Кроткому царю Давиду, избранному самим Богом, как царю по сердцу Божию, досталось царство Израильское в расстроенном и переходном состоянии после Саула; враждебные отношения соседей, внутренние общественные неустройства много налагали забот на его царственные рамена, много причиняли горя его любящему сердцу. Кроткому нашему Царю-мученику Александру II-мy также пришлось воссесть на прародительский престол в тяжелое время России – время кровопролитной Крымской войны, когда раскрывалась пред ним самая печальная картина крови, ужасов воинских, коварств со стороны врагов, всемерно старавшихся стеснить и унизить наше отечество, когда на его рамена пали самые скорбные заботы и труды, и вообще наступило самое тревожное переходное время в сознании и жизни общественной. Царепророк Давид, при помощи Божией, силою своей воли, твердой настойчивости в заботах своих о благе народном, оградил и успокоил свое царство от врагов внешних, принимая все меры к спокойствию внутреннему; но за то нажил себе врагов внутренних, которые то из чувств зависти и ненависти к его благим деяниям на общую пользу, подстрекаемые людьми злостными, то из-за ограничений, которым необходимо должны были подвергаться ради общего блага, нарушили его душевный мир, производили смуты, и этим сопровождали его до конца царствования. Так и наш Царь-мученик, из жалости к проливаемой крови воинов и бедствиям подданных своих, останавливает кровопролитную войну, и, успокоившись с этой стороны, всего себя посвящает на служение благу отечества, предпринимая все возможные меры к его благосостоянию и улучшению, сильно потрясенному несчастиями. Но что же видим? С одной стороны любвеобильные заботы царя о благе народном, различные благотворные реформы, постепенно вводимые им для пользы подданных, – с другой, грубую, бессердечную силу зла, возмущающуюся тем добром, которое делает Царь для любимой своей России, и напрягающую все усилия к тому, чтобы уничтожить все благие намерения царя и разрушить все его благие предприятия и действия. Тут невольно припоминаются слова Господни: «и возлюбиша человецы паче тьму, неже свет: быша бо ( Ин.3:19–20 ) дела их зла. Всяк бо делаяй злая, ненавидит света и не приходит к свету». Бессильная на этом пути сила зла направляет свои стрелы на его царственную главу и продолжает свои адские замыслы против него, как врага, до конца земных дней его – 1-ого Марта 1881 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Да! образование, которое должно быть служителем человечеству во всем добром, в его стремлениях к высшему, светочем в жизни и прямым руководителем, из слепого подражания вольномыслящему западу и под его влиянием вместо света, вносит нередко произвол мысли, слова и дела, губит не единицы, а десятки и сотни; вместо разъяснения истины, подрывает веру в высокое божественное учение, колеблет самые основные верования и дорогие убеждения; попирая завещанное Христом Спасителем чувство любви, порождает дух своекорыстия в жизни, самомнение, пренебрежение одного к другому, и таким образом, подрывая основные начала нравственно-общественной жизни, порождает вражду, смуту и всякое беззаконие. При современных печальных явлениях, пора нашей современной литературе опомниться и вступить на истинный, правильный путь, снять с себя ложную маску тщеславной гуманности и перестать опутывать легковерных и легкомысленных; пора перестать взиматься на разум Божий и – начать подчиняться водительству ума божественного; ложное направление ее принесло свои печальные плоды, – уроки пред глазами. Не говорим о своем, – оно уже слишком тревожно и возмутительно, – что принесла литературная ложь Франции? Что там происходит? Недавно, в конце прошлого года, случилось, что ложное французское направление дошло до того, что из личных счетов с духовенством, из-за личной вражды к нему, дерзко коснулось святыни народной; вырвав из рук последнего народное образование, оно лишило школы последней эмблемы религиозности и церковности, святотатственно обнажив их от священных изображений, св. икон и крестов. И наша односторонняя литература нередко заявляет свои голоса в пользу отобрания школы из рук духовенства, и, вследствие этого разделения ее с церковью, навевает мысли к ослаблению связи церкви с