божества. Так, в ответ на вопрос о том, «какая первая из всех заповедей», Иисус Христос указывает на заповедь о любви к единому Богу: «...слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый» (Мк 12.

http://pravenc.ru/text/344423.html

   Если бы Господь Иисус не был истинным человеком, то как мог Он умереть и пролить Свою кровь для спасения людей (Рим.5:6—10; ср.: Еф.1:7, 2:13—16; Кол.1:14, 20, 22; Евр.1:3, 2:9—10, 9:12, 15, 17, 27, 10:12; 1Пет.1:18—19; 1Ин.1:7, 2:2)? Господь наш Иисус Христос — столь же подлинный и реальный, человек, как и Адам; и как через Адама грех вошел в мир и через грех — смерть, так «по благодати одного Человека, Иисуса Христа» изобильно излилась на многих Божия благодать и вечная жизнь (Рим.5:12, 15, 19, 21). Если Господь Иисус — не истинный человек, то ложна и Его смерть, ложно и Его Воскресение; а если ложна Его смерть, то ложно и крещение в Его имя, ложно и спасение (ср. Рим.6:3—5, 8, 10:9). Будучи истинным человеком, Господь Христос «и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми, и над живыми» (Рим.14:9; ср.: 2Кор.6:16; 1Фес.4:14).    Если Господь Иисус не умер и не воскрес как истинный человек, то тщетна вера наша: мы еще во грехах, и никто из нас не может спастись (ср. 1Кор.15:14—18). Как через человека Адама была смерть, так через человека Иисуса — воскресение мертвых (1Кор.15:21). «Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба» (1Кор.15:47). Если бы Господь наш Иисус Христос не был совершенным человеком, то разве могло быть человеческим новозаветным идеалом — «прийти в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф.4:13; ср.: Флп.3:8—14; Кол.1:28). Если Господь Иисус — не истинный человек, то разве мог бы богомудрый Павел написать Тимофею: «Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1Тим.2:5)?    Тайна Христовой Личности заключается в том, что Он — Бог во плоти (Θες ν σαρ), в истинной плоти (1Тим.3:16). Как люди «причастны плоти и крови», так и Сын Божий «воспринял оные», сделался истинным человеком, «дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр.2:14; ср.: Евр.2:16—18). Так как Он истинный человек, Господь Иисус был, как и мы, искушен во всем, кроме греха, поэтому Он может «сострадать нам в немощах наших и искушаемым помочь» (Евр.4:15, 2:18, 5:7—9). Если бы Господь наш Иисус Христос как Начальник и Совершитель веры не претерпел добровольно Крест за спасение мира, то разве люди с радостью устремлялись бы на борьбу с грехом и смертью и переносили бы за Него самые лютые страдания (ср. Евр.12:1—4; 1Пет.2:21, 23, 24, 3:1, 13; 2Пет.3:15)? Особо подчеркивая реальность и истинность человеческого естества Спасителя, святой Сын громов свидетельствует, что это то, что Апостолы видели своими глазами, слышали своими ушами и осязали своими руками (1Ин.1:1), и потому — от антихриста всякий отвергающий пришествие Господа Иисуса Христа во плоти: «Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста» (1Ин.4:3; ср.: 2Ин.7).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   И не говори мне, что многие из святых многого пения придерживались, но разумей и веруй, что те же отцы повелевают нам без сомнений восходить от пения к молитве, каким был и святой Григорий Синаит, который сначала по неведению лучшего держался одного пения, а затем, будучи наставлен одним критянином, сменил многое пение на умную молитву и, по опыту познав, что не будет такого скорого и легкого успеха от пения, как от молитвы, все тщание повелел иметь всем о молитве, петь же немного, когда уныние.    Так что и ты, без всякого сомнения так делай, да не будут и тебе за твое непокорство сказаны слова апостола, говорящего так: «Желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение. Ибо свидетельствую им, что ревность Божию имеют, но не по разуму. Не разумея правды Божией и свою правду стараясь поставить, они не покорились правде Божией» (Рим. 10:1—3). Ибо что говорит Писание? «Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем» (Втор. 30:14). «Ибо если исповедаешь устами твоими Господа Иисуса, спасешься» (ср.: Рим. 10:9). «Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (ср.: Иоил. 2:32; Рим. 10:13).    