Во св. Евангелии о событии крещения Господня повествуется так: приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его, и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь (т. е. не препятствуй): ибо тем надлежит исполнить всякую правду (т. е. определение Божие о спасении людей). Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды: и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение ( Мф. 3:13, 17 ). Так благоугодно было Богу Отцу в самом вступлении на общественное служение явить божественную славу Единородного Сына Божия, принявшего на Себя человеческую природу, и показать высокое призвание Его; теперь ясно было видно, что Он помазан Духом Святым и по человечеству, паче причастник своих ( Евр. 1:9 ), и есть во истину Христос (Помазанник) и – возлюбленный Сын Бога Отца. Посему Креститель Христов Иоанн теперь дерзновенно и исповедует: и аз видех, и свидетельствовах яко сей есть Сын Божий ( Ин. 1:34 ). Поэтому праздник Крещеная Господня и называется еще Богоявлением, так как тут открылось торжественное явление Бога во Святой Троице: Бог Отец – воглас с неба, Бог Сын – в крещении, Бог Дух Святый – в сошествии на Него в виде голубя. Это воспевает св. Церковь в праздничном тропаре: «во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение (т.е. подтверждал глас отца). Явлейся Христе Боже и мир просвещей, слава Тебе“. Таким образом Крещение Господне служит посвящением Сына Человеческого, Иисуса Христа, на Его высокое призвание служения людям во избавление их. Поэтому день Крещения или Богоявления издревле почитался наравне с днем Рождества Христова, великим праздником; и св. Церковь всегда воспоминала его радостно и торжественно, во свидетельство великих и спасительных плодов для верующих: очищения от грехов, помазания Духом Святым и усыновления Богу Отцу. Так исповедует св. Церковь : спасти хотя заблуждшаго человека, не несподобился еси в рабий зрак облещися: подобаше бо Тебе, Владыце и Богу, восприяти наша за ны, Тебе бо крещшуся плотию, Избавителю, оставления сподобил еси нас (стих, на Госп. воззв.). Все исполнил еси смотрение, Спасе наш, да спасеши мир явлением Твоим, едине Человеколюбче (лит. стих.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Во храме обитает Бог истинный и справедливый, имеющий воздать каждому по делам его, и невозможно, чтобы находящийся во храме не проникался этими требованиями и сознанием их. Не напрасно пророк Божий Давид сказал:«один день во дворах Твоих, Господи, лучше тысячи. Желаю лучше быть у порога в дому Божием, нежели жить в шатрах нечестия»( Пс.83:11 ). Насколько эти св. чувства, правда и справедливость, могут заглушаться в сознании человеческом под влиянием мирского шума, среди мирской суеты, при постоянном нервном стремлении человека к большим приобретениям, к упрочению своей земной обстановки, – еще сильнее они могут пробуждаться и проясняться во храме, как училище правды и справедливости, где слышим, что наше земное счастье, наша здешняя жизнь не конечна, есть только приготовление к будущей вечной жизни, счастье которой зависит не от обилия богатств земных, а от правильного, по духу Христову, пользования ими, от истинного взгляда и сообразного с ним пользования здешнею жизнью, что в дому Господнем может пребывать тот только, кто ходит непорочно, и делает правду, и говорит истину в сердце своем, кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла, и не принимает поношения на ближнего своего, кто серебра своего не отдает в рост, и не принимает даров против невинного ( Пс.14:2,3,5 ). А это разве не сильно предостерегать нас и предохранять от заблуждения с путей Божиих? Честность и верность, как благие плоды правды и справедливости, во всех сферах жизни нашей служат самыми вернейшими путями не только к счастливой будущности, но и к возможно лучшему устроению нашей жизни на правах нашего общежития; они уничтожают обман, предотвращают притеснения и обиды, и таким образом внушают доверие одного к другому, укрепляют взаимную связь между членами общества, и, естественно, содействуют возвышению нравственному, будучи уже сами по себе выражением высокой нравственности. А храм Божий, как благодатное место присутствия Бога истинного и правосудного, возрождает и освящает их. Таким образом, можно сказать, что в единении верующих со св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Десятая заповедь служит как бы заключительною среди заповедей, касающихся обязанностей наших