народом. Скажите, к чему это может привести? Теперь народ живет в связи со своей церковью, в нее он идет, в часы свободные от трудов своих, отдохнуть в молитве, в единении со всем священным; а тогда что будет? Жалкое недоразумение мыслящих людей! И не видим ли мы в среде своей вредное влияние? Куда более направлена общественная жизнь? В область ли духа, всегда стремящегося, по природе своей, к Богу? Кажется, нет; кругом все пропитывается материальностью: с одной стороны развивается погоня за наживой, стремление к большим и большим приобретениям, до забвения Бога и бессмертия души, – с другой – страсть к чувственным, мирским наслаждениям, к разнообразию удовольствий, без разбора времени и до забвения высших идей духа, так называемая материализация духа, который все остается и холоден и голоден.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Разве мало можно встретить таких личностей, которые свободно до дерзости говорят об истинах божественных, требуют осязательности проявлений Божиих, отрицают священные обряды св. церкви, с явным презрением и ослушанием ее? Разве мало таких, которые не только не считают обязательными постановления церкви, даже глумятся над ними, с указанием тех или других авторитетов против них, не считают обязанностью ходить в храмы Божии для участия в общественном богослужении, забыли совершенно о молитве домашней? – Это печальное знамение нашего времени, это достойная слез степень принижения нравственного и религиозного. Но при всем том природы духа не изменишь, это во всеблагой воле Творца; поэтому мы и видим, какие неустойчивые мысли там, где отвергнута св. истина, и заглушается мирскими суетами голос ее, где не следуют божественному завету Спасителя: ищите прежде царства Божия и правды его, и это все приложится вам ( Мф.6:33 ). Внутренний голос духа пробивается и сквозь эту чувственную оболочку и требует своего; но ложны основы – ложны и следствия; в области мысли он выражается в форме спиритизма, служащего отражением этого колебательного движения и требования духа; но строящийся на тех же материальных представлениях и началах спиритизм, вопреки существу дела, придал и душе материальный характер, и в этом отношении подобен зданию, построенному на песке, и, как нечто туманное, бездоказательное, распадается при первом прикосновении к нему здравого смысла. В области жизни голос духа пробуждается при сильных тревогах и внешних ударах, и то на время, а потом опять, по слову Спасителя, скорби, богатства и житейския удовольствия заглушают его, и не дают принести плода своего ( Лк.8:14 ). При таком колебательном состоянии нужна борьба, борьба и борьба усиленная и устойчивая. Нужно не только самим быть твердо убежденными в основных истинах, но проводить их в жизнь, открыто исповедовать без боязни, что назовут людьми отсталыми, без боязни быть осмеянными от людей, не желающих взглянуть внутрь себя, нужно показывать истину всегда неизменную, равную себе, с обличением отрицать ложь и мнения людские, подобные морским волнам. Пусть каждый помнит божественное завещание Спасителя: «кто исповедует Меня пред людьми, того исповедую и Я пред Отцем Моим, – кто отвергнется Меня пред людьми, того и Я отвергнусь пред Отцем Моим небесным» ( Мф.10:32 ). «Избавляющий человека от заблуждения пути его спасает душу свою от смерти»,говорит св. апостол. Это завещание относится не к известным только, призванным на это великое дело, лицам, а к каждому благомыслящему и благожелательному человеку, каждому члену церкви, как исповеднику Христову. Особенно в великом деле возрождения и возвышения общественной нравственности никто не в праве освобождать себя от этого; такая высокая польза общественная требует и силы общественной.