Все же это — «глагол», исповедание и призывание — разумей как присутствие внутри тебя Христа, через святое крещение вселившегося, призывать Которого, именовать и исповедовать ты должен непрестанно, когда в сердце, а когда устами говоря: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня». Так что наблюдай, человече, за собой и своим упорством, да не пошлет на тебя за это Бог дух усыпления — «глаза, которые не видят, и уши, которые не слышат» (ср.: Рим. 11:8), — как против тебя, словно второй Илия об Израиле к Богу, говорит священное Писание, против которого ты, словно против острого рожна, прешь. Так что не надейся и не верь, что в чем-либо духовном преуспеешь, если не возьмешь за правило призывать Иисуса Христа на всякий помысел злой и на всякую рать вражью, сказал святой Исихий. Не найдешь ведь крепче оружия на врагов на небесах и на земле кроме имени Христова. И невозможно тебе избежать горького напоения злых помыслов, ни хлеб из отрубей перестать есть, пока не постараешься вкусить чистого «хлеба, сошедшего с небес» (Ин. 6:51), каковой ядущии не проголодаются вовеки, воспринимая веселие и радость, а не страх или безрассудное утешение, каковое есть радостное самомнение. Ведь как Закон, неспособный сам сделать человека безгрешным, отсылал всех ко Христу и к Нему устремлялся, хотя и казался при этом умаляемым, так и внешнее пение, предварительно обучив делателя, передает его Христу, т. е. умной Иисусовой молитве, аки не могуще того собою в духовное действо возвести, аще и само то ради молитвы сокращается, а второе бывает.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя... (Лк. 1, 35). Можно сравнить параллельные места Синоптических Евангелий: Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола (Мф. 4, 1). Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню (Мк. 1, 12). Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню (Лк. 4, 1). Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (Мф. 7, 11). Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него (Лк. 11, 13). Опять обратим внимание на начало служения Иисуса по Лк. (в назаретской синагоге, 4, 16 слл.). Место из Ис. (61, 1-2), которое зачитывает и толкует Иисус, начинается со слова «Дух»: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное (Лк. 4, 18-19). Святой Дух в Деян. Самое начало Деян. (гл. 1) — напряженное ожидание, «пауза» между присутствием Иисуса, описанном в Евангелии, и присутствием Святого Духа, которое обещал Иисус, покидая учеников (Лк. 24, 49). «По определению св. Иоанна Златоуста (Беседа I на Деян.), Деян. есть книга о Св. Духе, пришествие Которого было обещано в Евангелии» . Начиная со 2-й главы, где описано сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы, Его обильное излияние не прекращается и плодит все новые и новые христианские общины. Это и есть главное свидетельство, что в Церкви продолжает присутствовать Слово Божие — воскресший Иисус. Лука не боится описывать действия Святого Духа как нечто осязаемое и доступное чувствам: «Дух — это сила, которая проявляется шумом как бы от сильного ветра в виде как бы огненных языков (2, 3), которая ясно выражается в глоссолалии (2, 4; 10, 46; 19, 6). Воздействие Духа на принимающих Его вызывает изумление и зависть даже у волхва (8, 18-19). Когда в повествовании Луки кем-нибудь овладевает сила Духа, это обычно сразу выражается в экстазе. Именно поэтому он описывает нисхождение Духа столь драматически — «крещены Духом Святым» (1, 5; 11, l6), «нисшел» (1, 8; 19, 6), «излил» (2, 17-18. 33; 10, 45), «сошел» (8, 16; 10, 44; 11, 15). Отсюда и заданный в 19, 2 вопрос — «приняли ли вы Духа Святого, когда уверовали?» (ЕК) — ибо получение Духа это что-то осязаемое, что невозможно ни с чем перепутать. Поэтому проявление «обещанного Духа Святого» (2, 33, ЕК) описывается как «то, что вы и видите и слышите», где экстатическое поведение и речь учеников отождествляются с излиянием Духа!» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Если будем внимательно рассматривать Священную Библию , то увидим, что первый пост заповедан был ещё первым людям в раю, когда Господь сказал Адаму: «От всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь» ( Быт.2:16–17 ). Перед получением скрижалей закона Моисей постился 40 дней, «хлеба не ел и воды не пил» ( Исх.34:28 ). Пост установлен особым законом при Моисее для всех ( Лев.16:29 ). Постом и молитвой Анна испросила себе сына Самуила ( 1Цар.1:7 ). Сорок дней постился пророк Илия ( 3Цар.19:8 ). Постился даже нечестивый царь Ахав ( 3Цар.24:27 ). Давид «изнурял себя постом» ( Пс.34:13 ). Евреи долго постились в пустыне, употребляя только манну да воду, и, однако же, «не было в коленах их болящего» ( Пс.104:37 ). Чрез пророка Иоиля Господь прямо требовал назначения поста: «назначьте пост» ( Иоил.1:14 ), «обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании» ( Иоил.2:12 ). Ниневитяне «объявили пост» ( Ион.3:5 ), когда Иона проповедал им, что «Ниневия будет разрушена» ( Ион.3:4 ). Соответственно 4-м нашим постам, у евреев также было установлено 4 поста «в 4-й, 5-й, 7-й и 10-й месяцы» ( Зах.8:19 ). Постился в пустыне Иоанн Предтеча ( Мф.3:4 ): «сорок дней и сорок ночей постился Сам Господь Иисус Христос» ( Мф.4:2 ). Он не только не отрицал значения постов, а, напротив, указывал, как надо поститься ( Мф.6:16 ), и точно указал время, с которого должны были начаться новозаветные христианские посты ( Мф.9:15 ; Мк.2:20 ). Пост представляется хорошим, а вместе с молитвой единственным орудием для изгнания бесов ( Мк.9:29 ). Савл постился три дня ( Деян.9:9 ). Корнилий перед крещением постился около 4-х дней ( Деян.10:30 ). Рукоположение пресвитеров апостолы сопровождали постом ( Деян.14:23 ). В Деяниях говорится, что «прошло довольно времени и плавание было уже опасно, потому что и пост уже прошёл» ( Деян.27:9 ); из этих слов ясно видно, что в апостольское время были уже определённые посты, и притом разные: в 13 гл. Деян., стихе 2-м, сказано об одном посте, а здесь о другом, бывшем в то время, когда пристань не способна была к перезимованию» ( Деян.27:12 ), т.е., очевидно, речь идёт о Рождественском или Филипповом посте, существующем в православной церкви до настоящего времени. Апостол Павел говорит, что «подвижники воздерживаются от всего (т.е. проводят строгий пост), для получения венца нетленного» ( 1Кор.10:25 ; 2Кор.6:5 ; 2Кор.11:27 ). И много ещё других свидетельств имеется в ветхом и новом заветах, доказывающих необходимость и пользу постов, а равно и установление их как в ветхозаветной Церкви, так и в новозаветной ещё со времён апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

И как в мастерской художника есть не только законченные картины, но и наброски, этюды, не получившие окончательного воплощения, так и в земле мы находим как бы наброски и других животных, которые не получили жизни. Господь показывает, что мог бы сотворить и таких, огромных животных, мог бы сотворить и людей с такими формами, с такими черепами, но решил сделать именно так, как сделал. О том, что Бог не только Творец, но еще и Вседержитель, и что ни одна даже малая птица «не упадет на землю без» Его воли ( Мф.10:29 ), – об этом говорит вся Священная история. Но о том, что единый Бог, это Святая Троица, Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух, – эту тайну открывает только Священное Писание Нового Завета. И если в первом члене Символа мы исповедали веру в Бога Отца, 2 то во втором – утверждаем, что веруем и в Единороднаго, то есть Единственного Сына Божия, истинного Бога, рожденного истинным Богом Отцом прежде всех век, то есть прежде начала мира, прежде начала пространства и времени, подобно как свет рождается от света, единственного рожденного, в отличии от всего сотворенного. Бог Отец и Бог Сын единосущны, между ними нет различия, как нет различия между светом и светом. Вспомни, как Господь Иисус Христос говорил: «Я и Отец – одно» ( Ин.10:30 ), «Видевший Меня видел Отца» ( Ин.14:9 ), «Я в Отце и Отец во Мне» ( Ин.14:10 ). И мы верим, что «Им же вся быша», то есть Богом Сыном Бог Отец сотворил «все, ... что начало быть» ( Ин.1:3 ) 3 Веруем мы и в то, о чем писал Лука в первой главе своего Евангелия. Истинный Бог стал истинным человеком, не переставая быть Богом. Вспомни Благовещение Пресвятой Деве Марии. Вспомни рассказ о Рождестве Иисуса Христа, о том, какие чудесные свидетельства были: и звезды, и Ангелы. И как Иоанн писал в прологе: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины, и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» ( Ин.1:14 ). Позже, на четвертом вселенском соборе было сформулировано, что Бог во Иисусе Христе соединился с человеком неизменно, неслиянно, нераздельно и неразлучно.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010