к ближним, указывает на причины греховных действий, кроющиеся внутри нас самих, в нашем сердце, и внушая нам чистоту сердца, запрещает не только действия, но и самые мысли и желания, как внутренние зародыши внешних проявлений. Она читается так: Не пожелай жены искреннего твоего, не пожелай дому ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближнего твоего. Наше собственное сознание говорит нам, что прежде, чем совершается какое-либо действие, оно является в душе человека, как мыслимое и желаемое, и если эти мысли и желания греховны, и не будут остановлены и заглушены внутри нас, то они выходят наружу, как какая-либо язва, и проявляются в слове или деле. Поэтому Господь запрещает и осуждает не только слова и дела нечистые, но и внутренние желания и мысли, как показывающие, что сердце такого человека уже не чисто перед Богом, и недостойно Его. «Мерзость Господеви, говорит премудрый, помысл неправедный» ( Притч.15:26 ). Почему св. Апостол Павел и советует нам очищать себя от внутренних нечистот, говоря: «очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» ( 1Кор.7:1 ). В сердце человека, заглушившего в себе чувство христианской любви к ближним, прежде и чаще всего проявляется, вместо благожелания им, греховное чувство зависти, которая терзает его, при виде благосостояния ближнего, и, смотря по разнообразию побуждений, выражается в различных проявлениях: или в пожеланиях чувственных – похоти плоти (не пожелай жены искреннего твоего), или в желаниях корыстолюбивых – похоти очей, или властолюбивых – гордости житейской (не пожелай дому ближнего твоего…), и, вследствие этого, делается причиной многих преступлений, почему и Спаситель, называя блаженными чистых сердцем, говорит, «что от сердца происходят злые помышления, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, злословия» ( Мф.5:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/opyt-ob...

е. семена всех преступных явлений в жизни. Упившийся вином теряет сознание всего священного, что бы могло его удерживать; он способен скорее глумиться над всем, как бы дорого и священно оно ни было; при помраченной совести, он не сознает ни худых дел, ни печальных следствий, – это как бы разъяренный конь, неудержимо бросающийся в опасность. Грязный телом, он становится грязным и по душе. В каком положении решился Ирод на убийство св. Иоанна Крестителя? – упившись вином. В каком положении Валтасар, царь Вавилонский, допустил святотатственный поступок – пить вино из священных сосудов храма Иерусалимского? – упившись вином со своими собеседниками. Присмотрись каждый к жизни и поведению таких людей, и познай все зло, какое от сего происходит. Откуда у вас вражды и распри? говорит св. апостол, не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших ( Иак.4:1 )? Не здесь ли зародыш разных несчастий жизненных? У кого вой? у кого ссоры? у кого горе?... Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно; в последствии как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное ( Притч.23:29–33 ). «Разве ты любомудре тех великих и доблестных мужей, говорит св. Иоанн Златоуст , которые, воспламенивши свою плоть, впали в великие грехи? Не отсюда ли гибель целомудрия? Не отсюда ли брани и ссоры? Не отсюда ли расторжение браков? Скорблю и терзаюсь, что диавол заражает стадо» (Сл. о зрелищах). Да, прискорбно видеть, когда человек, одаренный разумом, приходит в состояние бессловесного; – обладающий по природе высокими чувствами, растрачивает дарованный от Бога талант; – имеющий свободную волю, делается постыдным рабом постыдного порока. Невольно припоминается притча Спасителя о блудном сыне, который, отдавшись греху, оказался в жалком положении; увлекшись страстями и ища свободы от надзора отеческого, очутился во всецелом рабстве. Поэтому Спаситель и говорит: смотрите за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими и чтобы тот день (день суда Божия) не постиг вас внезапно ( Лк.21:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