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Чье изображение и надпись на этой св. иконе, предстоящей пред глазами нашими? – повторю вопрос Спасителев, и как бы из уст ваших уже слышится искренний, верующий ответ: – это изображение и надпись Матери Божией, так прославленной и превознесенной за то, что Она послужила делу спасения нашего, как богоизбранная, воплощением от нее Сына Божия; воздадим и мы Ей должное: почтение, приличное Ей, как Матери Божией, дань любви нашей за Его любовь к нам, будем прославлять и призывать Ее в своих молитвах, всегда готовую на помощь нам, будем с благоговением относиться к святым Ее изображениям. Если для нас дорого изображение какого-либо благодетеля, близкого человека, уважаемого за какие-нибудь заслуги, оказанные на нашу пользу и пользу общества, то во сколько раз должно быть дороже и священнее для нас изображение Матери Божией и святых Божиих, обнимающих нас своею любовью и непрестанным ходатайством за нас пред Богом, – изображение тех, в которых верующим сердцем мы созерцаем Божественную любовь и благодать, действующую на спасение наше не временное только, но и вечное? С каким благоговением мы должны относиться к этим св. изображениям, при посредстве которых мы можем вступать в более ощутительное и убедительное общение со святыми и самим Богом, веруя, что дивен Бог во святых своих, Бог Израелев? Достойна сожаления та нередкая холодность, с какою иногда относятся у нас к св. изображениям, как обыкновенным предметам, и, неблагоговейно стоя пред ними во храме, в домашнем быту, из-за какого-то ложного стыда, едва совершенно не изгоняют их, отводя им самые малые и невидные места; она обличает в таких личностях недостаток веры, нетвердость и шаткость религиозных истинных убеждений; – достоин сожаления тот критический взгляд, по которому многие желали бы видеть вообще св. изображения лишь с характером художественности; сила благодатная изливается на молящегося не чрез искусство человеческое, а вследствие чистоты и искренности нашей веры; св. изображение есть лишь напоминание для нас, возводящее наш дух к высшему небесному, Самому Богу. Такие люди обличают себя в отсутствии религиозного самосознания, религиозной настроенности, ожидая этого лишь со стороны внешних влияний, и чрез то удаляются от спасительных предлагаемых средств, благотворно действующих на верующее сердце. Присмотритесь к таким людям, как они холодно (без убеждений) рассуждают о высоких истинах веры, как о обыкновенных предметах, как они холодны сердцем по отношению к другим и эгоистичны! – бедствие, несчастие другого скорее радует их, чем печалит, – радость, счастье ближнего скорее пробуждает в них тревогу, опасение, чем сочувствие и сострадание.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Дмитрий Пензин 29 января 2014, 11:20 ГОРЬКО осознавать падение нашего общества! И, слава Богу, если хоть один " летящий в пропасть " , после просмотра этого фильма, задумается об этом. Спасибо Господи! Татьяна 24 января 2014, 15:42 СОГЛАСНА С АВТОРОМ!!! Фильм отличный! Спасибо за статью Ко 23 января 2014, 18:43 " По глубине понимания природы веры он может поспорить, пожалуй, лишь с «Островом» и «Попом». " Хм... Не смотрел данного фильма. " Остров " и " Поп " смотрел. Стесняюсь спросить, потому что не по теме, - уважаемые профессионалы, фильм " Облако-рай " далек от глубины или нет? Почему он " цепляет " ? Просто интересно. Катерина 23 января 2014, 17:02 Отличный фильм. Посмотрела благодаря паре рекомендаций в прессе авторитетных для меня людей (в т.ч. автора этой статьи). Смотрела в 2 захода. Первую часть смотрела с чуством стыда за всех персонажей фильма, во многих узнавая своих дальних и ближних знакомых (кажется, себя не обнаружила). Раздумывала, есть ли смысл досматривать, но в любом художественном произведении важен конец и посыл, что хотели сказать создатели фильма. И хорошо, что досмотрела. Случился катарсис. Плакала навзрыд во время сцены в автобусе. Рекомендую всем. С Соколовым-Митричем, почти как всегда, согласна на все 100%. Андрей 22 января 2014, 11:04 Какие мысли и чувства может вызвать этот фильм у православного верующего человека который внимательно следит за своим внутренним миром, мыслями и чувствами, который живет молитвой и всеми силами своей души старается противостоять греху и греховным помыслам и расположениям души. Что в этом фильме может приблизить человека к Богу!!!! Полуобнаженные девицы который пляшут на вечеринке или бессознательно пьяный Светлаков или весь этот пьяный угар который авторы фильма показали. Эмоциональный дисбаланс, расстройство чувств и душа наполненная соблазнами ВОТ результат просмотра этого фильма. Вообще удивительно что такая статья появилась на Этом официальном сайте. Алексей 22 января 2014, 08:58 Согласен с автором статьи.

http://pravoslavie.ru/67680.html

Кажется, нет ничего удивительного, если Его полное любви и преданности народу правление обозначилось такими болезненными симптомами в общественной жизни; ведь реформы немыслимы без самопожертвований, самоограничений одних по отношению к другим, без усиленных иногда непривычных трудов; тут встретились личные интересы, оскорбленное самолюбие, практически-жизненное невежество, недостаток знакомства с духом народным и неумелость в приложении их до рабского подражания другим, до забвения личных особенностей и требований народных и внутреннего и внешнего склада. На этой-то почве и открылись смуты, которыми не замедлили воспользоваться злые люди, – которые, в настоящее время, принявши такую угрожающую форму, обрушились на Священную Главу виновника преобразований – нашего великого Монарха. Но Господь возвел Его на престол для служения благу нашему и нашей православной церкви; Он и охраняет Его, как зеницу ока; Господь попустил открыться злу, чтобы лучше можно было выделить пшеницу от плевел; будем верить, что живущий на небесах посмеется им, и Господь поругается им ( Пс.2:4 ). «Сыны мужей! Доколе слава моя в поругании? Доколе будете любить суету и искать лжи?» ( Пс.4:3 ). Так вправе сказать всем нам наш любвеобильнейший Царь. Но будем верить, что благо, данное нам нашим Царем – благо, которым начали уже пользоваться, как импульсом, пробуждающим к жизни и оживотворяющим народные силы, – не умрет; оно должно принести свои добрые плоды на восприимчивой почве нашего отечества, потому что как сердце, так и слово Царя, – в руках Божиих: «Мною царие царствуют, и сильнии пишут правду», говорит Господь устами ( Притч.8:15 ) премудрого Соломона. Добрые юноши! Вы – наша надежда и смена в общем миропорядке жизненном. Для пользы отечества, в исполнение желания Царя и для блага церкви, старайтесь развивать не только ум свой, но и сердце, чтобы быть полезными, самоотверженными деятелями; будьте всегда верны призванию, указываемому Богом всякому человеку. Дай Бог, чтобы св. истина была вашим всегдашним руководством не только на пути вашего образования, но и на пути жизненном, – завещанная Спасителем любовь к Богу и ближнему проникала и согревала ваши сердца; нет знания вне истины, – нет жизни без любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

В Нем нашел человек удовлетворение своим вековым стремлениям и желаниям, тот идеал, к которому он должен стремиться, и в котором, как источнике и первоначале, заключается и открывается ключ к уразумению, в чем состоит счастье человека. И действительно, Он, Спаситель наш, отвечает нам на это: «се есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога и Его же послал еси Иисуса Христа» ( Ин.17:3 ). Он один есть путь, которым нужно следовать, чтобы достигнуть этого счастья; Он один есть истина, которую должно познавать и в этом познании находить для себя источник мира и внутреннего покоя; Он один есть жизнь, с которой связаны и в которой заключаются все жизненные начала. Этот-то идеал и искала грекоримская мудрость, его искали язычники, и ожидали иудеи. «Се человек», сказал некогда Пилат пред лицом народа и первосвященников иудейских; «се человек», пред которым должна преклоняться наша земная, часто гордая собой, наука, чтобы быть истинной мудростью, истинным светом в нашем земном странствовании; – образ Его должен всегда предноситься пред сознанием вашим, возлюбленные юноши, чтобы вам не сбиваться с прямого пути на путь ложный, очень часто намечаемый ложными как по существу своему, так и по направлению теориями, нередко увлекающими молодую голову, и доводящими ее до хаотического состояния; «се человек» – образ которого непрестанно должен быть в памяти у вас, уважаемые руководители и воспитатели юношества, потому что только при памятовании о Нем неотложно будет представляться и высокое назначение каждого из них и истинный характер отношения к ним, как усыновленным Богу кровью Христовой, – отношения любви, желания одного доброго, готовности делать все возможное и нужное для них. И пусть учение Христово и сам Иисус Христос займут достойное для себя место в кругу других знаний, какие наприм. занимает солнце между планетами, и будут служить пробным камнем для каждого научного мнения, для каждой теории, для каждого нашего частного действия, относится ли все это к Нему, как планета к солнцу, или будет лишь зловещей кометой, блуждающим огоньком, мгновенно появляющимся и также мгновенно исчезающим.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