За унижением православия следует и принижение и распадение нравственное. При соблюдении таких условий возможно перерождение общества и повышение уровня нравственно-общественной жизни. Нужно, прежде всего, заботится о нравственном развитии частных личностей, чему содействует семья и школа, а потом дело самого общества поддерживать и закреплять в своих членах добрые начала дружным содействием. «Христос воскресе!» радостно ныне приветствуем друг друга; восстанем и мы из своего равнодушного усыпления к обновлению нашей жизни. И дай, Господи, увидеть нам ясные, светлые дни общественного мира, спокойного развития нравственного и материального, и тем доставить внутренний покой и глубоко пораженному последними событиями среди нас нашему Царю-Отцу. Аминь. Н. Новгород. 1881 г. Слово в неделю о Фоме, произнесенное в кафедральном соборе «Не буди не верен, но верен», – сказал Господь Фоме. Фома ответил Ему: «Господь мой и Бог мой!» ( Ин.20:27–28 ). В наш век, когда так сильно развилось сомнение в св. истинах веры, недоверие ко всему, что носит на себе характер священный, когда преобладающее значение имеют убеждения и понятия материалистические, право господства придано стремлению к пользе, материальной наживе, и человек представляется как бы прикованным к земле и ее сокровищам, – в наш век особенно настает нужда чаще напоминать о вере в Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, о необходимости и незаменимости ее и о благих ее последствиях для человека в его неотъемлемых стремлениях к спасению, – чаще напоминать, что в том состоит жизнь вечная, да знают Его, единаго истинаго Бога, и Его же послал – Иисуса – Христа ( Ин.17:3 ). Правда, при настоящем состоянии мысли и направления, не легко достигнуть цели – провести высоту этой веры в сердца человеческие, чтобы она сделалась достоянием их, вступила в свои права, как истинная, единственная руководительница жизненная, чтобы человек не оставался неверным, но приходил к вере, как сказал Спаситель Фоме: но путь, каким этот ученик дошел до твердого исповедания Господа, заключает в себе некоторый залог к возможному достижению этого. Фома, как мы слышали из Евангелия, не убедился одними словами своих соапостолов, их заверениями и доводами; он пожелал более осязательного доказательства, непосредственного убеждения. «Мы видели Господа», говорят ему другие ученики, – «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, отвечает он им, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, – то не поверю» ( Ин.20:25 ). Но зато какое твердое, какое решительное исповедание, когда осязательно убеждается, выражает он: «Господь мой и Бог мой!».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Запрещая гордость во всех ее проявлениях, вторая заповедь учит нас добродетели смирения. Человек смиренный, сознающий себя виновным всегда перед Богом, по своим грехам, не только чужд всяких гордых помыслов, но и всегда и во всем прибегает к милосердию Божию, и от одного Бога надеется получить все, просимое им. И слово Божие учит, что гордым Бог противится, а подает благодать только смиренным и кротким указывая нам и примеры смирения в лице Авраама, Давида, Пречистой Девы Марии и высочайший пример в лице Господа нашего Иисуса Христа. Любостяжание или корыстолюбие также нередко бывает предметом идолопоклонства; когда человек до забвения Бога и своего вечного назначения отдается приобретению богатства, тогда лихоимание делает для него, по слову Апостола, идолослужением ( Кол.3:5 ). Само по себе стяжание и обладание данною от Бога собственностью не есть грех; это скорее земное призвание человека, и Сам Спаситель нигде не осуждает богатства самого по себе и приобретение его, если оно не пристращает человека к себе; но это призвание человека извращается и делается преступным в следствии корыстного стремления к собственности, из чего возникает страсть – любостяжание, под влиянием которой человек любит мир паче Бога ( 1Ин.2:15 ), и не столько обладает своими благами, сколько сам обладается ими и подчиняется им. Пагубные следствия этого выразил Спаситель в притче об одном богаче. «Этот богач получил обильный урожай, и стал рассуждать сам с собой: что мне делать? – некуда собрать своих плодов. И сказал: вот что сделаю: сломаю свои житницы старые, и построю новые, большие, и туда соберу весь хлеб мой и все добро мое. И скажу душе своей: душа! Много добра лежит у тебя на много лет: покойся, ешь, пей и веселись! Но Господь сказал ему: безумный! В эту ночь душу твою потребуют от тебя; кому достанется то, что ты заготовил? Так бывает, закончил Спаситель притчу, с тем, кто собирает сокровище для себя, а не в Бога богатеет». Печальные плоды любостяжания видны и в самих следствиях его: с одной стороны, в развивающейся часто скупости, с другой – в чувственной жизни (чревоугодии или сластолюбии).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/opyt-ob...

И сам Спаситель не уничтожает совершенно клятвы, а допускает ее в важных, требуемых законом случаях, осуждая лишь случаи легкомыслия, как показал пример Ирода, поклявшегося Соломии, дочери Иродиады, дать даже до полцарства ( Мф.14:7 ), и пример Иудеев, поклявшихся не принимать пищи, доколе не убьют Апостола Павла ( Деян.23:12 ). Сам Бог в ветхом завете, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность воли своей, употребил в посредство клятву ( Евр.6:17 ). Потом Спаситель подтвердил тоже на суде Каиафы, когда этот первосвященник сказал Ему: «заклинаю тебя Богом живым, да речеши нам, аще Ты еси Христос, Сын Божий, сказал Иисус: ты рекл еси…» ( Мф.26:63–64 ). Четвертая заповедь Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай и сотвориши в них вся дела твоя; в день же седьмый – суббота Господу Богу твоему. Этою заповедью Господь повелевает освящать или посвящать на особенное служение Ему седьмой день или субботу, в воспоминание того, что в седьмой день Сам Господь окончил творение, совершенное в продолжении шести дней. Человек окружен нуждами, потребностями, требующими удовлетворения для поддержания своей жизни, – естественно, ему нужно и время для этого, с другой стороны нужно время отдохновения для своей телесной природы, утомляющейся постоянной деятельностью 14 . Поэтому седьмой день и служит для него как день молитвы или благодарной к Господу за оказанное содействие, или просительной, чтобы Он помогал ему и впредь, – там и днем отдыха от телесных трудов. Почему и сказал Господь: «суббота Господу Богу твоему». В ветхом завете точно соблюдалось это повеление Господне, день субботний святился, как праздничный день в неделе. Евреи, не признавшие Иисуса Христа Богом, и отвергшие как Его учение, так и чудеса, остались и доселе верными букве закона и своим преданиям Отцов (изложенным в Талмуде и Кабалле). В Церкви христианской, основанной на честных заслугах Спасителя, освященных величайшим чудом воскресения Его (потому что если бы Христос не воскрес, то не имели бы значения искупительного самые страдания), с самого начала ее положено посвящать на служение Богу день воскресный, или первый день недели, как постоянный памятник этого великого события на земле – торжества жизни над смертью , царствовавшей в роде человеческом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/opyt-ob...

истины, как православный сын и защитник прав Св. Церкви. Особенно тебе, царелюбивая Москва, должно быть близко это св. чувство общения, ты – свидетельница тех священных минут, когда Царь наш два года тому назад в твоем древнем храме Пресвятой Богородицы, с благословения Св. Церкви, возложил на себя все знаки превеличайшего царского достоинства и явился пред лицом твоим во всей славе и великолепии земном. Ты, к которой обращены взоры всей России, ты должна первая являть в себе пример преданного молитвенного общения с царем пред лицом Господа, чтобы и другие грады и веси, видя твое доброе дело, прославляли Отца Небесного за Царя своего. Вознесем же, особенно в нынешний высокоторжественный и всерадостный день, усердную молитву, да укрепит Господь Царя нашего в трудном подвиге служения Его и ниспошлет на него свою Божественную благодать, а в лице его, как главы, осенит и нас всех своим небесным обильным благословением. «Господи; спаси Царя и ныне услыши нас». Аминь. От плода чрева твоего посажду на престоле твоем – хотя не слышно, но тем не менее действительно, говорит с высоты небес Господь и нашему Богоизбранному Царю и тем поощряет и утешает Его в его царственных заботах о народе и царстве. Сам Господь, говорит пророк Даниил, низлагает царей и поставляет царей; ( Дан.2:21 ). Сам Он избрал в царское достоинство и посадил на нашем русском престоле и наш царственный дом в лице Михаила Федоровича Романова, и Своим Божеским Провидением охраняет его на благо и счастье России. Начиная с первой отрасли дома Романовых, призванной на царский престол в смутные времена междуцарствия, наши цари мирно и спокойно, по праву наследства, восходят на престол, призывая народ к повиновению данной им от Бога власти; и народ внемлет их голосу, скрепляя свою верность клятвою и целованием креста Христова и Евангелия, твердо веря, что «нет власти не от Бога, существующия же власти от Бога установлены». ( Рим.13:1–2 ). Почему противящийся власти, противится Божию установлению. Почему мы и видим, что по этому благословенному Богом единению царя с народом, наше отечество постепенно восходило от силы в силу, от славы в славу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Как всюду храмы христианские составляют украшение жилищ христианских, – сердце радуется, когда видишь, как высятся среди них св. храмы, украшенные крестами, как знамениями победы истины над ложью, Христа над диаволом; так и здесь, в этом месте нашей русской торговли, этот