«Се есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога и Его же послал еси Иисус Христа» ( Ин.17:3 ). «Научитесь от Меня, яко кроток и смирен сердцем», говорит Спаситель ( Мф.11:29 ). А кому из опыта неизвестно, что есть не мало людей развитых, но в то же время не умеющих жить и незнающих условий общественной жизни; есть не мало людей, выдающих себя за руководителей других, но в тоже время много приносящих вреда и служащих камнем соблазна для других. Поэтому-то не на всякое образование нужно смотреть как на одинаковое истинное и полезное, не всякое образование может быть светом, как не всякая система воспитания правильна и благотворна по своим началам; умственно-развитый человек – это понятие не показывает еще, что таковой непременно хороший гражданин; нет, для этого необходимо в такой же степени развитое сердце, необходимо нравственно-развитое чувство, как начало духовной жизни, и как основной жизненный нерв, подобно тому, как для успеха в изучении поэзии, музыки и т. п. необходимо, при развитии умственном, развитие соответствующих способностей. Сам по себе, без соразмерного развития нравственного чувства, ум человеческий склонен увлекаться эгоистическою пользою, и потому, не имея под собой прочной опоры, основывающейся на высоком начале, по естественному порядку, отдается направлению утилитарному. При таком одностороннем направлении немыслима та высокая, благоухающая любовь, для которой нет ни еллина, ни иудея, ни раба, ни свободнаго, и которая простирается на всех ( Кол.3:11 ; Мф.5 ). Вникните внимательнее в историю знаменитых ученых – Милля, Спенсера, Бокля и др; – обсудите их тщательнее и вернее, и вы убедитесь, что всюду видно и впереди идет эгоистическое начало, всюду отзывается характером утилитарности, и вследствие этого, всего чаще неприложимости к жизни, потому что жизнь требует необходимых условий – и прежде всего – права и справедливости, и может идти ровным путем тогда, когда примиряются страсти, сглаживается разнообразность стремлений и требований, когда руководством служит правильно христиански-развитое чувство.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Уважаемые сотрудники воспитания! На нас возложен самим Богом и волею Монарха священный долг воспитать и приготовить их на дело их будущего служения отечеству, развивать и укреплять в них знания на св. незыблемой, вечной истине божественной, своими советами и добрыми примерами благоговейного отношения ко всему, освященному церковью, внушать святость нравственных правил жизни. Взаимным и дружным нашим стремлением на этом прочном основании – стремлением к истинно-полезному просвещению юношей мы предохраним их от уклонения «на тот пагубный путь, на который люди неблагонамеренные, по выражению самого Царя нашего, стараются завлечь молодежь», и тем сослужим верную службу как Царю и отечеству, так и св. церкви. Речь перед благодарным молебствием 3-го апреля 1879 года, по случаю избавления Государя от руки злодея, в присутствии Нижегородского дворянства Черные тучи повисли над нашим политическим горизонтом: злодейская рука, поднимавшаяся на представителей власти, дерзко простерлась и на священную Особу Боговенчанного Государя; она не пощадила ни священного помазания в его лице, ни святости и величия торжественных дней, празднуемых нашею св. церковью. Видно, что тут нет ни веры в воскресшего Спасителя, ни веры в будущую жизнь, – тут явное отрицание Божественного Промысла, бодрствующего особенно над помазанниками, – совершенное отсутствие всяких нравственных начал. Да! черные тучи повисли; нужно яркое божественное солнце, чтобы разогнать эту страшную темь, осветить и согреть благодатными лучами взволнованные чувства и пробудить сознание правильных отношений к богопоставленной власти и друг к другу. Эта весть глубоко поразила всякого верноподданного, взволновала общественное сознание, и дерзость требует достойного возмездия. Но постоянное зло так не может уничтожиться, – сорвутся ветви – останутся корни, которые пускают всегда новые отпрыски. В искоренении этого зла и заключается высокая обязанность нашего общества, священная его задача. Молодое поколение – эта наша будущая надежда и смена в мировом порядке, – увлекаясь какими-то эфемерными мечтами, нередко попадает в этот гибельный водоворот, гибнет сама, губит самых близких своих, поражая в самое сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

При так развитом сознании человек правильнее смотрит на вещи, в которых он видит лишь средства, а не цели, правильнее смотрит на свои отношения к другим, в которых он видит возвеличенные любовью божественною создания Божии, малым, чем умаленные пред Ангелами, видит благодетелей-друзей… собратьев в праве равных и достойных любви, повиноваться высшим себя считает своею обязанностью, исполнять и воздавать всякому должное: кому подать – подать, кому оброк – оброк, кому страх – страх, кому честь – честь ( Рим.13:7 ) считает необходимым в целях своего спокойствия, преуспеяния и мирной жизни. А что может быть выше, счастливее этой жизни? Да – в этом самое сильное побуждение к познанию, как самого себя, так и окружающей природы, как отражения божественной славы, что и выражает Святой Апостол Павел: «Невидимое Его, вечная слава Его и Божество от создания мира, чрез разсматривание творений, делаются видимыми» ( Рим.1:20 ). Таким образом человек сам по себе и видимая природа – это, как бы, зеркальные поверхности, в которых должны отражаться для вас слова Божии, которые ведут к познанию истины Божией, царства и правды Его и наконец к познанию и усвоению истинной свободы. «Познайте истину», говорит Господь, «и истина сделает вас свободными». А это само собою приведет к правильному отношению к старшим вас; познание-же этих отношений раскроет пред вами, что справедливые требования, столь необходимые в жизни школьной, для выработки добрых характеров и правильных взглядов, для приучения к правильному порядку в жизни, не стеснение составляют, а напротив регулируют, служат к истинному направлению жизни и правильному течению, углаживая неровности и шероховатости, очищая засорение, объединяя и уравновешивая ее. Если всюду требуется это, то тем более на широком и пространном жизненном пути все необходимо должно быть благообразно и по чину; и если когда, то именно в этом возрасте, восприимчивом, гибком, как молодое дерево, способном более на доброе, нужно к этому приучаться. И странное дело, еслиб дитя, питающееся сосцами матери, не приученное к другому роду питания, вдруг отказалось от этой пищи, тогда естественно стало бы постепенно слабеть, худеть и сохнуть; также, если питомец школы считает стеснением для себя ее порядки, постановления, советы, и если он, принадлежа школе, хочет жить по своей воле подобно тому, как евангельский своевольный сын, стесняясь порядками в доме отца, решается отделиться от него, и безвременно, еще неопытный, пожить без его опеки, – что же выходит? растрачивает свое имущество, теряет свое здоровье, лишается куска хлеба и прилагается к свиньям! Не буду входить в область подобных жизненных примеров; как легко молодому, неопытному с хитросплетениями жизненными сбиться с дороги, без руководственных авторитетов и дойти до унижения своего человеческого достоинства! как это живо напоминает романтических героев, разных Пустовцевых, Какорозовых, Базаровых и других, подобных, им-же несть числа!

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010