новый, громадный и величественный храм стоит, как древний столп еврейский, и, высясь над этими зданиями, низводит на них божественное благословение посредством креста своего, составляя незаменимое и отличительное украшение. Радуйтесь, создатели и благотворители сего храма! Отправляясь сюда, вы имели принять участие в молитве при торжестве освящения созданного вами храма, помолиться в нем, чтобы Господь низводил свое благословение на ваши труды и занятия, и, возвращаясь отсюда, понесете эту весть и свои чувства по городам и весям нашей благословенной России, будете говорить об этом храме, как связующем вас звене с этим местом торговли. При этом невольно переносишься мыслию к древнему храму Иерусалимскому, который, как единственный храм для евреев, собою объединял и связывал их в одно; невольно думаешь, что все мы, находящиеся здесь, хотя из разных мест, составляем одну целую, нераздельную семью, что этот храм для всех нас одинаково дорог и благословен от Бога, как храм Соломонов, в котором сам Господь дал ответ на молитву Соломонову: «и будут очи Мои и сердце Мое там (во храме) во все дни " ( 3Цар.9:3 ). Сколько отрадного и утешительного слышится для христианского сердца в этом обетовании божественном и по отношению к этому св. храму! Для него отрадно уже то, что оно, среди своих забот и трудов, здесь имеет возможность найти себе самый приятный и утешительный покой и отдохновение от них, здесь вблизи может изливать пред Богом свои благодарные чувства и просить Божия благословения на свои начинания и дела, здесь найдет себе утешение от разных невзгод и в тяжелые минуты, – а что может быть выше этого?!... Пусть чтобы ни говорили против значения и благотворного влияния св. храмов люди, чуждые их и не вкушающие сладости от них, – мы, истинно верующие, всегда пребудем в своем убеждении относительно благотворности их, останемся навсегда верными им и крепко связанными с ними. Ведь, храм Божий не есть что-либо чуждое нам, извне навязанное, – он есть требование и глубокое требование нашего сердца; он нужен для нас и удовлетворяет нашим добрым христианским желаниям. А «Бог, сотворивший мир и все, что в нем, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет, и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все» ( Деян.17:24–25 ). Отсюда какая тесная должна быть у нас связь с храмами, с которыми неразрывными нитями вяжется наша духовная жизнь! Можно даже сказать, что отчуждение, удаление от общения с ними есть постепенное замирание духовное, огрубение нашего духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Кроме прямой заповеди о любви к Богу и ближнему, в отсутствии которой ясно обличают нас преступления против шестой и седьмой заповеди, есть еще высшие побуждения, имеющие в себе возможность и силу останавливать от этих страстей, лишь бы христианин чаще воспоминал об них. Это – постоянная память о том, что и тело христианина, как и душа, есть сосуд благодатный, освящается св. таинствами, и таким образом есть вместилище св. Духа. «Разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? – Разве вы не знаете, что тела ваши суть члены Христовы… суть храм живущего в вас Духа Святого, которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Поэтому и прославляйте Бога в телах ваших и душах ваших, которые суть Божии» ( 1Кор.3:16, 6:19–20 ). Отсюда очевидно, что как убийца, посягающий на жизнь ближнего, отнимает у него возможность продолжить исполнение заповедей, как по душе, так и по телу, и таким образом идет против святой воли Божией; так тем более преступник против седьмой заповеди, употребить тело свое не на прославление своего Творца и Искупителя, а на оскорбление Его, унижая себя до степени животного инстинкта, вопреки прямому учению Апостола Павла: «разве вы не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? И так отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет» ( 1Кор.6:15:16 ) и через это лишает себя божественной благодати. К предохранению от этой страсти способствует воспоминание о том, что чистый душой и телом имеет обетование зреть Господа Бога, а блудник, по слову Давида, прилагается скотам несмысленным и употребляется им 27 . Добродетели, предписываемые 1) шестой заповедью Запрещая все виды убийства, шестая заповедь заповедует нам: А) Охранять жизнь ближнего, защищать и, в случае нужды, полагать за него жизнь свою, потому что никто не имеет больше той любви, как если кто душу свою положить за друзей своих; Б) Помогать бедным и со всеми обходиться кротко, с любовью и назидательно, к чему убеждает Сам Спаситель, говоря: «будьте милосерды, якоже Отец ваш небесный милосерд ( Лк.6:36 ); носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов ( Гал.6:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/opyt-ob...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010